Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение.
В современной школе, все звенья единой системы непрерывного образования нуждаются в эффективных и вместе с тем доступных для массового использования средствах, позволяющих приобщить учащихся к самостоятельной творческой деятельности, развить их познавательные способности. К числу таких средств, несомненно, принадлежат и шахматы, педагогические возможности которых уже давно привлекают внимание педагогов, учёных, психологов, методистов, специалистов по различным учебным дисциплинам. Благотворное влияние занятия шахматами на воспитание, обучение и развитие человека не вызывает сомнения.

Известный советский педагог В.Сухомлинский писал: «…без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…Шахматы должны войти в жизнь школы как один из элементов умственной культуры».

Обучение игре в шахматы не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволяет наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающиеся на постулат Л. Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности – действенное, эффективное средство их умственного развития.

Шахматные занятия помогут не отстать в психическом развитии миллионам детей, где творческая работа способствует активному развитию II сигнальной системы. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим слабым детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей с функциональными отклонениями.



Педагогические задачи, стоящие перед этой игрой довольно широки и разнообразны:

а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность, тренирует логическое мышление, смекалку и математические способности;

б) воспитательная – вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, стимулирует развитие интеллекта и креативности детей;

в) эстетическая – играя, ребёнок живёт в мире сказок и превращение обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие;

г) физическая – чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым, постоянно заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, правила личной гигиены и закаливания.


Основные положения программы.
Настоящая программа предназначена для шахматных объединений Домов детского творчества и общеобразовательных школ, рассчитана на четыре разрядные группы и предусматривает изучение школьниками материала по теории и истории шахмат, участие в соревнованиях, организационно-судейскую практику. Наряду с этим в шахматном объединении ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности.

В процессе занятий шахматами школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой-источником, самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и др.

Шахматное объединение состоит из четырех разрядных групп, комплектуемых в соответствии с определенной спортивной квалификацией кружковцев (группы IV, III, II, I разрядов). Принимаются в шахматный кружок новички младшего и среднего школьного возраста и шахматисты-разрядники.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Изучение программного материала для каждой разрядной группы рассчитано на 2 года. В каждой группе решаются определенные задачи.



В группе IV разряда (первый год занятий): привитие ребятам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, ознакомление с историей происхождения шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.

В группе IV разряда (второй год занятий): закрепление интереса к занятиям шахматами, изучение истории европейских шахмат (средние века), ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, выполнение норматива IV разряда.

В группе III разряда (первый год занятий): развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными техническими приемами легкофигурного эндшпиля, ознакомление с теорией Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста, выполнение норматива III разряда.

В группе III разряда (второй год занятий): формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами, развитие тактического зрения, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами, ознакомление с приемами атаки и проблемами центра, углубленное изучение легкофигурных окончаний и основных технических приемов ладейного эндшпиля, изучение понятия инициативы в дебюте, получение знаний по истории шахмат достейницевского периода, изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований, подтверждение норматива III разряда.

В группе II разряда (первый год занятий): расширение полученных знаний, изучение теории Стейница и истории шахмат в России, углубленное изучение темы «Атака на короля», ознакомление с характеристикой современных дебютов, совершенствование в изучении приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки, выполнение норматива II разряда.

В группе II разряда (второй год занятий): совершенствование теоретических знаний, изучение типовых позиций миттельшпиля, овладение принципами составления дебютного репертуара, углубленное изучение сложных окончаний, ознакомление с творчеством основоположника русской шахматной школы М.И.Чигорина, других крупных шахматистов конца ХIХ-начала ХХ столетия, получение сведений о психологической и волевой подготовке, практическая деятельность по организации и судейству шахматных соревнований, подтверждение норматива II разряда.

В группе I разряда (первый год занятий): совершенствование и развитие теоретических знаний, дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе личного дебютного репертуара, изучение достижений советской шахматной школы и современных российских шахматистов, ее успехов в мировом шахматном движении, выполнение норматива I разряда.

