Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



На правах рукописи
МУСИЕНКО Светлана Александровна

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)
Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным

хозяйством: региональная экономика

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Майкоп - 2009

Работа выполнена в Адыгейском государственном университете
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Тамов Аслан Алиевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Авдеева Татьяна Тимофеевна

кандидат экономических наук, доцент

Леонтьева Елена Анатольевна
Ведущая организация: Кубанский государственный технологический университет
Защита состоится « 21 » декабря 2009 г. в « 12 » час. на заседании диссертационного совета Д 212.001.06 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Адыгейском государственном университет» по адресу: 385000 г. Майкоп, ул. Университетская, 208, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет».

Автореферат разослан « 19 » ноября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук, доцент Е.Н. Захарова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Необходимость разработки теоретических и прикладных аспектов стратегического управления экономическим взаимодействием субъектов федерации может быть аргументирована совокупностью взаимосвязанных обстоятельств.

Первое из них состоит в том, что межрегиональное взаимодействие является весьма важной и относи­тельно малоисследованной функцией регионального управления, призванной эффективно использовать потенциал межтерриториальной коо­перации и интеграции для достижения стратегических целей социального и экономическо­го развития регионов - субъектов сотрудничества. В то же время кооперационные и интеграционные процессы в россий­ском межрегиональном пространстве идут довольно медленно, при этом одним из существенных факторов торможения выступает преобладание во взаимоотношениях регионов элементов конкуренции, нежели сотрудничества на долговременной основе.

Второе обстоятельство связано с тем, что устойчивое оздоровление общеэкономической ситуации, имевшее место в период восстановительного роста, создало благоприятные предпосылки для перехода регионов к стратегическому управлению с ис­пользованием технологий межрегионального сотрудничества в русле их стратегического взаимодействия. В условиях сохранения кризисных явлений в российской экономике из-за продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса потребность в стратегическом взаимодействии регионов, как одной из эффективных антикризисных мер региональных администраций, еще более возрастает.

Третье обстоятельство обусловлено тем, что сформировавшаяся за годы реформ на региональном уровне система управления социально-экономическим развитием ещё в недостаточной степени обеспечена механизмами сотрудничества, что не позволяет администрациям регионов комплексно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы и потенциальные конкурентные преимущества, обеспечивать создание необходимых условий для устойчивого развития подведомственных территорий.

В этой связи все более актуальным, как в теоретическом, так и в практическом аспектах становится методологическое и методическое обеспечение процесса стратегического управления межрегиональным экономическим взаимодействием.

Степень разработанности проблемы. В зарубежной и отечественной научной литературе опубликовано значительное количество исследований по проблемам межрегиональных экономических взаимодействий. К ним можно отнести работы таких зарубежных ученых, как К. Тюнен, Г. Мюрдаль, Э. Денисон, У. Изард, и др., в которых заложены основы теории и методологии регионального развития. Исследованиям проблем развития интеграционных процессов посвящены работы Дж, Винера, Я. Тинбергена, В.Уоллеса, Ж. Сапира, Р. Харрода, И. Шумпетера и др.

Особенности формирования и реализации региональной социально-экономической политики в современной России отражены в исследованиях отечественных ученых А.Г. Аганбегяна, С.Ю. Глазьева, А.Г. Гранберга, А.А. Ермоленко, О.В. Иншакова, В.Н. Лексина, Н.П. Кетовой, В.В. Кистанова, А.М. Марголина, В.Н. Овчинникова, Р.А. Попова, С.Г. Тяглова, Б.М. Штульберга и др.

Различные аспекты теории и практики межрегиональных экономических отношений рассматриваются в работах А.А. Джаримова, А.А. Керашева, Б.З. Мильнера, А.И.Татаркина и др.

Вместе с тем, детальный анализ работ зарубежных и отечественных экономистов по обоснованию движущих сил территориального развития позволяет утверждать, что в них имеет место определенный перекос в сторону такого аспекта межрегионального экономического взаимодействия, как межрегиональная конкуренция, и не вполне оправданная недооценка другого аспекта – межрегионального экономического сотрудничества, потребность в развитии которого становится особенно заметной в условиях обострения общеэкономической ситуации. Сравнительно мало исследований посвящено вопросам экономического взаимодействия единых с экономико-географической точки зрения регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Адыгея и Краснодарский край) и механизмам его реализации. Это обстоятельство определило выбор темы исследования, постановку его цели и конкретных задач.



Цель диссертации заключается в концептуальном обосновании стратегических приоритетов межрегионального экономического взаимодействия и механизмов их реализации применительно к условиям Краснодарского края, как крупного бюджетно обеспеченного региона, и Республики Адыгея, как малого проблемного региона.

Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и содержание межрегионального экономического взаимодействия в контек­сте стратегического управления развитием региона в рыночных условиях;

- обосновать целесообразность рассмотрения межрегионального
взаимодействия как фактора стратегического развития субъектов федерации:

- разработать методические положения по формированию стратегии межрегионального взаимодействия;

- на основе анализа динамики конкурентных позиций и межрегиональных связей Краснодарского края и Республики Адыгея обосновать стратегические приоритеты их экономического взаимодействия;

- разработать предложения по активизации межрегионального сотрудничества регионов;



- обосновать механизмы реализации стратегических приоритетов межрегионального экономического взаимодействия в условиях врастания российской экономики в мирохозяйственные связи.

Объект исследования - система экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии межрегионального экономического взаимодействия.

Соответствие темы диссертации паспорту специальности ВАК РФ. Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика): 5.5. «Пространственные экономические трансформации; проблемы формирования единого экономического пространства в России; региональная социально-экономическая дифференциация; интеграция и дезинтеграция в территориальном аспекте»; 5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и му­ниципальном уровнях, функции и механизм управления»; 5.17. – «Региональное стратегическое планирование; региональные программы развития».

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области стратегического управления социально-экономическим развитием региональной экономики. Институционально-нормативную базу исследования составили законодательство Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Краснодарского края, Республики Адыгея и других регионов.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Исследование построено на принципах системно-функционального подхода. При обосновании теоретико-методических положений и выводов использованы общенаучные логические приемы и методы исследования: сравнительный, структурно-функциональный, анализ и синтез, а также частные методические средства экономических разработок: экономико-статистические группировки, SWОТ- анализ, прогнозные и экспертные оценки, динамические ряды и др.

Информационно-эмпирическую базу исследования, обеспечивающую репрезентативность первичных данных, достоверность, надежность и обоснованность выводов, рекомендаций и предложений, составили: официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; долгосрочные стратегии и среднесрочные программы социально-экономического развития Краснодарского края, Республики Адыгея и других регионов Юга России; данные, изложенные в монографиях и статьях; аналитические расчеты автора.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении, что в условиях современной России опережающее развитие экономического сотрудничества субъектов федерации на основе эффективного использования их конкурентных преимуществ предполагает разработку соответствующих стратегий межрегионального взаимодействия.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. В условиях регионализации социально-экономических процессов совокупность факторов, в числе которых: развивающаяся межрегиональная взаимосвязь субъектов федерации, проявляющаяся в товарных потоках, переливе капитала, производственной и научно-технической сферах, миграции населения; заинтересованность в вовлечении в хозяйственный процесс природных ресурсов соседних регионов, которыми сами регионы не располагают или располагают в недостаточной мере; необходимость в создании межрегиональных структур для усиления конкурентных позиций на народнохозяйственном уровне – объективно обусловливают возрастающую потребность регионов в активизации межрегионального взаимодействия в форме сотрудничества и интеграции как одного из важнейших инструментов реализации региональных интересов.

2. Современная практика управления межрегиональным взаимодействием характеризуется отсутствием достаточной системности и стратегической ориентированности, что не позволяет региональным администрациям эффективно использовать возможности межрегионального сотрудничества. В условиях, когда регионам, как и Центру, необходимо не только решать вопросы выхода из кризиса, но и определяться с траекторией посткризисного социально-экономического развития на основе вовлечения всех факторов, способствующих оживлению и последующему экономическому росту, принципиально важным становится именно стратегическая компонента межрегионального взаимодействия.

3. Анализ тенденций экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея в рыночных условиях показал, что:

- сотрудничество между регионами носит несистемный характер, ресурсу взаимодействия друг с другом не придается должного значения;

- наибольший позитивный эффект от их взаимодействия имеет место в тех сферах, где оно опирается на конкурентные преимущества обоих регионов, обусловленные их природно-ресурсными, географическими, производственно- экономическими и прочими сочетаниями;

- для активизации взаимовыгодного сотрудничества Краснодарского края и Республики Адыгея имеются значительные резервы, как на межрегиональном, так и на межмуниципальном и межхозяйственном уровнях.

4. Концептуальной особенностью стратегии активного межрегионального взаимодействия Краснодарского края, как крупного бюджетно обеспеченного региона, и Республики Адыгеи, как малого дотационного региона, на обозримую перспективу является интеграция наиболее предрасположенных к этому отраслей и территорий в межрегиональные хозяйственные кластеры с возможным участием в них и других регионов ЮФО.

