Перейти на главную страницу
I. Мотивационный этап 1. Просмотр видеоролика «Тверская область». 2. Беседа
Выслушиваются мнения учащихся. О какой уникальности Тверской земли упоминается в ролике? Вывод Тверская область - Великий водораздел. Крупные европейские реки, начинаясь на территории области (река Волга, река Западная Двина), и рядом с ее границей в Смоленской области (река Днепр), впадают соответственно в Каспийское, Балтийское и Черное моря, т.е. на территории нашей области находится водораздел бассейнов рек трех морей Атлантического океана и бассейна внутреннего стока. II. Этап изучения нового материала Вступиткльное слово учителя может быть таким: В пределах Тверской области более 1500 рек, число озёр превышает здесь 4500, а общая площадь озёр области — более 1000 кв км. Тверская область представляет собой всхолмлённую равнину без больших перепадов высот, с очень разнообразным и привлекательным рельефом. Нигде в Тверской области нет обширных непроходимых мест. Рельеф не только не препятствовал, но в большой степени и помогал освоению человеком территории водораздела. Природное разнообразие давало людям широкие экономические и торговые возможности. Климат Тверской области считается умеренно-континентальным. Таким образом, сочетание природных признаков всегда создавало на территории Великого водораздела очень благоприятные ландшафтные условия для развития человеческой культуры. Влияние этого неповторимого культурного очага распространялось на обширные пространства Евразии. Великий водораздел распахнут на все стороны света. Это главный внутренний речной перекрёсток Евразии, с 10-го тысячелетия до н.э. являющийся уникальным этническим "котлом", в котором складывались и развивались важнейшие культуры Восточной Европы. Мощнейший гидроузел, водораздел Волги, Днепра и Западной Двины, так называемый Великий водораздел, многие исследователи называют перекрестком цивилизаций. Почему?
Гипотезы учащихся кратко фиксируются на доске. Как происходил процесс освоения славянами территории Тверского края, предстоит нам выяснить в ходе лабораторной работы.
1.Учащиеся выбирают для себя роль исследователя в группах: «Археологи», «Краеведы», «Лингвисты», «Историки». 2.Задания для групп:
«Археологи»- Приложение 1 «Краеведы»- Приложение 2 «Лингвисты»- Приложение 3 «Историки»- Приложение 4 3. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса. Коллективное обсуждение результатов. Могут быть творческие отчеты групп, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа. Вывод: В середине 1-го тыс. н.э. начался процесс расселения славян на север Русской равнины. Они расселились на Валдайской возвышенности, верховьях Западной Двины и Волги. В освоении Тверского края принимали участие славянские племенные союзы- кривичи и словене. По многочисленным рекам и озерам славяне проникали в верховье Волги. Край был привлекателен и для выгодной торговли. Финские племена ассимилировались с пришлым населением и участвовали в образовании Древнерусского государства. Вопросы для обсуждения: Какое богатство оставили нам наши предки в наследство? Свидетельства древних поселений наших предков находятся под охраной государства как памятники древней культуры Руси. Что это означает? Ш. Этап применения новых знаний …Днепр же вытекает из Окского леса и течет на юг, а Двина из того же леса вытекает, и течет на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса вытекает Волга на восток и впадает семьюдесятью протоками в море Хвалисское… О какой территории идет речь? Дайте современные названия выделенным словам.
