Перейти на главную страницу
Территориальный производственный кластер представляет собой совокупность предприятий и организаций, объединенных единством технологических подходов, рынков и основных факторов развития, а также отношениями конкуренции и кооперации. Территориальный производственный кластер представляет собой крупный сегмент экономической базы региона и является средоточием высокого потенциала роста и развития. Кластер не может развиваться в условиях, когда он не предлагает на рынках конкурентоспособного продукта. Таким образом, существует двусторонняя связь между конкурентоспособностью кластера, складывающейся из конкурентных позиций конкретных предприятий на крупных рынках и интенсивностью и качеством конкурентного и кооперационного взаимодействия между участниками кластера, и динамикой экономики региона, во многом определяемой динамикой конкретных предприятий, но одновременно задающей качество инфраструктур и других важных элементов кластера.
Во-первых кластер всегда «привязан» к определенной территории. В некоторых случаях – например в кластерах северной Италии - основные предприятия в рамках кластера располагались в пределах 3-х часовой доступности. Поэтому кластер - при реализации политики по его формированию - станет долгосрочным ресурсом обеспечения конкурентоспособности непосредственно территории вокруг озера Байкал. Предприятия туристического кластера будут созданы на территориях, на которых имеются туристические ресурсы пригодные для коммерциализации. И важнейшей задачей кластерной политики будет обеспечение всех коммуникаций между ними – от транспортных до обмена опытом и миграции кадров. Дело в том, что коммерциализация природных, рекреационных и прочих туристические ресурсов не требует высокой централизации (вертикальной интеграции) бизнеса, а наоборот могут быть вовлечены в оборот и представлены на рынке большим числом малых и средних предприятий.
Для текущей ситуации управления туризмом принципиально важно, что кластерный подход позволяет мобилизовать ресурс малых и средних предприятий - из которых сейчас состоит турбизнес Республики - и счет них обеспечивать конкурентоспособность на динамичных рынках.
Единой целью, вокруг которой выстраивается коммуникация и сетевое взаимодействие между предприятиями обычно является удержание позиции на существующих и выход на новые рынки. Это означает возможность нового позиционирования туристических ресурсов на российском, а в среднесрочной перспективе и на международных рынках.
Учитывая тот факт, что потенциал роста туристического рынка значителен (около 10-12 % ежегодно в среднем по различным направлениям) – можно прогнозировать существенное увеличение количества малых и средних предприятий в туристической сфере. При этом выстроить коммуникацию между вновь создаваемыми компаниями проще, а новые предприятия смогут работать в более конкурентной ситуации, и с более развитой институциональной средой.
Кластерный подход позволяет инициировать развитие в целом комплексе видов деятельности без масштабных государственных инвестиций и централизованных капиталовложений в рамках какого-то одного крупного проекта на территории. В условиях дотационного бюджета Республики кластерный подход – реальная альтернатива.
В целом, кластерный подход к развитию туристической сферы Иркутской областипозволит рассчитывать на :
Список крупных стратегических инвесторов в область по направлениям деятельности компаний. Программу презентаций региона для потенциальных зарубежных инвесторов. Проведение конференции поставщиков туристического кластера
Меры институционально-налогового стимулирования инвестиций в область. Особо следует отметить важность упрощения административных процедур инвестирования в область – например, внедрение и эффективную работу «принципа одного окна» для инвесторов.
Программу проведения на территории области политических, социальных и экономических мероприятий международного уровня и план рекламной компании по маркетингу самих событий. Программу участия официальных лиц области в мероприятиях глобального масштаба.
Программу размещения информации о состоянии ,перспективах развития, конкурентных преимуществах региона в международных средствах массовой информации, специализированных изданиях. Маркетинг достопримечательностей и инфраструктуры. На начальном этапе необходимо проводить специализированных промо-акции (скидки на билеты, на визы и т.п.) нацеленные на привлечение туристов и турфирм в регион.
Важно подчеркнуть, что эффект от реализации данного плана будет полностью достигнут лишь в том случае, если параллельно будут претворяться в жизнь другие стратегические направления и проекты, рекомендованные в рамках проекта (снятие инфраструктурных ограничений, расширение и удешевление авиаперевозок, развитие гостиничного рынка и т.д.).
