Система КАМАК
ГОСТ 26.201-80
КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ
1.1. Функциональные блоки системы КАМАК должны выполняться в виде сменных блоков и устанавливаться в крейте. Каждый сменный блок должен занимать одну или несколько станций. На каждой станции должна быть установлена розетка 86-контактного соединителя, обеспечивающего прямое соединение сменного блока с магистралью крейта.
1.2. Размеры крейтов и сменных блоков, обеспечивающие их конструктивную совместимость, должны соответствовать приведенным на рис. 1, рис. 2 и рис.3 (приложение 1).
Магистраль крейта
Магистраль крейта содержит сигнальные шины и шины питания. Каждая шина магистрали крейта должна использоваться согласно таблице 1.
Таблица 1.
Назначение шин магистрали крейта.
Наименование группы шин
|
Наименование шины
|
Обозначение шины
|
Число контактов
|
Назначение шины
|
Команда
|
Номер станции
|
N
|
1
|
Выбор модуля (индивидуальная шина от управляющей станции)
|
Субадрес
|
A1, A2, A4, A8
|
4
|
Выбор функционального узла в модуле
|
Функция
|
F1, F2, F4, F8, F16
|
5
|
Определение функции, подлежащей исполнению в модуле
|
Синхронизация
|
Строб 1
|
S1
|
1
|
Управление первой фазой операции. Сигналы на магистрали крейта не должны изменяться
|
Строб 2
|
S2
|
1
|
Управление второй фазой операции. Сигналы на магистрали крейта могут изменяться.
|
Данные
|
Запись
|
W1 – W24
|
24
|
Занесение информации в модуль
|
Чтение
|
R1 – R24
|
24
|
Извлечение информации из модуля
|
Состояние
|
Запрос на внимание
Занято
Ответ
Команда занята
|
L
B
Q
X
|
1
1
1
1
|
Требование на обслуживание (индивидуальная шина к управляющей станции).
Указание о прохождении операции на магистрали крейта.
Указание о состоянии объектов, выбранных командой.
Указание о готовности модуля выполнять действия, требуемые
командой.
|
Общее управление
|
Пуск
Запрет
|
Z
I
|
1
1
|
Действие на все подсоединенные элементы; команда не генерируется.
Приведение модуля в определенное состояние (сопровождается сигналами S2 и В).
Запрещение определенных действий элементов, соединенных с шиной I, в течение всего времени присутствия сигнала на магистрали крейта.
|
Общее управление
|
Сброс
|
С
|
1
|
Очистка регистров (сопровождается сигналами S2 и В).
|
Нестандартные соединения
|
Свободные сквозные шины
Индивидуальные дополнительные контакты
|
Р1, Р2
Р3 – Р5
|
2
3
|
Для нерегламентируемых применений
Для нерегламентируемых соединений (шины магистрали крейта не предусмотрены)
|
Обязательные шины питания
|
Шины питания
+24 В пост.
Шины питания
+6 В пост.
Шины питания
-6 В пост.
Шины питания
-24 В пост.
|
+24
+6
-6
-24
|
1
1
1
1
|
Подключение источников питания
|
Шина 0 В
|
0
|
2
|
Обратный провод питания
|
Дополнительные шины питания
|
Шина питания
+200 В пост.
Шины питания
+12 В пост.
Шины питания
-12 В пост.
Фаза
117 В перем.
Нейтраль
117 В перем.
|
+200
+12
-12
ACL
ACN
|
1
1
1
1
1
|
Подключение слаботочных источников питания
|
Чистая земля
|
Е
|
1
|
Для схем, требующих «чистую» землю
|
Резервные
|
Y1, Y2
|
2
|
Резервированы для будущего назначения
|
|
|
|
Всего 86
|
|
Примечание. Наименования и обозначения шин соответствуют наименованиям и обозначениям сигналов, которые передаются по этим шинам.
Назначение контактов розеток магистрали крейта и их соединения со сквозными, индивидуальными шинами и дополнительными контактами должны соответствовать таблице 2 для розетки рабочих станций и таблице 3 для розетки управляющей станции. Управляющая станция должна находиться справа от всех рабочих станций.
Таблица 2.
Назначение и расположение контактов розетки
соединителя рабочей станции (вид на крейт спереди)
Левая сторона розетки
|
Правая сторона розетки
|
Тип шины, контакт
|
Назначение
|
Обозначение
|
Обозначение
|
Назначение
|
Тип шины, контакт
|
Сквозная шина
То же
Индивидуальный дополнительный контакт
То же
»
Сквозная шина
То же
»
Индивидуальная
шина
То же
Сквозная шина
То же
|
Свободная сквозная шина
То же
Свободное
То же
»
Команда принята
Запрет
Сброс
Номер станции
Запрос на внимание
Строб 1
Строб 2
|
Р1
Р2
Р3
Р4
Р5
Х
I
C
N
L
S1
S2
|
В
F16
F18
F4
F2
F1
A8
A4
A2
A1
Z
Q
|
Занято
Функция
»
»
»
»
Субадрес
»
»
»
Пуск
Ответ
|
Сквозная шина
То же
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
|
Сквозные шины
|
Запись:
1 – младший разряд;
24 – старший разряд
|
W24
W22
W20
W18
W16
W14
W12
W10
W8
W6
W4
W2
|
W23
W21
W19
W17
W15
W13
W11
W9
W7
W5
W3
W1
|
Запись
|
Сквозные шины
|
Сквозные шины
|
Чтение:
1– младший разряд;
24 – старший разряд
|
R24
R22
R20
R18
R16
R14
R12
R10
R8
R6
R4
R2
|
R23
R21
R19
R17
R15
R13
R11
R9
R7
R5
R3
R1
|
Чтение
|
Сквозные шины
|
Сквозные шины питания
|
-12 В пост.