В группе I разряда (второй год занятий): дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, формирование индивидуального подхода к шахматам, накопление опыта участия в ответственных соревнованиях, углубленное ознакомление с творчеством чемпионов мира и ведущих гроссмейстеров, подтверждение норматива 1 разряда.
Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. В группах I разряда рекомендуется чаще применять индивидуальные занятия. Под практикой подразумеваются различные виды соревнований (тренировочные и классификационные турниры новичков, групп IV, III, II, I разрядов, первенство школы или Дома детского творчества, командные встречи, районные, городские, областные соревнования, турниры на первенство клуба «Белая ладья» и т. д.). В зависимости от расписания занятий и графика соревнований шахматисты старших разрядов могут посещать объединение до 4-5 раз в неделю (т. е. сверх расписания). При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных ребят, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. Преподавателям рекомендуется иметь конспект, в котором приводятся схемы изложения тем, занятий, наблюдения за кружковцами, накапливается и обобщается опыт. В учебных группах в конце года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого юного шахматиста, даются задания и определяются планы на лето.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе и регулярном участии в шахматных соревнованиях. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах. Обязательно надо помнить, что на занятиях в шахматном объединении у ребят должна развиваться общественная активность. Каждый шахматист старшей группы к концу обучения должен знать шахматный кодекс, уметь организовать и проводить шахматные соревнования и простейшие занятия с начинающими.

В целях повышения общефизической подготовки, кроме школьных уроков физической культуры, занимающимся в объединении следует рекомендовать посещение секции по общефизической подготовке, занятия легким бегом. Зимой очень полезны регулярные прогулки на лыжах, летом — плавание.

Для успешной работы объединения требуется достаточное обеспечение инвентарем, наличие учебной аудитории и турнирного зала. Важным условием полноценной работы кружка является наличие шахматной литературы. Желательно выписывать периодическую шахматную литературу, приобретать шахматные книги, создавать библиотеку.



Примечание. В случаях, когда в силу определённых местных условий отсутствует возможность полноценной работы шахматного объединения разрешается сокращать количество учебных групп (желательно наличие не менее двух учебных групп) и материал программы (при условии сохранения возможности выполнения основных целей и задач программы для данной разрядной группы).
Тематический план первого года обучения




Наименование

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Физическая культура и спорт

1

1

--

2

Шахматный кодекс и первоначальные понятия.

10

10

--

3

Исторический обзор развития шахмат

4

4

--

4

Дебют

10

10

--

5

Миттельшпиль

25

25

--

6

Эндшпиль

15

15

--

7

Квалификационные турниры. Ана­лиз партий и типовых позиций

70

--

70

8

Сеансы одновременной игры

6

--

6

9

Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций

3

--

3





ИТОГО:

144

65

79


Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)

  • Понятие о физической культуре. (1 ч)

Шахматный кодекс. (10 ч)

  • Судейство и организация соревнований. (1 ч)

  • Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. (7 ч)

  • Нотация. (1 ч)

  • Турнирная дисциплина, правило «Тронул-ходи», требование записи турнирной партии. (1 ч)

Исторический обзор развития шахмат. (4 ч)

  • Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. (1 ч)

  • Распространение шахмат на Востоке. (1 ч)

  • Чатуранга и шатрандж. (1 ч)

  • Табии. Мансуба «Мат Диларам» как типичная задача средневекового Востока. (1 ч)

Дебют. (10 ч)

  • Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. (1 ч)

  • Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. (5 ч)

  • Стратегические идеи итальянской партии. (4 ч)

Миттельшпиль. (25 ч)

  • Понятие о тактике. Понятие о комбинации. (1 ч)

  • Основные тактические приемы. Связка, полусвязка, двойной удар, «вилка», вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. (18 ч)

  • Размен. (1 ч)

  • Определение стратегии. (1 ч)

  • Принципы реализации материального преимущества. (1 ч)

  • Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, определение ближайшей и последующей задач. (3 ч)

Эндшпиль. (12 ч)

  • Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. (1 ч)

  • Активность короля в эндшпиле. (1 ч)

  • Матование одинокого короля. (4 ч)

  • Пешечные окончания: оппозиция, цугцванг, правило квадрата, король и пешка против короля. (4 ч)

  • Ферзь против пешки, ладья против пешки. (1 ч)

  • Коневые окончания. (1 ч)


Тематический план второго года обучения




Наименование

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Физическая культура и спорт

1

1

--

2

Исторический обзор развития шахмат

4

4

--

3

Дебют

10

10

--

4

Миттельшпиль

30

30

--

5

Эндшпиль

20

20

--

6

Квалификационные

турниры. Ана­лиз партий и типовых позиций



70

--

70

7

Сеансы одновременной игры

6

--

6

8

Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций

3

--

3





ИТОГО:

