Перейти на главную страницу
В синтаксисе изучается построение связной речи. В качестве основного понятия синтаксиса выступает понятие синтаксической связи. Разные виды синтаксической связи соединяют слова внутри предложения или внутри словосочетания, простые предложения в составе сложного, а также разные предложения внутри текста. Синтаксическую связь можно рассматривать в двух планах: формально-грамматическом и смысловом. Для того чтобы представить себе значение формально-грамматических связей между словами, проведите следующий эксперимент: попробуйте прочесть текст, в котором пропущены некоторые слова: «Я вошел в ... довольно обширную. За столом, ... бумагами, сидели ... : пожилой..., виду строгого и .... и молодой гвардейский ..., лет двадцати восьми, очень ... наружности, ловкий и ... в обращении. У окошка за особым ... сидел ... с пером за ухом, наклонясь над бумагою, готовый записывать мои ... Начался ... Меня ... о моем имени и звании». Наверняка вы смогли восстановить пропущенные слова: ориентиром вам служили расположенные рядом слова, окончания которых и являются сигналами (внешними показателями) прерванных синтаксических связей, нуждающихся в восстановлении. Сравните восстановленный вами текст с оригиналом. Для этого откройте повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава 14, начало пятого абзаца). Скорее всего, вы не совсем точно угадали значение пропущенных слов, но вот в выборе их грамматической формы вы вряд ли ошиблись.
Любая форма, по чаконам диалектики, является содержательной. Грамматическая форма не исключение. Два слова или два предложения, формально связанные между собой, вступают в смысловое взаимодействие. Рассмотрим в качестве примера два слово сочетания, внешне очень похожих, однако с небольшим формальным различием: «памятник Пушкина» и «памятник Пушкину». В этих словосочетаниях назван предмет (памятник), который имеет определенное отношение к лицу (к Пушкину). Характер отношений между предметами и является в данном случае смысловым планом синтаксической связи. Формальные различия между словосочетаниями связаны с различиями смысловыми: дательный падеж при слове памятник указывает на адресата, то есть на человека, которому поставлен памятник, родительный падеж в этом сочетании имеет два значения и может быть интерпретирован по-разному: он может указывать как на адресата, так и на автора, создавшего памятник.
Нормы построения и употребления синтаксических единиц можно условно разделить на две группы: формальные и смысловые. Нарушение формальных норм ведет к так называемым ошибкам формы. Они вызваны неверным оформлением мысли, которая, по существу, является правильной. В предложении «Он имеет на своих товарищей большой авторитет» ошибочное употребление слов имеет авторитет на товарищей вместо пользуется авторитетом у товарищей не затемняет и не изменяет смысла высказывания. Если мы вдруг услышим фразу: «Я возвращаюсь в Украину», мы отметим ошибочное употребление предлога в вместо предлога на, но смысл высказывания будет ясным и понятным, несмотря на допущенную речевую ошибку. Однако очень часто нарушение формальных норм соединения слов ведет к нарушению смысла высказывания и создает возможности для двоякого понимания текста. В предложении «Несколько птиц наша школа подарила зимовщикам, которые там хорошо акклиматизировались и стали ручными» нарушено одно из основных правил словорасположения, а именно: зависимый компонент должен располагаться рядом с главным компонентом. В данном случае зависимое предложение с союзным словом которые находится в непосредственной близости к слову зимовщикам, и поэтому при первичном восприятии текста читатель, непроизвольно учитывая правило, устанавливает смысловую связь между зимовщиками и хорошей акклиматизацией. Только прочитав предложение до конца, можно понять, что характеристика дана птицам, а не зимовщикам. Таким образом, ошибки формы зачастую затрудняют процесс восприятия и понимания текста.
Логическое противоречие возникает тогда, когда об одном и том же предмете в одно и то же время высказываются взаимоисключающие суждения. Например: «В заключение у меня есть просьба: их три»; «Семейство Шудлеров удвоило свое состояние почти втрое».
