ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
имени И.И. Ползунова»
Бийский технологический институт (филиал)
В.П. Ердакова
СОВРЕМЕННЫЕ КОСМЕТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ:
АССОРТИМЕНТ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА,
ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА
Часть 3
ТУАЛЕТНЫЕ И ПАРФЮМЕРНЫЕ МЫЛА
Барнаул 2007
УДК 668.58
Е69
Ердакова, В.П. Современные косметические товары: ассортимент, потребительские свойства, экспертиза качества. Часть 3. Туалетные и парфюмерные мыла.
Алт. гос. тех. ун-т, БТИ. Бийск.
Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2007. 84 с.
В монографии рассмотрены классификация и современный ассортимент туалетных мыл, влияние мыла на состояние кожи и проблемы, которые можно решать при рациональном использовании туалетного мыла. Проанализированы факторы, формирующие качество и влияющие на сохраняемость туалетных мыл. Особое внимание уделено современным видам упаковки и применению манипуляционных знаков на упаковке косметических средств. Приведены стандартные методики по определению показателей качества туалетных мыл.
Монография предназначена для студентов высших учебных заведений и аспирантов, обучающихся по специальностям товароведения и торговли потребительских товаров, а также для практических работников, занятых в сфере закупки и реализации косметических товаров. Кроме того, монография может быть использована для широкого круга читателей, желающих ознакомиться с составом, технологией изготовления, свойствами и рациональным использованием средств личной гигиены.
Рецензенты:
зав. отделом торговли, бытовых услуг и потребительского рынка
администрации г. Бийска О.В. Першина
к.б.н. начальник ЦЗЛ ОАО «Алтайвитамины» Е.С. Баташов
ISBN 978-5-9257-0109-6 (3 ч)
ISBN 978-5-9257-0106-5
БТИ АлтГТУ, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________
|
4
|
Нормативная база для ТУАЛЕТНОГО МЫЛА_______
|
5
|
Термины и определения___________________________
|
6
|
1 САЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ СТРОЕНИЕ_________________
|
7
|
1.1 Характеристика сальных желез_________________________
|
7
|
1.2 Строение сальных желез кожи_________________________
|
8
|
1.3 Состав кожного сала_________________________________
|
9
|
1.4 Гормоны и кожа_____________________________________
|
10
|
1.5 Бактерии и акне_____________________________________
|
12
|
1.6 Механизм взаимодействия мыла с поверхностью кожи____
|
13
|
2 КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ ТУАЛЕТНЫХ МЫЛ__________________________________________________
|
14
|
2.1 Производители современных сортов туалетного мыла_____
|
14
|
2.2 Классификация туалетных мыл________________________
|
15
|
2.3 Характеристика современного ассортимента
туалетных мыл___________________________________________
|
17
|
3 ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КАЧЕСТВО
ТУАЛЕТНЫХ МЫЛ_____________________________________
|
26
|
3.1 Состав мыла и его влияние на качество__________________
|
26
|
3.2 Технология производства туалетного мыла______________
|
40
|
4 ФАКТОРЫ, СОХРАНЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО
ТУАЛЕТНЫХ МЫЛ_____________________________________
|
45
|
4.1 Упаковка туалетного мыла____________________________
|
45
|
4.2 Маркировка туалетного мыла__________________________
|
50
|
4.3 Условия хранения и транспортирования туалетного мыла__
|
52
|
5 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ТУАЛЕТНЫХ МЫЛ_________
|
59
|
5.1 Потребительские свойства туалетных мыл_______________
|
59
|
5.2 Требования к качеству туалетных мыл__________________
|
62
|
5.3 Экспертиза качества туалетных мыл____________________
|
62
|
5.4 Методики определения основных показателей качества твердого туалетного мыла__________________________________
|
69
|
ЛИТЕРАТУРА__________________________________________
|
79
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А_______________________________________
|
83
|
ВВЕДЕНИЕ
Кожа человека нуждается в регулярном очищении, что подразумевает не только удаление с поверхности кожи пыли, грязи, остатков косметики, но и секрета потовых желез, отмерших клеток, ороговевшего слоя эпидермиса.
Самым распространенным средством ухода за кожей остается мыло.
Твердые туалетные мыла являются товаром повседневного спроса, а в государственном масштабе они относятся к продуктам стратегического значения.
К первоначальной гигиенической функции мыла в настоящее время добавились и некоторые другие, например, терапевтические задачи. Сейчас мыло используется для лечения акне, для чувствительной кожи, снятия напряжения, как продукт ароматерапии и для борьбы со старением кожи. Эксперты полагают, что будущее – за мылом с эстетическими качествами, когда цвет, форма, аромат становятся важнейшими критериями выбора товара той или иной марки. В настоящее время набирает силу новая для российского рынка категория – твердое мыло ручной работы, которое производится по иной технологии, чем мыло массового производства.
1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный Закон 184-ФЗ
«О техническом регулировании». В соответствии с этим законом применительно к различным видам продукции предстоит разработать и принять около 400 технических регламентов, исчерпывающим образом описывающих обязательные требования государства ко всем видам предпринимательской деятельности. Однако в настоящий момент непонятно, в какой именно регламент будет включено мыло. Это связано с тем, что мыло занимает промежуточное положение – его относят как к средствам личной гигиены, так и к средствам бытовой химии.
Нормативная база для туалетного мыла
1. ГОСТ 28546-2002. Мыло туалетное твердое. Общие технические условия.
2. ГОСТ Р 52345-2005. Изделия косметические гигиенические моющие. Общие технические условия.
3. ГОСТ 790-89. Мыло хозяйственное твердое и мыло туалетное. Правила приемки и методики выполнения измерений.
4. ГОСТ 27429-87. Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.
5. ГОСТ 28303-89. Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.
6. ГОСТ 29188.0-91. Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.
7. ГОСТ 29188.2-91. Изделия косметические. Метод определения водородного показателя рН.
8. ГОСТ Р 51391-99. Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования.
9. СанПиН 1.2.681-97. Гигиенические требования к производству и безопасность парфюмерно-косметической продукции.
10. ГОСТ 14192-96. Маркировка грузов.
Термины и определения
Акне (угревая сыпь) – это заболевание кожи, связанное с воспалением и нарушением работы сальных желез.
Андрогены – мужские половые гормоны.
Блистерная упаковка (блистеры) – формованное изделие из прозрачной полимерной пленки, чаще всего ПВХ, ПЭТФ, ПС, ПП. Толщина пленки подбирается в зависимости от веса и конфигурации изделия. Блистер повторяет форму изделия и соединяется с картонным основанием. Возможны различные цвета и оттенки пленок. В основном используется для упаковки штучных промышленных товаров.
Технология производства блистера также называется
вакуум-формовкой или же
термоформовкой.
Выпот – наличие капельной влаги на поверхности куска мыла.
Деформация – искажение формы куска мыла по сравнению с предусмотренной в техническом документе.
следующая страница>