144

65

79


Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)

  • Физическая культура как составная часть культуры — одно из важнейших средств воспитания. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. (1 ч)

Исторический обзор развития шахмат. (4 ч)

  • Шахматы в культуре стран Арабского Халифата. (1 ч)

  • Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. (1 ч)

  • Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью. Испанские и итальянские шахматисты XVI—ХVI вв. (1 ч)

  • Ранняя итальянская школа. Калабриец Греко. Шахматы как придворная игра. (1 ч)

Дебют. (10 ч)

  • Классификация дебютов. (1 ч)

  • Значение флангов в дебюте. (1 ч)

  • Захват центра с флангов. (1 ч)

  • Подрыв центра. (1 ч)

  • Гамбиты. Стратегические идеи гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита. (6 ч)

Миттельшпиль. (30 ч)

  • Комбинации с мотивом «спертого мата», использования слабости последней горизонтали, разрушения пешечного центра, освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты. (25 ч)

  • План игры. (1 ч)

  • Оценка позиции. (1 ч)

  • Центр, централизация. (1 ч)

  • Открытые и полуоткрытые линии. (1 ч)

  • Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. (1 ч)

Эндшпиль. (20 ч)

  • Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. (15 ч)

  • Слон против пешки. (1 ч)

  • Конь против пешки. (2 ч)

  • Коневые окончания. Король, конь и пешка против короля. (1 ч)

  • Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. (1 ч)


Тематический план третьего года обучения




Наименование

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Физическая культура и спорт

1

1

--

2

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований

1

1

--

3

Исторический обзор

развития шахмат



10

10

--

4

Дебют

16

16

--

5

Миттельшпиль

46

46

--

6

Эндшпиль

35

35

--

7

Основы методики тренировки шахматиста

1

1

--

8

Спортивный режим и физическая подготовка.

1

1

--

9

Квалификационные турниры. Ана­лиз партий и типовых позиций

105

--

105





ИТОГО:

216

111

105


Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)

  • Основные формы организации занятий физической культурой и спортом среди детей и юношества. (1 ч)

Шахматный кодекс. (1 ч)

  • Судейство и организация соревнований. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские. (1 ч)

Исторический обзор развития шахмат. (10 ч)

  • Мастера ХVIII в. Филипп Стамма. (3 ч)

  • Алгебраическая нотация. (1 ч)

  • Андре Франсуа Филидор и его теория. (3 ч)

  • Моденское трио. (3 ч)

Дебют. (16 ч)

  • План в дебюте. (1 ч)

  • Оценка позиций в дебюте. (1 ч)

  • Связь дебюта с миттельшпилем. (1 ч)

  • Стратегические идеи защиты двух коней, дебюта четырех коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита. (13 ч)

Миттельшпиль. (46 ч)

  • Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. (1 ч)

  • Сложные комбинации на сочетание идей. (40 ч)

  • Форпост. (2 ч)

  • Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь. (3 ч)

Эндшпиль. (35 ч)

  • Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях. (10 ч)

  • Конь с пешкой против двух и более пешек. (4 ч)

  • Конь против пешек. (5 ч)

  • Слон с пешкой против двух и более пешек. (4 ч)

  • Слон против пешек. (5 ч)

  • Ладья против пешек. (5 ч)

  • Ладейные окончания. Ладья с пешкой против ладьи. (2 ч)

Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)

  • Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. (1 ч)

Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)

  • Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. (1 ч)


Тематический план четвёртого года обучения




Наименование

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Физическая культура и спорт

1

1

--

2

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований

1

1

--

3

Исторический обзор развития шахмат

10

10

--

4

Дебют

16

16

--

5

Миттельшпиль

40

40

--

6

Эндшпиль

40

40

--

7

Основы методики тренировки шахматиста

1

1

--

8

Спортивный режим и физическая подготовка.

