Перейти на главную страницу
Рекомендовано Методическим Советом МОДЮСШ «08» сентября 2008 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОДЮСШ М.И.Косорыгин «08» сентября 2008 г. |
Государственное областное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Мурманская областная
детско-юношеская спортивная школа
Мурманск
Образовательная программа по борьбе самбо для групп спортивного совершенствования Мурманской областной детско-юношеской спортивной школы подготовлена на основе примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР 2005 года (авторы С.Е.Табаков, С.В.Елисеев, А.В.Конаков), утвержденной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму.
Программа сохраняет преемственность подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям и условиям работы тренеров-преподавателей МОДЮСШ.
Задачи подготовки на этапе спортивного совершенствования:
Нормативный срок реализации программы – 3 года.
Продолжительность одного занятия не должна превышать четырех часов.
1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Этап подготовки |
Год обучения
|
Возраст учащихся
(лет) |
Максимальный объем учебно- тренировочной нагрузки (час/нед.) |
Годовая учебно-тренировочная нагрузка на 52 недели
|
Спортивное совершенствование |
1 2 3 |
17-19 18-20
19-21 |
24 26 28 |
1248 1352
1456 |
С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и психологическую подготовку.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
Примерный план-график распределения учебных часов в группах спортивного совершенствования1 года обучения
Разделы подготовки |
Месяцы
|
Всего за год | ||||||||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
42 недели |
10 недель |
52 | ||||||||||||
Объем по видам подготовки (в часах) | ||||||||||||||
Теоретическая |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 | |
Общая физ. подготовка |
10 |
10 |
6 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
65 | |
Специальная физ. подготовка |
18 |
21 |
15 |
15 |
12 |
12 |
14 |
12 |
14 |
11 |
15 |
15 |
174 | |
Техническая подготовка |
65 |
74 |
79 |
82 |
70 |
80 |
78 |
82 |
88 |
80 |
79 |
79 |
936 | |
Соревнования |
4 |
|
|
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
|
|
|
|
30 | |
Контрольные испытания |
4 |
|
3 |
|
3 |
|
|
3 |
|
4 |
|
|
17 | |
Медицинское обследование |
4 |
|
|
|
4 |
|
|
2 |
|
4 |
|
|
14 | |
Итого |
106 |
106 |
104 |
108 |
100 |
100 |
104 |
108 |
108 |
104 |
100 |
100 |
1248 |
Разделы подготовки |
Месяцы
|
Всего за год | ||||||||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
42 недели |
10 недель |
52 | ||||||||||||
Объем по видам подготовки (в часах) | ||||||||||||||
Теоретическая |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 | |
Общая физ. подготовка |
10 |
10 |
10 |
6 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
71 | |
Специальная физ. подготовка |
18 |
21 |
15 |
15 |
12 |
14 |
14 |
14 |
16 |
13 |
15 |
15 |
184 | |
Техническая подготовка |
75 |
84 |
85 |
88 |
80 |
88 |
88 |
86 |
88 |
86 |
85 |
85 |
1016 | |
Соревнования |
4 |
|
|
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
|
|
|
38 | |
Контрольные испытания |
4 |
|
3 |
|
3 |
|
|
3 |
|
4 |
|
|
17 | |
Медицинское обследование |
4 |
|
|
|
4 |
|
|
2 |
|
4 |
|
|
14 | |
Итого |
116 |
116 |
114 |
116 |
110 |
112 |
114 |
116 |
114 |
112 |
106 |
106 |
1352 |
Разделы подготовки |
Месяцы
|
Всего за год | ||||||||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
42 недели |
10 недель |
52 | ||||||||||||
Объем по видам подготовки (в часах) | ||||||||||||||
Теоретическая |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 | |
Общая физ. подготовка |
10 |
10 |
10 |
6 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
6 |
10 |
77 | |
Специальная физ. подготовка |
20 |
21 |
18 |
15 |
12 |
14 |
14 |
14 |
16 |
13 |
20 |
20 |
199 | |
Техническая подготовка |
80 |
88 |
90 |
96 |
90 |
95 |
96 |
94 |
98 |
94 |
89 |
87 |
1095 | |
Соревнования |
4 |
|
|
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
|
|
|
38 | |
Контрольные испытания |
4 |
|
3 |
|
3 |
|
|
3 |
|
4 |
|
|
17 | |
Медицинское обследование |
4 |
2 |
|
|
4 |
|
|
2 |
|
4 |
|
|
16 | |
Итого |
124 |
122 |
122 |
124 |
120 |
120 |
122 |
124 |
124 |
120 |
116 |
118 |
1456 |
Объем общей физической подготовки на этапе спортивного совершенствования составляет 6-9% от общего объема учебно-тренировочных нагрузок, что позволяет поддерживать достигнутый уровень основных двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость). Средства и методы, направленные на их воспитание, определяются тренером-преподавателем индивидуально для каждого спортсмена, исходя из анализа уровня развития основных двигательных качеств. Упражнения для развития общей силы, общей быстроты, общей выносливости, общей гибкости и общей ловкости применяются с учетом высоких требований к функциональным возможностям организма, предъявляемым в ходе соревнований. Преодоление противодействия соперника в процессе спортивного поединка требует постоянной работы над основными двигательными качествами, что является дополнительным резервом для достижения высокого спортивного результата.