Образное противоречие – это сосуществование на небольшом текстовом пространстве образных картин, которые несовместимы друг с другом. Ошибочными являются следующие высказывания: «Весь измазанный чернилами, испуская дикие вопли, Коля всю перемену, как сокол, носился по классу»; «Эдуард улетает стрелой, словно смазанная маслом молния»; «Предпочитаю услышать обо всем этом из первых рук».
Не следует забывать, что любое нарушение нормы может быть превращено умелым мастером слова в художественный прием. На противоречии основаны такие художественные приемы, как оксюморон или парадокс. «Молодость моя, моя чужая Молодость...»; «И голубиной не черни галчонка белизной...» (М. Цветаева); «Лучшее средство избавиться от искушения - поддаться ему»; «Избави меня, боже, от друзей, а с врагами я сам справлюсь» (афоризмы).
Среди ошибок формы следует выделить в особую группу ошибки, связанные с нарушением норм управления и согласования. Управление и согласование - это виды связи слов внутри словосочетания. При управлении зависимое слово употребляется в определенной падежной форме (с предлогом или без предлога): изучать математику; подготовиться к экзамену; поступать вопреки здравому смыслу. При согласовании зависимое слово зеркально отражает грамматическую форму главного слова: зеленая трава: зеленой травы; о зеленых травах. Ошибки, связанные с нарушением норм управления и согласования, можно систематизировать следующим образом.
Порядок слов в русском языке выполняет две разные функции: во-первых, он служит средством связи между словами внутри предложения; во-вторых, выступает как средство связи между предложениями внутри текста.
В русском языке порядок слов является свободным. Это значит, что говорящий вправе варьировать порядок слов внутри простого предложения и порядок следования частей внутри сложного предложения. Хотя члены предложения не имеют фиксированного, единственно возможного места внутри фразы, грамматически нормативным считается такое их расположение, при котором:
Прямой, нейтральный порядок слов в предложении можно представить в виде схемы:
Отступление от этих правил (инверсия) придаёт речи взволнованность, эмоциональность, экспрессивность, а также изменяет стилистическую окраску высказывания. Ср.: В кинотеатре идет интересней фильм - нейтральная стилистическая окраска- В кинотеатре фильм интересный идёт - разговорная стилистическая окраска. Благодаря инверсированному порядку слов чеканно и торжественно звучит знаменитая фраза М.А. Булгакова: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца писана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Используя широкие возможности прямого и инверсированного порядка слов, всегда старайтесь соблюдать одно простое правило: зависимый компонент (будь то слово, словосочетание причастный оборот, инфинитивный оборот, зависимая часть сложного предложения) должен располагаться непосредственно рядом с главным компонентом, чаще всего - сразу после него. Это правило позволит вам избежать нелепых высказываний, подобных следующему: «Обнаружен Скриквин в момент задержания автомашины в спящем состоянии» (следовало сказать: «В момент задержания автомашины обнаружен Скриквин в спящем состоянии»).
Итак, в русском языке существует свободный порядок слов. Однако такая свобода обязывает говорящего внимательно следить. И построением своей фразы, иначе, при неудачном построении она может быть истолкована неверно. Например: «В основу повести «Чапаев» Фурманов положил боевые действия Чапаевской дивизии в районе Урала, куда он был назначен комиссаром» - в результате некорректного словорасположения в предложении возникает ложная смысловая связь между подчёркнутыми словами. При неудачном расположении слов высказывание может приобрести двоякий смысл. Предложение «Торговка вяленой воблой торчала между ящиками» может быть понято по-разному из-за того, что в нём сочетание «вяленой воблой» с равным успехом может относиться и к существительному «торговка» (торговка какая?) и к глаголу «торчал» (торчала как?).
Неправильно построенные фразы, появившиеся в результате небрежного отношения к порядку слов, давно стали предметом пристального внимания не только языковедов, но и юмористов. Ничего, кроме смеха, не вызывают буквально прочитанные объявления типа «Детский комбинат «Белочка» принимает детей после - < > капитального ремонта», или «В универмаге проводится выставка-продажа товаров для мужчин весенне-летнего сезона», или «В магазин поступили коляски для детей различных расцветок».
