Перейти на главную страницу
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
университет путей сообщения»
основания и фундаменты»
С.А. ТЕЛЕГИН
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
2005
Т 311
Рецензент:
основания и фундаменты» Дальневосточного государственного
университета путей сообщения
В.В. Пупатенко
Телегин, С.А.
Т 311 Организация и планирование путевого хозяйства : методическое пособие для курсового и дипломного проектирования / С.А. Телегин. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. – 60 с.: ил.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту специальности 290900 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» направления подготовки специалистов 653600 – Транспортное строительство.
В пособии изложен теоретический материал по вопросам организации текущего содержания пути и планирования ремонтных работ. Приведены примеры его практического применения.
При написании пособия использованы нормативно-справочные документы, регламентирующие организацию работ в путевом хозяйстве.
Пособие предназначено для студентов пятого курса, изучающих дисциплину «Организация, планирование и управление путевым хозяйством».
© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
Путевое хозяйство представляет собой сложную многопрофильную систему, объединяющую непосредственно объекты железнодорожного пути и комплекс специализированных хозяйственных предприятий основного и вспомогательного производства, обеспечивающих техническую эксплуатацию и функционирование железнодорожного пути. Оно является неотъемлемой составной частью железнодорожного транспорта и занимает в его структуре одно из центральных мест. Деятельность путевого хозяйства (ПХ) в целом направлена на обеспечение потребностей перевозочного процесса в части железнодорожного пути и определяется совокупностью задач:
Отсюда следует вывод, что для повышения уровня надежности постоянных устройств путевого хозяйства, снижения темпов их износа и уменьшения «путейской» составляющей в себестоимости перевозок при безусловном обеспечении безопасности движения поездов в условиях повышения объемов перевозок, скоростей движения поездов и веса грузовых поездов требуется поиск резервов комплексного характера.
Однако необходимо отметить и тот факт, что достигнутый эффект получен за счет использования резервов локального характера, лежащих на «поверхности». Проблем остается пока много и решать их придется нетрадиционными методами.
Основными мероприятиями, позволяющими реально устранить недостатки в путевом хозяйстве, следует считать:
В данном методическом пособии рассмотрены отдельные вопросы планирования и организации работ технического обслуживания (текущего содержания) и ремонта пути.
В задачу текущего его содержания входят систематический надзор за путем, сооружениями и путевыми устройствами и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями. Текущее содержание осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте.
Основной принцип текущего содержания – предупреждение появления неисправностей на базе анализа причин, порождающих их, и устранение этих причин. Все сооружения и устройства пути на перегонах и станциях необходимо содержать в соответствии с нормами и допусками, установленными ПТЭ и Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути [2].
Текущее содержание должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения. Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей на классы, которые устанавливаются в зависимости от грузонапряженности, допускаемых скоростей движения поездов и других факторов, оказывающих влияние на работу пути и его элементов.
Работы по текущему содержанию пути имеют следующие особенности:
Для организации работ по текущему содержанию пути дистанции делятся на околотки, возглавляемые дорожными мастерами, а околотки – на рабочие (линейные) отделения, в пределах которых путевые бригады под руководством бригадиров выполняют необходимые работы.
Для условий текущего содержания пути, основанного на применении средств малой механизации, установлено пять структурных форм:
б) форма 2п – околоток делится на 2–3 рабочих (линейных) отделения, каждое из которых обслуживает механизированная бригада (10–14 чел.), осуществляющая весь комплекс работ по текущему содержанию пути. Эта форма применима в любых условиях;
в) форма 3п – околоток делится на рабочие отделения, обслуживаемые малыми бригадами (5–6 чел.). Кроме того, на околотке организуется укрупненная механизированная бригада (17–20 чел.) или механизированное звено (5–6 чел.). Механизированная бригада (звено) работает по графику на всех рабочих отделениях. При работе на отделениях звено объединяется с отделенческими бригадами.
д) форма 2ст – околоток делится на 2–4 рабочих отделения с бригадами по 5–6 чел. и механизированная бригада (10–12 чел.).
