Перейти на главную страницу
|
Введение……………………………………………………… |
4 |
1. |
Организационно-методические указания………………………….. |
8 |
2. |
Тематический план………………………………………………… |
12 |
3. |
Содержание дисциплины………………………………………….. |
26 |
4. |
Список литературы………………………………………………... |
28 |
5. |
Электронные издания……………………………………………… |
33 |
6. |
Ссылки на Интернет-ресурсы……………………………………... |
34 |
7. |
Периодические издания…………………………………………… |
35 |
8. |
Методические рекомендации по подготовке к семинарам |
36 |
9. |
Общие методические рекомендации преподавателям и студентам……………………………………………………. |
131 |
9.1. |
Методические рекомендации преподавателям……………. |
131 |
9.2. |
Методические рекомендации студентам…………………... |
132 |
9.3. |
Методические указания студентам по организации самостоятельной работы……………………………………. |
133 |
9.4. |
Методические рекомендации по написанию контрольных работ………………………………………………………….. |
135 |
10. |
Темы контрольных работ…………………………………………. |
138 |
11. |
Требования к содержанию и оформлению рефератов……. |
140 |
12. |
Темы рефератов……………………………………………………. |
144 |
13. |
Вопросы к зачету……………………………………………. |
147 |
14. |
Вопросы к экзамену…………………………………………. |
149 |
15. |
Контрольные тесты по всему курсу………………………... |
152 |
16. |
Тезаурус…………………………………………………………… |
162 |
17. |
Персоналии………………………………………………………… |
180 |
|
Заключение………………………………………………………… |
184 |
Дисциплина « Концепции современного естествознания» входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.
Понятие "концепция" означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания и формирования у них представлений о современной научной картине мира.
К концепциям современного естествознания относятся наиболее фундаментальные, общие закономерности в природе, которые единой нитью проходят не только через естественнонаучное знание, но и через гуманитарную культуру. Цель изучения КСЕ - показать и обосновать целостность всего современного знания о природе недифференцированного на естественнонаучный и гуманитарный сегменты. Задачи - раскрыть содержание, историю становления и логику основных концепций современного естествознания. Исходя из современных достижений естественных наук, нашу планету и окружающее ее пространство необходимо рассматривать как совокупность сложных динамических систем (климатическую, биологическую, геологическую, космическую, социальную), объединенных нелинейными связями. Поведение таких систем в определенных фазах развития непредсказуемо и малые изменения параметров связей могут привести их в режим хаоса. Именно этот сценарий разыгрывается сейчас в планетарном масштабе, когда антропоцентрическая парадигма мышления приводит к непредсказуемым катастрофическим последствиям. Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Выявляется роль науки как важнейшей силы преобразования и эволюции в настоящем и будущем планеты. Необходимо сформировать единое представление об окружающем Мире, о неразрывности и взаимной дополнительности знаний о Природе (естественнонаучная сторона) и знаний о Человеке (гуманитарная сторона).
Главная цель данного курса - ознакомление с современной естественнонаучной картиной мира, усвоение, пусть даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании. Это дает возможность формировать у будущих специалистов естественнонаучный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть собственной профессией.
Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлена еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знания, такие, например, как астрология, магия, эзотерические, мистические и т.п. учения. Постепенно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию общественного сознания естественнонаучную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественнонаучного знания в обществе. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других естественных наук, получении представлений о важнейших школах, и направлениях в развитии современного естествознания.
Курс дисциплины « Концепции современного естествознания» прежде всего, опираясь на конкретные естественные науки (в первую очередь физику, химию, биологию и астрономию), в то же время не является совокупностью отдельных дисциплин. В отличие от специальных наук оно исследует Природу как единое целое.
Изучение курса «Концепции современного естествознания» предполагает, что студент владеет основами знаний в области естественных наук, которые закладываются при освоении школьной программы по физике, химии, биологии, астрономии, физической географии. Для студентов, поступивших в вуз после окончания средних специальных учебных заведений или по прошествии значительного срока после окончания школы, это может вызывать трудности для понимания, как отдельных вопросов дисциплины, так и основных ее идей. В этой связи ниже приводятся основные понятия по ряду естественных дисциплин, знание которых является необходимой предпосылкой успешного освоения курса, это, прежде всего – физика, химия, биология, астрономия.
Законы Ньютона. Понятия массы, энергии, работы, момента количества движения. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Принцип относительности Эйнштейна. Основные положения релятивистской механики. Закон сохранения механической энергии.
Общий закон сохранения энергии (I Начало термодинамики). Термодинамические циклы. II Начало термодинамики
Основные законы электричества и магнетизма. Понятия электростатического, магнитного, электромагнитного поля. Основные положения электронной теории металлов. Элементарные частицы. Строение атома. Строение атомного ядра.
Физические и химические изменения веществ. Химические элементы. Признак химического элемента. Распределение электрических зарядов в атоме. Заряд ядра. Молекулы. Типы связей в молекуле. Понятие о химической реакции. Прямые и обратные химические реакции. Тепловые эффекты химических реакций. Валентность. Экзо - и эндотермические реакции.
Катализ. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.
Органические соединения. Изомерия органических соединений. Важнейшие классы органических соединений. Углеводы. Роль углеводов в природе. Аминокислоты, их строение и роль в природе. Белки, структура белков. Роль белков в обеспечении жизнедеятельности.
