ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение.
В современной школе, все звенья единой системы непрерывного образования нуждаются в эффективных и вместе с тем доступных для массового использования средствах, позволяющих приобщить учащихся к самостоятельной творческой деятельности, развить их познавательные способности. К числу таких средств, несомненно, принадлежат и шахматы, педагогические возможности которых уже давно привлекают внимание педагогов, учёных, психологов, методистов, специалистов по различным учебным дисциплинам. Благотворное влияние занятия шахматами на воспитание, обучение и развитие человека не вызывает сомнения.
Известный советский педагог В.Сухомлинский писал: «…без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…Шахматы должны войти в жизнь школы как один из элементов умственной культуры».
Обучение игре в шахматы не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволяет наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающиеся на постулат Л. Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности – действенное, эффективное средство их умственного развития.
Шахматные занятия помогут не отстать в психическом развитии миллионам детей, где творческая работа способствует активному развитию II сигнальной системы. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим слабым детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей с функциональными отклонениями.
Педагогические задачи, стоящие перед этой игрой довольно широки и разнообразны:
а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность, тренирует логическое мышление, смекалку и математические способности;
б) воспитательная – вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, стимулирует развитие интеллекта и креативности детей;
в) эстетическая – играя, ребёнок живёт в мире сказок и превращение обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие;
г) физическая – чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым, постоянно заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, правила личной гигиены и закаливания.
Основные положения программы.
Настоящая программа предназначена для шахматных объединений Домов детского творчества и общеобразовательных школ, рассчитана на четыре разрядные группы и предусматривает изучение школьниками материала по теории и истории шахмат, участие в соревнованиях, организационно-судейскую практику. Наряду с этим в шахматном объединении ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности.
В процессе занятий шахматами школьники получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой-источником, самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и др.
Шахматное объединение состоит из четырех разрядных групп, комплектуемых в соответствии с определенной спортивной квалификацией кружковцев (группы IV, III, II, I разрядов). Принимаются в шахматный кружок новички младшего и среднего школьного возраста и шахматисты-разрядники.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Изучение программного материала для каждой разрядной группы рассчитано на 2 года. В каждой группе решаются определенные задачи.
В группе IV разряда (первый год занятий): привитие ребятам интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, изучение шахматной нотации, ознакомление с историей происхождения шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.
В группе IV разряда (второй год занятий): закрепление интереса к занятиям шахматами, изучение истории европейских шахмат (средние века), ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, выполнение норматива IV разряда.
В группе III разряда (первый год занятий): развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными техническими приемами легкофигурного эндшпиля, ознакомление с теорией Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста, выполнение норматива III разряда.
В группе III разряда (второй год занятий): формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами, развитие тактического зрения, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами, ознакомление с приемами атаки и проблемами центра, углубленное изучение легкофигурных окончаний и основных технических приемов ладейного эндшпиля, изучение понятия инициативы в дебюте, получение знаний по истории шахмат достейницевского периода, изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований, подтверждение норматива III разряда.
В группе II разряда (первый год занятий): расширение полученных знаний, изучение теории Стейница и истории шахмат в России, углубленное изучение темы «Атака на короля», ознакомление с характеристикой современных дебютов, совершенствование в изучении приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки, выполнение норматива II разряда.
В группе II разряда (второй год занятий): совершенствование теоретических знаний, изучение типовых позиций миттельшпиля, овладение принципами составления дебютного репертуара, углубленное изучение сложных окончаний, ознакомление с творчеством основоположника русской шахматной школы М.И.Чигорина, других крупных шахматистов конца ХIХ-начала ХХ столетия, получение сведений о психологической и волевой подготовке, практическая деятельность по организации и судейству шахматных соревнований, подтверждение норматива II разряда.
В группе I разряда (первый год занятий): совершенствование и развитие теоретических знаний, дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе личного дебютного репертуара, изучение достижений советской шахматной школы и современных российских шахматистов, ее успехов в мировом шахматном движении, выполнение норматива I разряда.
В группе I разряда (второй год занятий): дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, формирование индивидуального подхода к шахматам, накопление опыта участия в ответственных соревнованиях, углубленное ознакомление с творчеством чемпионов мира и ведущих гроссмейстеров, подтверждение норматива 1 разряда.
Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. В группах I разряда рекомендуется чаще применять индивидуальные занятия. Под практикой подразумеваются различные виды соревнований (тренировочные и классификационные турниры новичков, групп IV, III, II, I разрядов, первенство школы или Дома детского творчества, командные встречи, районные, городские, областные соревнования, турниры на первенство клуба «Белая ладья» и т. д.). В зависимости от расписания занятий и графика соревнований шахматисты старших разрядов могут посещать объединение до 4-5 раз в неделю (т. е. сверх расписания). При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных ребят, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. Преподавателям рекомендуется иметь конспект, в котором приводятся схемы изложения тем, занятий, наблюдения за кружковцами, накапливается и обобщается опыт. В учебных группах в конце года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого юного шахматиста, даются задания и определяются планы на лето.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе и регулярном участии в шахматных соревнованиях. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах. Обязательно надо помнить, что на занятиях в шахматном объединении у ребят должна развиваться общественная активность. Каждый шахматист старшей группы к концу обучения должен знать шахматный кодекс, уметь организовать и проводить шахматные соревнования и простейшие занятия с начинающими.
В целях повышения общефизической подготовки, кроме школьных уроков физической культуры, занимающимся в объединении следует рекомендовать посещение секции по общефизической подготовке, занятия легким бегом. Зимой очень полезны регулярные прогулки на лыжах, летом — плавание.
Для успешной работы объединения требуется достаточное обеспечение инвентарем, наличие учебной аудитории и турнирного зала. Важным условием полноценной работы кружка является наличие шахматной литературы. Желательно выписывать периодическую шахматную литературу, приобретать шахматные книги, создавать библиотеку.
Примечание. В случаях, когда в силу определённых местных условий отсутствует возможность полноценной работы шахматного объединения разрешается сокращать количество учебных групп (желательно наличие не менее двух учебных групп) и материал программы (при условии сохранения возможности выполнения основных целей и задач программы для данной разрядной группы).
Тематический план первого года обучения
№
|
Наименование
темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Физическая культура и спорт
|
1
|
1
|
--
|
2
|
Шахматный кодекс и первоначальные понятия.
|
10
|
10
|
--
|
3
|
Исторический обзор развития шахмат
|
4
|
4
|
--
|
4
|
Дебют
|
10
|
10
|
--
|
5
|
Миттельшпиль
|
25
|
25
|
--
|
6
|
Эндшпиль
|
15
|
15
|
--
|
7
|
Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций
|
70
|
--
|
70
|
8
|
Сеансы одновременной игры
|
6
|
--
|
6
|
9
|
Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций
|
3
|
--
|
3
|
|
ИТОГО:
|
144
|
65
|
79
|
Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)
-
Понятие о физической культуре. (1 ч)
Шахматный кодекс. (10 ч)
-
Судейство и организация соревнований. (1 ч)
-
Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. (7 ч)
-
Нотация. (1 ч)
-
Турнирная дисциплина, правило «Тронул-ходи», требование записи турнирной партии. (1 ч)
Исторический обзор развития шахмат. (4 ч)
-
Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. (1 ч)
-
Распространение шахмат на Востоке. (1 ч)
-
Чатуранга и шатрандж. (1 ч)
-
Табии. Мансуба «Мат Диларам» как типичная задача средневекового Востока. (1 ч)
Дебют. (10 ч)
-
Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. (1 ч)
-
Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. (5 ч)
-
Стратегические идеи итальянской партии. (4 ч)
Миттельшпиль. (25 ч)
-
Понятие о тактике. Понятие о комбинации. (1 ч)
-
Основные тактические приемы. Связка, полусвязка, двойной удар, «вилка», вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. (18 ч)
-
Размен. (1 ч)
-
Определение стратегии. (1 ч)
-
Принципы реализации материального преимущества. (1 ч)
-
Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, определение ближайшей и последующей задач. (3 ч)
Эндшпиль. (12 ч)
-
Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. (1 ч)
-
Активность короля в эндшпиле. (1 ч)
-
Матование одинокого короля. (4 ч)
-
Пешечные окончания: оппозиция, цугцванг, правило квадрата, король и пешка против короля. (4 ч)
-
Ферзь против пешки, ладья против пешки. (1 ч)
-
Коневые окончания. (1 ч)
