Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8
Тема 4. Наследствен­ность и среда

Понятие «наследственность». Индивидуальная наследственность человека. Бесконечное разнообразие генных комбинаций. Понятие «окружающей среды». Понятие «стимула» окружающей среды. Взаимодействие наследственности и окружающей среды: концепция исключительного действия наследственности или окружающей среды; концепция совместного вклада наследственности и окружающей среды, концепция взаимодействия наследственности и окружающей среды. Классификация методов, используемых в психологических исследованиях влияния факторов наследственности и окружающей среды на поведение: селективное выведение, исследование нормативов развивающегося поведения, исследование структурных факторов в развитии поведения, исследование влияния на поведение предшествующего опыта, статистический анализ родовых сходств и различий.





    1. Индивидуальная наследственность человека.

Основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается. Для начала рассмотрим то, что подразумевается под термином «наследственность». Понятие «наследственность» означает наследственность биологическую (а не «социальную» наследственность). Индивидуальная наследственность человека состоит из особых генов, которые он получает от родителей при зачатии. Чтобы оказать определённое влияние, фактор наследственности должен иметь особый ген или комбинацию генов. Гены группируются в хромосомы. Хромосомы соединены попарно. Два члена каждой пары сходны между собой по проявлению в функции. Число хромосом в каждой клетке в целом постоянно для каждого вида, но отличается у разных видов. Каждая человеческая клетка содержит 48 хромосом (24 пары). (В каждой клетке комара 6 хромосом – 3 пары.).

Каждый индивид начинает свою жизнь с одной клетки – это оплодотворённая яйцеклетка. Эта клетка делится на две дочерние клетки, каждая из которых снова делится и т.д. до тех пор, пока миллионы клеток не становятся зрелым организмом. Во время процесса клеточного деления, известного как митоз, каждая хромосома внутри клеточного ядра удваивается, разрываясь на две части, и каждая клетка, возникающая в результате такого деления, получает идентичный набор хромосом. Все клетки тела, таким образом, имеют одинаковую наследственность.

Когда индивид достигает половой зрелости, формируются специальные репродуктивные клетки (яйцеклетки и спермотозоиды). Этот процесс называется мейозом, или уменьшением, поскольку число хромосом в каждой репродуктивной клетке в два раза меньше изначального. Две хромосомы в каждой паре разделяются и расходятся по дочерним клеткам.

Наследственной основой индивидуальных различий является почти бесконечное разнообразие возможных генных комбинаций. Даже простые свойства человека зависят от совокупного влияния большого числа генов. Родительские клетки, принимающие участие в процессе зачатия содержат различные комбинации генов, возникшие в результате мейоза. Когда клетки материнского и отцовского организмов соединяются для создания нового организма, то тем самым они ещё больше увеличивают разнообразие возможных генных комбинаций. Из этого следует, что двое детей от одних родителей не могут иметь одинаковую наследственность. То же справедливо для разнояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы развиваются из разделившихся половинок единой оплодотворённой яйцеклетки и поэтому имеют один и тот же набор генов.

Простейшей иллюстрацией механизма наследственности могут служить единичные факторы, зависящие от одной пары генов, например альбиносность или отсутствие пигментации в глазах, волосах и на коже. Альбиносность от обоих родителей – альбинос (гомозиготный признак). От одного из родителей – нормальная пигментация, доминирующий признак (альбиносность – рецессивный – гетерозиготный). Гетерозиготные индивиды, хотя и выглядят как люди с нормальной пигментацией, несут в себе ген альбиносности и могут передать его своим потомкам.

Другие единичные признаки не проявляют доминирования, поэтому при скрещивании двух разных получится третий признак.

Пол индивида детерминируется парой хромосом: X и Y. Если ребёнок получает X –хромосомы от каждого родителя, то будет женского пола; если получает хромосомы X и Y, то мужского. От своей матери ребёнок может получить только X-хромосомы, а от отца – X или Y.

Существует мнение, что в каждом индивидууме есть все необходимые для обоих полов гены. Но наличие двух X-хромосом приводит к развитию женских половых признаков и подавлению мужских. Если же есть только одна X хромосома, то развитие получают мужские признаки. Признаки, сцепленные с полом: дальтониза, гемофилия, облысение.

