Перейти на главную страницу
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
_______Яруллина С.Г. директора по УВР «Юхмачинская СОШ»
Протокол № ____от ________Рахматуллина Л.А. ______Романов А.Н.
«____» __________2011г. «____»__________2011г. Приказ №_____от
«__» ________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района РТ
Гимадеевой Зульфии Насыховны, учителя музыки, 8-9 классы
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___ от
«____» __________2011г.
2011/2012 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по предмету искусство (музыка)
Класс 8
Количество часов 17 часов; в неделю час.
Плановых контрольных уроков __ ч.
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.:Просвещение, 2006г.»
Учебник _____________________
Дополнительная литература ________________________
VIIIКЛАСС (17 ч)
В программе ставится задача обобщения музыкально-слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства — фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной (академической и популярной) музыки. Понятие «музыкальный стиль»; «Стиль — это человек» (Ж.-Л. Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.
Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.
Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений.
Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцевразных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Примерный перечень музыкального материала
Народные песни, церковные песнопения, романсы;
Песня Марфы. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С Бах.
Всенощное бдение(фрагмент) С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э. Уэббер.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Колыбельная. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Ария из оркестровой сюиты№ 3. И.-С. Бах.
Бразильскаябахиана № 5 (фрагменты). Э. Вила Лобос
Ария Руслана. Из оперы «Руслани Людмила».М. Глинка.
Уж если ты разлюбишь. Д. Кабалевский, слова У. Шекспира (Сонет № 90 в переводе С. Маршака).Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвридика». А. Журбин.
Музы согласно. Кант неизвестного автора XVIII в.
Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.
Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.
Ода к радости. Из финала Симфонии № 9. Л. Бетховен, слова Ф. Шиллера.
Песни. Серенады. Баллады. Ф. Шуберт.
День ли царит. П. Чайковский, слова А. Апухтина.
Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов:
Песни без слов. Ф. Мендельсон.
Вокализ. С. Рахманинов.
Концерт для голоса с оркестром (фрагменты). Р. Глиэр.
Менуэты. Г. Перселл, А. Корелли, Д. Скарлатти.
Менуэты из сюит. И.-С. Бах.Менуэты. Из фортепианных сонат. В.-А. Моцарт. Л. Бетховен.
Симфония № 40 (3-я часть). В.-А. Моцарт.
Вальс-фантазия. М. Глинка.
Вальсы. Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев.
Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель». Г, Свиридов.
Д. Кабалевский. С. Губайдулина.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музыка, хэви-метал, рэц, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и .полистилистика. Полистилистика в музыке XX — XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
• определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Раздел 1 Жанровое многообразие музыки (8 часов) | |||
|
Тема урока Используемый муз.материал. |
Ключевые понятия темы |
Музыкальный материал |
1. |
Музыка в жизни человека. |
Культура. Образованный человек |
Фрагменты произведений Моцарта, Баха, Рахманинова. |
2 . |
Жанры в музыке. |
Жанр. |
Фрагменты балета «Щелкунчик» П. Чайковского, оперы «Князь Игорь» А. Бородина, симфонии № 5 Л. Бетховена, Духовного концерта М. Березовского, Вокализа С. Рахманинова. |
3 |
Песня. Жанры народных песен. Народные напевы в музыке П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Бородина. |
Музыка народная, музыка профессиональная. |
Фрагменты опер «Князь Игорь» А. Бородина, «Иван Сусанин», Н. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка». Народные песни. |
4 |
Вокальные жанры и их развитие в духовной музыке разных эпох. |
Месса. Хор. |
«Высокая месса си-минор» И.С. Бах (фрагмент) «Страсти по Матфею» И. С. Бах «Всенощное бдение» С. Рахманинов (фрагмент)
|
5 |
Вокальные жанры и их развитие в светской музыке разных эпох. |
Ария. Песня. Романс. |
Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов. Вокализ С. Рахманинов. Концерт для голоса с оркестром (фрагменты) Р. Глиэр. |
6 |
Танец. Разнообразие танцевальных жанров. |
Менуэт. Вальс. Мазурка. |
Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов. Фрагменты вальсов Ф.Шопена, И. Штрауса. Мазурка из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, Менуэты А. Корелли, Д. Скарлатти. |
7 |
Марш. История русского марша. |
Марш. |
Марш Преображенского полка, Марш Семеновского полка. «Прощание Славянки» В. Агапкина. |
8 |
Жанры маршевой музыки. |
Военный, траурный, праздничный, церемониальный. |
Военный марш из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» Г. Свиридов. Свадебный марш. Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона. Соната № 2 для фортепиано си-бемоль минор (2-я часть, траурный марш) Ф. Шопен.
