ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦИКЛА
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
Абишева Галина Зекеновна
учитель швейного дела ГУ ОСШИ №3 для детей с ОВР г. Караганда
В программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Лидер нации Н.А. Назарбаев представляет совершенно новую идеологию, в основе которой производительный труд каждого казахстанца, как решающий национальный фактор социальной модернизации и глобальной конкурентоспособности.
Как особое направление Глава государства выделил создание эффективной системы адаптации молодых казахстанцев к самостоятельной жизни и инициативному труду, что делает ещё более актуальными и значимыми проблемы социально- трудовой адаптации и профориентации молодёжи [3, с.1].
Актуальность проблемы профессиональной ориентации подчёркнута в Законе об образовании, который предусматривает решение данной проблемы в тесном единстве с политехническим обучением и трудовым воспитанием, осуществляемыми в процессе изучения основ наук, трудового обучения, организации разнообразной внеклассной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, состоянием здоровья и в соответствии с требованиями социально-экономической ситуации и рынка труда [2,с. 7].
Социальная адаптация и трудовая реабилитация учащихся с нарушением интеллекта является одним из ведущих направлений в коррекционной педагогике, главные задачи которой – это максимальное обеспечение реабилитационного потенциала лиц с особыми возможностями развития, снижение влияния депривирующих факторов средствами специального обучения и воспитания, формирование социально – адаптированной и профессионально – ориентированной личности, что является и основной целью работы школьного методического объединения учителей цикла социальной адаптации и трудовой реабилитации.
Значительную роль в социальной адаптации молодёжи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.
Направления организации профориентационной работы школьного методического объединения учителей цикла
социальной адаптации и трудовой реабилитации:
1. Допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся. Ведущей формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В областной специальной школе - интернате №3 для детей с особыми возможностями развития осуществляется обучение по следующим трудовым профилям: швейное дело, штукатурно-малярное дело, переплётно-картонажное дело, слесарное дело, столярное дело и сельскохозяйственный труд. Для детей с умеренной степенью нарушения интеллекта введены ремесло по профилям мастерским и хозяйственный труд. Выбор методов профориентационной работы для каждого урока зависит от задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности. Наряду с методами традиционной педагогики учителями методического объединения используются элементы инновационных технологий.
2. Использование инновационных технологий и активных методов обучения. Инновационная образовательная практика показывает, что компетентностно - ориентированный образовательный процесс и организация комплексной профориентационной поддержки учащихся содействуют развитию профессионально важных компетенций старшеклассников, необходимых для дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности личности в современных условиях.
В практику работы среди учащихся старших классов был внедрён метод проектов, нацеленный на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Учащимися в школе - интернате были успешно защищены проекты по швейному делу: «Цветущая поляна», «Откуда берётся одежда», «Жилет»; по сельскохозяйственному труду: «Выгонка луковичных растений», «Комнатные растения и здоровье в школе». Особенно интересным, для педагогов и учащихся, была работа над интегрированным проектом по географии и швейному делу «Красная книга Казахстана – мы должны их сберечь». Огромную профориентационную значимость для учащихся девятого класса имели проекты: «Куда пойти учиться?» и «Профессиональные школы моего города».
Для решения профориентационнных задач незаменима игровая технология обучения. С целью формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов, воспитания системного мышления специалиста, передачи целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия на уроках трудового обучения проводятся деловые игры. Так, по швейному делу были проведены уроки: деловая игра «Ателье мод» и «Слёт специалистов»; по слесарному делу - урок-игра «Контракт»; также используются профориентационные дидактические игры: эстафеты, путешествия, конкурсы.
На уроках успешно ведётся профориентационная работа с использованием таких методов активного обучения, как информационно-коммуникационная технология обучения, витагенная технология, метод АКС, профориентационная рефлексия, технология проблемного и программированного обучения и др.
3. Реализация идеи разноуровневого обучения. Технология уровневой дифференциации, как составляющая личностно – ориентированного подхода, представляет шанс каждому ребёнку организовать обучение с максимальным использованием учебных возможностей, прежде всего, профессионально – трудовых. Разноуровневое обучение, обеспечивающее усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта используется на всех уроках трудового обучения. При таком обучении каждый ученик принимает самое активное участие в познавательной и трудовой деятельности на уроке и уверенно может переносить полученные знания и умения в новую ситуацию [1, с. 29-31].
4. Необходимым звеном профориентационной работы является разработка методической продукции с учётом современных требований и личностно – ориентированного подхода, направленная на повышение эффективности образовательного процесса. В 2010-2011 учебном году педагоги принимали участие в научно - исследовательской работе лаборатории социальной работы НИИ Национального научно - практического центра коррекционной педагогики по теме «Разработка научно - методических и организационных основ профориентационной работы с детьми и подростками с нарушением умственного и физического развития» и являлись разработчиками профессиональных проб для учащихся седьмого класса. Учителем швейного дела Абишевой Г.З. была разработана профессиональная проба «Швея», учителем сельскохозяйственного труда Дунгановой А.Б. разработана профессиональная проба «Цветовод - озеленитель». Разработанные профессиональные пробы были апробированы в коррекционных школах г. Алматы и имели высокую оценку среди коллег. На базе школы - интерната учителем Паниным В.М. была апробирована профессиональная проба «Переплётно – картонажное дело».
