Перейти на главную страницу
Социологический позитивизм стал основным доминирующим названием социологии XIX в., его основные концепции разрабатывались английскими социологами Дж. Миллем, Г.Спенсером, а также французским ученым Э. Дюркгеймом. У истоков отечественной социологии стояли такие крупные исследователи, как М. Ковалевский, Н. Кареев, Н. Михайловский, С.И. Южаков, П. Сорокин.
Социология в России получает права гражданства после реформы 1861 года вместе с интересом интеллектуальных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества, и в связи с развитием капитализма.
Стимулами распространения социологии в России явились:
Российская социология этого в это время характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением. В социологической теории преобладал натурализм различных оттенков. Представители субъективной школы вслед за О.Контом считали, что социальная среда лишь пассивно воздействует на природу человека. Другой точки зрения придерживались М. Ковалевский и Е. Роберти. Они стояли на позициях объективизма – специфики природной среды при взаимодействии с личностью и возможности влияния человека на среду. Все биологические факторы стали рассматриваться в зависимости от социальных условий.
Дальнейшее развитие социологии в рамках позитивизма требовало отказа от некоторых кантовских традиций в интересах новых идей, и перехода на позиции неопозитивизма. Эпоха неопозитивизма в России была связана, прежде всего, с решением общих методологических проблем. Одной из них являлась дискуссия вокруг предмета и функций социологии.
Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала XIX в. стали работы выдающегося русского социолога П.А. Сорокина. Он считал, что социальный мир – часть природы, и то, что называют разумом, составляет конечную трансформацию космической энергии. Поэтому законы социальности и нормы культуры входят в ряд законов вселенной и нисколько не исключают и не изменяют их. Задачу социологии он видел в факте взаимодействия особей, а не в разложении и отражении реального мира.
На первом этапе (до 1922 г.) – русском – П. Сорокин создает позитивистскую модель социологии. В «Системе социологии» П. Сорокин разъясняет научные принципы социологии. Он считает, что, во–первых, социология должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противостоянии «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Во-вторых, всякий нормативизм, то есть субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В- третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, социология должна прекратить всякое создание умозрительных, то есть не доказательных наукой, построений.
Непосредственным предметом изучения социологии Сорокина являются социальные процессы, происходящие в социальных группах. Все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Речь идет о «психико-рефлекторном» взаимодействии индивидов. Из такого рода элементарных взаимодействий складывается, как он считал, разного рода социальные процессы.
П. Сорокин был глубоко убежден в том, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе сознательного разрешения социальных противоречий. Он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции и выступал за эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».
В теоретической социологии он выделял три основных раздела: социальная аналитика, изучающая строение и состав общества; социальная механика, изучающая закономерности социальных явлений; социальная генетика, изучающая общество с точки зрения его развития.
Большое внимание П. Сорокин уделял изучению социальной стратификации, под которой понимал «дифференциацию некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге». Она находит выражение в существовании различных социальных слоев и групп, занимающих неравное положение в обществе. По его мнению, основу стратификации составляет неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие материальных или духовных ценностей, власти и влияния среди представителей той или иной социальной группы. Выделяются три основные формы социальной стратификации: экономическая - деление на имущих и неимущих; политическая – неравенство в авторитете и престиже, званиях и почестях, наличие управляющих и управляемых; профессиональная – разделение на различные группы по роду их деятельности, существующее неравенство в престиже профессии. Он утверждал, что общества без расслоения и неравенства никогда не существовали и не существуют, могут лишь меняться формы и пропорции расслоения.
П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие «социальная мобильность». Под социальной мобильностью он понимал, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп.
Центральной темой творчества П. Сорокина является социокультурная динамика. Основное понятие, которым он пользуется, - «социокультурная система», включает в себя бесконечное многообразие культурных ценностей - материальных и духовных. Изучение искусства, науки, религии, права привело его к выводу, что в истории существуют три социокультурные системы, периодически сменяющие друг друга: умозрительная, чувственная, идеалистическая, каждая из которых характеризуется своим представлением о природе реальности и методе ее познания. П. Сорокин подчеркивал, что всякая великая культура представляет собой не механическое соединение разнообразных явлений, а единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, главную ценность. Для умозрительного типа культуры характерна всесторонняя (т.е. в науке, искусстве, философии, праве) ориентация на потусторонние, или сверхчувственные ценности. При такой культуре реальность постигается сверхчувственным образом при помощи интуиции. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные ценности, реальность воспринимается чувствами. Идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание ценностей двух вышеперечисленных типов, реальность познается при помощи рационального интеллекта.
П. Сорокин полагал, что каждая социальная система неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Сложные волнообразные взаимосвязи и взаимопереходы от одного типа культуры к другому составляют существо процесса общественного развития в истории человеческого общества.
Современную культуру П. Сорокин считал культурой чувственного типа, которая переживает глубокий кризис. В качестве путей выхода из кризиса он предлагал тотальное разоружение, нравственно-религиозное возрождение человечества, признание принципа «альтруистической любви» абсолютной ценностью, переход к умозрительной социокультурной системе.
