Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Планирование и организация исследовательского проекта» для направления 030200.68 Политология подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Прикладной политологии



Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Планирование и организация исследовательского проекта»


для направления 030200.68 Политология подготовки бакалавра

Автор программы:

Малинова О.Ю., доктор философских наук, доцент, omalinova@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 200 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 200 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________200 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности [Введите шифр и название направления подготовки/ специальности ], обучающихся по магистерской программе [для магистерских программ, укажите название] по специализации (специализациям) [Введите название специализации (-ций), если есть)] изучающих дисциплину [Введите название дисциплины из РУП].

Программа разработана в соответствии с:


  • стандартом НИУ ВШЭ

  • Образовательной программой 030200.62 "Политология"

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 "Политология", специализация: "Политические исследования", "Политические экспертиза и управление" утвержденные в 2011 году

2Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины Научно-исследовательский семинар «Организация и планирование исследовательского проекта»:

  • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности,

  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации политологического исследования, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы,

  • сформировать базовые практические навыки: разработки программы политологического исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать о содержании и основных формах исследовательской деятельности, понимать алгоритм планирования, организации и реализации политологического исследования, а также оформления и представления его результатов, в том числе – особенностей написания различных видов текстов, подготовки и представления устных выступлений, подготовки наглядных средств презентации; понимать различия между основными исследовательскими стратегиями и ролью методов в политологическом исследовании

  • Уметь различать объект и предмет исследования, выделять и уточнять исследовательскую проблему, формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним; выбирать, определять и использовать понятия для описания и решения исследовательской проблемы; освоить алгоритм разработки программы исследования

  • Иметь навыки (приобрести опыт) подготовки учебной программы исследования на примере курсовой работы, оформления справочно-библиографического аппарата, первоначальные навыки написания и редактирования научных текстов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Умение определять проблему исследования и формулировать исследовательский вопрос, выделять объект и предмет исследования, формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним. Понимание ограничений, определяющих выбор стратегии исследования

ОК-1

Различает объект и предмет исследования; может определить проблему и сформулировать исследовательский вопрос; понимает содержание основных компонентов дизайна исследования (проблема, исследовательский вопрос, цели и задачи, стратегия, методы) и может определять их применительно к собственному учебному исследовательскому проекту

Практические занятия, выполнение домашних заданий, направленных на выработку соответствующих компетенций. Консультации с преподавателем.

Умение выбирать понятия для описания и решения исследовательской проблемы и работать с ними




Понимает значение понятийного аппарата; может определить систему ключевых понятий для постановки исследовательской проблемы и выбора стратегии ее решения

Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий, направленных на выработку соответствующих компетенций. Консультации с преподавателем.

Освоение алгоритма разработки программы исследования




Может подготовить программу учебного исследовательского проекта, отразив в ней основные элементы дизайна исследования (постановка проблемы, выборочный обзор литературы, формулировка исследовательского вопроса; цели и задачи; методы; предполагаемый календарный план)

Практические занятия, выполнение домашних заданий, направленных на выработку соответствующих компетенций. Консультации с преподавателем. Выполнение контрольного задания.

Навыки написания и редактирования научных текстов




Демонстрирует навыки написания научного текста по итогам учебного исследовательского проекта

Практические занятия, выполнение домашних заданий, направленных на выработку соответствующих компетенций. Выполнение контрольного задания.

Навыки оформления справочно-библиографического аппарата научного текста




Демонстрирует навыки оформления справочно-библиографического аппарата (сноски и ссылки на список литературы) по ГОСТ Р 7.0.5-2008

Лекции, практические занятия, выполнение домашнего задания, направленного на выработку соответствующей компетенции. Выполнение контрольного задания.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин НИР.00
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Введение в политологию

  • Научно-исследовательский семинар «Введение в научную работу»

  • Основы социологии

  • Русский язык и культура речи

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание о предмете, основных подходах и методах политической науки

  • понимание особенностей научного познания социальной реальности

  • первичные навыки работы с источниками информации, публицистическими и научными текстами, оформлению научно-справочного аппарата, использованию информационных ресурсов ГУ-ВШЭ

  • первичные навыки написания текста



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Сравнительная политология

  • Мировая политика и международные отношения

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в организацию исследовательской деятельности

2




2




0

2

Выбор предмета и разработка дизайна исследования

36




28




8

3

Подготовка программы исследования

30




18




12

4

Написание и оформление научных текстов. Справочно-библиографический аппарат.

