МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН »
Гагарина, ул., 24, пос.Парковый,
Тихорецкий район, Краснодарский край, 352104
тел.: 48-3 - 29
ИНН 2354009389
ОГРН 1062354001676
КПП 235401001 л/с 925010960
___________________ № ___________
|
|
Школьный этап
региональной олимпиады по кубановедению
2010-2011 учебный год
9 класс, задания
|
1. В кубанских говорах часто нарушается форма литературного ударения. Расставьте ударение в данных словах в соответствии с нормами русского литературного языка.
Арбуз, горошина, квартал, красить, кровать, пахота, свекла, шофер, волки, зайцами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В кубанских говорах произношение согласного звука
[г] не всегда соответствует литературной норме. Выпишите из данного списка слова, на конце которых в русском литературном языке произносится глухой согласный звук
[к].
Снег, друг, слух, рог, вдруг, пирог, притих, прилёг, итог, нерях, старух, сапог, страх, успех, долг, берёг.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какой литературной пословице соответствует кубанская пословица Скрость хорошо, иде нас нету? Найдите в ней кубанские диалектизмы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Наказной атаман Черноморского казачьего войска, первый писатель и историк Кубани.
________________________________________________________________________
5. Назовите произведение и автора .
Вот они, берега Тамани.
Вот и дымке желанный Крым.
Он пришел с пятаком в кармане.
Вятский отрок, мечтатель Грин.
Парус белый под небесами
Заманил из лесов певца,
Чтобы алыми парусами
В человечьи войти сердца!
________________________________________________________________________
6. Войсковой протоиерей, свою недолгую жизнь посвятивший благородному делу – просвещению казачества.
________________________________________________________________________
7. Определите термин.
7.1. В русском языке это слово в значении «старшина ватаги», «начальник военного отряда» известно с начала 13 века.
________________________________________________________________________
7.2. Политическая организация Кубанского казачьего войска, созданная в апреле 1917 г. После Октябрьской революции боролась против Советской власти. В ноябре 1917 г. создала краевое правительство. С разгромом белой гвардии в 1920 г. прекратила существование.
________________________________________________________________________
7.3. Система репрессивных мер против казачьего населения Кубани, направленная на обеспечение планов хлебозаготовок. По итогам хлебосдачи осенью 1932 года сюда заносились станицы, которые не справились с планом хлебосдачи (употреблялся термин «саботаж»). В таких станицах закрывались все торговые точки, любая торговля запрещалась.
________________________________________________________________________
8. По какому принципу образованы ряды?
8.1. Е.Д. Фелицин, И.Д.Попка, Ф.А.Щербина.
________________________________________________________________________
8.2. Февраль 1860г., апрель 1918г., май 1918г., июль 1918г., январь 1934г., сентябрь 1937г.
________________________________________________________________________
8.3. «Кубанские казаки», «Кочубей», «Стряпуха», «Летние сны», «Бриллиантовая рука».
________________________________________________________________________
9. Прочтите документ.
«По зову партии мы активно включились во всенародный поход к тем высотам в развитии материальных и духовных сил, которых ещё никогда не достигала наша страна. Наш девиз:
«Пятилетке эффективности и качества - энтузиазм и творчество молодых!»
9.1 В какое время мог быть написан этот документ?
________________________________________________________________________
9.2 Кто обращается и к кому обращён документ?
________________________________________________________________________
9.3 Какую всесоюзную стройку, где участвовали кубанцы, вы можете назвать?
________________________________________________________________________
10. На Кубани, особенно в западных станицах, широко были распространены каркасные жилые постройки со стенами оплетенными хворостом или камышом. Как они назывались? Приведите несколько определений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11
. Вставьте в текст пропущенные имена и дату.
С целью ознакомления с историческими местами Запорожья, с бытом, материальной культурой, а также для зарисовок с натуры типов казаков, выдающийся русский художник ……………………отправляется в свое первое путешествие по Украине летом 1880 г. вместе со своим учеником В. Серовым. По дороге они заезжают в Киевский и Одесский музеи, затем, следуя по маршруту, выработанному известным историком, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук………………….., посещают места, связанные с историей запорожского казачества. Из поездки художник привез обильный и богатый материал, послуживший основой при создании картины …………………………………………. Дополнительные сведения и материалы художник получил от летописца запорожского казачества ………………………после знакомства с ним в 1887 г. и его коллекцией. Начав работу над вторым вариантом картины, художник отправляется в …….. г. снова в путешествие на Кубань в ……………………………….с целью дополнительного сбора материала.
1

2. На фотографиях Вы видите древние сосуды воронкообразной формы, найденные на Кубани. Как называются такие сосуды? Из каких материалов они выполнялись и для чего служили в древности? Как называется скульптурное изображение передней части зверя, завершавшей такие сосуды? Где хранятся ныне эти произведения искусства?
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Рис.1
_
__________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Рис.2
13. На микроклимат отдельных территорий нашего края оказывают влияние «местные ветры». По характеристике определите их названия:
А) Возникают из-за разности температуры водной и земной поверхности. Дважды в сутки меняют свое направление.
______________________________________________________________________
Б) Образуются из-за разности атмосферного давления над Черным морем и сушей, а также направления горных хребтов. В основном приходят с севера, северо-востока, зимой понижая температуру до -20 градусов. Может достигать скорости до 50 м/с.
_______________________________________________________________________
В) Воздушные массы, переваливающие с юга, юго-запада через горные хребты в октябре-декабре, приносящие теплую сухую погоду. Температура поднимается до +20 градусов.
______________________________________________________________________
14. Назовите как можно больше видов папоротников, занесённых в Красную книгу Краснодарского края.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Укажите не менее пяти видов редких млекопитающих Краснодарского края.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Назовите не менее трёх видов ядовитых позвоночных животных нашего региона.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Некто Е. Вихреев в своей статье отмечает следующее:
«Каждая церковь, каждая община верующих должна стараться быть впереди других и служить примером…… Духовенство Кубанской области должно неукоснительно следовать примеру краснодарского духовенства, ставшего на правильный путь. Пусть каждая церковь поставит перед собой обязательство: во что бы то ни стало скорее сдать ценности».
-
К какому времени относится предлагаемый фрагмент?
__________________________________________________________________
-
Какова была государственная политика в этот период по отношению к духовенству и церковным ценностям?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Как относилось Кубанское духовенство к позиции государства по отношению к церковным ценностям в указанный исторический период?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________