Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


«Музееведение в школе. Музейная педагогика.

Использование возможностей музея для повышения качества обучения на уроках истории»
Интегрируя основы педагогики и методику преподавания предмета в музееведческую деятельность получаем инновационную музейную педагогику.

В музейной педагогике, как и в предметно – исторической учебной деятельности, присутствует работа с хронологией, картами, иллюстрациями, понятиями и, одновременно, присутствует вещественный объект - «свидетель» эпохи. Музейная педагогика пользуется своими терминами:



  • Вотивные предметы –предметы, посвященные богам

  • Тезаврация – хранение

  • Раритет – редкая вещь, диковинка

  • Реликвия – предмет,особо чтимый и хранимый как память о прошлом

  • Кунсткамера – кабинет редкостей, диковинок

  • Экспозиция- размещение предметов в определенной системе

  • Экспонат – предмет, выставленный на обозрение

  • Мусейон – место, посвященное музам.

Преимущества музейной педагогики заключается в том, что музееведческая деятельность способствует повышению качества обучения на уроках истории так как:



  • Развивает интеллект,

  • Развивает эстетические начала;

  • Формирует культуру общения;

  • Развивает умения анализировать проблемные ситуации;

  • Развивает умения оценивать решения и делать обоснованный выбор;

  • Формирует навыки эффективной работы в группе и с группой.

Актуальность музееведения и музейной педагогики в целом заключается в развитии теории деятельности, в частности: уточнении, расширении и структуризации таких форм деятельности, как



  • поисково-исследовательская,

  • практическая,

  • проблемная,

  • объяснительно-иллюстративная (экскурсоводческая).

  • проектная

Включение ученика в данные виды деятельности способствует повышению качества обучения на уроках истории.
Разработаны несколько моделей деятельности по пошаговому формированию умений учащихся.

Шаг первый: постановка цели (провести работу по отдельно взятой теме учебного курса за « » класс).

Шаг второй - составление плана поисково-исследовательской работы.

Поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно. Важно знать что, где и как искать.




№п.п.

Какие материалы собрать

Где производить сбор материала

Методика сбора материала

Ответственный



Сроки.

1.

Воспоминания о 1941-1945г, фото, предметы быта

Ст.Анапская улицы….

интервью

Экшиян Карина,

Апрель

2009


2.

Воспоминания о 1941-1945г, фото, предметы быта

Народный музей ст.Анапской

Работа в архиве

Атоян Анна

Апрель

2009


3.

Воспоминания о 1941-1945г, фото, предметы быта

Общешкольная акция

Письменные рассказы о родных

Щекин Александр

Апрель 2009

Методов сбора краеведческого материала множество: экспедиции, походы, переписка, встречи и беседы, работа с периодикой и литературой, обращение в архивы, музеи. Ученик пополняет свои знания и умения, что положительно отражается на качестве обучения.



Шаг третий – все материалы, которые поступают в школьный музей, подлежат инвентаризации, т.е. записи в соответствующую книгу по схеме:


П.

П.



Дата

поступ-


ления

Название

предмета


Описание предмета и его происхождение

Мате-риал

Степень

сохран-


ности

Откуда

поступил


При-ме-

чания


248

Ав-густ 2009г.

Фронто-вой дневник

Ученическая тетрадь с записями чернилом, начата17.04.

1941г, последняя запись июнь1946г. почерк разборчивый



бумага

Листы ветхие, отсутствует несколько листов

из семейного архива АльбицкойН.И., г.Оренбург

Передан на временное хранение

Важно рассортировать полученный материал, снабдить этикетками.


Следующий вид деятельности - это оформление экспозиции с привлечением художников, литераторов, компьютерной графики по тематико-экспозиционному плану.

Составление тематико-экспозиционного плана - это последовательный перечень всех материалов, которые намечено включить в экспозицию, а так же их места в экспозиции (даже если выставка необходима для урока).




Название

темы


Экспозиционные комплексы

Экспонаты подлинники, их воспроизведение

Экспонаты вспомогательного фонда

Место в

экспозиции


«Великая Отечественная война 1941-1945 годов.»


1.Краснодарский край в начале войны

2.оккупация края: август 1942г. – окрябрь 1943г.

3.освобождение краснодарского края и Анапы в 1943 году.



1.каска солдата Советской армии

2.фрагмент пулеметной ленты

3.гильзы от патрон и снарядов

4.минометная гильза диаметр20см.

5.нумизматическая коллекция (монеты, выпущенные в честь дня Победы, монеты, посвященные городам-героям)

6.флаг СССР (фрагмент)

7.патефон 1948г.

8.памятный альбом к 30-ти летию 83-й Новороссийско-Дунайской бригады морской пехоты (Севастополь, 1972)

9.книга «Ленинград в дни блокады» А.Фадеева (издание 1944г.)

