Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Формирование туристического кластера

Территориальный производственный кластер представляет собой совокупность предприятий и организаций, объединенных единством технологических подходов, рынков и основных факторов развития, а также отношениями конкуренции и кооперации. Территориальный производственный кластер представляет собой крупный сегмент экономической базы региона и является средоточием высокого потенциала роста и развития. Кластер не может развиваться в условиях, когда он не предлагает на рынках конкурентоспособного продукта. Таким образом, существует двусторонняя связь между конкурентоспособностью кластера, складывающейся из конкурентных позиций конкретных предприятий на крупных рынках и интенсивностью и качеством конкурентного и кооперационного взаимодействия между участниками кластера, и динамикой экономики региона, во многом определяемой динамикой конкретных предприятий, но одновременно задающей качество инфраструктур и других важных элементов кластера.



Преимущества кластерного подхода к развитию туризма

Во-первых кластер всегда «привязан» к определенной территории. В некоторых случаях – например в кластерах северной Италии - основные предприятия в рамках кластера располагались в пределах 3-х часовой доступности. Поэтому кластер - при реализации политики по его формированию - станет долгосрочным ресурсом обеспечения конкурентоспособности непосредственно территории вокруг озера Байкал. Предприятия туристического кластера будут созданы на территориях, на которых имеются туристические ресурсы пригодные для коммерциализации. И важнейшей задачей кластерной политики будет обеспечение всех коммуникаций между ними – от транспортных до обмена опытом и миграции кадров. Дело в том, что коммерциализация природных, рекреационных и прочих туристические ресурсов не требует высокой централизации (вертикальной интеграции) бизнеса, а наоборот могут быть вовлечены в оборот и представлены на рынке большим числом малых и средних предприятий.

Для текущей ситуации управления туризмом принципиально важно, что кластерный подход позволяет мобилизовать ресурс малых и средних предприятий - из которых сейчас состоит турбизнес Республики - и счет них обеспечивать конкурентоспособность на динамичных рынках.

Единой целью, вокруг которой выстраивается коммуникация и сетевое взаимодействие между предприятиями обычно является удержание позиции на существующих и выход на новые рынки. Это означает возможность нового позиционирования туристических ресурсов на российском, а в среднесрочной перспективе и на международных рынках.

Учитывая тот факт, что потенциал роста туристического рынка значителен (около 10-12 % ежегодно в среднем по различным направлениям) – можно прогнозировать существенное увеличение количества малых и средних предприятий в туристической сфере. При этом выстроить коммуникацию между вновь создаваемыми компаниями проще, а новые предприятия смогут работать в более конкурентной ситуации, и с более развитой институциональной средой.

Кластерный подход позволяет инициировать развитие в целом комплексе видов деятельности без масштабных государственных инвестиций и централизованных капиталовложений в рамках какого-то одного крупного проекта на территории. В условиях дотационного бюджета Республики кластерный подход – реальная альтернатива.

В целом, кластерный подход к развитию туристической сферы Иркутской областипозволит рассчитывать на :


  • увеличение производительности компаний базирующихся в кластерном ареале - т.е. на территориях где имеются ресурсы, пригодные к капитализации в туризме и при условии выстраивания качественных коммуникаций между ними.

  • ускорение инновационного процесса в базовых и смежных отраслях. Особенность туристической сферы в том, производственные и управленческие инновации не разрабатываются в НИИ и КБ, а появляются в реальном практическом опыте.

  • создание новых малых и средних компаний, как в базовых так и смежных отраслях. Успешный опыт функционирования малого и среднего предприятия не очень сложно скопировать, даже без специальных квалификаций.


Рисунок 1. Структура будущего туристического кластера


Рисунок 2. Оценка уровня развития основных элементов кластера



Активный маркетинг территории


Политика территориального маркетинга предполагает смещения экономической политики от управления отраслями к управлению развитием территорий. Это позволяет вовлечь в коммерческий оборот ресурсы, имеющиеся на территории региона, которые в настоящий момент не используются или используются неэффективно. Управление территориями включает в себя в первую очередь создание на этой территории инфраструктуры для развития определенных видов деятельности и благоприятных условий для ведения бизнеса на территории области. Для реализации целевого сценария социально-экономического развития Иркутской области активный маркетинг должен быть направлен на развитие туристической отрасли – позиционирование территории как места развития туризма для потенциальных инвесторов – глобальных игроков туристического рынка.
Программа маркетинга
Привлечению инвестиций в регион будет способствовать целенаправленная программа (план) территориального маркетинга Иркутской области. Данная программа ориентированная на маркетинг туристического центра в прибрежной зоне и города Иркутска на рынке экологического и природноориентированного туризма. Обычно программа разрабатывается на 1 год. Это связано с тем, что туристический рынок отличается цикличностью и инерционностью и необходима постоянная поддержка позиционирования. Программа должна включать в себя:

