Перейти на главную страницу
Деаэрированная, умягченная вода подается в верхнюю часть башни и стекает вниз, навстречу поднимающимся вверх жирам низкой плотности, расщепляя их на жирные кислоты и глицерин. Глицерин растворяется в воде и отводится со дна, тогда как жирные кислоты отводятся с вершины в вакуумную камеру, где водная примесь испаряется и удаляется. Затем кислоты подвергаются перегонке в вакууме с целью очистки и разделения на фракции, пригодные для производства мыл различных видов: низкокипящие кислоты для получения мыла промышленного, нетуалетного назначения; среднекипящие – для изготовления туалетного мыла. Остаток высококипящих жирных кислот отводится в емкости для хранения и в дальнейшем перерабатывается с целью извлечения жирных кислот.
Жидкие жирные кислоты непрерывно подаются дозатором в установку для омыления, где они нейтрализуются потоком едкой щелочи в процессе смешивания и рециркуляции при температуре ~110 °С и давлении 0,3–0,4 МПа. В результате получается чистое мыло, похожее на то, которое изготавливается в мыловаренных котлах.
Чистое мыло из мыловаренного котла переливается в смеситель с паровой рубашкой, где в него вводятся отдушки, красители и другие компоненты. Потом оно заливается в формы, вмещающие по 410 кг мыла, и оставляется в них на несколько суток для охлаждения и затвердевания. Боковые стенки форм удаляются, масса подравнивается, разрезается на бруски, которые сушатся и подвергаются штамповке на отдельные куски, помещаемые в упаковку.
1. Мылосборники 2. Насос
3. Фильтр коррозийного типа 4. Бак постоянного уровня 5. Шестеренный насос 6. Теплообменник 7. Пневмопровод 8. Загрузочная воронка 9. Вторая ступень экструдера 10. Двухшнековый вакуумный экструдер 11. Вакуум-сушильная башня 12, 19. Циклон 13. Сепараторы 14, 15. Шнеки 16. Поверхностный конденсатор 17. Барометрическая труба 18. Бункер |
20, 22. Воздуховод 21. Рукавный фильтр 23. Вакуум-насос 24. Смеситель 25. Экструдер-смеситель 26, 36, 40. Ленточный транспортер 27. Трехвальцовые вальцовки 28, 31, 33. Транспортер 29. Экструдер 30. Резальная машина 32. Двухручьевый штамп-пресс 34. Мылооберточные машины 35. Обогреваемые транспортеры 37. Группировочная система 38. Укладочный автомат 39. Обандероливающая машина 41. Подъемник
|
Для получения плотных гранул твердое мыло пропускается через дробилку, и полученные частицы просеиваются через сито нужного размера.
Для получения рыхлых гранул горячее мыло разбрызгивается на вершине технологической колонны, и его капли падают вниз навстречу поднимающемуся потоку горячего воздуха. Жидкость удаляется из капель мгновенным испарением (взрывом), оставляя полую (расширенную взрывом) частицу. Чистое мыло, получаемое непрерывным процессом, предпочтительнее сушить распылением на стенку вакуумной сушилки Маццони. Мыло снимается со стенки вращающимся скребком и извлекается из сушилки при требуемом содержании влаги.
Пилирование. Лучшие сорта туалетного мыла подвергают процессу пилирования (перетиранию на вальцах пилирной машины). Сухие мыльные хлопья засыпаются в смесители, где мыло смешивается с такими добавками, как красители, отдушки, пережириватели, антиоксиданты и бактерицидные вещества. Полученная смесь загружается в червячный пресс, откуда выходит в форме таблеток. Мыло в форме таблеток подвергается дальнейшему пилированию и после превращения в хлопья вновь пропускается через один или несколько червячных прессов, пока наконец не превратится путем экструзии в непрерывный брусок, от которого отрезаются куски требуемого размера.
Пилирование оказывает большое влияние на потребительские свойства готового мыла, и в частности, повышает его пластичность, плотность, снижает набухаемость и истираемость мыла, а следовательно, облегчает их использование.
В процессе полугорячей варки жиры нагреваются вместе с щелочью, обычно в котле с вертикальным перемешиванием, пока не достигается полное омыление. Глицерин остается в мыле. Полученное мыло не чище использованных сырьевых материалов. Таким способом пемзовые и мягкие калиевые мыла часто изготавливаются.
Процесс холодной варки мыла включает стадию смешивания жиров и масел с щелочью в котле с вертикальным перемешиванием до тех пор, пока не начнется реакция. Смесь выливается в формы, где реакция продолжается. Реакция сопровождается выделением тепла, что способствует завершению омыления. Процесс холодной варки используется почти исключительно для получения кускового мыла из кокосового и оливкового масел. В другом процессе жиры и масла вместе с раствором щелочи подаются в дозированных количествах в нагреваемый змеевик, где реакция происходит при температуре от 260 до
Туалетные мыла, изготовляемые горячим способом или путем переплавки, относятся к дешевым сортам. Высшие сорта туалетного мыла получают холодным способом.