10.книга Поладяна «Похоронить с воинскими почестями» с автографом

11.фотографии ветеранов войны.

12детские сапожки – подарок с фронта, 1943года (раритет)

1.картины и открытки с изображением эпизодов войны

2.заметки. комментирующие иллюстрации

3.подбор книг по теме


На стенде

На демонстрационном столе



Другой вид деятельности в музейной педагогике предполагает подготовку экскурсии по экспозиции. Здесь так же продуманы пошаговые действия.

Первый шаг – это знакомство с темой: составляем перечень экспонатов с краткими сведениями о каждом.

Шаг второй – краткая летопись событий, их участники, расположенные по датам и периодам. Подобрав экспонаты и соответствующий текст.

Третий шаг – оформляем текст экскурсии: Тема экскурсии____

Продолжительность экскурсии____

Составитель текста__________________________________

Подтемы и отдельные вопросы

Содержание экскурсии

Экспонаты.









В школьном музее созданы тематические экспозиции, расположенные в хронологической последовательности.

На уроке истории мы пользуемся конспектом, что можно назвать «экскурсией по теме».
Тематика разделов (экспозиций):

1.Кубань в древности. Представлены: окаменелости; костяная проколкя; кремневая стрела; рисунок жилища древнего человека; фрагменты керамики; макеты лука и стрел, глиняной посуды; макеты дольменов; рисунки и иллюстрации о жизни меотов;

2. Античная эпоха на Кубани. Представлены: рисунок Горгиппии и примерный план города; обломки античной керамики; иллюстрации раскопок Горгиппии; макеты античной керамики; карта – схема расселения древних племен и греческих колоний.

3.Кубань в 8-13вв.. Представлено: карта расселения племен и народов; рисунки русского дружинника и хазарского воина, христианской церкви; иллюстрация древнерусского города; кольчужная перчатка; железный наконечник копья и стрелы.

4. Кубань в 14-18веках. Представлено: карта-схема расселения народов и границ государств; рисунок и примерный план турецкой крепости Анапа; макет «Русских ворот» крепости Анапа; рисунки турецкого воина и янычара; обломки турецких трубок; репродукция картины «Анапская крепость».

5. Из истории казачества на Кубани. Представлено: карта-схема переселения казаков на Кубань; репродукции портретов атаманов Кубанского казачьего войска с 1792г по н.ХХв.; рисунок казака к. 19в.; ременная бляха; рисунок казачьего пикета и схема кордонных линий.

6.Культура, быт к.19-н.20вв. Представлено: домашняя утварь, ксерокопии документов, денежные знаки; предметы рукоделия; книги; литографии; открытки с видами Анапы; черепица – марселька; макеты казачий хаты и ее убранства.

7. Великая Отечественная война. Кубань в годы войны. Представлено: стенды , рассказывающие об оккупации и освобождении края 1942-1943гг; книга издания 1944г «Блокада Ленинграда».; газета 1941г; патефон 1948г.; осколки снарядов, каска, нумизматическая коллекция (юбилейные монеты), книги о войне на Кубани; детские сапожки 1943г.; юбилейный альбом «В ознаменование 30-летия им.Суворова, 83-ей Новороссийско-Дунайской отдельной бригады морской пехоты» (Севастополь, 1972г.)

В сентябре 2011г. в дар музею передана коллекция военных реликвий, которую собрал ветеран войны, старшина казачьего общества станицы Павлов Александр Петрович.



8.Из истории 20 века (вещи рассказывают). Представлены: предметы быта, игрушки, книги, открытки, марки, фотоаппараты, чернильница-непроливайка. Бюст Гагарина Ю.А.; знамя; вымпел победителя соцсоревнования.

9. История станицы Анапской. Представлены: фотографии с видами станицы разных лет.

Экспозиции, посвященные истории Кубани, располагаются в хронологической последовательности. Имеется экспозиционный план. В оформлении используются детские рисунки, иллюстрации, фотографии, карты, подлинные экспонаты, макеты, муляжи и поделки. Экспозиции состоят из стендов и демонстрационных столов.



10.История школы. Представлены альбомы и фотографии.


В музейной педагогике мы применяем такие образовательные технологии, которые позволяют использовать возможности музея для повышения качества обучения на уроках истории:

  • технологии деятельности: поисковую, исследовательскую, тезаврационную, оформительскую;

  • коммуникативные технологии, которые формируют разные компетенции общения;

  • технологию портфолио, которая учит самостоятельности и осознанной работе с информацией и документацией, используемой при разработке и внедрении проектов.

  • проектирование;

  • экскурсия

  • личностно-ориентированную


Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность. Это может быть описание предметов по критериям:

Фотография. 1.кого (чего); 2.копия или подлинник; 3.черно-белое или цветное, портрет или группа ( если нужно, указать конкретного человека: третий с лева во втором ряду); 4. детальное описание изображения; 6. время создания (возраст) снимка.