5. Механизмы реализации стратегии активного межрегионального взаимодействия целесообразно формировать в рамках системы стратегического управления этим процессом, причем на всех этапах ее конструирования, включая разработку сценария межрегионального взаимодействия, концепции, оценочного прогноза, межрегиональной целевой среднесрочной комплексной программы. В системе инструментов, реализации стратегии активного межрегионального экономического взаимодействия ведущая роль должна принадлежать программному инструменту, интегрирующему возможности каждого из взаимодействующих регионов в систему более высокого порядка.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании межрегиональных экономических связей как объекта стратегического управления и концептуальном обосновании методических подходов к формированию стратегии активного межрегионального экономического взаимодействия и механизмов ее реализации.

Конкретные положения научной новизны диссертационной работы заключаются в следующем:

- обоснована необходимость и возможность повышения в условиях современной российской экономики роли стратегической компоненты межрегионального экономического сотрудничества, что связано, с одной стороны, с отсутствием в практике управления этим процессом системности и стратегической ориентированности, с другой стороны, - с возможностями, предоставляемыми современной практикой управления отечественной экономикой, преобразующегося на региональном уровне в систему стратегического управления;

- выявлены и систематизированы структурно-динамические характеристики процесса экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея в период восстановительного роста экономики, что позволило обосновать причины недостаточной эффективности межрегионального сотрудничества;

- установлены предпосылки активизации межрегионального взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея: их уникальное географическое взаиморасположение, в соответствии с которым Республика Адыгея анклавно позиционируется внутри территории Краснодарского края; совместные потребности в приоритетном развитии аграрно-промышленного производства, сферы туристско-рекреационных услуг, производства строительных материалов и транспортной инфраструктуры; устойчивые и углубляющиеся культурно-этнические, социально-экономические и социально-политические связи между регионами;

- предложена модель комплексного механизма реализации стратегии межрегионального экономического взаимодействия, являющаяся составляющей систем стратегического управления экономиками взаимодействующих субъектов федерации, определяющая порядок и последовательность действий администраций этих регионов по обоснованию и целенаправленной реализации стратегии межрегионального взаимодействия;

- разработаны и апробированы на примере Краснодарского края и Республики Адыгея методические основы межмуниципального взаимодействия, как одного из перспективных срезов интеграционного взаимодействия регионов, на основе их социально-экономического районирования, базирующегося на группировке муниципальных образований с идентичными или взаимодополняемыми потенциальными экономическими преимуществами. Обоснована необходи­мость и определены приоритетные направления межмуниципального сотрудничества двух регионов с целью повышения эффективности функционирования экономики каждого из взаимодействующих муниципальных образований и регионов в целом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем положения и выводы уточняют и дополняют систему экономических знаний о региональной экономике и условиях ее эффективного функционирования, а также в возможности применения авторской концепции в качестве теоретической основы разработки стратегии активного экономического взаимодействия регионов с использованием их потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных природно-климатическими, географическими, ресурсными и некоторыми другими особенностями.

Отдельные результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке методического обеспечения курсов: «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика» и «Стратегический менеджмент».



Практическая значимость исследования определяется следующим:

- выводы и рекомендации диссертацион­ной работы могут использоваться в процессе оптимизации системы стратегического управления региональной экономикой;

- методический аппарат оценки межрегионального взаимодействия, апробированный на примере экономик Краснодарского края и Республики Адыгея, может быть использован органами исполнительной власти при разработке региональных и муниципальных программ развития;

Отдельные положения диссертации нашли применение в учебном процессе Адыгейского государственного университета.



Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертационной работе, докладывались в порядке обсуждения на научно-практических конференциях в гг. Пензе, Краснодаре и Майкопе в 2007 - 2009 гг.

Публикации результатов исследования. Основное содержание диссертации и результаты научных исследований изложены в 9 авторских публикациях общим объемом 2,7 п.л., в том числе в издании, зафиксированном в перечне ВАК РФ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, выводов и предложений, списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении на основе анализа степени разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной литературе обоснованы актуальность и значимость темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулированы основные положения диссертации, выносимые на защиту, научная новизна и практическая значимость полученных результатов, представлена информация об их апробировании.

В первой главе - «Теоретико-методические основы разработки стратегии экономического взаимодействия регионов в современных условиях» изложены результаты исследования сущности и теоретического содержания процесса межрегионального экономического взаимодействия в рыночных условиях, определены его роль и место в стратегическом управлении региональным развитием, проанализированы методы оценки и обоснования перспектив взаимодействия регионов.

