Перейти на главную страницу
Р
Научный руководитель: |
Главный научный сотрудник, заведующий отделом археологии и этнографии, ГКУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», доктор исторических наук, профессор Никонова Людмила Ивановна |
Официальные оппоненты: |
Главный научный сотрудник отдела этнологии и антропологии ГНУ «Чувашский государственный институт гуманитарных наук», доктор исторических наук, доцент Иванов Виталий Петрович |
|
Заместитель декана очного и заочного (ГВД) отделения НОУ ВПО «Московский экономико-финансовый институт», кандидат исторических наук Щанкина Любовь Николаевна |
Ведущая организация: |
ФГБОУ ВПО «Пензенский педагогический университет имени В.Г. Белинского» |
Защита состоится 14 октября 2011 г. в 13 часов 30 мин. на заседании объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.301.05 при Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38 (учебный корпус №1), ауд. 513.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38; с авторефератом на официальных сайтах Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова https://www.chuvsu.ru и Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации https://vak.ed.gov.ru.
Автореферат разослан 13 сентября 2011 года
Ученый секретарь
диссертационного совета
В XIX в. В. Н. Майновым, А. А. Шахматовым, И. Н. Смирновым были изданы первые монографические исследования по мордве, в которых приводились материалы, собранные в процессе различного рода экспедиций по местам расселения мордовского народа5. Со второй половины 80-х гг. XIX в. начинается деятельность М. Е. Евсевьева, первого национального этнографа, филолога и просветителя, в работах которого описан весь цикл праздников и обрядов, справлявшихся мордвой6. Во второй половине XIX – начале XX вв. в ряде периодических изданий – «Пензенские епархиальные ведомости», Саратовские, Тамбовские, Уфимские «Губернские ведомости», «Этнографическое обозрение» и др., появляются статьи В. А. Ауновского, К. Митропольского, А. Ф. Можаровского, А. Смирнова, М. Бурдукова и др.7, в которых нашли отражение важные данные, характеризующие многие стороны формирования и развития хозяйства, материальной культуры, общественной и семейной жизни, народных знаний, обрядов и ряда других аспектов духовной культуры изучаемого народа. Названные исследования послужили основой при рассмотрении места растительного мира в традиционном укладе жизни мордвы.
По инициативе Пензенского краеведческого музея и общества любителей естествознания и краеведения в 1923–1924 гг. были проведены этнографические экспедиции в мордовских селениях Городищенского, Краснослободского, Наровчатского, Спасского уездов. Их участники сделали оригинальные описания жилища, костюмов, священных урочищ, различных форм религиозных и других обрядов, знахарства и ворожбы, собрали коллекции женских и мужских костюмов, головных уборов, украшений, вышивок и др.8 Эти сведения проанализированы в нашем исследовании при рассмотрении средств растительного происхождения в народной медицине, строительстве жилища, изготовлении одежды. Широкое этнографическое изучение мордовского народа началось с середины 50-х гг. XX в., когда развернула свою работу Мордовская этнографическая экспедиция под руководством доктора исторических наук В. Н. Белицер, организованная Институтом этнографии АН СССР и Научно-исследовательским институтом языка, литературы и экономики при Совете Министров Мордовской АССР. По итогам этих экспедиций были опубликованы монографии, статьи, в которых, по существу, впервые столь обстоятельно, с привлечением новых полевых материалов проанализированы вопросы расселения (В. И. Козлов), хозяйство и промыслы (М. Ф. Жиганов), пища и домашняя утварь (Е. И. Динес), поселения и жилища (Е. И. Горюнова, В. Н. Белицер, Н. П. Макушкин)9, особенности бытовой культуры, одежда теньгушевской мордвы-эрзи (В. П. Ежова), обрядность (Т. П. Федянович) и др.10
Этнографическое изучение мордовского народа продолжалось и в последующие годы. Авторским коллективом под руководством профессора В. И. Козлова была написана обобщающая работа «Мордва», в которой на основе новейших археологических, архивных, полевых и этносоциологических материалов исследованы вместе с историей народа его хозяйство, материальная и духовная культура, общественная жизнь, этнические процессы в исторической динамике. Те же аспекты проанализированы в разделе «Мордва» коллективной монографии «Народы Поволжья и Приуралья». В изучении вопросов природопользования имеют огромное значение и другие труды В. И. Козлова11. Большую теоретическую и практическую значимость имеют монографии и этнографический справочник Н. Ф. Мокшина «Материальная культура мордвы»12. Значительный вклад в исследование материальной культуры этноса внесли мордовские ученые, такие как А. С.Лузгин, В. А. Балашов, Л. И. Никонова, Н. Ф. Беляева, Г. А. Корнишина, Ю. Н.Сушкова и др.13 В качестве теоретической базы и сравнительного материала привлечены труды чувашских исследователей В. Д Димитриева, В. П. Иванова, Е. К. Минеевой, Г. Б. Матвеева, Л. А. Таймасова14. Начиная с 2000 г., НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия планомерно занимается изучением диаспорных групп этноса по проекту «Мордва России», охватывая регионы вплоть до Сибири и Дальнего Востока. По результатам этнографических экспедиций изданы коллективные монографии, имеющие и теоретическую, и методологическую ценность15.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что вопросам традиционной культуры мордвы внимание уделено в большом числе историко-этнографических трудов. Однако до сих пор отсутствуют комплексные исследования, посвященные роли и месту растений в укладе жизни мордовского народа Республики Мордовия.
