Перейти на главную страницу
|
УТВЕРЖДЕНО |
|
Решением Бюро Совета Научного Фонда ГУ-ВШЭ от «30» января 2008 г., протокол № 1 |
«Стратегии взаимодействия инокультурных мигрантов и населения России в условиях трудовой миграции»
№ 08-04-0007
по конкурсу Научного Фонда ГУ-ВШЭ «Учитель-Ученики» 2008-2009 гг.
Контактная информация о руководителе:
Исполнители старше 30 лет: НЕТ
Трудовые мигранты в настоящее время играют все более заметную роль в экономике России, кроме этого сальдо миграции в Россию остается положительным. В связи с огромным притоком разных категорий мигрантов (прежде всего, трудовых мигрантов) в города Центральной и Южной России остро встает проблема взаимной культурной и психологической адаптации мигрантов и принимающего населения во избежание серьезных межэтнических столкновений, которые имели место в недавнем прошлом в разных городах России (пример: Ставрополь – 2007г., Кондопога – 2006г. и др.). Все больше классов в школах становятся поликультурными, и столкновения между детьми иногда происходят на почве этнической неприязни, а учителя и школьные психологи не знают каким образом работать с подобными проблемами. В целях снижения межэтнической напряженности и конфликтогенности необходимо изучение взаимных установок и ожиданий мигрантов и принимающего населения, степени их реципрокности (совпадения-несовпадения), а также – набора стратегий межкультурного взаимодействия, вытекающих из данных установок и ожиданий, оценки и прогноза успешности реализации данных стратегий в практике повседневного межгруппового и межличностного взаимодействия. Адаптация и аккультурация трудовых мигрантов и их потомков в России имеет не только социальное значение, она связана с экономическим благополучием и процветанием России в будущем.
На сегодняшний день решению проблемы социальной стабильности и развития общества может послужить изучение специфики отношений в сложных поликультурных социальных группах. Успешное разрешение этой задачи основывается на практическом понимании ряда факторов, влияющих на взаимоотношение групп: это политические, экономические, культурные, а также - психологические характеристики групп мигрантов и принимающего населения.
В этой связи основная цель исследования – выявление факторов, способствующих снижению конфликтного потенциала во взаимодействии инокультурных мигрантов и принимающего населения, а также способствующих успешной адаптации мигрантов.
Задачи исследования:
В опросе примут участие представители следующих этнических групп: русские (из различных регионов), армяне, чеченцы, азербайджанцы, представители различных этнических групп Дагестана.
Исследование будет проводиться с помощью апробированной нами анкеты, разработанной совместно с коллегами из Канады и США – стран с большим опытом изучения проблем миграций.
6. Новизна работы в сравнении с имеющимися в данной области исследованиями
Одно из центральных понятий, включающих в себя все аспекты аккультурации и феномены этнических взаимодействий, – межкультурные стратегии, характерны для любых социальных групп (явно или неявно), вступающих в межкультурные отношения. Будучи иммигрантами или коренными жителями, индивиды и группы людей имеют определенные предпочтения относительно контактов своей группы с другими, которые называются «стратегиями аккультурации» (Berry, 1980).
Исследования доминирующих групп показали, что существуют определенные ожидания относительно того, как именно меньшинства должны «приспосабливаться» к большинству - «аккультурационные ожидания», (Berry, 2003). Помимо них, в доминирующей группе существуют определенные представления о том, как эта группа сама должна измениться, чтобы успешно взаимодействовать с другими группами в обществе - «идеология мультикультурализма» (Berry, Kalin & Taylor, 1977).
Недавние исследования (Berry, 1997; Berry et al 2006; Sam & Berry, 2006) показали, что ситуации, в которых предпочтение отдается стратегии интеграции, и эта стратегия успешно используется, способствуют психологической адаптации (ощущение благополучия и высокая самооценка) и социокультурной адаптации (компетентность в повседневном межкультурном взаимодействии Ward, 1999), в то время, как выбор других стратегий не приводит к таким результатам. Более того, исследования показывают (Berry, Phinney, Sam & Vedder, 2006), что те, кто выбирают интеграцию, подвергаются дискриминации значительно реже, чем выбравшие стратегии сепарации или маргинализации. Все это позволяет сделать вывод, что позитивные межкультурные оценки и отношения являются взаимными. Эмпирическим путем были обнаружены связи между стремлением к интеграции и общим состоянием психологического благополучия: индивиды, сохраняющие ценности своей культуры, но при этом уважающие и разделяющие ценности иной культуры, имеют более высокую самооценку, а также устанавливают доброжелательные отношения с представителями иных культур.