1

1

--

9

Шахматная литература

1

1

--

10

Квалификационные турниры. Ана­лиз партий и типовых позиций

105


--

105





ИТОГО:

216

111

105



Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)

  • Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта. Разрядные нормы и требования по шахматам. Почетные спортивные звания. Внеклассная и внешкольная спортивная работа. (1 ч)

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. (1 ч)

  • Системы соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская. Контроль времени на обдумывание ходов партии. Таблицы очередности игры в соревнованиях. Правило очередности игры белыми и черными фигурами. (1 ч)

Исторический обзор развития шахмат. (10 ч)

  • Французские и английские шахматисты первой половины XIX в. (2 ч)

  • Матч Лабурдоне—Мак-Доннель. (1 ч)

  • Автомат Кемпелена. Кафе «Режанс». Журнал «Паламед». (1 ч)

  • Немецкие шахматисты середины XIX столетия. (2 ч)

  • Адольф Андерсен. (1 ч)

  • Наследие Пола Морфи. (1 ч)

  • Шахматы во второй половине ХIХ в. (1 ч)

  • Борьба за звание чемпиона мира. (1 ч)

Дебют. (16 ч)

  • Понятие инициативы в дебюте. (1 ч)

  • Жертва пешки в дебюте за инициативу. (1 ч)

  • Стратегические идеи главных систем испанской партии, сицилианской защиты, защиты Каро-Канн, отказанного ферзевого гамбита. (14 ч)

Миттельшпиль. (40 ч)

  • Атака в шахматной партии. (1 ч)

  • Инициатива и темп в атаке. (1 ч)

  • Атака пешками. Атака фигурами. Пешечно-фигурная атака. (3 ч)

  • Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. (5 ч)

  • Проблема центра. (1 ч)

  • Закрытый пешечный центр. (3 ч)

  • Пешечный клин. (3 ч)

  • Подвижный пешечный центр. (3 ч)

  • Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. (3 ч)

  • Пешечно-фигурный центр. (3 ч)

  • Центр и фланги. (1 ч)

  • Осада центра с флангов в миттельшпиле. (5 ч)

  • Роль центра при фланговых операциях. (3 ч)

  • Борьба с образованием у противника пешечного центра. (5 ч)

Эндшпиль. (40 ч)

  • Поля соответствия в пешечных окончаниях. (5 ч)

  • Конь с пешками против коня с пешками. (5 ч)

  • Борьба слона с пешками против слона с пешками:

  • а) слоны одноцветные; (10 ч)

  • б) слоны разноцветные. (10 ч)

  • Ладейные окончания. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Ладья и некрайняя пешка против ладьи. Принцип Тарраша. Позиция Филидора. Построение «мост». (10 ч)

Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)

  • Формы и методы тренировки шахматиста. Урок как основная форма организации учебно-тренировочного процесса. План, содержание и построение теоретического занятия. Содержание практического занятия. (1 ч)

Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)

  • Закаливание и его сущность. Роль закаливания в деле предупреждения инфекционных и простудных заболеваний. Средства закаливания и методика их применения. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. (1 ч)

Шахматная литература. (1 ч)

  • Значение шахматной литературы для совершенствования шахматиста. (1 ч)


Тематический план пятого года обучения




Наименование

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Физическая культура и спорт

1

1

--

2

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований

1

1

--

3

Исторический обзор развития шахмат

10

10

--

4

Дебют

20

20

--

5

Миттельшпиль

46

46

--

6

Эндшпиль

30

30

--

7

Основы методики тренировки шахматиста

1

1

--

8

Спортивный режим и физическая подготовка.

1

1

--

9

Шахматная литература

1

1

--

10

Квалификационные турниры. Ана­лиз партий и типовых позиций

105

--

105




ИТОГО:

216

111

105



Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)

  • Детско-юношеские спортивные школы. Всероссийские юношеские соревнования.(1 ч)

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. (1 ч)

  • Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Подготовка мест соревнований. Порядок открытия и закрытия соревнований. (1 ч)

Исторический обзор развития шахмат. (10 ч)

  • Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси. (1 ч)

  • Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Шахматы в Московском государстве. (1 ч)

  • Изготовление шахмат как вид ремесла. Археологические находки на территории Русского государства. (1 ч)

  • Шахматы на Петровских ассамблеях. Шахматы в культуре русского общества XVIII—XIX вв. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримова. (1 ч)

  • Первые русские мастера: А.Д. Петров, К.А.Яниш, братья Урусовы, И.С. Шумов. (2 ч)

  • «Самоучитель шахматной игры» Э.С.Шифферса. Шахматные собрания Петербурга. (1 ч)

  • Журнал «Шахматный листок». Шахматы и деятели русской культуры. (1 ч)

  • Первый чемпион мира В.Стейниц и его учение. (2 ч)

Дебют. (20 ч)