Связь между предложениями внутри текста
Связь между предложениями в тексте осуществляется в первую очередь на смысловом уровне за счет последовательного движения мысли от уже известных фактов к новой информации. В каждом предложении можно выделить тему и рему. Тема- это то, что уже известно, по мнению говорящего. Тему можно определить с помощью вопроса, на который отвечает предложение. Она совпадает с частью вопросительного предложения за исключением вопросительного слова. Рема- это новая информация об известном, т.е. то, ради чего и создается высказывание. Рема может звучать как краткая ответная реплика в предполагаемом диалоге. Одно и то же предложение в разных речевых ситуациях имеет разное те-мо-рематичеекое членение. Например, предложение «На другой день Никита выпустил воробья в саду» может члениться на тему и рему в разных ситуациях по-разному:
ТЕМА |
РЕМА |
1. Когда Никита выпустил воробья? |
- На другой день. |
2.Кто выпустил воробья в саду? |
- Никита. |
3.Что сделал Никита на другой день? |
- Выпустил воробья. |
4.Где Никита выпустил воробья?. |
- В саду. |
5.Кого Никита выпустил в саду? |
- Воробья. |
Членение на тему и рему имеет свои способы выражения. Основными среди них являются порядок слов и интонация. В книжной речи при прямом, нейтральном порядке слов тема располагается в начале предложения, а рема - в конце, фразовое ударение падает на рему: Никита выпустил воробья в саду / на другой день. При инверсии рема находится в начале предложения, а тема - в конце, фразовое ударение падает на рему, главную часть высказывания: Никита /выпустил воробья в саду на другой день.
В разговорной речи противоположный порядок слов: при нейтральном порядке слов рема находится в начале предложения, При инверсии рема располагается в конце предложения: -Хозяйка наша где? - В огород /ушла хозяйка.
Существует несколько типов тематической прогрессии — так называют соотношение тем в соседних предложениях текста. При последовательном типе связи темой следующего предложения служит рема предыдущего. Условно этот тип связи можно изобразить так: Т 1 Р1; Т 2 (=Р1)Р2; Т 3 (=Р2)Р3, где T1 - тема первого предложения, Т2 - тема второго предложения, Т3 - тема третьего предложения, Pi - рема первого предложения, Р2 - рема второго предложения, Р3 - рема третьего предложения. Пример последовательной связи предложений в тексте: «По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, / разъезжали человек двадцать верхами. Они,/ казалось, казаки, но между ними находились и башкирцы, которых и легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам»(Л.С.Пушкин).
При параллельной связи предложений одна и та же тема повторяется в следующих друг за другом предложениях. Изобразим эту связь в виде схемы: Т 1Р1; T2(=T1)P2; T3(=Т1)P3;... . Пример параллельной связи предложений: «Слово "модель"/в переводе с французского значит «образец». Понятие модели хорошо известно в производственных процессах, в науке и технике». (Энциклопедический словарь юного филолога).
Правильные формы тематической прогрессии обязательны в любом литературном тексте. Обычно в тексте чередуются разные виды тематической связи предложений.
1. Об этом нам свидетельствуют обращения, которые практически всегда предполагает форма повелительного наклонения. 2. Итак, среди стихотворений сборника «Тихие песни» мы отметили 28 из них, которые имеют в своем контексте употребление частицы «не». 3. Все-таки так не хватает нашей любви, любознательности и любопытства. 4. Язык высказывания насыщенный, разнообразный, характерный художественному стилю. 5. Ю.П. Поваренков является одним из авторов концепции непрерывного педагогического образования Ярославской области, соруководителем четырех грантов Министерства образования Российской Федерации по психологическому обеспечению высшего педагогического образования по специальностям «история», «физика», «математика». 6. Она ответственный и самостоятельный организатор многих мероприятий на кафедре, руководит проведением научной работы со студентами. 7. У кафедры педагогических технологий немало совместителей. 8. Опытные преподаватели подают хороший пример активности, творчества и заинтересованности для молодых педагогов и аспирантов кафедры. 9. Каждый преподаватель кафедры выполняет не только учебную и научную работу, но и организует большую общественную деятельность на разных уровнях, участвует в воспитательной работе со студентами. 10. Их роль в регионе для помощи детям со специальными потребностями становится все более значимой. 11. Уже стало традиционным проводить совместные симпозиумы по проблеме преодоления личностных кризисов совместно с учеными Белостокского университета (Польша).
