Урок русского языка
7 класс
Тема: союз как служебная часть речи
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации;
-формировать представление о союзе как служебной части речи;
-совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения употреблении союзов.
Овладеть единицами языка с национально-культурным компонентом значения
2. Развивающие:
- Развитие положительной мотивации к процессу обучения;
- Совершенствование речемыслительной деятельности;
- Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
- Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию толерантности учащихся через знакомство с народными праздниками и традициями.
Вид урока – изучение нового материала
Тип урока: урок – практикум
Технология: элементы технологии критического мышления; ИКТ; технология проблемного обучения.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.
Оборудование: презентация, тесты, учебник, тексты
Ход урока:
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
3. . Актуализация . Создание проблемной ситуации.
Разберите по составу слова и скажите, что между ними общего? СОЮЗ.УЗЫ, УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ
(Слово союз в обычной речи означает «взаимная связь, соединение». Оно образовалось с помощью приставки со-, имеющей тот же смысл, что и слова вместе, совместно, от древнего славянского юз («тесные связи»). Тот же корень мы находим в современных словах узы, узел, вязать.)
Какое значение имеет слово « союз»? ( нечто связывающее, соединяющее).
Итак, тема сегодняшнего урока:
Союз как служебная часть речи
А теперь обратим внимание на эпиграф к уроку:
С Белым месяцем вас и меня!
И назовем мы урок:
Сагаалган
Почему наш урок называется именно так? ( урок совпал с празднованием всеми любимого в Бурятии праздника «Сагаалган». Поэтому у нас появилась возможность об истории этого праздника, поговорить о традициях празднования Сагаалгана.)
Но в начале все- таки вернемся к теме урока: союзам.
2. Формирование новых понятий (Цель: получить новую информацию, осмыслить ее;
-
соотнести с уже имеющимися знаниями;)
Самостоятельно читаем учебный материал о союзах
Выполняем задания:
-
работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа),
-
составление таблицы.
-
В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
“V” - знаю
|
“+” - новое
|
“?” - есть вопросы
|
Учащиеся вместе с учителем находят ответы на вопросы на возникшие вопросы.
Подводим итог. Фронтальный опрос( можно пользоваться таблицей)
1.Как называются служебные слова, который связывают однородные члены, части сложного предложения, а также отдельные предложения в тексте. (союзы)
На какие две большие группы по значению делятся союзы ? (сочинительные и подчинительные).
Чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных?( Сочинительные связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения. Например: Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?(А.С. Пушкин) – союзы связывают однородные члены предложения. То падал как будто туман, то вдруг припускал крупный дождь. (Л.Н. Толстой) – союзы соединяют части сложного предложения.
Сочинительные союзы обслуживают в предложении сочинительную связь.
Подчинительные союзы связывают неравноправные, синтаксически зависимые единицы – главную часть с придаточной в сложноподчиненном предложении. Например:
Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. (А.С. Пушкин)
Подчинительные союзы служат средством выражения в языке подчинительной связи.)
Что объединяет союзы и предлоги? Почему их называют служебными частями речи?
Закрепление. Перед вами стихотворение Сергея Тилина «Сагаалган». Приготовьтесь читать его выразительно. Найдите в тексте предлоги, союзы, охарактеризуйте их.
Словарная работа.
бухулер – (бур.)мясной бульон из баранины9или другого мяса)
позы – (бур)мясное блюдо приготовленное из теста и рубленого мяса
хошхоног- внутренности животного, приготовленные особым способом ( деликатес)
Сергей Тилин.
Сагаалган
Небо бархат, снежинки кружатся,
Яркий месяц и звезд серебро.
Год уходит, пора с ним прощаться,
Год Овцы, пусть несет нам добро!
Новый год, будь хоть справедливым,
Чтоб его нам прожить без проблем,
Чтобы был хлебосольным, счастливым
И чтоб счастья хватило нам всем.
Пусть пылают костры, в них сгорят
Все проблемы,
Это предков обычай, и ему уже 1000 лет.
Гость наш, путник, войди,
Хозяин за стол приглашает,
Белой пищи вкуси, ведь она, словно
Месяц, чиста.
Новый год – Сагаалган, он все
Распри, обиды прощает,
В этом мудрость обычаев, чистая их красота.
Путник, где б ты ни шел, для тебя
Все распахнуты двери,
Вот бухулер, позы и хошхоног.
Мудрость древних Богов, в их обычаи
Нужно поверить
Раз пришел ты с добром,
Значит, ты- Человек!
