Перейти на главную страницу
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ___ от _____________ |
«Утверждаю» Директор МОУ ДОД «Мари-Турекский Дом детского творчества» _________ Г.И. Ушнурцева «___» ________ 2009 года
|
Богданова Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Мари-Турекский
Дом детского творчества»
Программа реализуется
в МОУ «Косолаповская средняя
общеобразовательная школа»
Мари-Турекского района
Республики Марий Эл
п. Мари-Турек
2009 г.
1. Пояснительная записка
На сегодняшний день радио, телевидение, журналы и газеты являются наиболее доступными источниками информации. Широкая доступность информации, имеющая воспитательную направленность, оказывает свое влияние на жизнь и становление духовно-нравственных начал юных граждан России, в силу чего существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Возникает необходимость в создании условий для развития творческой, социально-активной личности.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Данная программа является механизмом решения этой задачи.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.
Направленность образовательной программы «Азбука юнкоров» - научно-техническая.
Газета необходима для становления и развития отношений между учащимися детского объединения «Алые паруса» МОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа», обмена опытом и передачи информации. Это особенно важно, потому что отсутствует источник массовой информации, отражающий реальную ситуацию в области воспитания, образования и культуры школьного мира.
Данная программа составлена на основе занятий объединения «Пресс-центр», которые регулярно проводились в школе. Назрела необходимость систематизировать накопленный материал по обучению юных журналистов и составить комплексную программу занятий клуба юных журналистов «Азбука юнкоров».
Цель: Создание среды для формирования активной социальной позиции через выпуск тиражной школьной детской газеты как средства обменом информацией.
Задачи:
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ в том, что методами проб и ошибок дети ищут наиболее интересные для них способы издания газеты, пробуют различные варианты верстки, учатся работать в коллективе, быть «ушами и глазами» объединения и школы, и давать правильную оценку всему происходящему не только в школе, районе, но и стране.
Программа рассчитана на детей в возрасте с 12-17 лет, продолжительность обучения – 3 года.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
В 1- 3 год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий – 2 часа (групповые) и 1 час (индивидуальные).
Наполняемость групп – 5-6 человек.
В соответствии с задачами обучения в программе используются следующие формы занятий: теоретические и практические уроки, деловые игры, тренинги, тесты, беседы, творческие мастерские, экскурсии, командировки, походы.
Чтобы интерес к занятиям не исчезал нельзя исключать и игровые ситуации, решение различных ситуативных задач, постановку различных проблем и самостоятельный поиск решении поставленной проблемы.
Итогом занятий по программе могут быть конкурсы редколлегий, юных журналистов, фотокорреспондентов городского, республиканского и др. уровней, как в очной, так и заочной форме.
Также формами подведения итогов могут быть выставки, фестивали, слеты, конференции и т.д.
Программа предусматривает взаимодействие с районной газетой «Знамя» и газетами, входящими в состав СДПО «Эр вий» («Встречный», «Классная тусовка» и т.д.)
Ожидаемые результаты, значимые для редакции газеты в целом:
Знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения к концу 3 года:
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
4 |
2 |
2 |
2. Подготовка материала к изданию. |
10 |
5 |
5 |
3. Виды СМИ. Газета. Заголовок газеты. |
7 |
2 |
5 |
4. Жанры газетных публикаций. |
7 |
2 |
5 |
5. Язык газетной публицистики. Информационный жанр. |
6 |
2 |
4 |
6. Сбор, обработка и подготовка материала для выпуска газеты «Дарование». |
40 |
10 |
30 |
9. Участие в массовых мероприятиях, поездки, командировки. |
10 |
0 |
10 |
Итого: |
84 |
23 |
51 |
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. Введение в фотографию. Документальная сущность фотографии и развитие фотографирования. |
4 |
2 |
2 |
2. Язык фотографии. Фотоэтюд. |
3 |
1 |
2 |
3. Портретная фотосъемка |
3 |
1 |
2 |
4. Фотосъемка при искусственном освещении. |
3 |
1 |
2 |
5. Практическая съемка. Фотовыставка работ. |
10 |
0 |
10 |
Итого. |
23 |
5 |
18 |
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. Значение общения в жизни человека. |
2 |
1 |
1 |
2. Вербальная коммуникация – основной вид общения. |
2 |
1 |
1 |
3. Невербальная коммуникация. |
2 |
1 |
1 |
4. Общение как деятельность. Типы общения. Социальные роли. |
3 |
2 |
1 |
5. Коммуникативно-лидерские способности. |
3 |
2 |
1 |