Всякий раз, когда какое-либо свойство зависит от единичных признаков, которые определяются единственной генной парой, тогда в результате мы имеем качественно отличающиеся друг от друга, чётко идентифицируемые типы. Однако большинство свойств зависит от множественных факторов, при этом с ростом количества факторов число получающихся в результате комбинаций резко увеличивается. Например, человеческий рост – мультифакторный признак.

Кроме того, каждый признак в действительности является результатом взаимодействия всех генов, унаследованных индивидуумом. Ген всегда оказывает действие при наличии других генов – генный баланс.

2. Взаимодействие наследственности и окружающей среды
Понятие «окружающая среда» в географическом смысле не тождественно понятию психологически окружающая среда. Психологически окружающая среда состоит изо всей совокупности воздействий, которые индивид получает от зачатия до смерти (Например, два брата в одной комнате: географически – одна окружающая среда, психологически – разная, наличие старшего брата, наличие младшего брата). Это активное понятие окружающей среды, при котором физическое присутствие объектов не означает, что мы относим их к окружающей среде, – это происходит только в том случае, если объекты служат стимулами для индивидов. Это понятие включает в себя все формы стимулирования (например, изменение питания матери – влияет, стимулирует развитие плода. Пеленание, купание – стимулирование).

1) Теория исключительного вклада

Взаимодействие наследственности и окружающей среды выражается в поведении. Инстинкт – поведение, полностью определяемое наследственностью (схема безусловных реакций). Навыки – приобретённое поведение. Данная теория предполагает исключительное действие или наследственности, или окружающей среды. Однако, такое деление поведения на врождённое и приобретённое не находит поддержку в современной генетике. Доказано, что каждое качество индивида и каждая проявляемая им реакция зависят от его наследственности, и от окружающей среды



2) Теория совместного вклада

И наследственность, и окружающая среда влияют на всё поведенческое развитие и итоговые поведенческие свойства могут рассматриваться как результат их совместного влияния. Отдельно факторы наследственности и окружающей среды редко проявляются. Возникает вопрос о пропорции вкладов каждого фактора. Например, на развитие умственных способностей наследственность влияет на 75%, а окружающая среда на 15%. Однако сами же исследователи, придерживавшиеся данной теории, убедились в несовершенстве процедуры определения пропорционального вклада.



3) Теория взаимодействия

Самая распространённая точка зрения на отношение между наследственностью и средой. Природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды. (Например, Ребёнок с синдромом Дауна в семье, где специально занимаются с ребёнком).


Наиболее распространённые заблуждения соотношения наследственности и окружающей среды:

  1. Наследственное = врождённое. Нет.

Всё, что присутствует при рождении, непременно является наследственным. Нет. Наслеследственные факторы могут воздействовать на развитие индивида через много времени после рождения. Наследственная восприимчивость к различным заболеваниям, например, может не проявляться в молодом возрасте.

  1. Наследственность предполагает сходство с родителями и наоборот. Нет. Гены постоянны от поколения к поколению. Индивид наследует гены не только от своих родителей, но также от всех своих прямых предшественников. Признак, который не проявлялся многие поколения, может начать проявляться из-за конкретной комбинации генов (Например, у голубоглазых родителей ребёнок с карими глазми).

  2. Материнские впечатления во время беременности передаются ребёнку. Например, если женщина во время беременности ходит на концерты, слушает классическую музыку, то ребёнок будет неравнодушен к культуре. Нет. Это заблуждение. На плод можно повлиять только через биохимические механизмы. Повторяющиеся во время беременности эмоциональное возбуждение матери может воздействовать на плод через химические изменения её крови (гармон радости).

