Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Семинар по теме: «Личность в системе социальных отношений»

Вопросы:


  1. Личность. Определение. Соотношение понятия «личность» с понятиями «человек», «индивид». Структура личности (по К.К. Платонову). Факторы развития личности.

  2. Теории личности. Ч. Кули (Теория «Зеркального Я»). Д. Г. Мид (Теория «Обобщенного другого»). Э. Гофман (Теория «Управления впечатлениями»). З. Фрейд (Психоаналитическая теория)

  3. Статусный портрет личности. Социальный статус. Определение. Виды социальных статусов. Примеры. Статусная несовместимость. Социальная роль. Определение. Примеры. Ролевой набор. Ролевые конфликты.

  4. Социализация личности. Понятие социализации. Стадии социализации. Агенты и институты социализации. Факторы, влияющие на социализацию.



Литература:

  1. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с

  2. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.

  3. Социология: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 1036 с.

  4. Кравченко, А. И. Социология : Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академический проект, 2001. - 508 с.

  5. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2005. - 639 с.

В повседневном и научном языке часто встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В данных терминах можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. (Человек = Индивид + Личность). Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого (различия проводятся на различных уровнях – психологическом, социальном и т.д.). Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало. Личность – результат социального становления индивида путем накопления жизненного опыта. Личность – как свойство индивида. Личностью индивид становится тогда, когда начинает воспринимать и называть себя «я».

Понятие «личность» употребляется, начиная с некоторого этапа развития человека (мы не говорим всерьез о личности новорожденного, ребенка). В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, человеческой культуры, с которыми он взаимодействует. Личность - относительно поздний продукт социального развития.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. (Ядов)

В соответствии с этим взглядом, личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального, культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента, предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.



Личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена группы и общества, делающих его уникальным.

Каждая личность обладает совокупностью качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К.Платоновым, который за основу для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического в их детерминации (причинном определении). На этом основании было выделено четыре подструктуры личности:
направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания); опыт (знания, навыки, умения и привычки); черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей протекания психических процессов (воля, чувства, восприятие и т.п.); биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства). Подструктура направленности является результатом исключительно социальной детерминации, подструктура опыта обусловлена преимущественно социальными факторами, но имеет и врожденную основу, подструктура психических процессов формируется под преимущественным влиянием врожденных факторов при участии социальных, подструктура биопсихических свойств детерминирована только биологическими факторами. Наряду с основным критерием для выделения подструктур К.К.Платонов приводит еще дополнительные: внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из подструктур; вид формирования подструктур; иерархическая зависимость подструктур, при которой каждая вышележащая подструктура обусловлена нижележащими. По мнению К.К.Платонова, все известные свойства личности могут быть уложены в эти четыре подструктуры. Исключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является не самостоятельной подструктурой, а накладывающимся на них общим качеством личности. Аналогично он рассматривал и способности, утверждая, что любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность, если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо.


Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову), где особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств. 

 

Краткое название подструктуры



К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Факторы развития личности


  1. Биологическая наследственность

Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

  1. Физическое окружение

Групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. Физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.


  1. Культура

каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.




  1. Групповой и индивидуальный опыт

Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие "Я", осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

Индивидуальный опыт- воспитание в семье, друзья, школа.
Все эти факторы можно разделить на 2 больших блока : биологические (генетические, наследственность) и социальные (культурного порядка).
Теории личности


  • Ч. Кули. Теория «Зеркального Я»

  • Д. Г. Мид. Теория «Обобщенного другого»

  • Э. Гофман. Теория «Управления впечатлениями»

  • З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864-1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя и свой мир путем участия в процессах социальных интеракций (взаимодействий), и утверждал, что наше сознание активизируется в социальном контексте. Это утверждение лучше всего иллюстрирует теория “зеркального Я” – процесса, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас. Базовой посылкой любого типа социального поведения является наша способность прогнозировать точку зрения других людей.

Самосознание. Кули предполагал, что “зеркальное Я” представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей. Например, мы можем решить, что поправляемся и становимся “жирными”. Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлекательных. В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. В нашем случае, мы скорее всего будем испытывать беспокойство или неловкость, связанные со своей воображаемой тучностью.

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. К примеру, жертвы невроза, вызывающего потерю аппетита, намеренно морят себя голодом, не желая соглашаться с тем, что в действительности они не толстые, а худые или страдают болезненными состояниями, в убеждении, что они чересчур полные. Понятие “зеркального Я” не подразумевает, что наше представление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуацией.