В перспективе планируется провести реформирование организационной структуры путевого комплекса. Его целью являются: усиление централизации руководства, ликвидация лишних звеньев управления в общей системе и на предприятиях, разделение функций содержания и ремонта пути, расширение зон обслуживания предприятий и их низовых подразделений, повышение уровня планирования и рационального распределения ресурсов, улучшение системы контроля и повышение надежности работы путевого комплекса. Предусматривается, что основным подразделением по содержанию пути останется дистанция пути. При этом за ней закрепляются следующие функции: проведение надзора за состоянием пути и сооружений, а также выполнение неотложных и первоочередных работ. Основным структурным подразделением будет являться укрупненный участок без деления на линейные отделения и околотки. При наличии крупных станций для их обслуживания в зависимости от местных условий могут быть сохранены линейные отделения или созданы специальные бригады. На однопутных линиях длина участка должна составлять в зависимости от состояния пути и местных условий, в частности, числа малых станций 70–80 км, на двухпутных – 100–120 км развернутой длины главных путей. Новые организационные структуры планируется вводить в первую очередь на участках, лежащих на железобетонном подрельсовом основании, на деревянных шпалах с низким уровнем дефектности (не более 7 %), где выполнены работы по оздоровлению пути с глубокой очисткой или нет просрочки нормативов среднего ремонта пути.
В дальнейшем намечается произвести укрупнение дистанций пути с увеличением зоны обслуживания в 1,7–2 раза или создать региональные Дирекции содержания пути на базе отделений дорог, в состав которых должны входить 4–5 дистанций. Планируется, что протяженность дистанций пути будет составлять 300–550 приведенных километров в зависимости от грузонапряженности и скоростей движения грузовых поездов.
В настоящее время на сети функционирует 401 дистанция пути, приведенная длина которых составляет 158328 километров. При этом максимальная приведенная длина дистанции пути составляет 796 км, а минимальная – 178,2 км. Для организации работ по текущему содержанию пути образовано 5161 околоток и 15342 рабочих отделения. Максимальная приведенная длина околотка составляет 108,2 км, а минимальная – 7 км.
На Дальневосточной железной дороге в данный момент для организации текущего содержания пути сформировано 27 дистанций, из которых 11 обслуживают двухпутные участки и 16 – однопутные. Развернутая длина главных путей колеблется в интервале от 148 км до 391 км и в среднем составляет 277 км на дистанцию. В состав дистанций входят 343 околотка и 887 рабочих отделений. Средняя развернутая длина главных путей околотка равняется 21,6 км. Приведенная длина рабочих отделений, обслуживаемых бригадами, 8–14 км.
В подобной ситуации справедливо ставить вопрос о рациональных с точки зрения управляемости размерах дистанций и их низовых подразделений.
Подобные нормативы (табл. 1.1) разработаны отделом организации труда в путевом хозяйстве Центра организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) – филиала ОАО «РЖД».
отделений в приведенных километрах в зависимости от
Скорость, км/час
|
Грузонапряженность, млн. ткм бр./км в год | |||||||||||
свыше 50 |
свыше 25 до 50 |
свыше 10 до 25 |
10 и менее | |||||||||
ПЧ |
ПД |
ПДБ |
ПЧ |
ПД |
ПДБ |
ПЧ |
ПД |
ПДБ |
ПЧ |
ПД |
ПДБ | |
> 80 |
до 300 |
до 25 |
до 8 |
350–400 |
25–30 |
8–10 |
450–500 |
30–33 |
10–11 |
450–500 |
33–35 |
11–12 |
70–80 |
до 300 |
до 25 |
до 8 |
350–400 |
25–30 |
8–10 |
450–500 |
30–33 |
10–11 |
450–500 |
33–35 |
11–12 |
60–70 |
до 300 |
до 25 |
до 8 |
350–400 |
25–30 |
8–10 |
450–500 |
30–33 |
10–11 |
450–500 |
33–35 |
11–12 |
50–60 |
300–350 |
25–30 |
8–10 |
350–400 |
25–30 |
8–10 |
450–500 |
30–33 |
10–11 |
450–500 |
33–35 |
11–12 |
40–50 |
300–350 |
25–30 |
8–10 |
400–450 |
30–33 |
10–11 |
500–550 |
34–36 |
11–12 |
500–550 |
35–40 |
13 |
< 40 |
300–350 |
25–30 |
8–10 |
400–450 |
30–33 |
10–11 |
500–550 |
34–36 |
11–12 |
500–550 |
35–40 |
13 |
Приведенная длина учитывает разницу в трудоемкости содержания различных категорий пути, стрелочных переводов и прочих сооружений, то есть позволяет сделать их условно равновеликими. Приведенная длина пути исчисляется следующим образом:
Приведенная длина пути, лежащего на железобетонных шпалах, определяется по формуле:
При назначении границ околотков необходимо учитывать следующие требования: околотки должны быть примерно одинаковой длины, границы околотков должны включать «целые» километры по главным путям, малые станции должны целиком входить в один околоток (граница околотка должна в этом случае находиться на расстоянии не менее
В курсовом проекте первоначально по схеме заданного полигона устанавливаются ориентировочные границы дистанций пути. Для этого предварительно вычисляется общая приведенная длина полигона, и с учетом нормативных длин определяется количество дистанций, которые могут быть на нем размещены. Далее в зависимости от принятого числа дистанций рассчитывается их средняя длина, и намечаются границы, которые показываются на схеме. После этого для одной из дистанций составляется график административного деления с указанием границ околотков. При этом, придерживаясь нормативных величин (табл. 1.1), следует стремиться к максимальным значениям приведенных длин.
