Перейти на главную страницу
Для Иркутской области обладающей сырьевой и экспорториентированной экономикой с высокой степенью зависимости от циклической рыночной конъюнктуры на глобальных товарных рынках, стратегической целью государственной политики по социально-экономическому развитию на долгосрочную перспективу становится повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.
Стратегические приоритеты развития на долгосрочную перспективу должны соответствовать следующим критериям:
Соответственно программа действий региональных органов исполнительной власти должна включать проекты и мероприятия по всем направлениям.
Ключевым стратегическим приоритетом является создание на базе Иркутскацентра управления. Прорывными проектами в этом направлении должны стать:
Для достижения цели создания крупного международного центра туризма в Иркутской области предполагается реализация цикла проектов и мероприятий по следующим ключевым направлениям:
в регионах Сибири и Дальнего Востока имеются большие перспективы для создания в общесетевых транспортных узлах МТЛЦ и формирования на их основе региональных и межрегиональных транспортно-логистических систем, учитывая их геополитическое значение как естественного транспортного моста между государствами Европы, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америкой.
В настоящее время в Иркутске имеют офисы практически все значимые игроки рынка -транспортно-логистических услуг. Практически все крупные операторы объявили о планах региональной экспансии. При этом региональная экспансия логистических компаний только началась и до восточной Сибири еще просто не дошла. В 2006 г. началось строительство новых логистических объектов в крупных городах Урала и Сибири.
Разворачивание деятельности крупных логистических операторов в регионе влечет за собой:
При этом рынок складских помещений характеризуется следующими процессами, проявление которых в ближайшее время следует ожидать и в Иркутске:
В Иркутской области наблюдается устойчивая тенденция к увеличению объемов внешне-экономической деятельности. По данным иркутской таможни, стоимостные показатели экспортных операций выросли в первом полугодии 2006 года на 65 процентов, и тенденция к росту сохраняется.
При этом, структура экспорта грузов генерируемых в Иркутской области предполагает высокую долю контейнерных грузов – самую высокую в стране среди регионов и самую высокую в СФО. При том, что, российский экспорт слабо контейнеризован - показатель контейнеризации экспортного грузопотока увеличился с 0,48% в 2003 г. до 0,71% в 2006 г. За последние три года серьезный шаг в сторону контейнеризации сделали экспортеры и экспедиторы целлюлозно-бумажной продукции, деревообрабатывающие предприятия, производители каучука и химии. Еще в 2003 г. лишь 50% объема экспорта цветных металлов перевозилось в контейнерах. В 2005 г. степень контейнеризации подорожавших цветных металлов превысила 80%. В структуре контейнерного экспорта доминирует продукция целлюлозно-бумажной промышленности (42% в 2006 г.) и химические товары (19%).
Повышение значения логистики в рамках государственной политики России:
Важную роль в стратегии развития транспортной инфраструктуры страны имеет утвержденная в сентябре 2007 года «Стратегия развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года».
Сложившаяся практика предлагает следующие характеристики логистического парка:
Основные параметры делового района
Параметр |
Возможные характеристики в Иркутске |
Примеры из лучшей мировой практики |
Площадь территории |
от 100 до 150 га с возможностью расширения. |
100 га (проект Fiera Milano) 600 га (Songdo City); |
Площадь офисов |
От 250 тыс. кв.м. |
Défense – 3 млн.кв.м, Canary Wharf – 1,2, Songdo City – 1,4; |
Торгово-развлекательные объекты |
Один –два крупных центра (70-100 тыс.) и несколько торговых зон. |
(Défense – более 250 тыс. кв.м, Canary Wharf – более 200); |
Жилая недвижимость и смешанная (mixed-use) застройка |
Обеспечить постоянное проживание 5000-7000 жителей (25-30% работающих), что при средней обеспеченности 32 кв.м общей площади на человека составит 200000 кв.м. |
объем жилой застройки 7-10 тыс. квартир, т.е. 0,7-1 млн. кв.м -. (Défense – 20 тыс. жителей, Songdo City – 9 тыс. квартир); |
Знаковые культурные объекты |
Необходимо размещать выставочные, культурно-развлекательные (музеи, галереи, тематический парк) |
