Перейти на главную страницу
В XVIII столетии произошли масштабные изменения в российском государстве. Они коснулись самой сущности и облика России, которая перестала быть относительно замкнутым в себе внутриматериковым теократическим Московским Царством, но стала великой державой и светским государством, Российской империей, готовой к межгосударственному диалогу. Вектор этого процесса был заложен петровской модернизацией, приведшей к формированию светской модели существования и развития государства1. Основными элементами данной модели стали: 1) приоритет рационального, то есть именно научного познания над объяснением процессов и явлений посредством веры и опыта религиозного откровения; 2) имперская политика, нацеленная на создание этнически и конфессионально гетерогенной державы, стремящейся к максимальному увеличению своей мощи и территориальному расширению.
Международный престиж России как империи зависел, прежде всего, от территориальных приобретений. В XVIII в. завершается процесс присоединения Западной и Восточной Сибири к Российскому государству. Вместе с хозяйственным освоением и заселением русскоязычным населением территории Сибири в состав Российской империи входят различные в антропологическом, языковом, культурном, историческом аспектах коренные народы края. Представители аборигенных сибирских этносов воспринимались жителями европейского центра России и местным русским населением как «иноземцы», «инородцы» или «иноверцы, то есть как жители иной, неизведанной земли, знания о которых ограничивались в основном тем, что они другие. Следовательно, чтобы Сибирь стала неотъемлемой частью Российского государства, а сибирские народы – российскими, то есть подданными российского императора, было необходимо исследовать этот огромный регион и изучить социокультурные, политические и экономические особенности жизни и быта его обитателей. В указанный период наука в руках профессиональных исследователей становится средством для восполнения пробелов в знаниях и получения новой информации о Сибири, историческом прошлом и настоящем сибирских народов.
С целью научного изучения Сибири в XVIII в. был организован ряд экспедиций, в которых участвовали не только отечественные (В.Н.Татищев, С.П.Крашенинников, В.Ф.Зуев и др.), но и иностранные (Д.Г.Мессершмидт, Г.Ф.Миллер, И.Г.Гмелин, Н.И.Делиль и Л.Делиль де ла Кройер, П.С.Паллас, И.Г.Георги, И.И.Биллингс и др.) исследователи; и те, и другие внесли значительный вклад в становление и развитие российской и европейской науки. Многонациональный состав экспедиций в Сибирь обусловил историографический интерес к ним со стороны российских2, немецких3, английских4, американских5, канадских6, датских7, французских8 исследователей XVIII-XXI вв. В предлагаемой статье рассмотрены основные аспекты научного открытия Сибири, то есть научного познания края участниками академических экспедиций XVIII столетия.
Инициатива научного исследования Сибири принадлежала Петру I, который указом от 15 ноября 1718 г. отправил в Сибирь Д.Г.Мессершмидта с целью изучения «всего досто-примечательного»: географии, натуральной истории и филологии, памятников древности, жизни и быта народов9. Кандидатура доктора медицины Мессершмидта для выполнения широкого круга задач, обозначенных в указе, не случайна, поскольку Даниэль Готлиб получил разностороннее образование в университетах Иены и Галле, где, кроме медицины, изучал зоологию и ботанику, греческий, латинский и еврейский языки10.
Путешествие Мессершмидта продолжалось с 1719 по 1727 гг., его маршрут проходил по основным регионам Западной (Тюмень, Тобольск, Томск) и Восточной Сибири (Красноярск, Нерчинск, Читинск и др.)11. До 1722 г. в качестве главного помощника Мессершмидта сопровождал пленный шведский офицер Ф.И. Табберт фон Страленберг12, который был сослан в Тобольск, где жил и занимался географией и этнографией с 1711 по 1721 гг. Понимание русской речи, знания шведского, немецкого и латинского языков, осведомленность в истории, математике и картографии помогли Страленбергу в сборе сведений о Сибири и народах и установлении научных контактов с путешественниками и исследователями Сибири (Г.Новицким, С.У.Ремезовым, Л.Ланге, П.Чичаговым, В.Н.Татищевым и др.), которые, посещая столицу Сибирской губернии, делились с ним результатами своих изысканий. Именно от Страленберга Мессершмидт получил первые представления о неизвестном и суровом сибирском крае, ознакомившись с его картой «Великой Татарии и Сибири» и копиями этнографических чертежей Ремезова13.
Страленберг и Мессершмидт составили карты каждой посещенной местности, на которых достаточно четко локализованы народы Сибири. По мнению исследователей, карта Сибири Страленберга 1730 г., опубликованная в его книге «Гисторическое и географическое описание о древнем и новом состоянии полуночной Восточной части Европы и Азии», представляет собой единственный полный источник историко-географических сведений о Сибири этого времени14. В указанной работе Страленберг одним из первых вводит историю Сибири в состав истории России, а сибирские народы относит к российским15. Посредством опроса местного населения и непосредственного наблюдения Мессершмидт и Страленберг получали известия о районах расселения, быте, нравах, обычаях, религии, истории и занятиях сибирских народов, которые фиксировали в путевых дневниках. Народы Страленберг группировал «по родам или волостям, потому что каждая волость имеет свое собственное имя и своего князя или старейшину»16. Основным критерием для этнической дифференциации населения Сибири исследователи считали данные языка каждого народа. Мессершмидтом была составлена сводная таблица числительных на 20 языках народов Сибири, а Страленберг осуществил перевод 60 обыденных слов на 31 язык.
