Создание ситуации успеха на уроках биологии.
Кокорина Т.И., учитель биологии
1-Бенжерепской средней общеобразовательной школы
Мы лишь в той мере можем воспитать ребенка,
в какой знаем, что он чувствует, к чему способен,
что хочет.
И. Песталоцци
Данная статья представляет собой попытку осмысления опыта реализации идей личностно ориентированного образования на уроках биологии.
Многие выдающиеся педагоги, писатели, призывали, учитывая личный опыт ребенка, опираться на него в процессе обучения.
При личностно ориентированном подходе к образованию педагог не нивелирует личность конкретного ребенка, а помогает сохранить и развить индивидуальность каждого. Новые жизненные условия, в которые мы поставлены, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и быть личностями, индивидуальностями. Признание ученика субъектом процесса обучения, признание его индивидуальности является основным принципом личностно ориентированного подхода в образовании.
Как на уроках биологии можно развивать способности обучающихся, природный дар растущего человека, создавать такую образовательную среду урока, чтобы каждый ученик мог бы проявить в процессе деятельности свои способности?
Одним из направлений такой работы, на наш взгляд, является развитие познавательной активности, которое предполагает:
-
Многократное повторение учениками изучаемого материала, постоянный возврат к нему, что является необходимым условием для полного усвоения и понимания изученного;
-
Включение в каждый урок пусть небольшой, но самостоятельной работы обучающихся;
-
Ни одного урока без опроса или взаимоопроса, что является необходимым условием для развития речи, памяти;
-
Создание ситуаций, способствующих каждому ученику проявить себя с положительной стороны и утвердиться как личности.
Эффективность уроков биологии во многом зависит от умения учителя организовать познавательную деятельность обучающихся, от умения учеников выделять главное из огромного фактического материала и устанавливать связи между различными понятиями, от усвоения системы знаний, а не отдельных их фрагментов, до понимания практической значимости биологической науки. Следовательно, необходимо развитие научного, творческого мышления школьников с первых этапов изучения науки. Этому способствует исследовательская поисковая деятельность на уроках, когда, обобщая определенные фактические знания, ребята, формулируют выводы, прогнозируют дальнейший ход событий, приобщаются к научной деятельности.
Выделим приемы развития интереса, создания ситуации успеха на уроке и конкретизируем их примерами с уроков.
1. Успех урока во многом зависит от удачной формулировки проблемы урока и от умения учителя организовать диалог.
1.1. По теме «Соцветие» читается сказка «Про облачко» [ Алешко Е.И. Хрестоматия по ботанике для 5-6 классов. - М.;Просвещение,1969.] по ролям, а затем организуется работа по вопросам:
- Как на своем примере капелька успокоила подмаренник?
Ребята записывают в тетради свои версии. Затем рассматривается гербарий с одним цветком и соцветием.
- Подумайте, какую гипотезу примем как основную? Далее читается конец сказки, делается вывод, сходится версия или нет.
1.2. Проблемные вопросы.
При изучении темы «Цветок и плод» используемся следующие вопросы:
- Если наиболее заметная часть цветка венчик, то почему это не главная часть цветка?
- Если из цветка образуется плод, то почему он образуется не из каждого цветка?
- Если не будет пустоцветов у огурцов, то будет ли урожай?
- Если опыление - необходимое условие для образования плодов и семян, то почему не всегда образуются плоды?
- Мед бывает липовый, гречишный, а почему нет картофельного меда?
- Если соцветия приспособлены к опылению, то почему одни пахучие, яркие, а другие неяркие и непахучие?
2. Ознакомление учеников с историей биологических открытий.
Рассказывая историю любого открытия в биологии, заставляю детей мысленно перенестись в далекое прошлое, вникнуть в разрешение учеными проблемы и предлагаю как бы повторить, если это возможно, научный поиск.
Так, при изучении материала по теме «Лист», дети с интересом слушают рассказ об опыте Пристли, открывшего свойство растений исправлять воздух, какие опыты по изучению тайны листа провел К. А. Тимирязев, как эти опыты помогли выяснить значение зеленого листа для жизни растений, животных, людей.
3. Игровые моменты.
Не секрет, что молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра одной только своей формой переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они получают реальную возможность стать лидером, вести за собой других.
На уроках использую игры "Вертушка," "Третий лишний," "Составь трехзначное число, "Нумератник”, "Игра-упражнение» "Текст" «Биологическое лото», «Биологические лабиринты» и т. д. [ Баянкина З.В. Познавательные игры по биологии. – Новокузнецк, 1993.]
-
Убеждение, что красота «спасет» урок.
Мы с учащимися договорились: красиво то, что доставляет удовольствие большинству людей, и каждый из участников по возможности привносит в урок эту красоту - музыку, стихи и т.д.
5.1. Закончилась одна тема, начинается другая. Нужна связка-материал, который может мотивировать учащихся на восприятие нового. В этом помогает нам поэзия. Например, при изучении темы: «Способы распространения семян» читаю стихотворение Хейну Эрхарда об одуванчике:
... Пока тихо, он - молчит,
но лишь ветер налетит
шлет в воздушный океан
парашютный свой десант [Алешко Е.И. Хрестоматия по ботанике для 5-6 классов. - М.;Просвещение,1969.].
При изучении материала о болезнетворных бактериях рассказ об эпидемии дополняю описанием "черной смерти " из "Пира во время чумы" А. С. Пушкина
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой,
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой...
Что делать? И чем помочь?
[Алешко Е.И. Хрестоматия по ботанике для 5-6 классов. - М.;Просвещение,1969.]
Часто использую на уроках стихи кузбасских поэтов, например, стихотворение Михаила Небогатова «Черемуха» [На родине моей выпали снега. - Кемерово, »Сибирский писатель»,1998 ] и др.