Défense имеет выставочный комплекс площадью 200 тыс. кв.м, Songdo City – Songdo International Museum, New Songdo Ecotarium, Fiera Milano – Museo dei Diseno |
Природный каркас, (парк, зеленые насаждения, водные объекты) |
Необходимо обеспечить вид на Ангару и набержную. Площадь центрального парка может варьироваться от 3 до 10. |
(Défense – 11 га, Songdo City – 40 га, в обоих случаях – значительное число скульптур и объектов современного искусства, а парк Songdo в рекламных проспектах назван «сердцем и душой» нового города; Canary Wharf – развитая система каналов); |
Архитектурная концепция |
Должна подчеркивать включенность в общий историко-архитектурный, культурный и функциональный контекст «ткани» города. Может быть продолжением одной из планировочных осей агломерации – например, магистрали Иркутск-Листвянка. |
Défense создавался в рамках общей стратегии формирования l'Axe Historique de Paris (Историческая ось Парижа), олицетворяющей собой связь времен – от Собора Парижской Богоматери, через Лувр, Елисейские Поля, Триумфальную арку и Площадь Звезды к модерну в виде делового и культурно-развлекательного района Défense; Canary Wharf является частью глобального проекта по новому освоению территорий старого «умершего» порта Лондона и превращению ее в сердце деловой активности и жизни города; Songdo City включен в агломерацию Сеула и призван представлять собой передовые позиции Южной Кореи в глобальной экономике через свой ультрасовременный дизайн и архитектуру, новаторство в планировках и глобальность самого подхода к развитию территории. |
Инфраструктура гостеприимства, туризма и общественного питания |
наличие большого (1-1.5 тыс.) номерного фонда классических гостиниц и апарт-отелей. Кафе и ресторанов – 30-50 (в т.ч. большая доля видовых и террасных), несколько смотровых площадок, открытые места для массовых культурно-развлекательных событий. |
Défense – 2600 номеров |
Социальная инфраструктура |
может включать образовательные объекты (бизнес школу) и объекты медицинского обслуживания (диагностический центр) |
Songdo City предусматривает размещение New Songdo International School (в партнерстве с Milton Academy (USA)) и Songdo International City Hospital |
Резиденты |
Ядро компаний-резидентов составляют «якорные» компании, арендующие офисы от 5000 кв.м Среди них должны быть крупнейшие российские корпорации (представительства не менее 30% корпораций и банков первого эшелона. В деловом районе могут размещаться значимые органы государственной власти. |
в Défense размещены офисы 14 из 15 крупнейших корпораций Франции и 20 из 50 крупнейших глобальных корпорации; в Canary Wharf представлены крупнейшие банковские группы, такие как HSBC, Citigroup, Barclay’s, Credit Suisse, Morgan Stanley, Lehman Brothers и т.д.), а также крупные зарубежные компании (промышленные и сектор услуг) и банки. (например в Canary Wharf размещаются Financial Services Authority и LOCOG (отвечает за организацию и проведение олимпийских игр в 2012 году). |
Дополнительные параметры делового района
Общемировой тенденцией является формирование и развитие новых типов деятельности либо в крупнейших городах, либо в их пригородных зонах. Связано это прежде всего с эффектом достижения необходимой концентрации в крупных городах следующих критически важных для «новой экономики» составляющих – кадрового потенциала, значительного рынка потребления, наличия факторов «удержания» высококвалифицированных человеческих ресурсов3.
Перспективное социально-экономическое развитие городов Иркутской агломерации тесно связано с действием ряда внешних факторов, актуальных в межрегиональном и федеральном контексте и требующих решений общегосударственного уровня, а также с действием внутренних факторов, сфокусированных на территории Иркутской агломерации.
К факторам, определяющим необходимость создания агломерации, относятся:
Пространственно-функциональная структура определяет и иерархию градостроительных систем. В основе иерархии оказывается принцип минимизации негативного влияния промышленной функции на зоны расселения людей. Территории Ангарска и Шелехова, в большей степени подверженные негативному влиянию промышленности, широко используют свой ресурс высокоплотных городских систем (отсутствие сельской застройки) на базе принципа высокого средового благоустройства и концентрации различных деятельностей.
