Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Чернышева Ольга Эрнстовна,

заместитель директора УВР, учитель начальных классов (3в),



Широносова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов (3г),



Рубцова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов (4б),

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1"



Разработка внеклассного мероприятия «Н.А. Некрасову посвящается…» (к 190- летию со дня рождения Н.А. Некрасова)

Цель: знакомство с творчеством русского поэта Н.А.Некрасова.

Задачи:

  1. способствовать развитию интереса к литературному чтению;

  2. развивать речевые умения и творческие способности;

  3. обогащать словарный запас учащихся;

  4. воспитывать в детях желание потребность нести людям добро.


Предварительная работа: дети самостоятельно читают произведения Н.А. Некрасова, рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям, готовят инсценировки, учат стихи наизусть. Широносова Л.Н. отвечает за составление сценария мероприятия, Чернышева О.Э. – за организацию мероприятия, презентацию, подбор музыкального сопровождения, Рубцова Т.В. – организует выставку детских рисунков, отвечает за подготовку инсценировки и выразительного чтения произведений.

Оборудование: SMART- доска, выставка детских рисунков к произведениям Н.А. Некрасова, декорации к инсценировке, видео мультфильма «Дед Мазай и зайцы», звуки природы, презентация Power Point к мероприятию.

Список литературы

  1. Климанова, Л.Ф., Голованова, М.В., Горецкий, В.Г. Литературное чтение. 4 класс [Текст]: учебник / Климанова, Л.Ф., Голованова, М.В., Горецкий, В.Г. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Малаховская, О.В. Литературное чтение. 3 класс [Текст]: хрестоматия / О.В. Малаховская. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.

  3. Матвеева, Е.И. Литературное чтение (1-4 классы): учим младших школьников понимать художественный текст [Текст]: Методические разработки занятий / Е.И. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006. -266с.

  4. Некрасов, Н.А. Стихотворения [Текст] / Н.А. Некрасов. - Детская литература, 2010.

  5. Чуракова, Н.А. Литературное чтение. 3 класс. В 2-х ч. [Текст]: учебник / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.

Ход занятия

Примечание

  1. Актуализация знаний

Голос за кадром

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши — живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи;

Летит и другая какая-то птица —

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! шепот какой-то... а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

Я замер: коснулось души умиленье...

Чу! шепот опять!

Инсценирование

Первый голос:

Борода!


Второй:

А барин, сказали!..



Третий:

Потише вы, черти!



Второй:

У бар бороды не бывает — усы.



Первый:

А ноги-то длинные, словно как жерди.



Четвёртый:

А вона на шапке, гляди-тко,— часы!



Пятый:

Ай, важная штука!



Шестой:

И цепь золотая...



Седьмой:

Чай, дорого стоит?



Восьмой:

Как солнце горит!



Девятый:

А вона собака — большая, большая!

Вода с языка-то бежит.

Пятый:

Ружье! погляди-тко: стволина двойная,

Замочки резные...

Третий: (с испугом)

Глядит!


Четвертый:

Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!



Третий:

Прибьет...




Слайд 1(деревенский пейзаж), звуки природы

Появляются дети, инсценируя отрывок из произведения «Крестьянские дети»



  1. О детстве Н.А. Некрасова

Ведущий:

-Кто узнал, какое произведение проиллюстрировали сейчас ребята?

(Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)

-Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящено 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова.

1 ученик:

-Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Детские годы Николай Алексеевич провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. В семье было 13 детей. Он был третьим ребенком в семье. Отец Алексей Сергеевич - небогатый помещик, бывший армейский офицер. Мать Елена Андреевна - дворянка. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепияно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, проводил с ней долгие часы. Первые свои стихи маленький Коля посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла занятия сына литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Через много лет Некрасов написал эти строки, вспоминая о детстве, в поэме «Крестьянские дети».

Ведущий:

Чтобы лучше представить то время, в которое жил Н.А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Игра в бабки"



Слайд 2 (портрет поэта, даты жизни)

Рассказывает подготовленный ученик

Слайд 3, слайд 4


  1. Работа с репродукцией картины В. Маковского "Игра в бабки"

- Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»?

(….)