Действовавшая в условиях планово-директивной экономики система планирования и контроля над распределением и использованием ресурсов, товарными потоками в известной степени обеспечивала и стимулировала межрегиональное взаимодействие, несмотря на то, что она же ограничивала возможности властей территорий в самостоятельном использовании потенциала регионального развития.

На этапе продолжающихся рыночных трансформаций практика межрегионального взаимодействия востребовала научное обоснование данного направления деятель­ности, которое следует рассматривать как часть объекта регионального управления.

Под межрегиональным экономическим взаимодействием в данном исследовании понимается совокупность экономических отношений между двумя или несколькими регионами, реализуемых ими исходя из интересов каждого из них на условиях баланса интересов всех участников, в рамках правовых и социально-экономических отношений, установленных государством.

В условиях децентрализации экономических отношений, когда центр тяжести в обеспечении экономического взаимодействия постепенно смещается с федерального на региональный уровень управления, ряд факторов (развивающаяся в различных формах межрегиональная взаимосвязь субъектов федерации, заинтересованность в совместном использовании природных ресурсов; необходимость в создании межрегиональных структур для усиления конкурентных позиций на народнохозяйственном уровне и др.) объективно обусловливают возрастающую потребность регионов в активизации межрегионального взаимодействия в форме сотрудничества и интеграции как одного из важнейших инструментов реализации региональных интересов.

Межрегиональные связи могут проявляться на различных уровнях экономики, включая народнохозяйственный, региональный, муниципальный уровень и уровень хозяйствующих субъектов, реализуясь в следующих формах: взаимный товарообмен, научно-техническое сотрудничество, инвестиционная и инновационная деятельность, производственные связи и кооперация, взаимодействие в сфере финансов и кредита, перераспределение трудовых ресурсов, совместное использование и освоение природных ресурсов, транспортное сотрудничество, сотрудничество в сфере энергетики.

При сохранении баланса интересов всех участников межрегионального взаимодействия важно обеспечить согласованность их действий, включая четкую последовательность и предсказуемость, с учетом максимально возможного использования соответствующих конкурентных преимуществ регионов.

Межрегиональное взаимодействие может носить как стратегический, так и оперативно-тактический характер. Стратегическое управление межрегиональным взаимодействием должно опираться на определенную систему взаимоувязанных научных принципов, к числу важнейших из которых следует отнести принципы целенаправленности, системности, комплексности, стратегического соответствия, баланса интере­сов, инновационности и эффективности.

Качество и эффективность стратегического управле­ния межрегиональным взаимодействием во многом зависит от прогнозно-аналитических работ, которые предшествуют самому процессу управления взаимодействием и должны проводиться поэтапно. В диссертации предложен один из возможных вариантов, состоящий из следующих этапов: стратегический анализ стартовых условий межрегионального взаимодействия; обоснование системы стратегических целей и приоритетов межрегионального взаимодействия на перспективу; обоснование механизма реализации стратегических целей межрегионального взаимодействия.

Каждый из указанных этапов предполагает проведение количественных расчетов, для чего необходимо иметь соответствующий инструментарий, систему показателей и информационную базу. В работе в сравнительном плане проанализированы и систематизированы методы количественного анализа и прогноза, а также условия их применения в процессе стратегического управления межрегиональным взаимодействием.



Во второй главе «Анализ тенденций и обоснование стратегических приоритетов экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея» дана характеристика Южного федерального округа как пространства для экономического взаимодействия регионов, исследованы тенденции экономического сотрудничества Краснодарского края и Республики Адыгея, обоснованы стратегические приоритеты их взаимодействия на обозримую перспективу.

На процессы экономического взаимодействия регионов оказывает разностороннее влияние множество внешних и внутренних факторов, в числе которых большое значение имеют состояние и перспективы развития макрорегиона, в котором находятся взаимодействующие регионы.

Роль и место федеральных округов, как макрорегионов, в обеспечении экономического взаимодействия расположенных на их территориях регионов логически следуют из неполного соответствия федеральных и региональных интересов, необходимости перманентного согласования политики региональных администраций, несущих всю полноту ответственности за социально-экономическое развитие подведомственных территорий, и регионального среза общегосударственной социально-экономической политики, проводимой федеральным центром.

В современных условиях федеральные округа, являясь довольно существенной компонентой сис­темы государственного управления и реализуя функцию стратегической координации развития регионов, определенно способствуют созданию необходимых условий для активизации межрегионального сотрудничества. В то же время, перспективы сбалансированного развития макрорегионов на основе эффективных и устойчивых межрегиональных связей находятся в обратной зависимости от глубины и динамики межрегиональных социально-экономических различий.