Вынос непрофильных функций (промышленность, торговля общеагломерационного масштаба) из центральной зоны г. Иркутска дает необходимые требования к коренной реконструкции центральной части города. На территории агломерации между Иркутском и Ангарском может быть сформирован подцентр развития, где будут сконцентрированы ряд функций общеагломерационного масштаба, одинаково доступных для всех городов агломерации, такие как особые форматы торговли, бэк офисы компаний, связанных с деятельностью промышленных зон в Ангарске и Шелехове и т.д.
Планируемое завершение строительства нового Иркутского аэропорта к 2012 г. требует сформировавшейся транспортной системы, эффективно связывающей аэропорт с Иркутском, Шелеховым, Ангарском и Листвянкой (базовым центром туристско-рекреационного кластера международного масштаба). Транспортный каркас агломерации должен обеспечить всем жителям Иркутска, Ангарска и Шелехова максимально 60-ти минутную транспортную доступность до современных общеагломерационных центров деятельности: приложения труда, образования и досуга (культура, развлечения, торговля и т.д.) и создающий условия для функционального развития новых территорий. В связи с тем, что расстояние от планируемого аэропорта до Листвянки при текущем уровне транспортной инфраструктуры не дает часовой временной доступности, это сильно ограничивает возможности развития берега Байкала как центра деловой коммуникации, что приводит к повышению требований к Иркутску как к деловому центру.
Направление |
Возможные проекты |
Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры |
Проектирование и запуск новых транспортных проектов в агломерации и транспортных развязок в городе. Модернизация инженерно-коммунальной системы в городе Проекты развития инженерной инфраструктуры для участков нового строительства.
|
Повышение доли услуг, которые размещаются только в городах Новые форматы предоставления услуг |
Модернизация городского центра: целенаправленной формирование центральной офисно-деловой зоны (улицы, квартала, района) Формирование торговых зон: размещение крупных торговых центров и «retail street». Улицы ресторанов. Привлечение инвесторов в торговлю и услуги
|
Работа с уникальностью города: культурная и туристическая капитализация |
Тематический парк Проведение крупных культурно-развлекательных мероприятий Включение в календарь культурных событий регионального масштаба Культурно-выставочные залы Галереи Ориентированные на привлечение потребителя музеи |
Комплексное освоение территории под жилищное строительство |
Разработка проекта комплексного освоения территории включающего создание социальной инфраструктуры, новых рабочих мест и разнообразной жилой среды по современным требованиям и стандартам. |
Комплексное освоение территории
Новое качество городского пространства в таких проектах достигается за счет комплексности функционального зонирования территории и сбалансированного набора объектов: жилых кварталов различного класса, торговли различного формата, сектора услуг населению, современные производственные и офисные площади, объекты социальной направленности: школы, детсады, вузы, медцентры. Уже при проектировании застройки территории закладываются параметры, принципиально отличающиеся от тех по которым спроектированы советские города, но характерные для городов-прототипов с развитой городской средой: высокая жилищная обеспеченность - от 30 кв. метров на человека для жилья эконом класса и до 50 кв. метров на человека для жилья бизнес-класса. Закладывается пешеходная доступность до основных объектов сектора услуг: магазинов, торговых центров, школ, и детсадов, рассчитывается транспортная доступность до основных мест приложения труда для жителей проектируемых жилых кварталов, проектируется строительство высокоскоростных средств транспорта до центральных районов города. Однако, кроме количественных параметров и стандартов, «управляющими» при проектировании «новых городов» становятся качественные характеристики городской среды, такие как безопасность, экологичность, дизайн, разнообразие, культурная уникальность. Их реализация при застройке кварталов достигается за счет выбора площадки в экологически благоприятном районе города, единой архитектурно-пространственной концепции развития территории, привлечения к проектированию и экспертизе проекта лучших представителей архитектурного сообщества. В идеальном варианте проекта комплексного освоения территории в рамках архитектурного концепции разрабатывается средовой знаковый объект, подчеркивающий уникальность места в макрорегиональном масштабе. Сам факт реализации такого масштабного проекта в Иркутской агломерации создает значительные маркетинговые эффекты для территории. Практически все девелоперы, занимающиеся разработкой проектов КОТ вынуждены привлекать проектировщиков с мировым именем, иностранных соинвесторов, опытные зарубежные строительные компании и за счет достигается максимально высокое позиционирование проекта, и города в котором этот проект реализуется
Высокие значения коэффициента локализации5, показывающие специализацию области на производстве определенной продукции, отмечаются для таких отраслей традиционной индустрии, как обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажном производстве, производство кокса и нефтепродуктов, химическом производстве, металлургическом производстве. Для данных отраслей отмечается и их значительная доля в промышленном производстве области. Таким образом, потенциальные кластеры могут существовать в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, электроэнергетике и химической промышленности.
