Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6

3.2 Технология производства туалетного мыла
Линия мыловаренного производства обычно включает: участок подготовки сырья, варочное отделение, композиционный смеси­тель, участок механической обработки мыльной массы (измельчение, пилирование, формование бруска, резка, штамповка), завертку и/или укладку в коробочки, групповую упаковку, укладку на поддоны и штабелирование готовой продукции (рисунок 3.1).

Непрерывный процесс мыловарения появился в конце 1930-х годов вместе с непрерывным процессом гидролиза (расщепления) жиров водой и паром высокого давления в башне высотой 15–24 м. Очищенные, деаэрированные жиры и масла закачиваются в донную часть башни под давлением ~5 МПа и при температуре 240–260 ºС.

Деаэрированная, умягченная вода подается в верхнюю часть башни и стекает вниз, навстречу поднимающимся вверх жирам низкой плотности, расщепляя их на жирные кислоты и глицерин. Глицерин растворяется в воде и отводится со дна, тогда как жирные кислоты отводятся с вершины в вакуумную камеру, где водная примесь испаряется и удаляется. Затем кислоты подвергаются перегонке в вакууме с целью очистки и разделения на фракции, пригодные для производства мыл различных видов: низкокипящие кислоты для получения мыла промышленного, нетуалетного назначения; среднекипящие – для изготовления туалетного мыла. Остаток высококипящих жирных кислот отводится в емкости для хранения и в дальнейшем перерабатывается с целью извлечения жирных кислот.

Жидкие жирные кислоты непрерывно подаются дозатором в установку для омыления, где они нейтрализуются потоком едкой щелочи в процессе смешивания и рециркуляции при температуре ~110 °С и давлении 0,3–0,4 МПа. В результате получается чистое мыло, похожее на то, которое изготавливается в мыловаренных котлах.

Чистое мыло из мыловаренного котла переливается в смеситель с паровой рубашкой, где в него вводятся отдушки, красители и другие компоненты. Потом оно заливается в формы, вмещающие по 410 кг мыла, и оставляется в них на несколько суток для охлаждения и затвердевания. Боковые стенки форм удаляются, масса подравнивается, разрезается на бруски, которые сушатся и подвергаются штамповке на отдельные куски, помещаемые в упаковку.




1. Мылосборники

2. Насос


3. Фильтр коррозийного типа

4. Бак постоянного уровня

5. Шестеренный насос

6. Теплообменник

7. Пневмопровод

8. Загрузочная воронка

9. Вторая ступень экструдера

10. Двухшнековый вакуумный


экструдер

11. Вакуум-сушильная башня

12, 19. Циклон

13. Сепараторы

14, 15. Шнеки

16. Поверхностный конденсатор

17. Барометрическая труба

18. Бункер




20, 22. Воздуховод

21. Рукавный фильтр

23. Вакуум-насос

24. Смеситель

25. Экструдер-смеситель

26, 36, 40. Ленточный транспортер

27. Трехвальцовые вальцовки

28, 31, 33. Транспортер

29. Экструдер

30. Резальная машина

32. Двухручьевый штамп-пресс

34. Мылооберточные машины

35. Обогреваемые транспортеры

37. Группировочная система

38. Укладочный автомат

39. Обандероливающая машина

41. Подъемник


Рисунок 3.1 – Технологический процесс получения туалетных мыл
Если мыло должно быть сформовано в хлопья, оно в текучем состоянии прокатывается между стальными вальцами и прилипает к нижнему (холодному) вальцу, образуя тонкую пленку. Далее пленка разрезается на узкие полоски, которые отдираются от вальца и пропускаются через сушильную печь, где сухие полоски рассыпаются на хлопья.

Для получения плотных гранул твердое мыло пропускается через дробилку, и полученные частицы просеиваются через сито нужного размера.

