Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 (IV вида)

Кировского района Санкт-Петербурга.

___________________________________________
Программа

по толерантности


"Так давайте учиться толерантности в школах

и других сообществах, дома и на работе,

а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем",

призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.   

О возможности единения людей, воспитания человека в духе уважения, доброты и мира люди задумывались издревле. Читая «Жалобу мира» Эразма Роттердамского, мы видим, что даже в эпоху Нового времени, вопросы толерантного человека стояли особо остро. Вот что он нам говорит из глубины веков:



«Всевозможными способами и путями природа учит людей согласию. Не довольствуясь выражением взаимного расположения на словах, она сделала так, что содружество стало, не просто приятно, но и необходимо.

Природа дала всем прочим живым существам оружие и средства для самозащиты. Только человека она оставила слабым и безоружным, способным защищать себя от общей опасности лишь в содружестве с другими людьми. Так необходимость создала города, общество, научила людей товариществу, научила их, сливая воедино слабые силы, давать отпор диким зверям и разбойникам. Поистине, ничто в мире не смогло бы уберечь человеческое дитя, особенно новорожденное, от гибели, если бы семья не выкармливала его и не заботилась о нем в полном согласии.

Природа учит людей согласию и миру. И при всем этом какая-то адская злоба все же овладевает людьми. В их сердца вселяется всепожирающая, ненасытная страсть к кровопролитиям! Поверить, что люди, постоянно занятые бесплодными раздорами и войнами, наделены разумом, может только тот, кто привык к этим действиям настолько, что перестал им удивляться и видеть всю их пагубность».

Эразм Роттердамский «Жалоба Мира»

(«Говорит Мир»)
Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий, в том числе и социально-педагогических в условиях образовательного пространства. В связи с этим к детям-подросткам предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах, а также требования, направленные на формирование толерантности. Только школа может противостоять негативным тенденциям, присущим обществу в целом, так как ей присуща многовековая гуманистическая традиция. В школе социально-педагогическими средствами создаются условия для расширения межкультурного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также условия для становления общекультурных компетенций.

Толерантность необходимо рассматривать как терпимость к различным формам социокультурного проявления специфики личности. Во многих языках присутствует понятие аналогичное толерантности.

Так в испанском языке толерантность трактуется, как способность признавать отличные от своих идеи и мнения.

Во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать и думать иначе, нежели ты сам.

В английском – готовность быть снисходительным.

В китайском – быть великодушным, способность принимать и понимать других.

В арабском – прощение, снисходительность, сострадание к другим.
Пожалуй, самым емким, по сути, является русский аналог толерантности – это терпимость, которая рассматривается, как способность терпеть что-то или кого-то, сдержанность, стойкость, умение мириться с существованием чего-либо или кого-либо, а также считаться с мнением других.

Что же такое толерантность?
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть вдругом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой.


В психологии рассмотрели основные черты и отличия:

1. Знание самого себя

Толерантная личность: Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантная личность: Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2.Защищенность

Толерантная личность:Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится совсем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Интолерантная личность:Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Толерантная личность:Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантная личность:Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении

Толерантная личность:Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантная личность:Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5.Эмпатия

Толерантная личность:способность к сопереживанию, готовность  оказать помощь человеку, который в этом нуждается.

Интолерантная личность:Интолерантная личность имеет ограниченные способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора

Толерантная личность:Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантная личность: Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантная личность:Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантная личность:Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.
Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы», - так писал А.Н.Острогорский.

Поэтому в настоящее время семья и школа неразрывны между собой. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, терпимости к другим людям.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.
Толерантность как специфика российского характера формировалась под влиянием многих факторов таких, как:


  • полиэтничность и полирелигиозность общества с момента становления российской государственности и до сегодняшнего дня;

  • суровость природных условий территории России, требующая милосердия и сострадания;

  • геополитическое положение государства, систематическая борьба за независимость, а также историческая роль России, как собирательницы земель и защитницы обиженных и гонимых.

Значимость толерантности вышла за пределы какой-либо ограниченной территории, и является мировой проблемой. Недаром во всемирной Декларации принципов толерантности, наряду с определением данного понятия, определяется уровень решения проблемы, а также рассматриваются различные стороны самого процесса формирования толерантности, а 16 ноября является международным днем толерантности. Таким образом, толерантность необходимо рассматривать:



  • как ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющуюся в праве всех субъектов общества быть разными;

  • в обеспечении гармонии между различными социальными группами данного общества;

  • в уважении и готовности к сотрудничеству с людьми, отличающимися по своим убеждениям, внешности, образу жизни;

  • в отказе от навязывания стереотипов и в признании многообразия мира.

Школа является частью общества. Поэтому реализация учебно-воспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.

Для выполнения поставленной цели в школе строиться процесс социализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания ребенком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления детей о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции детей через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социо-игровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Опираясь на приоритеты развития образования, целесообразно представлять школу как коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт, основанный на межкультурном взаимодействий.
    Использование в школе социально-педагогических технологий позволяет сформировать и развить комплекс социальных компетенций, связанных как с особенностями личности, так и с взаимодействием индивидуума и общества. От добровольности вхождения в социально-педагогическое пространство на первом этапе  формирования социальных компетенций, до объективной самооценки личности в процессе повседневной работы: таков путь самосовершенствования личности ребенка. В процессе обучения и воспитания с использованием социально-педагогических технологий у детей складывается четкое представление о духовно-нравственных ценностях общества, о социально значимых идеалах личности, что является основным содержанием всех аксиологических компетенций, первоосновой которых является толерантность.

