Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок русского языка

7 класс

Тема: союз как служебная часть речи

Цели урока:

 Образовательные:

- создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации;

-формировать представление о союзе как служебной части речи;

-совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения употреблении союзов.

Овладеть единицами языка с национально-культурным компонентом значения

2.     Развивающие:

- Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

- Совершенствование речемыслительной деятельности;

- Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

- Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

3.     Воспитательная: способствовать воспитанию толерантности учащихся через знакомство с народными праздниками и традициями.



Вид урока – изучение нового материала

Тип урока: урок – практикум

Технология: элементы технологии критического мышления; ИКТ; технология проблемного обучения.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Оборудование: презентация, тесты, учебник, тексты

Ход урока:

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

3. .  Актуализация .  Создание проблемной ситуации.

Разберите по составу слова и скажите, что между ними общего? СОЮЗ.УЗЫ, УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ

(Слово союз в обычной речи означает «взаимная связь, соединение». Оно образовалось с помощью приставки со-, имеющей тот же смысл, что и слова вместесовместно, от древнего славянского юз («тесные связи»). Тот же корень мы находим в современных словах узы, узел, вязать.)

Какое значение имеет слово « союз»? ( нечто связывающее, соединяющее).

Итак, тема сегодняшнего урока:



Союз как служебная часть речи

А теперь обратим внимание на эпиграф к уроку:

С Белым месяцем вас и меня!

И назовем мы урок:



Сагаалган

Почему наш урок называется именно так? ( урок совпал с празднованием всеми любимого в Бурятии праздника «Сагаалган». Поэтому у нас появилась возможность об истории этого праздника, поговорить о традициях празднования Сагаалгана.)

Но в начале все- таки вернемся к теме урока: союзам.

2. Формирование новых понятий (Цель: получить новую информацию, осмыслить ее;


  • соотнести с уже имеющимися знаниями;)

Самостоятельно читаем учебный материал о союзах

Выполняем задания:



  1. работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа),

  2. составление таблицы.

  3. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

V” - знаю

+” - новое

?” - есть вопросы

Учащиеся вместе с учителем находят ответы на вопросы на возникшие вопросы.

Подводим итог. Фронтальный опрос( можно пользоваться таблицей)

1.Как называются служебные слова, который связывают однородные члены, части сложного предложения, а также отдельные предложения в тексте. (союзы)

На какие две большие группы по значению  делятся союзы ? (сочинительные и подчинительные).

Чем отличаются сочинительные союзы  от подчинительных?( Сочинительные связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения. Например: Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?(А.С. Пушкин) – союзы связывают однородные члены предложения. То падал как будто туман, то вдруг припускал крупный дождь. (Л.Н. Толстой) – союзы соединяют части сложного предложения.

Сочинительные союзы обслуживают в предложении сочинительную связь.



Подчинительные союзы связывают неравноправные, синтаксически зависимые единицы – главную часть с придаточной в сложноподчиненном предложении. Например: Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. (А.С. Пушкин)

Подчинительные союзы служат средством выражения в языке подчинительной связи.)

Что объединяет союзы и предлоги? Почему их называют служебными частями речи?

Закрепление. Перед вами стихотворение Сергея Тилина «Сагаалган». Приготовьтесь читать его выразительно. Найдите в тексте предлоги, союзы, охарактеризуйте их.

Словарная работа.

бухулер – (бур.)мясной бульон из баранины9или другого мяса)

позы – (бур)мясное блюдо приготовленное из теста и рубленого мяса

хошхоног- внутренности животного, приготовленные особым способом ( деликатес)

Сергей Тилин.

Сагаалган

Небо бархат, снежинки кружатся,

Яркий месяц и звезд серебро.

Год уходит, пора с ним прощаться,

Год Овцы, пусть несет нам добро!

Новый год, будь хоть справедливым,

Чтоб его нам прожить без проблем,

Чтобы был хлебосольным, счастливым

И чтоб счастья хватило нам всем.

Пусть пылают костры, в них сгорят

Все проблемы,

Это предков обычай, и ему уже 1000 лет.

Гость наш, путник, войди,

Хозяин за стол приглашает,

Белой пищи вкуси, ведь она, словно

Месяц, чиста.

Новый год – Сагаалган, он все

Распри, обиды прощает,

В этом мудрость обычаев, чистая их красота.

Путник, где б ты ни шел, для тебя

Все распахнуты двери,

Вот бухулер, позы и хошхоног.

Мудрость древних Богов, в их обычаи

Нужно поверить

Раз пришел ты с добром,

Значит, ты- Человек!

С какими традициями связано празднование Сагаалгана? Подтвердите свои слова примерами из стихотворения. ( сжигание кусочков теста на костре, угощение «белой» пищей, радушие и гостеприимство для всех и каждого, чистые дела и помыслы, почитание обычаев предков)

Какое главное качество в человеке отмечает автор? Согласны ли с ним?

Какие строки говорят о том, что это праздник один из самых древних на земле?

3. Рефлексия.( Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации;


  • присвоение нового знания, новой информации учеником;

  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.)

3.1.Работа с текстом

Откуда идет название Сагаалган? Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте №1

В 1267 году внук Чингисхана Хубилай ввел новый календарь, где год начинается с февраля месяца.