Для получения рыхлых гранул горячее мыло разбрызгивается на вершине технологической колонны, и его капли падают вниз навстречу поднимающемуся потоку горячего воздуха. Жидкость удаляется из капель мгновенным испарением (взрывом), оставляя полую (расширенную взрывом) частицу. Чистое мыло, получаемое непрерывным процессом, предпочтительнее сушить распылением на стенку вакуумной сушилки Маццони. Мыло снимается со стенки вращающимся скребком и извлекается из сушилки при требуемом содержании влаги.

Пилирование. Лучшие сорта туалетного мыла подвергают процессу пилирования (перетиранию на вальцах пилирной машины). Сухие мыльные хлопья засыпаются в смесители, где мыло смешивается с такими добавками, как красители, отдушки, пережириватели, антиоксиданты и бактерицидные вещества. Полученная смесь загружается в червячный пресс, откуда выходит в форме таблеток. Мыло в форме таблеток подвергается дальнейшему пилированию и после превращения в хлопья вновь пропускается через один или несколько червячных прессов, пока наконец не превратится путем экструзии в непрерывный брусок, от которого отрезаются куски требуемого размера.

Пилирование оказывает большое влияние на потребитель­ские свойства готового мыла, и в частности, повышает его пластичность, плотность, снижает набухаемость и истираемость мыла, а следовательно, облегчает их использование.

В процессе полугорячей варки жиры нагреваются вместе с щелочью, обычно в котле с вертикальным перемешиванием, пока не достигается полное омыление. Глицерин остается в мыле. Полученное мыло не чище использованных сырьевых материалов. Таким способом пемзовые и мягкие калиевые мыла часто изготавливаются.

Процесс холодной варки мыла включает стадию смешивания жиров и масел с щелочью в котле с вертикальным перемешиванием до тех пор, пока не начнется реакция. Смесь выливается в формы, где реакция продолжается. Реакция сопровождается выделением тепла, что способствует завершению омыления. Процесс холодной варки используется почти исключительно для получения кускового мыла из кокосового и оливкового масел. В другом процессе жиры и масла вместе с раствором щелочи подаются в дозированных количествах в нагреваемый змеевик, где реакция происходит при температуре от 260 до


320 ºС. Это непрерывный процесс, при котором в мыле сохраняется глицерин [37].

Туалетные мыла, изготовляемые горячим способом или путем переплавки, относятся к дешевым сортам. Высшие сорта туалетного мыла получают холодным способом.

При варке основы туалетного мыла обязательно про­водят нейтрализацию оставшейся свободной щелочи, что достигается добавлением к концу варки 1,5–2 % жиров или жирных кислот. Благодаря этому устраняется возможное раздражающее действие мыла на кожу лица и рук. Процесс варки считается законченным, если содержание неомыленного жира не превышает 1 % и свободной щелочи – не более
0,05 %. Мыльную основу (клей) после омыления неоднократно высаливают, что способствует ее лучшей очистке (цвет становится более светлым).

Для производства прозрачного туалетного мыла, наряду с глицерином, нередко используют, например, пропиленгликоль, сорбитол, а также сахарозу. Мыло получают с содержанием алифатических кислот 70–80 %. Оно имеет повышенную щелочность и способно вызывать избыточное обезжиривание, шелушение кожи. Введением алифатических кислот, их алкилоламидов, триэтаноламина вместо гидроксида калия и снижением содержания этанола «жесткое» дерматологическое действие можно свести к минимуму.

Прозрачные мыла часто выпускают с бактерицидными добавками.

Известно два основных способа получения прозрачного и полупрозрачного мыла. Старый способ состоит в том, что глицерин, образующийся при гидролизе жира, не отделяется, а вместе с мылом направляется на изготовление кусков. Во избежание утраты прозрачности мыла отделение неомыленных продуктов должно быть достаточно полным. Наряду с кислотами говяжьего жира и кокосового масла вводят до 30 % рицинолевой или канифольных кислот. Для омыления берут гидроксид натрия с добавлением гидроксида калия или триэтаноламина. После полного омыления жиров вводят добавку этанола или изопропанола и смесь прогревают при 80–85 °С несколько часов. Затем, немного охладив, вводят отдушку, краситель, а мыло разливают в формы.

