Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




УТВЕРЖДЕНО




Решением Бюро Совета Научного Фонда ГУ-ВШЭ

от «30» января 2008 г., протокол № 1




ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на выполнение исследовательского проекта

«Стратегии взаимодействия инокультурных мигрантов и населения России в условиях трудовой миграции»

№ 08-04-0007

по конкурсу Научного Фонда ГУ-ВШЭ «Учитель-Ученики» 2008-2009 гг.





  1. Основание для проведения работы

Работа выполняется на основании решения Совета Научного Фонда ГУ-ВШЭ (протокол от 27.11.2007 г. № 2) в соответствии с результатами конкурса «Учитель-Ученики» 2008-2009 гг..
2. Направление совместных исследований – (выбрать одно, остальные удалить)

  • Психология


3. Исполнители работы
Руководитель проекта - Лебедева Надежда Михайловна, доктор психологических наук, профессор, должность – профессор кафедры организационной и рефлексивной психологии ф-та психологии ГУ-ВШЭ, по совместительству – зав. сектором Кросс-культурной психологии Института этнологии и антропологии РАН.

Контактная информация о руководителе:



Телефон служебный 709-65-66

Телефон домашний 367-36-31

Телефон мобильный 8-962-946-68-01

Электронный адрес. lebedhope@yandex.ru, nlebedeva@hse.ru
Исполнители:

Исполнители старше 30 лет: НЕТ


Исполнители моложе 30 лет:

Татарко Александр Николаевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной и рефлексивной психологии факультета психологии ГУ-ВШЭ

Телефон служебный 709-65-66

Телефон домашний 466-35-54

Телефон мобильный 8-926-245-13-07

Электронный адрес tatarko@yаndex.ru
– аспиранты

Ефремова Мария Викторовна, аспирант 2-ого года обучения, факультета психологии ГУ-ВШЭ, лаборант лаборатории социально-психологических исследований ЦФИ.

Телефон домашний: 8(495)6373400

Телефон мобильный 89163771812

Электронный адрес:[email protected]; maryefremova@mail.ru

Боттаева Зарина Хизировна, аспирант факультета психологии ГУ-ВШЭ

Телефон домашний: 8 (495)688-74-79

Телефон мобильный 89032898612

Электронный адрес: [email protected]
– студенты

Кравченко Андрей Олегович, магистрант 1-ого курса факультета психологии ГУ-ВШЭ.

Телефон домашний: 390 71 39

Электронный адрес: tooo3@yandex.ru
Желтоухова Ксения Вячеславна, студент 4-ого курса бакалавриата ф-та психологии ГУ-ВШЭ

Телефон мобильный 8-916-148-37-31

Электронный адрес [email protected]
Марушкевич Софья Андреевна, студент 4-ого курса бакалавриата ф-та психологии ГУ-ВШЭ

Телефон домашний – (495) 579-97-79

Электронный адрес[email protected]
Состав исполнителей проекта может изменяться в течение срока его выполнения.
4. Актуальность исследований

Трудовые мигранты в настоящее время играют все более заметную роль в экономике России, кроме этого сальдо миграции в Россию остается положительным. В связи с огромным притоком разных категорий мигрантов (прежде всего, трудовых мигрантов) в города Центральной и Южной России остро встает проблема взаимной культурной и психологической адаптации мигрантов и принимающего населения во избежание серьезных межэтнических столкновений, которые имели место в недавнем прошлом в разных городах России (пример: Ставрополь – 2007г., Кондопога – 2006г. и др.). Все больше классов в школах становятся поликультурными, и столкновения между детьми иногда происходят на почве этнической неприязни, а учителя и школьные психологи не знают каким образом работать с подобными проблемами. В целях снижения межэтнической напряженности и конфликтогенности необходимо изучение взаимных установок и ожиданий мигрантов и принимающего населения, степени их реципрокности (совпадения-несовпадения), а также – набора стратегий межкультурного взаимодействия, вытекающих из данных установок и ожиданий, оценки и прогноза успешности реализации данных стратегий в практике повседневного межгруппового и межличностного взаимодействия. Адаптация и аккультурация трудовых мигрантов и их потомков в России имеет не только социальное значение, она связана с экономическим благополучием и процветанием России в будущем.