Основные свойства живого. Строение клетки. Химический состав. Реакции обмена в клетке. Анаболизм и катаболизм. Аэробное и анаэробное дыхание. Фотосинтез.
Формы размножения. Онтогенез. Генетика. Наследственность и изменчивость. Законы Менделя. Генетика пола.
Эволюционное учение. Эволюционная теория Ламарка. Эволюционная теория Дарвина – Уоллеса. Факторы эволюции. Доказательства эволюции органического мира.
Система органического мира. История развития органического мира.
Антропогенез. Ступени эволюции человека. Происхождение рас.
История развития астрономических представлений. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Научная деятельность Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно. Законы Кеплера.
Строение Солнечной системы. Солнце, его строение, химический состав, источник энергии. Планеты. Кометы. Метеориты.
Звезды. Звездные величины. Физические характеристики звезд (цвет, спектр, размеры, температура, масса). Годичный параллакс и измерение расстояния до звезд. Звездные системы. Млечный Путь. Галактики. Метагалактика.
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания».
Дидактические единицы |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности: принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. |
Разобщенность естественнонаучного знания и наличие двух изолированных конгломератов наук – естественных и гуманитарных – на исходе ХХ столетия становится ненормальным явлением. Направление научных исследований приобретает все более междисциплинарный характер, требующий освоения универсально-адекватного языка, способного дать возможность современному специалисту продуктивно работать в широком спектре направлений.
Задачей настоящей дисциплины является наведение мостов между фрагментарными естественнонаучными знаниями, естественнонаучными дисциплинами и системой наук в целом, а также выявление места и роли науки в единой системе культуры.
В процессе изучения курса специалист должен:
- историю и тенденции развития естествознания;
- корпускулярную и континуальную концепции описания природы;
- структурные уровни организации материи;
- динамические и статистические закономерности в природе;
- внутреннее строение Земли и историю ее развития;
- особенности биологического уровня организации материи;
- принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности;
- о природе универсального (фундаментального) и специального знания;
- о естественнонаучной и гуманитарной культуре;
- о принципах относительности пространства и времени;
- о путях конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знания;
- о порядке и беспорядке в природе;
- о генетике и эволюции;
- о многообразии живых организмов;
- о химических процессах;
– о вариантах целостного взгляда на окружающий мир
- правильно организовать свой труд в процессе поиска и обработки информации естественнонаучного содержания;
- грамотно оформлять результаты своих исследований в виде рефератов и статей;
- логично отстаивать свою точку зрения;
- применять теоретические знания в процессе разработки и принятия грамотных различного рода решений;
Курс “Концепции современного естествознания” должен помочь студенту овладеть особенностями междисциплинарного подхода к изучению природных систем и свести в единую систему знаний учебный материал других изучаемых дисциплин.
Студенты ориентируются на использование концептуальных знаний и представлений естествознания применительно к своей конкретной профессии менеджера, экономиста или юриста.
Основными формами изучения данной дисциплины являются: лекционный материал и аудиторные семинарские занятия.
Текущий контроль работы студентов осуществляется в виде контрольных письменных работ или рефератов.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольного тестирования.
Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена.
2. Тематический план
Финансы и кредит ( очное отделение)
№ п/п
|
Наименование темы |
Виды занятий | ||
Лекция |
Семинар |
Сам.раб. | ||
1. 2. 3.
5.
6.
|
Тема 1. Предмет естествознания. Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Тема 2. Физические концепции описания природы Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Тема 3. Химические концепции описания мира Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества. Тема 4. Геологические концепции описания мира Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли. Тема 5. Биологические концепции описания мира Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера. Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. |
4 4 6
4 4 4
|
4 4 4
4 4 |
4 4 4
4
|
8. |
Всего: 80 |
28 |
26 |
26 |
9. |
Форма отчетности |
экзамен |
№ п/п
|
Наименование темы |
Виды занятий | ||
Лекция |
Семинар |
Сам.раб. | ||
1. 2. 3.
5.
6.
|
Тема 1. Предмет естествознания. Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Тема 2. Физические концепции описания природы Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Тема 3. Химические концепции описания мира Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества. Тема 4. Геологические концепции описания мира Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли. Тема 5. Биологические концепции описания мира Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера. Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. |
4 4 6
4 4 4
|
4 4 4
4 4 4 |
9 9 9 9 9 9 14 |
8. |
Всего: 80 |
28 |
26 |
26 |
9. |
Форма отчетности |
экзамен |
Тематический план учебной дисциплины отражает содержание дисциплины
25 12 2014
1 стр.
Методические указания студентам по организации самостоятельной работы
07 10 2014
11 стр.
Теория Миланковича и 40700-летний ритм ледниковых и межледниковых эпох. Соотношение тепла и влаги в ритмических процессах
27 09 2014
1 стр.
Вводное занятие. Знакомство с курсом. Распределение обязанностей. Рубрики газеты. Основное содержание каждой рубрики
06 10 2014
1 стр.
История развития современных представлений о строении атома. Микромир. Порядки физических величин в физике микромира
14 12 2014
1 стр.
Статистическое истолкование вероятности события. Классическая модель. Геометрическая модель
18 12 2014
1 стр.
30 09 2014
5 стр.
«Биология» и «Биоэкология» (через косую черту) и направления «Биология» (бакалавр)
14 12 2014
1 стр.