Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

3. Стратегические приоритеты долгосрочного развития Иркутской области

Для Иркутской области обладающей сырьевой и экспорториентированной экономикой с высокой степенью зависимости от циклической рыночной конъюнктуры на глобальных товарных рынках, стратегической целью государственной политики по социально-экономическому развитию на долгосрочную перспективу становится повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.

Стратегические приоритеты развития на долгосрочную перспективу должны соответствовать следующим критериям:


  • Ориентированность на решение ключевых проблем развития региона,

  • Реализуемость стратегии в первую очередь за счет действий областных резидентов, возможность проводить эту реализацию (осуществлять стратегические программы и проекты) в качестве единой политики.

  • Масштабность (способность влиять на общее развитие региона) стратегических программ и проектов.

  • Направленность на повышение устойчивости экономики и социальной сферы региона.

Главная стратегическая цель обеспечения конкурентоспособности в случае Иркутской области может быть достигнута за счет реализации нескольких стратегических направлений:

  • Создание на базе Иркутска опорного центра управления проектами нового освоения

  • Оптимизация инерционного развития

  • Запуск активного сценария направленного на вовлечение нового ресурса – озера Байкал.

Соответственно программа действий региональных органов исполнительной власти должна включать проекты и мероприятия по всем направлениям.

Ключевым стратегическим приоритетом является создание на базе Иркутскацентра управления. Прорывными проектами в этом направлении должны стать:


  • Создание крупного транспортно-логистического комплекса

  • Строительство в Иркутске делового района

  • Стимулирование формирования агломерации городов Иркутск-Ангарск-Шелехов-Листвянка.

  • Развитие городской среды Иркутска и всей агломерации

Кроме этого, в среднесрочной перспективе с целью создания оптимальных условий для развития традиционных отраслей промышленности и обеспечения экономического роста необходимы следующие мероприятия:

  • Кластерная политика в отношении потенциальных кластеров

  • Снятие инфраструктурных ограничений для развития экономки

  • Обеспечение баланса на рынке труда и модернизация системы профессионального образования

  • Обеспечение технологического подъема основных отраслей экономики

Основной целью сценария капитализации Байкала является создание на территории Иркутской области на базе природного ресурса озера Байкал крупного международного центра туризма.

Для достижения цели создания крупного международного центра туризма в Иркутской области предполагается реализация цикла проектов и мероприятий по следующим ключевым направлениям:



  • Улучшение состояния окружающей среды

  • Развитие Иркутска как экологического города

  • Создание полноценного и эффективного туристического кластера

  • Маркетинг региона и продвижение на ключевых туристических рынках.

  • Снятие инфраструктурных ограничений развития туризма



Иркутск - макрорегиональный центр управления экономикой

Создание крупного транспортно-логистического комплекса

в регионах Сибири и Дальнего Востока имеются большие перспективы для создания в общесетевых транспортных узлах МТЛЦ и формирования на их основе региональных и межрегиональных транспортно-логистических систем, учитывая их геополитическое значение как естественного транспортного моста между государствами Европы, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америкой.


Ключевыми точками упарвления логистикой в Сибири могут стать Новосибирский мультимодальный транспортный узел за счет того, что Новосибирск является вцелом самым крупным городом и центром управления СФО и Иркутский транспортно-логистический центр, за счет того что в Иркутске расположен центр управления Восточно-Сибирской железной дорогой. При этом Новосибирский проект уже сформирован и находится на начальной стадии реализации.

  • В Новосибирске построят промышленно-логистический парк

  • В среднесрочной перспективе рядом новосибирским аэропортом «Толмачево» будет возведен промышленно-логистический парк с объемом инвестиций 3 миллиарда долларов. На территории площадью в 2 тысячи гектаров будут размещены крупные промышленные предприятия, в частности, завод по производству плоского строительного стекла, а также современные складские комплексы. Согласно проекты это будет промышленно-инфраструктурный парк, когда в одной зоне много кооперационно связанных между собой организаций, объединенных общей инженерной, коммунальной инфраструктурой.

  • В настоящее время разрабатывается проект инженерного обустройства этой зоны, принято много заявок на конкретное строительство и размещение объектов.

  • По данным Администрации области объем заявок на строительство современных складских комплексов класса «А» составляет порядка миллиона квадратных метров. некоторые из которых уже построены

  • Управление промышленной зоной будет, агентство инвестиционного развития, которое будет эксплуатировать всю инженерную инфраструктуру и выполнять все консалтинговые услуги в этой зоне.


Предпосылки создания крупного транспортно-логистического узла на территории Иркутской области:

Рост рынка транспортно-логистических услуг в стране:

  • Обороты компаний, работающих на рынке транспортно-логистических услуг в РФ, выросли более чем на 50% за последние 2 года и на сегодня составляют 30 млрд долларов (при потенциале в 120 млрд.)1. Но, несмотря на такой рост, спрос на логистические услуги продолжает повышаться. На фоне региональной экспансии ритейловых сетей, а также общего подъема производства, дисбаланс спроса и предложения сохранится еще лет пять.

  • В среднесрочной перспективе суммарная емкость российского рынка услуг по хранению и дистрибуции товаров (включая московский регион) может увеличиться почти в 3 раза – с 1,1 млрд. долл. в 2006 г. до 3 млрд. долл. в 2012г.

  • В финансовом плане РЖД предусмотрен рост грузооборота в 2008г. на 5,9%, в 2009г. - на 5,5%, в 2010г. - на 4,8%. Параметры роста грузовых железнодорожных тарифов в 2008-2010гг. приняты в размере 11%, 9% и 8% соответственно.

  • Рынок систем для управления цепочками поставок в ближайшее время будет расти почти на 10% ежегодно. Таким образом, объем рынка, который в 2006 году составлял 4,6 млрд. долларов, к 2011 году должен вырасти до 7,4 млрд. долларов2.


Приход в регион крупных зарубежных и российских логистических операторов.

В настоящее время в Иркутске имеют офисы практически все значимые игроки рынка -транспортно-логистических услуг. Практически все крупные операторы объявили о планах региональной экспансии. При этом региональная экспансия логистических компаний только началась и до восточной Сибири еще просто не дошла. В 2006 г. началось строительство новых логистических объектов в крупных городах Урала и Сибири.

Разворачивание деятельности крупных логистических операторов в регионе влечет за собой:


  • расширение операций западными логистическими компаниями;

  • развитие логистической инфраструктуры, в свою очередь, стимулирует приход крупных компаний производителей и дистрибьюторов товаров повседневного спроса;

  • увеличение предложения услуг более высокого качества логистическими операторами.