В рассматриваемом контексте было выявлено, что для ЮФО характерна значительная поляризация в развитии регионов - Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей, - занимающих в макрорегионе по уровню развития не просто ведущие позиции в итоговом рейтинге, но лидирующих по абсолютному большинству составляющих рейтинговой оценки показателей, с одной стороны, - и остальных национально-территориальных автономий, с другой стороны, и что указанная поляризация имеет тенденцию к усилению (табл. 1).

Выбор в качестве объектов исследования межрегионального взаимодействия двух регионов – Краснодарского края и Республики Адыгея - автор аргументировал следующими обстоятель­ствами: уникальным их географическим взаиморасположением; вхождением Адыгеи в течение длительного периода в состав Краснодарского края (с 1937 - по 1991 гг.) на правах автономной области и формированием в этот период структуры экономики обоих регионов как единого целого; сопоставимостью природно-климатических условий ведения аграрно-промышленного производства и развития туристско-рекреационной сферы, являющихся в обоих регионах приоритетными; наличием многообразных культурно-этнических, социально-экономических и социально-политических связей между ними на различ­ных этапах их исторического развития, а также усилившимися издержками в социально-экономическом развитии обоих регионов, вызванными их обособленным функционированием.






Регионы


Показатели

конкурентоспособности




Республика Адыгея

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская

Республика




Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская

Республика




Республика Северная

Осетия-Алания



Краснодарский край

Ставропольский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

1

Валовой региональный продукт на душу населения

8

10

12

9

11

7

6

2

5

3

1

4

2

Объем промышленного производства на душу населения.

8

10

12

9

11

7

5

3

6

4

1

2

3

Объем сельскохозяйственного производства на душу населения

8

10

12

6

3

4

9

1

2

11

5

7

4

Уровень развития малого предпринимательства

5

12

10

8

11

6

9

2

7

4

3

1

5

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. на душу населения

4

6

12

11

7

8

10

2

9

1

5

3

6

Доля убыточных предприятий, %

4

7

12

9

10

8

11

1

2

6

5

3

7

Экспорт продукции в расчете на душу населения, долл.

12

10

8

11

6

9

7

4

5

3

1

2

8

Номинальная зарплата на одного работника , тыс. руб.

8

12

9

10

11

7

6

1

5

2

4

3

9

Среднедушевые денежные доходы населения, тыс. руб.

10

6

12

9

11

8

7

1

5

4

3

2

10

Объем розничного товарооборота на душу населения, тыс. руб.

10

6

12

9

11

7

8

2

4

3

5

1

11

Обеспеченность жильем, в кв. м. на душу населения

2

11

12

10

3

8

1

7

6

9

4

5

12

Объем платных услуг на душу населения, тыс. руб.

11

7

8

10

12

9

6

1

3

5

2

4

13

Доля малоимущего населения, %

9

11

12

7

8

10

4

3

6

1

5

2

14

Уровень безработицы, %

7

9

12

11

8

6

10

1

5

4

3

2

15

Инновационный потенциал

11

6

12

8

10

7

9

3

4

5

2

1

16

Инфраструктурный потенциал

4

7

10

5

12

11

2

1

6

9

8

3

17

Природно-ресурсный потенциал

10

6

12

5

11

9

8

2

4

7

3

1




Итоговая рейтинговая оценка

7,8

6,8

10,9

8,8

9,2

7,7

6,9

2,2

5,2

4,9

3,6

2,8




Место среди регионов

9

6

12

10

11

8

7

1

5

4

3

2
Таблица 1 - Рейтинговая оценка уровня социально-экономического развития регионов ЮФО в 2007 г. 1

Характер и интенсивность экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея обусловлены не только факторами общего характера, и, прежде всего, возможностями и ограничениями, существующими в едином экономическом пространстве страны. Они во многом зависят от целого комплекса специфических, т.е. определяемых особенностью этих регионов факторов, которые в проведенном исследовании выявлены и систематизированы. К числу наиболее значимых из них отнесены: особенности географического положения обоих регионов; их экономическое взаимодействие в прошлом; реализуемые регионами стратегии социально-экономического развития; позиционирование обоих регионов в пространстве ЮФО и страны в целом (табл. 2).