- Художник, «как и поэт», с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художника к крестьянским детям. В этом близость картины со стихотворением, которое проникнуто любовью к детям. Конечно, маленькому Некрасову не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Некрасов всегда сочувствовал тяжёлой жизни крестьян.

Слайд 5

  1. Работа со стихотворением «Мужичок с ноготок»

Когда Николай Алексеевич подрос, то поступил учиться в гимназию г. Ярославля, где учился до 5 класса. А в это время…

Ученики:

Однажды в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах … а сам с ноготок!

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что у отца-то большая семья?

"Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой, да я…"

Так вон оно что! А как звать тебя?-

"Власом",

- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…

Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…



Ведущий:

- О чём поведал нам в этом произведении Н. А. Некрасов?

(…)


Словарная работа (провести соответствие)

УЗДА

Сухие сучья, ветви

ПОЛУШУБОК

Конечно, разумеется

ХВОРОСТ

Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.

СТУДЁНАЯ ПОРА

Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

ВЕСТИМО

Очень холодно



Подготовленные дети

читают по ролям

(Слайд 6)

С использованием SMART-доски



  1. Жизнь Н.А. Некрасова в Петербурге

Ведущий:

В 1838г. Некрасов уехал в Петербург для определения в дворянский полк. Там он познакомился с группой студентов и, отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, решил готовиться к вступительному экзамену в университет, чтобы учиться дальше. В 1839 Некрасов пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал. Два года Некрасов был вольнослушателем в университете, посещал лекции на филологическом факультете. Средств к существованию не было, так как отец за ослушание лишил сына всякой поддержки. Три года Некрасов чувствовал себя постоянно голодным. Не раз отправлялся в ресторан на Морской, где тайком ел хлеб. Несмотря на постоянные лишения, он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал литературно-журнальную деятельность: давал уроки, писал статьи для "Литературной газеты", сочинял для издателей азбуки сказки в стихах, писал рассказы, повести, пьесы. Стихи Некрасова имели большой успех, все чувствовали, что, появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах он высказывал свою любовь к народу, веру в прекрасное будущее России.



Слайд 7

  1. Природа в произведениях Н.А. Некрасова

Ведущий:

- В своём творчестве Н.А. Некрасов часто обращался к красоте русской природы.

-Отгадайте, из какого произведения отрывки и вставьте пропущенные слова:

Нам ли стать привыкать –

Пусть … твой трещит:

Наша русская кровь:

На … горит!

Он теперь покоен –

Всё кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой …, сердитый. (Мороз-Воевода)

(чтение стихотворения подготовленным учеником)

- Давайте создадим образ Мороза цветом.

Жёлтый – солнце;

Голубой - тропы углубления в снеге;

Белый – пушистые вершины сосен;

Светло-голубой - палица и дворцы волшебные сверкают;

Сиреневый – льдины;

Тёмно-синий - толстый лёд.

-Выберите иллюстрацию образа Мороза и описание, которое подходит к стихотворению.



Словарная работа (провести соответствие)

Бор хвойный лес

Воевода начальник войска

Дозор обход для осмотра

Палица дубинка с утолщением

Покорные подчинены

Косматая густая, торчащая

Гнёт тяжесть, груз

Слайд 8

С использованием SMART-доски

Слайд 9

С использованием SMART-доски



- А в произведении "Дед Мазай и зайцы" Н.А. Некрасов описывает половодье - тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала, она затопила поля, леса, даже деревни. Животные во время половодья нуждаются в особой помощи. Посмотрите, что же однажды в деревне увидел, а потом описал поэт.

Просмотр мультфильма (отрывок)

- А теперь уберите из предложенных фраз те, которые не присущи характеру деда Мазая.

(предложены разные черты характера)

- Прочитайте, что осталось:

Юмор Мазая, чудной дед, разговаривает со зверюшками, добрый, любит животных, заботливый, знающий, любящий, рассудительный.

-Что вас больше всего тронуло в этом произведении? Удивило? Рассмешило?

(…)

Словарная работа (провести соответствие)

Нагоняет - приносит водой

Лопочут- хлопают

Пропал под водой- скрылся под водой

Гуторя - разговаривая

Горемыка - попал в беды

Тягота не велика - маленькие, легкие

Копошится - еле шевелится

Толста, как купчиха - толстая тетенька

Зипуном – кафтан (одежда - длинная куртка)

Поволок - потащил

Потехи - радости

Озимь - первая травка

Пригнал - добрался до берега

Причалил - поставил к берегу.