Километры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Характеристика эксплуатационных условий |
Грузонапряженность 64/30 млн. ткм брутто/км; Тяга – электровозная Максимальные скорости 120/90 км/ч | ||||||||||||||||||||
Раздельные пункты |
Длина станционных путей ПОП/Прочие |
3/5,4
|
1/2
|
---
| |||||||||||||||||
Количество стрелочных переводов |
Главные/ПОП/Прочие 12/8/2
|
6/4/2
|
--- | ||||||||||||||||||
Расчет приведенной длины |
Главные пути |
24 |
22 |
26 | |||||||||||||||||
Станционные пути |
3.36 |
1.2 |
--- | ||||||||||||||||||
Стрелочные переводы |
1.85 |
0.97 |
--- | ||||||||||||||||||
Итого |
29.21 |
24.17 |
26 | ||||||||||||||||||
Границы |
Околотки |
ПД-1 |
ПД-2 |
ПД-3 | |||||||||||||||||
Рабочие отделения |
ПДБ1 |
ПДБ2 |
ПДБ3 |
ПДБ1 |
ПДБ2 |
ПДБ3 |
ПДБ4 |
ПДБ1 |
ПДБ2 |
ПДБ3 |
Рис. 1.1. График административного деления дистанции пути
Штатное расписание составляется в зависимости от группы дистанции. Всего установлено четыре группы. Номер группы определяется суммарным количеством условных единиц (баллов), учитывающих эксплуатационные и технические особенности дистанции: I группа – более 760 баллов, II группа – от 760 до 600 баллов, III группа – от 600 до
Показатели, характеризующие работу дистанции пути для определения суммы баллов, приведены в прил. 1 табл.2.
Основным показателем является средняя грузонапряженность по дистанции пути. Если в состав дистанции входят участки с различной величиной грузонапряженности, то предварительно определяется ее средневзвешенное значение по следующей формуле:
, (1.3)
где ,
, …….
– грузонапряженность отдельных участков, млн. ткм брутто на км в год;
– протяженность соответствующих участков, км.
Суммарное количество баллов определяется по формуле:
По полученной сумме баллов определяется группа дистанции. Далее формируется штатное расписание административного и управленческого персонала по должностям и количеству человек.
В курсовом проекте суммарное количество баллов рассчитывается только по приведенной длине дистанции и показателям, информация о которых имеется в исходных данных. После определения группы дистанции выполнение данного пункта завершается. Штатное расписание административного и управленческого персонала не приводится.
1.4. Определение расчетного и планового контингента
монтеров пути
Расчетный контингент монтеров пути определяется в соответствии с Приказом МПС России №8Ц от 3.04.97 [7].
Нормативы численности монтеров пути на текущем содержании, измеряемые количеством человек в год на один километр развернутой длины пути, устанавливаются в зависимости от конструкции пути, грузонапряженности линий, скоростей движения, эксплуатационных условий и применяемых путевых машин.
В нормативы численности включены все основные работы, выполняемые на текущем содержании пути согласно положениям и инструкциям [2].
Нормами учитываются работы, не зависящие от движения поездов:
Нормы затрат труда на текущее содержание пути составлены при следующих эксплуатационных факторах:
Нормы затрат труда для участка, характеризующегося величиной грузонапряженности, не совпадающей с табличными данными, определяются методом интерполяции.