Застенчивость. Поскольку людям свойственно самосознание, они часто испытывают чувство застенчивости. Застенчивость это общая тенденция испытывать напряжение, скованность и неловкость в общественных ситуациях.

Подавленностьэто внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления. Подобно застенчивости, подавленность возникает, когда процесс индивидуализации идет наперекос. К примеру, мы часто осознаем ситуации, в которых от нас ожидают успешной демонстрации умений. Так, на спортивных соревнованиях мы можем приложить максимум стараний, чтобы обеспечить правильность выполнения упражнений – координацию и точность мышечных движений тела – путем контроля за выполнением программы. Однако подобный самоконтроль нарушает автоматизм или отточенность исполнения, вследствие чего неизбежны ошибки.

Джордж Герберт Мид (1863-1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы “принимаем на себя роль других в отношении самих себя”. Внутренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя. Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом “я” (I), а объективный – словом “меня” (me).

Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: “Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать”, т.е. вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или “меня”. Именно вы, действуя в качестве субъекта, или “я”, решаете, что задавать вопрос не стоит.

Использование личных местоимений в утверждении иллюстрирует взаимоотношение аспектов объект-субъект. По Миду, ключ к развитию самосознания детей лежит в освоении ими языка. С помощью языка мы стараемся настроиться на те действия, каких хотели бы добиться от других. Мысленно мы спрашиваем себя: “Если я хочу, чтобы этот человек отреагировал именно так, что для этого нужно? Что требуется от меня, чтобы воздействовать на него таким образом?” Язык позволяет людям вести внутренний диалог. Мы говорим сами с собой и отвечаем сами себе в основном точно так же, как ведем беседу с другими. Таким образом, мы судим о том, как будут отвечать нам другие люди.

Согласно концепции Мида, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию “ролевой игры”, “коллективной игры” и “обобщенного другого”.

На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и “примеряет” на себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную личность в жизни ребенка, например одного из родителей, называется “значимый другой”. К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.

На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одновременно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной игры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.

На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением, а что – несоответствующим. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется “обобщенный другой”. По мнению Мида, “обобщенный другой” – это средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем (Интернализация - - понятие ,  обозначающее процесс ,  в ходе которого индивид  изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности  и нормы ,  переводя  их на внутренний уровень), организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

Эрвин Гоффман (1922-1982) дополнил наши представления о самих себе. Кули и Мид исследовали вопрос о формировании представлений человека о самом себе в процессе социального взаимодействия и то, как человек учится планировать свои действия на основании тех данных о себе и своем поведении, которые он черпает у других людей. Гоффман делает акцент на другой проблеме. Он указывает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гоффман назвал управлением впечатлениями (impression management). В ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренно выпячиваем. К примеру, водитель такси может попытаться скрыть от пассажира тот факт, что он по ошибке везет его в противоположную сторону, а молодой профессор может потратить несколько часов на подготовку и “репетирование” первой своей лекции в надежде сразу же предстать перед студентами в качестве знающего и эрудированного человека. Вы и сами хорошо представляете себе, что участвуете в процессе управления впечатлениями, когда решаете, что надеть в каком-то конкретном случае – на вечеринку, на прием к врачу, на собеседование с работодателем или на юбилей.

Гоффман рассматривает театральные постановки как аналитическую аналогию и средство отображения и понимания общественной жизни. Этот аспект он называет драматургическим подходом. Он описывает жизнь в обществе как сцену, на которой происходят общение и взаимодействие людей; все люди являются одновременно и актерами, и зрителями пьесы жизни; в этой пьесе они играют те самые роли, которые исполняют в своей повседневной жизни и деятельности.



Гоффман иллюстрирует свой подход, описывая, какие перемены происходят в поведении официантов в ресторане, когда они выходят в обеденный зал из подсобных помещений. Меняется аудитория, и соответственным образом изменяется поведение официантов. “Центральной сценой” является обеденный зал, где официанты демонстрируют услужливость и расторопность по отношению к посетителям ресторана. “Кулисы” – это кухонные помещения, где те же официанты открыто бравируют друг перед другом, всячески насмехаясь над той услужливостью, которую они демонстрируют “на сцене”. Кроме того, они скрывают всю неприглядную сторону приготовления пищи – отходы, чад и вонь испорченных продуктов, отделяя ее от заманчивой и благоухающей атмосферы обеденного зала. Таким образом, при переходе из одной ситуации в другую люди круто меняют “выражения” своего внутреннего образа. Они предпринимают усилия по предопределению ситуации для других людей, давая им подсказки для того, чтобы другие люди реагировали на них и действовали желательным для них образом.