Для развития общей силы рекомендуется применение следующих методов: до отказа, меняющихся нагрузок, изометрический, уступающий. Для развития общей быстроты применяется метод выполнения упражнений в облегченных условиях и быстрой смены одних движений другими. Общая выносливость развивается при помощи метода увеличения времени выполнения упражнений и метода увеличения интенсивности (темпа) упражнений. Общая гибкость формируется упражнениями, в которых движение сустава доводится до предела за счёт тяги собственных мышц и упражнениями, в которых движение сустава доводится до предела, за счёт создания определённой силы инерции (рывков). Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес (самого спортсмена или его партнёра), сила партнёра, вес различных предметов и снарядов. Для развития общей ловкости необходимо совершенствовать работу различных анализаторов, повышать способность точно дифференцировать внешние и внутренние раздражители, совершенствовать координацию различных движений посредством
общеразвивающих упражнений на равновесие, акробатических упражнений, упражнений с набивными мячами, упражнений с партнером.
Специальная физическая подготовка применяется в объеме от 10 до 16% от общего объема тренировочных нагрузок.
Для развития специальной силы рекомендуются следующие разновидности схваток:
1) схватки с физически сильным, но менее опытным противником;
2) схватки «игрового характера»;
3) схватки на броски с падением;
4) схватки на использование усилий партнера;
5) схватки на выполнение приёмов в направлении передвижения противника;
6) схватки на сохранение статических положений.
Развитие специальной выносливости используются методы: длительных схваток средней или ниже средней интенсивности; ведения поединка уставшего со «свежими» соперниками; схватки с заданием утомить противника.
Тренер должен уметь определять недостатки выносливости у спортсменов и их разновидности. Чтобы определить недостаток общёй выносливости (функциональных способностей деятельности систем), тренер следит за дыханием и пульсом самбиста.
Развитие специальной быстроты осуществляется за счет: изменения последовательности выполнения элементов технического действия; сложения скоростей движения; сложения сил; уменьшения пути движения; уменьшения момента инерции; уменьшения плеча рычага.
Если при выполнении приема телу противника придать большее ускорение, то прием будет выполнен быстрее. Для придания большего ускорения следует к телу приложить большую силу.
Одним из способов, позволяющих научить самбиста применению быстроты в поединке, являются «схватки на опережение».
Специальная ловкость необходима для самостоятельного решения новых двигательных задач в процессе схватки и воспитывается за счет следующих методов: подбор разнообразных противников (по телосложению, технике, стойке, захвату, весу, физической подготовке, волевым качествам и другим особенностям); проведение схваток на различных коврах (жестком, мягком, большом, маленьком, скользким, неровном, без обкладных матов, с обкладными матами, установленными на разном уровне по от ношению к плоскости ковра, с хорошо закрепленной покрышкой и др.); решение конкретных задач (выполнить определенный прием, защитные действия, только атаковать, добиться победы в определенное время, обмануть противника и т.п.); проведение схватки в необычных условиях (яркое или недостаточное освещение, шум, музыкальное сопровождение, зрители, присутствие6 родителей и другие условия); применение «коронных» приемов. Показателем специальной ловкости самбиста является наличие у него «коронного» приема. Под «коронным приемом» понимают действие, которым самбист добивается оцениваемого результата в различных ситуациях с различными противниками.
