Тема 1. Воспитание и обучение в Древнем мире
-
Дать краткую характеристику особенностей воспитания в первобытном обществе.
-
Воспитание в странах Древнего Востока. Составить таблицу
|
Шумер
|
Египет
|
Представления об идеале воспитания (образования)
|
|
|
Особенности и формы образовательного процесса
|
|
|
-
Воспитание и образование в Древней Индии
Индуизм (суть религии и ее влияние на образование)
|
Буддизм (суть религии и ее влияние на образование)
|
|
|
-
Педагогический смысл идей Конфуция.
-
Основные этапы развития воспитания и образования в истории античного Средиземноморья. Составить таблицу.
|
Спарта
|
Афины
|
1. Цель воспитания
|
|
|
2. Содержание обучения и воспитания
|
|
|
3. Структура обучения
|
|
|
4. Результат
|
|
|
-
Особенности воспитания в Древнем Риме:
Преемственность с греческим образованием
|
Различия педагогики Рима и Эллинизма
|
|
|
-
Взгляды древних философов Греции и Рима на образование:
Философ
|
Содержание философских воззрений на проблему образования
|
Пифагор
|
|
Демокрит
|
|
Сократ
|
|
Платон
|
|
Аристотель
|
|
М.Ф. Квинтилиан
|
|
Литература:
-
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. М., 2001 г.
-
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003 г.
-
Латынина Д.И. История педагогики. М., 2002 г.
-
Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.
Тема: Воспитание и образование в Средние века
-
Особенности образования и воспитания в эпоху раннего и развитого Средневековья:
-
Схоластика, как тип религиозной философии раннего средневековья;
-
Возникновение различных типов школ и их характеристика;
-
Ученичество и рыцарское воспитание;
-
Первые средневековые университеты (их характеристика).
-
Характеристика образовательных систем эпохи Возрождения:
Персоналии
|
Основные труды
|
Педагогические взгляды
|
Итальянское Возрождение
|
В.да Фельтре
|
|
|
Т. Компанелла
|
|
|
Французское Возрождение
|
Фр. Рабле
|
|
|
Мишель Монтень
|
|
|
Английское Возрождение
|
Т.Мор
|
|
|
Эразм Роттердамский
|
|
|
-
Воспитание и обучение славян в эпоху Средневековья:
-
Влияние Византии на характер и воспитание Восточных славян
-
Киевский период (X – XIII вв):
- характеристика общих подходов к воспитанию,
- характеристика литературных памятников, отражающих содержание воспитания в этот период.
-
Московский период (XIV-XVII вв):
- характеристика литературных источников, где отражены идеалы воспитания и образования;
- появление школы, ее характеристика,
- государственные школы повышенного образования,
- братские школы.
Литература:
-
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. М., 2001 г.
-
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003 г.
-
Латынина Д.И. История педагогики. М., 2002 г.
-
Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.
Тема: Воспитание и образование в Средние века
Педагогика и школа начала нового времени и просвещения
-
Особенности образования и воспитания в эпоху раннего и развитого Средневековья:
-
Схоластика, как тип религиозной философии раннего средневековья;
-
Возникновение различных типов школ и их характеристика;
-
Ученичество и рыцарское воспитание;
-
Первые средневековые университеты (их характеристика).
-
Характеристика образовательных систем эпохи Возрождения:
Персоналии
|
Основные труды
|
Педагогические взгляды
|
Итальянское Возрождение
|
В.да Фельтре
|
|
|
Т. Компанелла
|
|
|
Французское Возрождение
|
Фр. Рабле
|
|
|
Мишель Монтень
|
|
|
Английское Возрождение
|
Т.Мор
|
|
|
Эразм Роттердамский
|
|
|
-
Дать характеристику педагогической концепции Я.А. Коменского (идеи природосообразности, пансофического образования и воспитания, «золотого правила» дидактики).
-
Дать характеристику педагогических идей Просвещения в Англии (Дж. Локк).
-
Дать характеристику педагогических идей Просвещения во Франции (Ж.Ж. Руссо).
-
Заполнить таблицу:
Общая характеристика школы и педагогики Запада (XVII-XVIIIвв.)
|
Общая характеристика школы и педагогики Запада (XIV-XVII вв.)
|
|
|
Литература:
-
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. М., 2001 г.
-
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003 г.
-
Латынина Д.И. История педагогики. М., 2002 г.
-
Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.
Тема; Воспитание у восточных славян
-
Представления восточных славян о воспитании. Народная педагогика восточных славян.
