Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения поделены на четыре группы:

1) для развития сознательного чтения;

2) для формирования правильности чтения;

3) для развития беглости чтения;

4) для развития выразительности чтения.

I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения в свою очередь делятся на подгруппы.
Первая из них – логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они

различаются?



Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назовите одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила ,грабли.

Упражнения по развитию навыка чтения


Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свекла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, береза, ель, сосна.

Курица, гусь, утка, индейка.

Зеленый, синий, красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.

Минута, время, час, секунда.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Василий, Федор, Семен, Иванов,Петр.

Ель, сосна, кедр, осина.

Лук, огурец, морковь, яблоко.

Гриб, ландыш, ромашка, василек.
4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа,стакан.

а) У них одинаковое количество букв.

б) Они одного рода.

в) Они состоят из двух слогов.


5. Путём перестановки букв составьте слово.

Уклбо; сноас; упкс.
6. Составьте новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксер.

Молоко, нерест, тарелка.
7. Разделите слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца ,стол.

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
8. К выделенному слову подберите нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найдите четвёртое слово.

а) Песня – композитор; самолет – …



(аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).

б) Школа – обучение; больница – …



(доктор, ученик, лечение, учреждение, больной).

в) Нож – сталь; стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

г) Лес – деревья; библиотека – …

(город, здание, библиотекарь, театр, книги).

д) Утро – ночь; зима – … (мороз, день, январь, осень, сани).

Вторая подгруппа упражнений – игры со словами.
1. Найдите слово в слове.

Гроза, шутка, часовщик, газета, поднос, прищепка, кустарник, шоколадка,

ярмарка.
2. Подберите пару.

а) Песня

площадь

подруга

подарок

полотенце

парикмахер

б) Загар

звонок

забор

задача

земляника
3. Закончите предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р , и т г ы р , в д р ы ы , о ы б б р.


4. Шарады.

С буквой К живу в лесу.

С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан)

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Картина)
5. Загадки.

Любые, которые подходят к теме урока.


6. Найдите животное среди строк.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.
Третья подгруппа упражнений – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
1. Составьте текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме урока.

2. Составьте предложения (3–4) к теме урока.



В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребя_

та, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, удочки, улов, чайки.

3. Закончите рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...



Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне...


Четвёртая подгруппа упражнений – работа с текстом (в учебнике).
1. Прочитайте текст самостоятельно, ответьте на вопросы, написанные

на доске.


2. Расположите вопросы по порядку содержания текста.
3. Задайте вопросы по тексту или по части текста.
4. Определите, сколько частей в тексте; есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.

Докажите, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. Выберите заголовок из предложенных.

Расставьте заголовки частей по порядку содержания текста.

Подберите к заглавию часть текста.

Озаглавьте части текста.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения включают несколько подгрупп.
Первая подгруппа – упражнения на развитие внимания, памяти.

1. Назовите картинки – 5 предметов (постепенно количество увеличивается).

Картинки расположены на доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.
2. Опишите предмет (показать и убрать).
3. Повторите, что сказал учитель (называются попарно шесть слов, сходных по звучанию). Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

4. Выберите слова с данным звуком (чтение четверостишия, предложений, текста).


5. Подберите названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
6. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
7. Выберите предмет, в названии которого ударение падает на 1_й слог (2_й, 3_й) (показать предметы).
8. Выберите слова, в которых два слога (один, три и т. д.). Произнесите 8–10 слов.
9. Повторите скороговорку, предложение, текст.
10. Заучивание четверостиший.
Вторая подгруппа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель, мыл – мыль, мал – мял. Мышка – мошка – мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, чёрное, ёелтое; кукла, мама, папа, лапа,ложка.
4. Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

6. Предварительное по слоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.



III. Упражнения для развития беглости чтения.
Большое место на уроках отводится чтению детей вслух и про себя. При этом систематически пользуюсь приемами, направленными на формирование осознанного беглого чтения.
1. Внедряю элементы технологии В.Н. Зайцева, в частности жужжащее

чтение, которое помогает ясному и правильному произношению слов и

развитию скорости чтения.
2. Большое внимание уделяю хоровому чтению знакомого и незнакомого текста. При громком чтении детей вслух отрабатываю одинаковый темп, ритм, правильную постановку ударения в словах, логические паузы.