Тематический план второго года обучения
№
|
Наименование
темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Физическая культура и спорт
|
1
|
1
|
--
|
2
|
Исторический обзор развития шахмат
|
4
|
4
|
--
|
3
|
Дебют
|
10
|
10
|
--
|
4
|
Миттельшпиль
|
30
|
30
|
--
|
5
|
Эндшпиль
|
20
|
20
|
--
|
6
|
Квалификационные
турниры. Анализ партий и типовых позиций
|
70
|
--
|
70
|
7
|
Сеансы одновременной игры
|
6
|
--
|
6
|
8
|
Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций
|
3
|
--
|
3
|
|
ИТОГО:
|
144
|
65
|
79
|
Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)
-
Физическая культура как составная часть культуры — одно из важнейших средств воспитания. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. (1 ч)
Исторический обзор развития шахмат. (4 ч)
-
Шахматы в культуре стран Арабского Халифата. (1 ч)
-
Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. (1 ч)
-
Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью. Испанские и итальянские шахматисты XVI—ХVI вв. (1 ч)
-
Ранняя итальянская школа. Калабриец Греко. Шахматы как придворная игра. (1 ч)
Дебют. (10 ч)
-
Классификация дебютов. (1 ч)
-
Значение флангов в дебюте. (1 ч)
-
Захват центра с флангов. (1 ч)
-
Подрыв центра. (1 ч)
-
Гамбиты. Стратегические идеи гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита. (6 ч)
Миттельшпиль. (30 ч)
-
Комбинации с мотивом «спертого мата», использования слабости последней горизонтали, разрушения пешечного центра, освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты. (25 ч)
-
План игры. (1 ч)
-
Оценка позиции. (1 ч)
-
Центр, централизация. (1 ч)
-
Открытые и полуоткрытые линии. (1 ч)
-
Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. (1 ч)
Эндшпиль. (20 ч)
-
Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. (15 ч)
-
Слон против пешки. (1 ч)
-
Конь против пешки. (2 ч)
-
Коневые окончания. Король, конь и пешка против короля. (1 ч)
-
Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. (1 ч)
Тематический план третьего года обучения
№
|
Наименование
темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Физическая культура и спорт
|
1
|
1
|
--
|
2
|
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований
|
1
|
1
|
--
|
3
|
Исторический обзор
развития шахмат
|
10
|
10
|
--
|
4
|
Дебют
|
16
|
16
|
--
|
5
|
Миттельшпиль
|
46
|
46
|
--
|
6
|
Эндшпиль
|
35
|
35
|
--
|
7
|
Основы методики тренировки шахматиста
|
1
|
1
|
--
|
8
|
Спортивный режим и физическая подготовка.
|
1
|
1
|
--
|
9
|
Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций
|
105
|
--
|
105
|
|
ИТОГО:
|
216
|
111
|
105
|
Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)
-
Основные формы организации занятий физической культурой и спортом среди детей и юношества. (1 ч)
Шахматный кодекс. (1 ч)
-
Судейство и организация соревнований. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские. (1 ч)
Исторический обзор развития шахмат. (10 ч)
-
Мастера ХVIII в. Филипп Стамма. (3 ч)
-
Алгебраическая нотация. (1 ч)
-
Андре Франсуа Филидор и его теория. (3 ч)
-
Моденское трио. (3 ч)
Дебют. (16 ч)
-
План в дебюте. (1 ч)
-
Оценка позиций в дебюте. (1 ч)
-
Связь дебюта с миттельшпилем. (1 ч)
-
Стратегические идеи защиты двух коней, дебюта четырех коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита. (13 ч)
Миттельшпиль. (46 ч)
-
Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. (1 ч)
-
Сложные комбинации на сочетание идей. (40 ч)
-
Форпост. (2 ч)
-
Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь. (3 ч)
Эндшпиль. (35 ч)
-
Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях. (10 ч)
-
Конь с пешкой против двух и более пешек. (4 ч)
-
Конь против пешек. (5 ч)
-
Слон с пешкой против двух и более пешек. (4 ч)
-
Слон против пешек. (5 ч)
-
Ладья против пешек. (5 ч)
-
Ладейные окончания. Ладья с пешкой против ладьи. (2 ч)
Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)
-
Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. (1 ч)
Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)
-
Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. (1 ч)
Тематический план четвёртого года обучения
№
|
Наименование
темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Физическая культура и спорт
|
1
|
1
|
--
|
2
|
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований
|
1
|
1
|
--
|
3
|
Исторический обзор развития шахмат
|
10
|
10
|
--
|
4
|
Дебют
|
16
|
16
|
--
|
5
|
Миттельшпиль
|
40
|
40
|
--
|
6
|
Эндшпиль
|
40
|
40
|
--
|
7
|
Основы методики тренировки шахматиста
|
1
|
1
|
--
|
8
|
Спортивный режим и физическая подготовка.
