Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: Япония: территория, границы, население.

Класс – 11

Цели:

  1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения.

  2. Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.

  3. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Оборудование : политическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы, флаг, герб, национальный костюм.

Структура урока:

План

  1. Япония – «Страна наоборот».

  2. Название страны и состав территории.

  3. ЭГП и ПГП. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

  4. Особенности населения. Демографическая политика.

  5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно- ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

1.Япония – «страна наоборот».

- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания.

В этой удивительной стране пальто подает женщина, кошки бесхвостые, пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

- О какой стране идет речь? Вы догадались?

- Да, это Япония.

- А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы.



II. Выступления учащихся с сообщениями.

Заключительное слово учителя.

1. Название страны. Состав территории.

  • Древнее название страны – ЯМАТО. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, т.е. Страна Восходящего солнца.

  • Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнце в середине.

  • Круглая хризантема – национальный цветок Японии.

  • Япония – страна – архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на 4000 тысячах мелких островах в Тихом океане.

  • Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю.

2. ЭГП и ПГП Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Япония – древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы спрятана от глаз европейцев.

Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.

Япония входит в «большую семерку», что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.

Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.

3. Особенности населения. Демографическая политика.


  • Население Японии- 127 млн. человек –это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

  • Территория- 372 тыс.км2.

  • Средняя плотность населения- 336 человек на квадратный километр. Но фактическая плотность населения выше, поскольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

  • Япония - конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

До принятия Конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны - Акихито- символ государства и единства нации, так как вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

По государственному устройству- Япония- унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Подавляющая часть населения живет в городах -76 %. В стране более 200 больших городов,12 из них города- миллионеры.

Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения – естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политики контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи приводится уже в старших классах. Пропагандируются боле поздние браки по договоренности родителей.



  • Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире 4 на 100 ( в США – 8 на 1000; в России – 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни ( Мужчины -76 лет, женщины -82 года). Для сравнения: в России женщины – 72 года, мужчины – 62 года.

Вопрос: Почему японцы живут долго?

Ответ:

1) все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.

2) Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

3) В отношениях японцев друг другу царит доброжелательность.

4) Привычка ходить. Когда- то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас ?

(размышления ребят)



  • Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.

  • Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы. Так и слоговая азбука.

  • Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, -буддизм. Японская система верования – синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно- бытовые обряды и, прежде всего, свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода . Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на углах.

  • Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего возраста. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.

Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии.

1 ученик.

У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45%, коллеги кланяются друг другу по углом 15%, встречают клиентов и покупателей под углом 30% - значит, каждому свой угол.

Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

2 ученик

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днем д.б. полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

3 ученик

Икебана (искусство составления цветов)

Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, 3 раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требуют от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств.

4 ученик.

Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай- миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика м.б. объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

5 ученик

У японцев свой национальный костюм – кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно длявсех: нет различия – мужское или женское. Все радостные события: рождения ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.

6 ученик

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавно смроят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы – татами.

Днем на них сидят обедают, а на ночь на них стелят постель. Мебели. Как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по 2 палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд. тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают.

Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются – что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье (на урок принести бумажный журавлик, склеенный ребятами).

4. Физминутка

Издавна в странах Азии пользуются восточные единоборства. Юноши –делают широкие взмахи руками в разные стороны.

Девушки – делают поклоны в разные стороны под разным углом(звучит тихая спокойная музыка).

5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно– ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Учитель. Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Но я еще добавлю , что природа Японии скупа.

Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.

Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по 2 урожая в год риса и овощей.

Леса занимают 2/3 территории страны.

Порожистые и короткие реки Японии – источник гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна.

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее несъедобны. Сакура цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнины в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. ЕЕ розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.

III. Итоги

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

- Кто же они, японцы?

- Что ими движет?



(размышления учащихся)

Вывод урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

Тема: Япония: территория, границы, население. Класс – 11

Усвоение знаний об основных чертах эгп, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения

85.76kb.

15 12 2014
1 стр.


Сельское поселение кулгунинский сельсовет

Кулгунино – 305 дворов, население 924 чел.; д. Калу-Айры – 63 двора, население 170 чел.; д. Новосаитово – 43 двора, население 145 чел.; д. Старосаитово – 67 дворов, население 189 ч

37.82kb.

25 12 2014
1 стр.


Контрольная работа 8 класс население России
62.48kb.

18 12 2014
1 стр.


Дайсуки Номура Япония Религиозно-исторические корни менталитета японцев

Менталитет, вера, ценности – эти ключевые моменты истории и культуры всегда находят отражение в конституции и законах каждой страны. Япония не исключение

54.77kb.

10 10 2014
1 стр.


Япония на пути модернизаций

Сегодня мы отправимся в загадочную восточную страну Японию. Япония находится в Юго-Восточной Азии и расположена на 4-х крупных островах Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и на 4 тыс мел

100.95kb.

04 09 2014
1 стр.


Статья Границы и территория поселения

Федерации, федеральных законов, Устава и законов Пермской области и определяет правовые гарантии и основы организации и осуществления местного самоуправления на территории Аспинско

1037.58kb.

14 12 2014
5 стр.


«Умники и умницы» 10 класс. Цели и задачи игры

Активизировать познавательный интерес учащихся; выявить степень усвоения материала и умение применять полученные знания по темам «Япония», «Индия», «Китай» при выполнении творчески

60.9kb.

14 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка к презентации «Япония страна восходящего солнца»

Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Большинство островов горные, многие вулканически

264.78kb.

15 12 2014
1 стр.