Отрасль промышленности |
Коэффициент локализации |
Доля в промышленном производстве, % |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
0,11 |
2,65 |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
2,23 |
7,4 |
Производство пищевых продуктов |
0,50 |
4,9 |
Текстильное и швейное производство |
0,11 |
0,2 |
Производство кожи и изделий |
0,00 |
0,05 |
Обработка древесины и изделий |
4,98 |
5,6 |
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность |
3,44 |
10,1 |
Производство кокса и нефтепродуктов |
1,61 |
9,9 |
Химическое производство |
1,61 |
8,6 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
0,22 |
0,3 |
Производство прочих неметалических минеральных продуктов |
0,50 |
1,5 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
1,52 |
23,3 |
Производство машин и оборудования |
0,62 |
10,3 |
Производство транспортных средств и оборудования |
0,63 |
|
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
1,12 |
14,6 |
Сбор, очистка и распределение воды |
1,50 |
0,5 |
На основе количественного и качественного анализа, практически обоснованных критериев оценки потенциальных кластеров, таких как наличие эффекта базы, конкурентоспособность предприятий и перспективность рынков сбыта продукции были проанализированы основные отрасли промышленности области и выделены следующие существующие и потенциальные кластеры:
Для выбранных протокластеров6 была оценена обеспеченность основными инфраструктурами развития - производственной, коммуникационной, инновационной, энергетической и подготовке кадров. Развитие производственной инфраструктуры наиболее критично для развития кластера химической промышленности и машиностроения, чуть в меньшей степени для кластера цветной металлургии. К возможным проектам по развитию производственной инфраструктуры следует отнести строительство крупного завода по переработке углеводородного сырья (прежде всего газа), и дальнейшему производству продуктов высокой степени переработки. Строительство аэропорта будет иметь важное значение для авиамашиностроения; развитие дорожной сети - для лесного кластера. Реализация данных проектов позволит предприятиям этих отраслей существенно расширить объем рынка, оптимизировать свои издержки по выходу на рынки соседние рынки, увеличить эффективность производства.
Сосредоточение на территории области передовых технологий в современных условиях, когда НИОКР стали чрезвычайно капиталоемкими процессами и требуют концентрации высококвалифицированных специалистов, предполагает масштабные инвестиции. Для поддержания конкурентоспособности предприятий кластера следует налаживать связи с вузами и НИИ. Наиболее остро проблема с инновационной инфраструктурой стоит для лесного кластера, машиностроения.
Энергетическая инфраструктура на данный момент ограничивается сложившейся структурой рынка электроэнергетики; в данный момент область остается энергоизбыточным регионом. Однако реализация крупных проектов по модернизации и расширению производства в цветной металлургии, при продолжении агломеративных процессов, развитии спроса на электроэнергию со стороны населения, приведет к ожидающемуся дефициту электроэнергии. Рост цен на энергию приведет к большему использованию энергосберегающих технологий.
Отдельной проблемой является ситуация на рынке труда. Несоответствие структуры занятых и структуры специальностей выпускников создает дополнительные издержки по переобучению. В области наблюдается слишком большая доля выпускников со специализацией в области управления и экономики и острая нехватка профессиональных кадров с рабочими специальностями. При этом качество образования выпускников не является достаточным для работодателей. Данная проблема наиболее остро стоит для машиностроения и металлургии.
Политика поддержки создания конкурентоспособных кластеров включает в себя: развитие критической общей инфраструктуры, выстраивание эффективной коммуникации внутри предприятий корня кластера для разработки единой маркетинговой политики и стандартов позиционирования на рынках, поддержку проведения маркетинговых мероприятий – конференции поставщиков, специализированных выставок.
Наиболее сформировавшимся, хотя еще и далеким от мировых стандартов, является лесной кластер Иркутской области. В лесопромышленном комплексе области работает свыше 1,5 тыс. предприятий разных форм собственности, при этом наиболее крупные предприятия сосредоточены в целлюлозно-бумажной промышленности, где все активы уже консолидированы в руках крупных игроков российского и международного бизнеса. В то же время в данный момент около трети всей заготовленной продукции лесным хозяйством уходит на экспорт в необработанном виде. Увеличение вывозных пошлин на необработанную древесину приведет к росту количества лесоперерабатывающих предприятий, увеличению производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако низкие цены на лес могут негативно сказаться на глубине и качестве переработки.