5. Цель, задачи и исходные данные (или информационная база) исследований

На сегодняшний день решению проблемы социальной стабильности и развития общества может послужить изучение специфики отношений в сложных поликультурных социальных группах. Успешное разрешение этой задачи основывается на практическом понимании ряда факторов, влияющих на взаимоотношение групп: это политические, экономические, культурные, а также - психологические характеристики групп мигрантов и принимающего населения.

В этой связи основная цель исследования – выявление факторов, способствующих снижению конфликтного потенциала во взаимодействии инокультурных мигрантов и принимающего населения, а также способствующих успешной адаптации мигрантов.

Задачи исследования:



  1. Изучение взаимных установок инокультурных мигрантов и принимающего населения.

  2. Изучение стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения.

  3. Исследование факторов, обусловливающих взаимные установки и стратегии взаимодействия мигрантов и принимающего населения.

Информационную базу данного исследования составят результаты опросов коренного населения (преимущественно русских), а также инокультурных мигрантов в различных регионах России. Исследование планируется провести в следующих регионах, характеризующих высоким притоком трудовых мигрантов: г. Москва, г. Пенза, Южный федеральный округ (Ставропольский край).

В опросе примут участие представители следующих этнических групп: русские (из различных регионов), армяне, чеченцы, азербайджанцы, представители различных этнических групп Дагестана.

Исследование будет проводиться с помощью апробированной нами анкеты, разработанной совместно с коллегами из Канады и США – стран с большим опытом изучения проблем миграций.
6. Новизна работы в сравнении с имеющимися в данной области исследованиями

Одно из центральных понятий, включающих в себя все аспекты аккультурации и феномены этнических взаимодействий, – межкультурные стратегии, характерны для любых социальных групп (явно или неявно), вступающих в межкультурные отношения. Будучи иммигрантами или коренными жителями, индивиды и группы людей имеют определенные предпочтения относительно контактов своей группы с другими, которые называются «стратегиями аккультурации» (Berry, 1980).

Исследования доминирующих групп показали, что существуют определенные ожидания относительно того, как именно меньшинства должны «приспосабливаться» к большинству - «аккультурационные ожидания», (Berry, 2003). Помимо них, в доминирующей группе существуют определенные представления о том, как эта группа сама должна измениться, чтобы успешно взаимодействовать с другими группами в обществе - «идеология мультикультурализма» (Berry, Kalin & Taylor, 1977).

Недавние исследования (Berry, 1997; Berry et al 2006; Sam & Berry, 2006) показали, что ситуации, в которых предпочтение отдается стратегии интеграции, и эта стратегия успешно используется, способствуют психологической адаптации (ощущение благополучия и высокая самооценка) и социокультурной адаптации (компетентность в повседневном межкультурном взаимодействии Ward, 1999), в то время, как выбор других стратегий не приводит к таким результатам. Более того, исследования показывают (Berry, Phinney, Sam & Vedder, 2006), что те, кто выбирают интеграцию, подвергаются дискриминации значительно реже, чем выбравшие стратегии сепарации или маргинализации. Все это позволяет сделать вывод, что позитивные межкультурные оценки и отношения являются взаимными. Эмпирическим путем были обнаружены связи между стремлением к интеграции и общим состоянием психологического благополучия: индивиды, сохраняющие ценности своей культуры, но при этом уважающие и разделяющие ценности иной культуры, имеют более высокую самооценку, а также устанавливают доброжелательные отношения с представителями иных культур.

В международных исследованиях последних лет были проведены измерения культурной и экономической угрозы (безопасности) с учетом существующего разнообразия культур и миграционных потоков. Данные показатели безопасности положительно коррелировали друг с другом, и отрицательно - с предубеждениями относительно иммигрантов и последствий мультикультурализма: чем больше люди чувствовали культурную и экономическую безопасность, тем больше они принимали мультикультурализм и положительно относились к иммигрантам (Berry & Kalin, 1995, 2000).

В современной российской психологии исследования взаимных установок и стратегий взаимодействия мигрантов и принимающего населения в разных регионах России фрагментарны и явно недостаточны для формирования научной картины и прогноза развития ситуации межкультурного взаимодействия в регионах с массовой миграцией.

