Перейти на главную страницу
![]() |
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Планирование и организация исследовательского проекта» для направления 030200.68 Политология подготовки бакалавра |
Факультет Прикладной политологии
для направления 030200.68 Политология подготовки бакалавра
Автор программы:
Малинова О.Ю., доктор философских наук, доцент, omalinova@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 200 г
Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности [Введите шифр и название направления подготовки/ специальности ], обучающихся по магистерской программе [для магистерских программ, укажите название] по специализации (специализациям) [Введите название специализации (-ций), если есть)] изучающих дисциплину [Введите название дисциплины из РУП].
Программа разработана в соответствии с:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция |
Код по ФГОС/ НИУ |
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Умение определять проблему исследования и формулировать исследовательский вопрос, выделять объект и предмет исследования, формулировать цели и задачи предполагаемого проекта, планировать работу с ним. Понимание ограничений, определяющих выбор стратегии исследования |
ОК-1 |
Различает объект и предмет исследования; может определить проблему и сформулировать исследовательский вопрос; понимает содержание основных компонентов дизайна исследования (проблема, исследовательский вопрос, цели и задачи, стратегия, методы) и может определять их применительно к собственному учебному исследовательскому проекту |
Практические занятия, выполнение домашних заданий, направленных на выработку соответствующих компетенций. Консультации с преподавателем. |
Умение выбирать понятия для описания и решения исследовательской проблемы и работать с ними |
|
Понимает значение понятийного аппарата; может определить систему ключевых понятий для постановки исследовательской проблемы и выбора стратегии ее решения |
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий, направленных на выработку соответствующих компетенций. Консультации с преподавателем. |
Освоение алгоритма разработки программы исследования |
|
Может подготовить программу учебного исследовательского проекта, отразив в ней основные элементы дизайна исследования (постановка проблемы, выборочный обзор литературы, формулировка исследовательского вопроса; цели и задачи; методы; предполагаемый календарный план) |
Практические занятия, выполнение домашних заданий, направленных на выработку соответствующих компетенций. Консультации с преподавателем. Выполнение контрольного задания. |
Навыки написания и редактирования научных текстов |
|
Демонстрирует навыки написания научного текста по итогам учебного исследовательского проекта |
Практические занятия, выполнение домашних заданий, направленных на выработку соответствующих компетенций. Выполнение контрольного задания. |
Навыки оформления справочно-библиографического аппарата научного текста |
|
Демонстрирует навыки оформления справочно-библиографического аппарата (сноски и ссылки на список литературы) по ГОСТ Р 7.0.5-2008 |
Лекции, практические занятия, выполнение домашнего задания, направленного на выработку соответствующей компетенции. Выполнение контрольного задания. |
№ |
Название раздела |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа | ||
Лекции |
Семинары |
Практические занятия | ||||
1 |
Введение в организацию исследовательской деятельности |
2 |
|
2 |
|
0 |
2 |
Выбор предмета и разработка дизайна исследования |
36 |
|
28 |
|
8 |
3 |
Подготовка программы исследования |
30 |
|
18 |
|
12 |
4 |
Написание и оформление научных текстов. Справочно-библиографический аппарат. |
28 |
|
18 |
|
10 |
5 |
Устная презентация результатов исследовательского проекта |
12 |
|
8 |
|
4 |
Тип контроля |
Форма контроля |
1 год |
2 год |
Кафедра |
Параметры ** | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
Текущий (неделя)
|
Контрольная работа |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Письменная работа: оформление библиографического аппарата научного текста по стандарту ГОСТ Р 7.0.5-2008 (контрольное задание № 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Эссе |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Программа учебного исследовательского проекта; 15-20 тыс. знаков (контрольное задание № 1) | |
Реферат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Коллоквиум |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Домашнее задание |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Домашние письменные работы: 1) анализ области научных интересов (1 тыс. слов) 2) анализ содержания (атрибутов) ключевых понятий 3) поиск источников эмпирических данных | |
Итоговый |
Зачет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При проведении контроля осуществляется выдача заданий (д/з № 2), проверка текущих работ и практических заданий в рамках семинара.
Исследовательская деятельность: понятие, основные принципы и особенности организации. Место политолога-исследователя в ряду политических профессий. Фундаментальные и прикладные исследования. «Академическое» и экспертное профессиональное сообщество и стандарты профессиональной деятельности.
2 часа.
Литература по теме:
Конеген Н., Шуберт К. Введение // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. VIII-XVI.
Выбор предмета исследования. Объект исследования и его предмет. Алгоритм выбора предмета исследования. Мотивационные, содержательные, организационно-технические аспекты выбора предмета.