Целью диссертационного исследования является изучение использования растительного компонента в традиционном укладе жизни мордвы, проживающей на территории Мордовии.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
– проанализировать взаимодействие человека и природы как условие культурного развития общества;
– показать роль местной флоры в хозяйственной деятельности;
– рассмотреть влияние окружающего растительного мира на промыслы мордвы;
– проследить использование растительных компонентов в жилищно-хозяйственном комплексе;
– раскрыть роль растений в культуре питания;
– охарактеризовать растительные материалы, используемые при изготовлении традиционной одежды;
– определить место растений в обрядах и праздниках;
– выявить отражение растительного мира Мордовии в топонимии и этномедицине.
Одним из основных источников для написания диссертации явились полевые материалы, сбор которых осуществлялся в Республике Мордовия по специально разработанной авторской программе. Вопросник был составлен на основе методики, разработанной сотрудниками ГКУ НИИГН под руководством профессора Л. И. Никоновой. Особое внимание уделялось сбору данных в районах, где традиционно проживает мордовское население. Собранный полевой, архивный и опубликованный материал позволил всесторонне осветить тему диссертации в заданных хронологических рамках, провести необходимую реконструкцию и анализ для решения поставленных цели и задач.
1. В повседневной деятельности мордовский народ приспосабливался к обычной для него природной среде, вырабатывая при этом самобытную культуру. Лес являлся концептом натурфилософии мордвы, определившим основные культурные характеристики этнического ландшафта и экологическое поведение людей в нем. Местная флора оказала определяющее влияние на хозяйственную деятельность мордовского народа, главным занятием которого было земледелие с преобладанием зерновых культур. Немаловажную роль занимало огородничество. На протяжении длительного времени растительные компоненты использовались при изготовлении хозяйственных орудий.
2. Окружающий растительный мир определял развитие того или иного промысла. Наиболее развитыми у мордовского народа были деревообрабатывающий и промыслы по обработке растительного волокна, что объясняется наличием больших лесных массивов и богатством растений. Это определялось расположением территории Мордовии – на стыке лесной (верхневолжские губернии с их широко развитыми деревянными промыслами). Традиционный опыт использования природных ресурсов края нашел отражение в жилищно-хозяйственном комплексе. Основным материалом для строительства дома и хозяйственных построек была древесина хвойных и лиственных пород.
3. В питании мордвы основное место занимают продукты растительного происхождения. По-прежнему большое место в пище продолжают занимать хлеб, картофель, сохраняют свое значение каши. Наряду с овощами, использовавшимися в традиционной мордовской кухне, появились новые овощные блюда и закуски.
4. Основными материалами для изготовления одежды традиционно служили компоненты растительного происхождения. В ее виды, форму, отделку и орнамент тесно вплетены дикорастущие, специально выращенные и переработанные растения. Они пронизывают всю духовную культуру, в т. ч. ритуалы проведения традиционных обрядов и праздников. Роль растений в обрядности была многофункциональной, часто они сочетались друг с другом во время проведения обрядов.
5. В лечебных целях мордвой широко использовались всевозможные травы. Из них готовили отвары, настойки, мази, примочки и т. п. Сбор трав производился с соблюдением определенных правил.
