Перейти на главную страницу
Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук
Москва 2013
Работа выполнена на кафедре педагогической психологии
негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский психолого-социальный университет»
Официальные оппоненты: |
Дубровина Ирина Владимировна доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая лабораторией ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и профессиональной деятельности ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»
|
Ведущая организация: |
ФГБОУ ВПО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского" |
Защита состоится «12» марта 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.521.027.01 при негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» по адресу: 115191, г. Москва 4-й Рощинский проезд, д.9 а, ауд.203.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» (1 этаж) и на официальном сайте Министерства образования и науки РФ: referat_vak@mon.gov.ru
Автореферат разослан «08» февраля 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук ________________ Н.П. Молчанова
общая характеристика работы
Актуальность исследования. Сегодня мировое сообщество осознало необходимость толерантности как нормы межгосударственных, межнациональных и межличностных отношений. В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом и системой образования, является создание благоприятных условий для развития толерантности как профессионально важного качества личности специалистов, работающих с людьми. В частности, к таким специалистам относятся специалисты социально-педагогического профиля (социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, организаторы работы с молодежью, специалисты по социальной работе, осуществляющие профессиональную деятельность в Центрах социальной помощи семье и детям, Центрах медико-психолого-педагогической реабилитации, социально-педагогической коррекции и др.).
Требования к профессионально толерантным качествам специалистов социально-педагогического профиля закреплены в Международном этическом и профессиональном кодексе социального работника, Моральном кодексе Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, Профессиональном кодексе членов Межрегиональной ассоциации социальных служб, а также в профессиограммах и квалификационных характеристиках «социальный педагог», «педагог-психолог», «педагог дополнительного образования», «организатор работы с молодежью», «специалист по социальной работе». Необходимость толерантности в профессиональной деятельности специалистов социально-педагогического профиля детерминирована сложностью и многообразием форм социокультурного развития российского общества, спецификой социально-педагогической работы как особого вида профессиональной деятельности в системе «человек – человек». Контактируя с людьми различных возрастных, социальных, национальных, профессиональных, конфессиональных групп, специалист социально-педагогического профиля в соответствии с требованиями педагогической деонтологии должен реализовывать диалогический стиль общения, проявлять высокий уровень профессионально-коммуникативной культуры, основанной на императиве гуманистических взаимоотношений.
Для специалистов социально-педагогического профиля толерантность является профессионально важным качеством, а проявление толерантности в профессионально-личностных коммуникациях документально зафиксировано в качестве одного из базовых принципов их профессиональной деятельности. Однако, одной из центральных проблем непрерывной профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля становится проблема формирования и развития их толерантности как неотъемлемой и необходимой составляющей профессионализма данных специалистов.
В науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы формирования и развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля. Результаты анализа многочисленных источников научной информации позволили выявить высокую актуальность проблематики развития толерантности как профессионально важного качества личности специалиста социально-педагогического профиля и нарастающее внимание к ней со стороны ученых различных направлений и областей науки.
Исследование проблемы проявления толерантности в профессиональной деятельности практикующих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей потребовало обращения к работам А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, Р. Дилтса, А.И. Донцова, И.В. Дубровиной, И.А. Зимней, Р. Кочюнаса, А.К. Марковой, Н.В. Матяш, Л.М. Митиной, А.В. Мудрика, Р.С. Немова, А.М. Прихожан, К. Роджерса, Л.Б. Шнейдер и др.
В работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.М. Бим-Бада, Е.Н. Богданова, С.К. Бондыревой, Л.А. Григорович, И.Д. Демаковой, И.В. Дубровиной, И.А. Зимней, С.П. Иванова, Е.А. Орловой, Ф. Парслоу, А.А. Реана, В.В. Рубцова, В.А. Сластенина, Г.Б. Сухобской, С. Шардлоу, И.М. Юсупова и др. отражены актуальные проблемы непрерывного профессионального образования специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профиля, в том числе, и наиболее важные аспекты проблемы развития на этапах подготовки, у данных специалистов толерантности как профессионально важного качества. В диссертационных исследованиях Л.Г. Дмитриевой (2011), Н.Е. Серебровской (2011), Г.Н. Танасова (2011), Г.Л. Бардиер (2007), и др. рассмотрены теоретико-методологические проблемы анализа толерантного общения, выявлены его (общения) содержательно-функциональные характеристики, обобщены результаты социально-психологических, этнопсихологических исследований толерантности.