  • Эволюция взглядов на дебют. (2 ч)

  • Характеристика современных дебютов. (2 ч)

  • Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты. (16 ч)

Миттельшпиль. (46 ч)

  • Атака на короля. Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односторонних рокировках, атака короля при разносторонних рокировках. (20 ч)

  • Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. (6 ч)

  • Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов. (20 ч)

Эндшпиль. (30 ч)

  • Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных окончаниях. (10 ч)

  • Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. (10 ч)

  • Ладья с пешкой против ладьи с пешкой. (10 ч)

Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)

  • Тренировка как процесс всесторонней подготовки шахматиста и приобретение им специальных знаний, навыков, качеств. (Круглогодичность тренировок. Циклы, периоды, этапы подготовки шахматиста. Тренировочная нагрузка и работоспособность. Система восстановительных мероприятий. Структура индивидуального занятия.) (1 ч)

Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)

  • Значение питания как фактора обеспечения, сохранения и укрепления здоровья. (1 ч)

Шахматная литература. (1 ч)

  • Обзор мировой шахматной литературы: первые рукописи, средневековые трактаты, первые книги и журналы, литература XIX столетия, современная литература. (1 ч)



Тематический план шестого года обучения




Наименование

темы


Количество часов

всего

теория

практика

1

Физическая культура и спорт

1

1

--

2

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований

1

1

--

3

Исторический обзор развития шахмат

16

16

--

4

Дебют

20

20

--

5

Миттельшпиль

40

40

--

6

Эндшпиль

30

30

--

7

Основы методики тренировки шахматиста

1

1

--

8

Спортивный режим и физическая подготовка.

1

1

--

9

Шахматная литература

1

1

--

10

Квалификационные турниры. Ана­лиз партий и типовых позиций

105

--

105




ИТОГО:

216

111

105



Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)

  • Спортивные шахматные организации. Их цели деятельности и организационная структура. (1 ч)

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. (1 ч)

  • Инструкторская и судейская практика. (1 ч)

Исторический обзор развития шахмат. (16 ч)

  • М. И. Чигорин – основоположкик русской шахматной школы. (2 ч)

  • Эмануэль Ласкер и его подход к шахматам. (2 ч)

  • Критика догматизма в шахматах. (1 ч)

  • Творчество З.Тарраша, Г.Пильсбери, А.Рубинштейна. (4 ч)

  • Шахматная жизнь в начале ХХ в. (1 ч)

  • Становление советской шахматной школы. (1 ч)

  • Первый чемпионат РСФСР. Первые международные советские турниры. (1 ч)

  • Первые советские шахматные мастера. (4 ч)

Дебют. (20 ч)

  • Методы работы над дебютом. (2 ч)

  • Принципы составления дебютного репертуара. (2 ч)

  • Стратегические идеи защиты Алехина, защиты Уфимцева, защиты Тарраша, славянской защиты, староиндийского начала, голландской защиты, английского начала. (16 ч)

Миттельшпиль. (40 ч)

  • Защита в шахматной партии. О роли защиты в шахматной партии. (1 ч)

  • Пассивная и активная защита. (4 ч)

  • Требования к защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите, составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм защитительных мероприятий. (5 ч)

  • Тенденция перехода в контратаку. (4 ч)

  • Подвижность слона и коня в миттельшпиле. (5 ч)

  • Слабые и сильные поля. (4 ч)

  • Слабость комплекса полей. (4 ч)

  • Пешечные слабости. (4 ч)

  • Теория «островков». (4 ч)

  • Создание слабостей в лагере соперника. (5 ч)

Эндшпиль. (30 ч)

  • Сложные пешечные окончания. (5 ч)

  • Ладья с пешками против ладьи с пешками. (10 ч)

  • Активность короля и ладьи в ладейных окончаниях. (5 ч)

  • Сложные ладейные окончания. (10 ч)

Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)

  • Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства. Методы сохранения спортивной формы в период между соревнованиями. Особенности построения учебно-тренировочного процесса перед соревнованиями. (1 ч)

Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)

  • Основы режима труда, отдыха, занятий спортом. Значение правильного режима дня юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста. (1 ч)

Шахматная литература. (1 ч)

  • Шахматные журналы и турнирные сборники партий крупнейших соревнований. (1 ч)


Тематический план седьмого года обучения




Наименование

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Физическая культура и спорт

1

1

--

2

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований

1

1

--

3

Исторический обзор развития шахмат

20

20

--

4

Дебют

26

26

--

5

Миттельшпиль

40

40

--

6

Эндшпиль

20

20

--

7

Основы методики тренировки шахматиста

1

1

--

8

Спортивный режим и физическая подготовка.