Специальная гибкость позволяет самбисту выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными. Создание резерва гибкости в поединке при выполнении приемов и защит можно: изменяя исходные положения; изменяя захваты; изменяя положение противника; снижая амплитуду движений частей тела (гибкость) противника; изменяя точку приложения усилия.
Для развития специальных физических качеств следует использовать упражнения, сходные с основными соревновательными упражнениями самбиста, - бросками, приемами борьбы лежа. При выполнении упражнений необходимо обращать внимание на расслабление мускулатуры, на сохранение равновесия, на чувство изменения времени, на ориентировку в пространстве. Входы в приемы при движениях партнера вперед, назад (партнер оказывает дозированное сопротивление в момент «отрыва» его от ковра).
Объем технической подготовки на этапе спортивного совершенствования составляет от 60 до 79 % общего объема подготовки самбиста.
В содержание работы по совершенствованию техники борьбы самбо входит весь арсенал технических приемов самбиста: броски подножкой, подсечкой, зацепом, через голову, через бедро, прогибом, с захватом ног; активные и пассивные защиты от изученных бросков, от болевых приёмов, от переворачивания; удержания; уходы и пассивные защиты от изученных удержаний; болевые приёмы на руки, болевые приёмы на ноги.
Совершенствованию технической подготовки на этапе спортивного совершенствования необходимо уделять особое внимание, поскольку запас технического арсенала самбиста напрямую связан с достижением высоких спортивных результатов.
Ведущее место в формировании нравственного сознания спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным. Для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение спортсмена - выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является дисциплинарное взыскание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий ученика. Виды взысканий разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков.
При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, организовывать походы и тематические вечера, вечера отдыха и конкурсы самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.
По тому, как будет действовать самбист под влиянием мотивов можно говорить о «силе воли». Если в этой внутренней борьбе побеждает целевая установка («нужно» оказывается сильнее «хочу»), то говорят о сильной воле. Если побеждает мотив, связанный с чувством, требующим удовлетворения потребности (чаще всего связанной не с потребностью достижения цели), то говорят о слабой воле. Воля выражается в способности самбиста достигать поставленной цели, несмотря на встречающиеся трудности. Главные трудности при этом внутренние, т.е. трудности психологические. Упрощенно говоря, воля выражается в способности борца преодолевать психологические трудности, умение «бороться» с самим собой.
Так же как физические качества, волевые качества и психологическую подготовку рассматривают как общую, так и специальную. При этом используется тот же подход. Если общая психологическая подготовка направлена на то, чтобы выработать способность человека преодолевать чувства и эмоции наиболее высокой интенсивности, то специальная подготовка направлена на то, чтобы самбист в соревновательных условиях не испытывал потребностей и связанных с ними чувств высокой интенсивности, т.е. во время тренировки спортсмен и тренер стремятся упражнениями добиться того, чтобы соответствующие чувства были минимальны (не ощущались). В зависимости от подготовленности соперника самбист использует в большей или меньшей мере общие и специальные качества.
Наряду с волевыми качествами уровень психологической подготовки зависит от смелости спортсмена, его выдержки, настойчивости и решительности – качеств, от которых напрямую зависит прогресс спортсмена в соревновательной деятельности. Поэтому их системному воспитанию с помощью комплексов специальных упражнений необходимо уделять должное внимание при подготовке самбиста высокого спортивного уровня.
Психологическая подготовка самбиста включает в себя и воспитание высоких моральных общечеловеческих качеств - коллективизма, тактичности, дисциплины, честности, точности, скромности, трудолюбия, целеустремленности, патриотизма и общественной активности.
Медицинское обеспечение спортсменов на этапе спортивного совершенствования предполагает проведение двух разовых ежегодных медицинских обследований, обследований перед участием в соревнованиях, а так же дополнительные медицинские обследования после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена.
Основной целью углубленных медицинских обследований является оценка состояния здоровья спортсменов, уровня физического развития и функционального состояния ведущих систем организма.
Необходимым дополнением к медицинским обследованиям являются педагогические наблюдения тренера-преподавателя в условиях тренировки и соревнований, а так же самоконтроль спортсмена.