Есть на земле уголки, словно специально предназначенные для жизни людей, красота этих мест является источником людской радости и вдохновенья. Одно из таких мест – Тверская земля - водораздел рек, текущих на север, юг и запад. Отсюда начинают свой бесконечный путь большинство крупных рек Европейской части России. Алеет зарею Даль горных высот, Курган за курганом Над Волгой встает. Шумит, не смолкает Зыбь пенной волны, Преданьями веет седой старины… Былое стряхнуло Забвенья года. Из праха столетий встают города, Как будто краса их Цветет до сих пор, Как будто их сила дает всем отпор… Мысль чайкой несется По гребням валов, Горами кочует, Льнет к дебрям лесов; И чудятся сечи Забытых племен, И слышен мне голос Забытых времен… А.Коринфский Домашнее задание по выбору: 1.Создание своего видеоролика «Тверская земля» 2.Творческий проект «Голос забытых времен» об освоении Великого Водораздела. 3.Путеводитель «Археологические памятники Тверской земли времен славянского освоения» |
Первоначальное заселение Верхневолжья происходило после отступления Валдайского ледника. В последней трети I тысячелетия в лесной полосе восточной Европы, где обитало фино-угорское население, появляются первые славянские племена. Основным занятием населения было земледелие. Первоначальное заселение территории современного Торжокского района шло с севера по реке Тверце и ее основным притокам. Первая волна заселения связана с мстинскими длинными курганами, вторая – с новгородскими сопками. Курганы и сопки представляют собой семейные усыпальницы родовых коллективов. Умерших славяне - язычники сжигали на кострах, а прах при каждом новом погребении собирали, переносили и помещали в глиняных горшках или просто в ямках горизонтальными цепочками (в курганах) или вертикальными ярусами (сопки).
В районах распространения курганов и сопок обнаружены немногочисленные поселения: укрепленные и неукрепленные. Основные находки - грубая глиняная посуда, изготовленная без гончарного круга.
П.Малыгин. Древний Торжок. Историко-археологические очерки.1990
Из наиболее ранних археологических исследований насыпей надо отметить раскопки, произведенные капитаном Н. А. Ушаковым в 1838 - 1839 и в 1843 - 1844 гг. На средства Академии наук он провел раскопки пяти древних захоронений близ села Сорогожского (ныне Лесной район). Среди обнаруженных находок были многочисленные бронзовые и медные изделия (бусы, серьги, кольца, перстень и др. украшения), принадлежавшие древним финнам и славянам. "Перстень с выбитыми украшениями, - отмечал Ушаков, - чисто финская вещь, запястья - славянские".
Среди уникальных находок внимание археолога привлекли "подвески в виде полумесяца, мозаичная буса величиною с орех", отлично сохранившееся ожерелье с 24-мя сердоликовыми и 12 стеклянными бусинами. Были обнаружены и различные монеты. "Вместе с десятью монетами оказалась одна, выбитая в Самарканде, и относится к времени Мансура (973 -974гг.)".
Среди находок оказались серебряные серьги, сердоликовые и стеклянные бусы, серебряные и медные кольца, проржавленный клинок. В том же году археолог обследовал на территории Весьегонского уезда еще одиннадцать курганов. Были найдены четыре глиняных сосуда, пара ножей. В XI-начале XII в. славяне лесной полосы перестали сжигать покойников и перешли к захоронению их под курганами, прямо на поверхности земли или в неглубокой яме.
Б.Купцов. Весьегонск. Вехи истории. Тверь
На территории Вышневолоцкого края известно более 400 археологических памятников. Заселение края началось после отступления последнего валдайского ледника и существенного потепления климата. В эпоху камня и в последующие периоды, включая средневековье, прослеженные особенности и подвижки населения связаны, прежде всего, с уникальным водораздельным положением района, наличием удобных путей с севера на юг (pp. Мета - Тверца) и с запада на восток (pp. Шлина - Мета - Волчина). Это пути миграции, торговли, военных походов.
Вышневолоцкий район входит в зону взаимодействия двух крупных культур: сначала валдайской и верхневолжской (основная территория последней - Тверское течение Волги), а затем - мстинской (вариант валдайской) и льяловской (основной регион которой также лежит восточнее - в Волго-Окском междуречье). Примерно вырисовывается следующая картина: потомки местных мезолитических племен на протяжении раннего и среднего неолита вступают во взаимодействие с несколькими потоками пришельцев из более восточных территорий сначала с Волги, а затем из Волго-Окского междуречья. В результате появляются новые общности, фиксируемые археологами по материальным остаткам, как новые археологические культуры.