|
Раздел 2 Музыкальный стиль – камертон эпохи (9 часов) | |||
1 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Возрождение. |
Баллада. Канцона. Лютня. Клавесин. |
Лютневая музыка эпохи Ренессанса, духовная музыка Лассо Орландо |
2 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Барокко. |
Опера. Оратория. Месса. Кантата. Токката. Фуга. Соната. Сюита. |
Фрагменты произведений А. Вивальди, И.С. Баха, Г. Телемана. |
3 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классицизм. |
Симфония. Увертюра. Опера. |
Прощальная симфония. Гайдн. Фрагменты оперы В. Моцарта «Волшебная флейта». Фрагмент симфонической увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена. Фрагменты оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика» |
4 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Романтизм. |
Опера. Вальс. Ноктюрн. Баллада. Программная музыка. |
Фрагменты произведений Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини, М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского. |
5 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Импрессионизм. |
Прелюдия. Ноктюрн. Фортепианная миниатюра. |
Фрагменты произведений К. Дебюсси и М. Равеля. |
6 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Неоклассицизм. |
Балет. Стилизация. Модернизация музыкального языка. |
Фрагменты произведений И. Стравинского, А. Онеггера. |
7 |
Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классический авангард. |
Классический авангард. |
Фрагменты произведений Стива Райха, ГеоргиоЛигетти и ЯнисаКсенакиса |
8 |
Стилизация и полистилистика. |
|
Фрагменты 15-й симфонии Д. Д. Шостаковича, Трио ре-минор С. Рахманинова. |
9 |
Музыкальный стиль – камертон эпохи. Итоговый урок. |
|
|
Класс 9 УчительГимадееваЗульфияНасыховна Количество часов 17 часов; в неделю час. Плановых контрольных уроков __ ч. Административных контрольных уроков ___ч. Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.:Просвещение, 2006г.» Учебник _____________________ Дополнительная литература ________________________ |
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;
- примерной программы по музыке для основной школы;
- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)
Ведущей содержательной линией программы IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление ее духовно-содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах.В программе основной акцент делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. «Традиции — это связь с прошлым, новаторство — это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.Формы выявления в музыке Человека: персонаж, лирический герой, художественное «я» (В. Медушевский). Музыкальная форма — как процесс (Б. Асафьев.) Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно-тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.Драматические, лирические, характерно-бытовые и народно-эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно-симфонической, кантатно-ораториальной музыки).
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р. Быков). Восприятие — осознание — воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
Обучение музыкальному искусству в IХ классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
• понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
• оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
• иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
• сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
• знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
• ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
· развитие у учащихся эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения к музыке и жизни;
· воспитание и развитиеслушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности;
· освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
· формирование устойчивого интереса к музыке, к различным формам ее бытования;
· развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на элементарных музыкальных инструментах).
Фрагменты ХТК И.С.Баха.
Кантата «Александр Невский», опера «Князь Игорь».
Эгмонт. Л.Бетховен.
Кармен-сюита. Р.Щедрин.
«Ромео и Джульетта» П.Чайковский.
«Пер Гюнт» З.Григ.
«Шахерезада» Н.Римский-Корсаков.
«Колокольная» музыка С.Рахманинова.
