Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Петенко Раиса Матвеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ лицей «Морской технический»,

г.Новороссийск,

2010 - 2011учебный год

10 класс

Урок русского языка

Тема урока:

Эпитет. Грамматические формы выражения и синтаксическая роль. Особенности постоянных эпитетов.

Цели урока:

- обобщить, закрепить и углубить знания по теме «Эпитеты»;

- установить, какие части речи служат эпитетами;

- понаблюдать, в каком виде словесного искусства широко употребляются эпитеты;

- формировать представление о стилистической роли эпитетов;

- развивать связную речь учащихся, богатую изобразительными средствами языка;

- воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову;

- подготовка к ЕГЭ (часть В).


Методы: объяснительный;

репродуктивный;

поисковый;

исследовательский.


Наглядность: карточки с заданиями;

тексты художественных произведений.



Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока

    1. Слово учителя

Эпитет-слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо средства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, то есть красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое- нибудь его отличительное свойство. Как правило, эпитет выражается прилагательным, употреблённым в переносном значении. Эпитетом может служить также всякое звучащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому. Рассмотрим грамматические формы выражения эпитетов на следующих примерах.

2. Прочитайте стихотворные отрывки, понаблюдайте за значением выделенных слов.


Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои

Н.А. Некрасов



Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

М.Ю. Лермонтов






Ветер-певун с завываньем кликуш

Мчится в лесную дремучую глушь.

С.А. Есенин



В цветах любви весна-красавица

По роще косы расплела

С.А. Есенин


С.А. Есенин



На бугре берёзка- свечка

В лунных перьях серебра

С.А. Есенин



Сделайте вывод о том, какие части речи в этих стихотворных строчках являются эпитетами (существительные-приложения).


3. Прочитайте текст, определите, какие части речи используются в качестве эпитетов при глаголах.

Между тучами и морем гордо реет Буревестник. (М. Горький).

Волны несутся, гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев).

И ветер, чуть дыша, проходит.(А.Блок).

Обе виновато глядели вниз, под ноги, губы их были крепко сжаты. (А. Иванов). Словно с видом чудака, с верхней лестничной площадки, крадучись, играя в прятки, сходит небо с чердака. (Б. Пастернак).

Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко. (Л. Толстой.

Вот опять, издеваясь, ветер бубенцами звенит в ушах. (Л. Ошанин).
Итак, как вы видите, в данных предложениях эпитетами при глаголах выступают наречия и деепричастия. Можно сделать вывод о том, что в качестве эпитетов могут быть использованы имена существительные, имена прилагательные, наречия, деепричастия, а также числительные (вторая жизнь, вторая молодость) и глаголы (желание забыться).

II. Сообщение учащегося. Стилистическая роль эпитетов.

1. В «Словаре эпитетов русского языка» под редакцией К.С. Горбачевича и Е.П.Хабло дано определение эпитетов: «Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями не редко относят к золотому фонду национального языка».

Эпитет выступает как изобразительный приём, тесно взаимодействующий с метафорой, метонимией, оксюмороном, гиперболой, метаморфозой и др., придает тексту определённую экспрессивную тональность. Не случайно такие сочетания нередко используются в роли заглавий целых произведений. Например, «Красный смех» Л.Андреева (метафора-гипербола), «Левый марш» В.Маяковского (метонимия)», Горячий снег» Ю. Бондарева (оксюморон), «Живой труп» Л.Толстого (оксюморон), «Белая гибель» Б. Лавренёва (метонимия).


2. Все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные.

Изобразительные выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку «в тумане моря голубом», «на мертвом небе» и т. п.)

В выразительных (лирических) эпитетах ясно выражается отношение к изображаемому явлению «мелькают образы бездушные людей», «томительная ночи прелесть».



3. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты:


солнце

зима

огонь

свет

туман


сирень

осень

тишина

чувство

небо




  1. Тренировочные упражнения

Постоянные эпитеты

«Речения с постоянными эпитетами можно уподобить типам греческих богов, которые, однажды создавшись, никогда не изменялись»

Ф.Буслаев


1. Вспомните, что называется постоянными эпитетами. В каком виде словесного искусства они наиболее широко употребляются?

