Социально-психологические основы
физического развития и воспитания личности
Мелдонян Г.П., учитель физической культуры МОУ СОШ № 23 г.Томска
Современный социально-экономический кризис, охватывающий всё сферы жизни, представляет серьёзную проблему для нормального развития детей.
По статистическим данным в стране 12% - здоровых детей; 33% - больных детей; 55% - с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Забота о здоровье подрастающего поколения лежит не только на государственных организациях, но это должно и тревожить местные органы власти, а также и нас педагогов. Эта проблема особенно актуальна и болезненна не только для школ, но и детских домов, приютов, дошкольных учреждений.
Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения, является жизненной необходимостью и основной задачей педагогов, родителей, врачей и социальных институтов. Резкое ухудшение здоровья детей школьного и дошкольного возраста, особенно за последние годы, привело к поиску новых рациональных форм организации физического воспитания данной категории детей.
Отношение учителя и обучающихся социально-психологическая основа формирования положительной мотивации. Позитивные типы отношений проявлялись к тем учителям, которые умело, эффективно организуют деятельность школьников побуждают их к активному, творческому усвоению знаний, включают в такой бурный процесс, который формирует позитивные потребности, стремления к коллективной деятельности и сотрудничеству. Очень важно учитывать индивидуальные психологические особенности учащихся. Чтобы процесс физического воспитания носил творческий характер и решал задачи развивающего обучения необходимо при подборе средств при разработке содержания и методики занятий учитывать те требования, которые предъявляются к познавательной деятельности. Это оптимальный уровень её трудности для детей, должная мотивация, положительный и эмоциональный настрой в ходе всего занятия и после него.
В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей.
Следует отметить, что одним из новых направлений в педагогической деятельности учителей физической культуры является адаптивное физическое воспитание школьников и дошкольников.
Важнейшим требованием своих уроков считаю обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность.
-
Уроки должны быть интересными и содержательными.
-
Проводить уроки нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне. Использовать богатый арсенал современных методов и приемов обучения двигательным действиям с учетом возрастных особенностей детей.
-
Придерживаюсь общего направления современного педагогического процесса - глубины мысли и сотрудничества с детьми.
Первостепенное значение уделяю методике проведения занятий с игровой направленностью на основе индивидуального подхода. Наиболее полно отражает потребности детей их психофизиологическое развитие и развитие их функциональных способностей. Для развития речевой функции школьников ввожу разнообразные поэтические формы, речитативы.
Подбираю комплексы ОРУ на общее развитие организма, укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника. Игра, как деятельность коммуникативная, является сферой приобретения социального опыта, сложнейших человеческих взаимоотношений ребенком.
В процессе игры ребенок самореализуется, приобретая первый общественный опыт, проверяя накопленный, что очень важно для детей с пониженным интеллектом. Подвижная игра, включающая в себя различные
движения: бег, прыжки, повороты, ловля мяча, вырабатывают ловкость и быстроту движений, сообразительность и настойчивость. Дети освобождаются от мышечной скованности, тренируется вестибулярный аппарат. Таким образом, систематические занятия подвижными играми в режиме учебного дня, во внеурочное время обеспечивают оптимальное соотношение между умственной и физической деятельностью уч-ся, что является важным условием общего развития, повышения работоспособности, коррекции и ослабления недостатков физического и психологического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
И как сказал известный философ М. Монтень:
«Недостаточно закалять душу ребенка.
Столь же необходимо закалять его мышцы!»