Перейти на главную страницу
Вопросы:
В повседневном и научном языке часто встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В данных терминах можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. (Человек = Индивид + Личность). Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого (различия проводятся на различных уровнях – психологическом, социальном и т.д.). Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало. Личность – результат социального становления индивида путем накопления жизненного опыта. Личность – как свойство индивида. Личностью индивид становится тогда, когда начинает воспринимать и называть себя «я».
Понятие «личность» употребляется, начиная с некоторого этапа развития человека (мы не говорим всерьез о личности новорожденного, ребенка). В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, человеческой культуры, с которыми он взаимодействует. Личность - относительно поздний продукт социального развития.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. (Ядов)
В соответствии с этим взглядом, личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального, культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента, предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Каждая личность обладает совокупностью качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К.Платоновым, который за основу для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического в их детерминации (причинном определении). На этом основании было выделено четыре подструктуры личности:
направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания); опыт (знания, навыки, умения и привычки); черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей протекания психических процессов (воля, чувства, восприятие и т.п.); биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства). Подструктура направленности является результатом исключительно социальной детерминации, подструктура опыта обусловлена преимущественно социальными факторами, но имеет и врожденную основу, подструктура психических процессов формируется под преимущественным влиянием врожденных факторов при участии социальных, подструктура биопсихических свойств детерминирована только биологическими факторами. Наряду с основным критерием для выделения подструктур К.К.Платонов приводит еще дополнительные: внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из подструктур; вид формирования подструктур; иерархическая зависимость подструктур, при которой каждая вышележащая подструктура обусловлена нижележащими. По мнению К.К.Платонова, все известные свойства личности могут быть уложены в эти четыре подструктуры. Исключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является не самостоятельной подструктурой, а накладывающимся на них общим качеством личности. Аналогично он рассматривал и способности, утверждая, что любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность, если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо.
Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову), где особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.
Краткое название подструктуры |
К данной структуре относятся |
Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности |
Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы |
Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта |
Умения, знания, навыки, привычки |
Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения |
Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) |
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств |
Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства |
Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.
Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие "Я", осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.
Индивидуальный опыт- воспитание в семье, друзья, школа.
Все эти факторы можно разделить на 2 больших блока : биологические (генетические, наследственность) и социальные (культурного порядка).
Теории личности
Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. К примеру, жертвы невроза, вызывающего потерю аппетита, намеренно морят себя голодом, не желая соглашаться с тем, что в действительности они не толстые, а худые или страдают болезненными состояниями, в убеждении, что они чересчур полные. Понятие “зеркального Я” не подразумевает, что наше представление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуацией.
Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: “Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать”, т.е. вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или “меня”. Именно вы, действуя в качестве субъекта, или “я”, решаете, что задавать вопрос не стоит.
Использование личных местоимений в утверждении иллюстрирует взаимоотношение аспектов объект-субъект. По Миду, ключ к развитию самосознания детей лежит в освоении ими языка. С помощью языка мы стараемся настроиться на те действия, каких хотели бы добиться от других. Мысленно мы спрашиваем себя: “Если я хочу, чтобы этот человек отреагировал именно так, что для этого нужно? Что требуется от меня, чтобы воздействовать на него таким образом?” Язык позволяет людям вести внутренний диалог. Мы говорим сами с собой и отвечаем сами себе в основном точно так же, как ведем беседу с другими. Таким образом, мы судим о том, как будут отвечать нам другие люди.
Согласно концепции Мида, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию “ролевой игры”, “коллективной игры” и “обобщенного другого”.
На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и “примеряет” на себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, например одного из родителей, называется “значимый другой”. К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.
На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.
На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что – несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется “обобщенный другой”. По мнению Мида, “обобщенный другой” – это средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем (Интернализация - - понятие , обозначающее процесс , в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы , переводя их на внутренний уровень), организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.
Эрвин Гоффман (1922-1982) дополнил наши представления о самих себе. Кули и Мид исследовали вопрос о формировании представлений человека о самом себе в процессе социального взаимодействия и то, как человек учится планировать свои действия на основании тех данных о себе и своем поведении, которые он черпает у других людей. Гоффман делает акцент на другой проблеме. Он указывает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гоффман назвал управлением впечатлениями (impression management). В ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренно выпячиваем. К примеру, водитель такси может попытаться скрыть от пассажира тот факт, что он по ошибке везет его в противоположную сторону, а молодой профессор может потратить несколько часов на подготовку и “репетирование” первой своей лекции в надежде сразу же предстать перед студентами в качестве знающего и эрудированного человека. Вы и сами хорошо представляете себе, что участвуете в процессе управления впечатлениями, когда решаете, что надеть в каком-то конкретном случае – на вечеринку, на прием к врачу, на собеседование с работодателем или на юбилей.
Гоффман рассматривает театральные постановки как аналитическую аналогию и средство отображения и понимания общественной жизни. Этот аспект он называет драматургическим подходом. Он описывает жизнь в обществе как сцену, на которой происходят общение и взаимодействие людей; все люди являются одновременно и актерами, и зрителями пьесы жизни; в этой пьесе они играют те самые роли, которые исполняют в своей повседневной жизни и деятельности.
Основной конфликт внутри личности происходит вследствие того, что «Сверх Я», то есть нормы, мораль, ценности общества довлеют над «Оно» то есть над врожденными инстинктами личности.