  3. Существует заблуждение, что если что-то появилось как наследственное, то его уже ничем не изменить. Это не верно. Например, наследственные заболевания не являются ни неизбежными, ни неизлечимыми. Их можно предотвратить, лечить. Качества, полученные по наследству можно скорректировать такими факторами окружающей среды, как диета, упражнения, образование. Существует очень мало наследственных признаков, которые нельзя изменить факторами окружающей среды (например, группа крови, цвет глаз). С другой стороны заблуждение, что признаки, относящиеся к влиянию окружающей среды можно легко изменить и они неустойчивы. Слабоумие, причина которого пренатальная мозговая травма, очень плохо поддаётся лечению. Качества характера и те навыки, которые сформировались у человека к 12 годам, никаким, сравнительно кратковременным последующим опытом или образованием нельзя так просто отменить (дети из дет. дома, или младенец-отказник и наследственность).

Структурные и функциональные характеристики. Под структурными понимаются органические, соматические или физиогенные характеристики. Функциональные – поведенческие, опытные, психогенные характеристики

Психологию интересует поведение индивидов. Структурные характеристики в этой связи важны тем, что накладывают определённое ограничение на развитие индивида. Природа и развитие телесных структур, очевидно, играют свою роль в определении того, каким будет поведение индивида. Если у ребёнка поражена щитовидная железа, то его движения будут замедленными, а поведение неразумны. Наличие определённых структурных признаков является условием, необходимым, но не достаточным для развития особого типа поведения. Структурные возможности большинства людей таковы, что предоставляют для поведенческих изменений практически неограниченные возможности. (теория Адлера)



Утверждения, касающиеся, «наследования» слабоумия, музыкального таланта, математических способностей, преступных наклонностей, являются, в принципе, неправильными.


  1. Методология исследования влияния наследственности и среды

Рассматривая методы, которыми пользуются психологи для исследования наследственности и окружающей среды на поведение включает пять основных групп:

  1. селективное выведение,

  2. исследование нормативов развивающегося поведения,

  3. исследование структурных факторов в развитии поведения,

  4. исследование влияния на поведение предшествующего опыта,

  5. статистический анализ родовых сходств и различий.

Селективное выделение. Это метод генетики, заключающийся в экспериментальном селективном выведение животных на основе поведенческих характеристик. В настоящий момент эти исследования достигли появления через последовательное селективное выведение поколений двух наследственных ветвей, существенно отличающихся друг от друга по определённым поведенческих признакам. Эксперименты Триона с крысами (см. выше). На основе результатов эксперимента отбирались сильнейшая и слабейшая группы крыс «усмные» и «глупые». Внутри каждой группы особи скрещивались. Несколько поколений отбор и скрещивании. Условия окружающей среды (температура, пища, свет) были одинаковыми для всех поколений. В результате две ветви последующих поколений (до седьмого) постепенно расходятся. Далее выявляли чем отличаются «умные» крысы от «глупых». Вскоре выяснилось, что различия не связаны с умственными способностями, и даже с обучаемостью, так как крысы, показавшие низшие значения в лабиринте, по другим тестам показали значения выше «умных».Установили, что крысы, показавшие себя самыми умными в лабиринте, обладали «особенно хорошим аппетитом, склонностью находить кратчайшую дорогу, не особенно боялись воды, были пугливы на открытых пространствах». Крысы, показавшие себя глупыми в лабиринте были «сравнительно равнодушны к еде, обладали повышенной водобоязнью и пугливостью в отношении механических приборов. Таким образом, представители двух ветвей отличались друг от друга не своими способностями, но эмоциональными и мотивационными особенностями.

Исследование нормативов развивающегося поведения. Исследователи анализируют данные нормального развития с точки зрения гипотезы созревания. Созревание не является результатом научения, и состоит в том, что на определённой стадии структурного развития организма у него появляются новые функции, резко отличающиеся от тех, которые были приобретены в результате опыта или научения. Ключевыми здесь являются наследственные факторы. Для созревания характерно: внезапность появления функции и последовательно появление моделей поведения. Пример, нормальное развитие младенца, для какого возраста какие функции характерны. В результате исследований составлены таблицы нормативного соотношения возраста и поведения (в 4 месяца ребёнок учится сидеть, в 8-10 месяцев – ходить и т.д.)

Исследование структурных факторов в развитии поведения. (Как болезни, физические нарушения влиют на поведение). Роль физических условий в поведении может находиться в пределах от неизлечимой невролгической или метаболической недостаточности, накладывающей жёсткие границы на развитие поведения, до простых физических различий между людьми, что отражается в социальной практике. Например, снижение обучаемости крыс, чьи матери во время беременности подвергались облучению X-лучами. Или экспериментальное удаление или стимулирование определённых зон коры головного мозга приводит к определённым изменениям в поведении.