-
Воспитание и обучение славян в эпоху Средневековья:
-
Влияние Византии на характер и воспитание Восточных славян
-
Киевский период (X – XIII вв):
- характеристика общих подходов к воспитанию,
- характеристика литературных памятников, отражающих содержание воспитания в этот период.
-
Московский период (XIV-XVII вв):
- характеристика литературных источников, где отражены идеалы воспитания и образования;
- появление школы, ее характеристика,
- государственные школы повышенного образования,
- братские школы.
Тема; Образование и школа в России в VIII в.
-
Школьное дело при Петре I. Основные преобразования. Основы государственной образовательной системы.
-
Педагогические взгляды л.Ф. Магницкого, В.Н. Татищева.
-
Просвещение России эпохи Екатерины Великой (И.И. Шувалов, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Мириево).
-
Становление высшего образования России XVIII в.
-
Российская система государственного образования конца XVIII в.
-
Просветительская деятельность Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.
Литература:
-
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. М., 2001 г.
-
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003 г.
-
Латынина Д.И. История педагогики. М., 2002 г.
-
Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.
Тема; Школа и педагогика в странах Западной Европы и России
до 90-х гг. XIX в.
-
Педагогические воззрения И.Г. Песталоцци: идея развивающего поэлементного обучения и нравственного воспитания. Практическая педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.
-
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта – начало превращения педагогики в самостоятельную науку: теория развивающего и воспитывающего обучения на основе единства философского, педагогического и психологического подходов; ступени процесса обучения; содержание и средства воспитания детей.
-
Разработка Ф.А.В. Дистервегом проблем народной школы. Принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности и их отражение в правилах обучения. Требования к учителю и его профессиональной подготовке.
-
Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в – общая динамика становления и развития системы образования (Создание Министерства народного просвещения; Устав 1804 г.; Устав 1828 г., усиление роли государства; Школьные реформы 60-х гг.; Типы народных школ; Изменения в организации и содержании начального и среднего образования в 70-е гг.).
-
К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России (идея педагогической антропологии, единство общечеловеческого и национального в воспитании, развивающее школьное обучение, труд как средство всестороннего развития ребенка).
-
Л.Н. Толстой и теория свободного воспитания в России. Школа в Ясной Поляне – особенности обучения.
Литература:
-
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. М., 2001 г.
-
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003 г.
-
Латынина Д.И. История педагогики. М., 2002 г.
-
Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.
Тема; Школа и педагогика России к. XIX – XX век
-
Школа и педагогика в к. XIX в. Развитие начального образования, создание начальных училищ повышенного типа. Введение в содержание школьных программ ручного труда.
-
Состояние образования к н. ХХ в. Основные направления развития педагогической мысли в России:
-
новое осмысление идей педагогической антропологии П.Ф. Лесгафтом;
-
возрождение идей «свободного воспитания» - К.Н. Вентцель, С. Т. Шацкий
-
разработка вопросов теории и методики начального образования – В.П. Вахтеров;
-
синтез достижений педагогики и психологии в трудах и деятельности П.Ф. Каптерева.
-
Школа и педагогика России с Февральской революции до 30-х гг.:
-
создание Государственного комитета по народному образованию в период Февральской революции;
-
основные документы по образованию Советского государства, создание Наркомпроса и его политика на начальном этапе (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская);
-
поиски новых организационных форм и методов обучения и воспитания: комплексы, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, ученическое самоуправление, пионерская и комсомольская организации.
-
разработка педагогами 20-30 – х гг. проблем, целей, содержания и методов школьного воспитания – П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко
Литература:
-
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. М., 2001 г.
-
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003 г.
-
Латынина Д.И. История педагогики. М., 2002 г.
-
История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. М., 2006.
Тема; Современные проблемы отечественной и зарубежной педагогики
1. Гуманизация образования как ведущая идея в современной отечественной педагогике. Заполните таблицу:
Ф.И.О.
|
Направление, течение гуманистической педагогики
|
Ведущая идея, теоретическое обоснование
|
Технологическое обеспечение
|
1. Ш.А. Амонашвили
2. 3. Я.А. Ямбург
4. В.А. Караковский и др.
|
|
|
|
2. Дайте краткую характеристику альтернативных зарубежных воспитательных систем (две на выбор): С. Френе, П. Петерсена, М. Монтесори, Р. Штайнера, Дж. Дьюи, Е. Паркхерст.
Литература:
1. Г.М. Коджаспирова. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003 г.
2. Капранова В.А. История педагогики. Учебное пособие. М., 2003 г.
3. Методика всопитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. М. 2002 г.
4. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика в России: становление и развитие.М., 2003.
5. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее. М., 2001.