Перейти на главную страницу
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»
СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ СОЛОВЕЙ»
Составитель: Главацкая М.С.
Педагог дополнительного образования
Мурманск 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным певческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
Эстрадное пение, как вид вокального искусства, сформировалось от слияния народного и академического пения. Не смотря на существенные различия с академическим вокалом, эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.
Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотность звучания в грудном регистре (исключения - высокие мужские голоса), отсутствие выраженного прикрытия «верхов» у мужских голосов, использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.
Программа модифицирована на основе примерной программы «Эстрадное пение» для детских музыкальных школ и детских школ искусств. Москва 2005г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа рассчитана на преподавание предмета «Эстрадное пение» на 5 лет обучения из расчета 7 часов в неделю. Всего 324 часа в год.
Программа рассчитана на 3 возрастные группы: от 7 до 10 лет, с 10 до 13 лет, с 13 до 15 лет.
Цель обучения - формирование индивидуальных певческих навыков обучающихся через занятия эстрадным вокалом.
Занятия по предмету носят практический характер и проходят в форме индивидуальных уроков.
В основе педагогического процесса в классе эстрадного пения должны лежать следующие педагогические принципы:
Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. (Вокальные групповые - дуэты, трио, ансамбль, кроме того - сценическая речь, сценическое движение)
В процессе работы учащийся должен овладеть навыками смешанного типа дыхания, свободного звучания голоса, чистоты интонации. Большое внимание должно уделяться развитию чувства ритма, стиля, а также осмысленности и искренности исполнения.
Огромное значение в эстрадном пении имеет слово, как смысловой и выразительный компонент художественного образа.
В работе с детскими голосами педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Главное правило - «Не навреди!»
В связи с тем, что последовательность обучения связана с возрастными особенностями ребенка, в развитии детского голоса различают три основные стадии:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Часы на одну группу | |
Всего часов |
252 |
84 | |
Индивидуальная работа |
84 |
28 | |
1 |
Постановка голоса |
12 |
4 |
2 |
Артикуляция, дикция |
6 |
2 |
3 |
Работа над фразировкой |
12 |
4 |
4 |
Мышечная динамика, динамика звука |
12 |
4 |
5 |
Работа над диапазоном |
12 |
4 |
6 |
Сценическое движение |
12 |
4 |
7 |
Исполнительские штрихи, манера исполнения |
9 |
3 |
8 |
Концертная, конкурсная деятельность |
9 |
3 |
Дуэты, трио, ансамбль |
168 |
56 | |
1 |
Выучивание произведений |
48 |
16 |
2 |
Средства исполнительской выразительности |
30 |
10 |
3 |
Произношение поэтического текста |
15 |
5 |
4 |
Строй в ансамбле, многоголосие |
24 |
8 |
5 |
Сценическое движение |
18 |
6 |
6 |
Работа над фразировкой |
24 |
8 |
7 |
Концертная, конкурсная деятельность |
9 |
3 |
Всего для трех возрастных групп |
252 |
252 |
Преподаватель должен ознакомить учащихся с общими понятиями анатомии голосового аппарата и тгиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, или верхний; грудной, или нижний). Особое внимание нужно обратить на взаимосвязь работы гортани и резонаторов. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее он сможет управлять работой голосового аппарата. Следует помнить, что грудное и головное резонирование являются следствием правильно организованного певческого звука, а не его причиной.
Необходимо объяснить и показать учащемуся реберно-диафрагматическое дыхание. Механизм работы дыхательного аппарата у эстрадных певцов такой же, как у певцов академических. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания макет вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.
С детьми 7-10 лет - I группа, 10-13 лет - II группа.
Данная информация дается в музыкально-игровой форме - в виде фоно-гимнастики для постановки дыхания и артикуляции. Вокализы, упражнения для голоса и дыхания.
Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строиться на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца). Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Г лотка должна быть всегда свободна, рот и губы - свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции-квинты на сочетания гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха и т.п. При этом следует следить за чистотой интонации. Если у учащихся нет специального предмета, то необходимо заниматься с ними техникой речи (артикуляция, дикция). Выбор репертуара зависит от степени подготовки и индивидуальных возможностей учащегося.
В конце первого года обучения результат демонстрируется в форме отчетного концерта, в котором ученики исполняют по одному произведению.
Второй год обучения
Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результата правильной координации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятие мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса. Хороший результат дает упражнение на «ха» и «хэй».
Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата учащегося. Необходимо уделять внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а также развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное четкое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров. При работе над медленными произведениями добиваться плавного звуковедения.
Работа над несложными произведениями с текстом.
По окончании второго года обучения, на отчетном концерте 3-х возрастных групп, исполняются по два разнохарактерных произведения.
Третий год обучения
На третьем году обучения можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твердой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твердая участвуют в формировании специфических приемов эстрадно-джазового пения.
Для группы от 13 до 15 лет рекомендуется включать в репертуар произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т.д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой, помогает освоить ту или иную м анеру исполнения.
По окончании третьего года обучения I и II возрастные группы исполняют одно индивидуальное произведение и одно в ансамбле на два голоса.
III группа - два произведения, одно из которых на иностранном языке.
Четвертый год обучения
На протяжении четвертого года обучения большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и четкой дикцией, фразировкой.
Активируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Работа с микрофоном.
Продолжается работа над развитием диапазона, над выравниванием звучности голоса на всем его протяжении. Совершенствуется владение специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато. Продолжается работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Работа с микрофоном, фонограммой, аккомпаниатором.
На отчетном концерте учащиеся исполняют по 3 произведения, разных по жанру. Одно из них может быть из предыдущих лет обучения. На экзамене выпускник должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений.
II группа выступает не только сольно, но и в ансамбле (дуэт, трио).
На протяжении пятого года обучения продолжается работа над расширением диапазона, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Совершенствуется владение специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Учащиеся должны уметь работать с микрофоном.
Продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний, вокально-техничесхих приемов и навыков. Работа над музыкальными произведениями.
На отчетном концерте исполняются 2-3 произведения разные по жанру, сольно и в ансамбле. Выпускники должны продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений.
Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным певческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать
14 12 2014
1 стр.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн
13 10 2014
1 стр.
Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка
14 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Сан ПиН 4 1251. 03. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы учреждений дополнительного образования детей, Уставом учреждения
02 10 2014
3 стр.
14 12 2014
1 стр.
«Программа развития системы дополнительного образования детей в муниципальном районе Баймакский район на 2008-2012 годы», «Программа развития детско-юношеского спорта»
12 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.