В конце своего творческого пути П. Сорокин выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей, и освободится от серьезных дефектов каждого типа».
В социологии России развитие психологического направления начинается с теоретических концепций философа, историка, социолога П.Л. Лаврова (1828-1900) и видного социолога, публициста, лидера народнического движения Н.К. Михайловского (1842-1904). Как основоположников субъективного направления в социологии их сближали общие базовые принципы, в частности, ориентация на всестороннее изучение личности и использования для этого данных разных наук.
Весьма значительна роль Михайловского в области психологического обоснования социологии, критики позиций дарвинизма. Он доказывал, что понятие социологического идеала не может анализироваться в контексте естественного отбора и приспособительного поведения, что здесь требуется подход, базирующийся на действии исторических законов.
В его теории личности герой – главная историческая фигура, он помогает толпе преодолеть физическую и духовную скудость жизни, на которую человеческая масса обрекается в современном мире. Изучая проблему социальной психологии, Михайловский писал, что толпа – это масса народа, «способная увлекаться примером… высокоблагородным или низким, или нравственно безразличным». Михайловский рассматривает толпу как особую общность, основанную на сходстве психической реакции и поведения, и приводит большое число примеров, убедительно доказывающих, что люди в толпе объединены психическо-эмоциональной связью, а их поступки не ограничены этическими или правовыми нормами. Чаще всего происходит деиндивидуализация личности, и толпа действует на основе подражания. Толпа опасна, она может защитить отечество, но и убивать невинных людей. В работе «Герои и толпа» Михайловский первым в российской социологии разработал проблему подражания, опередив, на восемь лет знаменитую книгу французского социолога и криминалиста Г. Тарда (1843-1904) «Законы подражания».
Значительным вкладом в развитие русской и европейской культуры являлось творчество социолога П.А. Лаврова. Наибольшее внимание он уделял предмету и методу социологии, теории прогресса, роли государства в жизни общества, а также роли личности в истории. Лавров включал в структуру предмета четыре элемента: «животные общества», в которых вырабатывалось в достаточной степени индивидуальное сознание; существующие типы человеческого общежития; общественные идеалы, на основании которых человек надеется создать справедливое и солидарное общество; практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Лавров считал человека центром социального развития общества, рассматривал личность в плане «ее психологических данных». Этот подход придавал социологии П.Л. Лаврова психологическую направленность. Для того, чтобы понять глубинное содержание фактора социального прогресса он выделяет четыре побудительных причины деятельности личности: обычаи, аффекты, интересы и убеждения. Среди этих причин ведущими он считал интересы, в которых отражается два вида потребностей: основные и временные. Одни интересы порождают «экономический строй», другие – «политический». Вместе они образуют солидарную направленность. Под воздействием идей Лаврова и Михайловского сформировались социологические взгляды видного социолога, экономиста и публициста С.И. Южакова (1849-1910). Он ставил перед собой задачу дать синтетическую картину общества, проанализировать его со стороны структуры и исторического развития. Южаков считал, что общество подвластно трем типам законов:
Не менее значительным вкладом в развитие психологического направления в социологии отличалось научное творчество русского историка и социолога Н.И. Кареева (1850-1931).
Занимаясь проблемами личности и общества, Кареев отделял их от биологии и психологии человека. Между биологией и социологией он ставил психологию, но не индивидуальную, а коллективную. Коллективную психологию он определял как основу социологической науки.
В социологии Кареева общество – это сложная система психических и практических взаимодействий индивидов, «надорганическая среда». Эта среда подразделяется на социальную организацию и культурные группы. Причем социальная организация является результатом коллективной психологии и изучается социологией, так как она есть совокупность экономической, юридической и политической сред общества.
«ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно природы изучаемых явлений и процессов и получаемых
27 09 2014
1 стр.
Из кн. Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 379-448
08 10 2014
2 стр.
Понятие добра – мысль, и понятие зла – тоже мысль. Понятие нейтральности – тоже мысль. Если есть мысль, есть и цепляния. Подход цепляния всегда следует путями трех ядов
04 09 2014
1 стр.
Г. Н. Моисеева "Дpевнеpусская литеpатуpа в художеств сознании и историческая мысль России XVIII в."
29 09 2014
2 стр.
Мировая философия в России и российская философская мысль в современной интерпретации
10 09 2014
1 стр.
Сабинские горы нежно, призрачно белели на белом фоне. Смутные тени бродили по Кампанье; выхваченные солнцем, ярко светлел кое-где акведук, руина замка. А вблизи все налилось закатн
09 10 2014
1 стр.
Процесс этот протекал весьма болезненно, что способствовало возрождению и обострению споров, начавшихся еще на рубеже XIX в
11 10 2014
1 стр.
У этой мысли родились сомнения, ай-яй-яй (смеется) и она засомневалась. Но мысль эта всегда была ненастоящая. Стоит кому-то перестать думать о ней и она исчезнет, как плохой сон. И
04 09 2014
1 стр.