6. Растительный мир оказывал влияние и на формирование мордовской топонимической системы, в которой зафиксированы народные знания об окружающей природной среде.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изучение роли растительного мира в традиционной культуре способствует сохранению и возрождению на новом уровне традиционной самобытности мордовского населения в полиэтничном мире Республики Мордовия. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов по этнографии, отечественной истории и культурологии в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Апробация работы. Основные положения диссертации, ее выводы и обобщения обсуждались на VII и VIII международных конгрессах этнографов и антропологов России (Саранск, 2007; Оренбург, 2009); Всероссийской научно-практической конференции ССУЗов Приволжского федерального округа «Роль инновационных направлений в подготовке будущих специалистов» (Рождествено, 2009.); межрегиональной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Саранск, 2010); а также опубликованы в 10 статьях; в том числе, в журналах рецензируемых ВАК – 3.
Структура диссертации выстроена в соответствии с задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее изученности, определяются цель и задачи, объект и предмет, хронологические и территориальные рамки исследования, характеризуется его источниковая база, раскрываются методология, научная новизна и практическая значимость диссертации, формулируются выносимые на защиту положения, приводятся сведения об апробации результатов исследования и его структуре.
Глава первая «Растительный мир в системе жизнеобеспечения мордвы» посвящена рассмотрению теоретических вопросов, касающихся истории взаимовлияния структурных элементов растительного мира и мордовского населения.
В первом параграфе «Традиционная культура и окружающая среда в укладе жизни: к теории взаимодействия человека и природы» охарактеризовано влияние природно-географических условий проживания на складывание традиционной культуры этноса. Окружающая среда, человек (общество) и компоненты традиционной культуры представляют единую взаимосвязанную систему. Социокультурный комплекс в своем историческом развитии адаптируется к окружающей среде (в том числе к животному и растительному миру), обеспечивая человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной природной системы. Мордовский народ издревле занимает территорию Среднего Поволжья – зону преимущественного распространения северных хвойных лесов, многочисленных рек, речушек и родников. Здесь достаточно суровый континентальный климат с холодной зимой и непродолжительным весенне-летним периодом, несбалансированными осадками. Зональными типами растительности являются широколиственные леса и луговые степи (лесостепь), площадь под которыми существенно сократилась в результате распашки. Опираясь на концепцию С. Архангельского, который пишет, что «исстари мордовский народ любил селиться и жить среди дремучих лесов»19, можно утверждать, что лес являлся концептом «натурфилософии» мордвы, определившим основные культурные характеристики этнического ландшафта и экологическое поведение людей в нем. Это поведение во многом характеризовалось личностным отношением к пространству, которое проявлялось в эмоционально-моторном освоении территории, генетически восходящем к традициям охотников и собирателей. Растительный мир Мордовии занимает значительное место в традиционной культуре мокши, эрзи и шокши.
Во второй главе «Растения в материальной культуре мордвы» выявлена специфика использования элементов флоры в хозяйственном обиходе мокши, эрзи и шокши.
В первом параграфе «Использование растительных средств в жилище и хозяйственных постройках» подверглись анализу различные аспекты использования отдельных видов и элементов растений при возведении строений различного назначения. Их специфика определялась природно-климатическими условиями: мордва селилась вблизи лесных массивов, где можно было найти материал для строительства. Типология жилищ мордвы преимущественно подразделялась на два вида – бревенчатые и глинобитные. В качестве основного материала для строительства дома применялась хвойная и лиственная древесина. Приоритетное употребление тех или иных пород связано с географическими условиями местности и произрастанием определенных видов деревьев. Предпочтение отдавали сосне. Дуб и другие крепкие породы лиственных деревьев применяли в основном для нижних венцов и подоконников, больше подвергающихся загниванию от сырости. Осина для жилых построек использовалась в редких случаях, так как по традиционному представлению, восходящему еще ко времени существования курных изб, она обладала наибольшей теплопроводностью, быстро подвергалась гниению, легко впитывала сырость и дым.