Научный подход к изучению сибирского края получил дальнейшее развитие в трудах историка и географа В.Н.Татищева и «отца сибирской истории», руководителя академического отряда Второй Камчатской экспедиции (1733-1743) Г.Ф. Миллера.
В марте 1734 г. В.Н.Татищеву специальной инструкцией, подписанной императри-цей Анной Иоанновной, было приказано сочинить ландкарты Сибири и приобщить к ним «обстоятельное географическое описание». Сбор материалов для такого описания Василий Никитич решил провести посредством анкет17. По мнению Татищева анкета (подробная инструкция – вопросник) упорядочивала и регламентировала методику комплексного исследования Сибири, порученного геодезистам: детальные географические сведения («о границах», «о положении земли» и т.д.) дополняются подробными данными «о жителях или народах»18.
Показательны исследования геодезистов Василия и Ивана Шишковых по анкетам Татищева. Так, Василий составил ландкарту Томского и Кузнецкого уездов, а Иван дополнил ее сообщениями историко-этнграфического характера «о местных древностях»: о вероисповедании, обрядах, жилищах народов, в частности сибирских татар19.
Комплексное изучение и применение анкетного метода характерно для модели этнографических исследований в Сибири Г.Ф.Миллера, которая включает в себя следующие составляющие: 1) детальное, комплексное исследование (этнографическая часть дополняется географическим и историческим описанием); 2) народы подразде-ляются на группы по различным основаниям, народоописания производятся в сравнительном плане; 3) сведения, полученные в результате анкетирования и опроса аборигенов, сопоставляются с данными архивных исторических источников20. Миллером была определена сущность этнографической науки как «совершенное», т.е. детальное и точное описание народов с использованием историко-сравнительного метода, метода наблюдения и опроса.
Модель Г.Ф.Миллера, отвечающая критериям научного познания, применена в исследованиях по этнографии, истории, археологии, лингвистике и географии Сибири (от Енисейска до Камчатки) представителей вспомогательного персонала Великой Северной экспедиции – студентов С.П.Крашенинникова и А.Горланова, переводчиков И.Яхонтова и Я.Линденау, геодезистов А.Красильникова, А.Иванова, П.Скобельцына, художников И.Х.Беркана, И.В.Люрсениуса и И.Деккера21.
В 1740 г. состоялась астрономическая экспедиция в Березов, которой руководил астроном и географ Н.И.Делиль. Для этнографа Сибири особый интерес представляет «Дневник» помощника Делиля студента Географического департамента Академии наук Т.Кенигсфельда, поскольку содержит сведения об остяках (хантах), вогулах (манси), сибирских татарах, якутах, тунгусах (эвенках), самоедах (ненцах)22. Во время путешествия Кенигсфельд составил словари наиболее употребительных слов хантов, манси и ненцев. Анализируя лексикон хантов, Кенигсфельд обнаружил, что воздух, небо и бог обозначаются одним словом – «du rom», из чего исследователь предположил, что в своем язычестве ханты «поклонялись воздуху и небу, как Богу». Он отметил, что, несмотря на крещение, ханты продолжали поклоняться шайтану (каменному идолу или дереву с огромным изображением человеческого лица), «как сатане, чтоб он не делал им зла»23. Помимо подробного описания жизни и быта хантов, «Дневник» также включает в себя: изображения типов хантыйских лодок, охотничьих стрел и наконечников эвенков, ненцев и хантов, татарской юрты и видов Березова; описание свадебного обряда у тобольских татар, который посетил автор и отметил, что «все татары очень гостеприимны и разговорчивы», но «тобольские наиболее вежливы и образованы»; запись беседы о якутах с человеком, долгое время жившим в Иркутске и Якутске, и сообщение о встречи Кенигсфельда в Тобольске с татарским мудрецом Габис-Алимом, который поведал об особенностях татарского языка24. Богатый фактический материал, полученный в результате применения методов наблюдения, опроса и сравнения, делает «Дневник» Тобиаса Кенигсфельда ценным источником информации о языках, материальной и духовной культуре народов Сибири.