На территории района выделяется несколько скоплений микрорайонов, где расположено по два-три, реже четыре городища: Лялино Ширяево - Липовицы; Почеп Филино - Пуйга - Дягилеве; Глебцево - Шелемиха; Филатиха - Чеполшево -Овсище; Заборовье - Иваньково - Черенцово. Выделенные микрорайоны, возможно, отражают социальную структуру общества и были территориями отдельных племен. Факт сооружения городищ свидетельствует о неспокойной обстановке в конце I тыс. до н. э. -первой половине I тыс. н. э. Вблизи городищ известны неукрепленные поселения. В середине I тыс. н. э. на рассматриваемую территорию проникают отдельные славянские группы, возможно, из районов современной Польши. Смешение их с местными племенами привело к возникновению так называемой культуры длинных курганов. Большинство исследователей связывают их с летописными кривичами, в составе которых, кроме славян, находились потомки местного финского и пришедшего сюда балтского населения.
Следующий период - конец I тыс. н. э. связан с т. н. культурой сопок, названной так по крупным монументальным сооружениям. Население выбирало участки, прежде всего благоприятные для занятия земледелием. Сопки известны на р. Боровенке, оз. Олыпево, в среднем течении pp. Садвы и Шегры. В курганном могильнике Шитовичи обнаружены захоронения по обряду трупоположения, в ямах с западной ориентировкой, т. е. по христианскому обряду. При женщинах сохранились детали украшений погребального костюма: ожерелья из бус, браслеты, бронзовые височные кольца.
И.В. Исланова, Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах №1
Задания:
1.С какой эпохой связано заселение славянами Верхневолжья?
2.О чем свидетельствует факт укрепленных поселений?
3.О чем свидетельствуют археологические источники?
Славянские поселения чаще всего локализуются у рек. Никаких дорог через леса в те времена не было, и река предоставляла готовый путь летом по воде, а зимой по льду. Наши предки обожествляли реки, и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств (нимф) засвидетельствовано у византийца Прокопия в 6 веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху они вместо богов почитали реки, озёра, источники. Спировская земля хранит множество памятников древней культуры, относящихся к I тысячелетию н. э:
IV-VI вв.- древнее поселение на месте впадения р.Тигмы в Тверцу «Стоянка Черенково», сопочный могильник «Селище Костенниково» на левом берегу Тифины
VI-VII вв. – «Селище Выдропужск 2» на правом берегу Тверцы, сопочно-курганный могильник у д. Медведково
X-XIII вв. - «Селище Выдропужск 1» и «Селище Выдропужск 3» на юго-восточной окраине села Выдропужск, четыре курганные группы у д. Стройково на правом берегу Шегры,
Имеются древние стоянки у д. Мышлятино по берегу р. Осуга.
Выдропужск - одно из древнейших поселений. По свидетельству нашего земляка, ученого-языковеда Н.А.Лавровского, история села и его название идет из глубокой древности, еще с дохристианских времен, когда славяне-язычники, выходя на игрища, посвященные Перуну, обращались к божеству с призывом «Выдыбай, Боже!» (Появись, божество, восстань).
Спирово и Спировский район с древних времен до начала XX века. ТОКЖИ. 2000.
Существует древняя легенда о том, что древо познания мира, корни которого питаются энергией земли и удерживают связь времен, а крона связывает землю и неба, находится в Стране Истоков, - в легендарном Оковецком лесу, на макушке Валдая.
На юго-западе современной Тверской области расположен знаменитый Оковский лес, упоминаемый еще в «Повести временных лет».
Отсюда, согласно монаху-летописцу, «есть пошла русская земля». Границы Оковского леса на карте Верхневолжья можно условно обозначить периметром многоугольника с вершинами: Старица, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Демянск, Аполец (последние три в Новгородской области), Торопец, Западная Двина, Белый, Сычевка (в Смоленской области), Зубцов.
