Перейти на главную страницу
В глазах цензора основная заслуга работы Каблица в ее консерватизме, в «противоречии либеральным теориям, стремящимся уравнять Россию с направлениями Запада» и в «горячей приверженности к русскому историческому прошлому»242. Позднее в связи с переизданием сочинений Каблица цензор писал, что он «охотно видит в авторе книги... благонамеренного мыслителя, заботящегося только о благе любимой и обделенной среды государственного строя»243.
Социально-политические идеи Каблица являлись выражением наиболее консервативных настроений и психологии зажиточного крестьянства и были крайне противоречивы. Социальная направленность его взглядов заключалась в сохранении самодержавного строя, в рамках которого, по его мнению, возможны и необходимы реформы.
Каблиц утверждал, что в разорении крестьянства, роста капитализма в сельском хозяйстве виновата бюрократия, чиновники и вся интеллигенция, которая пытается управлять народом. Народ с его высоким нравственным чувством сам знает, как ему лучше устроить жизнь, ему не надо вмешательство интеллигенции — от Каткова до Лаврова включительно. Необходима полнейшая самостоятельность масс от «интеллигентно-культурного слоя». Далекий от книжной учености, народ способен стихийно дойти до возвышенных социальных идей, которые воплощены им в общинном устройстве. По словам Каблица, общину подрывают «деяния разных хищников», а не капиталистическое производство244.
Каблиц не видел в общине внутреннего расслоения, представлял ее как единый развивающийся организм, в котором обобществляется труд и подготавливаются «новые формы экономической жизни». По утверждению Каблица, история показывает, что гибель общинного устройства на Западе произошла исключительно в результате враждебных действий государства. В России должно сложиться иначе. В духе царистских идей крестьянства Каблиц надеялся на поддержку монархического правительства, которое должно помочь общинникам обзавестись землей, оградить их от кулаков и тем самым остановить образование пролетариата и связанные с ним социальные противоречия. Каблиц отрицает возможность капитализма в России. «Философско-историческая тео-
192
рия Маркса, — писал он, — не имеет никакого значения для России. Стадии экономического развития России были и будут другими, нежели на Западе»245.
Каблиц с озлоблением выступал не только против русских марксистов, но и против революционного народничества, называя все демократическое направление «бюрократическим индивидуализмом». В.И. Ленин относил Каблица к правым деятелям либерального народнического движения, которые опустились до «национализма и антисемитизма»246. Его нападки на прогрессивную русскую литературу и журналистику часто переходили в прямую фальсификацию.
Теоретическим источником социологии Каблица являлись различные течения позитивизма 50-80-х годов. Он обращался к крайне разнообразному кругу авторов, интерпретируя их в угодном для себя духе. Страницы его работ полны ссылок на Спенсера, Милля, Бокля, Льюиса, Тарда, Вундта, Дарвина и многих других.
Исходным гносеологическим принципом в социологии Каблица стал субъективизм. Поскольку, говорит он, человек познает весь окружающий его мир через ощущения и ему неизвестно, что находится за явлениями, то, следовательно, познание наше относительно и поэтому субъективно. Познание имеет дело только с однородными элементами в виде «явлений нашего сознания». Отсюда Каблиц выводил и субъективный характер социологического знания, связав воедино объект социального исследования, предмет социологии и ее метод. Он подразделял явления на субъективно-созерцательные, относя к ним природные процессы, независимые от воли человека, и субъективно-творческие, вполне зависимые от человека, куда входят социальные, нравственные и эстетические процессы. В основе социальных явлений оказывается, по терминологии Каблица, «субъективно-видовое творчество», т.е. результат сознательной активности всего человечества или его различных подразделений — рас, народов, государств, обществ и т.д. Само видовое сознание складывается из сознания отдельных людей и выступает как «субъективно-видовой метод добывания научной социальной истины»247, который научно организует «субъективно-индивидуальное» познание социальных фактов. Одновременно он признавал в общей декларативной форме сравнительный метод, способный, по его мнению, принести социологии не меньшую пользу, чем естествознанию.
Каблиц считал необходимым вывести критерий, по которому определялась бы практическая пригодность добытых социологией отвлеченных истин. Единственным судьей оказывается личность, которая руководствуется своими внутренними переживаниями.
193
Таким образом, предмет социологии, по определению Каблица, есть «область деятельности человеческой личности, в которой чувства, мысли и желания личности играют главную роль»248.
В социологической теории Каблица можно выделить три проблемы, на которых он более всего останавливается: 1) значение индивидуальной и коллективной психологии в жизни общества; 2) личность и историческая закономерность; 3) факторы социального прогресса..
