Автор проекта: Лаврентьева Светлана Владимировна,
учитель физики МБОУ – Плотниковская СОШ № 111
Проект по физике
Создание в школе мини–музея кристаллов и минералов
Наша Плотниковская школа № 111 расположена в селе, хоть и недалеко от города Новосибирска, но транспортная доступность «городских благ цивилизации» отсутствует. Дети обучаются в очень замкнутом пространстве. Отсюда проблемы: недостаток в селе ресурсов для внеурочной и внеклассной деятельности и низкая учебная мотивация. Как организовать обучение через желание? Нужно активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.
В своей работе мы попытались решить эту проблему, выполнив проект по созданию мини-музея кристаллов и минералов.
Форма презентации проекта: выступление на научно-практической конференция учащихся (школьной и муниципальной).
Проектный продукт: мини-музей, электронное пособие для учителя и учащихся.
Школьный мини-музей кристаллов и минералов стал небольшим филиалом музея истории школы, поэтому и называется мини-музей. Организация такого необычного музея явилась итогом многолетнего проекта моих учеников: изучение свойств кристаллов на уроках физики и выращивание их в лабораторных условиях различными способами. За много лет образовался обширный фонд различных предметов, позволивший оформить несколько экспозиций. Особый вклад в организацию музея внесли ученицы 9 класса Чернова Анна и Белозёрова Евгения. Материалы и экспонаты музея сейчас используются в качестве учебных пособий по физике, географии, химии, природоведению и истории, так что у нас получился межпредметный проект. Собранные материалы используются как на уроках, так и для внеклассной работы. С течением времени музей перерос первоначальное направление «кристаллы» и стал мини-музеем кристаллов и минералов.
Цель данного проекта: привлечение учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи проекта:
-
овладение учениками всеми способами выращивания кристаллов;
-
знакомство с технологиями музейной работы;
-
поисковая работа на территории родного села Плотниково;
-
подбор и оформление экспозиций мини-музея, создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды;
-
комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников фонда наглядных пособий (экспонатов, книг, видеоматериалов);
-
организация экскурсионной работы на базе школы;
-
пополнение экспонатов и расходных материалов музея собственными силами и с привлечением возможностей социума.
У нас получился
музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, во-вторых, адресным музеем, музеем для детской аудитории. И, в-третьих, наш музей относится к довольно редкому жанру – музей-лаборатория. Профиль нашего мини-музея – естественно-научный.
Наш музей на практике реализует принцип «музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.
Деятельность музея строится на важных принципах: научности, гуманизации, толерантности, гражданственности.
При работе в музее уровень мотивации у детей очень высок, так как выращивание кристаллов - одних из самых красивых и загадочных творений природы – процесс увлекательный.
Совместное созидательное творчество учителя и учеников разного возраста даёт возможность ученикам – расширить интересный круг общения, почувствовать себя сопричастным к нужному и полезному для всех делу, а учителю - соединить воспитательные и образовательные задачи в единое целое и помочь детям с интересом постигать науку физику, дать возможность самореализации и самоопределения.
Выполнить работу для музея может каждый ученик, но при музее постоянно действует актив из наиболее заинтересованных школьников.
Проект создания музея выполнен в несколько этапов.
Этап 1 – подготовительный. Активом изучены азы музейного дела. Собраны материалы по музейным технологиям. Оформлены необходимые для функционирования музея документы.
Этап 2 – созидательный. Создано пространство музея. Дополнен фонд музея новыми выращенными самостоятельно кристаллами и творческими работами. В шкафах по всем правилам музейной методики расположены экспонаты, которые разделены на экспозиции. Оформление экспозиций соответствует принципам наглядности, доступности, научности.
Этап 3 – рабочий. Ведётся экскурсионная работа. Создана виртуальная версия музея с последующим размещением её на сайте школы и популяризацией идеи музея на других сайтах.