Такое чтение использую для чтения всем классом, группами, парами.


3. Чтение про себя. Совершенствует навыки сознательного, правильного,

беглого чтения и учит самостоятельности в работе с текстом.


4. Многократное чтение. Развивает и совершенствует беглость чтения,

умение сознательно и правильно читать вслух и про себя, совершенствует

механизм памяти.
5. Индивидуальное чтение. Показывает, насколько сформирована техника чтения учащихся.
6. Поочередное чтение текста учителем и учениками. Читаю 2–3 слова,

а ученики продолжают. Это вызывает у школьников интерес к чтению, помогает найти ключ к пониманию прочитанного.


7. Объяснительное чтение. Развивает логическое мышление и эстетический вкус учащихся, способствует обогащению языка и развитию речи.
8. Эмоционально окрашенное чтение. Связано с выборочным. Ученики должны отыскать в тексте вопросительные, восклицательные, побудительные предложения. Эта работа направлена на развитие глубокого восприятия текста, умение быстро ориентироваться в нем.
9. Чтение по ролям. Позволяет работать над дикцией, интонацией голоса, выразительностью.
10. Чтение цепочкой. Способствует формированию ритма, темпа чтения.

11. Чтение в парах. Используется жужжащее чтение. Сидящие за одним столом ученики по очереди читают друг другу. Это чтение даёт возможность развивать внимание, беглость, взаимопонимание между учащимися.


12. «Продолжи чтение». Ученик читает текст с любого абзаца, остальные ребята находят его в тексте и продолжают чтение. Это помогает осмыслению прочитанного, развитию зрительной памяти.
13. «Найди предложение». Учитель читает ключевое слово из фрагмента текста, а детям нужно найти и прочитать все предложения с ним. Это развивает вдумчивое чтение, мышление, память.

IV. Упражнения для развития выразительности чтения.
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3. Упражнения для дыхания.
4. Упражнения для развития голоса.
5. Упражнения для дикции.
6. Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догонит?

Мчимся наперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.
7. Чтение по ролям, в лицах.
8. Использование «памятки»:
_ Представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении. Читай чётко слова и окончания.

_ Выделяй голосом важные мысли, учитывай знаки препинания.



Кроме работы с учебником, регулярно использую на уроках чтение детской художественной литературы, которая расширяет представления учеников об окружающей действительности, совершенствует технику чтения, способствует полноценному восприятию текста произведений в соответствии с их жанрово - видовыми особенностями.

Развитие навыка чтения.

Сознательность, беглость, правильность и выразительность

Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в ур

89.92kb.

25 09 2014
1 стр.


Выездной райдер соблюдайте правильность написания сценического имени артиста Dj Willen

Соблюдайте правильность написания сценического имени артиста Dj Willen в печатной продукции мероприятия

31.9kb.

11 10 2014
1 стр.


Пример оформления акта проверки осветительной сети на функционирование и правильность монтажа установочных аппаратов

Акт проверки осветительной сети на функционирование и правильность монтажа установочных аппаратов

25.92kb.

10 10 2014
1 стр.


Пример оформления акта проверки осветительной сети на правильность зажигания внутреннего освещения
36.7kb.

10 10 2014
1 стр.


«Музыка выражает, изображает, организует»

Интонация. Интонационная выразительность казахских народных песен и кюев. Музыкальная и разговорная речь

200.16kb.

13 10 2014
1 стр.


Функциональные стили в английском языке.

Фразеология любого языка отличается замечательными художественно-выразительными достоинствами, придающими речи образность, эмоциональность, лаконичность и выразительность

78.08kb.

10 10 2014
1 стр.


-

Кораном, непреходящим чудом на все времена, своими суннами просвещающий духовных наставников; наш Господин Мухаммад избран за выразительность речи и терпимость религии

264.77kb.

14 12 2014
1 стр.


И iii-7-03-2007 управление контрольным и измерительным оборудованием

Только высокая и гарантированная точность результатов измерений обеспечивает правильность применяемых решений на всех уровнях управления

403.63kb.

10 10 2014
3 стр.