Перейти на главную страницу
В музейной педагогике, как и в предметно – исторической учебной деятельности, присутствует работа с хронологией, картами, иллюстрациями, понятиями и, одновременно, присутствует вещественный объект - «свидетель» эпохи. Музейная педагогика пользуется своими терминами:
Преимущества музейной педагогики заключается в том, что музееведческая деятельность способствует повышению качества обучения на уроках истории так как:
Актуальность музееведения и музейной педагогики в целом заключается в развитии теории деятельности, в частности: уточнении, расширении и структуризации таких форм деятельности, как
Поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно. Важно знать что, где и как искать.
№п.п. |
Какие материалы собрать |
Где производить сбор материала |
Методика сбора материала |
Ответственный |
Сроки. |
1. |
Воспоминания о 1941-1945г, фото, предметы быта |
Ст.Анапская улицы…. |
интервью |
Экшиян Карина, |
Апрель 2009
|
2. |
Воспоминания о 1941-1945г, фото, предметы быта |
Народный музей ст.Анапской |
Работа в архиве |
Атоян Анна |
Апрель 2009
|
3. |
Воспоминания о 1941-1945г, фото, предметы быта |
Общешкольная акция |
Письменные рассказы о родных |
Щекин Александр |
Апрель 2009 |
Методов сбора краеведческого материала множество: экспедиции, походы, переписка, встречи и беседы, работа с периодикой и литературой, обращение в архивы, музеи. Ученик пополняет свои знания и умения, что положительно отражается на качестве обучения.
№ П. П. |
Дата поступ-
ления |
Название предмета
|
Описание предмета и его происхождение |
Мате-риал |
Степень сохран-
ности |
Откуда поступил
|
При-ме- чания
|
248 |
Ав-густ 2009г. |
Фронто-вой дневник |
Ученическая тетрадь с записями чернилом, начата17.04. 1941г, последняя запись июнь1946г. почерк разборчивый |
бумага |
Листы ветхие, отсутствует несколько листов |
из семейного архива АльбицкойН.И., г.Оренбург |
Передан на временное хранение |
Важно рассортировать полученный материал, снабдить этикетками.
Составление тематико-экспозиционного плана - это последовательный перечень всех материалов, которые намечено включить в экспозицию, а так же их места в экспозиции (даже если выставка необходима для урока).
Название темы
|
Экспозиционные комплексы |
Экспонаты подлинники, их воспроизведение |
Экспонаты вспомогательного фонда |
Место в экспозиции |
«Великая Отечественная война 1941-1945 годов.» |
1.Краснодарский край в начале войны 2.оккупация края: август 1942г. – окрябрь 1943г.
3.освобождение краснодарского края и Анапы в 1943 году. |
1.каска солдата Советской армии 2.фрагмент пулеметной ленты 3.гильзы от патрон и снарядов 4.минометная гильза диаметр20см. 5.нумизматическая коллекция (монеты, выпущенные в честь дня Победы, монеты, посвященные городам-героям) 6.флаг СССР (фрагмент) 7.патефон 1948г. 8.памятный альбом к 30-ти летию 83-й Новороссийско-Дунайской бригады морской пехоты (Севастополь, 1972) 9.книга «Ленинград в дни блокады» А.Фадеева (издание 1944г.) 10.книга Поладяна «Похоронить с воинскими почестями» с автографом 11.фотографии ветеранов войны. 12детские сапожки – подарок с фронта, 1943года (раритет)
|
1.картины и открытки с изображением эпизодов войны 2.заметки. комментирующие иллюстрации 3.подбор книг по теме |
На стенде На демонстрационном столе
|
Продолжительность экскурсии____
Составитель текста__________________________________
Подтемы и отдельные вопросы |
Содержание экскурсии |
Экспонаты. |
|
|
|
В школьном музее созданы тематические экспозиции, расположенные в хронологической последовательности.
На уроке истории мы пользуемся конспектом, что можно назвать «экскурсией по теме».
Тематика разделов (экспозиций):
1.Кубань в древности. Представлены: окаменелости; костяная проколкя; кремневая стрела; рисунок жилища древнего человека; фрагменты керамики; макеты лука и стрел, глиняной посуды; макеты дольменов; рисунки и иллюстрации о жизни меотов;
2. Античная эпоха на Кубани. Представлены: рисунок Горгиппии и примерный план города; обломки античной керамики; иллюстрации раскопок Горгиппии; макеты античной керамики; карта – схема расселения древних племен и греческих колоний.
3.Кубань в 8-13вв.. Представлено: карта расселения племен и народов; рисунки русского дружинника и хазарского воина, христианской церкви; иллюстрация древнерусского города; кольчужная перчатка; железный наконечник копья и стрелы.