В международных исследованиях последних лет были проведены измерения культурной и экономической угрозы (безопасности) с учетом существующего разнообразия культур и миграционных потоков. Данные показатели безопасности положительно коррелировали друг с другом, и отрицательно - с предубеждениями относительно иммигрантов и последствий мультикультурализма: чем больше люди чувствовали культурную и экономическую безопасность, тем больше они принимали мультикультурализм и положительно относились к иммигрантам (Berry & Kalin, 1995, 2000).
В современной российской психологии исследования взаимных установок и стратегий взаимодействия мигрантов и принимающего населения в разных регионах России фрагментарны и явно недостаточны для формирования научной картины и прогноза развития ситуации межкультурного взаимодействия в регионах с массовой миграцией.
Новым для отечественной этнической и кросс-культурной психологии является изучение реципрокности аккультурационных установок мигрантов и аккультурационных ожиданий принимающего населения, сопоставление стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов из разных этнических групп (чеченцев, армян, азербайджанцев, народов Дагестана) в городах Центральной (Москва, Пенза) и Южной России, а также – сравнение влияния этнической, религиозной и гражданской идентичности и интегральной угрозы на взаимные межэтнические установки и стратегии взаимодействия.
7. Методология исследований
В психологических исследованиях межкультурного взаимодействия, обычно использовалось два независимых подхода (Berry, 2005). В рамках одного из них (направленного на изучение межэтнических отношений) исследовались установки и поведение представителей доминирующих этнических групп по отношению к меньшинствам: предрассудки, дискриминация, отношение к разным этническим группам, иммиграции и изменениям собственной культуры в результате массовых миграций. Однако, данный подход не учитывал влияния меньшинств на мнение доминирующей этнической группы.
Второй подход, т.н. «аккультурационный», исследовал представления меньшинств об их жизни в поликультурном обществе, опираясь на такие концепты как: «стратегии аккультурации», «стресс аккультурации», «адаптация». Этот подход также являлся односторонним, так как не учитывал мнение доминирующей группы в отношении того, какую стратегию они оценивают как желательную и наиболее оптимальную, а также какое влияние они могут оказать на выбор меньшинств. Данная сфера исследований в последнее время стала популярной (Sam & Berry, 2006) во многих странах.
В рамках нашего проекта мы делаем попытку соединить оба этих подхода. В фокусе внимания следующие гипотезы – 1) позитивные этническая и гражданская идентичности, установки на мультикультурализм способствуют взаимным позитивным установкам мигрантов и принимающего населения, - 2)существует связь между чувством безопасности (или угрозы) и стратегиями межкультурного взаимодействия.
Основные переменные и методы исследования:
Демографические: возраст, пол, образование, религия, субъективный экономический статус, место рождения, место проживания, знание языков;
Выраженность и валентность этнической и гражданской идентичности (Berry, 2006; Лебедева, Татарко, 2005).
Интегральная угроза (или безопасность): культурная, экономическая, личная (Berry, 2006; Лебедева, Татарко, 2005).
Стратегии аккультурации мигрантов и аккультурационные ожидания принимающего населения (Berry, 2006);.
Воспринимаемая дискриминация (Berry, 2006; Лебедева, Татарко, 2005).
Отношение к культурному разнообразию: мультикультурная идеология, толерантность.
Отношения к иммиграции: предвидение и оценка последствий.
Отношения к этнокультурным группам: собственная группа, другие группы.
Самооценка, удовлетворенность жизнью и психологические проблемы (тревожность, депрессия).
Социокультурная компетентность: умение справляться с повседневными проблемами (Ward, 2005).
Все исследуемые переменные изучаются с помощью 5 и 7-балльных шкал, что позволяет использование методов математической статистики (корреляционый, регрессионный и факторный анализы, сравнение средних и др.) Все шкалы апробированы на российских выборках, имеют высокую степень валидности и надежности.
