Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ивановская средняя общеобразовательная школа
393432 Тамбовская обл., Сампурский район, с. Ивановка, ул. Крупской.



Классный час

по нравственному воспитанию

для обучающихся 7-8 классов

разработан учителем географии

МОУ Ивановской СОШ

Ерохиной Галиной Васильевной.

2011

Цель: формирование нравственных понятий «доброта» и «милосердие».

Задачи:


  • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;

  • способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора;

  • прививать обучающимся такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;

  • развивать умение мыслить и рассуждать.

Форма: классный час-размышление.

Участники: обучающиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап:

1. Совместно с учителем русского языка предложено написать мини-сочинение на тему добра и зла: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».



Л.Н. Толстой

  1. Совместно с учителем изобразительного искусства предложено нарисовать символы добра и зла.

  2. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

  3. Несколько человек готовятся к выступлению (стихи, сказки, басни на тему добра).


Ход классного часа.

Вступительное слово учителя:

В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти веч­ные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе на эту тему.
Учитель предлагает школьникам продолжить фразу: «Доброта — это...», затем обобщает ответы обучающихся.
В словаре С.И.Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, от­кликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь дру­гому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бес­корыстно, по велению сердца. Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку.

Ученица читает стихотворение М. Шехтер:

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово —

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Ребята, многим известны пословицы и поговорки про добро и зло. Давайте вспомним их.


  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Доброе дело и в воде не тонет.

  3. Доброе слово лечит, а худое калечит.

  4. Про доброе дело говори смело.

  5. Злой не верит, что есть добрые люди.

  6. Злом за зло не воздавай.

  7. Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

  8. За добро постоим, а на зло - настоим.

  1. Злой человек не проживет в добре век.

  2. Не ищи красоты - ищи доброты.

  3. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  4. Мир не без добрых людей.

  5. Худо тому, кто добра не делает никому.

  6. Не хвались серебром, а хвались добром.


Учитель:

Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего добро­го», «желаю вам добра и счастья» — это не просто выраже­ние вежливости, в этих словах мы выражаем свою челове­ческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые жела­ния живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. Почему же не у каждого получается быть добрым? Ведь даже в семье могут сложиться совсем не добрые и тёплые отношения. Достаточно часто в средствах массовой информации рассказывают о трагедиях, которые случаются среди близких и родных людей. Жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с родителями…


Послушайте, пожалуйста, болгарскую сказку «Непослушные дети».


Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поставив ведра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь, и сказала:

- Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!

Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки. Первый сын обернулся и сказал:

- Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.

Второй сказал:

- А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!

- Я, мамочка, так удобно пристроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется, – лениво добавила девочка. А четвертый, самый маленький, громко крикнул:

- Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица!

Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова и ее сильно знобило.

Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын.

Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью.

- Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! – укорила ее девочка.

- Милые дети, – отвечала мать слабым голосом, – я очень больна. Мои губы потрескались от жажды. Утром вы вылили из ведер всю воду до последней капли. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу! Тогда отозвался первый сын:

- Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.

- Ты забыла, что у меня шапка дырявая, – добавил второй.

- Какая ты смешная, мама! – сказала девочка.- Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание?

Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотевшем окне. Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала:

- Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей!

И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал:

- Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет улететь от нас!

Дети бросились бежать, но когда они приблизились к дому, их мать уже вылетала в открытую дверь.

- Куда ты, мама? – спросили дети в один голос.

- Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы – плохие дети.

Мамочка, – запищали все четверо, – вернись домой, мы сразу принесем тебе воды.

-Поздно, детки. Я уже не человек – вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер. И она полетела над землей.

С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала. Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нем их матери. А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда.

Учитель предлагает высказать своё мнение об этой сказке.

-Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?

-Можно ли принудить человека быть добрым?

-Согласны ли вы с мыслью о том, что доброе отношение к людям проявляется уже в детские годы?


Вместе делают вывод о том, что Доброта живет в том доме, где царят любовь, взаимопонимание, благодарность, забота друг о друге, покой. Очень плохо, если дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним.


Самый близкий и добрый человек, который заботится о нас с самого раннего детства – мама. Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло. Есть такая пословица: при солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами.


Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”.


Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.