Человек, как социальное существо, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль – две стороны одного феномена. Если статус является совокупностью прав, привилегий, обязанностей; роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
В наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный.
Выделяют также личный статус – это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Напр., «душа» компании, лидер в группе.
Выделяют такие разновидности социального статуса, как предписанный, достигаемый, смешанный.
Предписанный статус (Аскриптивный) – социальное положение, определенное человеку по рождению или непосредственно вследствие семейного происхождения (напр., наследование титула), которое он не может с легкостью изменить собственным достижением. Напр., девушка; ребенок.
Предписанным называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. Напр., член королевской семьи, потомок дворянского рода и т.д. (они являются прирожденными статусами, т.к. королевскими привилегиями ребенок наделяется по наследству. Ликвидация монархического строя свидетельствует об относительности подобных статусов). Система родства, пол, возраст, национальность, классовая, религиозная принадлежность дает набор прирожденных и предписываемых статусов: сын, сестра, мать, племянник, европеец и т.д.
В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто грает роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями.
Т.о., в силу того, что каждый индивид участвует во множестве групп и организаций, он обладает множеством социальных статусов и ролей. Каждая личность в силу множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт.
Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.
Процесс социализации непрерывен, продолжается в течение всей жизни человека. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью.
В науке сложились различные концепции развития личности в процессе социализации. В большинстве из них берется за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Однако из многообразия особенностей процесса социализации, проявляющихся по-разному у различных индивидов, социология выявляет те факторы, которые могут характеризовать значительное число индивидуальностей, соответственно способны объединяться в определенные типы: возрастные, профессиональные, субкультурные и другие. Именно с учетом таких типологических особенностей выделяют различные этапы социализации.
На каждой стадии, порой на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются ее средства и механизмы. Условия или факторы данного процесса в обобщенном виде можно объединить в четыре группы. Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию. Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство. Третья – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.
Таким образом, естественный процесс перехода из одной возрастной категории в другую, от детства к юности, затем к зрелости и, наконец, к старости означает приобщение к новым правам и обязанностям, нормам и ценностям, стилю и образу жизни. Кроме того, социологами отмечается, что в связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость десоциализации – изменения старых ценностей, норм и правил поведения (утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов). Соответственно возникает необходимость в ресоциализации. В социологии данный термин закрепился как процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения (Напр., новый начальник, который требует работать по-новому, ресоциализирует нас).
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Особое значение в социологическом изучении социализации уделяется агентам и институтам. Агенты социализации – это конкретные люди, учреждения и социальные институты, ответственные за обучение нормам и освоение социальных ролей, оказывающие влияние на процесс социализации и направляющие его. Как уже было отмечено, принято различать первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Она связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: сначала семьи, группы сверстников, позднее – школы, учебных заведений. Соответственно, агентами первичной социализации выступают: родители, братья и сестры, сверстники, лидеры молодежных группировок, непосредственные руководители по учебе. Первичная социализация имеет значение особенно на ранних этапах развития личности, в первой половине жизни человека. Вторичная социализация – сфера социальных отношений. Усвоение соц. опыта в процессе трудовой стадии социализации. В данном случае большее значение имеют другие группы – образовательные, профессиональные, территориальные, определяемые местом отдыха, например. На каждой из стадий в настоящее время огромное значение оказывают СМИ.
Ролевая социализация обычно предполагает прохождение трех фаз.
Первая фаза, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и примеряют их к себе. Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией. Дети естественным образом знакомятся с такими взрослыми ролями, как супруги и родители, когда играют “в семью”. Школы и университеты, аспирантура, испытательный срок и реабилитационные программы являются более формальными институциональными структурами, призванными служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям.
Вторая фаза, когда после приобретения индивидами своего нового статуса они обнаруживают, что должны постоянно модифицировать, адаптировать и “переписывать” свои роли с целью приспособления к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, когда молодая пара вступает в брак, новоиспеченным супругам предстоит выработать новые межличностные навыки, поскольку когда они были детьми, большая часть супружеских ролей была от них скрыта.
Третья фаза – с течением жизни индивиды не только принимают на себя все новые и новые роли, они должны также освобождаться от многих ролей. Такие ритуалы, как процедура выпускных экзаменов, церемония бракосочетания, банкет по поводу выхода на пенсию, похороны, являются социально отлаженными механизмами, призванными облегчить людям восприятие факта временности некоторых ролей.
Личность. Определение. Соотношение понятия «личность» с понятиями «человек», «индивид». Структура личности (по К. К. Платонову). Факторы развития личности
16 12 2014
1 стр.
Х оппозиций политическому курсу заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В данной статье раскрываются некоторые предпосылки возникновения виктор
18 12 2014
1 стр.
Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обн
16 12 2014
1 стр.
Изучение международных отношений привело к становлению теории международных отношений
08 10 2014
1 стр.
Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты). Презентация по литературе по теме М. Ю. Лерм
11 09 2014
1 стр.
Цели: раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация, связь социальн
13 10 2014
1 стр.
Цель: познакомиться с основными показателями рационального поведения субъектов экономических отношений
08 10 2014
1 стр.
Настоящее Отраслевое соглашение (далее Соглашение) заключено в целях обеспечения защиты социальных и экономических прав работников и регулирования вопросов занятости, социально-тру
16 12 2014
1 стр.