«Джазовая импровизация, как средство развития творческих возможностей детей.»
(
Макагонова Г. Б., преподаватель по классу импровизации МОУ «Гимназия№3» г. Рубцовска).
Музыкальная импровизация - искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Владение этим искусством позволяет приблизиться к решению одной из актуальнейших задач современной музыкальной педагогики - воспитанию музыканта нового поколения, способного «говорить на языке искусства свои собственные слова...» (Б.Л. Яворский ). Умение импровизировать расковывает музыканта как исполнителя, помогает почувствовать себя единомышленником, соавтором композитора, а не только интерпретатором его музыки. Импровизация обогащает память значительным запасом элементов музыкальной речи, касающихся мелодии, гармонии, ритма, фактуры, учит свободно владеть тональностями, развивает гармонический и мелодический слух.
Необходимость обучения импровизации подтверждается растущей потребностью детей исполнять не только «чужую» музыку, но и создавать что-то свое, оперировать собственными музыкальными идеями.
Систему обучения целесообразно строить по четырем направлениям:
а) изучение теории музыки и гармонии;
б) обучение приемам джазовой импровизации;
в) исполнительская практика, включающая игру эстрадных и джазовых произведений с учетом стилевых особенностей и специфической манеры исполнения;
г) занятия композицией.
Почему упор делается именно на джазовую импровизацию? Потому что импровизация является поистине « душой» джаза, без нее невозможно представить себе этот вид музыкального искусства, а следовательно, джаз является наиболее удобной и плодотворной базой для обучения.
Конечно, можно импровизировать и в рамках классической музыки, но ей уделяется достаточное количество внимания и времени на уроках специальности, музыкальной литературы, слушания музыки, а вот с джазом дети знакомятся лишь отчасти, хотя, безусловно, проявляют к нему большой интерес. Исполнение джазовых произведений значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, способствуя их духовному и культурному росту. Перейдем к более подробному анализу вышеперечисленных направлений в обучении импровизации.
Изучение теории музыки и гармонии.
Знание теории музыки и гармонии является необходимой базой, на которой строится образование любого музыканта. На уроках импровизации дети закрепляют теоретические сведения, получаемые на занятиях сольфеджио и отдельно изучают гармонию, причем как классическую, так и джазовую. Сюда входит информация о различных видах аккордов и их связях, игра гармонических последовательностей в разнообразных мелодических положениях и ритмических вариантах, решение задач по гармонии. Джазовая гармония предполагает изучение различных видов септаккордов и их альтерацию, принятых в джазовой музыке способов обозначений аккордов, игру специальных джазовых упражнений( н/р упр.Ч.Колина), которые учащиеся исполняют в разных ритмических и фактурных вариантах.
Обучение приемам джазовой импровизации.
Начинать обучение целесообразно с формы блюза, формы т. н. блюзового « квадрата», строящегося по определенной гармонической сетке:
ТТТТ7
SSTT
DSTT6
Освоив игру этой сетки во всех тональностях, дети учатся накладывать на нее короткие мелодические попевки джазового характера, называемые тонемами. Каждая тонема содержит в себе т. н. « блюзовые ноты»( пониженные 3,5,7 ступени мажорного звукоряда).
Вначале тонемы изучаются дифференцированно, а затем в комбинациях друг с другом. Впоследствии на этой основе можно строить поочередные импровизации ученика и учителя, либо нескольких учеников.
После того как дети освоят импровизацию на тонемах, можно переходить к сочинению импровизаций на заданную тему. Здесь кроме тонем можно использовать различные типы фигураций(мелодическую/ гармоническую, ритмическую, перемещение) что, безусловно, делает импровизационную линию более интересной и разнообразной.Следующим этапом работы является импровизация на заданную тему в ансамблевой форме.
Учащимся предлагается джазовая тема, которая представляет собой строчку мелодии и проставленный цифрованный бас. Ученики должны продумать форму ансамбля, распределить музыкальный материал между партиями, выбрать фактуру исполнения, сочинить импровизационные линии на данную тему.
Эта форма работы предоставляет детям большую свободу в выборе решений и позволяет ощутить радость совместного творчества.
Исполнительская практика.
Исполнение джазовых произведений имеет ряд специфических особенностей, связанных с тонкостями звукоизвлечения, фразировкой, ритмикой и т. п.
Существует большое количество нотных сборников джазовой музыки, но следует учитывать, что нотная запись джаза всегда условна, она служит лишь отправной точкой для творческих поисков исполнителя. К числу таких поисков относятся обогащение гармонической сетки, « раскачивание» ритма при помощи опережения и запаздывания долей, замены дуолынои пульсации восьмых на триольную, заполнение пауз в мелодии т. н. брэк - вставками и т.д.
Большинство джазовых музыкантов учились и продолжают учиться по аудио и видеозаписям исполнении великих джазменов, так как нотный текст не может во всей полноте передать специфику и своеобразие джаза.
Занятия композицией.
Композиция является своеобразной « ступенькой» к импровизации т.к. позволяет накопить необходимые знания, умения, навыки и в известном смысле - опыт. Если импровизация требует одновременного и мгновенного решения сразу двух задач -композиторской и исполнительской, то композиция дает возможность последовательного их решения -сначала сочинить, а потом исполнить. Начинать следует с самого простого - досочинения, затем можно перейти к сочинению фраз, предложений, периодов, работе в различных музыкальных формах и жанрах, сочинению по «модели». Импровизация не отделена от композиции резкой гранью. Скорее можно говорить о постепенном переходе одной в другую и о возникающих вследствие этого сложных «гибридных» формах взаимопроникновения. Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что владение импровизацией должно стать необходимым компонентом культуры и профессионального музыканта и любителя, импровизация вновь должна занять достойное место в домашнем музицировании, на эстраде, что будет неизменно служить делу развития музыкального искусства.
г. Рубцовск.