Перейти на главную страницу
заместитель директора УВР, учитель начальных классов (3в),
учитель начальных классов (3г),
учитель начальных классов (4б),
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1"
Ход занятия |
Примечание | ||||||||||
Голос за кадром Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши — живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко. Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летая, Кричат молодые грачи; Летит и другая какая-то птица — По тени узнал я ворону как раз; Чу! шепот какой-то... а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Всё серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я детского глаза люблю выраженье, Его я узнаю всегда. Я замер: коснулось души умиленье... Чу! шепот опять!
Борода!
Второй: А барин, сказали!.. Третий: Потише вы, черти! Второй: У бар бороды не бывает — усы. Первый: А ноги-то длинные, словно как жерди. Четвёртый: А вона на шапке, гляди-тко,— часы! Пятый: Ай, важная штука! Шестой: И цепь золотая... Седьмой: Чай, дорого стоит? Восьмой: Как солнце горит! Девятый: А вона собака — большая, большая! Вода с языка-то бежит.
Ружье! погляди-тко: стволина двойная, Замочки резные...
Глядит!
Четвертый: Молчи, ничего! постоим еще, Гриша! Третий: Прибьет... |
Слайд 1(деревенский пейзаж), звуки природы Появляются дети, инсценируя отрывок из произведения «Крестьянские дети» | ||||||||||
Ведущий: -Кто узнал, какое произведение проиллюстрировали сейчас ребята? (Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)
-Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Детские годы Николай Алексеевич провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. В семье было 13 детей. Он был третьим ребенком в семье. Отец Алексей Сергеевич - небогатый помещик, бывший армейский офицер. Мать Елена Андреевна - дворянка. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепияно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, проводил с ней долгие часы. Первые свои стихи маленький Коля посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла занятия сына литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Через много лет Некрасов написал эти строки, вспоминая о детстве, в поэме «Крестьянские дети».
Чтобы лучше представить то время, в которое жил Н.А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Игра в бабки" |
Слайд 2 (портрет поэта, даты жизни) Рассказывает подготовленный ученик Слайд 3, слайд 4
| ||||||||||
- Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»? (….)
- Художник, «как и поэт», с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художника к крестьянским детям. В этом близость картины со стихотворением, которое проникнуто любовью к детям. Конечно, маленькому Некрасову не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Некрасов всегда сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. |
Слайд 5 | ||||||||||
Когда Николай Алексеевич подрос, то поступил учиться в гимназию г. Ярославля, где учился до 5 класса. А в это время… Ученики: Однажды в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах … а сам с ноготок! - Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" - Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". (В лесу раздавался топор дровосека.) А что у отца-то большая семья? "Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой, да я…" Так вон оно что! А как звать тебя?- "Власом", - А кой тебе годик? – "Шестой миновал… Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал… Ведущий: - О чём поведал нам в этом произведении Н. А. Некрасов? (…)
Словарная работа (провести соответствие)
|
Подготовленные дети читают по ролям (Слайд 6) С использованием SMART-доски | ||||||||||
Ведущий: В 1838г. Некрасов уехал в Петербург для определения в дворянский полк. Там он познакомился с группой студентов и, отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, решил готовиться к вступительному экзамену в университет, чтобы учиться дальше. В 1839 Некрасов пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал. Два года Некрасов был вольнослушателем в университете, посещал лекции на филологическом факультете. Средств к существованию не было, так как отец за ослушание лишил сына всякой поддержки. Три года Некрасов чувствовал себя постоянно голодным. Не раз отправлялся в ресторан на Морской, где тайком ел хлеб. Несмотря на постоянные лишения, он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал литературно-журнальную деятельность: давал уроки, писал статьи для "Литературной газеты", сочинял для издателей азбуки сказки в стихах, писал рассказы, повести, пьесы. Стихи Некрасова имели большой успех, все чувствовали, что, появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах он высказывал свою любовь к народу, веру в прекрасное будущее России. |
Слайд 7 | ||||||||||
Ведущий: - В своём творчестве Н.А. Некрасов часто обращался к красоте русской природы. -Отгадайте, из какого произведения отрывки и вставьте пропущенные слова:
(чтение стихотворения подготовленным учеником) - Давайте создадим образ Мороза цветом. Жёлтый – солнце; Голубой - тропы углубления в снеге; Белый – пушистые вершины сосен; Светло-голубой - палица и дворцы волшебные сверкают; Сиреневый – льдины; Тёмно-синий - толстый лёд. -Выберите иллюстрацию образа Мороза и описание, которое подходит к стихотворению. Словарная работа (провести соответствие) Бор хвойный лес Воевода начальник войска Дозор обход для осмотра Палица дубинка с утолщением Покорные подчинены Косматая густая, торчащая Гнёт тяжесть, груз |
Слайд 8 С использованием SMART-доски Слайд 9 С использованием SMART-доски | ||||||||||
- А в произведении "Дед Мазай и зайцы" Н.А. Некрасов описывает половодье - тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала, она затопила поля, леса, даже деревни. Животные во время половодья нуждаются в особой помощи. Посмотрите, что же однажды в деревне увидел, а потом описал поэт. Просмотр мультфильма (отрывок) - А теперь уберите из предложенных фраз те, которые не присущи характеру деда Мазая. (предложены разные черты характера) - Прочитайте, что осталось: Юмор Мазая, чудной дед, разговаривает со зверюшками, добрый, любит животных, заботливый, знающий, любящий, рассудительный. -Что вас больше всего тронуло в этом произведении? Удивило? Рассмешило? (…)
Нагоняет - приносит водой Лопочут- хлопают Пропал под водой- скрылся под водой Гуторя - разговаривая Горемыка - попал в беды Тягота не велика - маленькие, легкие Копошится - еле шевелится Толста, как купчиха - толстая тетенька Зипуном – кафтан (одежда - длинная куртка) Поволок - потащил Потехи - радости Озимь - первая травка Пригнал - добрался до берега Причалил - поставил к берегу.