Немаловажным при организации социально-педагогической деятельности образовательного учреждения является проблема сформированности коммуникативно-организаторских компетенций таких, как: способность к сотрудничеству и коллективной деятельности, потребность к общению и выполнению различных социальных ролей в различных социумах.

Таким образом, совокупность социальных и педагогических технологий в современной школе является залогом формирования гармонично развитой личности, залогом формирования у подростка социальных компетенций, необходимых для безболезненного вхождения во взрослую жизнь. Именно школа берет на себя роль просветителя и наставника для ребенка в области морали, права, толерантности.
Принципы толерантности в школьном образовательном процессе

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.


Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.


Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Роль учителя при этом очень высока.

Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;

  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

  • быть примером для детей;

  • уметь слушать;

  • поддерживать эмоциональные привязанности;

  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

  • избегать жестких иерархических отношений;

  • не допускать проявлений авторитаризма;

  • поощрять совместную деятельность.


Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;

  • установление доброжелательных отношений с окружающими;

  • способность к глубокому пониманию жизни;

  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

  • развитие творческих способностей;

  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

  • способность брать на себя ответственность;

  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур, т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.

Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их.
Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.


Воспитательная работа со слабовидящими учащимися и родителями.

Система мероприятий и коллективно-творческих дел, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет слабовидящим учащимся успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.


Учитывая возрастные особенности слабовидящих учеников, в школе проводятся коллективные мероприятия, которые помогают каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для слабовидящих учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, которые складываются у ребенка в семье, активно привлекаем родителей к делам класса. Стараемся помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

Для слабовидящих учеников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательном процессе. Для психологического комфорта слабовидящего ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом. На этом этапе формируется и развивается чувство сплоченности классного коллектива, обучаются дети взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитывается у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формируются традиции классного коллектива.

Для слабовидящих школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций.
Поэтому целью воспитательного процесса становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, стараемся создавать условия для формирования в школе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, в школе создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.

И, подводя итоги, хочется несколько слов сказать по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их.

Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:



  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;

  • установление доброжелательных отношений с окружающими;

  • способность к глубокому пониманию жизни;

  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

  • развитие творческих способностей;

  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

  • способность брать на себя ответственность;

  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Цель: укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к этому понятию как к важнейшей ценности общества.

Задачи:

  • развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;

  • развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;

  • развитие способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;

  • внедрение новых методик, форм и приемов работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.

Планирование воспитательной работы на 2012-2013 учебный год в ГБС(К)ОУ (IV вида) школе-интернате №2



по направлению:
Формирование толерантного сознания учащихся




Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

I. Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками образовательного учреждения

Ознакомление с планом мероприятий по формированию толерантного сознания на учебный год.



сентябрь

Администрация

2

Рассмотрение вопросов, связанных с толерантностью на производственных совещаниях, заседаниях методических объединений, планерках и т.д.

В течение года

Администрация

3

Накопление методического материала по толерантности

В течение года

Администрация

4

Распространение памяток, методических инструкций по толерантности

В течение года

Администрация

5

Обновление наглядной профилактической агитации

В течение года

Администрация

1

II. Мероприятия с учащимися

Проведение классных часов, профилактических бесед по толерантности:

- «Толерантность – дорога к миру»

- «Многонациональный Петербург»

- «Мы все такие разные»

В течение года


Классные руководители



2

Реализация школьной программы «Разные, но равные» в рамках бесед на классных часах

В течение года

Классные руководители

3

Проведение общешкольного кулинарного праздника «Кухня Франции»

октябрь

Субботина Т.Ю.

4

Мероприятия, посвященные Дню народного единства

ноябрь

Классные руководители

5

Мероприятия в школьном музее «Память»

- возложение цветов к местам боевой славы;

- беседы, встречи с ветеранами


В течение года

Руководитель комнаты боевой славы

6

Проведение выставок в читальном зале

- «Литература и искусство народов России и мира»



В течение года

Прокофьева О.Р.

7

Мероприятия в рамках международного Дня толерантности:

- игра по станциям «Планета – наш общий дом»

- сказки народов мира (чтение с последующим обсуждением)

- толерантность в наших рисунках

- игра «Приветствия разных народов мира

-«Ценностные ориентиры молодых»



ноябрь

Зам.дир. по ВР

Классные руководители

Воспитатели

Учителя истории



8

Всемирный день культуры. Беседы о толерантности, правилах поведения в обществе

апрель

Классные руководители

9

Работа психолога:

-круглый стол «Толерантная личность»

- «Формирование толерантного поведения в семье»


Ноябрь

апрель


Бейнарович К.К.

10

Уроки права «Конституция РФ»

декабрь

Учителя истории

1

III. Мероприятия с родителями

Проведение родительских всеобучей по данной теме.



Рассмотрение на родительских собраниях вопросов связанных с формированием толерантного сознания

В течение года

Классные руководители

следующая страница>


Программа по толерантности Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе
378.25kb.

18 12 2014
3 стр.


Родителям о воспитании толерантности у подростков

Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии

2130.41kb.

15 09 2014
23 стр.


Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего

386.68kb.

10 09 2014
3 стр.


Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Цель проведения конкурса – воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, на

36.04kb.

25 12 2014
1 стр.


Классный час о толерантности в 5 7 классах
260kb.

12 09 2014
1 стр.


Образование-путь к культуре мира и толерантности

Наряду с русскими студентами их обучают различным наукам. Мы решили соприсутствовать на лекциях проводимых, как и с русскими, так и с иностранцами, и понять отличается ли отношение

30.87kb.

06 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по проведению классного часа «Урок толерантности»
251.52kb.

14 12 2014
1 стр.


Технология развития толерантности специалиста социально-педагогического профиля
844.78kb.

14 12 2014
4 стр.