Рост сектора розничной торговли. Изменения на потребительском рынке среднесрочной перспективе проявятся в виде следующих тенденций:

  • приход крупных западных розничных сетей и продвижение российских торговых компаний в регионы;

  • консолидация отрасли розничной торговли и необходимость в использовании больших складских комплексов;

  • рост объемов розничной торговли.

Структура логистических мощностей компании напрямую связана с географическим расположением потребителей ее продукции. Поэтому в связи с ростом потребительского спроса в регионах все большее значение приобретает развитие региональной складской сети.
Рост рентабельности складских проектов на фоне дефицита складских услуг и постепенного насыщения спроса в других секторах рынка коммерческой недвижимости. По данным на середину 2007 года в Иркутске объем рынка складских помещений составляет 120 тысяч кв.м., из которых только 17,5 тысяч относятся к качественным.

При этом рынок складских помещений характеризуется следующими процессами, проявление которых в ближайшее время следует ожидать и в Иркутске:



  • рост инвестиций в строительство складов международного класса;

  • выход на рынок складской недвижимости крупных западных девелоперских компаний и инвестиционных фондов;

  • рост предложения складских площадей, отвечающих международным стандартам;

  • размещение крупных логопарков сетевого характера.


Рост генерации грузов в Иркутской области, в том числе контейнерных.

В Иркутской области наблюдается устойчивая тенденция к увеличению объемов внешне-экономической деятельности. По данным иркутской таможни, стоимостные показатели экспортных операций выросли в первом полугодии 2006 года на 65 процентов, и тенденция к росту сохраняется.

При этом, структура экспорта грузов генерируемых в Иркутской области предполагает высокую долю контейнерных грузов – самую высокую в стране среди регионов и самую высокую в СФО. При том, что, российский экспорт слабо контейнеризован - показатель контейнеризации экспортного грузопотока увеличился с 0,48% в 2003 г. до 0,71% в 2006 г. За последние три года серьезный шаг в сторону контейнеризации сделали экспортеры и экспедиторы целлюлозно-бумажной продукции, деревообрабатывающие предприятия, производители каучука и химии. Еще в 2003 г. лишь 50% объема экспорта цветных металлов перевозилось в контейнерах. В 2005 г. степень контейнеризации подорожавших цветных металлов превысила 80%. В структуре контейнерного экспорта доминирует продукция целлюлозно-бумажной промышленности (42% в 2006 г.) и химические товары (19%).


Повышение значения логистики в рамках государственной политики России:


  • принятие государственных программ («Стратегия развития транспорта РФ на период до 2010 г.», ФЦП «Модернизация транспортной системы РФ» и др.), предполагающих создание мультимодальных транспортно-логистических комплексов, включающих в себя как складские объекты, так и элементы транспортной инфраструктуры. Транспортная стратегия до 2020 года в качестве основной формы партнерства определяет концессии, прежде всего - в сфере платных дорог, железнодорожного строительства, развития аэропортов, городского общественного транспорта.

  • возможность использования государственных средств для финансирования проектов развития транспортно-логистической системы страны в рамках государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением средств Инвестиционного фонда. Вступил в силу федеральный закон «О концессионных соглашениях». Минтранс разработал проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах», который устанавливает некоторые дополнительные гарантии для инвесторов, участвующих в финансировании проектов по строительству, реконструкции и эксплуатации платных автодорог.

Согласно разработанной Министерством транспорта РФ «Схеме перспективного развития транспорта РФ» на территории Сибирского федерального округа предполагается создание двух крупных транспортно-логистических центров – в Новосибирске и в Иркутске.

Важную роль в стратегии развития транспортной инфраструктуры страны имеет утвержденная в сентябре 2007 года «Стратегия развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года».

Сложившаяся практика предлагает следующие характеристики логистического парка:


  • площадь от 130 до 200 га;

  • расположен непосредственно на МТК;

  • расположен или запланирован далеко от жилой зоны;

  • обеспечен качественным доступом к мультимодальным видам транспорта.

  • с возможностью размещения на его территории производственных предприятий по сборке, докомплектации, упаковке и сортировки товаров.

Схема перспективного развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации



Формирование в Иркутске современного делового центра


Предпосылки создания делового центра в Иркутске.


  • Запрос со стороны крупных компаний. В настоящий момент многие компании сырьевого сектора прошли и находятся на этапе реструктуризации, что отражается на системе управления компаниями. Размещение офисов ключевых российских компаний и создает карту и иерархию центров управления страной. Учитывая проекты нового освоения при создании условий в городе компании могут выбрать Иркутск в качестве мест размещения региональных филиалов.

  • Новые функции города. Создание на базе Иркутска регионального центра управления новыми проектами Восточной Сибири, и в целом развитие городской агломерации приведет росту числа компаний сектора услуг - транспортно-логистических, финансовых, страховых, туристических, управление торговлей и т.п. Это в свою очередь повлечет за собой мощный виток роста спроса на офисную недвижимость.




  • Пространственное развитие города. Развитие Иркутска по европейской модели приведет к формированию в городе определенной территории с высокой концентрацией основного и обслуживающего бизнеса, развитой городской средой и сектором услуг, и самой высокой стоимостью офисной недвижимости – того, что в европейских городах называется Central Business District.



Параметры делового центра

Основные параметры делового района



Параметр

Возможные характеристики в Иркутске

Примеры из лучшей мировой практики

Площадь территории

от 100 до 150 га с возможностью расширения.

100 га (проект Fiera Milano) 600 га (Songdo City);

Площадь офисов

От 250 тыс. кв.м.

Défense – 3 млн.кв.м, Canary Wharf – 1,2, Songdo City – 1,4;

Торгово-развлекательные объекты

Один –два крупных центра (70-100 тыс.) и несколько торговых зон.

(Défense – более 250 тыс. кв.м, Canary Wharf – более 200);

Жилая недвижимость и смешанная (mixed-use) застройка

Обеспечить постоянное проживание 5000-7000 жителей (25-30% работающих), что при средней обеспеченности 32 кв.м общей площади на человека составит 200000 кв.м.

объем жилой застройки 7-10 тыс. квартир, т.е. 0,7-1 млн. кв.м -. (Défense – 20 тыс. жителей, Songdo City – 9 тыс. квартир);

Знаковые культурные объекты

Необходимо размещать выставочные, культурно-развлекательные (музеи, галереи, тематический парк)

Défense имеет выставочный комплекс площадью 200 тыс. кв.м, Songdo City – Songdo International Museum, New Songdo Ecotarium, Fiera Milano – Museo dei Diseno

Природный каркас, (парк, зеленые насаждения, водные объекты)

Необходимо обеспечить вид на Ангару и набержную. Площадь центрального парка может варьироваться от 3 до 10.