Общественная среда, вне которой не могут существовать люди, уверждал Каблиц, есть продукт личностей и потому зависит от индивидуальной психологии. Будучи созданной человеком, общественная среда, отождествляемая с общественной психологией, в свою очередь сама изменяет все стороны психических процессов индивида. Происходит сложное взаимодействие, но разрешается оно сведением всего богатства социальных отношений к волевой и эмоциональной жизни человека249.
Через призму психологии индивида решался крайне важный для Каблица вопрос о свободе воли. Воля есть, действие, зависящее от желания и чувств человека, она складывается под влиянием как его внутренней организации — биологической, нравственной, эмоциональной, так и под воздействием внешних условий его бытия — «коллективного чувства и мышления данной группы людей»250. Поэтому, по мнению Каблица, нет абсолютной, неограниченной свободы воли. Она всегда ограничена двумя указанными моментами. Но вместе с тем человек не лишен относительной «психологической свободы воли», позволяющей ему действовать добровольно и «играть в мире большую роль, изменяя и направляя ход событий соответственно своим желаниям»251. В связи с этим Каблиц отрицал исторические законы, поскольку не смог совместить их с возможностью активного вмешательства человека в ход социального развития, с наличием у людей свободы выбора действия. В обществе, по его мнению, наблюдается законосообразность, которая проистекает из законосообразности психического развития личности.
Каблиц превратил чувства и нравственность в главный фактор движения. Развитие эмоциональной и нравственной жизни, считал он, происходит в процессе активного действия и приводит к изменениям «социального мира. Его учение о прогрессе было направлено против тезиса Лаврова и Михайловского о критически мыслящей личности, способной изменить общество согласно выбранному идеалу.
Каблиц попытался вскрыть внутренний механизм изменения социальных форм, понимания под ними отношения между
Сведение Каблицем динамики социального движения к изменению социально-нравственных чувств, влияющих на общественное устройство, имело целью представить революционное преобразование общества как «безнравственное» средство, с помощью которого одна часть населения навязывает свою волю другой. Книгу «Основы народничества» Каблиц заканчивал призывом «устранить насилие из области творчества общественных форм».
В целом психологическому течению в социологии народничества были присущи основные недостатки всей буржуазной социологии: идеализм, который выступал у них в виде психологического редукционизма, отрицание объективных социальных законов, неумение увидеть всю сложность социальной структуры общества, уход от классовой борьбы и т.д. Эволюция теоретических установок психологического течения была сопряжена с внутренней эволюцией русского либерализма. Повороту сторонников этого течения от демократизма к либерализму сопутствовал отказ от элементов материализма и обращение к субъективизму.
Социология была важнейшим элементом в народнической идеологии и представляла теоретико-методологическую доктрину мелкобуржуазной крестьянской демократии в России. Она возникла в 70-х годах XIX в. и просуществовала до Октябрьской революции, претерпев определенную эволюцию, которая в основном отражала главные вехи эволюции крестьянской демократии. Различным направлениям народничества и их идеологам — П.Л. Лаврову, М.А. Бакунину и П.Н. Ткачеву — был свойствен субъективизм, который порождался верой в решающее влияние русской революционной интеллигенции на народ. В ходе острой теоретической критики народничества «мы, — писал Ленин, — освободились от иллюзий анархизма и народнического социализма, от пренебрежения к политике, от веры в самобытное развитие России, от убеждения, что народ готов для революции, от теории захвата власти и единоборства с самодержавием геройской интеллигенции»252.
Росси В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что прогрессивное содержание народничества заключалось в «теории массовой мелкобуржуазной борьбы капитализма демократического против кап
11 10 2014
10 стр.
«народническая философия», «философия народничества» и т д. Ответы на них возможны лишь на основе анализа особенностей народничества, как такового
17 12 2014
1 стр.
Понятие эволюции. Теория биологической эволюции. Предмет и цели. Этапы становления эволюционной теории. Современные проблемы теории эволюции
14 12 2014
1 стр.
Цель урока: Сформулировать основные положения современной синтетической теории эволюции и дать ей оценку
16 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
Занятие 1 Место теории эволюции в системе биологических наук. История развития эволюционных идей
11 10 2014
1 стр.
Изучи более подробно последние 5 стадий антропогенеза и дай описательную характеристику всем представителям
24 09 2014
1 стр.
Задачами дисциплины являются: знакомство студентов с предметом социологии потребления; проанализировать основные социологические теории потребления
11 10 2014
1 стр.