Технологии поиска и работы с научной литературой (повторение). Особенности работы с литературой в контексте выбора исследовательской проблемы.
Критерии, которым должна соответствовать проблема исследования. Способы уточнения выбранной проблемы с учетом требований изучаемости и научной релевантности.
Практическое задание: написать мини-эссе с ответом на вопрос: Какие проблемы в области политических наук мне интересны и почему? Последующее обсуждение на занятии возможных вариантов исследовательских вопросов на основе выбранных проблем.
6 часов.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С. 10-29.
Традиции социального познания: о различии объяснительно-аналитической и «понимающей» парадигм. Онтологические и гносеологические установки как основание различий теоретико-методологических подходов. Типы политических исследований. Количественные, качественные и смешанные методы. Case-studies и их место в исследованиях политики.
Предмет исследования (научная проблема, подлежащая решению) и исследовательский вопрос (что конкретно мы хотим узнать). Основные типы исследовательских вопросов и предполагаемые цели исследования. Стратегии ответа на исследовательский вопрос: индуктивная, дедуктивная, ретродуктивная, абдуктивная. Исследовательский вопрос как ключ к выбору дизайна исследования.
8 часов.
Вельцель Х. Научно-теоретические и методические основы политологии // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное введение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 107-132.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С. 10-29.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология: методы исследования. М.: Весь мир, 1997.
Blaikie N. Designing Social Research. 2nd ed. Cambridge: Polity, 2010. Ch. 4.
Thomas G. How to do Your Case Study. A Guide for Students and Researchers. L.: Sage, 2011. Ch. 1.
Теоретические основания постановки исследовательской проблемы. Роль теорий, гипотез и моделей в разных типах политических исследований.
Понятийный аппарат исследования. Роль понятий в политических исследованиях. Понятия как единицы мышления и «контейнеры» для данных. Слова и понятия. Проблема концептоообразования.
Концептуализация понятий. Выбор системы понятий для описания/анализа. Обзор определений и использования понятий и анализ их содержания (атрибутов). Типы определений. Минимальное и максимальное определение. Веберовская концепция идеальных типов. Операционализация понятий. Работа с понятиями в логике разных стратегий исследования.
Практическое задание: Сравнение понятийного аппарата двух исследований на материале российской политической истории. Анализ критериев выбора понятийного аппарата.
Практическое задание: Анализ содержания (атрибутов) ключевых понятий для описания/анализа предполагаемого предмета исследования. Обсуждение результатов выполнения задания на занятии.
10 часов.
Литература к теме:
Конеген Н., Шуберт К. Введение // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. XIII-XIV.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология: методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 28-31.
Вельцель Х. Научно-теоретические и методические основы политологии // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 124-125.
Gerring J. Social Science Methodology. A Unified Frame work. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. Ch. 5.
Тема 5. Источники эмпирических данных
Эмпирические основания научного исследования политики. Факты и данные. Источники эмпирических данных и литература.
Источники эмпирических данных: их типы и формы представления на разных этапах реализации исследования. Основные виды источников эмпирических данных. Материалы СМИ как источники. Информационные ресурсы (повторение). Работа с источниками в Интернете.
Критерии выбора источников эмпирических данных. Выбор источников и уточнение исследовательского вопроса. Выбор источников и методология исследования. Особенности дизайна количественных, качественных и смешанных исследований.
Архив исследователя.
Домашнее практическое задание: подбор источников эмпирических данных для учебного исследовательского проекта.
4 часов, семинары.
Литература к теме:
Мангейм Дж., Рич Р. Политология: методы исследования. М.: Весь мир, 1997.
Blaikie N. Designing Social Research. 2nd ed. Cambridge: Polity, 2010. Ch. 6.
Раздел 3. Подготовка программы исследования
Тема 6. Программа исследования: основные элементы. Для чего нужна программа исследования? Программа исследования как документ «для себя» (research design) и «для других» (research proposal, grant proposal). Разработка программы исследования как серия выборов.
Основные элементы программы исследования.
Постановка проблемы: ее определение и обоснование ее актуальности и научной релевантности.
Обзор литературы и его функции. Как правильно подготовить обзор литературы для программы исследования.
Определение предмета исследования и уточнение его границ. Формулировка цели исследования. Задачи исследования: шаги к реализации цели, основа структуры итоговой работы, ориентиры для будущего заключения.
Теоретико-методологическая основа исследования. Формулировка гипотез. Выбор стратегии и методов исследования.
Специальные вопросы, нуждающиеся в освещении в программе исследования: интерпретация ключевых понятий, обоснование предметных границ исследования и его хронологических рамок, характеристика источников эмпирических данных и принципов их отбора.