Исследование влияния на поведение предшествующего опыта.

Многочисленные эксперименты над животными показали, что на модификацию многих форм поведения влияет предшествующий опыт. Способность к обучению зависит от предыдущего обучения.

Эксперименты с животными: явление «импринтинга», выделенное Лоренцом. Или самки крыс, содержались в клетках, в которых не было ничего, из чего можно было бы сконструировать гнездо, впоследствии не могли строить гнезда, когда материал для строительства был для них доступен.

Эксперименты с младенцами: (эксперименты Денниса) 2 новорожденные девочки на 7 месяцев помещались дома в условия строго ограниченной стимуляции и активности. Они были лишены возможности садиться и вставать, возможности манипулирования с предметами сведены к минимуму. Кормили нормально. Экспериментаторы не общались с детьми, не улыбались, не хмурились, не разговаривали, не играли. После 7 месяцев ограничения были постепенно сняты. Функции, которые обычно появляются в течение первых семи месяцев, у девочек появились без существенной задержки: простые формы активности, такие как фиксация объектов, поворот головы, плач, реакция на звук, захват предметов, наблюдение за своими руками и игры с ними, поднесение руки или предмета ко рту. Очевидно, что такие функции появляются независимо от научения (созревание). Реакции, которые обычно возникают по достижении 7 месяце, появлялись с существенной задержкой. Как только были сняты запреты эти реакции появились.



Метод близнецового контроля. Одному из однояйцевых близнецов предлагается активно нарабатывать некую функцию, в то время как другой остаётся в качестве контрольного испытуемого. Эксперименты Гесселя. Две девочки-близняшки по 46 недель (11 месяцев). Изучались функции залезания на лестницу и игры в кубики (ощупывание перекладывание, конструирование). Тренировки одной девочки 6 недель по 20 минут в день. По истечение данного срока, вторая девочка, не имевшая подготовки в названных видах деятельности, стала действовать с кубиками так же, как и подготовленная. В функции лазания - отличия. Первая – «опытный верхолаз», вторая не могла добраться до верхней ступеньки даже с посторонней помощью. Прошло 2 недели. Девочка вторая стала тренироваться 2 недели. Успехи девочек выровнялись. За счёт созревания (53 недели и 2 недели тренировок и 46 недель и 6 недель тренировок).

Аналогичные эксперименты проводились и по словарной подготовке. Первая девочка из близняшек начиная с 84-недельного возраста (7 лет) интенсивно 5 недель изучала названия предметов и осуществляла другие словарные наработки. Вторая девочка в это время была лишена всякой возможности слышать устную речь. Затем вторая близняшка с 89-недель проходила тот же курс занятий, но уже 4 недели. В конце экспериментального периода словарный запас девочек сравнядся (30-35 слов). Исследователи, интерпретируя эти результаты, выделяют роль созревания, указывая на тот факт, что близнец, с которым начали заниматься с возраста 89 недель, почти каждый день продвигался вперёд более быстрыми темпами, чем близнец, с которым начали заниматься с 84 недель. Ребёнок не может воспроизводить нужные последовательности звуков, пока его голосовой аппарат не будет позволять этого.



Исследование случаев «диких» детей. Были найдены дети, которые жили в изоляции от людей или в окружении животных. Эти случаи можно рассматривать как «естественные эксперименты». Зинг собрал свыше 40 таких случаев.Некоторые из этих детей воспитывались волками, медведями, козами, овцами, буйволами и леопардами.

Например, «волчьи» дети. В 1921 г. две девочки в возрасте, соответствующем 2-4 и 8-10 годам были найдены, живущими в пещере с волками в малонаселённом индийском регионе. Их взяли в местный сиротский приют. Велись дневники наблюдения их поведения, анализ и комментарии психологов, социологов, генетиков и антропологов. Было очень трудно поддерживать хорошее самочувствие девочек, в частности потому, что нормальная человеческая еда вызывала у девочек слабость и сильные аллергические реакции на коже. Младшая девочка не прожила и года. Старшая жила в течение 8 лет, в течении которых удалось достичь определённого прогресса в обучении её языку и адаптации к человеческому образу жизни.