При варке основы туалетного мыла обязательно проводят нейтрализацию оставшейся свободной щелочи, что достигается добавлением к концу варки 1,5–2 % жиров или жирных кислот. Благодаря этому устраняется возможное раздражающее действие мыла на кожу лица и рук. Процесс варки считается законченным, если содержание неомыленного жира не превышает 1 % и свободной щелочи – не более
0,05 %. Мыльную основу (клей) после омыления неоднократно высаливают, что способствует ее лучшей очистке (цвет становится более светлым).
Для производства прозрачного туалетного мыла, наряду с глицерином, нередко используют, например, пропиленгликоль, сорбитол, а также сахарозу. Мыло получают с содержанием алифатических кислот 70–80 %. Оно имеет повышенную щелочность и способно вызывать избыточное обезжиривание, шелушение кожи. Введением алифатических кислот, их алкилоламидов, триэтаноламина вместо гидроксида калия и снижением содержания этанола «жесткое» дерматологическое действие можно свести к минимуму.
Прозрачные мыла часто выпускают с бактерицидными добавками.
Известно два основных способа получения прозрачного и полупрозрачного мыла. Старый способ состоит в том, что глицерин, образующийся при гидролизе жира, не отделяется, а вместе с мылом направляется на изготовление кусков. Во избежание утраты прозрачности мыла отделение неомыленных продуктов должно быть достаточно полным. Наряду с кислотами говяжьего жира и кокосового масла вводят до 30 % рицинолевой или канифольных кислот. Для омыления берут гидроксид натрия с добавлением гидроксида калия или триэтаноламина. После полного омыления жиров вводят добавку этанола или изопропанола и смесь прогревают при 80–85 °С несколько часов. Затем, немного охладив, вводят отдушку, краситель, а мыло разливают в формы.
Полированное прозрачное мыло получают быстрым охлаждением мыльного клея в тонкой пленке с 90–100 °С до 20 °С на барабане с последующей обработкой и подсушкой (без нагрева) на роликовой мельнице или в экструдере, оборудованном вакуумной камерой. Остаточное содержание влаги в таком мыле – 15–20 %. Его куски хорошо штампуются и сохраняют форму при хранении. Иногда для полупрозрачности вводят диоксид титана, и мыло приобретает благородный опаловый тон.
Для производства мраморированного туалетного мыла, т.е. мыла, имеющего вид «пятнистого» или «жилистого» мрамора, жидкое мыло наливают в форму до заданной высоты, обсыпают или обливают его поверхность нерастворимыми смолистыми лаками, затем наливают новый слой мыла, производят ту же операцию и т. д., пока форма не наполнится. В мыльную массу опускают деревянную лопаточку, которой помешивают полученную смесь, двигая ее параллельно стенкам формы. Если же хотят получить волнистую мраморировку, то двигают лопаточкой по кривым или спиральным линиям. Для пестрой мраморировки употребляются различные красители.
Упаковка должна гармонировать с мылом, подчеркивать его достоинства либо скрадывать имеющиеся недостатки. Она должна быть не обязательно броской, но заметной и элегантной. Упаковка должна обеспечивать сохранность и неизменность свойств продукта в течение всего возможного срока хранения и пользования. Она должна быть удобной и безопасной в применении. Наряду с ароматом мыла, качество и эстетический вид упаковки определяют первичный успех у потребителя, а в дальнейшем облегчают его идентификацию среди других подобных товаров.
Основным требованием упаковки является герметичность. Современными способами укупоривания флаконов с жидким мылом являются клапаны и дозирующие устройства всевозможных конструкций. Несколько примеров современных упаковочных решений для жидких мыл приведено на рисунке 4.1.
Жидкое мыло может быть упаковано в пакет «дой пак» (doy-pack), который относится к категории мягкой упаковки. Дой пак влагонепроницаем, удерживает запах, выдерживает высокие температуры, поэтому допускается холодная и горячая фасовка мыла.
Пакеты дой пак изготавливаются из двух-, трех- или четырехслойных ламинатов, которые обеспечивают изоляцию мыла от внешней среды. Они могут иметь различные формы и размеры. Применение метода ротогравюры (глубокой печати) делает внешний вид пакета дой пак ярким, красочным, привлекательным.
Пакеты дой пак имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными видами упаковки. Дой пак удобен в транспортировке, занимает мало места на прилавке магазина, легко утилизируется, имеет невысокую цену.
Новый вид упаковки – система bag-in-box (мешок в коробке) – это комплект упаковочной тары, состоящей из ламинированного полиэтиленового двух- или трехслойного высокопрочного асептического мешка и верхней жесткой оболочки.
Мешки оснащаются впаянной горловиной, через которую осуществляется налив средства и в которую устанавливается после наполнения краник или пробка.
Стандартный ряд объемов мешков: 2, 3, 5, 10, 20 и более литров. Мешки малого объема (до 20 литров) после заполнения продуктом, как правило, укладываются в картонные коробки. Мешки объемом 200 литров наполняются и транспортируются в конических бочках.