Календарный план. Предполагаемые результаты проекта.
Практическое задание: Определение объекта и предмета, целей и задач исследования на основании текста статьи / тезисов.
Контрольное задание № 1: подготовка программы учебного исследовательского проекта (5-7 тыс. слов).
12 часов.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С.12-19.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
Berry R. The Research Project. How to Write It. London: Routledge, 2000. Ch. 5-9.
Основные критерии оценки исследовательского проекта. Составление рекомендации.
Практическое задание: экспертиза (анализ) проектов, подготовленных другими исследователями.
2 часа.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С.31-35.
Что отличает академический политологический текст? Практическое задание: выявление признаков научности текста. Научный стиль и его разновидности. Жанры научного текста.
Практическое задание: анализ текстов с точки зрения соответствия критериям научного стиля.
Симонис Г., Беренс М., Эльберс Г. Изучение политической науки и техника учебной работы // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 63-70.
Структура научного текста. Как спланировать работу над текстом? О чем писать во введении и заключении? Как построить основную часть текста? Типичные ошибки в письменных текстах. Компиляция. Плагиат. Профессиональное редактирование научных текстов.
Цитирование. Функции цитат и ссылок. Основные формы цитирования: дословное и косвенное цитирование. Правила оформления ссылок на цитаты, приводимые по вторичным источникам. Основные правила цитирования.
Практическое задание: анализ и редактирование текста.
Практическое задание: Оформление цитат в фрагменте готового текста.
Контрольное домашнее задание: тезисы доклада на студенческой конференции по теме курсовой работы (1 тыс. слов).
8 часов.
Литература к теме:
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Гл. 3, 4.
Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2002.
Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990.
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.
Симонис Г., Беренс М., Эльберс Г. Изучение политической науки и техника учебной работы // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 63-70.
Ожегов С.И. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32.81. М.: Изд-во стандартов, 1981.
Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2001.
Особенности оформления научных текстов. Правила оформления квалификационных работ.
Оформление научно-справочного аппарата. Основные способы оформления ссылок на источники и примечаний: ссылки на список литературы (нумерованный и алфавитный), сноски (постраничные и концевые). Библиографическая ссылка. Правила оформления библиографических ссылок по ГОСТ Р 7.0.5-2008.
Оформление графиков, диаграмм, таблиц, рисунков.
Практическое задание: Переоформление ссылок в научной статье по заданному стандарту.
Контрольное домашнее задание: переоформить ссылки в фрагменте готового текста (в виде сносок и в виде ссылок на список по алфавиту).
10 часов.
Литература к теме:
Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2002.
Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990.
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.
Симонис Г., Беренс М., Эльберс Г. Изучение политической науки и техника учебной работы // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное ведение / Сост. Н.Конеген, К.Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 63-70.
Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2001.
Виды презентаций. Как построить выступление? Как соблюсти регламент? Как подготовить визуальный материал? Как контролировать внимание аудитории? Как задавать вопросы и оппонировать докладчику? Как выступать в качестве оппонента?
Практическое задание: подготовка презентации результатов курсовой работы.
8 часов.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Гл. 6.
Напротив, сторонники второго подхода полагают, что централизация власти и ограничение властных полномочий региональных элит стали неизбежными и объективно необходимыми явлениями. Сторонник политики централизации В. Иванов, отмечая, что, регионалы больше не являются самостоятельными игроками на федеральном политическом поле (15, с. 107), утверждает: «Все они так или иначе понимали, что остановить централизацию нельзя, она объективно необходима и неизбежна и обсуждаться могут только конкретные формы и сроки» (15, с. 70). Аргументация в пользу централизации России и подчинения региональных элит власти центра выглядит довольно эффектно: российское общество требовало от центра более ответственной политики в отношении обеспечения безопасности страны, что было невозможно без воссоздания полноценной вертикали исполнительной власти. Централизация осуществлялась в интересах многих губернаторов, которые боялись проиграть на выборах или чей срок пребывания в должности заканчивался. Кроме того, региональные выборы в 1991–2004 гг. отличались «откровенным антидемократизмом» (15, с. 208), а избранные населением региона губернаторы могли себе позволить выступать против политики федерального Центра, как это было в случае проведения реформы системы социальных льгот и недропользования (38). В итоге В. Иванов подчеркивает: «Главное, чтобы неукоснительно выдерживался централизаторский подход. Отпускать вожжи нельзя» (15, с. 233).