28




18




10

5

Устная презентация результатов исследовательского проекта

12




8




4


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа










1
















Письменная работа: оформление библиографического аппарата научного текста по стандарту ГОСТ Р 7.0.5-2008 (контрольное задание № 2)































Эссе







1



















Программа учебного исследовательского проекта; 15-20 тыс. знаков (контрольное задание № 1)

Реферат































Коллоквиум































Домашнее задание

2

1






















Домашние письменные работы:

1) анализ области научных интересов (1 тыс. слов)

2) анализ содержания (атрибутов) ключевых понятий

3) поиск источников эмпирических данных



Итоговый

Зачет


































6.1Критерии оценки знаний, навыков


Контрольное задание № 1: программа учебного исследовательского проекта.

  • Освоение алгоритма разработки программы исследования:

  • Умение различать объект и предмет исследования, определять научную проблему и формулировать исследовательский вопрос, выделять цели и задачи предполагаемого проекта

  • Умение выделить ключевые понятия для описания и решения исследовательской проблемы и работать с ними

  • Понимание ограничений, влияющих на выбор стратегии исследования

  • Навыки сбора информации (в том числе – поиска источников информации)

  • Способность к анализу и критической оценке существующей литературы

Контрольное задание № 2: оформление справочно-библиографического аппарата научного текста.

  • Знание требований стандарта ГОСТ Р 7.0.5-2008 по оформлению библиографических ссылок и способность применить их для переоформления справочно-библиографического аппарата готового научного текста по заданному стандарту

Контрольное задание № 3: представление результатов учебного научного исследования (курсовой работы) в формате тезисов и доклада для студенческой конференции.

  • Понимание особенностей содержания, структуры и стиля научных текстов вообще и данного вида текстов в частности.

  • Умение выделить и сформулировать основные положения, в сжатом виде отражающих содержание отчета по результатам исследования (курсовой работы)

  • Знания правил оформления и редактирования научных текстов

При проведении контроля осуществляется выдача заданий (д/з № 2), проверка текущих работ и практических заданий в рамках семинара.


7Содержание дисциплины





    Раздел 1. Введение в организацию исследовательской деятельности


Тема 1. Введение в организацию исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность: понятие, основные принципы и особенности организации. Место политолога-исследователя в ряду политических профессий. Фундаментальные и прикладные исследования. «Академическое» и экспертное профессиональное сообщество и стандарты профессиональной деятельности.

2 часа.

Литература по теме:

Конеген Н., Шуберт К. Введение // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. VIII-XVI.


Раздел 2. Выбор предмета и разработка дизайна исследования
Тема 2. Выбор проблемы исследования. Объект и предмет исследования

Выбор предмета исследования. Объект исследования и его предмет. Алгоритм выбора предмета исследования. Мотивационные, содержательные, организационно-технические аспекты выбора предмета.

Технологии поиска и работы с научной литературой (повторение). Особенности работы с литературой в контексте выбора исследовательской проблемы.

Критерии, которым должна соответствовать проблема исследования. Способы уточнения выбранной проблемы с учетом требований изучаемости и научной релевантности.

Практическое задание: написать мини-эссе с ответом на вопрос: Какие проблемы в области политических наук мне интересны и почему? Последующее обсуждение на занятии возможных вариантов исследовательских вопросов на основе выбранных проблем.

6 часов.


Литература к теме:

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С. 10-29.


Тема 3. Многообразие подходов в социальных и политических исследованиях. Типы исследовательских вопросов и исследовательских стратегий

Традиции социального познания: о различии объяснительно-аналитической и «понимающей» парадигм. Онтологические и гносеологические установки как основание различий теоретико-методологических подходов. Типы политических исследований. Количественные, качественные и смешанные методы. Case-studies и их место в исследованиях политики.