|
Слайд 10 Видео
С использованием SMART-доски С использованием SMART-доски | ||||||||||
- Одним из стихотворений, в котором проявился талант Н.А. Некрасова в создании разных образов, является «Зелёный шум». (два ученика читают отрывки)
Зеленый Шум, весенний шум! Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Поднимет пыль цветочную, Как облако: все зелено, И воздух и вода! Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!
Зеленый Шум, весенний шум! Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят; Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса. А рядом новой зеленью Лепечут песню новую И липа бледнолистая, И белая березонька С зеленою косой! Шумит тростинка малая, Шумит высокий клен... Шумят они по-новому, По-новому, весеннему... Идет-гудет Зеленый Шум. Зеленый Шум, весенний шум! - Давайте попробуем «создать картину» того, о чём написал Н.А. Некрасов. |
Из заготовленных деталей дети на магнитной доске изображают всё, что можно «увидеть» в этих отрывках. Картина «оживает», когда включают звуки и шумы природы. | ||||||||||
- Замечательная картина у нас получилась. Но многие из вас уже нарисовали свои иллюстрации к понравившимся произведениям Николая Алексеевича. Жюри подвело итоги и готово сейчас их озвучить. |
Жюри объявляет итоги конкурса рисунков, награждает победителей. | ||||||||||
Ведущий: - Наше мероприятие, посвящённое 190-летию замечательного русского поэта Н.А. Некрасова подходит к концу. Чтобы проверить, как мы знаем его стихи, давайте отгадаем кроссворд.
Пишу мои вирши — живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко.
- Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В лохматой его бороде.
Тут мои зайчики точно сбесились: Смотрят, на задние лапы встают, Лодку качают, грести не дают: Берег завидели плуты косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!..
Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят; Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса.
Тройка - и не диво: На ухабе всякий раз Зверь рычал ретиво; Только стон кругом стоял: "Очищай дорогу! Сам Топтыгин-генерал Едет на берлогу!"
Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще всё в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. |
Слайд 11 |
5. |
|
|
|
|
З |
е |
л |
ё |
Н |
ы |
й |
|
ш |
у |
м |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
О |
с |
Е |
н |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
М |
у |
ж |
и |
ч |
о |
К |
|
с |
|
н |
о |
г |
о |
т |
о |
к |
|
7. |
|
|
|
|
Г |
е |
н |
е |
Р |
а |
л |
|
т |
о |
п |
т |
ы |
г |
и |
н |
4 |
|
Д |
е |
д |
|
М |
а |
з |
А |
й |
|
и |
|
з |
а |
й |
ц |
ы |
|
|
1. |
К |
р |
е |
с |
т |
ь |
я |
н |
С |
к |
и |
е |
|
д |
е |
т |
и |
|
|
|
8. |
|
|
|
|
Н |
а |
|
В |
О |
л |
г |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
М |
о |
р |
о |
з |
- |
В |
о |
е |
в |
о |
д |
а |
|
|
|
|
|
Разработка внеклассного мероприятия «Н. А. Некрасову посвящается…»
14 12 2014
1 стр.
Руководители проекта учителя начальных классов: Мельник Карина Владимировна, Фоминова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Викторовна, Хрушкая Татьяна Валерьевна, Качалова Ирина Мих
16 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Клещёва Галина Владимировна, учитель информатики, Коростина Ольга Андреевна, учитель начальных классов моу «Медведская оош» Щучанского р-на
12 10 2014
1 стр.
Бондаренко Татьяна Викторовна учитель начальных классов моу соболевская основная
14 12 2014
1 стр.
Украинская О. В., учитель начальных классов первой квалификационной категории, маоу
10 10 2014
1 стр.
Брюханова И. А. – руководитель мо учителей нач классов, учитель начальных классов высшей категории
12 10 2014
1 стр.
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться
26 09 2014
1 стр.