Слова о прекрасном доходят лишь тогда, когда ребенок сердцем чувствует красоту.
Некоторые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках и в рамках внеклассного чтения по литературе, одновременно могут быть использованы при обсуждении различных вопросов изучаемой темы на уроках биологии. В частности, в ряде классических произведений описываются клинические случаи некоторых заболеваний, являющихся в то же время предметом для изучения в курсе анатомии и физиологии человека в 9-м классе. Так, рассказ Ю.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме «Железы внутренней секреции», так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент «вымывается» из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, «закручивать» ноги и руки. Именно это и мог делать «гуттаперчевый мальчик», обеспечивая, таким образом, успех своих выступлений. При изучении функций собственно щитовидной железы уместно будет вспомнить самую известную повесть А. Кронина «Цитадел», в которой блестяще описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовидной железы - тироксина: « ...Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели и исказились. Лицо имело отечный вид, ноздри распухли, кожа приняла восковой оттенок... Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндръю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то невнятное. Потом разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой» [Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии и физиологии и гигиене человека. - М., 1978.]. Данное заболевание носит название микседема, что при дословном переводе с греческого означает «слизистый отек». Другое отклонение в деятельности щитовидной железы может быть проиллюстрировано рассказом И. Тургенева «Живые мощи» из «Записок охотника», который также является программным произведением и поэтому его содержание должно быть знакомо учащимся. Внешность одного из персонажей этого рассказа, крестьянки Лукерьи, претерпевает сильные изменения. Из молодой красивой женщины она за короткий промежуток времени превращается в странного вида существо, в котором даже трудно узнать человека: «... Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая -ни дать ни взять икона старинного письма; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза... У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, две крошечных руки тоже бронзового цвета...» [ Тургенев И. Записки охотника. – М.;Дрофа,2002]
. Причиной этих изменений стала полученная Лукерьей травма головы, после которой и появились определенные симптомы: « ...стала я сохнуть, чахнуть, чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, и ни пить, ни есть не хочется»
. Сочетание указанных признаков позволяет предположить, что нарушение работы гипофиза привело к гиперфункции щитовидной железы, выразившейся в таком заболевании как гипертиреоз.
При обсуждении роли гипофиза в жизни человеческого организма можно привести в качестве примера «Собачье Сердце» МА. Булгакова: « ...Одним словом, гипофиз закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо... Это в миниатюре - сам мозг..» [Булгаков М.А.Собачье сердце.- М.;Дрофа,2002], не забыв упомянуть о том, что попытки трансплантировать людям эндокринные железы неоднократно имели место, впрочем, как и попытки пересадки головы на другое туловище («Голова профессора Доуэля» А. Беляева). И первенство в этой области принадлежит российскому хирургу В.П. Демихову, который в декабре 1958 года демонстрировал в Лейпциге взрослую собаку, на спину которой была трансплантирована передняя половина тела щенка.
5.2. Познание природы осуществляется и через знакомство учеников с картинами художников-пейзажистов – Шишкина («Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу»), Левитана(«Березовая роща», «Март») и др.
5.3. Урок становится интереснее, если на нем прослушивается пусть даже небольшие музыкальные произведения.
Так, рассказ о полете насекомых сопровождается музыкой из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (полет шмеля). Изучение разнообразия цветковых растений начинается с музыки Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Неоднократно звучат на уроках «Времена года» Чайковского, голоса птиц, зверей, звуки природы. Так, в 5 классе при изучении темы «Растения и окружающая среда» начинается урок с включения записи «Лунной сонаты» Бетховена. На фоне этой музыки произносятся слова Сухомлинского: «В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов. Надо чтобы дети не просто видели, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы—все это они должны пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть ваше детство вспомнится вам в ярких солнечных образах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, стройные тополя у дороги - все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце как красота жизни в годы детства, как память о самом дорогом» [Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М..; Просвещение,1979. ]. В классе в этот момент удивительная тишина. После небольшой паузы задаю вопросы: Какую картину видели перед собой, когда слушали музыку? Какие чувства они вызвали у вас? Учит ли эта музыка правилам общения с природой? В беседе по этим вопросам ведется разговор о влиянии природы на человека и деятельности человека на жизнь растений леса, о необходимости охраны растений.
6. Привлекают внимание учеников, оживляют уроки также загадки, пословицы, поговорки.
Стоит сказать: «Отгадай загадку», как весь класс настораживается, внимательно слушает, дети старательно отгадывают загадки, вдумываясь в их содержание. Необходимо подбирать загадки содержательные, поучительные, помогающие вскрыть суть явления. Их можно использовать при закреплении, при изучении нового материала, на обобщающих уроках. Так к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, предлагаю следующие вопросы: К какому семейству относится растение? К какому классу? Назовите общие признаки класса, семейства. Что вы знаете об этом растении?
В конце таких уроков, как правило, звучат слова благодарности за доставленное удовольствие. Красота воспитывает чувства. Мы учимся сопереживать, сочувствовать друг другу.
Домашние задания, как правило, носят творческий характер: сочинить сказку или составить кроссворд, ребус, дописать сочинение, создается ситуация выбора. До урока дети делятся впечатлениями и просят давать такие задания чаще.
Сотрудничество устанавливает отношения доверия, позволяет найти «ключик» к самым сложным характерам. А ведь откровенность и доброжелательность нужны всем нам: и педагогам, и учащимся. Я призываю своих учеников: мир таков, каким мы его видим, давайте же учиться замечать хорошее, давайте говорить друг другу комплименты.
На своих уроках я стремлюсь создать ситуацию успеха. Успех в учении - это залог успеха в жизни. Успех – это реализованная цель.