Направления кластерной политики для ЛПК |
Методы решения |
Планы развития |
Увеличение объемов лесозаготовки. Обеспечение предприятий деревопереработки сырьем. |
Увеличение числа лесовозных дорог на 2300 км, что позволит увеличить добычу леса на 8 млн. куб.м. |
Для строительства необходимо около $300-350 млн. Группа «ИлимПалп» вкладывает около 150 млн в развитие сети автодорог. К 2015 году планируемое потребление древесины составит 9-11 млн. для ЦБК, 15-16 млн. для пр-ва пиломатериалов, 4,5-5 млн. для производства продукции высокой степени деревообработки |
Увеличение объемов выпуска продукции высокой добавленной стоимостью |
Увеличение таможенных пошлин на вывоз круглого леса (до 80% к 01.01.2009). Административный контроль нелегального вывоза леса за границу. Строительство новых предприятий |
ЦБК группы «ИлимПалп» планируют увеличить выпуск целлюлозы до 2,1 млн.т. В целом по области до 2,8 млн.т. Ввод мощностей по выпуску пиломатериалов 2,1 млн.куб.м., фанеры до 350 тыс. куб.м. |
Увеличение эффективности переработки древесины |
Технологическая модернизация. Износ оборудования на предприятиях области в области лесозаготовки выше 70%, что скажется в сокращении заготовки леса на 4-5млн.куб.м. |
Создание новых современных производственных комплексов (Осетровский ЛДК, Завод МДФ в г. Саянск, Заводы по производству OSB в г. Тайшет и г. Усть-Кут) |
Экологическое регулирование |
Жесткое регулирование объемов загрязнения существующими предприятиями. Анализ новых проектов с точки зрения экологических требований |
Байкальский ЦБК планирует перепрофилирование производства и организацию замкнутого водооборота. ЦБК ИлимПалп переходят на технологию без использования хлора |
Лесная промышленность Финляндии изначально была ориентирована на внешние рынки, прежде всего на европейский рынок бумаги, целлюлозы и продукции деревообработки. лесной кластер был идентифицирован специалистами Института исследования экономики Финляндии (ETLA) методами анализа таблиц "затраты - выпуск" наряду с еще восемью основными кластерами, при этом лесной кластер и кластер информационных технологий относятся к зрелым кластерам финской экономики.
Индикаторами международной конкурентоспособности конечной продукции отраслей, объединенных в кластеры, в процессе исследования служили: превышение доли продукции данной отрасли на мировом рынке над суммарной долей страны в общей мировой торговле; превышение отраслевого экспорта над импортом. Для данных двух кластеров характерна хорошая сбалансированность развития как основных, так и связанных производств и специализированного сервиса, высокая внутренняя конкуренция, научно-исследовательский и инновационный потенциал мирового уровня, интенсивное внутрикластерное взаимодействие в рамках совместных проектов и работы межотраслевых организаций. В настоящее время Финляндия, имея 0,5% мировых запасов лесных ресурсов, обеспечивает более 10% мирового экспорта продукции деревопереработки, в том числе 25% мирового экспорта качественной бумаги.
При разработке кластерного подхода финские исследователи (ETLA) особенно внимательно рассмотрели недостатки лесной промышленности, которые, с одной стороны, являлись отрицательным фактором для развития отрасли, а, с другой стороны, имели дополнительный потенциал конкурентоспособности в мировом масштабе в случае снятия данных ограничений. К основным недостаткам ЛПК Финляндии относились:
Источник: На основе статей журнала «Эксперт» и отчета ETLA «Advantage Finland - The Future of Finnish Industries»
В сфере транспорта, проранжировав проекты по степени важности (исходя из оценки очевидности положительного экономического эффекта), следует акцентировать внимание на следующем.