Учитель социально - бытовой ориентировки Нурмакова Роза Жамеловна разработала учебно – методический комплекс «Социально – бытовая ориентировка для учащихся специальных коррекционных школ. 5 класс». В 2011 - 2012 учебном году она принимала участие в Республиканском конкурсе «Лучшее научно-методическое обеспечение организаций специального и инклюзивного образования» и выиграла номинацию "Учебно-методический комплекс».
В методическом арсенале учителей разработанные учебно – методические комплексы, разработанные и модернизированные учебные программы, рабочие тетради, системы уроков, система профориентационных реферативных сообщений, утверждённые на методическом совете школы.
5. Профессиональная диагностика учащихся. Совместно с психологической службой школы учителями проводится психодиагностика изучения личности школьника в целях профориентации. Так в 2010-2011 учебном году было проведено исследование по изучению особенностей проявления профессиональных интересов, мотивов выбора профессий, профессиональной осведомлёности и информационной готовности школьников к сознательному выбору профессии среди учащихся старших классов.
В 2011-2012 учебном году была продолжена научно - исследовательская работа совместно с лабораторией Национального научно - практического центра коррекционной педагогики по теме «Разработка единых подходов к оценке и диагностике возможностей профессионально - трудовой ориентации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью». Педагоги методического объединения являлись экспериментаторами исследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития, а также учителя являлись соавторами карты сопровождения ученика с особыми возможностями развития.
6. Проведение внеклассной профориентационной работы. Кружковая работа является важным фактором повышения эффективности допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся. В условиях сотворчества учащихся и педагогов на занятиях кружка создаются изделия, которыми оформляются школьные выставки. Учащиеся ежегодно принимают активное участие в выставках областного фестиваля творчества и спорта детей с ограниченными возможностями «Лучик надежды», городских конкурсов «Жан шуағы», «Цветущая планета», «Алые паруса». Работы детей занимают призовые места, награждаются грамотами, ценными призами и благодарственными письмами.
В рамках профориентационной работы проводятся общешкольные внеклассные мероприятия конкурсы, брейн – ринги, праздники труда, КВНы.
Важнейшей формой мероприятий профориентационной направленности во внеурочное время является неделя профориентации, при планировании которой прослеживается взаимосвязь и преемственность этапов в организации профориентационной работы, с учётом комплексного подхода. В течение недели профориентации проводятся выставка литературы по профориентации, которую готовит библиотекарь, профессиональная реклама и агитация.
Учителями, воспитателями и психологом проводятся интегрированные учебные занятия (связь учебных предметов с профессиональной средой); классные и информационные часы, на которых учащиеся в активной форме, с использованием современных информационных технологий продолжают знакомиться с миром профессий, лучшими представителями и специалистами различных сфер трудовой деятельности. Наиболее эффективными формами проведения профориентационной работы являются: регулярные экскурсии на производство, в учреждения профессионального образования, «Дни открытых дверей», приглашение преподавателей и учащихся профессиональных школ.
Работа с родителями - важная составляющая в системе профориентации учащихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.
7. Организация общественно полезного труда и трудовой практики играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. На пришкольном участке организуются субботники и практические работы по сельскохозяйственному труду, практические занятия по уходу за комнатными растениями. В мастерских по швейному делу дети самостоятельно шьют костюмы для участия на фестивалях, постельное бельё для школы, халаты для медицинского персонала, мягкие тренажеры для учащихся начальных классов, фартуки, полотенца, прихватки для школьной столовой. В столярной мастерской изготавливают компьютерные столы, стулья, производят ремонт мебели. Учащиеся, посещающие уроки штукатурно – малярного и слесарного дела оказывают посильную помощь в ремонте школы. Ученики, обучающиеся переплётно – картонажному делу, оказывают помощь школьной библиотеке, проводя рейды по проверке учебников «Живи книга» и организовывая работы по ремонту учебников и книг.
8. Главным результатом работы методического объединения является положительная динамика достижений учащихся, а именно социально-трудовая адаптации выпускников школы – интерната. По данным катамнеза подавляющее большинство выпускников активно включилось в повседневную трудовую деятельность и правильно социально ориентированы, т.е. система педагогических, психокоррекционных и профориентационных мероприятий реализована в достаточной степени. Вместе с тем, полученные данные позволили выявить ряд нерешённых вопросов, а именно некоторое несоответствие профиля допрофессиональной подготовки, полученной в школе, выбору направлений для дальнейшей профессионализации или трудоустройства. Такое несоответствие учащихся с полученной допрофессиональной подготовкой говорит о недостаточной способности учащихся адаптироваться в условиях новой социально-экономической ситуации; правильно сориентироваться в выборе ПШ. Исходя из этого, перед школой - интернатом стоят задачи, вызывающие необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентоспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.
Перспективные профориентационные направления в работе МО:
1. Издание школьного ежемесячного журнала профориентационной направленности для старшеклассников, их родителей, педагогов «Кем быть?», в котором будут раскрываться актуальные вопросы выбора профессии, процесса профессионального самоопределения, важное место будут занимать проблемы рынка труда, профориентационной работы с молодежью.
2. Создание сайта школы - интерната, на котором большое внимание будет уделяться целенаправленной профориентационной работе.
3. Расширение рамок использования современных информационно-коммуникационных технологий с применением программных педагогических средств: электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся»; электронная профориентационная карта учащегося; компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников «Самоопределение».
Список литературы:
следующая страница>