Синтезатор
Б.Белый
педагог дополнительного образования
центра эстетического воспитания детей, г.Хабаровск
Важным инструментом, который помогает детям проявлять и удерживать интерес к музыкальным занятиям, является клавишный синтезатор - электронный инструмент, внешне выполненный в стиле электронного фортепиано. Видов синтезаторов довольно много. Но для учебного процесса, желателен, чтобы синтезатор был прост в управлении (не имел обилия управляющих кнопок), обязательно имел флоппи дисковод для записи флоппи-дискет и гнезда MIDI-входа и MIDI-выхода, через которые синтезатор подключают к компьютеру, музыкальному центру или ритм-машине.
Синтезатор - многофункциональный электронный музыкальный инструмент. Его возможности многочисленны. Ученик, работая с синтезатором, может:
-
прослушивать Demo-записи (демонстрационные записи музыкальных пьес), заложенные в программу синтезатора и записи музыкальных пьес с флоппи-дисков;
-
прослушивать и изучать образцы музыкальных стилей, жанров;
-
прослушивать и запоминать звучание различных музыкальных инструментов, сочетания тембров оркестровых инструментов;
-
обучаться игре по нотам;
-
сочинять пьесы в различных музыкальных стилях;
-
сочинять гармонические схемы для освоения навыков импровизации;
-
обрабатывать (аранжировать) музыкальные пьесы;
-
подбирать на слух мелодии, известных пьес, а затем присоединять к ним аккомпанемент;
-
создавать фонограммы;
-
учиться импровизировать.
Сочинение и импровизация на синтезаторе.
Это основные разделы учебной практики, которые помогают удерживать интерес детей к музыкальным занятиям и творчеству.
На начальном этапе обучения детей игре на синтезаторе по нотам преподавателю необходимо выбирать наиболее популярные пьесы и песни в облегченном изложении. Для этого преподавателю нужно переработать (аранжировать) пьесу, сделать клавир (нотную запись) и, показывая ученику, хорошо исполнить ее самому на синтезаторе. Необходимо делать это потому, что составители музыкальных нотных сборников не учитывают слабые исполнительские возможности ученика. Составители используют, как правило, музыкальные пьесы, рассчитанные на возможности подготовленного, зрелого музыканта.
Детям играть на синтезаторе значительно легче, чем на фортепиано. Одной из особенностей игры (и процесса обучения игре) на синтезаторе является то, что внимание ученика сосредоточено на. одной правой руке. Именно правая рука несет основную нагрузку и ответственность за верное исполнение пьесы (ее мелодии). И в это лее время нажатием только одной или двух клавиш пальцами левой руки исполняется аккомпанемент к мелодии. Это автоаккомпанемент уже готовых аккордов.
На начальном этапе обучения желательно изучать пьесы, которые легко воспринимаются на слух и нравятся как самому ученику, так и его родителям, в простых музыкальных стилях, с простым ритмом, в медленных, или умеренных темпах, желательно с использованием игры только по белым клавишам. Затем, по мере продвижения ученика вперед, необходимо использовать пьесы более сложные в темповом, ритмическом 1; гармоническом планах, с использованием переходов (модуляций) в другие тональности.
Для развития творческих навыков ребенка необходимо разучивать народные песни и пьесы на темы народных песен. Знаменитый немецкий музыкант Карл Орф отмечает, что слово «народный» совсем не означает, что песни исполняют только народом и только и деревне. Народной может быть к эстрадная, и массовая, и джазовая, и просто популярная (авторская) песня (см. Никитин А.А. «Маленькая книжка Карла Орфа». Как показывает практика, дети больше любят разучивать (и петь) популярные песни (особенно лирические), сочиненные для взрослых. Их не очень привлекают детские песни, которые им навязывают педагоги.
В репертуар хорошо воспринимаемых на слух песен следует включать моторные (подвижные) песни танцевального характера. Это могут быть песни зарубежные, русские, украинские, еврейские и другие, созданные в разные исторические эпохи, детям близки современные песни, и их нужно широко использовать в учебном репертуаре, так как они удобны для автоаккомпанемента.
Популярные песни следует использовать на занятиях по вокалу, на уроках сольфеджио (вместо номеров сольфеджио) для осмысления и слухового усвоения опорных (устойчивых) ступеней лада (1-Ш-У), главных, функциональных, ступеней баса (1-1У-У). (См. А.Никитин «Импровизация как метод обучения начинающего пианиста». В.Манилов «Учись аккомпанировать на гитаре».)
Учиться импровизировать на синтезаторе намного л роще, чем на фортепиано, так как здесь ученики не вникают особо в теоретические премудрости строения аккордов, в суть построения гармонических схем, которые обычно запутывают ученика, отвлекают его от процесса сочинения и исполнения.
Автоаккомпанемент облегчает гармоническою работу. Для сочиняемых пьес можно использовать автоаккомпанемент разных стилей, изменять при этом тональности, темпы, регистры, тембры. Их можно выбирать и обновлять в процессе игры,
Подберите готовый аккомпанемент в стиле «Буги-вуги» с 12-ти-тактовой гармонической схемой. Затем правой рукой исполняйте ноты различной длительности: целые, половинные, восьмые, пунктирные, триоли, конструируя из них различные комбинации. Это и будет простейшая вариация.