Новым для отечественной этнической и кросс-культурной психологии является изучение реципрокности аккультурационных установок мигрантов и аккультурационных ожиданий принимающего населения, сопоставление стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов из разных этнических групп (чеченцев, армян, азербайджанцев, народов Дагестана) в городах Центральной (Москва, Пенза) и Южной России, а также – сравнение влияния этнической, религиозной и гражданской идентичности и интегральной угрозы на взаимные межэтнические установки и стратегии взаимодействия.
7. Методология исследований

В психологических исследованиях межкультурного взаимодействия, обычно использовалось два независимых подхода (Berry, 2005). В рамках одного из них (направленного на изучение межэтнических отношений) исследовались установки и поведение представителей доминирующих этнических групп по отношению к меньшинствам: предрассудки, дискриминация, отношение к разным этническим группам, иммиграции и изменениям собственной культуры в результате массовых миграций. Однако, данный подход не учитывал влияния меньшинств на мнение доминирующей этнической группы.

Второй подход, т.н. «аккультурационный», исследовал представления меньшинств об их жизни в поликультурном обществе, опираясь на такие концепты как: «стратегии аккультурации», «стресс аккультурации», «адаптация». Этот подход также являлся односторонним, так как не учитывал мнение доминирующей группы в отношении того, какую стратегию они оценивают как желательную и наиболее оптимальную, а также какое влияние они могут оказать на выбор меньшинств. Данная сфера исследований в последнее время стала популярной (Sam & Berry, 2006) во многих странах.

В рамках нашего проекта мы делаем попытку соединить оба этих подхода. В фокусе внимания следующие гипотезы – 1) позитивные этническая и гражданская идентичности, установки на мультикультурализм способствуют взаимным позитивным установкам мигрантов и принимающего населения, - 2)существует связь между чувством безопасности (или угрозы) и стратегиями межкультурного взаимодействия.

Основные переменные и методы исследования:

Демографические: возраст, пол, образование, религия, субъективный экономический статус, место рождения, место проживания, знание языков;

Выраженность и валентность этнической и гражданской идентичности (Berry, 2006; Лебедева, Татарко, 2005).

Интегральная угроза (или безопасность): культурная, экономическая, личная (Berry, 2006; Лебедева, Татарко, 2005).

Стратегии аккультурации мигрантов и аккультурационные ожидания принимающего населения (Berry, 2006);.

Воспринимаемая дискриминация (Berry, 2006; Лебедева, Татарко, 2005).

Отношение к культурному разнообразию: мультикультурная идеология, толерантность.

Отношения к иммиграции: предвидение и оценка последствий.

Отношения к этнокультурным группам: собственная группа, другие группы.

Самооценка, удовлетворенность жизнью и психологические проблемы (тревожность, депрессия).

Социокультурная компетентность: умение справляться с повседневными проблемами (Ward, 2005).

Все исследуемые переменные изучаются с помощью 5 и 7-балльных шкал, что позволяет использование методов математической статистики (корреляционый, регрессионный и факторный анализы, сравнение средних и др.) Все шкалы апробированы на российских выборках, имеют высокую степень валидности и надежности.

В выборку каждого региона будут входить как представители доминирующей группы (русские в Москве, Пензе, Ставропольском крае), так и недоминирующих групп –мигрантов в этих регионах (чеченцы, армяне, азербайджанцы, народы Дагестана). Общий объем выборки – 1000 человек.
8. Ожидаемые результаты исследований, форма их представления и предполагаемое использование результатов исследований в деятельности ГУ-ВШЭ

– в 2008 г

1) будет проанализирована литература по проблеме исследования. Форма представления – обзоры в публикациях по теме проекта;

2) будут разработаны две анкеты - для принимающего населения и для мигрантов. Каждая анкета будет включать в себя не менее 25 различных шкальных методик. Форма представления – бланки разработанных анкет;

3) произведен анализ необходимой выборки, расчет количества респондентов, и сформирована выборка для каждого региона исследования. Форма представления – описание выборки исследования;

4) опрос мигрантов и доминирующего населения в Москве (200 человек), Пензе (100 человек), Ставропольском крае (200 человек). Форма представления – результаты первичной статистической обработки данных опроса;

5) результаты опроса будут введены в компьютер, будет сформирована компьютерная база результатов исследования в статистическом пакете SPSS.Форма представления - исследователи при необходимости могут предоставить компьютерные базы данных;

6) произведен первичный анализ результатов исследования (описательные статистики, корреляции) Форма представления – результаты первичной статистической обработки данных опроса;

7) подготовка публикаций по результатам исследования. Форма представления – тексты статей, готовых к публикации, тезисы докладов на различных конференциях, подготовленные по результатам исследования.

– в 2009 г.