Обобщая случаи «диких» детей, Зинг сделал вывод, что все такие дети без исключения не умели говорить и передвигались на четвереньках. При таких обстоятельствах не могла развиваться речь и специфически человеческого прямохождение. На руках и ногах появлялись мозолистые подушечки. Происходила модификация обоняния, слуха, зрения. Сырое мясо являлось обычной пищей. Дикие дети, живущие самостоятельно, существовали за счёт деревьев кореньев, травы, растений, листьев. Одна девочка во Франции приспособилась ловить в воде рыбу и лягушек. Особенности употребления пищи: дети принюхивались к еде прежде, чем съесть, тянулись к пище ртом, точили о кости зубы. Всё это характерно для низших животных. «Дикие» дети не имели обыкновения прикрывать своё тело или изобретать одежду. Никто не видел, чтобы они плакали или смеялись, хотя для них характерны были ярость и нетерпение. Проявление сексуального интереса либо отсутствовало, либо было рассеянным. У таких детей не было потребности в общении, они избегали людей.

Чем дольше сохраняется период дикого существования ребёнка по сравнению с более ранним периодом человеческого воспитания, тем труднее заметить признаки социализации. Прогресс, достигнутый в обучении детей, все же не сопоставим с нормальным развитием детей соответствующего возраста.



Статистический анализ родовых сходств и различий. Сюда относится исследование родословных или истории родов, всевозможные родственные корреляции, выражаемые в показателях тестов, исследования воспитывающихся порознь однояйцевых близнецов, приёмных детей и детей, выросших в условиях интернатов.


Тема 5 Методы дифференциальной психологии

Биографический метод. Метод наблюдения. Методы психогенетики.

Генеалогический метод: исследование семей знаменитостей Ф. Гальтоном.

Корреляционные исследования: сходства родителей и детей Конрада и Джонса, сходство сиблингов, сходство между супругами.

Метод близнецов: психологическое сходство близнецов, близнецы разнояйцевые и однояйцевые, близнецы, воспитывающиеся отдельно друг от друга.

Метод приемных детей. Детдомовские дети.




  1. Биографический метод

  2. Генеалогический метод

  3. Метод близнецов

  4. Метод приёмных детей


Тема 6 Индивидуальность человека

Характеристика понятия «организм». Характеристика понятия «индивид». Характеристика понятия «личность». Характеристика понятия «индивидуальность». Теории индивидуальности. Теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева. Представления В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности. Структура индивидуальности.




    1. Организм. Индивид. Личность. Ииндивидуальность. Теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева.

Исходным, родовым для всей психологии, и для дифференциальной в частно­сти, является понятие "человек". При этом человек рас­сматривается, в первую очередь, как биологическое существо, относящееся к классу млекопитающих вида homo sapiens. От других биологических видов человека отлияают:







Высшие животные

Человек

Анатомо-морфологи-ческие отличия

Зачатки прямохождения у приматов; менее развитая структура мозга; органы воспроизведения звуков не приспособлены для речи

Прямохождение;

сложная мозговая организация

(наличие развитых лобных долей и пр.,);

наличие совершенного речедвигательного

аппарата


Различия в организации

психики


Инстинктивно подобная психика;

не развито понятийное и

абстрактное мышление;

в психике не выделена структура-Я как основа сознания и самосознания



Есть высшие уровни ментальной иерархии — понятийное мышление, сознательная регуляция,

нравственные переживания,

Я-концепция, мировоззрение


Различия во взаимодействии с миром (как субъектов)

Приспособительная и адаптивная активность на основе преимущественно автоматизированного поведения

Осознанная конструктивная и

преобразующая активность;

наличие культуры, искусства, творчества;

разумное познание себя и мира




Познание природы человеческой индивидуальности


Организм — телесный фактор индивидуальности.