Предмет исследования (научная проблема, подлежащая решению) и исследовательский вопрос (что конкретно мы хотим узнать). Основные типы исследовательских вопросов и предполагаемые цели исследования. Стратегии ответа на исследовательский вопрос: индуктивная, дедуктивная, ретродуктивная, абдуктивная. Исследовательский вопрос как ключ к выбору дизайна исследования.

8 часов.


Литература к теме:

Вельцель Х. Научно-теоретические и методические основы политологии // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное введение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 107-132.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С. 10-29.

Мангейм Дж., Рич Р. Политология: методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Blaikie N. Designing Social Research. 2nd ed. Cambridge: Polity, 2010. Ch. 4.

Thomas G. How to do Your Case Study. A Guide for Students and Researchers. L.: Sage, 2011. Ch. 1.


Тема 4. Теоретические основания постановки исследовательской проблемы. Работа с понятиями

Теоретические основания постановки исследовательской проблемы. Роль теорий, гипотез и моделей в разных типах политических исследований.

Понятийный аппарат исследования. Роль понятий в политических исследованиях. Понятия как единицы мышления и «контейнеры» для данных. Слова и понятия. Проблема концептоообразования.

Концептуализация понятий. Выбор системы понятий для описания/анализа. Обзор определений и использования понятий и анализ их содержания (атрибутов). Типы определений. Минимальное и максимальное определение. Веберовская концепция идеальных типов. Операционализация понятий. Работа с понятиями в логике разных стратегий исследования.

Практическое задание: Сравнение понятийного аппарата двух исследований на материале российской политической истории. Анализ критериев выбора понятийного аппарата.

Практическое задание: Анализ содержания (атрибутов) ключевых понятий для описания/анализа предполагаемого предмета исследования. Обсуждение результатов выполнения задания на занятии.

10 часов.

Литература к теме:

Конеген Н., Шуберт К. Введение // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. XIII-XIV.

Мангейм Дж., Рич Р. Политология: методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 28-31.

Вельцель Х. Научно-теоретические и методические основы политологии // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 124-125.

Gerring J. Social Science Methodology. A Unified Frame work. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. Ch. 5.
Тема 5. Источники эмпирических данных

Эмпирические основания научного исследования политики. Факты и данные. Источники эмпирических данных и литература.

Источники эмпирических данных: их типы и формы представления на разных этапах реализации исследования. Основные виды источников эмпирических данных. Материалы СМИ как источники. Информационные ресурсы (повторение). Работа с источниками в Интернете.

Критерии выбора источников эмпирических данных. Выбор источников и уточнение исследовательского вопроса. Выбор источников и методология исследования. Особенности дизайна количественных, качественных и смешанных исследований.

Архив исследователя.

Домашнее практическое задание: подбор источников эмпирических данных для учебного исследовательского проекта.

4 часов, семинары.

Литература к теме:

Мангейм Дж., Рич Р. Политология: методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Blaikie N. Designing Social Research. 2nd ed. Cambridge: Polity, 2010. Ch. 6.
Раздел 3. Подготовка программы исследования

Тема 6. Программа исследования: основные элементы. Для чего нужна программа исследования? Программа исследования как документ «для себя» (research design) и «для других» (research proposal, grant proposal). Разработка программы исследования как серия выборов.

Основные элементы программы исследования.

Постановка проблемы: ее определение и обоснование ее актуальности и научной релевантности.

Обзор литературы и его функции. Как правильно подготовить обзор литературы для программы исследования.

Определение предмета исследования и уточнение его границ. Формулировка цели исследования. Задачи исследования: шаги к реализации цели, основа структуры итоговой работы, ориентиры для будущего заключения.

Теоретико-методологическая основа исследования. Формулировка гипотез. Выбор стратегии и методов исследования.

Специальные вопросы, нуждающиеся в освещении в программе исследования: интерпретация ключевых понятий, обоснование предметных границ исследования и его хронологических рамок, характеристика источников эмпирических данных и принципов их отбора.

Календарный план. Предполагаемые результаты проекта.

Практическое задание: Определение объекта и предмета, целей и задач исследования на основании текста статьи / тезисов.

Контрольное задание № 1: подготовка программы учебного исследовательского проекта (5-7 тыс. слов).

12 часов.



Литература к теме:

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С.12-19.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Berry R. The Research Project. How to Write It. London: Routledge, 2000. Ch. 5-9.