6. Управленческое общение. |
2 |
1 |
1 |
7. Профессиональная этика. Решительность. Воля. Целеустремленность. Привлекательность. Способности. Талант. Гениальность. |
9 |
5 |
4 |
8. Толерантность. |
4 |
1 |
3 |
Итого. |
27 |
14 |
13 |
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. История компьютерной техники. Основные типы современных компьютеров. |
2 |
1 |
1 |
2. Устройство персонального компьютера. |
10 |
3 |
7 |
3. Операционная система Windows. |
30 |
15 |
15 |
4. Microsoft Office, Microsoft Word. |
40 |
15 |
25 |
Итого: |
82 |
34 |
48 |
Итого за год: |
216 |
76 |
140 |
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. Повторение изученного в прошлом году. |
10 |
2 |
8 |
2. Тематическое планирование. |
5 |
2 |
3 |
3. Аналитический жанр. |
5 |
2 |
3 |
4. Сатирический жанр. |
5 |
2 |
3 |
5. Литературно-художественный жанр. |
5 |
2 |
3 |
6. Газета-малоформатка. |
5 |
2 |
3 |
7. Оформление газеты. |
5 |
2 |
3 |
8. Поздравительная газета. |
5 |
2 |
3 |
9. Объявления в газете. |
5 |
2 |
3 |
10. Обработка материала для газеты |
40 |
10 |
30 |
11. Участие в массовых мероприятиях, поездки, командировки. |
20 |
0 |
20 |
Итого: |
110 |
28 |
82 |
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. Повторение изученного в прошлом году. |
10 |
2 |
8 |
2. Интернет. |
10 |
2 |
8 |
3. Photo Shop: основы работы с изображениями. |
10 |
2 |
8 |
4. Page Maker: многоколонная верстка. |
30 |
5 |
25 |
5. Page Maker: разработка общего вида издания и стилей оформления. |
30 |
5 |
25 |
6. Практикум по компьютерной верстке. |
16 |
2 |
14 |
Итого: |
106 |
18 |
88 |
Итого за год: |
216 |
46 |
160 |
Предполагается практическая работа учащихся в редакции газеты «Алые паруса» по отделам и должностям.
1 час в неделю – сбор информации;
2 часа – обработка, редактирование, корректировка материала,
1 час – командировки, собрания, планирование и т.д.
Компьютерная верстка и издательские технологии –216часов.
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. Повторение изученного в прошлом году. |
20 |
5 |
15 |
2. Page Maker: особенности работы с изображениями. |
20 |
5 |
15 |
3. Page Maker: специальные приемы оформления. |
20 |
5 |
15 |
4. Доработка сырого макета. |
50 |
5 |
45 |
5. Технологический процесс деятельности детского издательства. |
50 |
5 |
45 |
6. Практикум по компьютерной верстке. |
56 |
5 |
51 |
Итого: |
216 |
30 |
116 |
Формы работы: беседа, лекция.
Формы работы: беседа, лекция, деловая игра «Планируем номер».
Заголовок в газете. Содержание и оформление заголовка. Виды и типы заголовков.
Формы работы: лекция, интегрированное занятие «Заголовок в газете».
Формы работы: лекция, практикум.
Информационный жанр. Информация. Заметка. Отчет. Репортаж. Интервью. Формы интервью. Анкета. Опрос.
Формы работы: лекция, беседа, практикум, сюжетно-ролевая игра «Берем интервью».
Формы работы: собрания, командировки, практикумы.
Документальная сущность фотографии и развитие фоторепортажа .
Определение жанра. Авторский замысел в жанровой фотографии. Приемы и передача движения в снимке. Жест и фаза движения.
Формы работы: беседа, практика.
Формы работы: лекция, экскурсия, практика.
Формы работы: беседа, практика, экскурсия.
Формы работы: беседа, практика.
Лидер. Лидерские качества, возможности.
Форма управленческого общения. Стиль руководства. Взаимоотношения с людьми.
– 9 час.
Умение слушать других. Мотивация к успеху. Нравственные и профессиональные качества. Правила этикета.
13. Толерантность – 4 час.
Законы, обычаи народов мира.
Пять поколений электронных компьютеров. Виды современных компьютеров. Настольный компьютер. Планшетные и карманные компьютеры. Портативные компьютеры – ноутбуки. Техника безопасности при работе с компьютером.
Формы работы: беседа, лекция.
2. Устройство персонального компьютера – 10 час.
Системный блок: внешний вид. Основные комплектующие. Дополнительные мультимедийные устройства. Внешние устройства. Периферия.
Формы работы: лекции, практикум.
3. Операционная система Windows – 30 час.
Операционная система. Установка и настройка Windows. Загрузка компьютера. Способы управления в Windows. Интерфейс Windows. Работа с файлами. Проводник. Работа с программами. Завершение и приостановка сеанса работы в Windows. Windows-98 и Windows-XP.
Формы работы: лекции, практикум.
4. Microsoft Office. Microsoft Word – 40 час.
Популярные офисные пакеты. Microsoft Office: король офисов. Текстовые редакторы. Microsoft Word. Горячие клавиши Microsoft Word.
Формы работы: лекции, практикум.
2 год обучения.
«Основы журналистики» - 110 часов.
1. Повторение изученного в прошлом году – 10 час.
Газета как средство массовой информации: задачи, структура, содержание, заголовок в газете. Жанры и язык газетных публикаций. Информационный жанр.
Формы работы: беседа, опрос, деловая игра.
2. Тематическое планирование – 5 час.