Ребята, нам, живущим в семье, трудно представить жизнь детей в детских домах, мечтающих о любящей и заботливой маме. Как хорошо, что в нашей стране много делается для того, чтобы не было детей без родителей. Несколько лет назад появились передачи на телевидении, в газетах: центральных, областных и даже в нашей районной газете «Трудовая слава» есть рубрики, которые помогают найти новую семью детям из детских домов и домов ребёнка. И в нашем селе нашлись добрые люди, не пожалевшие ласки, тепла, внимания и заботы и ставшие приёмными родителями для детей – сирот. В газете «Аргументы и факты» уже несколько лет существует рубрика «Доброе сердце», которая помогает собрать средства – нередко огромные суммы, на дорогостоящие операции тяжело больным детям, на оказание материальной помощи инвалидам, тем, кто не может выжить без доброго сердца незнакомых, но бескорыстных и милосердных людей.

Далее учитель предлагает учащимся послушать басню древнегреческого баснописца Эзопа и ответить на вопрос, в чем ее смысл?

Солнце и ветер

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

— Я докажу, что я сильнее, — воскликнул ветер. — Вот видишь человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахи­вал на себе плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыб­нулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелю­бие всегда пересилят ярость и принуждение.

Эзоп был рабом при дворе царя Крёза. Свои бессмерт­ные басни он сочинил в XVI в. до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни.

(Обсуждение)


Во что может превратиться человек, помнящий зло, пе­рестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его и человеком - то назвать трудно. Человек на то и чело­век, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Зем­ле гораздо больше, чем злых.

У Л.Н. Толстого есть замечательное высказывание:

“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.


Я думаю, что каждый из Вас совершает больше хороших поступков, чем плохих. Давайте послушаем несколько ваших сочинений.

(Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений).

Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело


Ради счастья людей. Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле.

А сейчас послушаем «Сказочку о счастье» И. Токмаковой:


На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.



  • О, всемогущий мой король,

  • Подать хоть грошик мне изволь.

  • Эй, попрошайка, пропусти

  • Скорей мою карету.

  • Сойди немедленно с пути,

  • Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат,

-Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти


Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из лесу я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

- А ну, старуха, пропусти


Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь....

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!



Вопросы для обсуждения:
Как бы вы озаглавили эту историю?
Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Случались ли с вами подобные истории?
Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-либо вам указал на ваш недостаток?
Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем?
Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем?
Изменилась ли она после встречи?
Чему учит нас эта сказка?
Доброта - стремление человека дать счастье всем людям.

Делайте добро! Это принесет вам счастье.




По качествам, определяющим доброту, человека можно назвать:
- Добродетельный (высоконравственный);
- Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру);
- Доброжелательный (желающий добра другому);
- Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением);
- Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)
- Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)

Мне очень хочется, чтобы каждому из вас всегда подходили эти определения.

Пусть завтра будет, как вчера, кто сердце не остудит!
Спешите, день начать с добра, и день ваш добрым будет.
Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти!
И горьких не было б потерь совсем на белом свете!
Пусть чьи-то сбудутся мечты и сгинут все напасти,
Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье!

Завершить классный час можно словами В.А. Сухомлинского (лучше, если они будут на экране):



«Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показа­тель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня ста­новится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим лю­дям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность — главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе».








Классный час по нравственному воспитанию для обучающихся 7-8 классов

Совместно с учителем русского языка предложено написать мини-сочинение на тему добра и зла: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

153.58kb.

10 10 2014
1 стр.


Л. Д. Гущина Классный час, посвященный 75-летию Алтайского края. «Моя малая Родина»

Данный классный час – ступень в системе мероприятий по патриотическому воспитанию, рассчитанная на учащихся 1-2 класса начальной школы, возраст детей 7-8 лет

58.59kb.

08 10 2014
1 стр.


Конкурс методических разработок, номинация «Программа для организации внеурочной деятельности»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс

235.95kb.

01 10 2014
1 стр.


Классный час «Минздрав предупреждает»

Классный час предназначен для проведения в старших классах, так как именно подростки находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности алкоголя, табакокурения и других

112.75kb.

15 09 2014
1 стр.


Классный час «Язык моей малой Родины»

Предварительная подготовка: единый классный час готовили учащиеся 10 класса

63.17kb.

17 12 2014
1 стр.


Классный час для учащихся 3 классов Подлесных Е. А

Цель: познакомить детей с памятными местами, которые носят имя М. В. Ломоносова, воспитывать любовь к родному городу

49.34kb.

09 10 2014
1 стр.


Классный час «Любимый город мой»

Наш классный час посвящен родному краю. Город получил свое название в честь Виктора Павловича Ногина, известного революционера

93.39kb.

10 09 2014
1 стр.


Классный час в начальной школе по теме: "Энергосбережение"

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта п

85.14kb.

26 09 2014
1 стр.