Расчет численности производится:
где – численность монтеров пути, обслуживающих конкретный участок главных, станционных и прочих путей, чел;
– норма расхода рабочей силы для данной конструкции, фактической грузонапряженности и скорости движения поездов (категории пути) конкретного участка, чел-год;
– развернутая длина конкретного участка пути, км.
Суммарная численность монтеров пути, обслуживающих главные, станционные и прочие пути , равна суммарной численности монтеров пути, обслуживающих отдельные участки:
; (1.6)
для стрелочных переводов
где – численность монтеров пути, обслуживающих стрелочные переводы конкретного типа, чел;
– норма расхода рабочей силы для конкретного типа и марки стрелочного перевода соответствующего размера грузонапряженности и скорости движения (категории пути), чел.-год;
– количество стрелочных переводов одного типа и марки, шт.
Суммарная численность монтеров пути, обслуживающих стрелочные переводы, равна:
. (1.8)
Затраты труда, рассчитанные по нормам расхода рабочей силы, корректируются на величину поправочного коэффициента , который учитывает местные эксплуатационные факторы и может определяется по двум вариантам.
По первому варианту коэффициент определяется как обобщенный в целом для обслуживаемого участка по формуле:
, (1.9)
где – развернутая длина
-го участка пути с индивидуальными эксплуатационными условиями, км (количество стрелочных переводов, шт.);
По второму варианту поправочный коэффициент определяется для каждого километра. При действии на одном километре нескольких эксплуатационных факторов общий поправочный коэффициент определяется из выражения:
где – добавки к табличной норме от поправочных коэффициентов. Например, при коэффициенте 1,1 добавка равна (1,1 – 1,0) = 0,1.
Численность монтеров пути определяется путем умножения нормы с учетом эксплуатационных условий на развернутую длину соответствующего участка (количество стрелочных переводов)
. (1.11)
Поправочные коэффициенты на местные условия эксплуатации рассчитываются отдельно для главных, станционных и прочих путей и стрелочных переводов.
Контингент монтеров пути , рассчитанный по нормам расхода рабочей силы с учетом условий эксплуатации, составит:
, (1.12)
где – численность монтеров пути, рассчитанная по нормам расхода рабочей силы для главных, станционных и прочих путей и стрелочных переводов, чел;
– поправочные коэффициенты на условия эксплуатации для главных, станционных и прочих путей и стрелочных переводов.
В курсовом проекте поправочные коэффициенты заданы в исходных данных порядковыми номерами, соответствующими номерам в табл. 6 прил.1.
Плановый контингент монтеров пути устанавливается по формуле:
В нормах учтены расходы на замещение рабочих охраны, находящихся на выполнении государственных и общественных обязанностей, на период выходных и праздничных дней. Следовательно, число рабочих охраны:
Контингент рабочих по текущему содержанию искусственных сооружений может быть определен по установленной нормативной трудоемкости работ на 100 м искусственного сооружения (табл. 7–9 прил. 1).
Численный состав бригады для содержания искусственных сооружений определяется по формуле:
(1.15)
где – контингент рабочих для содержания конкретного искусственного сооружения, чел:
(1.16)
где – длина искусственного сооружения одного вида, м;
– нормативная трудоемкость для данного типа искусственного сооружения, чел-год на 100 пог. м.
Т 311 Организация и планирование путевого хозяйства : методическое пособие для курсового и дипломного проектирования / С. А. Телегин. – Хабаровск : Изд-во двгупс, 2005. – 60 с.: ил
01 10 2014
14 стр.
Курсовая работа По дисциплине: "Организация и планирование производства. Управление предприятием"
09 10 2014
1 стр.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места
27 09 2014
1 стр.
Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.: Просвещение, 2006г.»
11 10 2014
1 стр.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) (3 ч)
01 10 2014
1 стр.
Вход и въезд на территорию хозяйства только со стороны асфальтированной дороги, через пропускной пункт, а также после приобретения разового билета и росписи в журнале за соблюдение
16 12 2014
1 стр.
Планирование составлено на основе Рус мәктәпләрендә укучы татар балаларына ана теле һәм әдәбият укытупрограммалары” 1-11 нче сыйныфлар
26 09 2014
3 стр.
Рекомендации Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по открытию предприятий придорожного сервиса 1
01 10 2014
12 стр.