Оковский лес - это Великий водораздел, на котором находятся истоки трех могучих русских рек - Волги, Днепра и Западной Двины. Здесь расположена Валдайская возвышенность (ее Осташковская и Вышневолоцкая гряды). На севере Оковского леса простирается знаменитый на всю Россию Озерный край - Селигер. Эти места древние скандинавы называли «купол неба». Отсюда осуществлялась древняя «небополитика» славян.
О том, что весь издревле обитала в весьегонских местах, говорят многие географические названия. Во-первых, само название Весьегонска начинается с имени этого племени. Деревня Веснине. В документах за 1850 г. она имела свое написание с мягким знаком - Весьнино. Очевидно, первыми жителями здесь были некогда люди из племени весь. Финские племена любили селиться по берегам рек, ручьев, озер. Они называли реку на своем языке. Академик А. М. Шегрен считал, что названия рек, имевшие окончания на "ега" ("ога", "йога", "йега"), произошли от финско-саамских названий, в которые входило слово "река".
Приведем для наглядности написание слова "река" в некоторых финских языках (чермисское - йога, карельское - йок, финское - йоки, эстонское - йыга, весское - ёга, ёги). В весьегонских местах до настоящего времени сохранилось несколько подобных названий: речка Ёгница (приток Званы), д. Ёгна, озеро Ёгонское... И, наконец, в самом слове Весьегонск присутствует этот самый финский "акцент".
В некоторых старинных документах можно встретить и такое начертание названия города, как "городъ Весийогонской". Итак, название города означает "весь речная", "весь приречная".
Архаический суффикс - ище образовался от старославянского - иште, и обозначает «место чего-либо» (городище, пожарище). В настоящее время суффикс - ище и схожий с ним - ощи встречаются преимущественно в периферийных районах всех северо-западных областей, где сохранилась более древняя топонимическая окраска. При этом их доля несколько выше в пределах распространения северного наречия русского языка и западных среднерусских окающих говоров. Массив топонимов со сравнительно редкими формантами - ок, - ек, - ик имеет почти такую же диалектную привязку, но с добавлением северных окраин территории западных среднерусских акающих говоров.
Все имена, оканчивающиеся на "гоща", отмечал известный ученый-топонимист В. А. Никонов, являются собственными именами словен новгородской земли. Подобные названия - Пинегоща, Ильгоща - встречаются и в других районах Тверской области.
Глубокой стариной веет от названия деревни Волосово. Очевидно, название ведет свое происхождение от имени языческого бога Волоса (Белеса), считавшегося "скотьим богом" - покровителем был очень популярен у древних славян. В большинстве славянских стран известен уменьшительный и притяжательный суффикс - ец. На северо-западе Европейской России ец встречается сравнительно редко. Ареал его распространения примерно соответствует северо-восточным окраинам территорий западных среднерусских акающих говоров. Наука топонимия говорит о том, что чем древнее было славянское заселение той или иной территории, тем больше встречается там названий с окончанием на "ец" и "ица"- Стрелица, Троевершица, Грязновец, Шарица, Добрица...
Среди древнерусских личных имен с корнем "чур" встречались такие, как Чур, Чурах, Чурило. Видимо, названия наших деревень Чурилово, Чурилково, Чуриково связаны с этими именами (Существует предположение, что слово "чур" или "чур меня!" является названием древнего божества. Славяне признавали этого бога хранителем межей, полей и пашен.В далеком прошлом наши предки, чтобы обмануть "злых духов" специально давали своим детям "плохие" имена. Умных и красивых мальчиков называли Уродами, Дураками, Страшилами, думая, что такое имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка и спасет от "злой силы". Поэтому вполне можно допустить, что первожителем д. Страшино был некто Страшко, носивший это языческое имя. Широко были распространены на Руси и такие языческие имща - Коняшка, Невежка, Дружинка, Дорожка. Из языческих имен окончания "ка" "ко" перешли потом в христианские полуимена (Тимошка, Ивашко, Васка... (от полных имен) Тимофей, Иван, Василий). По всей видимости, от таких вот полуимен получили свои названия деревни Тимошкино, Ивашково, Васькино.
