Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Дорошева Вера Петровна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Хиславичская средняя общеобразовательная школа»


Тема урока: «Спешите делать добро »

По рассказу А.П.Платонова «Юшка»

Цели урока:

1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П..Платонова.

2. Раскрыть мысли и чувства главных героев, а также авторское отношение к изображаемому.

3. Помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, вызвать уважение к человеку.

4.Заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро.

5.Развивать речь учащихся.

Методические приемы: рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Приложение: мультимедийная презентация.

Ход урока


  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

- «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по времени с современниками… и есть - опережающие время, до которых надо ещё тянуться…».

К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов. ( Слайд 2.)

Самобытность и цельность его произведений, глубокое проникновение в психику человека, важность затрагиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения Платонова интересными для современного читателя. Всю свою жизнь А. Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории. Он обладал талантом слышать чужое горе. Может быть, поэтому, однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности».

Посмотрите на портрет писателя, обратите внимание на его взгляд.

- Какой он? ( Грустный, тревожный, даже тоскливый)

На нас смотрит человек, раньше многих убедившийся в том, что чужого страдания и боли не бывает. На этом лице, пожалуй, замечаешь одни глаза – «живую поверхность его сердца». А душа его полна любви и доброты ко всему живому.

Мы уже немного знакомы с творчеством А. П. Платонова и знаем: читать его произведения не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, а может быть, и самих себя.

Одна из неразрешимых проблем человечества - это проблема добра и зла. Честь и совесть, любовь и нежность, патриотизм и чувство долга - всё это единое целое, что называем мы одним словом – добро.

- Сегодня мы продолжим разговор о добре, о добром отношении людей друг к другу, ко всему, что нас окружает. Урок наш так и называется « Спешите делать добро ».

-Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке? Какие люди достойны глубокого уважения и искренней любви? На эти вопросы нам нужно ответить, проанализировав рассказ «Юшка», который вы прочитали дома.

3. Работа над рассказом «Юшка».

Эпиграфы к уроку: (слайд 3)

- Прочитайте эпиграфы. Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу

« Юшка»? Почему?

1. Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак.

2. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

Олег Волков.

3. Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

Иван Суриков.

4. Жизнь дана на добрые дела.

………………………….Пословица.

5. А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

………………………….М. Ю. Лермонтов.

- Почему вы не выбрали последнее высказывание?

( Юшка - не бунтующий, не мятежный, а очень тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению.)

- Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. (Слайд 4).

- Что мы узнали о нём? (…мал ростом и худ, лицо сморщенное, в руках мало силы. Вместо усов и бороды - отдельные, седые волосы. Глаза белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены…)

- Попробуйте охарактеризовать Юшку одним-единственным словом.

(Слайд 5 ) (Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий).

- Почему « в руках у него было мало силы»? ( Он был тяжело болен туберкулёзом.)

- Почему автор особо выделяет его глаза?

- Как вы понимаете неостывающие? (Неуспевающие высыхать)

(Глаза - зеркало души, плачут глаза – плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом - мыслим.)

- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире?

- Каково отношение детей к Юшке? (Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криком бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.)

-Как вы понимаете слово терзать? Попробуем определить его значение через подбор синонимов. ( Слайд 6 ) Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)

- В «Словаре русского языка» С. Ожегова представлены два значения слова терзать:

1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? ( Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и гонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.)

- Осуждает ли автор Юшку за такое молчание? ( Нет. Потому что А. Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по-язычески верит в свою Богородицу».

- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

- А как сам Юшка объясняет поведение детей?

(«Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

- Согласны ли вы с таким суждением автора? (Нет, над любимыми людьми не издеваются).

- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

- Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? ( Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к ещё большему ожесточению. Люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: « Лучше бы ты умер!»

- Как вы понимаете слово кротость? Давайте к нему подберём синонимы.

( Слайд 7) (Кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.)

- В « Словаре С. Ожегова» « Кроткий - незлобивый, покорный, смирный».

- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит?»

- Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!

Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»?

- Юшка на возражения Даши ответил: « Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое».

-Как вы понимаете слова Юшки? Что значит «слепое сердце»? ( «Слепое сердце- это когда человек любит только себя». «У людей, которые не замечают боли других людей, сердце слепо». « Люди со слепым сердцем не только не делают добро другим, но и не понимают добра, которое делают другие». «Сердце слепое - человек смотрит на горе других людей, и у него ни капли сочувствия, сожаления. «Сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добра другим, не жертвуют ради них собой».

- Вы оказались единодушны в своём понимании «слепого сердца».

- Подведём итог: «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

- А как вы понимаете слово сострадание? Подберите синонимы.

( Слайд 8 ) ( Сострадание- жалость, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, соболезнование).

В « Словаре С. Ожегова: « Сострадание- жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».

- Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что народ любит его, сам он верит в это вполне искренне. Мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело. Но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место - природа.

- Выразительно прочитайте описание природы. Подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает понять образ Юшки? Как чувствует себя Юшка на природе? Почему? ( Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою « любовь к живым существам».)

- Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово - рассердился, разгневался, разозлился, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал.

- Как вы думаете, почему? ( Трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу. Рассердиться, разгневаться он не может по своему характеру, он очень добрый человек.)

- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

- Правильно ли, что он осерчал? ( Обязательно надо было осерчать - нельзя всё время терпеть.)

