Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1





ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»

СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ СОЛОВЕЙ»


Составитель: Главацкая М.С.

Педагог дополнительного образования

Мурманск 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным певческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.

Эстрадное пение, как вид вокального искусства, сформировалось от слияния народного и академического пения. Не смотря на существенные различия с академическим вокалом, эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотность звучания в грудном регистре (исключения - высокие мужские голоса), отсутствие выраженного прикрытия «верхов» у мужских голосов, использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.

Программа модифицирована на основе примерной программы «Эстрадное пение» для детских музыкальных школ и детских школ искусств. Москва 2005г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Программа рассчитана на преподавание предмета «Эстрадное пение» на 5 лет обучения из расчета 7 часов в неделю. Всего 324 часа в год.

Программа рассчитана на 3 возрастные группы: от 7 до 10 лет, с 10 до 13 лет, с 13 до 15 лет.



Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вок4альной техники определяет педагог в зависимости от уровня имеющихся способностей учащегося и по мере решения определенных задач в обучении.

Цель обучения - формирование индивидуальных певческих навыков обучающихся через занятия эстрадным вокалом.

Занятия по предмету носят практический характер и проходят в форме индивидуальных уроков.

В основе педагогического процесса в классе эстрадного пения должны лежать следующие педагогические принципы:



  • единство технического и художественно-эстетического развития учащегося;

  • постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;

  • использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;

  • индивидуальный подход к учащемуся.

Последний принцип следует подчеркнуть особо, т.к. эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер.

Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. (Вокальные групповые - дуэты, трио, ансамбль, кроме того - сценическая речь, сценическое движение)

В процессе работы учащийся должен овладеть навыками смешанного типа дыхания, свободного звучания голоса, чистоты интонации. Большое внимание должно уделяться развитию чувства ритма, стиля, а также осмысленности и искренности исполнения.

Огромное значение в эстрадном пении имеет слово, как смысловой и выразительный компонент художественного образа.

В работе с детскими голосами педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Главное правило - «Не навреди!»

В связи с тем, что последовательность обучения связана с возрастными особенностями ребенка, в развитии детского голоса различают три основные стадии:



  1. 7-10 лет - младший домутационный возрастной период. Голоса мальчиков и девочек однородны и почти все являются дискантами. Им свойственно головное резонирование, легкий фальцет. Звук очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагога - добиться более ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона.

  2. 10-13 лет - старший домутационный возрастной период. В этом возрасте в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются признаки грудного звучания и, в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный и грудной. У дискантов исчезает полетность звука, а альты звучат массивнее.

  3. 13-15 лет - мутационный (переходный) возрастной период. Он совпадаете периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают по-разному: у одних - мягко и постепенно, у других более ощутимо, но, тем не менее, работу над техникой надо продолжать, учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в возможностях диапазона ученика.

В данной программе рассматриваются 3 стадии, соответственно - 3 группы. На каждую группу отводится 3 часа в неделю. В итоге - 9 часов в неделю на 3 группы, согласно расписанию занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Всего

часов

Часы на

одну

группу

Всего часов

252

84

Индивидуальная работа

84

28

1

Постановка голоса

12

4

2

Артикуляция, дикция

6

2

3

Работа над фразировкой

12

4

4

Мышечная динамика, динамика звука

12

4

5

Работа над диапазоном

12

4

6

Сценическое движение

12

4

7

Исполнительские штрихи, манера исполнения

9

3

8

Концертная, конкурсная деятельность

9

3

Дуэты, трио, ансамбль

168

56

1

Выучивание произведений

48

16

2

Средства исполнительской выразительности

30

10

3

Произношение поэтического текста

15

5

4

Строй в ансамбле, многоголосие

24

8

5

Сценическое движение

18

6

6

Работа над фразировкой

24

8

7

Концертная, конкурсная деятельность

9

3

Всего для трех возрастных групп

252

252







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год

Преподаватель должен ознакомить учащихся с общими понятиями анатомии голосового аппарата и тгиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, или верхний; грудной, или нижний). Особое внимание нужно обратить на взаимосвязь работы гортани и резонаторов. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее он сможет управлять работой голосового аппарата. Следует помнить, что грудное и головное резонирование являются следствием правильно организованного певческого звука, а не его причиной.

Необходимо объяснить и показать учащемуся реберно-диафрагматическое дыхание. Механизм работы дыхательного аппарата у эстрадных певцов такой же, как у певцов академических. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания макет вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

С детьми 7-10 лет - I группа, 10-13 лет - II группа.

Данная информация дается в музыкально-игровой форме - в виде фоно-гимнастики для постановки дыхания и артикуляции. Вокализы, упражнения для голоса и дыхания.

Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строиться на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца). Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Г лотка должна быть всегда свободна, рот и губы - свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции-квинты на сочетания гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха и т.п. При этом следует следить за чистотой интонации. Если у учащихся нет специального предмета, то необходимо заниматься с ними техникой речи (артикуляция, дикция). Выбор репертуара зависит от степени подготовки и индивидуальных возможностей учащегося.

В конце первого года обучения результат демонстрируется в форме отчетного концерта, в котором ученики исполняют по одному произведению.

Второй год обучения

Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результата правильной координации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятие мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса. Хороший результат дает упражнение на «ха» и «хэй».

Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата учащегося. Необходимо уделять внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а также развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное четкое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров. При работе над медленными произведениями добиваться плавного звуковедения.

Работа над несложными произведениями с текстом.