Теоретическая подготовка должна обеспечить необходимый минимум знаний в области истории спорта, физиологии спортивной тренировки, теории и методики физической культуры, организации и проведения спортивных соревнований, гигиены и закаливания. В данном разделе приводится примерный план теоретической подготовки учащихся, который должен содержать минимум необходимых знаний.
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Физическая культура и спорт |
Международная деятельность спортивных организаций России. Значение выступлений российских спортсменов на международных соревнованиях для укрепления взаимопонимания между спортсменами и народами. |
2 |
2 |
Краткий обзор развития самбо |
Национальные виды единоборств и самбо. Русская борьба в обхват, не в схватку, ее история. Краткий обзор национальных видов борьбы, их сходство и различие. Вклад национальных видов борьбы в правила и технику самбо. |
2 |
3 |
Краткие сведения о строении и функциях организма |
Строение и функции нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Головной мозг - материальная основа психики. Умственная деятельность. Мышление. |
2 |
4 |
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста |
Понятие об инфекционных, простудных и заразных заболеваниях. Меры предупреждения заболеваний. Закаливание как средство профилактики заболеваний. |
2 |
5 |
Врачебный контроль и самоконтроль |
Причины травматизма, оказание первой помощи на занятиях по самбо. Меры предупреждения травм. Страховка и самостраховка в процессе занятий. |
4 |
6 |
Основы техники и тактики самбо |
Пути увеличения эффективности приемов. Способы совершенствования приемов. Параметры технической подготовленности (активность, эффективность, результативность, вариативность, разносторонность). Тактика соревнований. |
4 |
7 |
Основы методики обучения и тренировки самбиста |
Закономерности обретения и утраты спортивной формы. Методы сохранения спортивной формы. |
4 |
8 |
Общая и специальная подготовка самбиста |
Значение специальной физической подготовки в спортивном совершенствовании самбистов. Признаки недостатка общей и специальной подготовленности. Средства и методы общей и специальной подготовленности. |
3 |
9 |
Планирование учебно-тренировочного процесса |
Годичный план индивидуальной тренировки и его связь с календарем спортивных соревнований. |
4 |
10 |
Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста |
Причины, влияющие на временное снижение работоспособности. Признаки спортивной формы и ее снижения и повышения. Средства и методы повышения работоспособности. Половое созревание и его влияние на занятия спортом. |
3 |
11 |
Морально-волевая подготовка |
Закономерности связей потребностей и мотивации. Сила мотивации, ее нарастание и исчезновение в зависимости от величины потребностей (биологических, социальных, идеальных). Возрастные особенности мотивации. |
3 |
12 |
Правила соревнований. Их организация и проведение |
Состав судейской коллегии. Права и обязанности каждого из членов судейской коллегии. Требования для присвоения судейских категорий. Критерии оценки работы судей. |
3 |
13 |
Места занятий. Оборудование и инвентарь |
Оборудование мест для занятий и соревнований на открытом воздухе. |
2 |
Всего часов |
40 |
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Физическая культура и спорт |
Всероссийская, Европейская и Международная федерации самбо. Главные международные соревнования по самбо. |
2 |
2 |
Краткий обзор развития самбо |
Национальные виды спорта и самбо. Татарская борьба «куряш», тувинская - «куреш», якутская борьба «хапсагай», грузинская борьба «чидаоба», азербайджанская «гулеш», армянская «кох», узбекская «кураш», молдавская «трынта» и др. |
2 |
3 |
Краткие сведения о строении и функциях организма |
Анализаторы: зрительный, тактильный, слуховой, вестибулярный и их значение на различных этапах для ведения поединка. |
3 |
4 |
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста |
Противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. Методы личной и общественной профилактики (предупреждение заболеваний). Методы и средства закаливания. Регулирование режима в зависимости от особенностей возможных заболеваний. |
3 |
5 |
Врачебный контроль и самоконтроль |
Первая помощь (доврачебная) при ушибе, растяжениях, разрывах связок, мышц и сухожилий. Раны и их разновидности. Кровотечения и их виды. Способы остановки кровотечений. Перевязка, наложение первичной шины, искусственное дыхание. Переноска и перевязка пострадавшего. Оказание первой помощи при обмороке и шоке. |
4 |
6 |
Основы техники и тактики самбо |
Определение тактики. Виды тактики: наступательная, оборонительная, сочетание оборонительной и наступательной. Содержание процесса выработки тактики (сбор информации, анализ обстановки, принятие решения, реализация). |
4 |
7 |
Основы методики обучения и тренировки самбиста |
Особенности построения занятий с юношами и девушками младших и старших возрастных групп. Последовательность изучения основных технико-тактических действий: приемов, защит, контрприемов, комбинаций. |
4 |
8 |
Общая и специальная подготовка самбиста |
