Перейти на главную страницу
Выступление Бурмакиной Г.А. учителя математики на семинаре « Урок рефлексии»... Уроки рефлексии имеют следующую структуру: 1) этап самоопределения к деятельности; 2) этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности; 3) этап локализации затруднения в деятельности; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап обобщения затруднений во внешней речи; 6) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 7) этап включения в систему знаний и повторения; 8) этап рефлексии деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока открытия нового знания являются фиксирование и анализ затруднений в собственной деятельности, а не в решении той или иной задачи. Понятия эталона, образца и эталона для самопроверки. Которые необходимы для грамотного проведения данного урока, поясним на конкретном примере. Задание: Решите уравнение: y + 2 = 5 Эталон - знаковая фиксация способа действия (знаковая фиксация N)
I.
II.
III.
и т.д. Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы, во-первых, он был математически грамотным и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке открытия нового знания, был им хорошо знаком и понятен. То есть являлся реальным инструментом для решения задач данного типа. Образец - реализация способа действия на конкретном примере (конкретизация N) x + 2 = 5 x = 5 - 2 x = 3
Эталон для самоконтроля - реализация способа действия, соотнесенного с эталоном.
При проверке работ по эталону учащиеся должны уметь проверять себя по эталону для самопроверки. Отметим, что способность к проверке себя по эталону формируется у учащихся постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному (образцу), последовательно переходя к проверке этой работы по эталону для самопроверки. Перейдем к описанию основных требований к каждому этапу урока рефлексии. Основной целью этапа самоопределения к деятельности является включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой цели необходимо: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки повторяемого содержания, создать ориентировочную основу действий («могу»); 3) определить основную цель урока. Продолжительность этапа самоопределения составляет 1 - 2 минуты. Этот этап отличается от первого этапа урока открытия нового знания тем, что основная цель урока формулируется уже на этом этапе. Цель урока может быть сформулирована как самим учителем, так и в процессе подводящего или побуждающего диалога, что является более предпочтительным. Как и на уроке открытия нового знания, данный этап очень важен для успешной работы на уроке. Основной целью этапа актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности являются подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок. Для этого необходимо: 1) организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащихся - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; 2) активизировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.; 3) зафиксировать используемые способы действий в буквенной или знаковой форме; 4) организовать индивидуальную деятельность учащихся (провести самостоятельную работу); 5) организовать самопроверку работы учащихся по готовому образцу с фиксацией своих результатов (без исправления ошибок). Продолжительность данного этапа составляет 8 - 12 минут. Второй этап в значительной степени отличается от аналогичного этапа урока открытия нового знания. Данный этап является самым продолжительным этапом урока. Отметим, что для решения первой задачи необходимо четко продумать, какие способы действий будут отрабатываться на данном уроке. И в процессе их повторения зафиксировать эти способы в знакомой для учащихся форме. Подчеркнём, что новые способы действий конструируются вместе с детьми на уроках открытия нового знания и фиксируются на четвертом этапе в знаковой форме (эталоне). На данном этапе для экономии времени при актуализации способов действий целесообразно использовать многофункциональные задания, в процессе решения которых можно выполнить целый ряд задач. Повторение известных способов действий можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия как со всем классом, так и по группам. Для решения поставленных задач количество заданий в самостоятельной работе должно быть минимальным, но достаточным для самоконтроля по выделенным способам действий. При самопроверке учащимися своей работы на данном этапе не предполагается выяснение причин ошибок и их исправление. Учащиеся лишь фиксируют правильность выполнения заданий по готовому образцу. Для психологической комфортности можно предложить для фиксации результатов значки «+» и «?». Эти значки по каждому заданию могут быть занесены в специальную таблицу, которая может выглядеть следующим образом:
Отметим, что способности к грамотному самоконтролю и рефлексивному анализу учебной деятельности формируется у учащихся в начальной школе и в 5 - 6 классах средней школы. Поэтому самопроверка работы по образцу не должна вызывать у учащихся сложностей. Вместе с тем каждый этап самоконтроля четко планируется при подготовке урока и учитель на уроке имеет возможность отслеживать и корректировать этот процесс. Таким образом, данный этап завершается фиксацией затруднений, возникших при решении самостоятельной работы. Основной целью этапа локализации затруднений являются выявление места и причины затруднений и уточнение в этой связи индивидуальной цели урока. Для того, чтобы исправление ошибок учащимися было неформальным, осмысленным, необходимо, чтобы они действовали не по наитию, случайно, а на основе определенного метода, способа действия. Рефлексивный метод имеет четкую структуру, которая позволяет построить алгоритм исправления ошибок. Алгоритм исправления ошибок отвечает учащемуся на вопрос «Как исправлять свои ошибки?» и помогает учащимся в процессе обучения освоить данный метод. Важно, чтобы он был построен на основе рефлексивного метода и в нём был заложен механизм грамотного контроля, о котором будет сказано ниже. Если уроки рефлексии проводить системно, то этот алгоритм хорошо знаком учащимся и может только корректироваться от урока к уроку. Построению данного алгоритма может быть посвящен отдельный урок открытия нового знания по теме «Как исправлять свои ошибки», «Алгоритм исправления ошибок» и т.д. Также алгоритм исправления ошибок может занимать небольшую часть этапа локализации затруднений и в дальнейшем постепенно усложняться. Этот алгоритм конструируется вместе с учащимися. При построении алгоритма исправления ошибок можно использовать подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Возможна групповая форма работы. Учитель может оформить его как пошагово, так и в виде блок-схемы. Приведём один из возможных алгоритмов исправления ошибок. В первом классе алгоритм исправления ошибок может выглядеть, например, следующим образом:
К пятому классу алгоритм исправления ошибок уже значительно более подробный. Пример такого алгоритма приводится в приложении. Отметим, что приведенный алгоритм может использоваться учителем в качестве основы для построения работы с детьми. Таким образом, на этапе локализации затруднений необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на основе рефлексивного метода). Далее учащиеся, которые допустили ошибки: 1) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют своё решение и определяют место ошибки; 2) выявляют и фиксируют способы действий, в которых допустили ошибки; 3) на этой основе уточняют индивидуальную цель дальнейшей деятельности и тему урока. Учащиеся, получившие правильные ответы, на этом этапе сравнивают своё решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. Соотнесение своего решения с эталоном позволяет учащемуся критериально проверить правильность своего решения и соотнести каждый шаг решения с используемыми способами действий, то есть провести доказательные рассуждения. Также учащийся имеет возможность пошагово «проговорить» своё решение, что способствует развитию логического мышления, развитию речи. Безусловно, подготовка эталона занимает у учителя достаточно много времени, особенно в начале освоения уроков данного типа. Но в процессе освоения уроков рефлексии времени на подготовку эталонов тратится значительно меньше. После проверки своих работ по эталону учащиеся, успешно справившиеся с самостоятельной работой, могут приступить к выполнению заданий творческого уровня или выступать в качестве консультантов. Если ученик выявил способ действия (правило, алгоритм и т.д.), в котором он допустил ошибку, то этот результат также может быть зафиксирован в таблице. Продолжительность данного этапа составляет 7 - 8 минут. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог. Возможно разбиение учащихся на группы по типам допущенных ошибок. Отметим, что каждый учащийся имеет возможность работать по своей индивидуальной траектории. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения являются построение детьми проекта выхода из затруднений и формирование способности к его выполнению. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе: 1) исправил ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона; 2) в первом случае соотнёс результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; 3) выбрал из предложенных или придумал задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; 4) решил эти задания (часть этих заданий может войти в домашнюю работу). Продолжительность данного этапа составляет 4 - 5 минут Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступать в качестве консультантов. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является усвоение способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели: 1) организуется обсуждение типовых затруднений; 2) проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Продолжительность данного этапа составляет 2 - 3 минуты. На данном этапе целесообразно организовать коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. Отметим, что на этом этапе все учащиеся, независимо от результатов написания самостоятельной работы, могут участвовать в обсуждении. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону являются интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: 1) выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки; 2) проводят самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксируют знаково результаты. Продолжительность данного этапа составляет 4 - 5 минут. На данном этапе также следует обратить внимание на процедуру грамотного контроля. Самостоятельная работа выполняется письменно и имеет узкую типовую направленность. Результаты самостоятельной работы могут быть зафиксированы в таблице. Учащиеся, не допустившие ошибок в первой самостоятельной работе, на данном этапе выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения являются включение используемых способов действий в систему знаний, выделение границ применения знаний, установление между используемыми способами действий локальных связей, повторение и закрепление ранее изученного. При положительном результате предыдущего этапа для реализации этой цели учащиеся: 1) выполняют задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученным и между собой; 2) решают задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном результате предыдущего этапа учащиеся могут повторить предыдущий этап для другого варианта. Продолжительность данного этапа составляет 5 - 6 минут. Целесообразно организовать работу на данном этапе в форме коммуникативного взаимодействия в группах или в парах, предоставить учащимся возможность выбора заданий. Можно включить элементы проектирования, игровые ситуации и т.д. Основной целью этапа рефлексии деятельности являются самооценка результатов деятельности и осознание метода преодоления затруднений в деятельности. Для реализации этой цели: 1) повторяется алгоритм исправления ошибок (способ деятельности на уроке); 2) фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; 3) намечаются цели последующей деятельности; 4) оценивается деятельность на уроке; 5) определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Продолжительность данного этапа составляет 3 - 4 минуты. Возможно как коммуникативное взаимодействие, так и индивидуальная форма работы. Можно в письменном виде предложить учащимся систему вопросов, на которые нужно ответить для проведения рефлексии деятельности на уроке. Возможно использование специальных сигналов для обозначения степени достижения поставленной цели - знак, шкала и т.д. Для подготовки урока рефлексии предлагается следующий алгоритм конструирования урока.
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую (особенно в начале освоения урока данного типа) подготовку со стороны учителя, являются интересными для учителей, и, в первую очередь, для детей. Уроки данного типа системно проводятся во многих школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправления. Уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, так как овладение технологией деятельностного метода происходит на уроках открытия нового знания и на уроках рефлексии не происходит изменения самого метода работы.
Литература: Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. - М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005г. - 32с. |
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока открытия нового знания являются фиксирование и анализ затруднений в собственной деятельности, а не в решении той или иной задачи
25 12 2014
1 стр.
В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных
09 10 2014
7 стр.
Доклад на семинаре «Архитектоника культуры» в Институте философии ран 3 декабря 2009 г
23 09 2014
4 стр.
Конспект классного часа проводимого на городском семинаре классных руководителей на тему
25 12 2014
1 стр.
Цели: продолжить изучение истории стран Востока, выделяя особенности складывания китайского государства и управления им в Средневековье, познакомить учащихся с достижениями китайск
29 09 2014
1 стр.
Халăх сăмахлăхĕ. Истори юррисем: «Мамук ханăн пуçне вăрăнтар!», «Хура халăх куççулĕсем»
14 10 2014
1 стр.
К участию в обучающем семинаре «Современные технологии ухода за пациентами» приглашаются
18 12 2014
1 стр.
Этот урок стал уроком хороших, положительных эмоций, уроком красоты и добра
02 10 2014
1 стр.