|
1
|
1
|
--
|
9
|
Шахматная литература
|
1
|
1
|
--
|
10
|
Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций
|
105
|
--
|
105
|
|
ИТОГО:
|
216
|
111
|
105
|
Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)
-
Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта. Разрядные нормы и требования по шахматам. Почетные спортивные звания. Внеклассная и внешкольная спортивная работа. (1 ч)
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. (1 ч)
-
Системы соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская. Контроль времени на обдумывание ходов партии. Таблицы очередности игры в соревнованиях. Правило очередности игры белыми и черными фигурами. (1 ч)
Исторический обзор развития шахмат. (10 ч)
-
Французские и английские шахматисты первой половины XIX в. (2 ч)
-
Матч Лабурдоне—Мак-Доннель. (1 ч)
-
Автомат Кемпелена. Кафе «Режанс». Журнал «Паламед». (1 ч)
-
Немецкие шахматисты середины XIX столетия. (2 ч)
-
Адольф Андерсен. (1 ч)
-
Наследие Пола Морфи. (1 ч)
-
Шахматы во второй половине ХIХ в. (1 ч)
-
Борьба за звание чемпиона мира. (1 ч)
Дебют. (16 ч)
-
Понятие инициативы в дебюте. (1 ч)
-
Жертва пешки в дебюте за инициативу. (1 ч)
-
Стратегические идеи главных систем испанской партии, сицилианской защиты, защиты Каро-Канн, отказанного ферзевого гамбита. (14 ч)
Миттельшпиль. (40 ч)
-
Атака в шахматной партии. (1 ч)
-
Инициатива и темп в атаке. (1 ч)
-
Атака пешками. Атака фигурами. Пешечно-фигурная атака. (3 ч)
-
Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. (5 ч)
-
Проблема центра. (1 ч)
-
Закрытый пешечный центр. (3 ч)
-
Пешечный клин. (3 ч)
-
Подвижный пешечный центр. (3 ч)
-
Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. (3 ч)
-
Пешечно-фигурный центр. (3 ч)
-
Центр и фланги. (1 ч)
-
Осада центра с флангов в миттельшпиле. (5 ч)
-
Роль центра при фланговых операциях. (3 ч)
-
Борьба с образованием у противника пешечного центра. (5 ч)
Эндшпиль. (40 ч)
-
Поля соответствия в пешечных окончаниях. (5 ч)
-
Конь с пешками против коня с пешками. (5 ч)
-
Борьба слона с пешками против слона с пешками:
-
а) слоны одноцветные; (10 ч)
-
б) слоны разноцветные. (10 ч)
-
Ладейные окончания. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Ладья и некрайняя пешка против ладьи. Принцип Тарраша. Позиция Филидора. Построение «мост». (10 ч)
Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)
-
Формы и методы тренировки шахматиста. Урок как основная форма организации учебно-тренировочного процесса. План, содержание и построение теоретического занятия. Содержание практического занятия. (1 ч)
Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)
-
Закаливание и его сущность. Роль закаливания в деле предупреждения инфекционных и простудных заболеваний. Средства закаливания и методика их применения. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. (1 ч)
Шахматная литература. (1 ч)
-
Значение шахматной литературы для совершенствования шахматиста. (1 ч)
Тематический план пятого года обучения
№
|
Наименование
темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Физическая культура и спорт
|
1
|
1
|
--
|
2
|
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований
|
1
|
1
|
--
|
3
|
Исторический обзор развития шахмат
|
10
|
10
|
--
|
4
|
Дебют
|
20
|
20
|
--
|
5
|
Миттельшпиль
|
46
|
46
|
--
|
6
|
Эндшпиль
|
30
|
30
|
--
|
7
|
Основы методики тренировки шахматиста
|
1
|
1
|
--
|
8
|
Спортивный режим и физическая подготовка.
