Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Пушкина
Утверждено на педагогическом
совете школы
Директор школы:______/З.Л.Груздева /
Программа
по военно- патриотическому воспитанию
и формированию гражданственности
«ПАТРИТОТ»
Срок реализации программы
2009-2015 г.
Паспорт программы «Патриот» на 2009-2015 г.
Наименование Программы:
программа «Патриот»
(программа деятельности ОУ
по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности).
Разработчик Программы:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Пушкина
2009 г
Основание для разработки программы:
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
(одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)
Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53-AP/
Закон Ивановской области «О молодежной политике» от 06.10.97 № 25 – ОЗ.
Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ в Ивановской области на 2007-2010 годы»
Пояснительная записка
Жизнь общества сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Поэтому патриотическое воспитание является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
Современная социально – экономическая реальность, связанная со сменой традиционных устоев в обществе, привела к ослаблению связей между формирующейся личностью молодого человека и его Родиной, что способствовало возникновению негативных тенденций: падению нравственности и развитию правового нигилизма.
В сознании молодежи произошли заметные изменения в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. Многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных Силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от воинской службы. Поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к нарастанию антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом.
В то же время положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Военно – патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально – психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности военно – патриотического воспитания школьников педагогическим коллективом, общешкольным родительским комитетом было принято решение о разработке и принятии программы дополнительного образования учащихся по военно – патриотическому воспитанию и формированию гражданственности «Патриот».
Цель программы
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, формирование у учащихся патриотического сознания, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи программы
- Формирование патриотического сознания;
- Воспитание чувства гражданина России;
- Формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины;
-Социокультурная идентификация.
- Становление и развитие учебно – материальной базы начального военного обучения;
Формы работы, используемые при реализации программы
-учебные занятия;
-месячники по военно – патриотическому воспитанию;
-Вахта памяти;
-поисковая работа;
-военно – спортивные состязания;
-походы;
-встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
-взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
Этапы реализации программы:
-ориентировочный - 2009-2010 год
-основной- 2011-2012год, 2012-2013год, 2013-2014 год
-завершающий- 2014-2015 год
План реализации программы
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
1.
|
Тематические классные часы
|
В течение учебного года
|
Классные руководители
|
2.
|
Уроки Мужества
|
В течение учебного года
|
Классные руководители, руководитель школьного музея «История школы»
|
3.
|
Уроки России
|
В течение учебного года
|
Классные руководители
|
4.
|
День народного единства
|
Ноябрь ежегодно
|
Классные руководители, зам.директора по ВР
|
5.
|
Фотовыставка «Юрьевец зимой»
|
Январь 2010 г.
|
Учитель ИЗО, классные руководители
|
6.
|
Конкурс рисунков на военную тематику
|
Февраль ежегодно
|
Учитель ИЗО
|
7.
|
Фотоконкурс «След Великой Победы в моей семье»
|
Февраль 2010 г.
|
Кл.руководители, учитель ИЗО
|
8.
|
Конкурс школьных сочинений «Что я знаю о войне»
|
Февраль 2011 г.
|
Учителя литературы
|
9.
|
Конкурс чтецов – декламаторов «И помнит мир спасенный»
|
Февраль 2012 г.
|
Учителя литературы
|
10.
|
Конкурс инсценированной песни «Споемте, друзья!»
|
Февраль 2013 г.
|
Зам.директора по ВР, кл.руководители
|
11.
|
Смотр школьных драм коллективов «Давным – давно была война»
|
Февраль 2014 г.
|
Кл.руководители
|
12.
|
Военно – спортивная игра «Зарничка» (нач.звено),
«Зарница» (ср.звено)
|
Февраль ежегодно
|
Зам.директора по ВР, учитель ОБЖ, учитель физкультуры
|
13.
|
Трудовая вахта памяти по благоустройству братской могилы и Школьного обелиска
|
Февраль ежегодно
|
Зам.директора по ВР
|
14.
|
Спецвыпуск газеты «Школьная планета», посвященный 23 Февраля; Дню Победы 9 Мая
|
Февраль, май ежегодно
|
Школьный Пресс-центр
|
15.
|
Встречи с ветеранами
|
В течение года
|
Руководитель музея, кл.руководители
|
16
|
Операция «Забота»
|
Ежегодно
|
Совет школы
|
17
|
Операция «Подарок ветерану»
|
Ежегодно
|
Учитель технологии
|
18
|
Спортивные соревнование «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, парни!»
|
Февраль ежегодно
|
Зам.директора по ВР, учитель физкультуры
|
19
|
Возложение цветов и несение почетного караула у Школьного Обелиска и на братской могиле
|
Май ежегодно
|
Зам.директора по ВР
|
20
|
Обеспечение организационного участия молодежи допризывного возраста в торжественном заседании, посвященном 23февраля и 9 Мая; в праздничном шествии к Обелиску Славы
|
Май ежегодно
|
Зам.директора по ВР, кл.руководители
|
21.
|
Военно – патриотический слет «Юный патриот»
|
Май ежегодно
|
Зам.директора по ВР, учитель ОБЖ, учитель физкультуры, кл.руководители
|
22.
|
Игра – эстафета: пароль «Победа»
|
Апрель 2010 г.
|
Совет содружества, кл.руководители
|
23.
|
Читательская конференция «Поклонимся великим тем годам»
|
Апрель 2011 г.
|
Учителя литературы
|
24.
|
Викторина по историческим событиям «Я знаю историю Великой Отечественной войны»
|
Апрель 2012 г.
|
Учителя истории
|
25.
|
КТД «Не забыть нам этой даты»
|
Апрель 2013 г.
|
Руководитель музея, кл.руководители
|
26.
|
Конкурс летописей учащихся «ВОВ в жизни нашей семьи».
|
Апрель 2014 г.
|
Кл.руководители
|
27.
|
Работа с допризывной молодёжью (совместно с военкоматом)
|
В течение года
|
Администрация школы,
кл.руководители, отв. по работе с допризывной молодёжью
|
28.
|
Оборудование кабинета НВП
|
2010- 2015
|
Администрация школы
|
29.
|
Разработка документов по военно-патриотическому воспитанию учащихся
|
2009-2010
|
Зам директора по ВР
|
30.
|
Методические занятия с классными руководителями по вопросам военно-патриотического воспитания учащихся
|
В течение года
|
Зам директора по ВР
|
31.
|
Подготовка статей для печати в средствах массовой информации, освещающих проведение школьных мероприятий
|
В течение года
|
Учителя, школьный пресс-центр
|
32.
|
Создание и ведение страницы сайта школы «65 лет Великой Победы"
|
В течение года
|
Учитель информатики
|
33.
|
Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах по формированию военно- патриотического воспитания учащихся.
|
В течение года
|
Администрация школы, классные руководители
|
В ходе реализации программы осуществляется взаимодействие и сотрудничество с:
-администрацией района
-районным Советом ветеранов
-военкоматом
- школьным музеем «История школы»
-музеями города и района
-районным архивом
-учреждениями дополнительного образования
Материально-техническое оснащение программы и источники её финансирования
Материально- техническое обеспечение программы включает в себя:
-спортивный инвентарь и спортивное оборудование школы;
-компьютерную базу данных;
Источниками финансирования программы являются:
- бюджетные и внебюджетные средства;
-участие в районных и областных целевых программах по
военно-патриотическому воспитанию;
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
-осознание учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;
-обеспечение занятости учащихся в свободное время;
-рост числа учащихся, занимающихся в объединениях патриотической направленности;
-улучшение МТБ для занятий НВП;
-повышение уровня физической подготовки учащихся
-готовность молодежи к защите Отечества