З. Фрейд. (6 мая 185623 сентября 1939).  Через раскрытие взаимодействия сознательного, предсознательного и бессознательного Фрейд дает свое толкование структуры личности индивида, выделяя в ней три компонента: <Оно>, <Я>, <Сверх-Я>. <Оно> - это наиболее архаичная часть личности, которая включает в себя все генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. <Оно> изначально иррационально: для процессов в <Оно> не существует логических законов мышления, <Оно> ничего не знает ни об обществе, ни о морали: "Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Вместе с тем <Оно>, которое содержит инстинкты, служит источником энергии для всей личности. По Фрейду, все инстинкты сводятся к двум группам. Первая - сексуальные инстинкты, поддерживающиеся специфической энергией жизни - либидо (ученый создает концепцию либидо, называя так "энергию тех первичных позывов, которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви" в широком смысле слова). Вторая - деструктивные инстинкты смерти, питающиеся агрессивной энергией танатоса, которые проявляют себя в бессознательном стремлении к разрушению, насилию, агрессии, потребности наказания как других, так и себя. Свою концепцию танатоса - влечения к смерти - ученый строит, опираясь на факты распространения очевидной жестокости в войнах и революциях, проявлениях тоталитаризма. Другой компонент личности - <Я> - следует принципу реальности, осознает окружающий мир. Посредством своей деятельности Я способно учитывать социокультурные ценности общества, использовать их в своих интересах. Более того, <Я> в процессе развития обретает способность контролировать требования <Оно>, определяя возможности реализации потребностей во избежании ущерба для личности в целом. Говоря о взаимодействии <Я> и <Оно>, Фрейд метафорически сравнивает их с отношением наездника и лошади: животное дает энергию для движения, и наездник обладает преимуществом в определении цели и направления движения; но часто возникает ситуация, когда складываются далеко не туда, куда тому вздумается. Но по мере того как всадник овладевает культурой управления скакуном, тот (<Оно>) не может бежать непонятно куда. Сам Фрейд подчеркивал: "Там, где было Оно, должно стать Я". Третий компонент личности - <Сверх-Я> - развивается в раннем детстве из системы запретов и приказаний. Основой формирования <Сверх-Я> является идентификация, т.е. уподобление собственного <Я> чужому <Я> (Фрейд полагал, что ребенок прежде всего идентифицирует себя с отцом, тем самым в его совести содержатся наставления и запреты, воплощенные в отцовском <Сверх-Я>). На <Сверх-Я> ребенка влияют также заместители родителей -воспитатели, учителя, идеальные примеры. Однако как подчеркивает Фрейд, "Сверх-Я ребенка строится собственно не по примеру родителей, а по родительскому Сверх-Я; оно наполняется тем же содержанием, становится носителем традиции, всех тех сохранившихся во времени ценностей, которые продолжают существовать на этом пути через поколения".

Основной конфликт внутри личности происходит вследствие того, что «Сверх Я», то есть нормы, мораль, ценности общества довлеют над «Оно» то есть над врожденными инстинктами личности.



Статусный портрет личности.

Социальный статус

Человек, как социальное существо, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.



Социальный статус – это позиция человека в рамках группы и общества, связанная с определенными его правами и обязанностями.

Социальная роль – это модель поведения, предписываемая к определенному статусу.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль – две стороны одного феномена. Если статус является совокупностью прав, привилегий, обязанностей; роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.



Статусный набор – совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

В наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный.



Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют. Это тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, т.п. Напр., для женщин – статус домохозяйки; для мужчин – связанный с основным местом работы (научный сотрудник).

Выделяют также личный статус – это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Напр., «душа» компании, лидер в группе.

Выделяют такие разновидности социального статуса, как предписанный, достигаемый, смешанный.

Предписанный статус (Аскриптивный) – социальное положение, определенное человеку по рождению или непосредственно вследствие семейного происхождения (напр., наследование титула), которое он не может с легкостью изменить собственным достижением. Напр., девушка; ребенок.

Предписанным называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. Напр., член королевской семьи, потомок дворянского рода и т.д. (они являются прирожденными статусами, т.к. королевскими привилегиями ребенок наделяется по наследству. Ликвидация монархического строя свидетельствует об относительности подобных статусов). Система родства, пол, возраст, национальность, классовая, религиозная принадлежность дает набор прирожденных и предписываемых статусов: сын, сестра, мать, племянник, европеец и т.д.