Список крупных стратегических инвесторов в область по направлениям деятельности компаний. Программу презентаций региона для потенциальных зарубежных инвесторов. Проведение конференции поставщиков туристического кластера

Меры институционально-налогового стимулирования инвестиций в область. Особо следует отметить важность упрощения административных процедур инвестирования в область – например, внедрение и эффективную работу «принципа одного окна» для инвесторов.

Программу проведения на территории области политических, социальных и экономических мероприятий международного уровня и план рекламной компании по маркетингу самих событий. Программу участия официальных лиц области в мероприятиях глобального масштаба.

Программу размещения информации о состоянии ,перспективах развития, конкурентных преимуществах региона в международных средствах массовой информации, специализированных изданиях. Маркетинг достопримечательностей и инфраструктуры. На начальном этапе необходимо проводить специализированных промо-акции (скидки на билеты, на визы и т.п.) нацеленные на привлечение туристов и турфирм в регион.
Важно подчеркнуть, что эффект от реализации данного плана будет полностью достигнут лишь в том случае, если параллельно будут претворяться в жизнь другие стратегические направления и проекты, рекомендованные в рамках проекта (снятие инфраструктурных ограничений, расширение и удешевление авиаперевозок, развитие гостиничного рынка и т.д.).

В противном случае, эффект от вложенных в рекламную кампанию средств будет значительно снижен; возможно даже ухудшение имиджа региона на туристском рынке – если доступность города и его инфраструктура будут производить негативное впечатление на гостей, затрудняя организацию поездки или не будучи в состоянии справиться с увеличивающимся потоком гостей. Для управления этим процессом в Иркутской области возможно рассмотреть вариант создания отдельной структуры - Агентства маркетинга территории в функции которого входило бы управление и реализация программы маркетинга.


Вставка 3. Государственное управление туристической отраслью

Многие страны для эффективного управления туристической отраслью создают специальный официальный орган. Подобный туристический офис может существовать и на региональном уровне. По такому пути пошла Сербия и ее Автономный край Воеводина, где был создан Vojvodina Investment Promotion Fund (VIPF). Его цель – привлечение иностранных инвестиций и содействие их реализации. Фонд проводит конкретную маркетинговую политику, в том числе на местах, налаживает сотрудничество с международными институтами, специализирующимися в сфере международных инвестиций. Услуги фонда бесплатны. В его структуре два оперативных органа – Vojvodina Investment Promotion Agency (VIPA) и Supportive Infrastructure Fund (SIF-фонд).

Сфера деятельности VIPA охватывает:

- one stop shop – услуги, призванные помочь иностранным инвесторам при анализе инвестиционных решений для их успешной реализации;

- посредничество и match-making между инвестором и собственником недвижимости (как государственной, так и частной);

- image-building, то есть экономическая пропаганда с целью привлечения международных инвесторов (целевая реклама, public-relations, печать);

представление на всех уровнях исполнительной власти (местном, региональном, национальном) реализации инвестиционного плана.

SIF-фонд cоздан для поддержки деятельности основного фонда – VIPF. В первую очередь для содействия иностранным инвесторам в части уменьшения их start-up расходов в регионе и приведения к уровню Greenfield-инвестиций. В сотрудничестве с агентством SIF предлагает инфраструктурную составляющую проекта и поддерживает основной фонд через конкретные инвестиционные и стратегические проекты. Сфера деятельности SIF охватывает:

- строительство и развитие деловых и инновационных центров;

- строительство и развитие инфраструктуры для крупных иностранных предприятий;

- подключение инвестиционных объектов к инфраструктурным системам (газ, вода, электроэнергия и т.д.).

Деятельность VIPF осуществляется в основном из собственного главного бюро. При этом существует система представительств в странах Западной и Восточной Европы (включая Россию).

Данные мероприятия в совокупности с налоговыми льготами для инвесторов создают благоприятные условия для развития туристической отрасли.
Что касается вложений в позиционирование и промоушн туристических направлений в мире тенденция такова: чем больше въездной поток, тем больше общестрановые доходы от туризма и тем меньше затраты на продвижение страны в пересчете на одного туриста. Безусловно, это свидетельствует об эффективности управления туристической отраслью данных государств.