Во-первых, освоение месторождений полезных ископаемых (газ, золото, металлические руды и пр.), а также освоения лесных ресурсов, уже сейчас требует строительства сети автомобильных автодорог и трубопроводных веток в Жигаловском, Усть-Кутском, Усть-Удинском районах, а также в таких труднодоступных северных территориях как Бодайбинский, Мамско-Чуйский, Катангский, Киренский и Казачинско-Ленский районы. Приоритет, при этом, должен быть поставлен на освоение территорий газоносных провинций и лесных районов.
Интенсификация использования ресурсной базы также потребует расширения мощности сети железных дорог. РЖД планирует увеличить международные перевозки с участием "Транссиба" и БАМа, довести объем перевозок по этим двум магистралям до 1 млн контейнеров в год в ДФО. Но для этого необходимо будет осуществить модернизацию магистралей, в том числе решить вопрос о формировании сети сообщений с КНР (строительство участков вторых путей, продолжение электрификации, развитие таможенных переходов, логистических центров, тарифная политика и проч.). Это также касается и Иркутской области. Как уже было сказано выше, по территории Иркутской области проходит Транссибирская магистраль. Кроме того, в Иркутске располагается головной офис Восточносибирской железной дороги и здесь имеются относительно крупные транспортные узлы, что позволяет осуществить качественный переход на новый уровень обеспечения транспортной инфраструктурой.
Во-вторых, приоритет должен быть сделан на развитие транспортного сообщения с Якутией. Это позволит, помимо роста грузооборота с Якутией, усилить транспортную составляющую узловых центров (Усть-Кут, Киренск и др.) и в целом дополнить транзитную и распределительную функцию Иркутской области. Это также стимулирует процесс строительства транспортных и складских терминалов в узловых центрах.
В сфере электроэнергетики особое внимание, помимо строительства новых энергетических мощностей и дозагрузка существующих, должно быть уделено технологическому объединению Иркутской и Якутской энергосистем, что позволит частично покрыть прогнозируемый дефицит электроэнергии и решить стратегическую задачу для страны – осуществить объединение изолированной энергосистемы Якутии с общегосударственной энергосистемой.
Проект комплексного развития электрических сетей на севере Иркутской области, который в настоящее время реализуется компанией «Иркутскэнерго», помимо строительства перетоков с Якутской энергосистемой подразумевает решение сопутствующих, но не менее важных задач, таких как развитие электроснабжения в северных районах области, что является базовым условием для развития добывающей промышленности в соответствующих районах.
Поскольку на территории области предусматривается создание Иркутской агломерации, а также в связи с реализацией ряда крупных инвестиционных проектов и возникающим общим дефицитом электроэнергии, необходима модернизация и оптимизация системы энергоснабжения, прежде всего в Иркутске. Это позволит осуществлять новые виды деятельности и покрыть дефицит существующего спроса на электроэнергию в Иркутской агломерации.
Ниже представлен перечень проектов, реализация которых позволит существенно снизить инфраструктурную составляющую в имеющихся ограничениях экономического роста.
Таблица 3. Проекты снятия инфраструктурных ограничений экономического развития Иркутской области.
СФЕРА |
Проекты |
Эффекты |
Транспорт |
Развитие автомобильных и железных дорог в северных районах области:
|
|
Строительство лесовозных дорог в северо-западной части области, Среднем Приангарье и в зоне БАМа |
Доступ к новым лесным ресурсам, рост лесозаготовительной деятельности | |
Строительство автодороги «Вилюй» (Якутск–Вилюйск–Мирный–Ленск–Усть-Кут–Тулун) |
Рост грузооборота с Якутией, усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области | |
Строительство железной дороги по маршруту Киренск—Непа—Витим—Ленск |
Рост грузооборота с Якутией, усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области | |
Строительство нового аэропорта/ реконструкция существующего аэропорта |
Удовлетворение требований к безопасности и качеству аэропортовых сооружений, рост внутриобластного, межрегионального и международного авиасообщения | |
Строительство распределительных комплексов (центров логистики) регионального масштаба в Усть-Куте и в Мегете |
Усиление транзитной и распределительной функции Иркутской области, концентрирование потоков межрегиональных и внутриобластных грузовых перевозок. | |
Реализация проектов строительства сети нефте- и газопроводов:
|
Обеспечение реализации крупных инвестиционных проектов в сфере добычи сырья необходимой инфраструктурой, налаживание экспортных поставок нефти и газа, развитие территорий. | |
Модернизация речного и портового хозяйства области |
Обеспечение надежности поставок продовольствия и иных грузов в труднодоступные районы Иркутской области и в Республику Якутия; обеспечение роста речного туризма необходимой инфраструктурой. | |
Электроэнергетика |
«Комплексное развитие электрических сетей на севере Иркутской области» |
|
Оптимизация мощностей Иркутской энергосистемы:
|
Выработка дополнительных 20,22 млрд. кВт*ч, покрытие перспективного дефицита электроэнергии |
Пренебрежение экологическим фактором в ближайшие годы может оказать негативное воздействие на инвестиционную привлекательность региональной экономики, особенно с учетом перспектив привлечения инвестиций в развитие разведки, добычи и транспортировки углеводородов и иных природных ресурсов.