Слайд 10

Видео


С использованием SMART-доски

С использованием SMART-доски



- Одним из стихотворений, в котором проявился талант Н.А. Некрасова в создании разных образов, является «Зелёный шум».

(два ученика читают отрывки)



  1. Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

  1. Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

Идет-гудет Зеленый Шум.

Зеленый Шум, весенний шум!

- Давайте попробуем «создать картину» того, о чём написал Н.А. Некрасов.


Из заготовленных деталей дети на магнитной доске изображают всё, что можно «увидеть» в этих отрывках. Картина «оживает», когда включают звуки и шумы природы.



  1. Подведение конкурса рисунков

- Замечательная картина у нас получилась. Но многие из вас уже нарисовали свои иллюстрации к понравившимся произведениям Николая Алексеевича. Жюри подвело итоги и готово сейчас их озвучить.

Жюри объявляет итоги конкурса рисунков, награждает победителей.

  1. Итог занятия. Викторина.

Ведущий:

- Наше мероприятие, посвящённое 190-летию замечательного русского поэта Н.А. Некрасова подходит к концу. Чтобы проверить, как мы знаем его стихи, давайте отгадаем кроссворд.



  1. Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши — живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.


  1. - Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".


  1. Идёт, по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В лохматой его бороде.


  1. Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые!..


  1. Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.


  1. Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно - покой и простор!
    Листья поблекнуть еще не успели,
    Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

  2. Быстро, бешено неслась

Тройка - и не диво:

На ухабе всякий раз

Зверь рычал ретиво;

Только стон кругом стоял:

"Очищай дорогу!

Сам Топтыгин-генерал

Едет на берлогу!"


  1. О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще всё в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

Иду на помощь к рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,



Брожу с ружьем по островам.

Слайд 11



5.













З

е

л

ё

Н

ы

й




ш

у

м
















6.



















О

с

Е

н

ь




























2.







М

у

ж

и

ч

о

К




с




н

о

г

о

т

о

к




7.













Г

е

н

е

Р

а

л




т

о

п

т

ы

г

и

н

4




Д

е

д




М

а

з

А

й




и




з

а

й

ц

ы







1.

К

р

е

с

т

ь

я

н

С

к

и

е




д

е

т

и










8.













Н

а




В

О

л

г

е

























3.







М

о

р

о

з

-

В

о

е

в

о

д

а


















Широносова Людмила Николаевна, учитель начальных классов (3г), Рубцова Татьяна Владимировна

Разработка внеклассного мероприятия «Н. А. Некрасову посвящается…»

141.87kb.

14 12 2014
1 стр.


Проект «Еще раз о пользе молока»

Руководители проекта учителя начальных классов: Мельник Карина Владимировна, Фоминова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Викторовна, Хрушкая Татьяна Валерьевна, Качалова Ирина Мих

240.19kb.

16 12 2014
1 стр.


Номинация «Признание». Ирина Николаевна Тигоева, учитель начальных классов моу
10.66kb.

13 10 2014
1 стр.


Книга для учащихся/Пер с чеш. Е. И. Ильина, Н. Н. Попова; Ил. К. Франты. М.: Просвещение, 1983. 128с., ил

Клещёва Галина Владимировна, учитель информатики, Коростина Ольга Андреевна, учитель начальных классов моу «Медведская оош» Щучанского р-на

81.54kb.

12 10 2014
1 стр.


Сценарий праздника

Бондаренко Татьяна Викторовна учитель начальных классов моу соболевская основная

86.87kb.

14 12 2014
1 стр.


Классный час III класс Украинская О. В., учитель начальных классов первой квалификационной категории, маоу

Украинская О. В., учитель начальных классов первой квалификационной категории, маоу

62.43kb.

10 10 2014
1 стр.


Состав административной группы

Брюханова И. А. – руководитель мо учителей нач классов, учитель начальных классов высшей категории

34.37kb.

12 10 2014
1 стр.


Подготовила и провела: учитель начальных классов

Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться

122kb.

26 09 2014
1 стр.