Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ РЕСУРСА АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ WEB-МУЗЕЙ «ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО СИБИРИ»

Т.Е. Алексеева, Е.А. Бычкова, А.М. Задорожный, В.Г. Казаков, О.Б. Кобзева, Л.М. Хаславская


Новосибирский государственный университет

e-mail: zadorozh@phys.nsu.ru

В этом году исполнилось пять лет с начала работ по созданию Web-музея "Древнее искусство Сибири". Предметом этого проекта являются археологические находки, обнаруженные на территории Сибири – образцы древнего и средневекового искусства народов, обитавших здесь и на сопредельных территориях с древнейших времен до этнографической современности. Материал далеко выходит за рамки узко-научного или регионального контекста и имеет яркое самостоятельное общекультурное и общеисторическое значение. Этот факт с самого начала определил основную концепцию информационного ресурса проекта. В ее основе лежит построение репрезентативного банка археологических данных научной направленности как информационного ядра проекта, и развитие опирающихся на него научной, образовательной и культурологической компонент. Такое комплексное применение данных позволяет наиболее полно использовать весьма трудоемкое в построении ядро системы, избежать его неоправданного дублирования. Задача построения такого сложного многофункционального информационного ресурса требует адекватных технологических решений. Среди требований к программной компоненте проекта – поддержка коллективного ведения ресурса, поисковые средства, обеспечение использования научных данных вне заранее определенного контекста.

Задача общедоступности однозначно диктует выбор в качестве пространства публикации ресурса глобальную сеть Интернет. Однако и само создание такого ресурса не может не быть коллективным. Это определяется и большим объемом материала, и рассредоточенностью археологического материала по многочисленным коллекциям, и самим характером научного знания. Необходимость коллективного ведения ресурса, в сочетании с требованиями систематизации и классификации учебного материала привело к выбору в качестве ведущей технологии построения ресурса технику баз данных, опубликованных в Интернет. Такой подход позволяет:


  1. Вести коллективное наполнение ресурса посредством заполнения стандартных форм ввода специалистами, не знакомыми с интернет – технологиями.

  2. Отделять данные от способов их представления, обеспечивая многократное их использование. Интерфейсная часть ресурса описывается в шаблонах и легко настраивается, модифицируется в зависимости от предъявленных к ней требований, не затрагивая сами данные.

  3. Организовать систему поиска в информационном ресурсе в соответствие со сложными многопараметрическими критериями.

Специфика данного информационного ресурса (смешанный документарно-фактографический характер данных, необходимость построения сложного Web интерфейса) потребовало развитие оригинальной системы, сочетающей в себе элементы реляционного и объектно-ориентированного подходов с использованием XML технологий.

В настоящее время Web-музей «Древнее искусство Сибири» аккумулирует в себе большой объем археологической информации фактического характера, собранный в музейных Фондах. В Фондах хранится более чем 1000 музейных объектов, каталогизированных по 11 коллекциям по видам искусства (текстиль, керамика, монументальные памятники, петроглифы, торевтика и др.) Коллекции делятся на группы по хронологическому, функциональному или художественному признаку (петроглифы неолита, зеркала, торевтика с зооморфными изображениями и др., - всего 19 групп). Каждая единица хранения содержит научное описание, изображение объекта и описание в свободной форме. В Справочнике музея содержится также информация о 40 археологических культурах и 180 археологических памятниках, также снабженных подробным научным описанием.

Задача развития образовательной, культурологической и научной компонент решалась развитием на базе информационного ядра более крупных интегрирующих форм представления данных. Как правило, такие формы опираются на метафоры форм подачи материала, традиционно используемые в музейной практике: лекции, экспозиции, экскурсии. Так, электронные Экспозиции - это представление музейных объектов, объединенных темой экспозиции и снабженных необходимым комментарием. Экспозиции состоят из Стендов, каждый из которых представляет ряд Экспонатов. Экспонирование обеспечивает доступ к паспорту и другим данным музейного объекта. Электронные Лекции являются авторскими текстами с гипертекстовыми проводками к музейным объектам, справочным и иллюстративным материалам. Экскурсии Музея, по существу, являются мультимедиа презентациями, динамично представляющими материал с аудио сопровождением.

Такие формы подачи материала – основа использования материалов музея для культурно-просветительских и образовательных целей.