(Défense – 11 га, Songdo City – 40 га, в обоих случаях – значительное число скульптур и объектов современного искусства, а парк Songdo в рекламных проспектах назван «сердцем и душой» нового города; Canary Wharf – развитая система каналов);

Архитектурная концепция

Должна подчеркивать включенность в общий историко-архитектурный, культурный и функциональный контекст «ткани» города. Может быть продолжением одной из планировочных осей агломерации – например, магистрали Иркутск-Листвянка.

Défense создавался в рамках общей стратегии формирования l'Axe Historique de Paris (Историческая ось Парижа), олицетворяющей собой связь времен – от Собора Парижской Богоматери, через Лувр, Елисейские Поля, Триумфальную арку и Площадь Звезды к модерну в виде делового и культурно-развлекательного района Défense; Canary Wharf является частью глобального проекта по новому освоению территорий старого «умершего» порта Лондона и превращению ее в сердце деловой активности и жизни города; Songdo City включен в агломерацию Сеула и призван представлять собой передовые позиции Южной Кореи в глобальной экономике через свой ультрасовременный дизайн и архитектуру, новаторство в планировках и глобальность самого подхода к развитию территории.

Инфраструктура гостеприимства, туризма и общественного питания

наличие большого (1-1.5 тыс.) номерного фонда классических гостиниц и апарт-отелей. Кафе и ресторанов – 30-50 (в т.ч. большая доля видовых и террасных), несколько смотровых площадок, открытые места для массовых культурно-развлекательных событий.

Défense – 2600 номеров

Социальная инфраструктура

может включать образовательные объекты (бизнес школу) и объекты медицинского обслуживания (диагностический центр)

Songdo City предусматривает размещение New Songdo International School (в партнерстве с Milton Academy (USA)) и Songdo International City Hospital

Резиденты

Ядро компаний-резидентов составляют «якорные» компании, арендующие офисы от 5000 кв.м Среди них должны быть крупнейшие российские корпорации (представительства не менее 30% корпораций и банков первого эшелона.

В деловом районе могут размещаться значимые органы государственной власти.



в Défense размещены офисы 14 из 15 крупнейших корпораций Франции и 20 из 50 крупнейших глобальных корпорации; в Canary Wharf представлены крупнейшие банковские группы, такие как HSBC, Citigroup, Barclay’s, Credit Suisse, Morgan Stanley, Lehman Brothers и т.д.), а также крупные зарубежные компании (промышленные и сектор услуг) и банки. (например в Canary Wharf размещаются Financial Services Authority и LOCOG (отвечает за организацию и проведение олимпийских игр в 2012 году).

Дополнительные параметры делового района



  1. Критерии выбора территории под деловой район:

    1. Градостроительные (транспортной доступности, инженерные условия экологические, ландшафтно-средовые условия)

    2. Экономические текущая и перспективная стоимость земли на выбранных территориях.

    3. Правовые

  2. Организация девелопмента

    1. Традиционно для развертывания крупных деловых районов обустраивалась многоуровневая система девелоперов, в которой выделяются девелоперы первого и второго уровней. Девелопер(ы) первого уровня часто представлены агентствами развития территории либо узким пулом крупных девелоперов – они организуют общее проектирование, обеспечение базовыми транспортными и инженерными инфраструктурами, привлекают девелоперов второго уровня в проект;

    2. Девелоперы второго уровня – застройщики. Приобретают землю и обеспечивают ее девелопмент до готового объекта (либо комплекса объектов) недвижимости в соответствие с заявленными намерениями и ограничениями общей концепции освоения территории.

  3. Транспортная инфраструктура

    1. Транспортная инфраструктура должна носить мультимодальный характер – состоять не только из инфраструктуры автомобильного транспорта, но и из объектов скоростного общественного транспорта (легкое метро, скоростной трамвай, водный транспорт, проч.);

    2. Транспортная инфраструктура должна обеспечивать надежное (несколько альтернатив) и быстрое сообщение с 1) историческим центром города (10-20 мин.), 2) с инфраструктурой внешнего пассажирского транспорта – аэропортом (20-35 мин.), ж/д (10-20 мин.), паромным терминалом, 3) с жилыми районами с преимущественной застройкой класса элит и бизнес (менее 1 часа), а также с важнейшими пригородами (развитыми субурбиями) (менее 1,5 часов);

    3. Ежедневный объем въездов выездов составит порядка 320-330 тыс. (240 тыс. въездов/выездов, связанных с деловыми нуждами (приезд/уход с работы + деловые поездки в течение дня); 60 тыс. въездов/выездов для посещения крупных торговых объектов; 20-30 тыс. въездов/выездов для посещения объектов культурного назначения и парковой зоны);

    4. Система подземных парковок на десятки тысяч автомобилей, обеспечивающая удобный пешеходный доступ ко всем значимым объектам района, рассчитанная на несколько тысяч мест.

  4. Инженерные инфраструктуры

    1. Телекоммуникации – централизованная система спутниковой связи, подключение к оптоволоконной магистрали, система беспроводной Интернет-связи Wi-Fi или Wi-Max на территории всего делового центра;

    2. Высококачественные инфраструктуры ЖКХ;

    3. Система уличного видеонаблюдения и комплексная система безопасности.



Формирование Иркутской агломерации: предпосылки и перспективы

Общемировой тенденцией является формирование и развитие новых типов деятельности либо в крупнейших городах, либо в их пригородных зонах. Связано это прежде всего с эффектом достижения необходимой концентрации в крупных городах следующих критически важных для «новой экономики» составляющих – кадрового потенциала, значительного рынка потребления, наличия факторов «удержания» высококвалифицированных человеческих ресурсов3.

Перспективное социально-экономическое развитие городов Иркутской агломерации тесно связано с действием ряда внешних факторов, актуальных в межрегиональном и федеральном контексте и требующих решений общегосударственного уровня, а также с действием внутренних факторов, сфокусированных на территории Иркутской агломерации.

К факторам, определяющим необходимость создания агломерации, относятся:



  • Благоприятно сложившаяся градостроительно-планировочная система городов Иркутск, Ангарск, Шелехов – в системе которой экологически вредные4 промышленные функции были выведены из Иркутска. В то же время были созданы достаточно конкурентоспособные условия проживания в Ангарске и Шелехове за счет грамотно разработанной и реализованной градостроительной концепции застройки. Наличие ряда крупных перерабатывающих предприятий, устойчиво функционировавших в период экономического кризиса 90-ых годов, что позволило достигнуть достаточно высокого уровня доходов населения и платежеспособного спроса.