Таблица 2 - Изменение удельного веса Краснодарского края и Республики Адыгея в ЮФО по основным социально-экономическим показателям в 2002-2007 гг. (в %) 2





Краснодарский край

Республика Адыгея




2002

2007

2002

2007

Среднегодовая численность занятых

24,4

24,6

1,7

1,7

Стоимость основных фондов

26,6

26,8

1,4

1,4

ВРП 3

31,4

28,9

1,3

1,4

Оборот оптовой торговли

30,4

31,8

0,5

0,8

Собственные доходы регионального бюджета

34,6

34,2

1,2

1,3

Инвестиции в основной капитал

40,2

35,5

0,9

1,6

Проведенный анализ тенденций экономического сотрудничества Краснодарского края и Республики Адыгея в период восстановительного роста позволил установить, что:

- взаимодействие между ними все эти годы носило преимущественно несистемный, эпизодический характер, ресурсу такого взаимодействия не придавалось особого значения (табл.3);
Таблица 3 - Динамика поставок потребительских товаров между Краснодарским краем и Республикой Адыгеей в 2002-2007 гг. ( в процентах к предыдущему году, 2001-100%) 4





2002

2003

2004

2005

2006

2007

Вывезено из Краснодарского края в Республику Адыгея

102, 0

87.1

118,3

64,3

113,9

120,0

Завезено в Краснодарский край из Республики Адыгея

95,0

120,5

72,8

263,2

119,9

18,1

- доля взаимного товарооборота и услуг Краснодарского края и Республики Адыгея в общем объеме товарооборота и оказанных на их территориях услуг представляются явно недостаточными, не соответствующими потенциалу обоих регионов;

- наибольший позитивный эффект от взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея имел место в тех сферах, где оно опиралось на потенциальные конкурентные преимущества обоих регионов, обусловленные их природно-ресурсными, географическими, производственно-экономическими и прочими особенностями: в агропромышленном производстве, в производстве строительных материалов, в сфере туристско-рекреационных услуг;

- для активизации взаимовыгодного взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея имеются значительные резервы, как на межрегиональном, так и на межмуниципальном и межхозяйственном уровнях.

Несмотря на то, что экономическое взаимодействие между Краснодарским краем и Республикой Адыгеей носит равноправный, взаимовыгодный, многоуровневый и многоплановый характер (производственные связи между хозяйствующими субъектами, взаимный товарообмен, перераспределение трудовых ресурсов и т.д.), особенности рассматриваемых регионов, главным образом масштабы, накладывают отпечаток на степень их заинтересованности в сотрудничестве. Геоэкономическое положение и производственно-экономический потенциал Краснодарского края, как крупного бюджетно обеспеченного региона, позволяют инициировать и активно развивать хозяйственные взаимосвязи на взаимовыгодной основе практически с любым регионом Юга России и за его пределами. В их числе Республика Адыгея, являющаяся малым проблемным регионом, занимает лишь небольшой удельный вес в межрегиональных связях края. Для Адыгеи же, анклавно позиционирующейся внутри территории Краснодарского края, экономическое взаимодействие со своим гораздо более мощным, более конкурентоспособным, инвестиционно более привлекательным соседом (несмотря на все объективные сложности такого взаимодействия) представляется более важным ресурсом развития, чем такое взаимодействие - для края.

При обосновании приоритетов межрегионального сотрудничества рассматриваемых субъектов федерации автор исходил из того, что указанные приоритеты должны базироваться на взаимодополняемом характере взаимодействующих подсистем региональных экономик и их способности дать синергетический эффект при реализации.

Проведенный SWOT-анализ состояния и перспектив экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея позволил обосновать приоритеты межрегионального сотрудничества стратегического и тактического характера (табл. 4).

Таблица 4 - Стратегические и тактические приоритеты межрегионального экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгеи 5


Приоритеты

Функции приоритетов

Направления развития межрегионального взаимодействия

характерные и для других регионов ЮФО

специфические для Краснодарского края и Республики Адыгея

Стра-тегиче-ские

Содействие структурной оптимизации экономики взаимодей- ствующих регионов

Развитие сферы взаимодополняемых туристско-рекреаци-онных услуг

Развитие новой транспортной инфраструктуры

Развитие сотруд-ничества в сфере образования и науки


Развитие территорий Адыгеи, близлежащих к г. Краснодару вдоль федеральной трассы «Дон-4»

Развитие производства строительных материалов для приоритетного обеспечения потребно-стей обоих регионов

Повышение инвестиционной привлекательности регионов как единого целого с экономико-географической точки зрения


Такти-ческие

Содействие повышению сбалансированности структуры экономики регионов

Миграция трудо-способного населе-ния

Комплексное использование сырьевых ресурсов




Развитие сотрудничества между сырьевыми и перерабатывающими предприятиями региональных АПК

Развитие сотрудничества в рамках социально-экономических районов и муниципальных образований



Для активизации сотрудничества между двумя регионами целесообразно реализовать приоритетные направления взаимодействия, характерные, как и для других регионов ЮФО, так и присущие, главным образом, рассматриваемым регионам, причем реализовать их в комплексе с использованием различных форм и инструментов. При этом автор подчеркивает целесообразность интеграции наиболее предрасположенных к этому отраслей и территорий Краснодарского края и Республики Адыгея в межрегиональные хозяйственные кластеры с возможным участием в них и других регионов ЮФО.