Разнообразен и круг научных задач, эффективность решения которых может повышаться при использовании ресурса. Обширная база данных расширяет возможности изучения проблем древнего и средневекового искусства - классификации, атрибуции, сравнительного анализа объектов. Система запросов к базе данных позволяет оперативно осуществлять поиск по всем характеристикам карточки музейного описания.

В настоящее время можно констатировать, что ни один ресурс по археологии в сети Интернет не располагает таким количеством представленных экспонатов, материалов научно-справочного, научно-популярного и образовательного характера как web-музей «Древнее искусство Сибири». Ресурс опубликован в Интернет (https://www.mmedia.nsu.ru/museum/). Результаты работы по созданию и эксплуатации web-музея были доложены на ряде научных и научно-методических конференций и семинаров; опубликовано более 10 научных работ. Прошли апробацию и используются в учебном процессе гуманитарного факультета НГУ два мультимедиа-спецкурса, базирующиеся на Лекциях, Экспозициях и Экскурсиях Музея: «Средневековое искусство кочевников Южной Сибири» и «Средневековая торевтика Ирана, Китая и Южной Сибири». Популярные электронные лекции использовались в учебном процессе в школе на занятиях по истории и краеведению, в курсах по повышению квалификации школьных учителей школ и преподавателей вузов. Работа студентов по проектированию и наполнению ресурса послужила основанием для выбора научных направлений исследования, подготовки тезисов и докладов на научные конференции, курсовых и дипломных работ.



Дальнейшая работа в рамках web-музея «Древнее искусство Сибири» предусматривает, прежде всего, расширение информационного пространства всех разделов, создание англоязычной версии.

Повышение эффективности эксплуатации ресурса в образовательной и научно-исследовательской областях будет строиться как на расширении тематики Лекций, Экскурсий, Экспозиций, так и на расширении сферы востребованности ресурса на области дистанционного и дополнительного образования. Для поддержки научных исследований планируется развитие поисковой системы, позволяющей осуществлять выборку из базы данных необходимой информации посредством сложных пользовательских запросов.

Т. Е. Алексеева, Е. А. Бычкова, А. М. Задорожный, В. Г. Казаков, О. Б. Кобзева, Л. М. Хаславская

Развитие научно-образовательного интернет ресурса археологический web-музей «древнее искусство сибири»

49.91kb.

04 09 2014
1 стр.


Занятие кружка истории казачества по теме: «Традиционное жилище казаков»

«Традиционное жилище казаков» (методы использования литературного и историко- краеведческого материала при проведении учебных занятий)

80.63kb.

14 12 2014
1 стр.


Оценка бюджета неопределенности при совместном определении макросодержаний палладия методами гравиметрии и атомно-эмиссионного анализа

Шнейдер Б. В., Малютина Т. М., Алексеева Т. Ю., Барановская В. Б., Ю. А. Карпов Шнейдер Б. В. 1, Малютина Т. М. 1, Алексеева Т. Ю. 2, Карпов Ю

24.46kb.

23 09 2014
1 стр.


Историческая справка. Азовское осадное сидение донских казаков 1641 года

Героическое осадное сидение завершилось победой донских казаков. Они проявили неимоверное мужество, исключительное воинское мастерство. Победа досталась казакам дорогой ценой. В ср

35.55kb.

17 12 2014
1 стр.


Запуск и сопровождение изменений в современном университете как особый фокус управления

Кобзева Л. В., Грибов Е. Н., Клымчук Е. А., Пономаренко В. В., Кузнецов И. А., Голошубин К. С

70.99kb.

11 10 2014
1 стр.


Рабочая программа общеобразовательного учреждения 2-4 классы Рассмотрено На заседании шмо учителей инстранного языка

Заведующая рмк т. В. Черткова Н. А. Бычкова 2012 г. 2012 г

1272.14kb.

12 10 2014
6 стр.


Александрова галина артуровна + алексеева екатерина викторовна +
95.53kb.

12 10 2014
1 стр.


Стендовая сессия секция Фенольные соединения: структура, свойства и биологическая активность Алексеева О. М., Ким Ю. А., Рыков В. А., Голощапов А. Н

Секция Фенольные соединения: структура, свойства и биологическая активность Алексеева О. М., Ким Ю. А., Рыков В. А., Голощапов А. Н

80.82kb.

14 12 2014
1 стр.