В выборку каждого региона будут входить как представители доминирующей группы (русские в Москве, Пензе, Ставропольском крае), так и недоминирующих групп –мигрантов в этих регионах (чеченцы, армяне, азербайджанцы, народы Дагестана). Общий объем выборки – 1000 человек.
8. Ожидаемые результаты исследований, форма их представления и предполагаемое использование результатов исследований в деятельности ГУ-ВШЭ
– в 2008 г
1) будет проанализирована литература по проблеме исследования. Форма представления – обзоры в публикациях по теме проекта;
2) будут разработаны две анкеты - для принимающего населения и для мигрантов. Каждая анкета будет включать в себя не менее 25 различных шкальных методик. Форма представления – бланки разработанных анкет;
3) произведен анализ необходимой выборки, расчет количества респондентов, и сформирована выборка для каждого региона исследования. Форма представления – описание выборки исследования;
4) опрос мигрантов и доминирующего населения в Москве (200 человек), Пензе (100 человек), Ставропольском крае (200 человек). Форма представления – результаты первичной статистической обработки данных опроса;
5) результаты опроса будут введены в компьютер, будет сформирована компьютерная база результатов исследования в статистическом пакете SPSS.Форма представления - исследователи при необходимости могут предоставить компьютерные базы данных;
6) произведен первичный анализ результатов исследования (описательные статистики, корреляции) Форма представления – результаты первичной статистической обработки данных опроса;
7) подготовка публикаций по результатам исследования. Форма представления – тексты статей, готовых к публикации, тезисы докладов на различных конференциях, подготовленные по результатам исследования.
– в 2009 г.
1) завершен социально-психологический опрос. Будет проведен опрос мигрантов и доминирующего населения в Москве (100 человек), а также Ставропольском крае (300 человек). Форма представления – результаты статистического анализа данных опроса;
2) формирование окончательной компьютерной базы результатов исследования;
Форма представления - исследователи при необходимости могут предоставить компьютерные базы данных;
3) математико-статистический анализ результатов исследования. Форма представления – научный отчет, оттиски публикаций по результатам исследования;
4) построение теоретико-эмпирических моделей взаимосвязей этнической идентичности, взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения в исследуемых регионах. Форма представления – научный отчет, оттиски публикаций по результатам исследования;
5) кросс-культурный анализ установок и стратегий взаимодействия представителей разных этнических групп в разных регионах. Форма представления – научный отчет, оттиски публикаций по результатам исследования;
Всего_1600000_ руб., в том числе
в 2008 г._800000__ руб.
в 2009 г._800000__ руб.
Объемы финансирования распределяются по годам одинаково, не менее 50% от объема финансирования по статье «Заработная плата» в рамках общего объема финансирования по проекту должно ежегодно выделяться молодым участникам коллектива. Неизрасходованные в первый год выполнения проекта средства автоматически переходят на следующий год.
Финансирование проектов происходит в четыре этапа.
Результаты итогового научного отчета (публикации) по проекту в обязательном порядке публикуются на сайте Научного фонда ГУ-ВШЭ.
Руководитель работ,
«Стратегии взаимодействия инокультурных мигрантов и населения России в условиях трудовой миграции»
14 10 2014
1 стр.
Миграция населения передвижение людей (мигрантов) через границы тех или иных регионов с переменой места жительства
25 12 2014
1 стр.
16 12 2014
32 стр.
Данное техническое задание не является подробным перечислением всех функций проекта, а лишь информацией, позволяющей в общем понять его суть и оценить стоимость разработки
14 12 2014
1 стр.
Целью исследования является критический анализ новейших теоретико-методологических подходов к исследованию миграции в условиях глобализации, представленных в современной социологич
12 10 2014
1 стр.
Настоящее техническое задание разработано на основе технических заданий по диагностике энергетического оборудования, утвержденных С. В. Алимовым Первым заместителем начальника Депа
08 10 2014
14 стр.
Данное техническое задание подготовлено ОАО «птэк» для разработки проекта инвестиционной программы
04 09 2014
1 стр.
Настоящий документ включает в себя задание на разработку проекта замены существующих выключателей вв-500Б-31,5/2000 У1 ору-500кВ на элегазовые баковые выключатели 3AP2/3 dt siemens
17 12 2014
1 стр.