Наряду с бревенчатыми жилищами в южных и центральных районах Мордовии, начиная со второй половины XIX в., стали строить глинобитные дома-литухи, но и здесь не обходилось без разного рода растительных средств (опалубка, оконные рамы, двери). Дрань, щепа, солома, а также деревянное покрытие (тёс) являлись традиционными кровельными материалами. Древнемордовское название крыши керь (букв. – лубок, или содранная с дерева кора липы), встречается как архаизм в свадебных причитаниях. Но в начале XX в. покрытие крыш дранью в северо-восточных и северо-западных районах было полностью вытеснено покрытием из тёса, а в юго-западных – из щепы. Способы покрытия крыш отличались разнообразием, но во всех случаях применялся прием, заключавшийся в прибивании тесовых причелин, «лесенок», которые обычно возводились из жердей, связанных между собой поперечными перекладинами, образующими подобие лестницы. Зазоры между бревнами проконопачивали мхом, мочалом изнутри сразу же после возведения сруба. В районах Республики, не располагающих запасами мха, сруб прокладывали паклей (Ардатовский, Лямбирский, Ромодановский и др.). Потолки в избах, как правило, настилались из распиленных бревен; щели проконопачивались паклей, а сверху потолок засыпали листьями. Для устройства крыльца, сеней, чуланов, дверей, окон, полов также использовалось дерево. В строительстве современного мокшанского и эрзянского дома сохраняются традиционные конструктивные и декоративные приёмы, но наряду с древесиной широко используются кирпичные, бетонные блоки. Наряду с традиционным резным орнаментом на жилищах можно встретить барельефные украшения. Такая резьба, называемая часто корабельной, не являлась национальной мордовской техникой, она выработалась в результате длительного общения поволжских резчиков различной национальности на волжском судостроении. Традиционными элементами интерьера мордовского дома являлись лавка-шкаф, печная лавка, деревянные столы, полка-шкаф. Стулья для домов повсеместно делали дубовые. В настоящее время для внутренней планировки современного жилища характерны современная мебель, столы обычно покрыты клеенкой или скатертью.
В первом параграфе «Растения в обрядах и праздниках» изучены семейные традиции, календарные праздники мордвы и проанализировано применение в них растительных компонентов. Мордовским народом они использовались не только в хозяйстве и материальной культуре, но и в духовной культуре при проведении праздников и обрядов. При закладке нового дома использовались разные предметы, в том числе и зерна пшеницы, каша, хлеб и пр. Во время общественных молений, которые всегда совершались на природе, большое значение имело место их проведения (опушка леса) рядом с особо значимыми деревьями, обязательное участие некоторых растений или их производных (пища, ткань, одежда и т. п.). В процессе проживания в лесистой местности мордва многим деревьям и кустарникам приписывала магические качества по принципу их «положительности» или «отрицательности». Одни породы деревьев, наделялись свойствами безусловной «святости», а другие – ритуальной «нечистоты». Дерево, в религиозной практике у мордвы, выступает как канал связи земного и небесного, мира мертвых и живых. Наибольшим почитанием пользовались береза, дуб, липа, рябина, сосна, яблоня. Осину и ель мордва избегала. Эти деревья считались «нечистыми». Топить ими печь считалось большим грехом. В религиозно-обрядовой практике почитались и целые священные, заповедные рощи, которые рассматривались как естественные святилища. Заповедные рощи встречались еще в начале XX в.
Богатая и разнообразная растительность Мордовии отразилась и в народной медицине мордвы, которая традиционно заготавливает почки, кору, корни или целиком все растения. Широко используются их кровоостанавливливающие, ранозаживляющие, бактерицидные и иные свойства. Лекарства из растений приготавливали в виде отваров, как чай, а также настоев, порошков, мазей, пластырей. Вера в особую способность некоторых растений излечивать болезни и возвращать здоровье людям, отразилась во многих произведениях устно-поэтического творчества мордвы. Убежденность в целебных свойствах основывается, главным образом, на физиологическом действии растений, подмеченном и проверенном народом, но первоначально она подкреплялась и суевериями. Сейчас мы вновь обращаемся к опыту наших предков, который собирался сотнями поколений. Этот опыт — часть нашей истории, к которой мы должны относиться бережно, охранять и приумножать её достижения.