1) завершен социально-психологический опрос. Будет проведен опрос мигрантов и доминирующего населения в Москве (100 человек), а также Ставропольском крае (300 человек). Форма представления – результаты статистического анализа данных опроса;

2) формирование окончательной компьютерной базы результатов исследования;

Форма представления - исследователи при необходимости могут предоставить компьютерные базы данных;

3) математико-статистический анализ результатов исследования. Форма представления – научный отчет, оттиски публикаций по результатам исследования;

4) построение теоретико-эмпирических моделей взаимосвязей этнической идентичности, взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения в исследуемых регионах. Форма представления – научный отчет, оттиски публикаций по результатам исследования;

5) кросс-культурный анализ установок и стратегий взаимодействия представителей разных этнических групп в разных регионах. Форма представления – научный отчет, оттиски публикаций по результатам исследования;



6) подготовка научных публикаций по результатам исследования. Форма представления – оттиски и копии опубликованных статей по итогам исследования.
9. Функции «молодых» участников в представленном проекте, научный результат этого проекта для молодого участника коллектива (научная статья, самостоятельная или в соавторстве, доклад на научной конференции, соавторство в аналитической записке для государственных органов и т.д.)

1. Татарко Александр Николаевич.

Функции в представленном проекте. Составление методик, обработка и анализ эмпирических данных, написание статей, участие в редактировании сборника статей

Научные результаты, ожидаемые в ходе работы над проектом. Результаты математико-статистической обработки данных. Моделирование процессов адаптации трудовых мигрантов в России. Две научных статьи по итогам исследований, доклад на международной научной конференции (в соавторстве).

2. Ефремова Мария Викторовна

Функции в представленном проекте. Сбор эмпирических данных, ввод данных в компьютер, участие в анализе данных и написании научных статей.

Научные результаты, ожидаемые в ходе работы над проектом. Результаты анализа взаимосвязей идентичности мигрантов и их социально-психологических установок. Глава в кандидатской диссертации, научная статья по результатам исследования, доклад на научной конференции.
3. Боттаева Зарина Хизировна

Функции в представленном проекте. Сбор эмпирических данных, ввод данных в компьютер, участие в анализе данных и написании научных статей.

Научные результаты, ожидаемые в ходе работы над проектом. Результаты анализа изменений этнической и гражданской идентичности у трудовых мигрантов. Глава в кандидатской диссертации, научная статья по результатам исследования, доклад на научной конференции (в соавторстве).
4. Кравченко Андрей Олегович.

Функции в представленном проекте. Сбор эмпирических данных, ввод данных в компьютер, участие в анализе данных и подготовке научных публикаций.

Научные результаты, ожидаемые в ходе работы над проектом. Результаты анализа соответствия аккультурационных установок трудовых мигрантов аккультурационным ожиданиям принимающего населения. Подготовка магистерской диссертации, научной статьи (в соавторстве).
5. Желтоухова Ксения Вячеславовна

Функции в представленном проекте. Сбор эмпирических данных, ввод данных в компьютер, участие в анализе данных и написании научных статей.

Научные результаты, ожидаемые в ходе работы над проектом. Описание стратегий аккультурации трудовых мигрантов. Подготовка выпускной квалификационной работы на тему: «Взаимосвязь воспринимаемой интегральной угрозы и установок по отношению к мигрантам», подготовка научной статьи (в соавторстве).
6. Марушкевич Софья Андреевна

Функции в представленном проекте. Сбор эмпирических данных, ввод данных в компьютер, участие в анализе данных и написании научных статей.

Научные результаты, ожидаемые в ходе работы над проектом. Результаты анализа взаимовосприятия коренного населения и мигрантов. Написание выпускной квалификационной работы на тему: «Взаимосвязь этнической и гражданской идентичности с установками по отношению к мигрантам», написание научной статьи (в соавторстве).

10. Общий объем финансирования проекта

Всего_1600000_ руб., в том числе

в 2008 г._800000__ руб.

в 2009 г._800000__ руб.

Объемы финансирования распределяются по годам одинаково, не менее 50% от объема финансирования по статье «Заработная плата» в рамках общего объема финансирования по проекту должно ежегодно выделяться молодым участникам коллектива. Неизрасходованные в первый год выполнения проекта средства автоматически переходят на следующий год.

Финансирование проектов происходит в четыре этапа.