2. Определите, в каких случаях постоянные эпитеты выражают внешние стороны предметов, а в каких указывают на разнообразные чувства, переживания, оттенки настроения.
Поле чистое, леса тёмные, родной батюшка, любезный дружочек, красно солнышко, сырая земля, море синее, ясный сокол, крутые горы, ветры буйные, дубовый стол, мёд сладкий, родимая сторона, злая свекровь, горькая сиротка, ясный месяц, круты бережки, думушка тяжёлая, разнесчастная судьба, ретивое сердечушко, горючие слёзы, белое лицо, русая коса, бедные головушки, зелёный сад, очи ясные.
3
М.Ю.Лермонтов «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
. Работа по карточкам


карточка 1

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие своё и веселие.


карточка 2

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

в золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого…


а) Найдите постоянные эпитеты, какую синтаксическую роль они играют в поэтическом тексте? Каким членом предложения являются.

б) Выпишите словосочетания с постоянными эпитетами.
4. Работа с художественным текстом.

Найдите изобразительные и выразительные эпитеты, подчеркните как член предложения, определите, какой частью речи они являются и какую роль играют в тексте. Какие ещё средства языка использует автор при описании яркой картины первого заморозка.


Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка, а за окном едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошёл. Разгорался рассвет.

Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлел, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождём.

Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно .В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она облетела вся.

К. Паустовский

Что мы узнали о стилистической роли эпитетов?(Эпитеты используются в художественном стиле, публицистическом, поэтических текстах и делают нашу речь яркой, образной, выразительной, эмоциональной.)
IV. Обобщение по теме

1.Что нового мы узнали об эпитете, о грамматической форме выражения и стилистической роли эпитетов?

2.Чем отличаются выразительные эпитеты от изобразительных?

3. В каком виде словесного искусства чаще употребляются постоянные эпитеты?

4. Роль и место эпитетов в поэтической и прозаической речи.
V. Задание на дом:

1. Подготовить сообщение на тему «Эпитеты как средство экспрессивности при описании осени».

2. Назовите автора и произведение, из которых взят эпитет:

Чувства добрые, грозный часовой, смертный бой не ради славы, особенная стать, дух бродяжий, короткая, но дивная пора, пустое сердце, дрожащие огни, робкое дыханье, плат узорный до бровей.






10 класс Урок русского языка Тема урока: Эпитет. Грамматические формы выражения и синтаксическая роль. Особенности постоянных эпитетов

Эпитет. Грамматические формы выражения и синтаксическая роль. Особенности постоянных эпитетов

69.65kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 8 классе Тема. Подготовка к сочинению описанию архитектурного памятника. Тип урока

П р е д м е т н ы е результаты: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение

127.79kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок Класс 8 (общеобразовательный) Тип урока повторение, обобщение, полученных сведений. Тема лингвистическая функция знаков препинания

Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении

64.64kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Формы сравнения имён прилагательных. Умк «Школа 2100» Тип урока: изучение нового материала

У вас на партах лежат солнышко и тучка. Выберите ту фигуру, которая соответствует вашему настроению сегодня

59.8kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок русского языка (7 класс) Тема урока: Наречие как часть речи. Группы наречий по значению

При правильном выполнении задания ответ: наречие. На экране проецируется слайд с

85.12kb.

29 09 2014
1 стр.


Урока Тема урока: Числовые и буквенные выражения. Класс: 5 Цели для учителя

Деятельностная-создать организационные и содержательные условия для развития у учащихся умений и навыков научиться читать, записывать буквенные выражения,записывать решение задач с

41.67kb.

10 10 2014
1 стр.


Лекция 4 звуковые и грамматические особенности

Нам постоянно придется сравнивать арабские слова со словами русского и других языков. Чтобы не возникало недоуменного выражения лица, полезно познакомиться с азами арабской граммат

183.37kb.

08 10 2014
1 стр.


Урока русского языка. 3 класс «Школа России» Тема Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова. Цель

Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты

146.7kb.

08 10 2014
1 стр.