Заключительная глава «Механизмы реализации стратегических приоритетов экономического взаимодействия регионов» посвящена обоснованию механизмов управления межрегиональным взаимодействием с использованием основных инструментов стратегического управления, включая программно-целевой инструмент.

Последовательное осуществление политики активного межрегионального экономического взаимодействия предполагает разработку соответствующей стратегии управления этим процессом, которая призвана определять основные приоритеты развития регионов на долгосрочную перспективу в сфере межрегионального сотрудничества и перечень конкретных задач, направленных на реализацию указанных приоритетов.


Цели стратегического Цели стратегического управления Цели стратегического

управления экономикой региона А взаимодействием регионов управления региона Б








Рис. 1 Комплексный механизм управления межрегиональным экономическим взаимодействием в составе алгоритмизированных систем стратегического управления экономиками взаимодействующих регионов 6

Главной стратегической целью межрегионального экономического взаимодействия является, по мнению автора, преобразование экономик взаимодействующих регионов в более эффективные, конкурентоспособные системы, обеспечивающие реализацию их функциональных задач в условиях динамичного изменения общеэкономической ситуации.

В диссертации обосновано, что проблемы активизации межрегионального взаимодействия, требующие преломления долговременных тенденций в экономиках двух или нескольких регионов, следует решать в рамках системы стратегического управления межрегиональным взаимодействием, причем на стадии разработки и реализации всех ее этапов – сценария развития, концепции развития, прогноза, целевой среднесрочной программы и механизма ее реализации. Один из возможных вариантов комплексного механизма управления стратегическим взаимодействием регионов в русле алгоритмизированных систем стратегического управления их экономиками, состоящий из 5 блоков, предложен в диссертации и представлен на рис. 1.

Каждый блок комплексного механизма управления межрегиональным взаимодействием соответствует определенной подсистеме систем стратегического управления экономиками взаимодействующих регионов, чем и определяется последовательность их применения.

Необходимым условием эффективного функционирования системы стратегического управления межрегиональным взаимодействием является их использование в синхронном режиме с аналогичными инструментами стратегического управления экономиками взаимодействующих регионов.

В работе обосновано, что инструменты взаимо­действия регионов страны в современных условиях должны отвечать следующим требованиям: соответствовать федеральной долговременной стратегии регионального развития в сфере межрегионального сотрудничества; быть адекватным реализуемой регионами стратегии взаимодействия и институционально обеспечивать реализацию интересов этих регионов-субъектов взаимодействия на макрорегиональном, региональном и внутрирегиональном уровнях.

На основе указанных требований автором предложен комплекс институционально-экономических инструментов для активизации межрегионального экономического взаимодействия, которые следует использовать на федеральном, макро-региональном, региональном и внутрирегиональном уровнях:

- многоуровневая схема пространственного развития страны, базирующаяся на ее стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и состоящая из Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации на 25-30 летнюю перспективу, схем пространственного развития территорий федеральных округов на 20-25 летнюю перспективу и аналогичных схем развития регионов на 15-20 летнюю перспективу;

- специальная Межведомственная комиссия при Минрегионе России с функциями координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, в том числе в области согласования приоритетов социально-экономического развития регионов (групп регионов) и региональных аспектов федеральных отраслевых стратегий;

- целевые комплексные программы (федеральные, в том числе по развитию макрорегионов, региональные, межрегиональные, муниципальные, межмуниципальные);

- двусторонние и многосторонние договоры между субъектами Федерации;

- межрегиональные фонды, межрегиональные кластеры;

- межмуниципальные социально-экономические районы;

- двусторонние и многосторонние договоры между субъектами хозяйствования.

Автором разработаны и апробированы на примере Краснодарского края и Республики Адыгея методические основы межмуниципального взаимодействия на основе социально-экономического районирования обоих регионов, базирующегося на группировке муниципальных образований с идентичными или взаимодополняемыми потенциальными конкурентными преимуществами.

В диссертации обоснована необходимость активного использования в стратегическом управлении межрегиональным экономическим взаимодействием программного инструмента, особая роль которого определяется тем, что он позволяет осуществлять централизацию действий и концентрацию ресурсов при формировании и реализации страте­гий социально-экономического развития субъектов федерации, а в их русле - стратегий межрегионального экономического взаимодействия.