Тема 7. Оценка научных проектов

Основные критерии оценки исследовательского проекта. Составление рекомендации.

Практическое задание: экспертиза (анализ) проектов, подготовленных другими исследователями.

2 часа.


Литература к теме:

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С.31-35.





    Раздел 4. Написание и оформление научных текстов. Справочно-библиографический аппарат.

    Тема 8. Особенности научного текста.

    Что отличает академический политологический текст? Практическое задание: выявление признаков научности текста. Научный стиль и его разновидности. Жанры научного текста.

    Практическое задание: анализ текстов с точки зрения соответствия критериям научного стиля.


2 часа.

Литература к теме:

Симонис Г., Беренс М., Эльберс Г. Изучение политической науки и техника учебной работы // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 63-70.





    Тема 9. Написание научных текстов

Основные виды научных текстов и их особенности. Квалификационная работа. Реферат. Рецензия. Эссе. «Малые формы»: тезисы, аннотации, абстракты.

Структура научного текста. Как спланировать работу над текстом? О чем писать во введении и заключении? Как построить основную часть текста? Типичные ошибки в письменных текстах. Компиляция. Плагиат. Профессиональное редактирование научных текстов.

Цитирование. Функции цитат и ссылок. Основные формы цитирования: дословное и косвенное цитирование. Правила оформления ссылок на цитаты, приводимые по вторичным источникам. Основные правила цитирования.

Практическое задание: анализ и редактирование текста.

Практическое задание: Оформление цитат в фрагменте готового текста.

Контрольное домашнее задание: тезисы доклада на студенческой конференции по теме курсовой работы (1 тыс. слов).

8 часов.

Литература к теме:

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Гл. 3, 4.

Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2002.

Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.

Симонис Г., Беренс М., Эльберс Г. Изучение политической науки и техника учебной работы // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 63-70.

Ожегов С.И. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32.81. М.: Изд-во стандартов, 1981.

Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2001.


Тема 10. Оформление научных текстов.

Особенности оформления научных текстов. Правила оформления квалификационных работ.

Оформление научно-справочного аппарата. Основные способы оформления ссылок на источники и примечаний: ссылки на список литературы (нумерованный и алфавитный), сноски (постраничные и концевые). Библиографическая ссылка. Правила оформления библиографических ссылок по ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Оформление графиков, диаграмм, таблиц, рисунков.

Практическое задание: Переоформление ссылок в научной статье по заданному стандарту.

Контрольное домашнее задание: переоформить ссылки в фрагменте готового текста (в виде сносок и в виде ссылок на список по алфавиту).

10 часов.

Литература к теме:

Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2002.

Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.

Симонис Г., Беренс М., Эльберс Г. Изучение политической науки и техника учебной работы // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 63-70.

Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2001.





    Раздел 5. Устная презентация результатов исследовательского проекта


Тема 11. Устная презентация результатов исследовательского проекта

Виды презентаций. Как построить выступление? Как соблюсти регламент? Как подготовить визуальный материал? Как контролировать внимание аудитории? Как задавать вопросы и оппонировать докладчику? Как выступать в качестве оппонента?

Практическое задание: подготовка презентации результатов курсовой работы.

8 часов.


Литература к теме:

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Гл. 6.



    Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.

8Образовательные технологии


Курс ориентирован на формирование практических навыков, в силу чего занятия проводятся в комбинированной форме и включают элементы лекции и практического занятия. Последовательность изучения материала определяется необходимостью подготовки студентов к выполнению серии практических заданий, направленных на выработку навыков работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, разработки программы политологического исследования, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления. Основной упор делается на самостоятельную работу студентов. В ходе обучения студенты должны выполнить серию практических заданий (домашних и аудиторных) и к окончанию курса подготовить и представить учебную программу собственного исследования. Преподаватель контролирует выполнение этих заданий и дает индивидуальные рекомендации по работе с программой исследования. Таким образом, работа в аудитории дополняется индивидуальными консультациями, которые осуществляются преимущественно в режиме контроля за выполняемыми студентами практическими заданиями и рекомендаций по на разных этапах работы с программой исследования.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для контрольной домашней работы № 1 (программа учебного исследовательского проекта). Программа учебного исследовательского проекта включает:

  • Постановку исследовательской проблемы и обоснование ее актуальности

  • Выборочный обзор научной литературы (степень разработанности проблемы)

  • Определение предмета исследования и формулировку целей и задач проекта

  • Пояснения относительно методологии исследования

  • Календарный план работы над проектом

Объем – 5-7 тыс. слов. Библиографические ссылки оформляются (по выбору) в виде сносок или ссылок на библиографический список.
Примерные вопросы/ задания для контрольной домашней работы № 2 (переоформление научно-справочного аппарата готовой статьи по заданному стандарту (типовое задание):

Фамилия, имя___________________________

Группа_______________________________

Задание 1. Преобразуйте ссылки на нумерованный список в обычные сноски
<…>Мы выделяем четыре подхода к описанию проблемы1.

Первый подход – он является самым распространенным среди российских авторов – сводится к констатации существенного изменения статуса региональных элит в ходе политических реформ Путина. Логика этого подхода может быть описана несколькими ключевыми положениями: роль региональных элит в общероссийском политическом процессе резко сократилась; они ослабили контроль над экономикой регионов; произошло снижение дифференциации и фрагментации элит (В. Гельман) (5). Н. Панкевич ведет речь об экономическом и политическом «поглощении» региональных элит (29, с. 61–62). В частности, анализируя развитие партийных структур, она пишет, что «произошло полное вертикальное поглощение региональных политических элит, связанных с электоральным включением в политический процесс, их агрегирование федеральным политическим институтом и соответствующая утрата статуса субъекта политического процесса» (29, с. 65–66). На сегодняшний день большинство российских аналитиков признают радикальную смену роли региональных элит в ходе политических реформ (точнее, контрреформ), как правило, обосновывая этот процесс децентрализацией или даже дезинтеграцией страны, которая происходила в предшествующий период («эпоха Ельцина»). Хотелось бы отметить, что для большинства российских специалистов данное изменение роли региональных элит воспринимается как их поражение, как определенный откат от ранее завоеванных позиций, как элемент сворачивания демократических процессов, которые шли в предшествующий период.

Напротив, сторонники второго подхода полагают, что централизация власти и ограничение властных полномочий региональных элит стали неизбежными и объективно необходимыми явлениями. Сторонник политики централизации В. Иванов, отмечая, что, регионалы больше не являются самостоятельными игроками на федеральном политическом поле (15, с. 107), утверждает: «Все они так или иначе понимали, что остановить централизацию нельзя, она объективно необходима и неизбежна и обсуждаться могут только конкретные формы и сроки» (15, с. 70). Аргументация в пользу централизации России и подчинения региональных элит власти центра выглядит довольно эффектно: российское общество требовало от центра более ответственной политики в отношении обеспечения безопасности страны, что было невозможно без воссоздания полноценной вертикали исполнительной власти. Централизация осуществлялась в интересах многих губернаторов, которые боялись проиграть на выборах или чей срок пребывания в должности заканчивался. Кроме того, региональные выборы в 1991–2004 гг. отличались «откровенным антидемократизмом» (15, с. 208), а избранные населением региона губернаторы могли себе позволить выступать против политики федерального Центра, как это было в случае проведения реформы системы социальных льгот и недропользования (38). В итоге В. Иванов подчеркивает: «Главное, чтобы неукоснительно выдерживался централизаторский подход. Отпускать вож­жи нельзя» (15, с. 233).



Третий подход является прямой противоположностью второму подходу. Он предполагает, что централизация России, вместо того чтобы объединить страну, превращается в фактор ее распада (К. Киселев, М. Магид, В. Дзидзоев, Л. Хоперская). Эта точка зрения выглядит как логический парадокс, который тем не менее имеет под собой определенные основания. В частности, К. Киселев пишет, что в новом столетии в массовом сознании был сформирован миф о том, что Россия в 1990-е годы находилась «на грани распада», а региональные элиты мечтали «отделиться от России». Этот миф оказался выгоден сторонникам «жесткой руки» и централизации власти, но противоречил интересам региональных элит и тех сил, которые выступали в поддержку экономической открытости (16). Централизация камуфлирует внутренние конфликты, сворачивает конкурентные межэлитные отношения, но не может «обеспечить единения региональных элит» (16, с. 85). Более того, эта политика усиливает внутренние напряжения в обществе, которые при определенном стечении обстоятельств могут прорваться в форме кризиса. На это обстоятельство, в частности, обращает внимание Р. Туровский (41).