Наконец, четвертый подход в характеристике произошедших перемен, получивший распространение в последнее время, сводится к более осторожной формулировке последствий политики централизации. Логика данного подхода сводится к следующему: в отношениях региональных элит с федеральным центром ничего принципиально не изменилось, поскольку осталась неизменной основа этих отношений – «торг» субъектов РФ с Москвой. Наиболее последовательно эту позицию сформулировал П. Панов. Он полагает, что совершившуюся в России радикальную социальную трансформацию некорректно описывать с помощью западного понятийного инструментария (демократия, конституция, парламент и др.), а поэтому вряд ли имеет смысл противопоставлять президентство Ельцина как «демократический период» президентству Путина, отождествляя его с «откатом от демократии». «В период президентства Владимира Путина действительно произошла трансформация политических практик, однако их существо не изменилось. С этой точки зрения «эпоха Путина» является не «возвращением назад», а скорее «движением вперед» по тому пути, который наметился в предыдущее десятилетие» (30). Близкую позицию разделяют авторы сборника под редакцией К. Мацузато (43). Они доказывают, что в 2000-е годы никакой революции в отношениях центра и регионов в России не произошло, а изменения носили эволюционный характер, поскольку «установление новых правил игры» стало результатом рационального выбора участников процесса. Основу этих правил составляет логика обмена федерального центра с региональными акторами, базирующаяся на двусторонних обязательствах (31). <…>
15. Иванов В. Путин и регионы. Централизация России. – М.: Европа, 2006. – 240 с.
16. Киселев К.В. Централизация власти как фактор распада государства // Федерализм и централизация. – Екатеринбург: УрО РАН, 2007. – С. 77–91.
29. Панкевич Н. Субъектный фактор в процессе централизации // Федерализм и централизация. – Екатеринбург: УрО РАН, 2007. – С. 61–66.
30. Панов П.В. Институциональные политические практики в России 1990-х и 2000-х годов// Два президентских срока В.В.Путина: Динамика перемен / Отв. ред. и сост. Н.Ю.Лапина. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – С. 50-71.
31. Панов П.В. «Централизация» глазами регионалистики // Полис. – М., 2004. – № 5. – С. 174–177.
38. Салашин В. Реформа власти: «Плюсы» и «минусы». – URL: https://www.jurilight.ru/news/texts/reforma.html
41. Туровский Р. Эволюция и проблемы обновления российской региональной элиты // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв.ред. В.Г. Игнатов, О.В. Гаман-Голутвина, А.В. Понеделков, А.М. Старостин. – Ростов н/Д, 2004. – С. 162–187.
43. Феномен Владимира Путина и российские регионы: Победа неожиданная или закономерная? : Сб. статей / Под ред. К. Мацузато. – М., 2004. – 350 с.
• Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях, а также путем проверки домашних практических заданий.
• Итоговый контроль – зачет, который выставляется по результатам трех контрольных домашних заданий.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: учитывается посещение лекций и семинаров, а также активная работа на семинарах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: систематичность и качество выполнения домашних практических заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле:
Оитоговый = 0,35·Оконтр. д/з 1 + 0,2·О контр. д/з 2 + 0,2·О контр. д/з 3 + 0,15·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, однако возможно повышение оценки за контрольное домашнее задание № 1 (программа учебного исследовательского проекта) по итогам его доработки в рамках пересдачи, а также повторное выполнение контрольного домашнего задания № 2 (переоформление справочно-библиографического аппарата научного текста) в случае, если за него получена неудовлетворительная оценка.
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности [Введите шифр и название направления по
11 10 2014
1 стр.
Т 311 Организация и планирование путевого хозяйства : методическое пособие для курсового и дипломного проектирования / С. А. Телегин. – Хабаровск : Изд-во двгупс, 2005. – 60 с.: ил
01 10 2014
14 стр.
Доклад создан в рамках Индивидуального исследовательского проекта №10-01-0083 «Современные тенденции в теории идеологий» выполняемого при поддержке Программы «Научный фонд гу-вшэ»
12 10 2014
1 стр.
Наш анализ основан на модели построения исследовательского университета, описанной в статье Сонина, Хованской и Юдкевич “Построение исследовательского университета: структура финан
29 09 2014
6 стр.
15 09 2014
1 стр.
Семинар в Риге и Мадоне для Латвийских организаций, заинтересованных в использовании результатов проекта. 12-13 марта 2013 г
16 12 2014
1 стр.
Министерства образования рмэ по внедрению научно – исследовательского проекта
10 09 2014
1 стр.
Распорядок дня собрания: знакомство участников проекта, обсуждение и определение этапов реализации проекта, обсуждение юридических аспектов рабочих отношений
09 10 2014
1 стр.