Краткая характеристика применения средств физической подготовки для различных групп занимающихся. |
4 |
9 |
Планирование учебно-тренировочного процесса |
Планирование тренировочных занятий, дозировка нагрузки. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок. |
4 |
10 |
Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста |
Восстановление работоспособности организма. Сочетание нагрузок и отдыха. |
4 |
11 |
Морально-волевая подготовка |
Связь воспитательной работы с психологической подготовкой. Индивидуальный подход к занимающимся. Воспитание коллективизма, интернационализма, гуманизма и трудолюбия. Задачи, средства и методы воспитания морально-волевых качеств. |
3 |
12 |
Правила соревнований. Их организация и проведение |
Поведение судей на соревнованиях. Воспитательная роль судьи. Техническая объективность, внимательность, подготовленность необходимые качества судьи. Составление программы соревнований. |
3 |
13 |
Места занятий. Оборудование и инвентарь |
Спортивная одежда, обувь самбиста, тренировочный костюм, трусы, куртка, плавки, бандаж, защитные раковины, носки, подбор по размерам, устройство и уход за ними. |
2 |
Всего часов |
45 |
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов | |
1 |
Физическая культура и спорт |
ДЮСШ и их задачи в воспитании спортсменов высокой квалификации. Место самбо в системе физического воспитания. |
2 | |
2 |
Краткий обзор развития самбо |
Отличительные черты и общность национальных и народных видов единоборств. Обзор развития самбо в городе, республике, ДЮСШ. |
2 | |
3 |
Краткие сведения о строении и функциях организма |
Систематические занятия физическими упражнениями, как важное условие укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких, стабильных спортивных результатов. Рецепторы, органы чувств и их функции (зрительные, слуховые, осязание, обоняние, вкус), проприорецепторы, прессорецепторы, барорецепторы и др. Влияние физических упражнений на функции систем организма (мышечную, сердечно-сосудистую, нервную, костную и др.). |
3 | |
4 |
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание самбиста |
Гигиенические требования к занимающимся спортом. Соблюдение спортивного режима, регулярность работы, тренировок, отдыха, приема пищи. Закономерности изменения режима в зависимости от возраста, пола, спортивной подготовленности. |
3 | |
5 |
Врачебный контроль и самоконтроль |
Реабилитация спортсменов после перенесенных травм. Выполнение упражнений лечебной физической культуры с использованием оборудования зала самбо. |
4 | |
6 |
Основы техники и тактики самбо |
Виды тактической подготовки: подавление, маскировка, маневрирование. Тактическая подготовка самбиста. Умение выбрать и создать удобное положение для нападения. Использование захвата для подготовки нападения. Умение добиться захвата. Освобождение от захвата (рывком, толчком, сбиванием). Использование площади ковра. Отдых во время схватки и утомление противника. Маскировка собственных действий. Использование усилий противника для победы. Подавление противника при помощи быстроты и силы. Виды маскировки: вызов, угроза. Тактика выполнения приемов. Тактика схватки. Тактика соревнований. Тактика и стратегия. |
4 | |
7 |
Основы методики обучения и тренировки самбиста |
Средства тренировки: общеразвивающие упражнения, упражнения из других видов спорта, упражнения со снарядами и на снарядах, упражнения с тренировочным мешком, чучелом, с партнером, упражнения для укрепления моста, специальные упражнения. Основные упражнения для развития физических и морально-волевых качеств, совершенствование техники и тактики, учебно-тренировочные, тренировочные и контрольные схватки. Их распределение по видам занятий и по частям занятий (урока). |
4 | |
8 |
Общая и специальная подготовка самбистов |
Средства и методы оценки состояния и динамики развития общей и специальной физической подготовленности различных групп спортсменов. |
4 | |
9 |
Планирование учебно-тренировочного процесса |
Планирование тренировочных занятий, дозировка нагрузки. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок. |
4 | |
10 |
Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста |
Учет показателей динамики нагрузок и восстановления при планировании тренировочных циклов. |
4 | |
11 |
Морально-волевая подготовка |
Методы психологической подготовки самбиста к соревнованиям. |
3 | |
12 |
Правила соревнований. Их организация и проведение |
Разбор правил судейства соревнований. Ход и продолжительность схваток. Результаты схватки. Оценка приемов. Предупреждение. Дисквалификация. Борьба в партере. На краю ковра. Запрещенные приемы. |
3 | |
13 |
Места занятий. Оборудование и инвентарь |
Спортивная одежда для боевого самбо: обувь, трусы, куртка, плавки, бандаж, защитные раковины, носки, шлем, накладки на руки, капа. Подбор по размерам, устройство и уход за ними. |
2 | |
Всего часов |
45 |
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно на тренировке; она органически связана с физической, технико-тактической, морально-волевой подготовкой как элемент практических занятий.
Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме. В зависимости от конкретных условий работы в лан теоретической подготовки можно вносить коррективы.
Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.
Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменом на этапе спортивного совершенствования.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При оценки уровня физической подготовленности необходимо учитывать, что здесь приводятся усредненные значения контрольных упражнений без учета весовых категорий учащихся.
Наиболее важным для перевода является выполнение спортивно-технических нормативов, а также нормативов по специальной физической подготовке.
Перед тестированием проводится разминка.
Контрольные упражнения |
юноши |
девушки | ||||
ГСС-1 |
ГСС-2 |
ГСС-3 |
ГСС-1 |
ГСС-2 |
ГСС-3 | |
Челночный бег 10 х10 м, секунды |
27,4 |
26,4 |
25,0 |
30,0 |
28,0 |
27,4 |
Прыжки в длину с места, см |
220 |
225 |
240 |
190 |
200 |
210 |
Отжимание, количество раз |
70 |
75 |
80 |
20 |
25 |
30 |
Подтягивание на высокой перекладине |
18 |
20 |
25 |
- |
- |
- |
Подтягивание на низкой перекладине |
- |
- |
- |
30 |
35 |
38 |
Нормативы для групп спортивного совершенствования по специальной физической подготовке
Контрольные упражнения |
юноши |
девушки | ||||
гсс-1 |
гсс-2 |
гсс-3 |
гсс-1 |
гсс-2 |
гсс-3 | |
Забегания на «борцовском мосту», сек |
17 |
16 |
15 |
19 |
18 |
17 |
10 переворотов из упора головой в ковер на «борцовский мост» и обратно, сек. |
21 |
19 |
18 |
22 |
21 |
20 |
10 бросков партнера через бедро (передней подножкой, через спину), сек. |
17 |
15 |
14 |
20 |
19 |
17 |
Нормативы для групп спортивного совершенствования по технико-тактической подготовке
Контрольные упражнения |
юноши |
девушки | ||||
гсс-1 |
гсс-2 |
гсс-3 |
гсс-1 |
гсс-2 |
гсс-3 | |
Демонстрация приемов, защит, контрприемов и комбинаций из всех классификационных групп в стойке и положение лежа, техники самозащиты |
Интегральная экспертная оценка (сумма баллов)
|
Интегральная экспертная оценка (сумма баллов)
|
Учащиеся этана спортивного совершенствования должны самостоятельно составлять конспект занятия и комплексы тренировочных занятий для различных частей урока: разминки, основной и заключительной частей; проводить учебно-тренировочные занятия в группах начальной подготовки. Принимать участие в судействе в детско-юношеских спортивных школах в роли бокового судьи, арбитра, секретаря; в городских соревнованиях - в роли бокового судьи, арбитра.
08 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн
13 10 2014
1 стр.
Знакомство с чувашскими сказками, песнями, костюмом, народной игрушкой и посудой
14 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования Рассчитана программа на 1 год обучения с недельной нагрузкой 4 часа
23 09 2014
1 стр.
Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к
02 10 2014
1 стр.
Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка
14 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.