Рассмотрим несколько конструкций таких простейших вариаций на основе секстаккордов.
Возьмём любые по длительности аккордовые ноты аккорда С6 и запишем их на 1-ю ступень (С6) готового сопровождения. Так же поступим с аккордовыми нотами IV и V ступеней.
Сочините таким способом свои вариации на готовую фонограмму и запишите её нотами на бумагу.
Чтобы исполнить импровизацию без предварительной записи, экспромтом, под звучащую фонограмму, нужно знать, как строятся, трансформируются (изменяются) и запоминаются модули. Возьмем пример с восьмыми нотами и рассмотрим несколько модулей сочиненных на одном ритмическом рисунке восьмыми нотами До-секстаккорда (С6).
Основной модуль ровными восьмыми по звукам тонического секстаккорда (С6) обозначается буквой А.
Каждый модуль, производный от основного, может иметь зеркальное отражение. Обозначается буквой 8.
Трансформацию модуля будем делать путем перестановки любой ноты в четырехзвучном основном модуле по звукам арпеджио. Рассмотрим трансформацию основного модуля А и В
После приобретения элементарных навыков импровизации по аккордовым тонам ученики должны постепенно применять их при исполнении пьес и песен. Приемы импровизация не должны быть сложными. Обычно используются приемы, которые вносят небольшие мелодические и ритмические изменения в пьесу, основанную на диатонической или пентатонической гамме («ленте»). При этом вначале делают нисколько интересных заготовок (мелодических модулей), используя неширокий диапазон мелодий.
Приведем 16 различных модулей на пентатонической гамме (ленте) с использованием ровных восьмых, триолей, пунктирного ритма и их комбинаций. Этих примеров достаточно для того, чтобы приобрести основные навыки простого импровизирования с пентатоническими модулями.
Пример конструкции вариации с использованием 2-хтакто-вых пентатонических модулей с альтерированными ступенями.
В качестве примера рассмотрим конструкцию рок-н-ролла с использованием пентатонических модулей восьмыми, пунктирными и триольными нотами на 12-ти тактовой блюзовой схеме: С6-Р6-О6-С6.
Мелодии для модулей используют с опорой на основные ступени лада или с опорой на гармоническую схему из простых аккордов, трезвучий 1-У1-П-У-1 ступеней лада. В джазовой литературе такая гармоническая структура называется «тернэраунд» или «вертушка» (см.: А.Никитин. «Начинающий джазовый пианист»; В.Романенко «Учись импровизировать»; Э.Кунин «Секреты ритмики в джазе, рок и поп музыке»). Далее в учебе можно использовать более сложные схемы. Нами разработана и с успехом применяется методика обучения импровизации для детей на основе 12-ти тактовой гармонической схемы рок-н-ролла, которая изложена в учебно-методическом пособии «Учись импровизировать на виртуальном рояле персонального компьютера».
Для того чтобы удержать у ученика интерес к импровизации, в работе с
синтезатором почти одновременно можно еще и компьютер с программой «Виртуальная аранжировка».
Или использовать другую, более сложную программу «Band-In-A-Box» («Оркестр в коробке»).
Выучив наизусть хорошо обработанную (аранжированную) пьесу, ученик, должен сохранить ее для дальнейшей работы, записав на флоппи-дискету.
Синтезатор — своеобразный компьютер, но с другим «интерфейсом» и возможностям. Кроме флоппи-дисковода, он имеет еще блок памяти, который используют для записи пьес непосредственно по время творческой работы (при сочинении или импровизации). Если ученика не устраивает результат работы над пьесой, он может эту пьесу записать, перезаписать заново (на флоппи-диск или в блок памяти), либо отредактировать ее. Добившись хорошего результата звучания, снова записать пьесу на флоппи-дискету и сохранить, так как при выключении электропитания синтезатора блок памяти не сохраняет запись (она стирается).
Учебные занятия и игра на синтезаторе являются определенной ступенькой к освоению фортепиано. Как уже говорилось, на синтезаторе легче играть, чем на фортепиано, так как его клавиши мягче. Кроме того, у синтезатора есть готовый аккомпанемент с различными музыкальными стилями. Синтезатор имеет более красивый, выразительный, протяженный звук, при нажатии клавиши. Такой звук очень трудно получить у ученика за
короткий промежуток времени обучения игре на фортепиано.
Подключение синтезатора к компьютеру через Audio- и MIDI-шнуры позволит «сбрасывать» результаты работы (то есть записывать звучание пьесы) в какой-либо музыкальный редактор для дальнейшей обработки пьесы модулями специальными эффектами.
На начальном этапе обучения, пока вы не приобрели синтезатор, можно использовать виртуальный музыкальный инструмент персонального компьютера, методика занятий на котором описывается в книге «Учись сочинять, записывать, и исполнять музыку на виртуальном рояле персонального компьютера» (авторы Белый Б.Ф. и Белая Н.П. Хабаровск, 2004).
Таким образом, синтезатор - многофункциональный оркестровый инструмент, на котором в виде интересной, увлекательной игры, можно проводить обучение, заниматься творческой работой по созданию, записи и обработке фонограмм своего музыкального произведения осваивать методику
импровизации.