Материалы проекта:
- разработано Положение о мини-музее кристаллов и минералов;
- оформлен паспорт музея;
- оформлена опись экспонатов;
- разработан текст экскурсий;
- оформлен журнал отзывов;
- материалы проекта опубликованы на сайтах nsportal.ru edupage.so, Портфолио ;
- собрана небольшая медиатека (книги, диафильмы, видеофильмы, CD- диски, наборы открыток, научно-популярные журналы, содержащие материалы о кристаллах и минералах);
- учениками разработаны дидактические материалы: книжка-раскладушка «Свойства кристаллов», викторина «Кристаллы», создана мультимедийная презентация «Школьный мини-музей кристаллов», буклеты о мини-музее, разнообразные доклады;
-
оформлены экспозиции: «Моно- и поликристаллы», «Минералы кристаллического происхождения», «Минералы органического происхождения», «Сувениры из кристаллов», «Минералы – сокровища Земли»;
-
созданы макеты кристаллов из бумаги;
-
оформлена выставка фотографий «Удивительное в камне»;
-
Собраны модели кристаллических решёток.
Работа в мини-музее ведётся по таким же
направлениям, или секциям, как и в любом школьном музее
, за небольшим исключением: деятельность лаборатории по выращиванию кристаллов, лекторско-экскурсионная, фондовая, оформительская, поисковая, исследовательская и научная.
Конечно, самая главная секция – это лаборатория по выращиванию кристаллов. Учениками освоены все способы выращивания кристаллов: из раствора, из расплава, из газообразного состояния. Реактивы для работы приобретаются разными путями: медный купорос покупаем в магазине, стрептоцид и салициловую кислоту – в аптеке, алюмокалиевые квасцы, хроматы калия, натрия и аммония, фотографический фиксаж и другие сложные вещества – подарок лаборатории Новосибирского химкомбината и результат взаимодействия с Новосибирским химико-технологическим колледжем, а также с группой фотографов, приезжающих ежегодно в школу. В 2011 году открыли ещё один источник – в продаже появились наборы «Радуга кристаллов» , «Вырасти свой кристалл» и др.
Члены научной секции готовят различные сообщения по материалам музея, пишут рефераты, разрабатывают проекты. Например, ученицы 8 класса Рудт Марина и Гусельникова Татьяна выполнили исследовательский проект «Свойства янтаря». Работа была представлена на районной научно-практической конференции, где заняла 2 место, затем работа была опубликована на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио». Работа Осипова Кирилла (7 кл.) «Снежинка» отмечена дипломом областной научно-практической конференции «Эврика». Завадская Алёна (10 кл.) с работой «Свойства снега» стала лауреатом муниципальной НПК.
Поисково-исследовательская деятельность лежит в основе процесса пополнения экспонатов, и организации новых экспозиций. Благодаря постоянному поиску наш музей находит новые связи среди жителей села Плотниково и города Новосибирска, укрепляет уже имеющиеся отношения. Так, благодаря тому, что музей посещают не только ученики, но и родители или гости из других школ и просто заинтересовавшиеся люди, в музее появилась экспозиция «Минералы органического происхождения», составленная из экспонатов, переданных в дар музею посетителями: кораллы, янтарь, речной жемчуг. Экскурсия в мини-музей вдохновила учеников 2 класса к сбору коллекции камней на территории нашего села, идентификацию которых проводили специалисты минералогического музея Новосибирска, куда выезжали школьники. Второклассниками найдены на территории села Плотниково весьма разнообразные экземпляры: диопсид, сидерит, серпентин, известняк окварцованный, сланцы и даже яшма. Из этой коллекции оформлена отдельная экспозиция.
Участники лекторско-экскурсионной секции проводят экскурсии для учеников начальной школы, для учащихся среднего звена, изучающих вопросы геологии на уроках географии, рассказывают о способах выращивания кристаллов, о минералах и горных породах нашей местности, проводят викторины, показывают диафильмы, видеофильмы, т.е. популяризируют накопленные материалы. Рассказывая о деятельности музея, дети учатся грамотно вести беседу, формулировать свои мысли, вести диалог и отвечать на вопросы слушателей.
В нашем музее воплощена идея сотворчества учащихся, учителей, родителей и местного социума. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности позволило сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания.
Как и задумывалось, музей оживляет учебный процесс, приобщает детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, прививает навыки исследовательской работы.
Работа нашего мини-музея неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В селе, расположенном далеко от большого города, наш маленький музей стал одним из факторов в расширении образования, в воспитании подростков, он стал небольшим культурным центром и украшением школы.