
Состояние работы по военно-патриотическому воспитанию детей в МОБУ «Башкирская гимназия» 
в 2010/2011 учебном году
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей гимназии одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям.
А зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальным родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям .
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах общества.
Работа по военно-патриотическому воспитанию в МОБУ «Башкирская гимназия» проводится комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные задачи военно-патриотического воспитания в Башкирской гимназии:
-
духовно-нравственное воспитание;
-
подготовка по основам безопасности жизнедеятельности;
-
прикладная физическая подготовка;
-
подготовка по основам военной службы.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего общества, его боевых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Особая роль здесь должна принадлежать военной истории, соприкасаяь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, учится на героических примерах великих предков беззаветному служению Отечеству. Военно-историческая подготовка в определенной мере призвана решать такие задачи духовно-нравственного обеспечения процесса военно-патриотического воспитания детей и подростков.
В гимназии функционирует историко-краеведческий музей, где накапливается исторический материал. Музей выступает как особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей и побуждающая их к сотворчеству, активности, самодеятельности. Также музей способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей, формированию положительных установок по отношению ко всем этносам Земли. В музее создан уголок боевой и трудовой славы. В этом уголке собраны материалы об участниках Великой Отечественной Войны, ушедших на фронт из деревни Старо-Кабаново и Такталачук. Также изучены истории этих деревень. реставрированы старые фотографии. Результатом этих работ являются стенды «Тарих битт2рен2н», «А4и6елд2 а7 7ала», «Т060л0ш эшт2ре г0рл2п тор6о».
Музей нашей гимназии в первую очередь обеспечивает восприятие народной культуры через все органы чувств. Музей – особое место. Все предметы в нем доступны школьнику, так как уроки Культуры Башкортостана проходят здесь. Регулярно проводятся встречи с творческими людьми: поэтами, писателями, певцами. Так, в мае 2011 года у нас в гостях были башкирские писатели и поэты Г.Юнысова, Ф.Губайдуллина, Ф.Мырзакаев, И.Тимерханов, Р.Бикметова. Для них была организована экскурсия по гимназии, праздничный концерт и встреча с учащимися и педагогами гимназии.
Особое место в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков уделяется физической подготовке.
Общими задачами физической подготовки являются:
-
формирование понятия о здоровом образе жизни;
-
гармоничное физическое развитие;
-
повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей всего организма к воздействию неблагоприятных факторов;
-
развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты, ловкости;
-
развитие и совершенствование специальных качеств (устойчивость к укачиванию, перегрузкам и кислородному голоданию).
В этом году на легкоатлетической эстафете, посвященной 66-летию Победы в Великой Отечественной войне, команда учащихся 4-5-х и 8-9-х классов заняла III место. Увеличилось число учащихся начальных классов, занявших призовые места в личном зачете. Сайтаев А. (1 класс), Хафизов Р. (2 класс) – I место, Камалов Р. (3 класс) – III место.
Ежегодно ребята участвуют в городском военно-патриотическом конкурсе «Верны Отчизне!» В этом году команда «Акбузат» заняла III место.
В феврале 2011 года широко отменчал юбилей первого директора строящейся Башкирской АЭС, почетного гражданина города Агидель М.А.Шакирова. На соревнованиях по пулевой стрельбе, посвященных этому событию, команда башкирской гимназии заняла III место.
Команды 6-го, 7-го класса «220 вольт» и «Максимум» приняли участие в городской военно-спортивной игре «Зарничка» и заняли III, IV места.
Цель подготовки основам военной службы – помочь ребятам сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооруженных силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, их правах и обязанностях. При этом решаются задачи:
-
дать начальные знания по основам оборонного строительства государства;
-
познакомить со структурой Вооруженных сил, назначением видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями;
-
дать представление о требованиях, предъявляемых к военнослужащему, о порядке призыва и прохождении военной службы;
-
научить выполнять обязанности солдата , дневального, часового, командира отделения и др;
-
научить действовать в строю;
-
научить стрелять из пневматического и малокалиберного оружия, автомата, метать учебные гранаты в цель и др.;
-
научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении и обороне;
-
научить ориентироваться на местности по топографической карте и без нее, двигаться по азимутам, определять расстояние до ориентиров и др.
В конце мая юноши 10 класса участвовали в военно- полевых сборах. Они показали хорошие результаты по стрельбе, по преодолению препятствий, по бегу и другим видам состязаний.
Башкирская гимназия тесно сотрудничает с Агидельским филиалом центра психологической поддержки семьям, детям, молодежи. В этом учебном году они организовали встречу с ветеранам афганской войны Багмановым И.Ш. и участником чеченских событий Аюповым Л.Р.
Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – Основы военной службы призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера. Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы. В гимназии создан кабинет ОБЖ, который эстетично оформлен и оборудован .
В этом учебном году особое место в военно-патриотическом воспитании занял ряд мероприятий, посвященных празднованию 66-летия Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся гимназии участвовали на торжественном марше, который состоялся 9 мая на городской и в возложении цветов к вечному огню памяти павших в войне.
Накануне праздника Победы учащиеся 6 класса приняли участие в конкурсе агитбригад. Став победителем, команда «Наследники ратной славы» имела честь приветствовать участников городского военно-спортивного фестиваля «Виват, Россия!».
Учащиеся гимназии не только читают книги о войне, но и занимаются исследовательской работой, пишут сочинения и рисуют о войне. Учащиеся 4-го класса завершили ко Дню Победы свою проектную работу. Разделившись на группы, они, изучали песни военных лет, читали книги о войне, создавали рисунки и изучали историю свое прадедов – участников Великой Отечественной Войны. Результатом этой проектной работы стал выпущенный учащимися журнал «Что мы знаем о войне». В газете «А7 7алам» была обубликована статья ученика 4-го класса Харисова Р. «Бе6 р2хм2тлебе6», посвященная ветерану Великой Отечественной войны М.Ф.Ахметовой.
По итогам празднования 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне заместитель директора по воспитательной работе Вильданова И.Р. награждена Дипломом республиканского отраслевого фестиваля самодеятельного художественного творчества, посвященного 65-летию Великой Победы.
19 мая ГДОО «Пионеры Башкортостана» пополнила свои ряды. 24 учащихся 3-го класса Башкирской гимназии вступили в ее ряды и дали клятву верности Родине.
Система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей гимназии, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”