Полированное прозрачное мыло получают быстрым охлаждением мыльного клея в тонкой пленке с 90–100 °С до 20 °С на барабане с последующей обработкой и подсушкой (без нагрева) на роликовой мельнице или в экструдере, оборудованном вакуумной камерой. Остаточное содержание влаги в таком мыле – 15–20 %. Его куски хорошо штампуются и сохраняют форму при хранении. Иногда для полупрозрачности вводят диоксид титана, и мыло приобретает благородный опаловый тон.

Для производства мраморированного туалетного мыла, т.е. мыла, имеющего вид «пятнистого» или «жилистого» мрамора, жидкое мыло наливают в форму до заданной высоты, обсыпают или обливают его поверхность нерастворимыми смолистыми лаками, затем наливают новый слой мыла, производят ту же операцию и т. д., пока форма не наполнится. В мыльную массу опускают деревянную лопаточку, которой помешивают полученную смесь, двигая ее параллельно стенкам формы. Если же хотят получить волнистую мраморировку, то двигают лопаточкой по кривым или спиральным линиям. Для пестрой мраморировки употребляются различные красители.


4 Факторы, сохраняющие качество

туалетных мыл
Традиционно завершающей стадией технологического получения туалетного мыла является завертка твердого мыла и фасовка жидкого мыла. После штампования мыло поступает на оберточный автомат. Завертка предохраняет мыло от механи­ческих повреждений, воздействия возду­ха, света, влаги. В завернутом состоянии лучше сохраняется отдушка. Завертка повышает эстетические свойства мыла.
4.1 Упаковка туалетного мыла
Тара и упаковочные материалы изготовляют из материалов, соответствующих требованиям нормативных документов, обеспечивающих безопасность и сохранность туалетного мыла в течение его срока годности.

Упаковка должна гармонировать с мылом, подчеркивать его достоинства либо скрадывать имеющиеся недостатки. Она должна быть не обязательно броской, но заметной и элегантной. Упаковка должна обеспечивать сохранность и неизменность свойств продукта в течение всего возможного срока хранения и пользования. Она должна быть удобной и безопасной в применении. Наряду с ароматом мыла, качество и эстетический вид упаковки определяют первичный успех у потребителя, а в дальнейшем облегчают его идентификацию среди других подобных товаров.


4.1.1 Упаковка жидкого мыла
Жидкие мыла разливаются в пластмассовые флаконы. Материалом для изготовления флаконов могут служить: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен, сополимеры олефинов, полистирол, полиметилметакрилат, полиэтилентерефталат, ряд других термопластичных полимеров с различными пластификаторами и наполнителями. Флаконы и колпачки производятся различных расцветок, форм и конструкций [57].

Основным требованием упаковки является герметичность. Современными способами укупоривания флаконов с жидким мылом являются клапаны и дозирующие устройства всевозможных конструкций. Несколько примеров современных упаковочных решений для жидких мыл приведено на рисунке 4.1.


Необходимую порцию мыла получают, например, через поворотный клапан, находящийся в пробке, что достигается простым надавливанием на эластичный контейнер. В другом случае дозирование осуществляется нажатием на клапан, действующий по принципу сифона. Настенный вариант контейнера позволяет получить порцию мыла, если провести по шариковому дозатору ладонью или губкой. Подобная тара, обычно вместимостью не менее 0,5 л, закрепляется на стене кронштейном и, чаще всего, используется в больницах, гостиницах и других общественных местах.



Рисунок 4.1 – Примеры упаковки для жидкого мыла
Простыми в обращении и в то же время невероятно надежными для упаковки жидкого мыла являются флаконы с крышкой типа «пуш-пул», которые широко применяются для упаковки других видов товаров, например, напитков для спортсменов, а также товаров бытовой химии (моющие, чистящие, дезинфицирующие средства).