С какими традициями связано празднование Сагаалгана? Подтвердите свои слова примерами из стихотворения. ( сжигание кусочков теста на костре, угощение «белой» пищей, радушие и гостеприимство для всех и каждого, чистые дела и помыслы, почитание обычаев предков)
Какое главное качество в человеке отмечает автор? Согласны ли с ним?
Какие строки говорят о том, что это праздник один из самых древних на земле?
3. Рефлексия.( Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-
присвоение нового знания, новой информации учеником;
-
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.)
3.1.Работа с текстом
Откуда идет название Сагаалган? Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте №1
В 1267 году внук Чингисхана Хубилай ввел новый календарь, где год начинается с февраля месяца.
"Саган"( по)монгольски и значит "белый". В символике цветов белый месяц у монголо-язычных народов связан с понятиями добра, счастья, благополучия, чес(?)ности и чистоты.
Одна из версий названия праздника - "творожный месяц", когда на столах кочевников-скотоводов по(?)влялся творог (цага).
Конец зимы - это время массового приплода у скота. В изобилии на столе по(?)вляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предл(?)гают отведать первой. И главное - в этом Белом месяце надо старат(?)ся удержать в себе все светлое и доброе.
Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите союзы, определите разряд. Подчеркните два наиболее выразительных прилагательных.
(Взаимопроверка по слайду)
-
Выяснить, какую роль играют союзы в предложениях. Спишите стихотворение. Работаем по вариантам:
1 вариант находит предложение с сочинительным союзом и строит схему.
2 вариант – подчинительным союзом, строит схему предложения.
С белым месяцем вас и меня!
В новый месяц весенней луны
В первый раз улыбнулась земля.
Снег услышал, как дышит весна,
как набухшие ветви колышут ветра.
С белым месяцем поздравляю людей,
Голубую Бурятию порадую песней своей.
Подчеркните два глагола.
(Самопроверка по слайду)
3.4.Задание на умение применять союзы
Самая красочная ..необычайная церемония всего Сагалгаана – это обряд «Дугжууба» ( огромный костер). Он проводится для того,…..в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир … спокойствие. Накануне праздника люди обтираются кусочком теста, лепят из него фигурку человечка, передавая ей все свои болезни…беды. Лама освещает костер, зажигает его. … люди просят его,…. с огнем сгорело все плохое. Верующие должны мысленно представить,….как в этом огне сгорают все дурные помыслы, ….на смену им придет благополучие и удача.
(Самопроверка. Чтение вслух текста. Замечания учащихся, обсуждение)
Подчеркните, какие, на ваш взгляд в этом тексте слова самые важные.
-
Творческая работа в парах.
4.1. А теперь мы попробуем с вами создать синквейн, который поможет нам передать все, что мы узнали с вами о Сагаалгане и выразить к нему свое отношение. В работе можете использовать слова, которые вы выделили в текстах на уроке.
Синквейн – это небольшое произведение собственного сочинения, состоящее из пяти строк.
Условия его написания таковы:
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
(Одна из работ учащихся)
Сагаалган
Светлый, добрый
Улыбается, поздравляет, радует
Придет благополучие и удача
Новый год!
-
Чтение работ. Анализ, оценка работ учащимися.
5.Объяснение домашнего задания: Подготовка к гимназическому конкурсу на лучшее благопожелание
А еще на Сагаалган обязательно для родных и близких звучат благопожелания. Звучат стихи поэта Баира Дугарова ( читает подготовленный ученик)
В праздник Белого месяца - как у нас повелось -
Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем голубело всегда.
Праздник Белого месяца, праздник Вечного месяца.
Только доброе ценится, только в светлое верится.
Послушайте древнее благопожелание, которое пришло к нам из глубины веков:
«Да будут люди в благополучии и благоденствии,
Да будет большой приплод и зелёная трава,
Да будет вода аршаном!»
Это древнее благопожелание скотоводов пахнет просыпающейся степью и тем самым аршаном – целебным, святым источником. И неважно, что друг ваш давно не кочевник, да и вы сами, в общем-то, тоже. Каждое старинное благопожелание имеет особую силу, ведь в нём опыт и искренность многих поколений.
Постарайтесь и вы в своих благопожеланиях быть искренними и любящими, желающими своим близким добра.
|
Используя разные союзы, напишите 5 благопожеланий для своих друзей и родных. Выучите теоретический материал по пройденной теме «Союзы»
6.Подведем итог урока: что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Оценки за урок.