  • Потребность в реализации масштабных проектов в области развития жилищного строительства, высшего образования и медицины на территории Сибири, что связано с высоким уровнем индустриальной составляющей в структуре экономики данного региона и традиционной недоинвестированностью его с точки зрения сектора услуг.

  • Необходимость эффективного позиционирования г. Иркутска в системе создаваемого туристического кластера озера Байкал международного уровня. Иркутская городская система не должна являться ограничителем развития данного процесса (зоной индустриального загрязнения акватории, фактором использования оз. Байкал под нерегулируемую пригородную рекреацию), а должна быть важным элементом привлекательности) туристического кластера (комплексная застройка уникальными объектами деревянного зодчества XIX века, профессиональный кадровый ресурс для предоставления сервисных услуг и т.д..

  • Угроза потери в среднесрочной перспективе уникальности и туристической ценности исторического городского центра г. Иркутска, что связано с недостатком инвестиций в его реконструкцию, малоэффективной политикой по сохранению его как единого архитектурно-средового пространства.

  • Активный отток наиболее образованного трудоспособного населения в города, где возможен больший профессиональный, образовательный, культурный и карьерный рост.

  • Наличие целого ряда острых инфраструктурных проблем, в частности, в области пропуска федерального транспортного транзита через центр города, высокой существующей аварийности Иркутского аэропорта и т.п.

Таким образом, Иркутская агломерация при развитии функции опорного центра позволит создать необходимый «эффект масштаба» для развития постиндустриальных видов деятельности в городе Сложившаяся и перспективная специализация агломерации позволит постепенно снизить миграционный отток наиболее образованной части населения за счет предоставления возможности реализации потенциала на территории агломерации. А при развитии международного туризма на Байкале будет выполнять функции центра перераспределения туристических ресурсов Байкала и являться одним из его подцентров в области историко-культурного и торгово-развлекательного обслуживания. Во многом это определяется формированием вокруг озера Байкал кластера туристско-рекреационных зон общефедерального и международного значения. К тому же, агломерация будет одним из 5-6 сибирских центров формирования добавленной стоимости в отраслях глубокой переработки сырья и одной из двух важнейших площадок в области индустриальной, инновационной и управленческой кооперации с Северным Китаем.

Пространственно-функциональная структура определяет и иерархию градостроительных систем. В основе иерархии оказывается принцип минимизации негативного влияния промышленной функции на зоны расселения людей. Территории Ангарска и Шелехова, в большей степени подверженные негативному влиянию промышленности, широко используют свой ресурс высокоплотных городских систем (отсутствие сельской застройки) на базе принципа высокого средового благоустройства и концентрации различных деятельностей.

Вынос непрофильных функций (промышленность, торговля общеагломерационного масштаба) из центральной зоны г. Иркутска дает необходимые требования к коренной реконструкции центральной части города. На территории агломерации между Иркутском и Ангарском может быть сформирован подцентр развития, где будут сконцентрированы ряд функций общеагломерационного масштаба, одинаково доступных для всех городов агломерации, такие как особые форматы торговли, бэк офисы компаний, связанных с деятельностью промышленных зон в Ангарске и Шелехове и т.д.

Планируемое завершение строительства нового Иркутского аэропорта к 2012 г. требует сформировавшейся транспортной системы, эффективно связывающей аэропорт с Иркутском, Шелеховым, Ангарском и Листвянкой (базовым центром туристско-рекреационного кластера международного масштаба). Транспортный каркас агломерации должен обеспечить всем жителям Иркутска, Ангарска и Шелехова максимально 60-ти минутную транспортную доступность до современных общеагломерационных центров деятельности: приложения труда, образования и досуга (культура, развлечения, торговля и т.д.) и создающий условия для функционального развития новых территорий. В связи с тем, что расстояние от планируемого аэропорта до Листвянки при текущем уровне транспортной инфраструктуры не дает часовой временной доступности, это сильно ограничивает возможности развития берега Байкала как центра деловой коммуникации, что приводит к повышению требований к Иркутску как к деловому центру.


Развитие городской среды г. Иркутска и агломерации


В рамках предлагаемой стратегии развития региона и учитывая этап развития на котором сейчас находится г. Иркутск возможны следующие проекты развития городской среды:



Направление

Возможные проекты

Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры

Проектирование и запуск новых транспортных проектов в агломерации и транспортных развязок в городе.

Модернизация инженерно-коммунальной системы в городе

Проекты развития инженерной инфраструктуры для участков нового строительства.


Повышение доли услуг, которые размещаются только в городах

Новые форматы предоставления услуг



Модернизация городского центра: целенаправленной формирование центральной офисно-деловой зоны (улицы, квартала, района)

Формирование торговых зон: размещение крупных торговых центров и «retail street». Улицы ресторанов.

Привлечение инвесторов в торговлю и услуги


Работа с уникальностью города: культурная и туристическая капитализация

Тематический парк

Проведение крупных культурно-развлекательных мероприятий

Включение в календарь культурных событий регионального масштаба

Культурно-выставочные залы

Галереи

Ориентированные на привлечение потребителя музеи



Комплексное освоение территории под жилищное строительство

Разработка проекта комплексного освоения территории включающего создание социальной инфраструктуры, новых рабочих мест и разнообразной жилой среды по современным требованиям и стандартам.

Комплексное освоение территории


Одним из значимых для реализации активного сценария развития может стать реализация в Иркутской агломерации масштабного проекта комплексного освоения территории, воссоздающие городскую среду принципиально нового качества. Комплексом функция для этого проекта может стать и новое жилищное строительство и развитие культурно-развлекательной инфраструктуры ориентированной, в том числе на туристов, и формирование локального офисно-делового района

Новое качество городского пространства в таких проектах достигается за счет комплексности функционального зонирования территории и сбалансированного набора объектов: жилых кварталов различного класса, торговли различного формата, сектора услуг населению, современные производственные и офисные площади, объекты социальной направленности: школы, детсады, вузы, медцентры. Уже при проектировании застройки территории закладываются параметры, принципиально отличающиеся от тех по которым спроектированы советские города, но характерные для городов-прототипов с развитой городской средой: высокая жилищная обеспеченность - от 30 кв. метров на человека для жилья эконом класса и до 50 кв. метров на человека для жилья бизнес-класса. Закладывается пешеходная доступность до основных объектов сектора услуг: магазинов, торговых центров, школ, и детсадов, рассчитывается транспортная доступность до основных мест приложения труда для жителей проектируемых жилых кварталов, проектируется строительство высокоскоростных средств транспорта до центральных районов города. Однако, кроме количественных параметров и стандартов, «управляющими» при проектировании «новых городов» становятся качественные характеристики городской среды, такие как безопасность, экологичность, дизайн, разнообразие, культурная уникальность. Их реализация при застройке кварталов достигается за счет выбора площадки в экологически благоприятном районе города, единой архитектурно-пространственной концепции развития территории, привлечения к проектированию и экспертизе проекта лучших представителей архитектурного сообщества. В идеальном варианте проекта комплексного освоения территории в рамках архитектурного концепции разрабатывается средовой знаковый объект, подчеркивающий уникальность места в макрорегиональном масштабе. Сам факт реализации такого масштабного проекта в Иркутской агломерации создает значительные маркетинговые эффекты для территории. Практически все девелоперы, занимающиеся разработкой проектов КОТ вынуждены привлекать проектировщиков с мировым именем, иностранных соинвесторов, опытные зарубежные строительные компании и за счет достигается максимально высокое позиционирование проекта, и города в котором этот проект реализуется