Жидкое мыло может быть упаковано в пакет «дой пак» (doy-pack), который относится к категории мягкой упаковки. Дой пак влагонепроницаем, удерживает запах, выдерживает высокие температуры, поэтому допускается холодная и горячая фасовка мыла.

Пакеты дой пак изготавливаются из двух-, трех- или четырехслойных ламинатов, которые обеспечивают изоляцию мыла от внешней среды. Они могут иметь различные формы и размеры. Применение метода ротогравюры (глубокой печати) делает внешний вид пакета дой пак ярким, красочным, привлекательным.

Пакеты дой пак имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными видами упаковки. Дой пак удобен в транспортировке, занимает мало места на прилавке магазина, легко утилизируется, имеет невысокую цену.

Новый вид упаковки – система bag-in-box (мешок в коробке) – это комплект упаковочной тары, состоящей из ламинированного полиэтиленового двух- или трехслойного высокопрочного асептического мешка и верхней жесткой оболочки.

Мешки оснащаются впаянной горловиной, через которую осуществляется налив средства и в которую устанавливается после наполнения краник или пробка.

Стандартный ряд объемов мешков: 2, 3, 5, 10, 20 и более литров. Мешки малого объема (до 20 литров) после заполнения продуктом, как правило, укладываются в картонные коробки. Мешки объемом 200 литров наполняются и транспортируются в конических бочках.

Преимуществами упаковки bag-in-box являются: экономичность, удобства при транспортировке (мало перевозится воздуха – максимальное заполнение объема), длительные сроки хранения товаров, уникальное потребительское свойство – исключается контакт продукта с кислородом воздуха как на стадии хранения, так и в процессе использования (для мешков, оснащенных краником), нет потребности в оборотной таре, легко утилизируется [38–40].


4.1.2 Упаковка твердого туалетного мыла
Твердое туалетное мыло марок «Детское» и «Ординарное» выпускают в обертке и без обертки, а мыло марок «Нейтральное» и «Экстра» – только в обертке [41].

Бумажная обертка твердого туалетного мыла может состоять из одного, двух или трех слоев.

Краски на этикетке должны быть свето-, водо- и щелочеустойчивыми. Допускается не контролировать щелочеустойчивость красок при использовании трехслойной обертки. Печать на этикетке должна быть четкой, без смещений, расплывчатости, затеков и пятен.

Наряду с обычной бумажной оберткой появились новые прогрессивные типы упаковки туалетного мыла: в целлофан, полипропиленовую и полиэтиленовую декорированную пленку, пластиковые футляры. Мелкие дорожные и гостиничные мыла часто запечатывают в фольгу. Мыла оригинальной формы раскладываются в красочные коробочки, часто наборами по несколько штук в каждой и в сочетании с косметикой иного назначения. При наличии оригинального цвета и формы (полосатые, пестрые, на бечевке) мыла выпускают в прозрачной обертке и без таковой.



Блистерная упаковка является одной из наиболее эффективных и распространенных в Европе способов упаковки товаров народного потребления, и в частности, туалетного мыла. Блистер позволяет защитить товар от механического воздействия во время транспортировки и хранения, дает возможность потребителю рассмотреть его, а производителю разместить необходимую информацию (например, состав, рекламу и т.д.). Товар помещается в оболочку из прозрачной жесткой пленки, которая повторяет его контур и форму. Оболочка может привариваться к полиграфической подложке (рисунок 4.2).


Рисунок 4.2 – Внешний вид блистерной упаковки
Как правило, блистерная упаковка под мыло туалетное состоит из одной полуформы. Блистер по периметру имеет поля под приварку, а на картонный вкладыш, который используется в качестве информационного носителя, наносится лак для приварки.

Модной западной тенденцией стала оригинальная упаковка для мыла ручного производства, изготовленная из двухслойного микрогофрокартона «открытой волной» наружу или упаковка из плотной серой бумаги, а также коробки из комбинированного материала – картон плюс прозрачный пластик (рисунок 4.3).