Биологическая координата человека определяет его как живое телесное существо. Наиболее близким к этому оп­ределению оказывается понятие "организм", которое в широком смысле может включать в себя анатомо-морфологическую структуру, физиологические и нервные про­цессы, наконец, высшую нервную деятельность вместе с механизмами работы органов чувств. В современной диф­ференциальной психофизиологии и психологии личности понятие "организм" тесно связано с такими признаками как "специфика телесной организации", "биохимические индивидуальные особенности" и нейрофизиологические основы индивидуальности". Понятие "организм" более под­ходящее для исследований биологов и физиологов, чем психологов.



Индивид — предпосылка к личности.

Понятие "индивид" является коренным словом для центрального в дифференциальной психологии конструк­та "индивидуальность". Термин "индивид" обозначает, с одной стороны, "еди­ное нераздельное существо (от лат, individuum — недели­мое), 'выступающее как единое целое, и, с другой стороны отдельного пред­ставителя человеческой общности.



Теория развития индивидуальности Ананьева Б.Г.

Психика человека включает такие структуру, как индивид, личность и субъект деятельности. Индивидные свойства человека состоят из возростно-половых и индивидуально типических свойств. Возрастные свойства последовательно развёртываются в процессе становления, роста индивида, а существую в форме полового деморфизма, интенсивность которого изменяется с возрастом. Индивидуально-типические свойства образуют конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрия-ассиметрия функционирования парных рецепторов и эффекторов). Первичность индивидных свойств заключается в том, что они существую на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие первичных индивидных свойств включает динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуру органических способностей. Эти производные от первичных свойства называются вторичными. Собственно психическая интеграция индивидных свойств представляется в темпераменте и задатках. Основной формой развития индивидных свойств является онтогенез, осуществляющийся по определённой филогенетической, видовой программе, но постоянно модифицирующийся под влиянием социальных факторов. Поэтому по мере развёртывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.



Личность — психологический носитель социальных свойств.

В "понятии "личность" фиксируются те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (со­циальное качество)".

Исходным моментом свойств личности (по Ананьеву Б.Г.) является ее статус в обще­стве (экономическое, политическое, правовое, идеологическое и т. д. положения в обществе), а также статус общности, в которой склады­валась и формировалась данная личность. На основе статуса и в по­стоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функ­ций-ролей, а также целей и ценностных ориентации. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичные личностные свойства, определяющие вторичные свойства, — особенности мотивации пове­дения и структуру общественного поведения. Интегративным эффек­том взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, ре­зультатом этого взаимодействия становится характер человека и его склонности. Основной формой развития личностных свойств челове­ка является его жизненный путь в обществе, его социальная биогра­фия, в которой «выделяются моменты старта и финиша основной дея­тельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны».

Человек как субъект деятельности преимущественно рассматрива­ется как субъект труда, познания и общения. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Исход­ными характеристиками человека как субъекта являются сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Человек «как субъект практиче­ской деятельности характеризуется не только его собственными свой­ствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности в такой же мере ха­рактеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами».

Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека

Человек как индивидуальность понимается Ананьевым как «един­ство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Начало индивидуальности определяет ин­дивид с его комплексом природных свойств. В частности, изначально в структуру психических процессов восприятия включены мотивационные образования. Мотивация «является фактором индивидуального развития в четырех направлениях: органическом, гностическом, этиче­ском и эстетическом. Органическое направление связано с обслужива­нием основных безусловных рефлексов на сохранение постоянства вещества и внутренней среды, оборонительно-защитных, размноже­ния и родительских функций, рефлексов на экологические стимулы и т. д. Благодаря историческому развитию познания (в единстве его чувственной и логической сторон) потребность в знании и методах, с по­мощью которых оно образуется, является одной из основных духовных потребностей индивида: эта гностическая мотивация влияет на различ­ные уровни жизни человека и его перцептивные свойства. Этиче­ская мотивация выражает потребность человека в людях и социальных связях. Эстетическая мотивация, вероятно, строится на основе взаимодействия гностических и этических мотивов и представляет со­бой наиболее сложный вид восприятия как наслаждения эстетическими свойствами объективной действительности».

Индивидуальность – особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в ча­стности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типич­ного и всеобщего. Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, что нередко делается, ни отрывать от нее. Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна. Но индивиду­альность человека проявляется не только в его личности, но и в его организме (К. К. Платонов).

