Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака»

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящаяся на поверхности, - рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств, в частности использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».

Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу. В данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспрессии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» близки по смыслу и являются плеоназмами. Они используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное - это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения: «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» Здесь имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…».



Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!» - подчеркиваются необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами», - восклицательный знак используется для усиления отрицания.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева
26.58kb.

18 12 2014
1 стр.


3 курс одо, филологический ф-т

О. Уайлд. «Портрет Дориана Грея», «Саломея», «Счастливый принц», «Рыбак и его душа», «Стихотворения в прозе»

20.02kb.

08 10 2014
1 стр.


«иван сергеевич тургенев «стихотворения в прозе». Особенности жанра

Развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический и музыкальный вкус

69.48kb.

14 10 2014
1 стр.


Стилистический анализ рассказа Уильяма Сомерсета Моэма

Стилистические приемы и выразительные средства английского языка

233.47kb.

03 09 2014
1 стр.


План анализа лирического стихотворения

Связь стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи стихотворения)

43.58kb.

17 12 2014
1 стр.


Н. А. Заболоцкий ( анализ стихотворения «Журавли» ) Цели урока: обучение анализу лирического стихотворения, исследование

Эпиграф “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на ум

90.69kb.

18 12 2014
1 стр.


Комплексный анализ стихотворения Д. Б. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»

Тема: комплексный анализ стихотворения Д. Б. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»

94.56kb.

14 12 2014
1 стр.


Евгений Лукин sol oriens

Евгений Лукин. Sol Oriens. Стихотворения в прозе. Спб, издательство «Царское село», 2003

422.23kb.

13 09 2014
1 стр.