"Саган"( по)монгольски и значит "белый". В символике цветов белый месяц у монголо-язычных народов связан с понятиями добра, счастья, благополучия, чес(?)ности и чистоты.

Одна из версий названия праздника - "творожный месяц", когда на столах кочевников-скотоводов по(?)влялся творог (цага).

Конец зимы - это время массового приплода у скота. В изобилии на столе по(?)вляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предл(?)гают отведать первой. И главное - в этом Белом месяце надо старат(?)ся удержать в себе все светлое и доброе.

Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите союзы, определите разряд. Подчеркните два наиболее выразительных прилагательных.

(Взаимопроверка по слайду)



    1. Выяснить, какую роль играют союзы в предложениях. Спишите стихотворение. Работаем по вариантам:

1 вариант находит предложение с сочинительным союзом и строит схему.

2 вариант – подчинительным союзом, строит схему предложения.



С белым месяцем вас и меня!

В новый месяц весенней луны

В первый раз улыбнулась земля.

Снег услышал, как дышит весна,

как набухшие ветви колышут ветра.

С белым месяцем поздравляю людей,

Голубую Бурятию порадую песней своей.

Подчеркните два глагола.

(Самопроверка по слайду)

3.4.Задание на умение применять союзы

Самая красочная ..необычайная церемония всего Сагалгаана – это обряд «Дугжууба» ( огромный костер). Он проводится для того,…..в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир … спокойствие. Накануне праздника люди обтираются кусочком теста, лепят из него фигурку человечка, передавая ей все свои болезни…беды. Лама освещает костер, зажигает его. … люди просят его,…. с огнем сгорело все плохое. Верующие должны мысленно представить,….как в этом огне сгорают все дурные помыслы, ….на смену им придет благополучие и удача.

(Самопроверка. Чтение вслух текста. Замечания учащихся, обсуждение)

Подчеркните, какие, на ваш взгляд в этом тексте слова самые важные.


  1. Творческая работа в парах.

4.1. А теперь мы попробуем с вами создать синквейн, который поможет нам передать все, что мы узнали с вами о Сагаалгане и выразить к нему свое отношение. В работе можете использовать слова, которые вы выделили в текстах на уроке.

Синквейн – это небольшое произведение собственного сочинения, состоящее из пяти строк.

Условия его написания таковы:

На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

(Одна из работ учащихся)

Сагаалган

Светлый, добрый

Улыбается, поздравляет, радует

Придет благополучие и удача

Новый год!


    1. Чтение работ. Анализ, оценка работ учащимися.

5.Объяснение домашнего задания: Подготовка к гимназическому конкурсу на лучшее благопожелание

А еще на Сагаалган обязательно для родных и близких звучат благопожелания. Звучат стихи поэта Баира Дугарова ( читает подготовленный ученик)

В праздник Белого месяца - как у нас повелось -
Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем голубело всегда.
Праздник Белого месяца, праздник Вечного месяца.
Только доброе ценится, только в светлое верится.


Послушайте древнее благопожелание, которое пришло к нам из глубины веков:

«Да будут люди в благополучии и благоденствии,


Да будет большой приплод и зелёная трава,
Да будет вода аршаном!»

Это древнее благопожелание скотоводов пахнет просыпающейся степью и тем самым аршаном – целебным, святым источником. И неважно, что друг ваш давно не кочевник, да и вы сами, в общем-то, тоже. Каждое старинное благопожелание имеет особую силу, ведь в нём опыт и искренность многих поколений.

Постарайтесь и вы в своих благопожеланиях быть искренними и любящими, желающими своим близким добра.


Используя разные союзы, напишите 5 благопожеланий для своих друзей и родных. Выучите теоретический материал по пройденной теме «Союзы»

6.Подведем итог урока: что нового вы сегодня узнали? Чему научились?



Оценки за урок.

Союз как служебная часть речи

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления

82.83kb.

15 12 2014
1 стр.


Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи

Попробуем точно сформулировать задачи нашего вступительного урока по теме. Помогут нам в этом глаголы-помощники, которые мы видим на слайде: закрепить, совершенствовать, выяснить…

36.27kb.

01 10 2014
1 стр.


В, на, из-за, под, около, вокруг

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении: стоять у карт

41.46kb.

01 10 2014
1 стр.


Служебные части речи. (Предлог, союз, частица)

Не являются членами предложения, употребляются только совместно со знаменательными частями речи

131.05kb.

01 10 2014
1 стр.


Наречие как часть речи

Что оно означает? В слове можно выделить корень "реч-". В древнерусском языке слово "речь" имело различные значения, одно из которых было названием части речи — "глагол"

244.27kb.

09 09 2014
1 стр.


Урок «Часть речи предлог. Его роль в предложении»

Подвести детей к восприятию предлога как части речи. Выяснить его роль в предложении

46.91kb.

01 10 2014
1 стр.


Кожушко Е. В., 235-970-052 Календарно тематическое планирование, 10 класс

Текст как единица синтаксиса и связной речи. Функциональные стили речи, типы речи

111.22kb.

25 09 2014
1 стр.


Билет: Служебные части речи. Основные понятия и термины: предлог; союз; частица. Краткий план темы

Общее понятие. Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членам

47.04kb.

01 10 2014
1 стр.