Достигаемый статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека. Напр., студент, муж, банкир, член какой-либо политической партии и т.д.

Смешанный статус – социальное положение, обладающее чертами предписанного и достигаемого. Напр., статус безработного (если он получен не добровольно, а в результате экономического кризиса, например); вождь и т.д.

Эпизодический статус – статус, который человек занимает временно. Пр.: статус свидетеля, участника демонстрации, слушателя, т.д.

Статусная несовместимость – это дисгармония в статусном наборе человека, противоречие между двумя статусами человека.

  • Стратификационная несовместимость – не совпадение рангов статусов (когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй – низкий; по доходам, власти, образованию, престижу). Напр., высокооплачиваемый чиновник (высший профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах – среди друзей, родственников, сослуживцев.

Напр., господин М. – талантливый инженер. Профессиональный статус у него средний. Коллеги называют его «своим партнером» за компанейский характер, высоко ставят его профессиональные качества, но, когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье его любят как мужа и отца, но не могут гордиться его профессиональными достижениями.

  • Сферная несовместимость – противоречие прав и обязанностей между двумя статусами (когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса).

Напр., министр не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностными обязанностями защитника закона.

Ролевое поведение

В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто грает роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями.



Ролевой набор – комплекс / совокупность ролей, ассоциируемый с одним статусом. Напр., статус студента. Включает в себя роль ученика, сокурсника, читателя библиотеки. Профессор университета: преподаватель, исследователь, автор научных статей, специалист в своей области знаний.

Ролевой конфликт – это ситуация, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями (ожиданиями), которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Напр., преподаватель, ребенок которого учится в его классе, может попасть в ролевой конфликт, принимая решение: кого отправить на обучение за границу по обмену – его или более талантливого ученика.

Внутриролевой конфликт – это противоречие внутри одного ролевого набора. Напр., противоречие между ролями воспитателя и кормильца у мужа. Верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие идти на войну убивать.

Межролевой конфликт – это противоречие между ролями из разных ролевых наборов. Напр., работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Когда человека в качестве сотрудника организации просят работать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше времени уделить своему ребенку.

Т.о., в силу того, что каждый индивид участвует во множестве групп и организаций, он обладает множеством социальных статусов и ролей. Каждая личность в силу множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт.



Социализация личности.

Социализация – процесс становления и функционирования личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения в обществе.

Социализация- процесс вхождения индивида в общественную жизнь.

Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Процесс социализации непрерывен, продолжается в течение всей жизни человека. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью.

В науке сложились различные концепции развития личности в процессе социализации. В большинстве из них берется за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Однако из многообразия особенностей процесса социализации, проявляющихся по-разному у различных индивидов, социология выявляет те факторы, которые могут характеризовать значительное число индивидуальностей, соответственно способны объединяться в определенные типы: возрастные, профессиональные, субкультурные и другие. Именно с учетом таких типологических особенностей выделяют различные этапы социализации.



Первый этап – младенчество. Продолжительность составляет примерно два года жизнедеятельности. Основной канал социализации на данном этапе – общение. Оно выражается в жестах, мимике, позже – в словесных формах. Второй этап определяется как детство. В этот период ведущее значение имеет игра, в первую очередь ролевая. Третий этап социализации начинается с перехода от «возраста игр» к «возрасту обучения» в школе. На данной стадии изменяется доминанта социализирующего процесса – ею становится обучение. Четвертый этап начинается в школьные годы, верхней границей является завершение учебы. Данный период характеризуется изменениями в самосознании, самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих, в самостоятельном конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентаций. Четвертым этапом завершается дотрудовая стадия социализации, получает свое развитие трудовая. В этот этап человек входит в качестве социально и духовно сформировавшейся личности, обладающей более или менее разносторонне развитым сознанием и самосознанием, более или менее прочными мировоззрением, системой ценностей и социальных установок. Тот факт, что в процессе указанного этапа личность не только усваивает социальный опыт, но и активно воспроизводит его, обогащает его новым содержанием, придает особое социальное значение именно этому периоду. Важную роль приобретает специализация, выражающаяся в разделении труда. Она резко интенсифицирует социализационный процесс, который на этапе трудовой деятельности осуществляется на трех уровнях социализации личности: как члена специфической профессиональной группы (микроуровень); как члена конкретного трудового коллектива или организации (микроуровень); как принадлежащего к работающей части населения определенного государства (макроуровень). Завершающая стадия социализации – послетрудовая деятельность.