Возможности развития толерантности у специалистов социально-педагогического профиля как психологически сложного личностно-профессионального феномена, определяющего успешность их трудовой деятельности, средствами индивидуализации профессиональной подготовки студентов вузов, изучены недостаточно и ждут своего научного решения.
Анализ исследования данной проблемы позволил выявить требующие своего разрешения противоречия:
- между государственно-общественным заказом на специалистов социально-педагогического профиля, обладающих высоким уровнем толерантности как профессионально важного качества личности, и недостаточностью разработки научно-концептуальных, теоретико-методологических основ формирования и развития данной толерантности в системе непрерывного образования;
- между достигнутым в психологической и педагогической науке уровнем знаний о сущности, структуре и функциях толерантности и реализацией этих знаний в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля;
- между объективным ростом требования общества к эффективному решению вузами, учреждениями повышения квалификации задач по улучшению качества формирования и развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля и недостаточной разработанностью практических путей, содержательно-технологических основ реализации этого требования в системе непрерывного образования педагогических кадров;
- между социальными запросами в рамках ведущихся направлений на разных уровнях социально-профессиональной инфраструктуры российского общества постоянно заостряющих проблему подготовки специалистов социально-педагогического профиля с высоким уровнем толерантности, и недостаточным вниманием психологической науки к проблеме развития толерантности именно как качества личности профессионала, последовательно формирующего свою профессиональную культуру на всех этапах самореализации;
- между высокой значимостью толерантности для эффективности профессиональной деятельности специалиста социально-педагогического профиля и трудностями ее формирования в рамках традиционных образовательных программ и технологий вузовской подготовки и постдипломного образования.
Необходимость разрешения выявленных противоречий определила тему исследования «Технология развития толерантности специалиста социально-педагогического профиля».
1. Провести теоретический анализ исследований проблемы толерантности.
2. Раскрыть особенности профессиональной деятельности специалистов социально-педагогического профиля в соответствии с проблемой развития толерантности и определить характеристики проявления толерантности как профессионально важного качества.
3. Исследовать структуру, уровни сформированности толерантности специалистов социально-педагогического профиля, а также закономерности, функции и механизмы ее развития в системе «вуз – повышение квалификации».
4. Выявить взаимосвязь развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля с индивидуально-типологическими свойствами и половозрастными особенностями личности.
5. Разработать научно-практическую концепцию и технологию развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе высшего и постдипломного образования.
6. Обосновать и апробировать практикоориентированную модель развития толерантности в системе непрерывного профессионального образования.
7. Выявить комплекс условий и содержание психологического сопровождения, определяющих эффективность процесса развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования.
Толерантность специалиста социально-педагогического профиля является устойчивым личностным образованием, которое определяется единством мотивационного, когнитивного, эмоционального и деятельного компонентов. Толерантность как важное качество личности входит в структуру профессионализма специалиста социально-педагогического профиля, обеспечивает понимание психологических (культурных, возрастных, этнических, религиозных, статусных и пр.) особенностей людей, с которыми ему предстоит работать.
Формирование толерантности специалиста социально-педагогического профиля в процессе профессионального образования будет эффективным, если:
- осуществлено включение будущих специалистов в личностно и профессионально значимые для них виды деятельности, опосредующие формирование и необходимость проявления толерантности;
- реализованы в образовательном процессе психолого-педагогические технологии, моделирующие профессионально-ролевое поведение специалиста в различных ситуациях личностно-делового взаимодействия;
- разработаны и внедрены концептуальная модель и психологическое учебно-методическое сопровождение процесса развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования, обеспечивающие становление и развитие профессионально важных, коммуникативных качеств личности;
- определено психологическое содержание условий, характеристик и уровня развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля на разных этапах их профессионального образования – вузовском и в системе повышения квалификации.
Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов:
Выбор методов и методик определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном его этапе.
В эмпирической части исследования использовались диагностические методики: методика В.В. Бойко, ориентированная на выявление уровня толерантности личности; методика диагностики направленности личности «Ориентационная анкета» Б. Басса; методика исследования самоотношения личности В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, методика самооценки личностных черт и профессионально важных качеств; методика К. Томаса по определению способа разрешения конфликтной ситуации; «Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга; «Самоактуализационный тест (САТ)» Э. Шострем; тест И.М. Юсупова по измерению выраженности эмпатии; методика определения смысловых установок личности на общение С.Л. Братченко; «Ценностные ориентации личности» М. Рокича, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; опросник К. Леонгарда в модификации Шмишека на выявление акцентуаций характера; методика определения профессиональной деформации специалистов социального профиля С. Джексона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Кроме того, использовалась модифицированная автором в контексте исследования методика изучения особенностей восприятия испытуемыми межличностных отношений («Проективная методика изучения восприятия субъектом межличностных отношений» А.А. Кроник, Е.Г. Товбаз, модифицированная нами), а также разработанная автором оригинальная методика «Стиль проявления толерантности специалиста социально-педагогического профиля»).
Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования – факторный и корреляционный анализы. При обработке данных использовались пакеты прикладных статистических программ Statistika 6.0. for Windows, Microsoft Office Excel 2007, SPSS 16.0 для Windows, позволяющие осуществить подсчет средних, среднеквадратичных отклонений, оценить характер распределения, провести корреляционный, факторный анализ данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский гуманитарный педагогический институт» (МГПИ), Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова), Российский государственный социальный университет (РГСУ). Общий объем выборки, включая пилотажные исследования, составляет 3135 человек, из них на различных этапах десятилетней экспериментальной работы в исследовании участвовало 865 студентов очной (возраст от 17 до 23 лет) и 1238 студентов заочной (возраст 18-55 лет) формы обучения факультетов социальной педагогики, социальной работы, социально-культурной деятельности МГПИ, МГГУ им. М.А. Шолохова, РГСУ; 1385 специалистов социально-педагогического профиля – слушатели системы повышения квалификации; 347 специалистов социально-педагогического профиля баз практики и стажировок МГПИ, МГГУ им. М.А. Шолохова, РГСУ (социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, организаторы работы с молодежью, специалисты по социальной работе и др.) – с разным стажем работы (от 2-х и до более 23 лет работы в социально-педагогической сфере) в возрасте от 20 до 65 лет. Также в исследовании приняли участие 138 преподавателей вузов (в возрасте от 28 до 65 лет), которые составили экспертную группу.
Общую методологию исследования составляют философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности развития и целостности реального мира и общих законах развития природы, общества, человеческого сознания и деятельности; философские, психологические, социологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу толерантности как предмета междисциплинарного исследования; концепции о регуляции и саморегуляции социального поведения личности; диалектические концепции о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте, в становлении и развитии личности специалиста в системе непрерывного профессионального образования; положения о целостности образовательного процесса, его гуманистических и культурологических функциях; субъектный, деятельностный, личностный подходы, определяющие отношение к будущему специалисту социально-педагогического профиля как к субъекту собственного личностного и профессионального развития.
Необходимым методологическим основанием для анализа личностных проявлений толерантности специалистов социально-педагогического профиля стали концептуально-методологические разработки А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, С.К. Бондыревой, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова, Л.Б. Шнейдер и др.