1

1

--

9

Шахматная литература

1

1

--

10

Квалификационные турниры. Ана­лиз партий и типовых позиций

105

--

105




ИТОГО:

216

111

105



Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)

  • Система международных шахматных соревнований. (1 ч)

Шахматный кодекс. (1 ч)

  • Судейская и инструкторская практика. (1 ч)

Исторический обзор развития шахмат. (20 ч)

  • Х-Р. Капабланка и его стиль. (4 ч)

  • Гипермодернизм как новое течение в шахматной мысли. (1 ч)

  • Творчество А. Нимцовича, Р. Рети, С. Тартаковера. (8 ч)

  • А. Алехин — первый русский чемпион мира. (4 ч)

  • Крупнейшие международные турниры ХХ в. (2 ч)

  • Образование ФИДЕ. Система розыгрыша звания чемпиона мира. (1 ч)

Дебют. (26 ч)

  • Понятие дебютной новинки. (2 ч)

  • Концентрический метод изучения дебютных систем. (4 ч)

  • Стратегические идеи защиты Грюнфельда, защиты Нимцовича, дебюта Рети. (20 ч)

Миттельшпиль. (40 ч)

  • Стратегическая и тактическая защита. (1 ч)

  • Приемы тактической защиты: отражение непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки. (8 ч)

  • Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском фланге. (3 ч)

  • Пешечные цепи. (2 ч)

  • Блокада пешки и пешечной цепи. (2 ч)

  • Пешечный прорыв. (2 ч)

  • Размен как средство получения перевеса. (2 ч)

  • Преимущество двух слонов. (2 ч)

  • Стратегическая атака: при разноцветных слонах, по большой диагонали, пешечного меньшинства. (8 ч)

  • Стратегическая защита: размен атакующих фигур противника, упрощения, создание максимальных трудностей противнику, ослабление позиции противника; жертва материала ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса вызывает большие трудности. (8 ч)

  • Компенсация за ферзя, ладью, легкую фигуру в середине партии. (2 ч)

Эндшпиль. (20 ч)

  • Компенсация за ферзя, ладью, легкую фигуру. (4 ч)

  • Ладья против легких фигур. (4 ч)

  • Ладья и слон (конь) против ладьи. (4 ч)

  • Ферзевые окончания. (4 ч)

  • Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль. (4 ч)

Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)

  • Закономерности тренировки шахматиста: общая подготовка (физическая подготовка, морально-волевая и психологическая подготовка, специфическая выносливость), специальная подготовка (отработанный дебютный репертуар, наличие наигранных миттельшпильных схем, знание основных эндшпильных позиций, быстрый и безошибочный расчет вариантов). (1 ч)

Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)

  • Требования к режиму шахматиста. Режим во время соревнований. (1 ч)

Шахматная литература. (1 ч)

  • Обзор современной литературы (периодика, специальные издания, тематические серии). (1 ч)


Литература
Общая методика

З а к В. Г. «О маленьких для больших». М., 1973

К а р а х а н Ю. И. «Основы судейства в шахматах». М., 1974

К р о г и у с Н. В. «Психологическая подготовка шахматиста». М., 1975

К о с т ь е в А. Н. «Шахматный кружок в школе и пионерском лагере». М., 1980

З а к В. Г. «Пути совершенствования». М., 1981

Ж у р а в л е в Н. «Шаг за шагом» М.,ФиС, 1986

Г е р ш у н с к и й Б., К о с т ь е в А. «Шахматы – школе» М., Педагогика, 1991

«Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции» под ред. С.М.Зверева, М., Просвещение, 1986г. (издание третье, переработанное и дополненное)

«Антология шахматной красоты» (1640 лучших партий), 1996

П о ж а р с к и й В.. «Шахматный учебник», Феникс, 2000

Д в о р е ц к и й М. , Ю с у п о в А. «Методы шахматного обучения + Тест 8х12», 2003

Д в о р е ц к и й М. , Ю с у п о в А. «Развитие творческого мышления шахматиста», 2003

