Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Школьный музей и его роль в патриотическом воспитании обучающихся.
В.А. Касаева
«Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей»

Д.С.Лихачев


Анализ исторических процессов показывает, что важнейшие политические перемены в обществе приходят на рубеж и середину веков, которые, в свою очередь, нередко проявляются поиском и формированием новой общественной идеи. За этим, как правило, следуют социальные перемены. Безусловно, эти перемены затрагивают прежде всего, учреждения культуры и образования, которые как в зеркале отражают современные общественные явления.

Патриотизм в настоящее время не воспринимается молодежью как основа и смысл существования и деятельности отдельной личности. Причин для этого достаточно. И главная из них – идея всеобщего экономического благополучия не годится в качестве общенациональной. У молодого поколения нет ощущения, понимания неразрывности своей собственной судьбы и судьбы Родины. Наш долг сегодня - создание благоприятных условий для «возвращения» патриотизма. Необходимо переосмыслить традиционные формы и виды работы с детьми по содержанию деятельности, организационному статусу, возможностям и условиям для возрождения патриотического сознания, осмысления своей роли и места в жизни общества, судьбе Отечества. Возросшая роль патриотического направления в современном образовательно-воспитательном процессе школы требует применения инновационных методов в работе с подрастающим поколением, в частности использования наглядных средств обучения и вовлечения детей в активную практическую деятельность.

Значительным арсеналом форм и методов работы по активизации патриотического воспитания обучающихся обладает школьный музей. Музейный предмет, музейная среда дают значительные возможности эмоционального воздействия.

Наш музей создан в 1975 году. Его открытие было приурочено к 100-летнему юбилею нашего земляка – великого русского писателя С.Н. Сергеева-Ценского. Хранит он достаточно много ценных материалов по изначальной истории села, истории школы. По материалам музея можно проследить боевой и трудовой путь наших односельчан.

Основной смысл деятельности музея – категории: история, культура, духовность, патриотизм.

Основа совести и нравственности – историческая память

Партнёрские связи: областная станция юных туристов, областная писательская организация, музей – усадьба С.В. Рахманинова, дом – музей С.Н. Сергеева-Ценского г. Алушты.

Сущность опыта – подход к воспитанию гражданина – патриота через воспитание любви к малой Родине. Разрабатывая и реализуя идею малой Родины, как первого шага в формировании патриота, стремимся к воспитанию потребности в практическом проявлении чувства любви к Родине.

Основное убеждение – воспитывать на том, что рядом, что доступно, не на подвиге вообще, а на делах своих земляков, чья боевая и трудовая слава шагнула далеко за пределы села, района, области.

Выбор патриотического направления как приоритетного обусловлен и подкреплён базой школы:



  • разработана и реализуется программа патриотического воспитания «Мой дом, моя школа, моя земля»;

  • имеется опыт использования краеведческого компонента в образовательном процессе;

  • история нашего образовательного учреждения удивительным образом перекликается с именами знаменитых людей;

  • проводится работа по увековечиванию памяти тех, кто подвигом и трудом прославил свою малую Родину;

  • в 4-х километрах от школы находится село Преображенье – родина С.Н. Сергеева-Ценского.

Изучение патриотических традиций наших земляков проводится в разнообразных формах:

  • разработка программ патриотической и краеведческой направленности, методических рекомендаций, проектов;

  • участие в районном эксперименте «Создание музейно-образовательного комплекса». Музейно-образовательный комплекс рассматриваем как форму патриотического воспитания обучающихся, как единое образовательно-воспитательное пространство, как конкретное поле саморазвития ребёнка, практического проявления его патриотических чувств. Основная ценность деятельности комплекса состоит в том, что меняется контекст системы патриотического воспитания, его нравственная атмосфера, стиль взаимоотношений мотивов взаимодействия;

  • проведение экскурсий;

  • проведение занятий с элементами исследовательского характера, поисковой деятельности, выполнение творческих заданий. Как результат работы – установление интересных фактов из истории села и понимание того, как происходившие события преломлялись в конкретных человеческих судьбах. Исследовательские работы обучающихся «Седая глубь веков», «Тамбовщина Серёжи Сергеева» - это прикосновение к духовной культуре предков, размышления о нравственном и безнравственном, о святости и патриотизме;

  • проведение уроков мужества «За Волгой для нас земли нет» - об участнице битвы за Сталинград Алехиной Т.П., «Он расписался на Рейхстаге» - о героическом пути участника боёв за Берлин Шолохова М.А.;