На каждой стадии, порой на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются ее средства и механизмы. Условия или факторы данного процесса в обобщенном виде можно объединить в четыре группы. Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию. Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство. Третья – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Таким образом, естественный процесс перехода из одной возрастной категории в другую, от детства к юности, затем к зрелости и, наконец, к старости означает приобщение к новым правам и обязанностям, нормам и ценностям, стилю и образу жизни. Кроме того, социологами отмечается, что в связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость десоциализации – изменения старых ценностей, норм и правил поведения (утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов). Соответственно возникает необходимость в ресоциализации. В социологии данный термин закрепился как процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения (Напр., новый начальник, который требует работать по-новому, ресоциализирует нас).

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Особое значение в социологическом изучении социализации уделяется агентам и институтам. Агенты социализации – это конкретные люди, учреждения и социальные институты, ответственные за обучение нормам и освоение социальных ролей, оказывающие влияние на процесс социализации и направляющие его. Как уже было отмечено, принято различать первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Она связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: сначала семьи, группы сверстников, позднее – школы, учебных заведений. Соответственно, агентами первичной социализации выступают: родители, братья и сестры, сверстники, лидеры молодежных группировок, непосредственные руководители по учебе. Первичная социализация имеет значение особенно на ранних этапах развития личности, в первой половине жизни человека. Вторичная социализация – сфера социальных отношений. Усвоение соц. опыта в процессе трудовой стадии социализации. В данном случае большее значение имеют другие группы – образовательные, профессиональные, территориальные, определяемые местом отдыха, например. На каждой из стадий в настоящее время огромное значение оказывают СМИ.

Ролевая социализация обычно предполагает прохождение трех фаз.

Первая фаза, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и примеряют их к себе. Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией. Дети естественным образом знакомятся с такими взрослыми ролями, как супруги и родители, когда играют “в семью”. Школы и университеты, аспирантура, испытательный срок и реабилитационные программы являются более формальными институциональными структурами, призванными служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям.

Вторая фаза, когда после приобретения индивидами своего нового статуса они обнаруживают, что должны постоянно модифицировать, адаптировать и “переписывать” свои роли с целью приспособления к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, когда молодая пара вступает в брак, новоиспеченным супругам предстоит выработать новые межличностные навыки, поскольку когда они были детьми, большая часть супружеских ролей была от них скрыта.

Третья фаза – с течением жизни индивиды не только принимают на себя все новые и новые роли, они должны также освобождаться от многих ролей. Такие ритуалы, как процедура выпускных экзаменов, церемония бракосочетания, банкет по поводу выхода на пенсию, похороны, являются социально отлаженными механизмами, призванными облегчить людям восприятие факта временности некоторых ролей.








Семинар по теме: «Личность в системе социальных отношений»

Личность. Определение. Соотношение понятия «личность» с понятиями «человек», «индивид». Структура личности (по К. К. Платонову). Факторы развития личности

237.01kb.

16 12 2014
1 стр.


Личность епископа Виктора (Островидова) в системе церковно-государственных отношений

Х оппозиций политическому курсу заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В данной статье раскрываются некоторые предпосылки возникновения виктор

115.01kb.

18 12 2014
1 стр.


Тема 5 Личность в системе социальных связей

Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обн

194.95kb.

16 12 2014
1 стр.


Тезисы лекций по теме: современные модели международных отношений

Изучение международных отношений привело к становлению теории международных отношений

71.14kb.

08 10 2014
1 стр.


Презентация по литературе по теме «М. Ю. Лермонтов (1814 1841). Личность поэта. Стихотворение

Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты). Презентация по литературе по теме М. Ю. Лерм

116.65kb.

11 09 2014
1 стр.


Конспект урока обществознания в 11 классе по теме: «Тенденция развития социальных отношений в России»

Цели: раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация, связь социальн

30.67kb.

13 10 2014
1 стр.


Человек в системе экономических отношений

Цель: познакомиться с основными показателями рационального поведения субъектов экономических отношений

169.95kb.

08 10 2014
1 стр.


Федеральное отраслевое соглашение

Настоящее Отраслевое соглашение (далее Соглашение) заключено в целях обеспечения защиты социальных и экономических прав работников и регулирования вопросов занятости, социально-тру

253.73kb.

16 12 2014
1 стр.