Е


Рисунок 4.3 – Пример

современной

упаковки туалетного

мыла ручной работы

сли мыло ручного производства име-ет оригинальную форму и цвет, то лучшей упаковкой для этого товара будет прозрачная коробка из жесткой полипропиленовой пленки. Прозрачность и глянец пленки создают исключительный внешний вид и отличную поверхность для высококачественной печати с максимальной рельефностью. Для повышения потребительских свойств упаковки на полимерную пленку с двух сторон наносят акриловое покрытие, что гарантирует сохранение мыла даже в условиях максимальной влажности.

Упаковка типа «клемшел», выпущенная американской корпорацией UFP Technologies, на 100 % состоит из переработанной бумаги. Дополнительное преимущество такой упаковке дает «ароматизированное окошко», благодаря которому, покупатели могут насладиться ароматом душистого мыла, не открывая пачку (рисунок 4.4).





Рисунок 4.4 – Упаковка клемшел
Формование клемшела происходит под воздействием пара. Рукавная этикетка, изготовляемая из бумаги, имеет офсетную печать, выполненную соевыми чернилами. Достоинством упаковки клемшел является полная экологичность при утилизации.

Английская компания Clarifoil выпускает картонную упаковку с прозрачным окошечком, что повышает эстетические свойства упаковки и делает ее очень привлекательной для потребителей. Картонная упаковка выпускается с ламинированной ацетатцеллюлозной пленкой, что повышает гидрофильность упаковки, защищает мыло от влаги и конденсата. Кроме того, ацетат также известен благодаря ряду экологически важных преимуществ. Он производится из древесного материала и пригоден к переработке вместе с картонной упаковкой для ааричного использования. Clarifoil также разрабатывает пленку, которая обеспечивает оптическое преломление лучей, защищая содержимое упаковки от ультрафиолета.

Часто дизайнеры в упаковке показывают космецевтическую направленность мыла. Для этого на упаковке изображаются яркие силуэты растений, что вызывает у потребителя ассоциации с природным происхождением компонентов мыла, говорит о пользе такого товара и обещает здоровье и красоту коже.



В качестве транспортной тары для туалетного мыла применяют ящики деревянные и пластмассовые, картонные коробки из гофрированного картона. Допускается применять возвратную тару. Тара, применяемая для упаковки мыла (в том числе, возвратная), должна быть чистой, сухой, без посторонних запахов. При необходимости транспортную тару внутри выстилают оберточной бумагой.

Потребительскую тару заполняют мылом в соответствии с массой или объемом, установленными в техническом документе на конкретное наименование изделия. Допускаемое отрицательное отклонение по массе или объему не должно превышать 6 %, для одноразового мыла не более 12 %.


4.2 Маркировка туалетного мыла
В соответствии с ГОСТ 28546-2002 на поверхность каждого куска мыла без обертки либо в прозрачной обертке наносят четкий штамп с указанием:

- наименования (подгруппа по ОКП, марка и индивидуальное фирменное наименование);



  • наименования предприятия-изготовителя или товарного знака (при наличии);

  • номинальной массы куска;

  • обозначения настоящего стандарта.

Для фигурного мыла, упакованного в прозрачную обертку, допускается наносить указанные данные на ярлыке-вкладыше.

На фигурное туалетное мыло и мыло массой до 35 г допускается наносить только наименование предприятия-изготовителя или товарный знак.

На поверхность каждого куска мыла в упаковке (полупрозрачной и непрозрачной) допускается наносить только товарный знак предприятия-изготовителя.

На сувенирное, фигурное и нештампованное «мыло для гостиниц» – товарный знак предприятия-изготовителя или товарный знак не наносить.