1.Богатый мужицкий хутор. Загорелось, когда кончали ужинать, темным и сухим осенним вечером. Зажгли какие-то зло деи с гумна, и на нем все сгорело. Но ригу сыновья хозяина отстояли.
Хозяин, огромный, толстый мужик, все время сидел на крыльце старой избы неподвижно. На гумне был ад - так бешено орали и гасили огонь его сыновья и бабы. Он же только глядел, как странно и светло был озарен весь двор красным полымем, как блистал алым зеркалом пруд и розовыми трепетными клубами стояли над двором в высоком небе облака, освещаемые исподу. Он все говорил — очень спокойно:
- Бог дал, бог взял. Мне это все равно, я этого не чую и не чувствую.
Когда же все догорело, потухло, стал рыдать и рыдал, не переставая, сутки, лежа вниз лицом в риге возле ворот, на старнов-ке. В темноте, в дыры ворот, сверкали на ней алые пятна солнца и ходил, ковылял одинокий белый голубок, опаленный на пожаре (И.А. Бунин).
2. Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками. Я его оставил в покое, взял свечу и пошел в хату. Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок приятеля - все исчезло. Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый слепой. Разбудив казака довольно невежливым толчком, я побранил его, посердился, а делать было нечего! И не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила? (М. Ю. Лермонтов)
1. К писателю приходили письма с пожеланиями от болезни и долголетней жизни. 2. Художник изобразил, как Пётр I ведёт войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 3. Используя приём художественной детали, Пушкин описывает не только какие-то мелкие подробности, но и помогает раскрыть характер главного героя. 4. Деталь является здесь определяющей, которая так или иначе влияет на развитие сюжетной линии. 5. Тогда было введено постоянное конное и пешее войско на жалованье, подчинённое королю. 6. И в эту степь приехал только что окончивший школу по комсомольской путёвке небольшой паренёк Кемель. 7. Чернышевский пишет роман о путях демократической интеллигенции в крепости. 8. Обломов не сумел написать письмо хозяину дома, который велел ему съехать на другую квартиру, потому что встретилось два раза сряду «что» и «который». 9. Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь в первой главе, чтобы лежать в чужих песках. 10. Собеседник не понимает этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи. 11. Караван сопровождал отряд эсминцев. 12. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.
1. Многие животные при наступлении неблагоприятных условий резко снижают активность процессов, происходящих в организме. Однако в процессе эволюции они выработали специальные приспособления, позволяющие успешно справиться с такого рода испытаниями.
Сравните восстановленный вами текст с оригиналом. Для этого откройте повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
12 09 2014
1 стр.
Линейные пространства, линейная зависимость, размерность, норма, непрерывность, открытые и замкнутые множества, непрерывность нормы, эквивалентные нормы, теорема об эквивалентности
13 10 2014
1 стр.
Синтаксическая характеристика именных словосочетаний в тексте "Жития Николая Мирликийского"
01 10 2014
1 стр.
Но Норма настаивала, видимо, догадавшись об удачном исходе раньше меня. Я и не знал, насколько обманчивым может быть первое впечатление. Настоящая Норма была совсем другой
13 09 2014
2 стр.
Эпитет. Грамматические формы выражения и синтаксическая роль. Особенности постоянных эпитетов
18 12 2014
1 стр.
Настоящие типовые нормативы и нормы разработаны Всесоюзным научно-исследовательским
16 12 2014
19 стр.
Холестерин общий (норма си 11 48 ммоль/л),(норма 5,9)[Fredrickson et al., 1967]: 5,1 ммоль/л
14 12 2014
1 стр.
Резюме. В работе представлены основные рефлексы периода новорожденности и детей первого года жизни: время их возникновения и редукции у здоровых и больных, степень выраженности и з
07 10 2014
1 стр.