Повышение конкурентоспособности ключевых отраслей

Кластерная политика в отношении традиционных производств


Выбор кластеров

Высокие значения коэффициента локализации5, показывающие специализацию области на производстве определенной продукции, отмечаются для таких отраслей традиционной индустрии, как обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажном производстве, производство кокса и нефтепродуктов, химическом производстве, металлургическом производстве. Для данных отраслей отмечается и их значительная доля в промышленном производстве области. Таким образом, потенциальные кластеры могут существовать в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, электроэнергетике и химической промышленности.


Таблица 1. Коэффициенты локализации отраслей промышленности Иркутской области

Отрасль промышленности

Коэффициент локализации

Доля в промышленном производстве, %

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

0,11

2,65

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

2,23

7,4

Производство пищевых продуктов

0,50

4,9

Текстильное и швейное производство

0,11

0,2

Производство кожи и изделий

0,00

0,05

Обработка древесины и изделий

4,98

5,6

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

3,44

10,1

Производство кокса и нефтепродуктов

1,61

9,9

Химическое производство

1,61

8,6

Производство резиновых и пластмассовых изделий

0,22

0,3

Производство прочих неметалических минеральных продуктов

0,50

1,5

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

1,52

23,3

Производство машин и оборудования

0,62

10,3

Производство транспортных средств и оборудования

0,63




Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

1,12

14,6

Сбор, очистка и распределение воды

1,50

0,5

Источник: расчеты ЦСР «Северо-Запад»

На основе количественного и качественного анализа, практически обоснованных критериев оценки потенциальных кластеров, таких как наличие эффекта базы, конкурентоспособность предприятий и перспективность рынков сбыта продукции были проанализированы основные отрасли промышленности области и выделены следующие существующие и потенциальные кластеры:



  • Лесной кластер – на основе предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и предприятий по обработке древесины и производства изделий из дерева. Кластер является достаточно сформировавшимся в плане технологических цепочек, количества предприятий и концентрации производства, однако существуют недостатки в поддерживающих отраслях, инфраструктурой и организацией мероприятий по развитию кластера.

  • Цветной металлургии – одиночные крупные предприятия в алюминиевой и золотодобывающей промышленности. При этом данный кластер из-за этой особенности нельзя назвать полноценно сформировавшимся, так как сохраняется крайне высокая зависимость от решений лидера рынка.

  • Химической промышленности – на основе существующих предприятий химической промышленности, а также большого потенциала развития отрасли за счет наличия больших запасов сырья на территории области. Данный кластер должен быть отнесен к потенциально сильным кластерам, но в данный момент еще не развитым до мировых масштабов

  • Машиностроения – прежде всего на базе авиастроительного машиностроения, а также сервисного машиностроения для добывающих отраслей. В данном случае многое также определяется положением единственного предприятия – корпорации «Иркут», поэтому авиастроительный кластер является достаточно специфическим.


Инфраструктура и мероприятия

Для выбранных протокластеров6 была оценена обеспеченность основными инфраструктурами развития - производственной, коммуникационной, инновационной, энергетической и подготовке кадров. Развитие производственной инфраструктуры наиболее критично для развития кластера химической промышленности и машиностроения, чуть в меньшей степени для кластера цветной металлургии. К возможным проектам по развитию производственной инфраструктуры следует отнести строительство крупного завода по переработке углеводородного сырья (прежде всего газа), и дальнейшему производству продуктов высокой степени переработки. Строительство аэропорта будет иметь важное значение для авиамашиностроения; развитие дорожной сети - для лесного кластера. Реализация данных проектов позволит предприятиям этих отраслей существенно расширить объем рынка, оптимизировать свои издержки по выходу на рынки соседние рынки, увеличить эффективность производства.

Сосредоточение на территории области передовых технологий в современных условиях, когда НИОКР стали чрезвычайно капиталоемкими процессами и требуют концентрации высококвалифицированных специалистов, предполагает масштабные инвестиции. Для поддержания конкурентоспособности предприятий кластера следует налаживать связи с вузами и НИИ. Наиболее остро проблема с инновационной инфраструктурой стоит для лесного кластера, машиностроения.

Энергетическая инфраструктура на данный момент ограничивается сложившейся структурой рынка электроэнергетики; в данный момент область остается энергоизбыточным регионом. Однако реализация крупных проектов по модернизации и расширению производства в цветной металлургии, при продолжении агломеративных процессов, развитии спроса на электроэнергию со стороны населения, приведет к ожидающемуся дефициту электроэнергии. Рост цен на энергию приведет к большему использованию энергосберегающих технологий.

Отдельной проблемой является ситуация на рынке труда. Несоответствие структуры занятых и структуры специальностей выпускников создает дополнительные издержки по переобучению. В области наблюдается слишком большая доля выпускников со специализацией в области управления и экономики и острая нехватка профессиональных кадров с рабочими специальностями. При этом качество образования выпускников не является достаточным для работодателей. Данная проблема наиболее остро стоит для машиностроения и металлургии.

Политика поддержки создания конкурентоспособных кластеров включает в себя: развитие критической общей инфраструктуры, выстраивание эффективной коммуникации внутри предприятий корня кластера для разработки единой маркетинговой политики и стандартов позиционирования на рынках, поддержку проведения маркетинговых мероприятий – конференции поставщиков, специализированных выставок.


Лесной кластер Иркутской области

Наиболее сформировавшимся, хотя еще и далеким от мировых стандартов, является лесной кластер Иркутской области. В лесопромышленном комплексе области работает свыше 1,5 тыс. предприятий разных форм собственности, при этом наиболее крупные предприятия сосредоточены в целлюлозно-бумажной промышленности, где все активы уже консолидированы в руках крупных игроков российского и международного бизнеса. В то же время в данный момент около трети всей заготовленной продукции лесным хозяйством уходит на экспорт в необработанном виде. Увеличение вывозных пошлин на необработанную древесину приведет к росту количества лесоперерабатывающих предприятий, увеличению производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако низкие цены на лес могут негативно сказаться на глубине и качестве переработки.