Индивидуальность характеризует прежде всего особенности человека как личности. Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» индивидуальности уделил всего несколько строк, однако подчеркнул важный способ ее формирования — индивидуальный жизненный путь.
2. Представления В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности.
В. С. Мерлин исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово «целостность» поменял на «интегральность». Поэтому у него речь идет об интегральном исследовании индивидуальности и интегральной индивидуальности. В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся систем.

Интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типич­ности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий индиви­дуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.

В. С. Мерлин полагал, что одно и то же свойство может быть одновременно ти­пичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Например, потребность в достижениях социально типична в ситуации соревнова­ния (т. е., надо понимать, присуща в этой ситуации пусть и не всем, но многим). Однако если судить о потребности в достижениях по уровню притязаний, то она индивидуально своеобразна, так как связана с индивидуальными особенностями психодинамики человека.

Мерлин В.С. подчёркивал необходимость изучения связи и взаимообусловленность свойств различных уровней: от биохимического до социального. Не так как это было принято ранее в психологии Например, направленность личности и мотивы изучались в школе А. Н. Леонтьева вне связи с нейрофизиологическими свойствами и свойствами темперамента.

Например, в ис­следованиях, проведенных Ильиным Е.П. и его учениками, выявлена многоуровневая обусловленность такого социального явления, как лидерство в спорте. Лидерами в спортивных командах, как правило, являются лица, имеющие сильную нервную систему, которая создает психологическую устойчивость. Сильная же нервная система обусловлена определенным физиологическим пара­метром — уровнем активации покоя. В свою очередь, он зависит от соотношения в крови адреналина и норадреналина, т. е. от особенностей гуморального уровня ре­гуляции. Таким образом, интегральный (многоуровневый) подход позволяет об­наружить истоки того или иного явления, в том числе и социального.

К сожалению, интегральный подход (не на словах, а на деле) все еще не полу­чил надлежащего распространения в исследованиях психологов, занимающихся изучением человека. И связано это с тем, что психофизиология, в том числе и дифференциальная психофизиология, находятся не в почете у психологов (созда­ется впечатление, что многие из них ее даже боятся). Впрочем, это и понятно. Строить абстрактные модели личности легче, чем осуществлять исследование с использованием инструментальных методов исследования (тем более что часто они вообще отсутствуют). Кроме того, интегральный подход к человеку требует не только более масштабного мышления, но и более широких знаний, выходящих за рамки психологии.

Как полагал В. С. Мерлин, чтобы исследование индивидуальности стало интегральным, достаточно изучить связи между ограни­ченным количеством индивидуальных свойств, относящихся, правда, к разным иерархическим уровням. При этом под последними он понимает такие уровни, которые предположительно определяются разными закономерностями (биохи­мическими, физиологическими, психологическими, социальными), что должно быть проверено и доказано на основе объективных критериев, выделенных в ходе исследования.


<предыдущая страница | следующая страница>


Тема Предмет и задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Методологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития

1584.64kb.

17 12 2014
8 стр.


Тема Предмет, задачи, методы педагогической психологии

Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как

452.39kb.

25 09 2014
1 стр.


1. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. Предмет

Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития

1626.47kb.

14 12 2014
7 стр.


01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке

Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности пси – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии

2637.11kb.

17 12 2014
14 стр.


Тема Пожарная тактика и ее задачи

Вопрос №1: Предмет и задачи курса, пути их решения. Развитие пожарной тактике, как научной дисциплины и ее базы, связь с другими

49.63kb.

12 10 2014
1 стр.


1. Предмет и задачи общей психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии

312.96kb.

01 10 2014
1 стр.


Тема предмет культурологии тема культура как предмет исследованиянауки культурологии

Тема 11. Культурологическая концепция "круговорота локальных цивилизаций" А. Тойнби

1720.52kb.

25 12 2014
10 стр.


Предмет и задачи детской и возрастной психологии

В начале появилась детская психология. Позже геронтология. В ХХ веке: акмеология (взрослый возраст). Детская психология изучена лучше

801.74kb.

15 12 2014
6 стр.