- концепции интеграции академической и практической парадигм психолого-педагогического и социально-педагогического образования (Б.М. Бим-Бад, С.К. Бондырева, Л.А. Григорович, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, Л.Б. Шнейдер, Д.И. Фельдштейн и др.);
- теории толерантности личности (А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Г.Л. Бардиер и др.),
- теории индивидуального стиля деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, В.С. Мерлин, К.К. Платонов и др.);
- теоретические решения проблем профессионального развития специалиста в условиях непрерывного образования в рамках компетентностного, контекстного, профессиографического, системного, акмеологического подходов (В.И. Байденко, А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, А.А Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Новиков, А.Р. Фонарев и др.);
- концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.);
- теории социализации личности и социального воспитания (Г.М. Андреева, А.В. Гоголева, И.Д. Демакова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Н.Л. Селиванова, Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн и др.);
- теории социальной установки (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.) и референтности (Л.И. Божович, А.А. Кроник, А.Ф. Лазурский, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
- теории профессиогенеза, профдеформации специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, И.В. Дубровина, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Рубцов, В.Д. Шадриков и др.);
- психолого-педагогические теории образования взрослых (Дж. Бреннан, С.Г. Вершловский, Л.Н. Горбунова, И.Д. Демакова, Дж. Зайда, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, Ю.Г. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонконогая и др.);
- фундаментальные и прикладные исследования в области психолого-педагогической аксиологии (Е.И. Артамонова, Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, М.А. Лукацкий, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, А.А. Реан, В.А. Сластенин и др.);
- теории профессиональной деятельности специалиста социально-педагогического профиля и его профессионального развития (В.Г. Бочарова, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, О.В. Краснова, Л.Г. Лаптев, Л.В. Мардахаев, Н.И. Никитина, Е.А. Орлова, П.Д. Павленок, М.В. Фирсов и др.).
- теории о развивающем потенциале технологий активного социально-психологического обучения (М.Р. Битянова, В.М. Букатов, И.В. Вачков, Л.А. Григорович, И.В. Дубровина, Ю.Н. Емельянов, С.П. Иванов, А.Г. Лидерс, Н.В. Матяш, Т.А. Павлова, Л.Б. Шнейдер и др.).
Личное участие соискателя состояло в разработке основных идей и положений по исследуемой проблеме; в руководстве проведением опытно-экспериментальной работы и в непосредственном участии в ней в качестве преподавателя психологических дисциплин в вузе и на курсах повышения квалификации, руководителя и исполнителя проектной деятельности в области фундаментальных и прикладных исследований по психосоциальной и социально-педагогической поддержке населения (взрослых и детей); научного руководителя исследовательской и волонтерской деятельности студентов (будущих специалистов социально-педагогического профиля), официального рецензента дипломных работ студентов МГПИ, РГСУ, а также в получении данных по итогам научного эксперимента, в личном участии в апробации результатов исследования, обработке и интерпретации экспериментальных данных, подготовке основных публикаций по выполненной работе.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены непротиворечивостью теоретико-методологических позиций; современными методологическими подходами и концепциями, а также аналитическими данными зарубежного и отечественного опыта; использованием методов исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; применением валидного и надежного психодиагностического инструментария, адекватного предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью объема выборок испытуемых; тщательной и корректной обработкой полученных в ходе эмпирического исследования данных; результатами многолетней опытно-экспериментальной работы; внедрением основных положений исследования в практику работы вузов, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов социально-педагогического профиля.
14 12 2014
4 стр.
«Научно-методическое проектирование обучения будушего специалиста художественно-педагогического профиля» на грант ректора Казнпу им
25 12 2014
3 стр.
Данная статья раскрывает тему развития эмпатических способностей педагога посредством социально-педагогического тренинга. В статье раскрывается структура тренинга, представлены осн
18 12 2014
1 стр.
18 12 2014
3 стр.
Современный социально-экономический кризис, охватывающий всё сферы жизни, представляет серьёзную проблему для нормального развития детей
02 09 2014
1 стр.
«Социально-трудовая реабилитация как форма педагогического воздействия на дезадаптивное поведение несовершеннолетних»
06 10 2014
1 стр.
Проектная деятельность как технология вовлечения молодежи в социально значимую деятельность
11 09 2014
6 стр.
Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы социально-экономического развития
02 10 2014
10 стр.