- Прочитайте по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим.

- Прочитайте слова Юшки: « Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя».) - Понятен ли вам смысл его слов? ( Я человек и имею полное право на жизнь. Юшка осознаёт свою ценность в этом мире).

- Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. ( Слайд 9)

-Рассмотрите иллюстрацию художника к рассказу «Юшка».

-Какой эпизод изображён на ней?

- Итак, произошло то, чего хотели люди,- Юшка осерчал и - ушёл из жизни.

- « Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их».

- Когда это произошло? (Это произошло после смерти Юшки.)

Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили и забыли его. ..

-У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир.

- Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?

- Почему людям без Юшки стало хуже? Прочитайте. ( «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).

- Как вы понимаете смысл слова глумление? ( Издевательство, надругательство).

- Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать « злобу и глумление» на себя?! В чём смысл жизни Юшки?

- Как и почему вспомнили вновь о Юшке?

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? ( Появился человек- приёмная дочь, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке, которая с любовью относится к Юшке и продолжает его дело – делает добро.)

- Каково значение имени Ефим? (Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.)

- Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить своих врагов.

«Побеждай зло добром» - сказано в Библии. Можем ли мы сказать, что это суждение полностью относится к Юшке? ( Да. Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил своё предназначение. Он своим добром победил людское зло, правда, после смерти . Таким людям не ставят памятники. Да это и не нужно. Гораздо нужнее им человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, а не после смерти).

-Прочитайте заключительные строки рассказа .

-Юшка продолжает жить после смерти.

-Вы почувствовали авторское отношение к Юшке? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли он людей за их жестокость?

- Платонов, несомненно, любит своего героя, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. - Мне, как и вам, хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди оценили по достоинству его душевную красоту, чтобы они пришли к пониманию того, что «человечество - одно дыхание, одно живое тёплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все» (Платонов). Но даже при трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу добра, человечности над злом, бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, добро души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград.

- Что же на ваш взгляд является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые поступки, добрые дела.)

- Человек отвечает за добро и зло. Так было, так есть, так будет. Жизнь- это цепь поступков. И вступая в большую, взрослую жизнь, мы должны помнить, что истина заключена в добре. « Возлюби ближнего своего»,- вечная христианская заповедь.

Добрые дела, доброта людей нашли своё отражение в пословицах и поговорках. Прочитайте их. (Это было домашним заданием)

- Объясните их смысл. (Слайд 10 )

- «На добрый привет - добрый ответ».

- «Жизнь дана на добрые дела».

- «Добро век не забудется».

- «Добро не лихо, ходит тихо».

- «Доброму Савве добрая и слава».

- Все они, каждая по-своему, имеют отношение к Юшке. Тема добра нашла своё отражение и в поэзии.

- У А. Яшина есть стихотворение « Спешите делать добрые дела»!

Послушаем его. (Читает ученик)

Ответим на вопросы:

- Почему стихотворение так называется? Этой же фразой автор и заканчивает стихотворение. - Почему?

- Как вы думаете, к кому обращается автор?

- Как вы понимаете смысл этого обращения?

Рефлексия.

- Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нём и его делах. Напишите сочинение- миниатюру. В качестве заголовка возьмите одну из пословиц или фразу « Спешите делать добро», которая была темой нашего урока.

- Чтение сочинений. Выставление оценок.

И закончить наш урок я хочу словами, начертанными на могиле другого доброго человека- доктора Ф. П. Гааза: « Спешите делать добро, пока не стало поздно».

Домашнее задание.



-Прочитайте ещё одно произведение Платонова « В прекрасном и яростном мире».

- Озаглавьте части рассказа.

«Спешите делать добро»
103.16kb.

10 10 2014
1 стр.


«Спешите делать добро»

Проект был разработан и реализуется мбоу «Целинная сош» в рамках Краевого благотворительного марафона «Поддержим ребенка» направлен на поддержку детей, попавших в сложную жизненную

50.97kb.

11 10 2014
1 стр.


Конкурс социальных проектов «Спешите делать добрые дела» номинация «Зелёная планета»
201.02kb.

17 12 2014
1 стр.


Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2011-2012 учебного года по обществознанию

Кому принадлежит высказывание: «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»?

117.5kb.

23 09 2014
1 стр.


Классный час по нравственному воспитанию для обучающихся 7-8 классов

Совместно с учителем русского языка предложено написать мини-сочинение на тему добра и зла: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

153.58kb.

10 10 2014
1 стр.


Добро пожаловать в Центр фотохимии Российской академии наук

Сейчас у Вас время, когда надо делать очередной выбор – выбирать кафедру, где Вам предстоит заняться не учебой, а наукой – задавать вопросы Природе и искать ответы на заданные вопр

54.7kb.

14 12 2014
1 стр.


Сценарій вистави «Твій вибір» Вступ Танець «Добро і Зло»

Танець «Добро і Зло». Звучить музика Вівальді в сучасній обробці

133.96kb.

04 09 2014
1 стр.


Отчет Центра активной молодежи г. Иркутска «Центра поддержки и развития добровольчества «Твори добро»

Волонтеры центра «Твори добро» облагораживали территорию больницы ко дню начала благотворительной медицинской акции «Операция Улыбка»

40.7kb.

09 10 2014
1 стр.