Наконец, четвертый подход в характеристике произошедших перемен, получивший распространение в последнее время, сводится к более осторожной формулировке последствий политики централизации. Логика данного подхода сводится к следующему: в отношениях региональных элит с федеральным центром ничего принципиально не изменилось, поскольку осталась неизменной основа этих отношений – «торг» субъектов РФ с Москвой. Наиболее последовательно эту позицию сформулировал П. Панов. Он полагает, что совершившуюся в России радикальную социальную трансформацию некорректно описывать с помощью западного понятийного инструментария (демократия, конституция, парламент и др.), а поэтому вряд ли имеет смысл противопоставлять президентство Ельцина как «демократический период» президентству Путина, отождествляя его с «откатом от демократии». «В период президентства Владимира Путина действительно произошла трансформация политических практик, однако их существо не изменилось. С этой точки зрения «эпоха Путина» является не «возвращением назад», а скорее «движением вперед» по тому пути, который наметился в предыдущее десятилетие» (30). Близкую позицию разделяют авторы сборника под редакцией К. Мацузато (43). Они доказывают, что в 2000-е годы никакой революции в отношениях центра и регионов в России не произошло, а изменения носили эволюционный характер, поскольку «установление новых правил игры» стало результатом рационального выбора участников процесса. Основу этих правил составляет логика обмена федерального центра с региональными акторами, базирующаяся на двусторонних обязательствах (31). <…>


9.1.1.1Список литературы


5. Гельман В.Я. Возвращение Левиафана? Политика рецентрализации в современной России // Полис. – М., 2006. – № 2. – С. 90–109.

15. Иванов В. Путин и регионы. Централизация России. – М.: Европа, 2006. – 240 с.

16. Киселев К.В. Централизация власти как фактор распада государства // Федерализм и централизация. – Екатеринбург: УрО РАН, 2007. – С. 77–91.

29. Панкевич Н. Субъектный фактор в процессе централизации // Федерализм и централизация. – Екатеринбург: УрО РАН, 2007. – С. 61–66.

30. Панов П.В. Институциональные политические практики в России 1990-х и 2000-х годов// Два президентских срока В.В.Путина: Динамика перемен / Отв. ред. и сост. Н.Ю.Лапина. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – С. 50-71.

31. Панов П.В. «Централизация» глазами регионалистики // Полис. – М., 2004. – № 5. – С. 174–177.

38. Салашин В. Реформа власти: «Плюсы» и «минусы». – URL: https://www.jurilight.ru/news/texts/reforma.html

41. Туровский Р. Эволюция и проблемы обновления российской региональной элиты // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв.ред. В.Г. Игнатов, О.В. Гаман-Голутвина, А.В. Понеделков, А.М. Старостин. – Ростов н/Д, 2004. – С. 162–187.

43. Феномен Владимира Путина и российские регионы: Победа неожиданная или закономерная? : Сб. статей / Под ред. К. Мацузато. – М., 2004. – 350 с.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Основные принципы работы политолога. Содержание и основные формы исследовательской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования.

  2. Основные элементы программы исследования.

  3. Выбор предмета исследования. Критерии, которым должна соответствовать проблема исследования.

  4. Выбор системы понятий для описания/анализа. Концептуализация и операционализация понятий.

  5. Объект исследования и его предмет. Формулировка целей и задач исследования.

  6. Обзор литературы и постановка целей и задач исследования.

  7. Выбор методов исследования.

  8. Источники политологического исследования. Основные виды источников. Материалы СМИ как источники. Работа с источниками в Интернете. Серая литература.

  9. Составление календарного плана исследования.

  10. Основные стратегии поиска научной литературы.

  11. Функции библиографических описаний. Основные правила составления библиографических описаний.

  12. Основные виды научных текстов и их особенности. Структура научного текста.