Преимуществами упаковки bag-in-box являются: экономичность, удобства при транспортировке (мало перевозится воздуха – максимальное заполнение объема), длительные сроки хранения товаров, уникальное потребительское свойство – исключается контакт продукта с кислородом воздуха как на стадии хранения, так и в процессе использования (для мешков, оснащенных краником), нет потребности в оборотной таре, легко утилизируется [38–40].
Бумажная обертка твердого туалетного мыла может состоять из одного, двух или трех слоев.
Краски на этикетке должны быть свето-, водо- и щелочеустойчивыми. Допускается не контролировать щелочеустойчивость красок при использовании трехслойной обертки. Печать на этикетке должна быть четкой, без смещений, расплывчатости, затеков и пятен.
Наряду с обычной бумажной оберткой появились новые прогрессивные типы упаковки туалетного мыла: в целлофан, полипропиленовую и полиэтиленовую декорированную пленку, пластиковые футляры. Мелкие дорожные и гостиничные мыла часто запечатывают в фольгу. Мыла оригинальной формы раскладываются в красочные коробочки, часто наборами по несколько штук в каждой и в сочетании с косметикой иного назначения. При наличии оригинального цвета и формы (полосатые, пестрые, на бечевке) мыла выпускают в прозрачной обертке и без таковой.
Модной западной тенденцией стала оригинальная упаковка для мыла ручного производства, изготовленная из двухслойного микрогофрокартона «открытой волной» наружу или упаковка из плотной серой бумаги, а также коробки из комбинированного материала – картон плюс прозрачный пластик (рисунок 4.3).
Е
Рисунок 4.3 – Пример
современной
упаковки туалетного
мыла ручной работы
сли мыло ручного производства име-ет оригинальную форму и цвет, то лучшей упаковкой для этого товара будет прозрачная коробка из жесткой полипропиленовой пленки. Прозрачность и глянец пленки создают исключительный внешний вид и отличную поверхность для высококачественной печати с максимальной рельефностью. Для повышения потребительских свойств упаковки на полимерную пленку с двух сторон наносят акриловое покрытие, что гарантирует сохранение мыла даже в условиях максимальной влажности.
Упаковка типа «клемшел», выпущенная американской корпорацией UFP Technologies, на 100 % состоит из переработанной бумаги. Дополнительное преимущество такой упаковке дает «ароматизированное окошко», благодаря которому, покупатели могут насладиться ароматом душистого мыла, не открывая пачку (рисунок 4.4).
Часто дизайнеры в упаковке показывают космецевтическую направленность мыла. Для этого на упаковке изображаются яркие силуэты растений, что вызывает у потребителя ассоциации с природным происхождением компонентов мыла, говорит о пользе такого товара и обещает здоровье и красоту коже.
Потребительскую тару заполняют мылом в соответствии с массой или объемом, установленными в техническом документе на конкретное наименование изделия. Допускаемое отрицательное отклонение по массе или объему не должно превышать 6 %, для одноразового мыла не более 12 %.
- наименования (подгруппа по ОКП, марка и индивидуальное фирменное наименование);
На фигурное туалетное мыло и мыло массой до 35 г допускается наносить только наименование предприятия-изготовителя или товарный знак.
На поверхность каждого куска мыла в упаковке (полупрозрачной и непрозрачной) допускается наносить только товарный знак предприятия-изготовителя.
На сувенирное, фигурное и нештампованное «мыло для гостиниц» – товарный знак предприятия-изготовителя или товарный знак не наносить.
В соответствии с Федеральным Законом «О защите прав потребителей» и ГОСТ Р 51391-99 вся информация в маркировке должна быть приведена на русском языке.
В соответствии с Федеральным Законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г.) содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилам ее нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. При этом не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
Этот закон также вводит новое понятие знака обращения на рынке1 и несколько изменяет понятие знака соответствия2, оставляя его в области добровольного подтверждения соответствия (в системе добровольной сертификации – если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой – и (или) при применении знака соответствия национальному стандарту).
Изменением к Федеральному Закону «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» определены виды предупредительной маркировки, которую может использовать правообладатель в отношении соответственно товарного знака или наименования места происхождения товара, зарегистрированного в Российской Федерации:
Монография предназначена для студентов высших учебных заведений и аспирантов, обучающихся по специальностям товароведения и торговли потребительских товаров, а также для практическ
15 12 2014
6 стр.
Его главными задачами является создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления
11 09 2014
1 стр.
Дизайн всегда ориентирован на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения, обеспечивая высокие потребительские свойства выпускаемых изделий
16 12 2014
1 стр.
Тема Ассортимент, требования и свойства тканей
04 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
Экспертизу проводят по органолептическим, физико-химическим показателям и показателям безопасности
04 09 2014
1 стр.
Наименование регулируемых работ (услуг), затраты на выполнение которых включены в тарифы (сборы, плату), установленные в сфере железнодорожных грузовых перевозок
15 12 2014
1 стр.
Артериальные гипертонии. Дифференциальная диагностика и лечение артериальных гипертоний. Современные методы лечения гипертоний. Неотложная помощь при гипертоническом кризе. Эксперт
06 10 2014
1 стр.