В заключении подведены основные итоги исследования, позволившего сделать вывод о том, что в традиционной культуре мордвы растительный мир занимает значительное место. Как основной компонент природы он оказывал определяющее влияние на все стороны жизни мордовского народа, проживающего в Мордовии. Основной средой обитания был лес: он поставлял и строительный материал, и пищу, и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Растительные материалы, используемые при изготовлении традиционной одежды, разнообразны: лен, конопля, посконь и пр. Значительное место растения занимают в традиционных обрядах и праздниках мордовского населения. В календарных обрядах и праздниках широко использовались не только зерновые культуры, но и растения дикой природы. В мордовских топонимах содержатся названия рощ, урочищ. Для лечения и профилактики болезней в традиционной культуре мордвы используются лекарственные растения.
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время природный растительный покров постепенно изменяется, уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают некоторые виды растений, мордва продолжает использовать растения для своих нужд. Необходимо отметить, что в основе современного отношения к природе лежит этноэкологическая культура, выработанная мордвой на протяжении веков, главным принципом которой является бережное отношение к природным ресурсам.
1. Князькова, Л. П. Растения в семейной обрядности у мордвы: историко-культурный аспект. / Л. П. Князькова // Изв. Росс. гос. педагог. ун-та им. А. И. Герцена. Научный журнал Аспирантские тетради. – 2008. – № 24(55). – С. 163 – 166. (0,3 п. л.).
2. Князькова, Л. П. Растения в традиционной медицинской культуре мордвы / Л. П. Князькова // Регионология. – 2011. – № 1 (74). – С. 248 – 251. (0,2 п. л.).
3. Князькова, Л. П. Растительный мир в народных знаниях: топонимия и народная медицина / Л. П. Князькова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – Вып. 3. – С. 44 – 54. (0,83 п. л.).
4. Князькова, Л. П. Растительный мир в культурной жизни мордовского народа / Л. П. Князькова // VII конгресс этнографов и антропологов России : докл. и выст. Саранск, 9 – 14 июля 2007 г. / редкол.: В. А. Тишков [и др.] – Саранск: НИИ гуманит. наук при Правительстве Респ. Мордовия, 2007. – С. 510. (0,06 п. л.).
5. Князькова, Л. П. Отражение растительного мира через механизмы коммуникации в народной медицине мордвы / Л. П. Князькова // Учен. зап. Таврич. нац. ун-та им. В. И. Вернандского. Сер. Филология. – 2008. – Т. 2. – № 137. – С. 224 – 227. (0,4 п. л.).
6. Князькова, Л. П. Растения в этномедицине мордвы / Л. П. Князькова // VIII конгресс этнографов и антропологов России : тез. докла. / редкол.: В. А. Тишков [и др.]. – Оренбург, 2009. – С. 561 – 562. (0,03 п. л.).
8. Князькова, Л. П. Место растений в жизнедеятельности мордвы / Л. П. Князькова //Од Вий = Молодая сила:сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / отв. ред .и сост.Г. А. Куршева. – Саранск: НИИ гуманитар. наук при Правительстве Респ. Мордовия, 2009. – Вып. 2. – С. 87–92 (0,37 п.л.)
9. Князькова, Л. П. Использование растений в традиционной медицине мордвы в повседневной жизни / Л. П. Князькова // Этнокультурное образование : опыт и перспективы : материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Саранск: Мордов. респ. ин-т образования, 2010. – С. 68 – 77. (0,4 п. л.).
10. Князькова, Л. П. Баня и растения в народной медицине мордвы / Л. П. Князькова // IХ конгресс этнографов и антропологов России : тез. докл. / редкол.: В. А. Тишков [и др.]. – Петрозаводск, Карельский научный центр РАН, 2011. – С. 370. (0,04 п. л.).
27 09 2014
1 стр.
В настоящее время информационные технологии развиваются очень динамично и проникают во все сферы нашей жизни. Культура в целом, и музеи в частности не являются исключением
14 12 2014
1 стр.
Топонимические параллели как историко-этнографический, лингвистический источник привлекают внимание историков, этнографов, археологов и лингвистов
08 10 2014
1 стр.
Национальная культура России является составной частью мировой культуры. Ее особенности проявляются в быту, укладе народной жизни, просвещении, творчестве в области литературы, муз
11 10 2014
14 стр.
В указанный период наука в руках профессиональных исследователей становится средством для восполнения пробелов в знаниях и получения новой информации о Сибири, историческом прошлом
11 10 2014
1 стр.
Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70—95 сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды
15 09 2014
1 стр.
17 12 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.