Таблица 2. Направления кластерной политики

Направления кластерной политики для ЛПК

Методы решения

Планы развития

Увеличение объемов лесозаготовки. Обеспечение предприятий деревопереработки сырьем.

Увеличение числа лесовозных дорог на 2300 км, что позволит увеличить добычу леса на 8 млн. куб.м.

Для строительства необходимо около $300-350 млн. Группа «ИлимПалп» вкладывает около 150 млн в развитие сети автодорог.

К 2015 году планируемое потребление древесины составит 9-11 млн. для ЦБК, 15-16 млн. для пр-ва пиломатериалов, 4,5-5 млн. для производства продукции высокой степени деревообработки



Увеличение объемов выпуска продукции высокой добавленной стоимостью

Увеличение таможенных пошлин на вывоз круглого леса (до 80% к 01.01.2009). Административный контроль нелегального вывоза леса за границу. Строительство новых предприятий

ЦБК группы «ИлимПалп» планируют увеличить выпуск целлюлозы до 2,1 млн.т. В целом по области до 2,8 млн.т.

Ввод мощностей по выпуску пиломатериалов 2,1 млн.куб.м., фанеры до 350 тыс. куб.м.



Увеличение эффективности переработки древесины

Технологическая модернизация. Износ оборудования на предприятиях области в области лесозаготовки выше 70%, что скажется в сокращении заготовки леса на 4-5млн.куб.м.

Создание новых современных производственных комплексов (Осетровский ЛДК, Завод МДФ в г. Саянск, Заводы по производству OSB в г. Тайшет и г. Усть-Кут)

Экологическое регулирование

Жесткое регулирование объемов загрязнения существующими предприятиями. Анализ новых проектов с точки зрения экологических требований

Байкальский ЦБК планирует перепрофилирование производства и организацию замкнутого водооборота. ЦБК ИлимПалп переходят на технологию без использования хлора

В настоящий момент лесной комплекс Иркутской области напоминает состояние финского лесного кластера середины 80-х – начала 90-х годов. В дальнейшем в Финляндии происходили существенные изменения по развитию лесного кластера.
Вставка 1. Лесной кластер Финляндии.

Лесная промышленность Финляндии изначально была ориентирована на внешние рынки, прежде всего на европейский рынок бумаги, целлюлозы и продукции деревообработки. лесной кластер был идентифицирован специалистами Института исследования экономики Финляндии (ETLA) методами анализа таблиц "затраты - выпуск" наряду с еще восемью основными кластерами, при этом лесной кластер и кластер информационных технологий относятся к зрелым кластерам финской экономики.

Индикаторами международной конкурентоспособности конечной продукции отраслей, объединенных в кластеры, в процессе исследования служили: превышение доли продукции данной отрасли на мировом рынке над суммарной долей страны в общей мировой торговле; превышение отраслевого экспорта над импортом. Для данных двух кластеров характерна хорошая сбалансированность развития как основных, так и связанных производств и специализированного сервиса, высокая внутренняя конкуренция, научно-исследовательский и инновационный потенциал мирового уровня, интенсивное внутрикластерное взаимодействие в рамках совместных проектов и работы межотраслевых организаций. В настоящее время Финляндия, имея 0,5% мировых запасов лесных ресурсов, обеспечивает более 10% мирового экспорта продукции деревопереработки, в том числе 25% мирового экспорта качественной бумаги.

При разработке кластерного подхода финские исследователи (ETLA) особенно внимательно рассмотрели недостатки лесной промышленности, которые, с одной стороны, являлись отрицательным фактором для развития отрасли, а, с другой стороны, имели дополнительный потенциал конкурентоспособности в мировом масштабе в случае снятия данных ограничений. К основным недостаткам ЛПК Финляндии относились:



  • Большинство лесных запасов в Финляндии являются частными, поэтому предложение в большей мере ограничивается не воспроизводством этих запасов, а желанием владельцев продавать лес. Как следствие, цены на сырье и лесоматериалы являлись достаточно высокими, что привело к тому, что производители вынуждены были вкладываться в создание технологических цепочек с высокой добавленной стоимостью и максимально использовать полученное сырье.

  • Увеличивающееся использование химической продукции в лесном комплексе, что приводит к возрастающей зависимости от химической отрасли.

  • Высокой электроемкости производства. Финская лесная промышленность использовала до 1/3 производимой электроэнергии, что приводило к высоким затратам на энергию при производстве целлюлозы, бумаги, картона. Как следствие, переход к энергосберегающим технологиям позволил серьезно выиграть в конкурентоспособности.

  • Основным фактором роста лесной промышленности Финляндии является человеческий капитал. В период 1980-1995 году затраты на оплату труда утроились, тогда как стоимость конечной продукции увеличилась только на 50%. При этом количество занятого персонала уменьшилось с 150 тыс. человек до 92 тыс. Увеличилось применение высокотехнологичных процессов, требующих небольшого количества людей, но зато высокого уровня их образованности.

  • Финляндия расположена далеко от основных рынков сбыта, что привело к резкому развитию логистических услуг

Изменение цен на конечную продукцию лесного комплекса, энергоносители, сервисное обслуживание и логистику привело лишь к повышению конкурентоспособности лесной промышленности Финляндии.

Источник: На основе статей журнала «Эксперт» и отчета ETLA «Advantage Finland - The Future of Finnish Industries»



Снятие инфраструктурных ограничений


Для успешной реализации инерционного сценария развития Иркутской области необходима модернизация базовых инфраструктур. Прежде всего, ограничения должны быть снижены в электроэнергетике, а также – в транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве. В охране окружающей среды приоритетным является реализация проектов по сокращению загрязнений от вредных химических веществ на некоторых территориях области, а также учет и предотвращение рисков, имеющих естественное происхождение (сейсмичность, неустойчивое питание рек и пр.).

В сфере транспорта, проранжировав проекты по степени важности (исходя из оценки очевидности положительного экономического эффекта), следует акцентировать внимание на следующем.

Во-первых, освоение месторождений полезных ископаемых (газ, золото, металлические руды и пр.), а также освоения лесных ресурсов, уже сейчас требует строительства сети автомобильных автодорог и трубопроводных веток в Жигаловском, Усть-Кутском, Усть-Удинском районах, а также в таких труднодоступных северных территориях как Бодайбинский, Мамско-Чуйский, Катангский, Киренский и Казачинско-Ленский районы. Приоритет, при этом, должен быть поставлен на освоение территорий газоносных провинций и лесных районов.