Авторами этнографических сообщений о Сибири были участники экспедиции академика П.С.Палласа в Оренбургский край и Сибирь (1768-1774) студенты В.Ф.Зуев и Н.Соколов. О результатах поездки Василия Зуева в 1771-1772 гг. к устью Оби и берегам Северного Ледовитого океана П.С.Паллас отметил: «описал он еще рыбную и звериную ловлю в тамошней стране… собрал достопамятные известия о нравах и обыкновениях остяков и самоедов, также сочинил словари чистого остяцкого, самоедского и вогульского языка»25. Сведения о местоположении, языке, внешнем облике, одежде, жилищах и промыслах хантов и ненцев, собранные Зуевым, были дополнены известиями студента Никиты Соколова о тунгусах, живущих вниз по р. Оною вдоль китайской границы до Аргунского острога, где он побывал в 1772 г. по поручению Палласа. В своем дневнике Соколов подчеркнул, что многие тунгусы по китайской границе находились на российской пограничной службе, но жили «в кибитках как народ кочующий и производят скотоводство по обыкновению прочих орд»26. Также Соколов приводит данные эвенкийского языка, сообщает о тунгусских суевериях, сообщая к примеру, что, когда тунгусы едят вареное мясо убитого медведя, то говорят: «не мы тебя били, но русские… яко бы знакомые того медведя за его смерть отмщение имеют убицам»27. Работы Зуева и Соколова как этнографические источники использовались П.С.Палласом28.
П.С.Палласом была составлена инструкция для Северо-Восточной экспедиции (1785-1795), в соответствии с которой путешественники должны были собрать географический, биологический, зоологический и этнографический материал о Восточной Сибири, северо-восточном побережье Тихого океана и островах Берингова моря. Огромное этнографическое наследие этой экспедиции – проблематика отдельного исследования. Следует отметить, что руководителями экспедиции были составлены научные описания быта и обычаев бурят, эвенов (ламутов) и юкагиров – И.И.Биллингсом29, а также якутов и чукчей – Г.А.Сарычевым30. Сведения о повседневной жизни, материальной и духовной культуре, военной организации и языке чукчей мы находим на страницах дневника ведущего естествоиспытателя К.Г.Мерка31 и книги секретаря экспедиции М.Сауэра (Зауэра)32. Отдельные данные о народах Восточной Сибири, Камчатки и островов Берингова моря содержат бортовые журналы геодезистов Гилева и Худякова, штурманов Бронникова и Ботакова33.
Итог научного изучения Сибири в XVIII в. подводит труд участника экспедиции И.П.Фалька 1769-1773 гг. (Астраханский и Оренбургский край, Западная Сибирь, Южный Урал, Казань) и руководителя экспедиции 1772-1774 гг. по исследованию озера Байкал и Пермского края И.Г.Георги – «Описание всех обитающих в Российском государстве народов…» (1799 г.). В этой энциклопедической работе исследователь систематизировал результаты этнографических исследований XVIII в. и данные собственных изысканий, классифицировал народы по лингвистическому принципу, отразил свое представление о народах Сибири как о российских народах34.
Участники исследовательских экспедиций XVIII столетия в Сибирь открывали этот безграничный и суровый край, его различные природные ландшафты, многообразие флоры и фауны, наблюдали за жизнью народов, сталкивались с природными стихиями. Они составили многочисленные описания по этнографии, географии, истории, биологии Сибири. При сборе и анализе разнообразного фактического материала для этих работ путешественники применяли исследовательские методы (опроса, наблюдения, сравнения, исторической ретроспективы, классификации). Основой для разделения сибирских народов, начиная с Мессершмидта, были данные языка (лингвистический критерий). Использование методов, отвечающих критериям научного познания, придает описаниям научный характер. Некоторые сочинения естествоиспытателей были опубликованы в Петербурге «при императорской Академии наук» вскоре по завершению экспедиций (труды Миллера, Крашенинникова, Сарычева и др.). Посредством знакомства с содержанием этих изданий и через устные сообщения и доклады происходило распространение знаний о Сибири в центральной России, что способствовало формированию представления о Сибири как «Российской Северной Азии». Труды участников экспедиций издавались в Германии (Мессершмидт, Гмелин), Франции (И.Н.Делиль), Англии (Сауэр). Таким образом осуществлялся трансфер научных сведений о Сибири и ее коренном населении в Европу.
Многие работы членов экспедиций в Сибирь XVIII в., хранящиеся в российских, немецких, французских и английских архивах, остаются по сей день неизученными и «ждут» своего исследователя, который в XXI столетии может продолжить научное открытие Сибири.
В указанный период наука в руках профессиональных исследователей становится средством для восполнения пробелов в знаниях и получения новой информации о Сибири, историческом прошлом
11 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
Официальное открытие российского национального павильона на xviii-ой Международной книжной ярмарке в Нью-Дели 2008
10 09 2014
1 стр.
Сибири С. У. Ремезова, изданной на рубеже XVII-XVIII в в. На карте Тобольской губернии за 1802 год Надым фиксируется уже как значительный населенный пункт на левом берегу низовья р
25 12 2014
1 стр.
Председателя комитета по культуре Псковской области Александра Ивановича Голышева
15 09 2014
1 стр.
Защита состоится 11 июня 2009 г в 10-00 часов на заседании диссертационного совета д 220. 002. 04 при Алтайском государственном аграрном университете
13 10 2014
5 стр.
Младшего и Среднего жузов приняла российское подданство. В XVIII столетии казахи продолжали сохранять уникальную культуру, где видное место занимало творчество поэтов
14 12 2014
4 стр.
Открытие XVIII международных Кирилло-Мефодиевских чтений в Институте теологии Белорусского государственного университета
08 10 2014
5 стр.