«Картинки с выставки» М.Мусоргский.
Фрагменты балетов И.Стравинского.
«Перезвоны» вокальные произведения В.Гаврилина.
Фрагменты симфоний, опер Дм.Шостаковича.
Сюита для скрипки и фортепиано. А.Шнитке.
Фрагменты симфоний. А.Караманов.
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1 Образ человека в мировой музыкальной культуре (8 часов) |
| ||||
|
Тема урока Используемый муз.материал. |
Ключевые понятия темы |
Музыкальный материал |
Дата | |
|
|
|
|
План |
Факт |
1. |
Искусство как осмысление жизни |
Философия. Сознание. Миропонимание. |
Фрагменты ХТК И.С. Баха |
|
|
2 . |
Человек в музыке: персонаж, лирический герой. |
Кантата. Опера. |
Кантата «Александр Невский», опера «Князь Игорь» (фрагменты) |
|
|
3 |
Драматические образы в музыке. |
Симфония. Сюита. |
Эгмонт. Л. Бетховен. Кармен-сюита. Р. Щедрин. |
|
|
4 |
«Нет повести печальнее на свете…» |
Увертюра. Контраст. |
«Ромео и Джульетта» П. Чайковский. |
|
|
5 |
«В поисках счастья» |
Симфоническая сюита. |
Э. Григ «Пер Гюнт». «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова. |
|
|
6 |
Повесть о русском человеке. |
Симфония-действо. |
Перезвоны. В. Гаврилин. |
|
|
7 |
На краю вечности. |
Реквием. Месса. |
Реквием. М. Моцарт. Высокая месса си-минор. И. Бах. |
|
|
8 |
Образ человека в мировой музыкальной культуре. Философия музыки. |
. |
Фрагменты произведений, изучаемых в теме. |
|
|
Раздел 2 Традиции и новаторствов музыкальном искусстве: прошлое,настоящее, будущее (9 ч) |
|
| |||
1 |
Композиторы – новаторы своего времени. Сергей Рахманинов. |
|
«Колокольная» музыка Рахманинова, фрагменты произведений. |
|
|
2 |
Композиторы – новаторы своего времени. Модест Мусоргский. |
|
«Картинки с выставки» М. Мусоргский. |
|
|
3 |
Композиторы – новаторы своего времени. Игорь Стравинский |
|
Фрагменты балетов И. Стравинского |
|
|
4 |
Композиторы – новаторы своего времени. Дмитрий Шостакович. |
|
Фрагменты симфоний, опер Дм. Шостаковича. |
|
|
5 |
Композиторы – новаторы своего времени. А. Шнитке. |
|
Сюита для скрипки и фортепиано. А. Шнитке. |
|
|
6 |
Композиторы – новаторы своего времени. А. Караманов. |
|
Ave, Maria А. Караманов, фрагменты 3, 4 симфоний. |
|
|
7 |
Композиторы – новаторы своего времени. В. Гаврилин |
|
«Перезвоны», вокальные произведения В. Гаврилина. |
|
|
8 |
«Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное». Обобщение. |
|
Фрагменты произведений. |
|
|
9 |
Итоговый урок. |
|
|
|
|
Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.: Просвещение, 2006г.»
11 10 2014
1 стр.
Планирование составлено на основе примерной программы общего образования по истории 10-11 класс для образовательных учреждений «Дрофа» М.,2008 г
12 10 2014
1 стр.
01 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Календарно-тематическое планирование к учебно-методическому комплексу издательства Оксфордского Университета
15 10 2014
4 стр.
Календарно-тематическое планирование к учебно-методическому комплексу издательства Оксфордского Университета
15 10 2014
12 стр.
Мбоу «сош имени Р. И. Зарипова села Байлянгар» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
18 12 2014
1 стр.
Республики Казахстан перед общеобразовательной школой стоит ответственная задача воспитания творческой личности, знающей достижения национальной и мировой культуры, интеллектуально
25 12 2014
1 стр.