По окончании второго года обучения, на отчетном концерте 3-х возрастных групп, исполняются по два разнохарактерных произведения.
Третий год обучения

На третьем году обучения можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твердой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твердая участвуют в формировании специфических приемов эстрадно-джазового пения.

Для группы от 13 до 15 лет рекомендуется включать в репертуар произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т.д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой, помогает освоить ту или иную м анеру исполнения.

По окончании третьего года обучения I и II возрастные группы исполняют одно индивидуальное произведение и одно в ансамбле на два голоса.

III группа - два произведения, одно из которых на иностранном языке.

Четвертый год обучения

На протяжении четвертого года обучения большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и четкой дикцией, фразировкой.

Активируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Работа с микрофоном.

Продолжается работа над развитием диапазона, над выравниванием звучности голоса на всем его протяжении. Совершенствуется владение специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато. Продолжается работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Работа с микрофоном, фонограммой, аккомпаниатором.

На отчетном концерте учащиеся исполняют по 3 произведения, разных по жанру. Одно из них может быть из предыдущих лет обучения. На экзамене выпускник должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений.

II группа выступает не только сольно, но и в ансамбле (дуэт, трио).



Пятый год обучения

На протяжении пятого года обучения продолжается работа над расширением диапазона, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Совершенствуется владение специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Учащиеся должны уметь работать с микрофоном.

Продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний, вокально-техничесхих приемов и навыков. Работа над музыкальными произведениями.

На отчетном концерте исполняются 2-3 произведения разные по жанру, сольно и в ансамбле. Выпускники должны продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений.



ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

При переходе на 2 год обучения:

  1. В. Шаинский «Угыбка».

  2. В. Шаинский «Когда мои друзья со мной».

  3. В. Шаинский «Чунга-чанга».

  4. В.Протасов «Ромашковая кошка».

  5. Е. Крылатов «Не волнуйся понапрасну».

  6. М. Дунаевский «33 коровы».

При переходе на 3 год обучения:

  1. Е. Крылатов «Крылатые качели».

  2. Е. Крылатов «Прекрасное далеко».

  3. И. Ду наевский «Песенка о капитане».

  4. Ю. Саульский «Черный кот».

  5. Р. Паулс «Чарли».

  6. А. Алиханов «Ожившая кукла».

  7. М. Т аривердиев «Маленький принц».

  8. М. Дунаевский «Непогода».

  9. М. Ду наевский «Цветные сны».

  10. А. Макаревич «Осень».

  11. А. Иванов «Летела гагара».

  12. Т. Хренников «Московские окна».

  13. П. Маккартни «Вчера».

  14. А. Жобим «Девочка из Ипанимы».

При переходе на 4 год обучения:

  1. К. Кельми «Замыкая круг».

  2. В. Резников «Домовой».

  3. Д. Гершвин «Летом».

  4. М. Дунаевский «Ветер перемен».

  5. М. Дунаевский «Лев и Брадобрей».

  6. М. Дунаевский «Гадалка».

  7. Г. Уоррен «Чаттануга чу-чу».

При переходе на 5 год обучения:

  1. В. Резников «Половинка».

  2. М. Дунаевский «Леди совершенство».

  3. М. Дунаевский «Ах, этот вечер».

  4. А. Рыбников «Последняя поэма».

  5. А. Жобим «Дезафинадо».

  6. К. Портер «День и ночь ».

  7. Р. Роджерс «Голубая луна».


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Вайкль Бернд «О пении и прочем умении». М„ 2002.

  2. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М, 2000.

  3. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СЛб-М-Краснодар, 2004.

  4. Кравченко А.М. «Секреты бельканто». М., 1993.

  5. Луканин В.М. «Обучение и воспитание молодого певца», П., 1977.

  6. Морозов В.П. «Вокальный слух и голос». М.-Л., 1965.

  7. Морозов В.П. «Тайны вокальной речи». Л., 1967.

  8. Морозов В.П. «Искусство резонансного пения». М., 2002.

  9. Павлищева О.П. «Методика постановки голоса. Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей пения». МЛ., 1965.

  10. Симоненко B.C. «Лексикон джаза». Киев, 1981.

  11. Сохор А.Н. «Воспитательная роль музыки». М„ 1983.

  12. Теллов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М., 1961.

  13. Чишко О.С. «Певческий голос и его свойства». М.-Л., 1966.

  14. Юшианов В.И. «Вокальная техника и ее парадоксы». СПб., 2002.


Программа дополнительного образования детей «эстрадный вокал» студии эстрадного пения «серебряный соловей»

Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным певческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать

157.1kb.

14 12 2014
1 стр.


Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Знакомство с тележурналистикой» для детей от 12 до 17 лет

Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн

203.48kb.

13 10 2014
1 стр.


Дополнительного образования детей

Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка

229.54kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа дополнительного образования детей «Национальные виды спорта» Возраст детей: 7-18 лет
419.96kb.

15 12 2014
1 стр.


Учебный план муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

Сан ПиН 4 1251. 03. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы учреждений дополнительного образования детей, Уставом учреждения

486.64kb.

02 10 2014
3 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей
234.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Республики башкортостан отдел образования администрации муниципального района

«Программа развития системы дополнительного образования детей в муниципальном районе Баймакский район на 2008-2012 годы», «Программа развития детско-юношеского спорта»

341.91kb.

12 10 2014
1 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей по борьбе самбо
438.65kb.

08 10 2014
1 стр.