Создание плана выпусков на учебный год. Распределение обязанностей, определение сроков.
Формы работы: коллективное обсуждение, собрание.
3. Аналитический жанр – знакомство с корреспонденцией, статьей - 5 час.
Формы работы: беседа, практикум.
Фельетон. Юмореска.
Формы работы: беседа, практикум.
5. Литературно-художественный жанр – 5 час.
Зарисовка. Очерк.
Формы работы: экскурсия, беседа.
6. Газета-малоформатка- 5 час.
Особенности малоформатной газеты.
Формы работы: деловая игра, беседа.
7. Оформление газеты – 5 часа.
Способы оформления газеты. Верстка. Способы верстки газеты. Компьютерная верстка газеты.
Формы работы: лекция, беседы, деловая игра «Выпуск газеты».
8. Поздравительная газета – 5 час.
Составление поздравлений. Способы оформления. Обработка поэтического текста.
Формы работы: практикум.
9. Объявления в газете – 5 час.
Техника составления объявлений для газеты.
Формы работы: обучающая игра, практикум.
10. Обработка материала для газеты - 40 часов.
Формы работы: консультации, практикумы.
Подготовка и работа с компьютером. Microsoft Office, Microsoft Word. Завершение работы.
Формы работы: лекция, практикум.
2. Интернет – 10 час.
Доменные зоны. Серверы. Сайты и их адреса. Странички. Подключение к Интернет. Поиск информации в Интернет. Электронная почта (E-mail). Безопасность в Интернет.
Формы работы: лекция, практикум.
3. Photo Shop: основы работы с изображениями – 10 часа.
Особенности подготовки изображения для тиражирования с помощью копировальных устройств. Ликвидация сплошной заливки. Изображение и память компьютера. Цифровой фотоаппарат. Сканирование. Полутоновое и цветное изображение .
Формы работы: лекция, практикум.
4. Page Maker: многоколонная верстка – 30 час.
Модульная сетка. Деление полосы на колонки. Заполнение страницы текстом, подготовленным вне системы.
Изменение размера текстового блока. Перекомпоновка текста по новым текстовым блокам. Закрытие текстового блока.
Способы размещение текста, заголовка к текстовому материалу. Сочетание разного числа колонок на одной полосе. Выравнивание объектов на полосе.
Формы работы: лекция, практикум.
5. Page Maker: разработка общего вида издания и стилей оформления – 30 час.
Первая страница – лицо издания. Разработка шаблона оформления издания. Параметры многостраничной публикации. Отображение страниц на экране. Вставка и удаление страниц .
Создаем стили оформления текста. Форматирование абзацев. Переносы.
Стили. Размер шрифта (кегль). Интерлиньяж и ширина колонок. «Воздух».
Формы работы: лекция, практикум.
6. Практикум по компьютерной верстке – 16 часа.
Набор текста и пробная верстка страниц газеты
Предполагается практическая работа учащихся в редакции по отделам и должностям.
1 час в неделю – сбор информации;
2 часа – обработка информации;
1 час – собрания, планирование и т.д.
К концу 3 года обучения дети должны самостоятельно выполнять работу по изданию тиражной газеты (1-2 номера).
Свободные и вложенные изображения. Способы размещения на полосе вложенного изображения. Свойства вложенных изображений. Изменение типа изображения.
Хранение изображений. Установка режимов работы с изображениями .
Формы работы: беседа, практикум.
Приемы оформления текстов. Создание буквицы. Нумерованные списки. Перечисления. Построение простых таблиц.
Формы работы: лекция, практикум.
Изменение плотности текста. Текст занимает больше или меньше текста, чем ему отведено. «Некачественные» строки.
Переформатирование сверстанной публикации. Изменение формата страницы. Замена иллюстраций. Распечатка макета на принтере. Масштабирование публикации при печати. Печать в случае, когда формат публикации превышает формат принтера. Автоматическое и ручное разбивание страниц .
Формы работы: лекция, практикум.
Формы работы: лекция, практикум.
При работе используются методы обучения:
Формы подведения итогов: самостоятельные практические работы, тесты, участие в конкурсах различных уровней, фотовыставки работ учащихся, зачеты, экзамены.
Для занятий по курсам «Введение в компьютер» и «Компьютерная верстка» необходимы компьютеры с комплектующими, цветной принтер.
Для занятий по курсу «Психология» общения требуются магнитофон, кассеты, ковер для тренингов.
Для занятий по фотографии необходим цифровой фотоаппарат, фотобумага, цветной принтер.
Для занятий выделено помещение, у каждого ребенка имеется необходимый набор канцелярских принадлежностей и оформительских материалов.
При необходимости имеется свободный доступ обучающихся в компьютерный класс школы, согласно графика работы кружка.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2003
14 12 2014
1 стр.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн
13 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Знакомство с чувашскими сказками, песнями, костюмом, народной игрушкой и посудой
14 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования Рассчитана программа на 1 год обучения с недельной нагрузкой 4 часа
23 09 2014
1 стр.
Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к
02 10 2014
1 стр.
Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка
14 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.