+200 В пост.
117 В перем. (фаза)
Резерв
+12 В пост.
Резерв
ОВ (обратный провод питания)
|
-12
+200
ACL
Y1
+12
Y2
0
|
-24
-6
ACN
E
+24
+6
0
|
-24 В пост.
-6 В пост.
117 В перем. (нейтраль)
Чистая земля
+24 В пост.
+6 В пост.
ОВ (обратный провод питания)
|
Сквозные шины питания
|
Таблица 3.
Назначение и расположение контактов розетки
соединителя управляющей станции (вид на крейт спереди)
Левая сторона розетки
|
Правая сторона розетки
|
Тип шины, контакт
|
Назначение
|
Обозначение
|
Обозначение
|
Назначение
|
Тип шины, контакт
|
Индивидуальные дополнительные контакты
»
Сквозная шина
То же
»
Индивидуальный
дополнительный
контакт
То же
Сквозная шина
То же
|
Свободное
»
»
»
Команда принята
Запрет
Сброс
Свободное
»
Строб 1
Строб 2
|
Р1
Р2
Р3
Р4
Р5
X
I
C
Р6
Р7
S1
S2
|
В
F16
F8
F4
F2
F1
A8
A4
A2
А1
Z
Q
|
Занято
Функция
»
»
»
»
Субадрес
»
»
»
Пуск
Ответ
|
Сквозная шина
То же
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
|
Индивидуальные шины
|
Запрос L1 от станции 1 и т.д.
|
L24
L23
L22
L21
L20
L19
L18
L17
L16
L15
L14
L13
L12
L11
L10
L9
L8
L7
L6
L5
L4
L3
L2
L1
|
N24
N23
N22
N21
N20
N19
N18
N17
N16
N15
N14
N13
N12
N11
N10
N9
N8
N7
N6
N5
N4
N3
N2
N1
|
Номер станции N1 к станции 1 и т.д.
|
Индивидуальные шины
|
Сквозные шины питания
|
-12 В пост.
+200 В пост.
117 В перем. (фаза)
Резерв
+12 В пост.
Резерв
ОВ (обратный провод питания)
|
-12
+200
ACL
Y1
+12
Y2
0
|
-24
-6
ACN
E
+24
+6
0
|
-24 В пост.
-6 В пост.
117 В перем. (нейтраль)
Чистая земля
+24 В пост.
+6 В пост.
ОВ (обратный провод питания)
|
Сквозные шины питания
|
Характеристики шин питания
В каждом крейте должно быть обеспечено питание всех обязательных шин (см.табл. 1). На дополнительные шины (см. табл.1) питание должно подаваться при необходимости.
Напряжения на контактах розетки каждого соединителя магистрали крейта должны находиться в пределах допусков, приведенных в таблице 10.
Максимальные токовые нагрузки, создаваемые отдельными сменными блоками или всеми блоками, расположенными в крейте, не должны превышать приведенных в табл.4.
Шины питания магистрали крейта и любая разводка от них к точке ввода питания в крейт должны выдерживать максимально допустимые в крейте токовые нагрузки. Сопротивление между любой точкой на сквозной шине «Обратный провод питания» магистрали крейта и точкой ввода питания в крейт не должно превышать 2•10-3 Ом.
Таблица 4.
Характеристика шин питания
Номинальное напряжение на шине питания в крейте
|
Предельные отклонения напряжения на розетках магистрали крейта
|
Максимальные токовые нагрузки, А
|
В блоке на одну станцию (см. пп.1 и 3 примечания)
|
В крейте
(см. п.2 примечания)
|
Обязательные шины:
+24 В пост.
+6 В пост.
|
±1,0%
±2,5%
|
1
2
|
6
25
|
-6 В пост.
-24 В пост.
0 В
|
±2,5%
±1,0%
—
|
2
1
—
|
25
6
—
|
Дополнительные шины:
+200 В пост.
|
+60 В
-20 В
|
—
|
0,1
|
+12 В пост.
-12 В пост.
|
±1,0%
|
—
|
117 В перем. (см. п.4 примечания)
|
—
|
0,5
|
Примечания.
1. Пропускаемый каждым контактом розетки ток не должен превышать 3 А.
2. Полная рассеиваемая мощность в крейте без вентиляции не должна превышать 200 Вт.
3. Рассеиваемая на каждой станции мощность не должна превышать 8 Вт в общем случае и 25 Вт в особых условиях.
4. Напряжение 117 В переменного тока с частотой от 47 до 63 Гц обеспечивается разделительным трансформатором.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Примечания.
1. s – число станций (≤25)
2. с+с′ +[(i7,25) ± 0,3] = 447 макс
3. с=с′ не обязательно
* Непроставленные разности размеров расположены симметрично.
Рис.1. Невентилируемый крейт. Вид спереди.
Примечания.
* 1. Непроставленные разности размеров расположены симметрично.
2. Обычно е = 3,5±0,6
Рис.2. Крейт. Вид сбоку (сечение d-d см. рисунок 1)
Примечания.
1. Ширина лицевой панели блоков, занимающих s станций:
(17,2s – 0,2) для s=1, 2 или 3.
(17,2s – 0,4) для s=4 и т.д.
2. Рекомендуемая ширина задней панели меньше ширины передней панели на 0,8.
3. Непроставленные разности размеров расположены симметрично.
4. Базовые поверхности выше и ниже направляющих не имеют выступающих частей, кроме крепежного винта.
Рис.3. Вставной блок. Вид сбоку и сзади.