Интенсификация использования ресурсной базы также потребует расширения мощности сети железных дорог. РЖД планирует увеличить международные перевозки с участием "Транссиба" и БАМа, довести объем перевозок по этим двум магистралям до 1 млн контейнеров в год в ДФО. Но для этого необходимо будет осуществить модернизацию магистралей, в том числе решить вопрос о формировании сети сообщений с КНР (строительство участков вторых путей, продолжение электрификации, развитие таможенных переходов, логистических центров, тарифная политика и проч.). Это также касается и Иркутской области. Как уже было сказано выше, по территории Иркутской области проходит Транссибирская магистраль. Кроме того, в Иркутске располагается головной офис Восточносибирской железной дороги и здесь имеются относительно крупные транспортные узлы, что позволяет осуществить качественный переход на новый уровень обеспечения транспортной инфраструктурой.

Во-вторых, приоритет должен быть сделан на развитие транспортного сообщения с Якутией. Это позволит, помимо роста грузооборота с Якутией, усилить транспортную составляющую узловых центров (Усть-Кут, Киренск и др.) и в целом дополнить транзитную и распределительную функцию Иркутской области. Это также стимулирует процесс строительства транспортных и складских терминалов в узловых центрах.

В сфере электроэнергетики особое внимание, помимо строительства новых энергетических мощностей и дозагрузка существующих, должно быть уделено технологическому объединению Иркутской и Якутской энергосистем, что позволит частично покрыть прогнозируемый дефицит электроэнергии и решить стратегическую задачу для страны – осуществить объединение изолированной энергосистемы Якутии с общегосударственной энергосистемой.

Проект комплексного развития электрических сетей на севере Иркутской области, который в настоящее время реализуется компанией «Иркутскэнерго», помимо строительства перетоков с Якутской энергосистемой подразумевает решение сопутствующих, но не менее важных задач, таких как развитие электроснабжения в северных районах области, что является базовым условием для развития добывающей промышленности в соответствующих районах.

Поскольку на территории области предусматривается создание Иркутской агломерации, а также в связи с реализацией ряда крупных инвестиционных проектов и возникающим общим дефицитом электроэнергии, необходима модернизация и оптимизация системы энергоснабжения, прежде всего в Иркутске. Это позволит осуществлять новые виды деятельности и покрыть дефицит существующего спроса на электроэнергию в Иркутской агломерации.

Ниже представлен перечень проектов, реализация которых позволит существенно снизить инфраструктурную составляющую в имеющихся ограничениях экономического роста.

Таблица 3. Проекты снятия инфраструктурных ограничений экономического развития Иркутской области.

СФЕРА

Проекты

Эффекты

Транспорт

Развитие автомобильных и железных дорог в северных районах области:

  • Бодайбинский,

  • Казачинско-Ленский,

  • Катангский, Киренский,

  • Мамско-Чуйский,

  • Усть-Илимский,

  • Усть-Кутский

  • Возможность освоения новых месторождений полезных ископаемых (металлорудное сырье, углеводороды и пр.);

  • Включение трех районов (Бодайбинский, Катангский и Мамско-Чуйский) в единую дорожную сеть;

  • Улучшение ситуации со снабжением и повышение надежности сообщения с труднодоступными населенными пунктами.

Строительство лесовозных дорог в северо-западной части области, Среднем Приангарье и в зоне БАМа

Доступ к новым лесным ресурсам, рост лесозаготовительной деятельности

Строительство автодороги «Вилюй» (Якутск–Вилюйск–Мирный–Ленск–Усть-Кут–Тулун)

Рост грузооборота с Якутией, усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области

Строительство железной дороги по маршруту Киренск—Непа—Витим—Ленск

Рост грузооборота с Якутией, усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области

Строительство нового аэропорта/

реконструкция существующего аэропорта



Удовлетворение требований к безопасности и качеству аэропортовых сооружений, рост внутриобластного, межрегионального и международного авиасообщения

Строительство распределительных комплексов (центров логистики) регионального масштаба в Усть-Куте и в Мегете

Усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области, концентрирование потоков межрегиональных и внутриобластных грузовых перевозок.

Реализация проектов строительства сети нефте- и газопроводов:

  • строительство нефтепровода Верхняя Чона - Усть-Кут с железнодорожным терминалом в районе п. Магистральный;

  • возможное строительство нефтепровода ЮТЗ – Тайшет (в альтернативу ЮТЗ – Пойма);

  • строительство нефтепровода Тайшет-Сковородино (нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан»);

  • строительство газопровода Ковыкта - Саянск - Иркутск с дальнейшим продолжением до Улан-Удэ и Читы;

Обеспечение реализации крупных инвестиционных проектов в сфере добычи сырья необходимой инфраструктурой, налаживание экспортных поставок нефти и газа, развитие территорий.

Модернизация речного и портового хозяйства области

Обеспечение надежности поставок продовольствия и иных грузов в труднодоступные районы Иркутской области и в Республику Якутия; обеспечение роста речного туризма необходимой инфраструктурой.

Электроэнергетика

«Комплексное развитие электрических сетей на севере Иркутской области»

  • Технологическое объединение энергосистем Республики Саха (Якутия) и Иркутской области;

  • Покрытие перспективного дефицита электроэнергии;

  • Объединение изолированной энергосистемы Якутии с общегосударственной энергосистемой.

Оптимизация мощностей Иркутской энергосистемы:

  • Реконструкция генерирующего оборудования с увеличением его мощности;

  • Строительство новых блоков на ТЭЦ и увеличение КПД рабочих колес ГЭС;

  • Строительство новой газовой или угольной ТЭС.

Выработка дополнительных 20,22 млрд. кВт*ч, покрытие перспективного дефицита электроэнергии

Баланс на рынке труда и модернизация системы профессионального образования


Основными направлениями работ по восстановлению баланса на рынке труда в Иркутской области должны стать:

  • Мониторинг рынка труда с участием работодателей, в том числе формирование и запуск мониторинга изменения технологической ситуации на предприятиях региона, изменения требований к кадрам (в том числе посредством организации и проведения регионального форсайта).

  • Поддержка подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям (приобретение оборудования, литературы, выплата повышенных стипендий и проч.). Привлечение работодателей к управлению учебными заведениями профобразования (наблюдательные советы, участие в разработке программ и проч.).