4. Кубань в 14-18веках. Представлено: карта-схема расселения народов и границ государств; рисунок и примерный план турецкой крепости Анапа; макет «Русских ворот» крепости Анапа; рисунки турецкого воина и янычара; обломки турецких трубок; репродукция картины «Анапская крепость».
5. Из истории казачества на Кубани. Представлено: карта-схема переселения казаков на Кубань; репродукции портретов атаманов Кубанского казачьего войска с 1792г по н.ХХв.; рисунок казака к. 19в.; ременная бляха; рисунок казачьего пикета и схема кордонных линий.
6.Культура, быт к.19-н.20вв. Представлено: домашняя утварь, ксерокопии документов, денежные знаки; предметы рукоделия; книги; литографии; открытки с видами Анапы; черепица – марселька; макеты казачий хаты и ее убранства.
7. Великая Отечественная война. Кубань в годы войны. Представлено: стенды , рассказывающие об оккупации и освобождении края 1942-1943гг; книга издания 1944г «Блокада Ленинграда».; газета 1941г; патефон 1948г.; осколки снарядов, каска, нумизматическая коллекция (юбилейные монеты), книги о войне на Кубани; детские сапожки 1943г.; юбилейный альбом «В ознаменование 30-летия им.Суворова, 83-ей Новороссийско-Дунайской отдельной бригады морской пехоты» (Севастополь, 1972г.)
В сентябре 2011г. в дар музею передана коллекция военных реликвий, которую собрал ветеран войны, старшина казачьего общества станицы Павлов Александр Петрович.
Экспозиции, посвященные истории Кубани, располагаются в хронологической последовательности. Имеется экспозиционный план. В оформлении используются детские рисунки, иллюстрации, фотографии, карты, подлинные экспонаты, макеты, муляжи и поделки. Экспозиции состоят из стендов и демонстрационных столов.
Вся музееведческая деятельность связана с показом. Поэтому возможно создание мультимедийных презентаций тем, создание передвижных экспозиций, оформление стенгазет.
Современные образовательные комплексы предоставляют большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних лет свидетельствует, что музееведческая деятельность, использование возможностей музея на уроках истории повышает качество обученности по истории и кубановедению, формирует межпредметные связи и повышает уровень социализации подростков, позволяет активизировать профориентационную деятельность в школе, воспитывать патриотизм, бережное отношение к культурному наследию края.
Программа деятельности школьного музея:
1. Проводить обзорные экскурсии по истории Кубани
2. Проводить тематические мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории России и Кубани.
3.Оформлять передвижные экспозиции для пропаганды и популяризации истории Кубани, для изучения Кубановедения.
4. Создавать разнообразные тематические экспозиции
5.Использовать материалы музея в образовательном процессе
6.Вести поисковую, научно-исследовательскую работу, пополняя фонды музея, расширяя экспозиции, формируя архив.
7.Ежегодно проводить акцию «Да будут памятью хранимы», посвященную событиям и людям Великой Отечественной войны.
8.Вести документацию, учет экспонатов, систематизировать имеющийся материал.
9.Осуществлять опись экспонатов, реставрацию и тезаврацию.
10.Принимать участие в научно-практических конференциях, выступая с докладами, подготовленными учащимися школы.
Музей располагает подлинными памятниками и иными экспонатами, за которыми необходимо ухаживать, реставрировать и описывать.
Музееведческая деятельность в моей практике дает возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся. Эта деятельность, позволила учащимся проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересно и значимо для самих открывателей.
Музееведение в школе — процесс накопления и сохранения социальной информации, это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать разнообразные умения и навыки у обучающихся.
Музееведение – это наука и практическая музейная работа, общественное явление и объект исследования философии, истории, искусствоведения, социологии.
Ведущая идея - обучить учащихся началам музееведческой деятельности, которая дает знания, умения и навыки решения практических задач своей жизнедеятельности, сформировать как можно на более высоком уровне их коммуникативные компетенции; обобщить опыт работы музееведческой деятельности и поделиться им с коллегами.
Методы педагогики и психологии, интегрированные в музееведение, использование экспонатов и экспозиций музея в учебном процессе, разнообразная деятельность учащихся позволяют сегодня говорить о музейной педагогике, в которой важна связь музея со школой, с образовательным и воспитательным процессами.
Интегрируя основы педагогики и методику преподавания предмета в музееведческую деятельность получаем инновационную музейную педагогику
12 10 2014
1 стр.
«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения
14 12 2014
1 стр.
Итоги проверки управленческой деятельности в школах №6, 18, 23, 29, Георгиевской сш, Илекской сш
25 12 2014
1 стр.
Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях внедрения фогос
17 12 2014
1 стр.
Дидактические принципы обучения являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т п. Впервые принципы обучения были сформулированы ве
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм
15 12 2014
3 стр.
04 09 2014
3 стр.