Рисунок 3. Затраты на продвижение турпродуктов и доходы от туризма

Страна

Турпоток, 2005, млн

Туризм с целью отдыха и развлечений

Доходы от туризма, млн. $, 2005

Доход с одного туриста, $, 2005

Общий бюджет, млн. долл

В т.ч. выделенный правительством страны, млн. евро

Промоушн на одного туриста

Соотношение доходов и промоушна

%

Млн.

чел


Австралия

5,02

50%

2,51

14952

2978

113,2

74,7

70,5

45,090

Новая Зеландия

2,365

60%

1,42

4865

2057

46,1

36,6

74,9

32,481

Ирландия

7,333

50%

3,67

4744

647

82,0

64,2

65,2

22,363

Греция

14,276

50%

7,14

13731

962

151,2

114

44,1

21,181

Перу

1,486

50%

0,74

1308

880

15,3

12,3

91,2

20,566

Гватемала

1,316

65%

0,86

869

660

17,5

14,8

60,6

20,449

Норвегия

3,859

50%

1,93

3441

892

35,4

9,2

64,9

18,350

Швейцария

7,222

50%

3,61

11040

1529

53,7

26,8

64,6

14,862

ЮАР

7,518

64%

4,81

7327

975

70,1

44,5

79,3

14,562

Малайзия

16,431

50%

8,22

8543

520

117,8

94,8

77,2

14,335

Гонконг

14,773

48%

7,09

10286

696

97,6

75,6

75,8

13,770

Мексика

21,915

50%

10,96

11803

539

149,0

92,3

нет данных

13,594

Филиппины

2,623

50%

1,31

2130

812

17,1

13,8

35

13,072

Индия

3,915

50%

1,96

7356

1879

24,1

19,4

82,5

12,312

Доминикана

3,691

50%

1,85

3508

950

22,0

17,7

81,2

11,915

Тунис

6,387

60%

3,83

2063

323

43,1

34,7

68,9

11,249

Макао

9,014

50%

4,51

7757

861

38,5

31

80,8

8,545

Нидерланды

10,012

50%

5,01

10475

1046

34,8

19

нет данных

6,949

Великобритания

29,97

45%

13,49

30669

1023

89,1

52,3

47,2

6,605

Канада

18,612

50%

9,31

13584

730

58,5

37,8

74,7

6,288

Таиланд

11,567

50%

5,78

10108

874

32,1

25,8

54,4

5,542

Австрия

19,925

57%

11,36

15476

777

57,4

30

64,5

5,054

Венгрия

10,048

50%

5,02

4271

425

21,2

15,9

61,9

4,219

Испания

55,577

59%

32,79

47891

862

119,5

96,2

62,7

3,645

Германия

21,5

50%

10,75

29204

1358

38,6

24,5

56,6

3,594

Италия

36,513

50%

18,26

35398

969

61,9

43,2

51,4

3,389

Чехия

6,336

50%

3,17

4631

731

8,4

6,8

79,3

2,667

Франция

76,001

50%

38,00

42276

556

63,2

27,3

70

1,664

Польша

15,2

50%

7,60

6284

413

9,6

6,9

82

1,259

Рассчитано по данным ВТО (www.world-tourism.org), RATA-news (www.ratanews.ru/news/news_8122005_2.stm)


<предыдущая страница | следующая страница>


3. Стратегические приоритеты долгосрочного развития Иркутской области

Стратегические приоритеты развития на долгосрочную перспективу должны соответствовать следующим критериям

818.9kb.

14 10 2014
4 стр.


Приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области

Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года №313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской об

922.24kb.

17 12 2014
5 стр.


Закон иркутской области о статусе и границах муниципальных образований куйтунского района иркутской области

Образовать на территории Куйтунского района Иркутской области следующие муниципальные образования

351.36kb.

10 10 2014
1 стр.


Стратегические приоритеты экономического взаимодействия регионов и механизмы их реализации
376.41kb.

08 10 2014
1 стр.


Закон иркутской области о пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности

Иркутской области (далее пенсия за выслугу лет), и порядок назначения, перерасчета размера, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет в Иркутской области, включая территорию Усть-

147.36kb.

25 09 2014
1 стр.


Доклад о состоянии и использовании земель в иркутской области

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области

8735.23kb.

25 12 2014
52 стр.


Приоритеты на будущее развитие всестороннего сотрудничества между Бурятией и Иркутской областью
65.97kb.

15 12 2014
1 стр.


Закон Иркутской области от 14 июля 2007 г. N 62-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием "

Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 июня 2007 г. N 33/14-зс

228.84kb.

25 12 2014
1 стр.