  • Модернизация системы учебных заведений (переход к клиентоориентированным структурам, внедрение БОР), содействие обновлению МТБ учебных заведений. Синхронизация стратегий развития учебных заведений разного уровня профобразования. Развитие, в том числе и организационное, системы непрерывного образования в области. Необходимо разработать и реализовать программы поддержки как институционализированных, так и неформальных институтов, работающих в сфере непрерывного образования. Может быть учтен опыт других регионов РФ. Например, Чувашии, где основным звеном в системе непрерывного образования являются учебные заведения начального профессионального и среднего специального образования. За счет их деятельности обеспечивается тесная связь подготовки кадров с отраслевыми запросами региональной экономики. Коэффициент охвата трудоспособного населения непрерывным образованием (SPR) в области должен расти.



Экологические программы


В связи с запуском на территории области ряда проектов связанных с добычей и транспортировкой сырья возрастает необходимость опережающей про-активной, а не ре-активной государственной экологической политики как на уровне Российской Федерации, так на региональном уровне — в первую очередь обеспечения экологической безопасности и ответственности экспорта и транспортировки нефти и газа. Наиболее актуальной задачей является создание системы обязательного страхования экологических рисков и экономических и финансовых механизмов компенсации ущербов при транспортировке нефти — аналогов американского Oil Pollution Act 1990 г., принятого, несмотря на сопротивление нефтяных корпораций, после катастрофы танкера Exxon Valdez.

Пренебрежение экологическим фактором в ближайшие годы может оказать негативное воздействие на инвестиционную привлекательность региональной экономики, особенно с учетом перспектив привлечения инвестиций в развитие разведки, добычи и транспортировки углеводородов и иных природных ресурсов.

Для сохранения и улучшения состояния природной среды в Иркутской области необходимо:


  • реализовать комплекс проектов по устранению последствий серьезных экологических нарушений и проблемных ситуаций в ряде территорий;

  • усиливать природоохранное регулирование и экологический контроль;

  • выставление в качестве обязательного требования к проектированию новых энергогенерирующих мощностей в регионе использование новых более экологичных технологий; внедрение новых эклогических стандартов производства;

  • формирование специальных частно-государственных партнерств для реализации органами государственной власти и добывающими предприятиями (природопользователями) экологических проектов и программ, как это делается, например, в отдельных землях Германии.

Возможные первоочередные проекты улучшения экологической ситуации перечислены ниже.


ПРОЕКТ

ЭФФЕКТ

Строительство очистных сооружений (в т.ч. на предприятиях), а также внедрение систем очистки воздуха

Снижение экологической нагрузки на окружающую среду, а также угрозы риска дальнейшего роста заболеваемости населения Иркутской области

Решение проблемы мышьякового загрязнения почв в г. Свирске

  • Снижение уровня онкологических заболеваний в г. Свирске;

  • Устранение угрозы заражения вод р.Ангары, а также роста онкологических заболеваний в населенных пунктах, расположенных ниже по течению (среди них – г.Братск с численностью свыше 250 тыс. чел.).

Решение проблемы ртутных загрязнений в Саянске, Усолье-Сибирском

Снижение экологической нагрузки на окружающую среду, а также угрозы риска дальнейшего роста заболеваемости населения Саянска и Усолье-Сибирского

Строительство новых полигонов промышленных и бытовых отходов

Приведение процесса утилизации различных видов отходов в нормативное состояние; снижение уровня экологических угроз

Принятие мер по переселению жителей населенных пунктов, находящихся в потенциально затопляемых территориях от ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС

Минимизация материальных затрат, предотвращение угрозы жизни жителей затопляемых территорий.



Вставка 2. Мировой опыт внедрения новых экологических стандартов

Значительные шаги в сторону внедрения современных экологических подходов и минимальных экологических стандартов были сделаны в связи с требованиями крупных международных финансовых и страховых учреждений, таких как Европейский Банк Реконструкции и Развития (EBRD), Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в Группу Всемирного Банка, Корпорация Частных Зарубежных Инвестиций (OPIC), Экспортно-импортный банк США (U.S. Ex-Im Bank) и в меньшей степени "экваториальные принципы" для коммерческих банков. "Экваториальные принципы" – Equator Principles (см. www.equator-principles.com) – были основаны на нормативах по экологии, социологии, здравоохранению и безопасности, разработанных Всемирным Банком, приняты многими крупными коммерческими банками. Данные учреждения ввели процесс оценки воздействия на окружающую среду и минимальные стандарты по экологии, здравоохранению и безопасности, которым должны соответствовать различные типы проектов, претендующие на страхование от политических и финансовых рисков. К проектам с наибольшей степенью воздействия на окружающую среду (рудники, добыча нефти и газа, лесное хозяйство и т.д.) выдвигаются наиболее строгие требования.

Подписание в июне 2003 г. ведущими частными банками мира так называемых “Принципов экватора” (в настоящий момент подписаны почти 40 банками) фактически завершило период, когда частные банки могли финансировать крупные инвестиционные проекты в развивающихся странах по более низким критериям экологической и социальной ответственности, чем международные финансовые институты (IFC и EBRD). Подписавшие “Принципы экватора” частные банки занимают 75-80% объема рынка проектного финансирования в мире. Развивается комплексная финансовая инициатива Программы по окружающей среде ООН (UNEP Financial Initiative), реализуемая при активной роли ЕБРР (EBRD). Экологические показатели начинают напрямую инкорпорироваться в рейтинги ведущих рейтинговых и консалтинговых агентств мира, нацеленных на оценку инвестиционной привлекательности (Sustainability Index Доу-Джонса)


следующая страница>


3. Стратегические приоритеты долгосрочного развития Иркутской области

Стратегические приоритеты развития на долгосрочную перспективу должны соответствовать следующим критериям

818.9kb.

14 10 2014
4 стр.


Приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года №313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской об

922.24kb.

17 12 2014
5 стр.


Закон иркутской области о статусе и границах муниципальных образований куйтунского района иркутской области

Образовать на территории Куйтунского района Иркутской области следующие муниципальные образования

351.36kb.

10 10 2014
1 стр.


Стратегические приоритеты экономического взаимодействия регионов и механизмы их реализации
376.41kb.

08 10 2014
1 стр.


Закон иркутской области о пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности

Иркутской области (далее пенсия за выслугу лет), и порядок назначения, перерасчета размера, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет в Иркутской области, включая территорию Усть-

147.36kb.

25 09 2014
1 стр.


Доклад о состоянии и использовании земель в иркутской области

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области

8735.23kb.

25 12 2014
52 стр.


Приоритеты на будущее развитие всестороннего сотрудничества между Бурятией и Иркутской областью
65.97kb.

15 12 2014
1 стр.


Закон Иркутской области от 14 июля 2007 г. N 62-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием "

Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 июня 2007 г. N 33/14-зс

228.84kb.

25 12 2014
1 стр.