Внимательно изучите карту Тверской области, выпишите названия объектов, которые дали
Финские племена |
Племена балтов |
Славянские племена |
|
|
|
"Припомнив, как Повесть о начале Русской земли размещает славянские племена по нашей равнине, легко заметить, что масса славянского населения занимала западную её половину. Хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Чёрного моря; притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой - к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживлённое торговое движение, толчок которому был дан греками. К IX в. в области Оки и Верхней Волги жили три финских племени: мурома (на нижней Оке), меря (по озеру Переяславскому и Ростовскому), весь (в области Белоозера). Эти "русские" финны имели не только постоянные жилища, но и свои города: Муром, Ростов, Белоозеро.
Булгарские купцы привозили свои товары к веси и оставляли их на одном известном месте, обозначивши знаком, потом опять приходили и находили разные другие товары, положенные возле прежних. Если купцы оставались довольны товарами, предложенными в обмен, то их брали, а свои оставляли, в противном случае они брали назад свои товары. Покупатели и продавцы друг друга не видели. Булгары привозили в страну Веси "сабельные клинки и вывозили оттуда меха бобров, соболей, белок". Кроме того, купцы привозили туземцам свой хлеб, восточные товары, арабские монеты и изделия.
Уже Иорнанд в VI в. знал некоторые из этих племен: в его искаженных именах северных народов, входивших в VI в. в состав готского королевства Германариха, можно прочесть эстов, весь, мерю, мордву, может быть, черемис. Готы появились в пределах России около 215 г. Иорнанд отмечал, что все эти финно-угорские народы в III в. платили дань готскому завоевателю Германариху…Римский историк Тацит в 1 в. н. э. писал о соседственных с венедами (славянами) финнах, которые жили издревле в полунощной Европе.
Бартенева Н.В. Научно-исследовательская работа учащихся/ Бартенева Н.В. ,Дворникова О.Л.//Преподавание истории в школе.-2005.-№3 с.31-39
Гукова В.В.История. Технология современного урока. Волгоград: «Учитель»,2009
https://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=23
Приложение Петрова И. Б. учитель истории моу сош №2 п. Спирово. Урок на тему: «Славянское освоение Великого водораздела»
16 12 2014
1 стр.
Дума Великого Новгорода осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством рф, Уставом Великого Новгорода и Регламентом Думы
15 12 2014
1 стр.
Великого Божественного Направителя и проведенные вспомогательные исследования, а также дать вам понимание Великого Белого Братства, которое также приходит от Великого Божественного
09 09 2014
5 стр.
Освоение с водой, уделяем внимание правильной осанке, освоение базовых движений рук и ног, используем элементарные передвижения, знакомство с оборудованием с увеличением темпа и ус
24 09 2014
1 стр.
Практическое освоение служит задачам преобразовательной деятельности и направлено на удовлетворение физических потребностей человека. А освоение имеет главным образом духовный смыс
12 10 2014
3 стр.
Путь освоение сибирского пространства шёл по Енисею, Ангаре, Иркуту и понадобились годы, десятилетия, века, чтобы стараниями окрепшего города Иркутская губерния простёрла свои «кры
25 12 2014
1 стр.
Великого Преобразователя России, последнего царя всея Руси из династии Романовых (с 1682) и первого Императора Всероссийского (с 1721) Петра I
11 10 2014
1 стр.
Ученица: я не знаю, что мне делать. Завтра состоится школьная конференция, а я ничего толкового не нашла по Паскалю, одни только афоризмы да опыты
25 09 2014
1 стр.