Перейти на главную страницу
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 (IV вида)
Кировского района Санкт-Петербурга.
___________________________________________
Программа
по толерантности
"Так давайте учиться толерантности в школах
и других сообществах, дома и на работе,
а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем",
призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.
О возможности единения людей, воспитания человека в духе уважения, доброты и мира люди задумывались издревле. Читая «Жалобу мира» Эразма Роттердамского, мы видим, что даже в эпоху Нового времени, вопросы толерантного человека стояли особо остро. Вот что он нам говорит из глубины веков:
Толерантность необходимо рассматривать как терпимость к различным формам социокультурного проявления специфики личности. Во многих языках присутствует понятие аналогичное толерантности.
Так в испанском языке толерантность трактуется, как способность признавать отличные от своих идеи и мнения.
Во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать и думать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть снисходительным.
В китайском – быть великодушным, способность принимать и понимать других.
В арабском – прощение, снисходительность, сострадание к другим.
Пожалуй, самым емким, по сути, является русский аналог толерантности – это терпимость, которая рассматривается, как способность терпеть что-то или кого-то, сдержанность, стойкость, умение мириться с существованием чего-либо или кого-либо, а также считаться с мнением других.
Что же такое толерантность?
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть вдругом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы», - так писал А.Н.Острогорский.
Поэтому в настоящее время семья и школа неразрывны между собой. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, терпимости к другим людям.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.
Толерантность как специфика российского характера формировалась под влиянием многих факторов таких, как:
Значимость толерантности вышла за пределы какой-либо ограниченной территории, и является мировой проблемой. Недаром во всемирной Декларации принципов толерантности, наряду с определением данного понятия, определяется уровень решения проблемы, а также рассматриваются различные стороны самого процесса формирования толерантности, а 16 ноября является международным днем толерантности. Таким образом, толерантность необходимо рассматривать:
Школа является частью общества. Поэтому реализация учебно-воспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.
Для выполнения поставленной цели в школе строиться процесс социализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания ребенком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления детей о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции детей через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социо-игровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Опираясь на приоритеты развития образования, целесообразно представлять школу как коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт, основанный на межкультурном взаимодействий.
Использование в школе социально-педагогических технологий позволяет сформировать и развить комплекс социальных компетенций, связанных как с особенностями личности, так и с взаимодействием индивидуума и общества. От добровольности вхождения в социально-педагогическое пространство на первом этапе формирования социальных компетенций, до объективной самооценки личности в процессе повседневной работы: таков путь самосовершенствования личности ребенка. В процессе обучения и воспитания с использованием социально-педагогических технологий у детей складывается четкое представление о духовно-нравственных ценностях общества, о социально значимых идеалах личности, что является основным содержанием всех аксиологических компетенций, первоосновой которых является толерантность.
Немаловажным при организации социально-педагогической деятельности образовательного учреждения является проблема сформированности коммуникативно-организаторских компетенций таких, как: способность к сотрудничеству и коллективной деятельности, потребность к общению и выполнению различных социальных ролей в различных социумах.
Таким образом, совокупность социальных и педагогических технологий в современной школе является залогом формирования гармонично развитой личности, залогом формирования у подростка социальных компетенций, необходимых для безболезненного вхождения во взрослую жизнь. Именно школа берет на себя роль просветителя и наставника для ребенка в области морали, права, толерантности.
Принципы толерантности в школьном образовательном процессе
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.
Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур, т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.
Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их.
Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Система мероприятий и коллективно-творческих дел, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет слабовидящим учащимся успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Для слабовидящих учеников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательном процессе. Для психологического комфорта слабовидящего ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом. На этом этапе формируется и развивается чувство сплоченности классного коллектива, обучаются дети взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитывается у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формируются традиции классного коллектива.
Для слабовидящих школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций.
Поэтому целью воспитательного процесса становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, стараемся создавать условия для формирования в школе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Таким образом, в школе создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.
И, подводя итоги, хочется несколько слов сказать по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их.
Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:
Планирование воспитательной работы на 2012-2013 учебный год в ГБС(К)ОУ (IV вида) школе-интернате №2
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
I. Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками образовательного учреждения Ознакомление с планом мероприятий по формированию толерантного сознания на учебный год. |
сентябрь |
Администрация |
2 |
Рассмотрение вопросов, связанных с толерантностью на производственных совещаниях, заседаниях методических объединений, планерках и т.д. |
В течение года |
Администрация |
3 |
Накопление методического материала по толерантности |
В течение года |
Администрация |
4 |
Распространение памяток, методических инструкций по толерантности |
В течение года |
Администрация |
5 |
Обновление наглядной профилактической агитации |
В течение года |
Администрация |
1 |
II. Мероприятия с учащимися Проведение классных часов, профилактических бесед по толерантности: - «Толерантность – дорога к миру» - «Многонациональный Петербург» - «Мы все такие разные»
|
В течение года |
Классные руководители |
2 |
Реализация школьной программы «Разные, но равные» в рамках бесед на классных часах |
В течение года |
Классные руководители |
3 |
Проведение общешкольного кулинарного праздника «Кухня Франции» |
октябрь |
Субботина Т.Ю. |
4 |
Мероприятия, посвященные Дню народного единства |
ноябрь |
Классные руководители |
5 |
Мероприятия в школьном музее «Память» - возложение цветов к местам боевой славы; - беседы, встречи с ветеранами
|
В течение года |
Руководитель комнаты боевой славы |
6 |
Проведение выставок в читальном зале - «Литература и искусство народов России и мира» |
В течение года |
Прокофьева О.Р. |
7 |
Мероприятия в рамках международного Дня толерантности: - игра по станциям «Планета – наш общий дом» - сказки народов мира (чтение с последующим обсуждением) - толерантность в наших рисунках - игра «Приветствия разных народов мира -«Ценностные ориентиры молодых» |
ноябрь |
Зам.дир. по ВР Классные руководители Воспитатели Учителя истории |
8 |
Всемирный день культуры. Беседы о толерантности, правилах поведения в обществе |
апрель |
Классные руководители |
9 |
Работа психолога: -круглый стол «Толерантная личность» - «Формирование толерантного поведения в семье»
|
Ноябрь апрель
|
Бейнарович К.К. |
10 |
Уроки права «Конституция РФ» |
декабрь |
Учителя истории |
1 |
III. Мероприятия с родителями Проведение родительских всеобучей по данной теме. Рассмотрение на родительских собраниях вопросов связанных с формированием толерантного сознания |
В течение года |
Классные руководители |
18 12 2014
3 стр.
Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии
15 09 2014
23 стр.
Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего
10 09 2014
3 стр.
Цель проведения конкурса – воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, на
25 12 2014
1 стр.
12 09 2014
1 стр.
Наряду с русскими студентами их обучают различным наукам. Мы решили соприсутствовать на лекциях проводимых, как и с русскими, так и с иностранцами, и понять отличается ли отношение
06 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
4 стр.