На этикетку, упаковку или лист-вкладыш наносят:

  • наименование (подгруппа по ОКП, марка и индивидуальное фирменное наименование) на русском языке. Возможно, по усмотрению предприятия-изготовителя, дополнительно наносить наименование на другом языке;

  • наименование предприятия-изготовителя, адрес (юридический адрес, наименование страны);

  • номинальную массу куска;

  • состав (основные группы веществ);

  • товарный знак предприятия-изготовителя (при наличии);

  • информацию о сертификации (знак соответствия) для стран, осуществляющих сертификацию мыла;

  • обозначение настоящего стандарта;

  • штриховой код (при наличии);

  • срок годности или срок хранения.

Транспортная маркировка выполняется по ГОСТ 14192-96. На каждую единицу транспортной тары наносят манипуляционные знаки «Беречь от влаги», «Верх» (для жидкого мыла) и дополнительную маркировку, характеризующую продукцию. Содержание маркировки на транспортной таре аналогично содержанию маркировки на этикетках, футлярах, коробках и т.п., но имеет дополнительный элемент – дату отгрузки и номер партии.

В соответствии с Федеральным Законом «О защите прав потребителей» и ГОСТ Р 51391-99 вся информация в маркировке должна быть приведена на русском языке.

В соответствии с Федеральным Законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г.) содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилам ее нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. При этом не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

Этот закон также вводит новое понятие знака обращения на рынке1 и несколько изменяет понятие знака соответствия2, оставляя его в области добровольного подтверждения соответствия (в системе добровольной сертификации – если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой – и (или) при применении знака соответствия национальному стандарту).


4.2.1 Манипуляционные знаки на упаковке туалетного мыла
Наиболее часто на упаковках туалетного мыла встречаются три группы знаков: знаки соответствия, упаковочные знаки и экологические знаки (таблица 4.1).

Изменением к Федеральному Закону «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» определены виды предупредительной маркировки, которую может использовать правообладатель в отношении соответственно товарного знака или наименования места происхождения товара, зарегистрированного в Российской Федерации:



  • латинская буква «R» или R в окружности (®) либо словесное обозначение «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак»;

  • словесное обозначение «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ».


<предыдущая страница | следующая страница>


Современные косметические товары: ассортимент, потребительские свойства, экспертиза качества

Монография предназначена для студентов высших учебных заведений и аспирантов, обучающихся по специальностям товароведения и торговли потребительских товаров, а также для практическ

1060.92kb.

15 12 2014
6 стр.


Анализ структурной динамики отраслей потребительского рынка региона

Его главными задачами является создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления

160.06kb.

11 09 2014
1 стр.


Экологический аспект в дизайне изделий из полимеров С. Б. Языева, П. Б. Кулинич

Дизайн всегда ориентирован на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения, обеспечивая высокие потребительские свойства выпускаемых изделий

69.99kb.

16 12 2014
1 стр.


Лекция №4 (4 семестр) Тема Ассортимент, требования и свойства тканей

Тема Ассортимент, требования и свойства тканей

259.46kb.

04 09 2014
1 стр.


Экспертиза качества и сертификация кондитерских товаров: Учебное пособие / О. А. Голубенко, Н. В. Коник. М.: Альфа-М: инфра-м, 2011. 240 с.: 60x90 1/16
78.91kb.

09 10 2014
1 стр.


Экспертиза качества муки

Экспертизу проводят по органолептическим, физико-химическим показателям и показателям безопасности

28.03kb.

04 09 2014
1 стр.


Форма9в-1 Основные потребительские характеристики регулируемых работ (услуг) и их соответствие государственным и иным утвержденным стандартам качества

Наименование регулируемых работ (услуг), затраты на выполнение которых включены в тарифы (сборы, плату), установленные в сфере железнодорожных грузовых перевозок

39.52kb.

15 12 2014
1 стр.


Тематический план практических занятий

Артериальные гипертонии. Дифференциальная диагностика и лечение артериальных гипертоний. Современные методы лечения гипертоний. Неотложная помощь при гипертоническом кризе. Эксперт

52.56kb.

06 10 2014
1 стр.