В заключении сформулированы и изложены основные выводы и результаты проведенного диссертационного исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:



Статьи в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации

1. Мусиенко С.А. Межрегиональное взаимодействие как инструмент развития регионов: теоретико-методологические аспекты исследования / С.А. Мусиенко // «Труды Кубанского государственного аграрного университета». Научный журнал. Выпуск №4 - Краснодар: КГАУ, 2009 (0,6 п.л.).



Статьи в научных изданиях

2. Мусиенко С.А. Межрегиональная социально-экономическая дифференциация: причины и последствия / С, А. Мусиенко / Экономика и математическое моделирование. – Майкоп: Изд-во МГТУ, 2007. - № 3/4. (0, 3 п.л.)

3. Мусиенко С.А. Региональные экономические интересы и взаимодействие регионов в рыночных условиях / С, А. Мусиенко / Экономика и математическое моделирование. – Майкоп: Изд-во МГТУ, 2008. - № 1/2. (0, 5 п.л.)

4. Мусиенко С.А. Особенности экономики Южного федерального округа как пространства для экономического взаимодействия регионов / С.А. Мусиенко/ Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно- технического потенциала предприятий, отраслей и народно- хозяйственных комплексов // Сб. статей Международной научно- практической конференции/ МНИЦ ПГСХА. – Пенза, 2009. – 0,2 п.л.

5. Мусиенко С.А. Особенности экономики Республики Адыгея и ее конкурентные позиции в пространстве ЮФО / С. А. Мусиенко / Приоритеты социально-экономического развития Юга России. Работы молодых ученых Южного института менеджмента. – Краснодар, 2009 – 0,3 п.л.

6. Мусиенко С.А. Фактор межрегионального взаимодействия в стратегиях развития Краснодарского края и Республики Адыгея / С.А. Мусиенко/ Экономическое и социальное развитие регионов России // Сб. статей V Всероссийской научно- практической конференции/ МНИЦ ПГСХА. – Пенза, 2009. – 0,2 п.л.

7. Мусиенко С.А. Межрегиональные продовольственные связи и продовольственная обеспеченность регионов ЮФО / С. А. Мусиенко/ Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности// Сб. статей VI Всероссийской научно- практической конференции/ МНИЦ ПГСХА. – Пенза, 2009. – 0,2 п.л.

8. Мусиенко С.А. Механизмы реализации стратегии межрегионального взаимодействия/ С. А. Мусиенко/ Провинция: экономика, туризм, гостеприимство, экология, архитектура, культура// Сб. статей III Всероссийской научно- практической конференции. – Пенза, 2009. – 0,2 п.л.



9. Мусиенко С.А. Кластерная форма экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея/ С. А. Мусиенко / Инновационные технологии научных исследований социально- экономических процессов// Сб. статей VII Международной научно- практической конференции. – Пенза, 2009. – 0,2 п.л.


1 Составлено автором по материалам территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по регионам ЮФО

2 Рассчитано автором по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. Сб./ Росстат. М„ 2008 - 999с.


3 2007 г. - оценка


4 Рассчитано автором по данным ТОФС Госстатистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.


5 Авторская разработка

6 Авторская разработка


Стратегические приоритеты экономического взаимодействия регионов и механизмы их реализации
376.41kb.

08 10 2014
1 стр.


3. Стратегические приоритеты долгосрочного развития Иркутской области

Стратегические приоритеты развития на долгосрочную перспективу должны соответствовать следующим критериям

818.9kb.

14 10 2014
4 стр.


Виды ионизирующих излучений. Механизмы взаимодействия электромагнитных излучений с веществом

Виды ионизирующих излучений. Механизмы взаимодействия корпускулярных излучений с веществом

17.72kb.

06 10 2014
1 стр.


Законодательная и исполнительная власть в россии в 1906 1914 гг.: Механизмы взаимодействия 07. 00. 02 Отечественная история
632.16kb.

08 10 2014
3 стр.


Программа социально экономического развития верховского района

Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы социально-экономического развития

1833.91kb.

02 10 2014
10 стр.


4. Среднесрочный план социально-экономического развития Сибирцевского 2-го сельсовета на 2011-2015 годы

Основные проблемы муниципального образования, препятствующие реализации выбранных приоритетов экономического развития поселения и требующие решения в планируемый период

1002.35kb.

11 10 2014
4 стр.


Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов
2876.81kb.

10 10 2014
17 стр.


Программа социально-экономического развития муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет»

Постановление Правительства Астраханской области от 30. 05. 2006 г. №179-п о совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации среднесрочных программ социально

858.32kb.

16 12 2014
7 стр.