Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Символизм

Символизм - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода.

Становление символизма во Франции – стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, – связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу «Цветы зла».

На излете 19 в. Европа достигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть над окружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Но именно в это время происходят процессы, приведшие к утрате интеллектуалами смысла жизни. Разрушение привычной религиозной картины лишает человека прежних опор Потеря ориентиров рождала ощущение ушедшей из-под ног почвы. Сознание ошибочности, неполноты прежнего знания вело к поиску новых путей постижения действительности.

Задача нового направления - постичь мир, ставший необыкновенно сложным к этому времени. Но постичь не по законам разума, как в 19 в, а интуитивно, почти мистически.

В основе нового направления в культуре лежит идеалистическая философия, которая предполагает кроме земного мира, существование идеального, небесного, неземного мира.



Такое искусство сродни религиозному действу.

Творчество поэта, музыканта, художника символисты воспринимают как таинство и обряд. Первоосновы жизни для символистов – музыка и близкая к ней поэзия, так как музыка связывает все мироздание гармонией. Поэзия символистов необыкновенно музыкальна.

До символистов в искусстве господствовал образ. Образ – картина мира, проникнутая чувствами и мыслями автора. Главное в образе его объективность. Он взят прямо из жизни.

Символисты отказывались от образа, считая, что образ слишком привязан к земному миру. Образ они заменяют символом. Символ – мистическое средство постижения скрытого, невидимого, неземного. Символ безграничен, непостижим до конца, таинственен. Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира – утверждали символисты.

В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками.

Мотивы поэзии символистов - взаимопроникновение любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешним и внутренним.

С. Малларме настаивал на необходимости «внушать образы», передавать не вещи, а свои впечатления от них, что сродни импрессионизму.

Символистская эстетика воплощалась в самых неожиданных формах, углубляясь в воображаемый, запредельный мир, в области, прежде не исследованные, – сон и смерть, эзотерические откровения, мир эроса и магии, измененных состояний сознания.

Особой притягательностью для символистов обладали мифы и сюжеты, отмеченные печатью неестественных страстей, гибельного очарования, предельной чувственности, безумия (Саломея О.Уайльда, Огненный ангел В.Брюсова, образ Офелии в стихах Блока), гибридные образы (кентавр, русалка, женщина-змея), указывавшие на возможность существования в двух мирах.



Символизм в России.

«Старшие символисты»: И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Ф.Сологуб.

«Младшие символисты»: А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев. К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин.

Общепризнанные предтечи русского символизма Ф.Тютчев, А.Фет, Вл.Соловьев. Основоположником символистского метода в русской поэзии Вяч.Иванов называл Ф.Тютчева. В.Брюсов высказывался о Тютчеве как об основоположнике поэзии нюансов. Знаменитая строка из стихотворения Тютчева Silentium: « Мысль изреченная есть ложь» - стала лозунгом русских символистов. Поэт ночных знаний души, бездны и хаоса, Тютчев оказался близок русскому символизму своей устремленностью к иррациональному, невыразимому, бессознательному.

Другой предшественник символистов – А.Фет, умерший в год становления русского символизма (в 1892 Д.Мережковский читает лекцию «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», В.Брюсов готовит сборник «Русские символисты»). Как и Ф.Тютчев, А.Фет говорил о невыразимости, «несказанности» человеческих мыслей и чувств, мечтой Фета была «поэзия без слов» (к «несказанному» вслед за Фетом устремляется А.Блок, любимое слово Блока – «несказанно»).

Фет отвергал идею утилитарности искусства, ограничив свою поэзию только сферой прекрасного. Эта «бессодержательность» легла в основу символистской культа «чистого творчества». Символисты усвоили музыкальность лирики Фета, ее особенный характер: поэт должен не изобразить, а навеять настроение. К.Бальмонт учился у Фета овладению музыкой слова, а А.Блок находил в лирике Фета подсознательные откровения, мистический экстаз.

На содержание русского символизма (особенно на младшее поколение символистов) заметно повлияла философия Вл.Соловьева. Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым. Святая София Соловьева – одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мир. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А.Блок, А.Белый. А.Блок называл Софию Прекрасной Дамой.

Установка на причастность Вечному Хаосу, «стихийность» дала в русской поэзии «дионисийский тип» лирики, воспевающей «безбрежную» личность, индивидуальность. «Дионисийству» отдал должное и А.Блок, певший вихрь «свободных стихий», кружение страстей («Снежная маска», «Двенадцать»).

Многочисленны переклички литературы русского символизма с живописью и музыкой. Поэтические грезы символистов находят соответствия в «галантной» живописи К.Сомова, ретроспективных мечтаниях А.Бенуа, «творимых легендах» М.Врубеля, в «мотивах без слов» В.Борисова-Мусатова, в изысканной красоте и классической отрешенности полотен З.Серебряковой, «поэмах» А.Скрябина.

Именно в рамках символистской традиции с новой остротой было осмыслено творчество Толстого и Достоевского, Лермонтова и Пушкина, Тургенева, Гончарова, Н.Некрасова. Гоголь занял особое место в размышлениях символистов и природе художественного творчества.



Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в. В творчестве крупнейших писателей 20 в., как русских, так и зарубежных (А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Платонова, М. Булгакова, Б.Пастернака, В.Набокова, Ф.Кафки, Д.Джойса, Э.Паунда, М.Пруста, У.Фолкнера и др.), – сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.






Символизм

Символизм эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских

43.51kb.

10 10 2014
1 стр.


Символизм

Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья

88.05kb.

10 10 2014
1 стр.


Философский символизм флоренского и его жизненные истоки

России начала нашего века. И всему этому умонаправлению было органически присуще, по краткой формуле Б. Пастернака, «понимание жизни как жизни поэта»3

484.21kb.

10 10 2014
3 стр.


Символы и символизм византийской литургии: Литургические символы и их богословское истолкование1

Данная статья всего лишь попытка обозначить эту проблему, как я ее понимаю, и наметить, по необходимости, в самых общих чертах возможные пути ее решения

93.06kb.

10 10 2014
1 стр.


Символизм

Символ содержит в себе перспективу безгра­ничного развертывания смыслов. "Символ окно в бесконечность" (Ф. Сологуб). Кроме того, символ является и полноценным образом, его мож­но в

82.73kb.

10 10 2014
1 стр.


Лекция на тему: " Философский символизм в русской мысли

Московской консерватории, каковым титулом он дополнил свое имя на обложке книги “Музыка как предмет логики”, изданной им в 1937 году; хотя это и не соответствовало реальности: Лосе

108.44kb.

10 10 2014
1 стр.


Лекции по курсу «Зарубежная литература конца Х1Х начала ХХ века. Основные тенденции развития 5 часов. Западноевропейская «новая драма». Онтологический символизм Г. Ибсена 3 часа

Вводные лекции по курсу Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития – 5 часов

86.97kb.

25 12 2014
1 стр.