|
1
|
1
|
--
|
9
|
Шахматная литература
|
1
|
1
|
--
|
10
|
Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций
|
105
|
--
|
105
|
|
ИТОГО:
|
216
|
111
|
105
|
Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)
-
Детско-юношеские спортивные школы. Всероссийские юношеские соревнования.(1 ч)
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. (1 ч)
-
Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Подготовка мест соревнований. Порядок открытия и закрытия соревнований. (1 ч)
Исторический обзор развития шахмат. (10 ч)
-
Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси. (1 ч)
-
Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Шахматы в Московском государстве. (1 ч)
-
Изготовление шахмат как вид ремесла. Археологические находки на территории Русского государства. (1 ч)
-
Шахматы на Петровских ассамблеях. Шахматы в культуре русского общества XVIII—XIX вв. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримова. (1 ч)
-
Первые русские мастера: А.Д. Петров, К.А.Яниш, братья Урусовы, И.С. Шумов. (2 ч)
-
«Самоучитель шахматной игры» Э.С.Шифферса. Шахматные собрания Петербурга. (1 ч)
-
Журнал «Шахматный листок». Шахматы и деятели русской культуры. (1 ч)
-
Первый чемпион мира В.Стейниц и его учение. (2 ч)
Дебют. (20 ч)
-
Эволюция взглядов на дебют. (2 ч)
-
Характеристика современных дебютов. (2 ч)
-
Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты. (16 ч)
Миттельшпиль. (46 ч)
-
Атака на короля. Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односторонних рокировках, атака короля при разносторонних рокировках. (20 ч)
-
Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. (6 ч)
-
Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов. (20 ч)
Эндшпиль. (30 ч)
-
Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных окончаниях. (10 ч)
-
Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. (10 ч)
-
Ладья с пешкой против ладьи с пешкой. (10 ч)
Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)
-
Тренировка как процесс всесторонней подготовки шахматиста и приобретение им специальных знаний, навыков, качеств. (Круглогодичность тренировок. Циклы, периоды, этапы подготовки шахматиста. Тренировочная нагрузка и работоспособность. Система восстановительных мероприятий. Структура индивидуального занятия.) (1 ч)
Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)
-
Значение питания как фактора обеспечения, сохранения и укрепления здоровья. (1 ч)
Шахматная литература. (1 ч)
-
Обзор мировой шахматной литературы: первые рукописи, средневековые трактаты, первые книги и журналы, литература XIX столетия, современная литература. (1 ч)
Тематический план шестого года обучения
№
|
Наименование
темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Физическая культура и спорт
|
1
|
1
|
--
|
2
|
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований
|
1
|
1
|
--
|
3
|
Исторический обзор развития шахмат
|
16
|
16
|
--
|
4
|
Дебют
|
20
|
20
|
--
|
5
|
Миттельшпиль
|
40
|
40
|
--
|
6
|
Эндшпиль
|
30
|
30
|
--
|
7
|
Основы методики тренировки шахматиста
|
1
|
1
|
--
|
8
|
Спортивный режим и физическая подготовка.
|
1
|
1
|
--
|
9
|
Шахматная литература
|
1
|
1
|
--
|
10
|
Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций
|
105
|
--
|
105
|
|
ИТОГО:
|
216
|
111
|
105
|
Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)
-
Спортивные шахматные организации. Их цели деятельности и организационная структура. (1 ч)
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. (1 ч)
-
Инструкторская и судейская практика. (1 ч)
Исторический обзор развития шахмат. (16 ч)
-
М. И. Чигорин – основоположкик русской шахматной школы. (2 ч)
-
Эмануэль Ласкер и его подход к шахматам. (2 ч)
-
Критика догматизма в шахматах. (1 ч)
-
Творчество З.Тарраша, Г.Пильсбери, А.Рубинштейна. (4 ч)
-
Шахматная жизнь в начале ХХ в. (1 ч)