  • выпуск боевых листков «Коптево в солдатской шинели», на страницах которых оживает военная слава наших земляков;

  • участие в литературно-поисковой экспедиции «Земля отцов – земля детей»;

  • проведение акций: «Ищу тебя» (запись истории жизни выпускников 1941-1945 гг.), «Сохраним Родину С.Н. Сергеева-Ценского потомкам» (благоустройство памятных мест села Преображенье – родины писателя;

  • проведение встреч и литературных вечеров: «Гармонь собирает друзей» (встреча с интересными людьми села Коптево), «Война вас встретила подростками» (встреча с выпускниками школы военных лет). Их детство – целая страница в истории нашей школы, в истории нашего села;

  • проведение юбилейных мероприятий посвящённых памяти С.Н. Сергеева-Ценского;

  • посещение памятных мест родного края. В каждом регионе есть заповедные места. И это прекрасно, когда наши дети, бывая там, приобщаются к духовному наследию России;

  • реализация образовательных проектов. Педагогический коллектив овладел дополнительными компетенциями, которые не предусмотрены традиционными образовательными программами. Как следствие этого – создание на базе музея кружка «Исследовательская и проектная деятельность средствами музейной педагогики», введение в учебный план школы нетрадиционного элективного курса «Музейная педагогика». Изучение культурно-исторического наследия идёт через музейный предмет – экспонат;

  • проведение презентаций: сборника стихов С.Н. Сергеева-Ценского «Листок письма на косогоре», книги «Вернулись с Победой»;

  • проведение семинаров по обобщению и распространению опыта работы музея по патриотическому воспитанию.

Результат деятельности музея:

  • сформированы духовно-нравственные и гражданско-патриотические начала в развитии личности;

  • отсутствие у детей пассивного проявлении любви к своей малой Родине, её святым местам, своим землякам;

  • найдено приложение ребячьих сил и возможностей, заполнен вакуум в реализации детских интересов.

Школьный музей играет важную роль в патриотическом воспитании, вносит изменения в формы патриотической работы.

Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме – главная задача сегодняшнего дня, ведь будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.



Список литературы

  1. Макарова – Таман Н.Г. и др. Детские музеи в России и за рубежом. – М.,2001

  2. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. А.Н. Морозовой,

О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Объедкова Е., Попова Т.И. Патриотическое воспитание младших школьников:

Материалы I Региональной научно-практической конференции студентов и

аспирантов./Отв. ред. Е.В. Алтабаева. – Мичуринск: МГПИ, 2005



  1. Щербинин П.П. Патриотические традиции жителей города Тамбова: областные

Педагогические чтения по краеведению. Сборник выступлений, Тамбов, ОблСюТур, 1999 г., Тамбов, 2000

  1. Юхневич М.Ю. Музейно-образовательные проекты для школы: отечественный и

зарубежный опыт // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции: Сб. трудов

творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела ИПРИКТ.- Вып.2

Школьный музей и его роль в патриотическом воспитании обучающихся

«Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей»

60.63kb.

04 09 2014
1 стр.


Школьный краеведческий музей «истоки» Путеводитель ученица 9-го класса Горынина Александра Бродовое, 2011 Школьный краеведческий музей

Музей организован в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся

99.32kb.

11 10 2014
1 стр.


Экскурсия в школьный музей

В один из морозных зимних дней дети старшей и подготовительной группы детского сада совершили экскурсию в школьный музей

13.48kb.

09 10 2014
1 стр.


Школьный музей

Музей боевой славы открыт в 1983 году, посвящен памяти Подольских курсантов. Музей занимает отдельное помещение на третьем этаже школы

20.84kb.

04 09 2014
1 стр.


"Роль семьи в воспитании ребенка"

Десять ошибок, которые совершают родители при воспитании своих детей

30.44kb.

08 10 2014
1 стр.


«Роль семьи в воспитании у ребенка правосознания и ответственности»

Цель: актуализировать роль семейного воспитания в предупреждении правонарушений несовершеннолетних

119.83kb.

15 10 2014
1 стр.


Школьный музей истории Верхней Язьвы
211.39kb.

29 09 2014
1 стр.


Тема: Ю. Э. Озаровский и его частный музей «Старый домик»

Обоснование: Популярнейшим типом исторических музеев сегодня является «интерьерный музей». Первый музей подобного типа в Петербурге создал актер и режиссер Александринского театра

19.08kb.

10 10 2014
1 стр.