Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Джазовая импровизация, как средство развития творческих возможностей детей.»
( Макагонова Г. Б., преподаватель по классу импровизации МОУ «Гимназия№3» г. Рубцовска).

Музыкальная импровизация - искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Владение этим искусством позволяет приблизиться к решению одной из актуальнейших задач современной музыкальной педагогики - воспитанию музыканта нового поколения, способного «говорить на языке искусства свои собственные слова...» (Б.Л. Яворский ). Умение импровизировать расковывает музыканта как исполнителя, помогает почувствовать себя единомышленником, соавтором композитора, а не только интерпретатором его музыки. Импровизация обогащает память значительным запасом элементов музыкальной речи, касающихся мелодии, гармонии, ритма, фактуры, учит свободно владеть тональностями, развивает гармонический и мелодический слух.

Необходимость обучения импровизации подтверждается растущей потребностью детей исполнять не только «чужую» музыку, но и создавать что-то свое, оперировать собственными музыкальными идеями.

Систему обучения целесообразно строить по четырем направлениям:

а) изучение теории музыки и гармонии;

б) обучение приемам джазовой импровизации;

в) исполнительская практика, включающая игру эстрадных и джазовых произведений с учетом стилевых особенностей и специфической манеры исполнения;

г) занятия композицией.

Почему упор делается именно на джазовую импровизацию? Потому что импровизация является поистине « душой» джаза, без нее невозможно представить себе этот вид музыкального искусства, а следовательно, джаз является наиболее удобной и плодотворной базой для обучения.

Конечно, можно импровизировать и в рамках классической музыки, но ей уделяется достаточное количество внимания и времени на уроках специальности, музыкальной литературы, слушания музыки, а вот с джазом дети знакомятся лишь отчасти, хотя, безусловно, проявляют к нему большой интерес. Исполнение джазовых произведений значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, способствуя их духовному и культурному росту. Перейдем к более подробному анализу вышеперечисленных направлений в обучении импровизации.


Изучение теории музыки и гармонии.

Знание теории музыки и гармонии является необходимой базой, на которой строится образование любого музыканта. На уроках импровизации дети закрепляют теоретические сведения, получаемые на занятиях сольфеджио и отдельно изучают гармонию, причем как классическую, так и джазовую. Сюда входит информация о различных видах аккордов и их связях, игра гармонических последовательностей в разнообразных мелодических положениях и ритмических вариантах, решение задач по гармонии. Джазовая гармония предполагает изучение различных видов септаккордов и их альтерацию, принятых в джазовой музыке способов обозначений аккордов, игру специальных джазовых упражнений( н/р упр.Ч.Колина), которые учащиеся исполняют в разных ритмических и фактурных вариантах.


Обучение приемам джазовой импровизации.

Начинать обучение целесообразно с формы блюза, формы т. н. блюзового « квадрата», строящегося по определенной гармонической сетке:

ТТТТ7

SSTT


DSTT6

Освоив игру этой сетки во всех тональностях, дети учатся накладывать на нее короткие мелодические попевки джазового характера, называемые тонемами. Каждая тонема содержит в себе т. н. « блюзовые ноты»( пониженные 3,5,7 ступени мажорного звукоряда).

Вначале тонемы изучаются дифференцированно, а затем в комбинациях друг с другом. Впоследствии на этой основе можно строить поочередные импровизации ученика и учителя, либо нескольких учеников.

После того как дети освоят импровизацию на тонемах, можно переходить к сочинению импровизаций на заданную тему. Здесь кроме тонем можно использовать различные типы фигураций(мелодическую/ гармоническую, ритмическую, перемещение) что, безусловно, делает импровизационную линию более интересной и разнообразной.Следующим этапом работы является импровизация на заданную тему в ансамблевой форме.

Учащимся предлагается джазовая тема, которая представляет собой строчку мелодии и проставленный цифрованный бас. Ученики должны продумать форму ансамбля, распределить музыкальный материал между партиями, выбрать фактуру исполнения, сочинить импровизационные линии на данную тему.

Эта форма работы предоставляет детям большую свободу в выборе решений и позволяет ощутить радость совместного творчества.


Исполнительская практика.

Исполнение джазовых произведений имеет ряд специфических особенностей, связанных с тонкостями звукоизвлечения, фразировкой, ритмикой и т. п.

Существует большое количество нотных сборников джазовой музыки, но следует учитывать, что нотная запись джаза всегда условна, она служит лишь отправной точкой для творческих поисков исполнителя. К числу таких поисков относятся обогащение гармонической сетки, « раскачивание» ритма при помощи опережения и запаздывания долей, замены дуолынои пульсации восьмых на триольную, заполнение пауз в мелодии т. н. брэк - вставками и т.д.

Большинство джазовых музыкантов учились и продолжают учиться по аудио и видеозаписям исполнении великих джазменов, так как нотный текст не может во всей полноте передать специфику и своеобразие джаза.



Занятия композицией.

Композиция является своеобразной « ступенькой» к импровизации т.к. позволяет накопить необходимые знания, умения, навыки и в известном смысле - опыт. Если импровизация требует одновременного и мгновенного решения сразу двух задач -композиторской и исполнительской, то композиция дает возможность последовательного их решения -сначала сочинить, а потом исполнить. Начинать следует с самого простого - досочинения, затем можно перейти к сочинению фраз, предложений, периодов, работе в различных музыкальных формах и жанрах, сочинению по «модели». Импровизация не отделена от композиции резкой гранью. Скорее можно говорить о постепенном переходе одной в другую и о возникающих вследствие этого сложных «гибридных» формах взаимопроникновения. Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что владение импровизацией должно стать необходимым компонентом культуры и профессионального музыканта и любителя, импровизация вновь должна занять достойное место в домашнем музицировании, на эстраде, что будет неизменно служить делу развития музыкального искусства.




г. Рубцовск.

«Джазовая импровизация, как средство развития творческих возможностей детей.»

Макагонова Г. Б., преподаватель по классу импровизации моу «Гимназия№3» г. Рубцовска

47.03kb.

13 10 2014
1 стр.


Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников

И в каждом огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть»

43.42kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа дополнительного образования детей «эстрадный вокал» студии эстрадного пения «серебряный соловей»

Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным певческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать

157.1kb.

14 12 2014
1 стр.


Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего

386.68kb.

10 09 2014
3 стр.


Анализ работы летней оздоровительной площадки мбоу «Бакланская оош» 2012 год

Цели: создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способносте

30.42kb.

01 10 2014
1 стр.


Фантазия в двух действиях для детей и родителей Действующие лица

С этого момента импровизация Сказочников дана как вариант на усмотрение режиссёра а следует собственно текст нашей сказки

317.25kb.

04 09 2014
3 стр.


«Активный отдых и эмоциональная сфера детей»

Проведение таких форм активного отдыха, как каникулы, дни здоровья представляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для

19.86kb.

11 10 2014
1 стр.


Методического центра «Радикал» на 2011-2012 учебный год. Руководитель мц

Проблема школы: «Уровневая дифференциация обучающихся как средство для выполнения стандарта образования и реализации их творческих способностей»

58.37kb.

02 10 2014
1 стр.