Для сохранения и улучшения состояния природной среды в Иркутской области необходимо:
ПРОЕКТ |
ЭФФЕКТ |
Строительство очистных сооружений (в т.ч. на предприятиях), а также внедрение систем очистки воздуха |
Снижение экологической нагрузки на окружающую среду, а также угрозы риска дальнейшего роста заболеваемости населения Иркутской области |
Решение проблемы мышьякового загрязнения почв в г. Свирске |
|
Решение проблемы ртутных загрязнений в Саянске, Усолье-Сибирском |
Снижение экологической нагрузки на окружающую среду, а также угрозы риска дальнейшего роста заболеваемости населения Саянска и Усолье-Сибирского |
Строительство новых полигонов промышленных и бытовых отходов |
Приведение процесса утилизации различных видов отходов в нормативное состояние; снижение уровня экологических угроз |
Принятие мер по переселению жителей населенных пунктов, находящихся в потенциально затопляемых территориях от ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС |
Минимизация материальных затрат, предотвращение угрозы жизни жителей затопляемых территорий. |
Значительные шаги в сторону внедрения современных экологических подходов и минимальных экологических стандартов были сделаны в связи с требованиями крупных международных финансовых и страховых учреждений, таких как Европейский Банк Реконструкции и Развития (EBRD), Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в Группу Всемирного Банка, Корпорация Частных Зарубежных Инвестиций (OPIC), Экспортно-импортный банк США (U.S. Ex-Im Bank) и в меньшей степени "экваториальные принципы" для коммерческих банков. "Экваториальные принципы" – Equator Principles (см. www.equator-principles.com) – были основаны на нормативах по экологии, социологии, здравоохранению и безопасности, разработанных Всемирным Банком, приняты многими крупными коммерческими банками. Данные учреждения ввели процесс оценки воздействия на окружающую среду и минимальные стандарты по экологии, здравоохранению и безопасности, которым должны соответствовать различные типы проектов, претендующие на страхование от политических и финансовых рисков. К проектам с наибольшей степенью воздействия на окружающую среду (рудники, добыча нефти и газа, лесное хозяйство и т.д.) выдвигаются наиболее строгие требования.
Подписание в июне 2003 г. ведущими частными банками мира так называемых “Принципов экватора” (в настоящий момент подписаны почти 40 банками) фактически завершило период, когда частные банки могли финансировать крупные инвестиционные проекты в развивающихся странах по более низким критериям экологической и социальной ответственности, чем международные финансовые институты (IFC и EBRD). Подписавшие “Принципы экватора” частные банки занимают 75-80% объема рынка проектного финансирования в мире. Развивается комплексная финансовая инициатива Программы по окружающей среде ООН (UNEP Financial Initiative), реализуемая при активной роли ЕБРР (EBRD). Экологические показатели начинают напрямую инкорпорироваться в рейтинги ведущих рейтинговых и консалтинговых агентств мира, нацеленных на оценку инвестиционной привлекательности (Sustainability Index Доу-Джонса)
Стратегические приоритеты развития на долгосрочную перспективу должны соответствовать следующим критериям
14 10 2014
4 стр.
Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года №313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской об
17 12 2014
5 стр.
Образовать на территории Куйтунского района Иркутской области следующие муниципальные образования
10 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Иркутской области (далее пенсия за выслугу лет), и порядок назначения, перерасчета размера, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет в Иркутской области, включая территорию Усть-
25 09 2014
1 стр.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
25 12 2014
52 стр.
15 12 2014
1 стр.
Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 июня 2007 г. N 33/14-зс
25 12 2014
1 стр.