Книга. 1.название, автор; 2.оформление обложки, наличие иллюстраций, схем, приложений, карт, поправок; 3. качество бумаги, как скреплены листы; 4.кто, когла издал, количество экземпляро, страниц, цена.

Посуда. 1. название; 2. из чего сделана, 3. краткое описание предмета и зарисовка с указанием основных размеров; 4. степень сохранности
Можно обратиться к системе докладов по отдельным вопросам изучаемой темы, проводимой работы. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, будут иметь возможность проводить некоторые виды работ непосредственно на уроке, в музее, архиве.

Вся музееведческая деятельность связана с показом. Поэтому возможно создание мультимедийных презентаций тем, создание передвижных экспозиций, оформление стенгазет.


В МБОУ СОШ №12 сформирована среда, позволяющая решить проблему разноуровневой подготовки учащихся. В школе в 2001году был создан историко-краеведческий музей, на базе которого работает историко-краеведческий кружок. Каждый ученик работает в своем темпе и является создателем и носителем уникального опыта по освоению надпредметных, проектировочных, исследовательских, поисковых, оформительских, информационных навыков и умений. Оценка деятельности школьного музееведения это проектные работы, представленные и одобренные на краеведческих конференциях разного уровня.

Современные образовательные комплексы предоставляют большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних лет свидетельствует, что музееведческая деятельность, использование возможностей музея на уроках истории повышает качество обученности по истории и кубановедению, формирует межпредметные связи и повышает уровень социализации подростков, позволяет активизировать профориентационную деятельность в школе, воспитывать патриотизм, бережное отношение к культурному наследию края.

Программа деятельности школьного музея:

1. Проводить обзорные экскурсии по истории Кубани

2. Проводить тематические мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории России и Кубани.

3.Оформлять передвижные экспозиции для пропаганды и популяризации истории Кубани, для изучения Кубановедения.

4. Создавать разнообразные тематические экспозиции

5.Использовать материалы музея в образовательном процессе

6.Вести поисковую, научно-исследовательскую работу, пополняя фонды музея, расширяя экспозиции, формируя архив.

7.Ежегодно проводить акцию «Да будут памятью хранимы», посвященную событиям и людям Великой Отечественной войны.

8.Вести документацию, учет экспонатов, систематизировать имеющийся материал.

9.Осуществлять опись экспонатов, реставрацию и тезаврацию.

10.Принимать участие в научно-практических конференциях, выступая с докладами, подготовленными учащимися школы.

Музей располагает подлинными памятниками и иными экспонатами, за которыми необходимо ухаживать, реставрировать и описывать.


Заключение.

Музееведческая деятельность в моей практике дает возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся. Эта деятельность, позволила учащимся проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересно и значимо для самих открывателей.

Музееведение в школе — процесс накопления и сохранения социальной информации, это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать разнообразные умения и навыки у обучающихся.

Музееведение – это наука и практическая музейная работа, общественное явление и объект исследования философии, истории, искусствоведения, социологии.

Ведущая идея - обучить учащихся началам музееведческой деятельности, которая дает знания, умения и навыки решения практических задач своей жизнедеятельности, сформировать как можно на более высоком уровне их коммуникативные компетенции; обобщить опыт работы музееведческой деятельности и поделиться им с коллегами.

Методы педагогики и психологии, интегрированные в музееведение, использование экспонатов и экспозиций музея в учебном процессе, разнообразная деятельность учащихся позволяют сегодня говорить о музейной педагогике, в которой важна связь музея со школой, с образовательным и воспитательным процессами.





«Музееведение в школе. Музейная педагогика. Использование возможностей музея для повышения качества обучения на уроках истории»

Интегрируя основы педагогики и методику преподавания предмета в музееведческую деятельность получаем инновационную музейную педагогику

116.3kb.

12 10 2014
1 стр.


Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. «Музейная педагогика»

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения

229.64kb.

14 12 2014
1 стр.


«Использование интерактивных методов обучения на уроках». Приглашаются учителя истории со стажем не более 10 лет

Итоги проверки управленческой деятельности в школах №6, 18, 23, 29, Георгиевской сш, Илекской сш

32.48kb.

25 12 2014
1 стр.


Здороьесбережение – главное условие для повышения качества образования в школе

Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях внедрения фогос

159.83kb.

17 12 2014
1 стр.


Использование педагогического потенциала музеев в преподавании физики в школе

Дидактические принципы обучения являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т п. Впервые принципы обучения были сформулированы ве

64.42kb.

14 12 2014
1 стр.


Использование текстов художественных произведений на уроках истории и во внеурочной работе
122.38kb.

14 12 2014
1 стр.


Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм

534.23kb.

15 12 2014
3 стр.


Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности
591.57kb.

04 09 2014
3 стр.