В противном случае, эффект от вложенных в рекламную кампанию средств будет значительно снижен; возможно даже ухудшение имиджа региона на туристском рынке – если доступность города и его инфраструктура будут производить негативное впечатление на гостей, затрудняя организацию поездки или не будучи в состоянии справиться с увеличивающимся потоком гостей. Для управления этим процессом в Иркутской области возможно рассмотреть вариант создания отдельной структуры - Агентства маркетинга территории в функции которого входило бы управление и реализация программы маркетинга.
Многие страны для эффективного управления туристической отраслью создают специальный официальный орган. Подобный туристический офис может существовать и на региональном уровне. По такому пути пошла Сербия и ее Автономный край Воеводина, где был создан Vojvodina Investment Promotion Fund (VIPF). Его цель – привлечение иностранных инвестиций и содействие их реализации. Фонд проводит конкретную маркетинговую политику, в том числе на местах, налаживает сотрудничество с международными институтами, специализирующимися в сфере международных инвестиций. Услуги фонда бесплатны. В его структуре два оперативных органа – Vojvodina Investment Promotion Agency (VIPA) и Supportive Infrastructure Fund (SIF-фонд).
Сфера деятельности VIPA охватывает:
- one stop shop – услуги, призванные помочь иностранным инвесторам при анализе инвестиционных решений для их успешной реализации;
- посредничество и match-making между инвестором и собственником недвижимости (как государственной, так и частной);
- image-building, то есть экономическая пропаганда с целью привлечения международных инвесторов (целевая реклама, public-relations, печать);
представление на всех уровнях исполнительной власти (местном, региональном, национальном) реализации инвестиционного плана.
SIF-фонд cоздан для поддержки деятельности основного фонда – VIPF. В первую очередь для содействия иностранным инвесторам в части уменьшения их start-up расходов в регионе и приведения к уровню Greenfield-инвестиций. В сотрудничестве с агентством SIF предлагает инфраструктурную составляющую проекта и поддерживает основной фонд через конкретные инвестиционные и стратегические проекты. Сфера деятельности SIF охватывает:
- строительство и развитие деловых и инновационных центров;
- строительство и развитие инфраструктуры для крупных иностранных предприятий;
- подключение инвестиционных объектов к инфраструктурным системам (газ, вода, электроэнергия и т.д.).
Деятельность VIPF осуществляется в основном из собственного главного бюро. При этом существует система представительств в странах Западной и Восточной Европы (включая Россию).
Данные мероприятия в совокупности с налоговыми льготами для инвесторов создают благоприятные условия для развития туристической отрасли.
Что касается вложений в позиционирование и промоушн туристических направлений в мире тенденция такова: чем больше въездной поток, тем больше общестрановые доходы от туризма и тем меньше затраты на продвижение страны в пересчете на одного туриста. Безусловно, это свидетельствует об эффективности управления туристической отраслью данных государств.