Д в о р е ц к и й М. , Ю с у ­п о в А. «Техника в шахмат­ной игре», 2003


Дебют

Э с т р и н Я., К а л и н и ч е н к о Н. «Шахматные дебюты. Полный курс», М, 2003

Н е й ш т а д т Я. «Дебютные ошибки и поучительные комбинации», М, 2003

Д в о р е ц к и й М. , Ю с у­ п о в А. «Секреты дебютной подготовки» ,2002

М а ц у к е в и ч А., Р а з у в а е в Ю. «Энциклопедия гамбитов», М, 2007

К а р п о в А., К а л и н и ч е н к о Н. «Начальный курс дебютов», М, 2007



Миттельшпиль

Г о р е н ш т е й н Р. «Шахматы. Миттельшпиль» (в 2-х томах), М, 1997

П а н ч е н к о А. «Теория и практика миттельшпиля» , М, 2003

Б л о х М «Комбинационное искусство», 1993

И в а щ е н к о С. «Учебник шахматных комбинаций», Кн.1,2 М, 1997-2002

С у х и н И. «1000 самых знаменитых шахматных комбинаций», М, 2001

Х е н к и н В. «1000 матовых комбинаций», М, 2002

Д в о р е ц к и й М. “Комбинационная игра”,2002

Т а р р а ш З. «Учебник шахматной стратегии», (2 тома), М, 2001

Н и м ц о в и ч А. «Моя система», М, 2003

Д в о р е ц к и й М. «Стратегия», 2003
Эндшпиль

А в е р б а х Ю. «Шахматные окончания». (в пяти томах), М., 1981-84

Г у л и е в Ш. «Учебник шахматных окончаний», М, 2003

П а н ч е н к о А. «Теория и практика шахматных окончаний» , М, 2004

Д в о р е ц к и й М. «Учебник эндшпиля», 2006
История шахмат

«Матчи на первенство мира-1. Стейниц, Ласкер, Капабланка, Алехин, Эйве»,М, 2002

«Матчи на первенство мира-2. Ботвинник,Смыслов,Таль,Петросян,Спасский,Фишер»,М,2002

«Матчи на первенство мира-3. Карпов, Каспаров», М, 2002

«744 партии Бобби Фишера» (2 тома), М,1993

В и л ь я м с Г. «Шахматы (история, фигуры, игроки)», М, 2000

К а р п о в А. «Мои лучшие партии», М, 2001

Н и к и т и н А. «С Каспаровым ход за ходом, год за годом», М, 1998

К р а м н и к В. , Я. Д а м с к и й Я. «Прорыв», М, 2000

К а с п а р о в Г. «Мои великие предшественники» (в пяти томах) М, 2005-06 гг.





Педагогические задачи

Благотворное влияние занятия шахматами на воспитание, обучение и развитие человека не вызывает сомнения

348.53kb.

14 12 2014
1 стр.


Коррекционно-педагогические задачи Психическое и физическое развитие

«Перфокарты» – соединить линиями: животные-детеныши, дары осени, геометрические фигуры

30.03kb.

14 10 2014
1 стр.


А. П. Панфилова инновационные педагогические технологии активное обучение

Для того чтобы достичь обучающих целей, необходимо ориен­тироваться на следующие задачи

1192.26kb.

15 10 2014
7 стр.


Московский Кремль

Педагогические задачи: продолжить знакомство с г. Москва; учить рассказывать о достопримечательностях Московского Кремля и Красной площади; познакомить с историей Московского Кремл

102.85kb.

14 12 2014
1 стр.


Конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»

Представление инновационного педагогического опыта Ватрушкиной Валентины Андреевны, победителя областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»

69.72kb.

11 10 2014
1 стр.


Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по биологии. Информация о работе учителя

Мне представилось возможным решить эту проблему, поэтому последние годы я работала с определенной четкой целью – выявить педагогические условия индивидуализации образовательного пр

184.33kb.

17 12 2014
1 стр.


Участие в конференциях и педагогических чтениях Районные педагогические чтения «Инноватика в образовании – инвестиции в будущее»

Районные педагогические чтения «Инноватика в образовании – инвестиции в будущее» Маршева И. А., Алешина Г. Н

14.19kb.

04 09 2014
1 стр.


Программа повышения квалификации педагогических работников по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»

«Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»по программе «Развитие творческого потенциала обучающихся на основе современны

99.22kb.

15 10 2014
1 стр.