-
Становление советской шахматной школы. (1 ч)
-
Первый чемпионат РСФСР. Первые международные советские турниры. (1 ч)
-
Первые советские шахматные мастера. (4 ч)
Дебют. (20 ч)
-
Методы работы над дебютом. (2 ч)
-
Принципы составления дебютного репертуара. (2 ч)
-
Стратегические идеи защиты Алехина, защиты Уфимцева, защиты Тарраша, славянской защиты, староиндийского начала, голландской защиты, английского начала. (16 ч)
Миттельшпиль. (40 ч)
-
Защита в шахматной партии. О роли защиты в шахматной партии. (1 ч)
-
Пассивная и активная защита. (4 ч)
-
Требования к защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите, составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм защитительных мероприятий. (5 ч)
-
Тенденция перехода в контратаку. (4 ч)
-
Подвижность слона и коня в миттельшпиле. (5 ч)
-
Слабые и сильные поля. (4 ч)
-
Слабость комплекса полей. (4 ч)
-
Пешечные слабости. (4 ч)
-
Теория «островков». (4 ч)
-
Создание слабостей в лагере соперника. (5 ч)
Эндшпиль. (30 ч)
-
Сложные пешечные окончания. (5 ч)
-
Ладья с пешками против ладьи с пешками. (10 ч)
-
Активность короля и ладьи в ладейных окончаниях. (5 ч)
-
Сложные ладейные окончания. (10 ч)
Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)
-
Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства. Методы сохранения спортивной формы в период между соревнованиями. Особенности построения учебно-тренировочного процесса перед соревнованиями. (1 ч)
Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)
-
Основы режима труда, отдыха, занятий спортом. Значение правильного режима дня юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста. (1 ч)
Шахматная литература. (1 ч)
-
Шахматные журналы и турнирные сборники партий крупнейших соревнований. (1 ч)
Тематический план седьмого года обучения
№
|
Наименование
темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Физическая культура и спорт
|
1
|
1
|
--
|
2
|
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований
|
1
|
1
|
--
|
3
|
Исторический обзор развития шахмат
|
20
|
20
|
--
|
4
|
Дебют
|
26
|
26
|
--
|
5
|
Миттельшпиль
|
40
|
40
|
--
|
6
|
Эндшпиль
|
20
|
20
|
--
|
7
|
Основы методики тренировки шахматиста
|
1
|
1
|
--
|
8
|
Спортивный режим и физическая подготовка.
|
1
|
1
|
--
|
9
|
Шахматная литература
|
1
|
1
|
--
|
10
|
Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций
|
105
|
--
|
105
|
|
ИТОГО:
|
216
|
111
|
105
|
Содержание программы.
Физическая культура и спорт. (1 ч)
-
Система международных шахматных соревнований. (1 ч)
Шахматный кодекс. (1 ч)
-
Судейская и инструкторская практика. (1 ч)
Исторический обзор развития шахмат. (20 ч)
-
Х-Р. Капабланка и его стиль. (4 ч)
-
Гипермодернизм как новое течение в шахматной мысли. (1 ч)
-
Творчество А. Нимцовича, Р. Рети, С. Тартаковера. (8 ч)
-
А. Алехин — первый русский чемпион мира. (4 ч)
-
Крупнейшие международные турниры ХХ в. (2 ч)
-
Образование ФИДЕ. Система розыгрыша звания чемпиона мира. (1 ч)
Дебют. (26 ч)
-
Понятие дебютной новинки. (2 ч)
-
Концентрический метод изучения дебютных систем. (4 ч)
-
Стратегические идеи защиты Грюнфельда, защиты Нимцовича, дебюта Рети. (20 ч)
Миттельшпиль. (40 ч)
-
Стратегическая и тактическая защита. (1 ч)
-
Приемы тактической защиты: отражение непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки. (8 ч)
-
Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском фланге. (3 ч)
-
Пешечные цепи. (2 ч)
-
Блокада пешки и пешечной цепи. (2 ч)
-
Пешечный прорыв. (2 ч)
-
Размен как средство получения перевеса. (2 ч)
-
Преимущество двух слонов. (2 ч)
-
Стратегическая атака: при разноцветных слонах, по большой диагонали, пешечного меньшинства. (8 ч)
-
Стратегическая защита: размен атакующих фигур противника, упрощения, создание максимальных трудностей противнику, ослабление позиции противника; жертва материала ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса вызывает большие трудности. (8 ч)