Рисунок 3. Затраты на продвижение турпродуктов и доходы от туризма
Страна |
Турпоток, 2005, млн |
Туризм с целью отдыха и развлечений |
Доходы от туризма, млн. $, 2005 |
Доход с одного туриста, $, 2005 |
Общий бюджет, млн. долл |
В т.ч. выделенный правительством страны, млн. евро |
Промоушн на одного туриста |
Соотношение доходов и промоушна | |
% |
Млн. чел
| ||||||||
Австралия |
5,02 |
50% |
2,51 |
14952 |
2978 |
113,2 |
74,7 |
70,5 |
45,090 |
Новая Зеландия |
2,365 |
60% |
1,42 |
4865 |
2057 |
46,1 |
36,6 |
74,9 |
32,481 |
Ирландия |
7,333 |
50% |
3,67 |
4744 |
647 |
82,0 |
64,2 |
65,2 |
22,363 |
Греция |
14,276 |
50% |
7,14 |
13731 |
962 |
151,2 |
114 |
44,1 |
21,181 |
Перу |
1,486 |
50% |
0,74 |
1308 |
880 |
15,3 |
12,3 |
91,2 |
20,566 |
Гватемала |
1,316 |
65% |
0,86 |
869 |
660 |
17,5 |
14,8 |
60,6 |
20,449 |
Норвегия |
3,859 |
50% |
1,93 |
3441 |
892 |
35,4 |
9,2 |
64,9 |
18,350 |
Швейцария |
7,222 |
50% |
3,61 |
11040 |
1529 |
53,7 |
26,8 |
64,6 |
14,862 |
ЮАР |
7,518 |
64% |
4,81 |
7327 |
975 |
70,1 |
44,5 |
79,3 |
14,562 |
Малайзия |
16,431 |
50% |
8,22 |
8543 |
520 |
117,8 |
94,8 |
77,2 |
14,335 |
Гонконг |
14,773 |
48% |
7,09 |
10286 |
696 |
97,6 |
75,6 |
75,8 |
13,770 |
Мексика |
21,915 |
50% |
10,96 |
11803 |
539 |
149,0 |
92,3 |
нет данных |
13,594 |
Филиппины |
2,623 |
50% |
1,31 |
2130 |
812 |
17,1 |
13,8 |
35 |
13,072 |
Индия |
3,915 |
50% |
1,96 |
7356 |
1879 |
24,1 |
19,4 |
82,5 |
12,312 |
Доминикана |
3,691 |
50% |
1,85 |
3508 |
950 |
22,0 |
17,7 |
81,2 |
11,915 |
Тунис |
6,387 |
60% |
3,83 |
2063 |
323 |
43,1 |
34,7 |
68,9 |
11,249 |
Макао |
9,014 |
50% |
4,51 |
7757 |
861 |
38,5 |
31 |
80,8 |
8,545 |
Нидерланды |
10,012 |
50% |
5,01 |
10475 |
1046 |
34,8 |
19 |
нет данных |
6,949 |
Великобритания |
29,97 |
45% |
13,49 |
30669 |
1023 |
89,1 |
52,3 |
47,2 |
6,605 |
Канада |
18,612 |
50% |
9,31 |
13584 |
730 |
58,5 |
37,8 |
74,7 |
6,288 |
Таиланд |
11,567 |
50% |
5,78 |
10108 |
874 |
32,1 |
25,8 |
54,4 |
5,542 |
Австрия |
19,925 |
57% |
11,36 |
15476 |
777 |
57,4 |
30 |
64,5 |
5,054 |
Венгрия |
10,048 |
50% |
5,02 |
4271 |
425 |
21,2 |
15,9 |
61,9 |
4,219 |
Испания |
55,577 |
59% |
32,79 |
47891 |
862 |
119,5 |
96,2 |
62,7 |
3,645 |
Германия |
21,5 |
50% |
10,75 |
29204 |
1358 |
38,6 |
24,5 |
56,6 |
3,594 |
Италия |
36,513 |
50% |
18,26 |
35398 |
969 |
61,9 |
43,2 |
51,4 |
3,389 |
Чехия |
6,336 |
50% |
3,17 |
4631 |
731 |
8,4 |
6,8 |
79,3 |
2,667 |
Франция |
76,001 |
50% |
38,00 |
42276 |
556 |
63,2 |
27,3 |
70 |
1,664 |
Польша |
15,2 |
50% |
7,60 |
6284 |
413 |
9,6 |
6,9 |
82 |
1,259 |
Стратегические приоритеты развития на долгосрочную перспективу должны соответствовать следующим критериям
14 10 2014
4 стр.
Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 года №313-пп «Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской об
17 12 2014
5 стр.
Образовать на территории Куйтунского района Иркутской области следующие муниципальные образования
10 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Иркутской области (далее пенсия за выслугу лет), и порядок назначения, перерасчета размера, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет в Иркутской области, включая территорию Усть-
25 09 2014
1 стр.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
25 12 2014
52 стр.
15 12 2014
1 стр.
Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 июня 2007 г. N 33/14-зс
25 12 2014
1 стр.