1-ый этапс 10 января 2008 года до 15 октября 2008 года в объеме, равном 60 % от утвержденного Советом Фонда (протокол от 27.11.2007 г. № 2) объема финансирования проекта на 2008 год;

2-ой этап - до 15 декабря 2008 года в случае предоставления промежуточного научного отчета по первому этапу проекта в объеме, равном 40 % от утвержденного Советом Фонда или Бюро Совета Фонда объема финансирования проекта на 2008 год;

3-ий этапс 10 января 2009 года до 15 октября 2009 года в случае положительной экспертизы промежуточного научного отчета в объеме, равном 60 % от утвержденного Бюро или Советом Научного Фонда объема финансирования проекта на 2009 год;

4-ый этапдо 15 декабря 2009 года в случае положительной экспертизы итогового научного отчета в объеме, равном 40 % от утвержденного Бюро или Советом Фонда объема финансирования проекта на 2009 год.

11. Основные условия и требования к выполнению работы
Результаты поддержанного проекта подлежат опубликованию (выпуску в свет). Опубликованными результатами поддержанного проекта являются вышедшие или принятые к печати монографии, сборники, научно-практические пособия, статьи в ведущих российских и зарубежных изданиях и иные способы выпуска в свет результатов поддержанного проекта. Авторы, входящие в состав коллектива поддержанного проекта, при опубликовании результатов исследований в рамках проекта должны упомянуть о поддержке своих исследований Научным Фондом.

Результаты итогового научного отчета (публикации) по проекту в обязательном порядке публикуются на сайте Научного фонда ГУ-ВШЭ.


Исполнители проекта представляют промежуточные и итоговые результаты проекта (в форме докладов и презентаций) на ежегодной школе-семинаре для «молодых» участников проектов «Учитель - ученики», организуемой ежегодно в ноябре после представления отчета и проведении его экспертизы. В обсуждении проектов участвуют эксперты и координаторы Научного Фонда ГУ-ВШЭ.


На завершающем этапе реализации проекта в обязательном порядке проводится обсуждение результатов проекта на научных семинарах в ГУ-ВШЭ в рамках выбранного направления исследований (это могут быть постоянно действующие семинары отдельных подразделений ГУ-ВШЭ, в том числе и семинар под руководством Ясина Е.Г.) и/или вне ГУ-ВШЭ. С целью привлечения заинтересованной аудитории Дирекцией корпоративного портала ГУ-ВШЭ и Научным Фондом ГУ-ВШЭ может быть оказана информационная поддержка мероприятия.

Руководитель работ,



(должность) ________________ (расшифровка подписи)






Техническое задание на выполнение исследовательского проекта «Стратегии взаимодействия инокультурных мигрантов и населения России в условиях трудовой миграции»

«Стратегии взаимодействия инокультурных мигрантов и населения России в условиях трудовой миграции»

145.18kb.

14 10 2014
1 стр.


Методологические пояснения по показателям миграции населения

Миграция населения передвижение людей (мигрантов) через границы тех или иных регионов с переменой места жительства

326.15kb.

25 12 2014
1 стр.


Техническое задание на выполнение работ по подготовке проекта схемы территориального планирования Воробьевского муниципального района Воронежской области
5610.56kb.

16 12 2014
32 стр.


Техническое задание на создание конструктора визиток он-лайн

Данное техническое задание не является подробным перечислением всех функций проекта, а лишь информацией, позволяющей в общем понять его суть и оценить стоимость разработки

77.13kb.

14 12 2014
1 стр.


Современные концепции миграции населения: критический анализ

Целью исследования является критический анализ новейших теоретико-методологических подходов к исследованию миграции в условиях глобализации, представленных в современной социологич

72.51kb.

12 10 2014
1 стр.


Техническое задание на выполнение работ по диагностике энергетического оборудования кс, дкс

Настоящее техническое задание разработано на основе технических заданий по диагностике энергетического оборудования, утвержденных С. В. Алимовым Первым заместителем начальника Депа

2463.01kb.

08 10 2014
14 стр.


Техническое задание на разработку Инвестиционной программы Открытого акционерного общества «Подольская теплоэнергетическая компания»

Данное техническое задание подготовлено ОАО «птэк» для разработки проекта инвестиционной программы

130.72kb.

04 09 2014
1 стр.


Техническое задание на разработку проекта «Замена выключателей на ору» для филиала «Рефтинская грэс»

Настоящий документ включает в себя задание на разработку проекта замены существующих выключателей вв-500Б-31,5/2000 У1 ору-500кВ на элегазовые баковые выключатели 3AP2/3 dt siemens

216.79kb.

17 12 2014
1 стр.