-
Компенсация за ферзя, ладью, легкую фигуру в середине партии. (2 ч)
Эндшпиль. (20 ч)
-
Компенсация за ферзя, ладью, легкую фигуру. (4 ч)
-
Ладья против легких фигур. (4 ч)
-
Ладья и слон (конь) против ладьи. (4 ч)
-
Ферзевые окончания. (4 ч)
-
Проблемы перехода из миттельшпиля в эндшпиль. (4 ч)
Основы методики тренировки шахматиста. (1 ч)
-
Закономерности тренировки шахматиста: общая подготовка (физическая подготовка, морально-волевая и психологическая подготовка, специфическая выносливость), специальная подготовка (отработанный дебютный репертуар, наличие наигранных миттельшпильных схем, знание основных эндшпильных позиций, быстрый и безошибочный расчет вариантов). (1 ч)
Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. (1 ч)
-
Требования к режиму шахматиста. Режим во время соревнований. (1 ч)
Шахматная литература. (1 ч)
-
Обзор современной литературы (периодика, специальные издания, тематические серии). (1 ч)
Литература
Общая методика
З а к В. Г. «О маленьких для больших». М., 1973
К а р а х а н Ю. И. «Основы судейства в шахматах». М., 1974
К р о г и у с Н. В. «Психологическая подготовка шахматиста». М., 1975
К о с т ь е в А. Н. «Шахматный кружок в школе и пионерском лагере». М., 1980
З а к В. Г. «Пути совершенствования». М., 1981
Ж у р а в л е в Н. «Шаг за шагом» М.,ФиС, 1986
Г е р ш у н с к и й Б., К о с т ь е в А. «Шахматы – школе» М., Педагогика, 1991
«Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции» под ред. С.М.Зверева, М., Просвещение, 1986г. (издание третье, переработанное и дополненное)
«Антология шахматной красоты» (1640 лучших партий), 1996
П о ж а р с к и й В.. «Шахматный учебник», Феникс, 2000
Д в о р е ц к и й М. , Ю с у п о в А. «Методы шахматного обучения + Тест 8х12», 2003
Д в о р е ц к и й М. , Ю с у п о в А. «Развитие творческого мышления шахматиста», 2003
Д в о р е ц к и й М. , Ю с у п о в А. «Техника в шахматной игре», 2003
Дебют
Э с т р и н Я., К а л и н и ч е н к о Н. «Шахматные дебюты. Полный курс», М, 2003
Н е й ш т а д т Я. «Дебютные ошибки и поучительные комбинации», М, 2003
Д в о р е ц к и й М. , Ю с у п о в А. «Секреты дебютной подготовки» ,2002
М а ц у к е в и ч А., Р а з у в а е в Ю. «Энциклопедия гамбитов», М, 2007
К а р п о в А., К а л и н и ч е н к о Н. «Начальный курс дебютов», М, 2007
Миттельшпиль
Г о р е н ш т е й н Р. «Шахматы. Миттельшпиль» (в 2-х томах), М, 1997
П а н ч е н к о А. «Теория и практика миттельшпиля» , М, 2003
Б л о х М «Комбинационное искусство», 1993
И в а щ е н к о С. «Учебник шахматных комбинаций», Кн.1,2 М, 1997-2002
С у х и н И. «1000 самых знаменитых шахматных комбинаций», М, 2001
Х е н к и н В. «1000 матовых комбинаций», М, 2002
Д в о р е ц к и й М. “Комбинационная игра”,2002
Т а р р а ш З. «Учебник шахматной стратегии», (2 тома), М, 2001
Н и м ц о в и ч А. «Моя система», М, 2003
Д в о р е ц к и й М. «Стратегия», 2003
Эндшпиль
А в е р б а х Ю. «Шахматные окончания». (в пяти томах), М., 1981-84
Г у л и е в Ш. «Учебник шахматных окончаний», М, 2003
П а н ч е н к о А. «Теория и практика шахматных окончаний» , М, 2004
Д в о р е ц к и й М. «Учебник эндшпиля», 2006
История шахмат
«Матчи на первенство мира-1. Стейниц, Ласкер, Капабланка, Алехин, Эйве»,М, 2002
«Матчи на первенство мира-2. Ботвинник,Смыслов,Таль,Петросян,Спасский,Фишер»,М,2002
«Матчи на первенство мира-3. Карпов, Каспаров», М, 2002
«744 партии Бобби Фишера» (2 тома), М,1993
В и л ь я м с Г. «Шахматы (история, фигуры, игроки)», М, 2000
К а р п о в А. «Мои лучшие партии», М, 2001
Н и к и т и н А. «С Каспаровым ход за ходом, год за годом», М, 1998
К р а м н и к В. , Я. Д а м с к и й Я. «Прорыв», М, 2000
К а с п а р о в Г. «Мои великие предшественники» (в пяти томах) М, 2005-06 гг.