  13. Цитирование. Функции цитат и ссылок. Основные формы цитирования: дословное и косвенное цитирование. Компиляция. Плагиат.

  14. Особенности оформления научных текстов. Правила оформления квалификационных работ.

  15. Оформление научно-справочного аппарата. Основные способы оформления ссылок на источники и примечаний: ссылки на список литературы (нумерованный и алфавитный), сноски (постраничные и концевые).

  16. Подготовка устной презентации результатов научного исследования.



10Порядок формирования оценок по дисциплине

• Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях, а также путем проверки домашних практических заданий.

• Итоговый контроль – зачет, который выставляется по результатам трех контрольных домашних заданий.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: учитывается посещение лекций и семинаров, а также активная работа на семинарах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: систематичность и качество выполнения домашних практических заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле:
Оитоговый = 0,35·Оконтр. д/з 1 + 0,2·О контр. д/з 2 + 0,2·О контр. д/з 3 + 0,15·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, однако возможно повышение оценки за контрольное домашнее задание № 1 (программа учебного исследовательского проекта) по итогам его доработки в рамках пересдачи, а также повторное выполнение контрольного домашнего задания № 2 (переоформление справочно-библиографического аппарата научного текста) в случае, если за него получена неудовлетворительная оценка.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.



11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


  • Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.

11.2Основная литература


  • ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id;=173511

  • Мангейм Д., Рич Р. Политология: Методы исследования. М: Весь мир, 1997.

11.3Дополнительная литература


  • Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004.

  • Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990.

  • Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.

  • Berry R. The Research Project. How to Write it. London: Routledge, 2000. Ch. 5-9.

  • Blaikie N. Designing Social Research. 2nd ed. Cambridge: Polity Press, 2010.

  • Grafton A. The Footnote. A Curious History. Cambridge (Mas.): Harvard University Press, 1997.

  • Firebaugh G. Seven Rules for Social Research. – Princeton: Princeton University Press, 2007. Ch. 1. https://press.princeton.edu/chapters/s8593.html

11.4Справочники, словари, энциклопедии


Справочники, словари, энциклопедии не используются.

11.5Программные средства


    Для работы достаточно стандартного набора программ Microsoft Office.

11.6Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка курса не предусмотрена

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется проектор для проведения лекций и семинаров

1 В статье за рамками рассмотрения остается анализ позиций политических партий и государственных деятелей.


Семинар «Планирование и организация исследовательского проекта»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности [Введите шифр и название направления по

290.01kb.

11 10 2014
1 стр.


С. А. Телегин организация и планирование путевого хозяйства

Т 311 Организация и планирование путевого хозяйства : методическое пособие для курсового и дипломного проектирования / С. А. Телегин. – Хабаровск : Изд-во двгупс, 2005. – 60 с.: ил

1389.87kb.

01 10 2014
14 стр.


Доклад создан в рамках Индивидуального исследовательского проекта №10-01-0083 «Современные тенденции в теории идеологий»

Доклад создан в рамках Индивидуального исследовательского проекта №10-01-0083 «Современные тенденции в теории идеологий» выполняемого при поддержке Программы «Научный фонд гу-вшэ»

49.82kb.

12 10 2014
1 стр.


Создание исследовательского университета

Наш анализ основан на модели построения исследовательского университета, описанной в статье Сонина, Хованской и Юдкевич “Построение исследовательского университета: структура финан

342.84kb.

29 09 2014
6 стр.


Организация научно-исследовательского института олонхо свфу: перспективы деятельности
55.17kb.

15 09 2014
1 стр.


Семинар для представителей Латвийских организаций, заинтересованных в использовании результатов проекта

Семинар в Риге и Мадоне для Латвийских организаций, заинтересованных в использовании результатов проекта. 12-13 марта 2013 г

23.6kb.

16 12 2014
1 стр.


Инновационная деятельность школы

Министерства образования рмэ по внедрению научно – исследовательского проекта

44.84kb.

10 09 2014
1 стр.


Семинар „лжвс доступность психологически-социальной поддержки и социальной помощи в Латвии

Распорядок дня собрания: знакомство участников проекта, обсуждение и определение этапов реализации проекта, обсуждение юридических аспектов рабочих отношений

67.57kb.

09 10 2014
1 стр.