Школьный музей и его роль в патриотическом воспитании обучающихся.
В.А. Касаева
«Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей»
Д.С.Лихачев
Анализ исторических процессов показывает, что важнейшие политические перемены в обществе приходят на рубеж и середину веков, которые, в свою очередь, нередко проявляются поиском и формированием новой общественной идеи. За этим, как правило, следуют социальные перемены. Безусловно, эти перемены затрагивают прежде всего, учреждения культуры и образования, которые как в зеркале отражают современные общественные явления.
Патриотизм в настоящее время не воспринимается молодежью как основа и смысл существования и деятельности отдельной личности. Причин для этого достаточно. И главная из них – идея всеобщего экономического благополучия не годится в качестве общенациональной. У молодого поколения нет ощущения, понимания неразрывности своей собственной судьбы и судьбы Родины. Наш долг сегодня - создание благоприятных условий для «возвращения» патриотизма. Необходимо переосмыслить традиционные формы и виды работы с детьми по содержанию деятельности, организационному статусу, возможностям и условиям для возрождения патриотического сознания, осмысления своей роли и места в жизни общества, судьбе Отечества. Возросшая роль патриотического направления в современном образовательно-воспитательном процессе школы требует применения инновационных методов в работе с подрастающим поколением, в частности использования наглядных средств обучения и вовлечения детей в активную практическую деятельность.
Значительным арсеналом форм и методов работы по активизации патриотического воспитания обучающихся обладает школьный музей. Музейный предмет, музейная среда дают значительные возможности эмоционального воздействия.
Наш музей создан в 1975 году. Его открытие было приурочено к 100-летнему юбилею нашего земляка – великого русского писателя С.Н. Сергеева-Ценского. Хранит он достаточно много ценных материалов по изначальной истории села, истории школы. По материалам музея можно проследить боевой и трудовой путь наших односельчан.
Основной смысл деятельности музея – категории: история, культура, духовность, патриотизм.
Основа совести и нравственности – историческая память
Партнёрские связи: областная станция юных туристов, областная писательская организация, музей – усадьба С.В. Рахманинова, дом – музей С.Н. Сергеева-Ценского г. Алушты.
Сущность опыта – подход к воспитанию гражданина – патриота через воспитание любви к малой Родине. Разрабатывая и реализуя идею малой Родины, как первого шага в формировании патриота, стремимся к воспитанию потребности в практическом проявлении чувства любви к Родине.
Основное убеждение – воспитывать на том, что рядом, что доступно, не на подвиге вообще, а на делах своих земляков, чья боевая и трудовая слава шагнула далеко за пределы села, района, области.
Выбор патриотического направления как приоритетного обусловлен и подкреплён базой школы:
-
разработана и реализуется программа патриотического воспитания «Мой дом, моя школа, моя земля»;
-
имеется опыт использования краеведческого компонента в образовательном процессе;
-
история нашего образовательного учреждения удивительным образом перекликается с именами знаменитых людей;
-
проводится работа по увековечиванию памяти тех, кто подвигом и трудом прославил свою малую Родину;
-
в 4-х километрах от школы находится село Преображенье – родина С.Н. Сергеева-Ценского.
Изучение патриотических традиций наших земляков проводится в разнообразных формах:
-
разработка программ патриотической и краеведческой направленности, методических рекомендаций, проектов;
-
участие в районном эксперименте «Создание музейно-образовательного комплекса». Музейно-образовательный комплекс рассматриваем как форму патриотического воспитания обучающихся, как единое образовательно-воспитательное пространство, как конкретное поле саморазвития ребёнка, практического проявления его патриотических чувств. Основная ценность деятельности комплекса состоит в том, что меняется контекст системы патриотического воспитания, его нравственная атмосфера, стиль взаимоотношений мотивов взаимодействия;
-
проведение экскурсий;
-
проведение занятий с элементами исследовательского характера, поисковой деятельности, выполнение творческих заданий. Как результат работы – установление интересных фактов из истории села и понимание того, как происходившие события преломлялись в конкретных человеческих судьбах. Исследовательские работы обучающихся «Седая глубь веков», «Тамбовщина Серёжи Сергеева» - это прикосновение к духовной культуре предков, размышления о нравственном и безнравственном, о святости и патриотизме;
-
проведение уроков мужества «За Волгой для нас земли нет» - об участнице битвы за Сталинград Алехиной Т.П., «Он расписался на Рейхстаге» - о героическом пути участника боёв за Берлин Шолохова М.А.;
-
выпуск боевых листков «Коптево в солдатской шинели», на страницах которых оживает военная слава наших земляков;
-
участие в литературно-поисковой экспедиции «Земля отцов – земля детей»;
-
проведение акций: «Ищу тебя» (запись истории жизни выпускников 1941-1945 гг.), «Сохраним Родину С.Н. Сергеева-Ценского потомкам» (благоустройство памятных мест села Преображенье – родины писателя;
-
проведение встреч и литературных вечеров: «Гармонь собирает друзей» (встреча с интересными людьми села Коптево), «Война вас встретила подростками» (встреча с выпускниками школы военных лет). Их детство – целая страница в истории нашей школы, в истории нашего села;
-
проведение юбилейных мероприятий посвящённых памяти С.Н. Сергеева-Ценского;
-
посещение памятных мест родного края. В каждом регионе есть заповедные места. И это прекрасно, когда наши дети, бывая там, приобщаются к духовному наследию России;
-
реализация образовательных проектов. Педагогический коллектив овладел дополнительными компетенциями, которые не предусмотрены традиционными образовательными программами. Как следствие этого – создание на базе музея кружка «Исследовательская и проектная деятельность средствами музейной педагогики», введение в учебный план школы нетрадиционного элективного курса «Музейная педагогика». Изучение культурно-исторического наследия идёт через музейный предмет – экспонат;
-
проведение презентаций: сборника стихов С.Н. Сергеева-Ценского «Листок письма на косогоре», книги «Вернулись с Победой»;
-
проведение семинаров по обобщению и распространению опыта работы музея по патриотическому воспитанию.
Результат деятельности музея:
-
сформированы духовно-нравственные и гражданско-патриотические начала в развитии личности;
-
отсутствие у детей пассивного проявлении любви к своей малой Родине, её святым местам, своим землякам;
-
найдено приложение ребячьих сил и возможностей, заполнен вакуум в реализации детских интересов.
Школьный музей играет важную роль в патриотическом воспитании, вносит изменения в формы патриотической работы.
Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме – главная задача сегодняшнего дня, ведь будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.
Список литературы
-
Макарова – Таман Н.Г. и др. Детские музеи в России и за рубежом. – М.,2001
-
Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. А.Н. Морозовой,
О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006
3. Объедкова Е., Попова Т.И. Патриотическое воспитание младших школьников:
Материалы I Региональной научно-практической конференции студентов и
аспирантов./Отв. ред. Е.В. Алтабаева. – Мичуринск: МГПИ, 2005
-
Щербинин П.П. Патриотические традиции жителей города Тамбова: областные
Педагогические чтения по краеведению. Сборник выступлений, Тамбов, ОблСюТур, 1999 г., Тамбов, 2000
-
Юхневич М.Ю. Музейно-образовательные проекты для школы: отечественный и
зарубежный опыт // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции: Сб. трудов
творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела ИПРИКТ.- Вып.2