№ п/п
|
ТЕМА
|
Кол-во
часов
|
ДАТА
|
1
|
Знакомство с учебным предметом «литература», учебной хрестоматией и ее героями. Чтение статей «В дорогу!», «Первые секреты волшебства» и «Волшебство без обмана». Беседа о прочитанном.
|
1
|
|
2
|
Р.Р. Беседа о вымысле и фантазии в литературе. Творческая работа : окончание сказки «Золотой ключик»(на материале хрестоматии).
|
1
|
|
3
|
Понятие о жанре. Фольклор и жанры фольклора. Конкурс загадок. Как возникла и строится загадка.
|
1
|
|
4
|
Р.Р. Считалки, игры, небылицы. Творческая работа: сочинение небылиц. Обучение умению дорабатывать свой текст.
|
1
|
|
5
|
Сказка как жанр фольклора. Виды народных сказок. Понятие о сюжете. Значение сказки в жизни человека.
|
1
|
|
6
|
«Два Ивана - солдатских сына». Понятие о волшебной сказке.
|
1
|
|
7
|
«Жена – доказчица». Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада жизни.
|
1
|
|
8
|
Адыгейские народные сказки «Куижий и великаны», «Человек, который купил ум».
|
1
|
|
9
|
Духовная литература. Библия. «Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос».
|
1
|
|
10
|
Вн. Чт. Беседа по самостоятельно прочитанным главам «Избрание двенадцати апостолов», «Нагорная проповедь»; понятия «проповедь» и «заповедь»; как понимать заповеди Христа. Притча как жанр духовной литературы. Чтение и обсуждение «Притч Иисуса Христа».
|
1
|
|
11
|
Житие как жанр духовной литературы. Чтения жития Бориса и Глеба. Святость в христианской культуре.
|
1
|
|
12
|
Фольклор и литература: преемственность и различия. Первоначальное понятие о родах литературы (по статьям хрестоматии «Непонятные слова...», «Литературная сказка»).
|
1
|
|
13
|
Литературная сказка. «Сказка о царе Берендее» В.Жуковского. Нравственная проблематика сказки.
|
1
|
|
14
|
Сходство и различия фольклорной и литературной сказки (на основе сопоставления с народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая»).
|
1
|
|
15
|
Адыгейские литературные сказки. М.С. Паранук «Бей- дубинка». И.Ш. Машбаш «Три охотника».
|
1
|
|
16
|
Детство А.С. Пушкина. Лицей. Пушкинское Лукоморье.
|
1
|
|
17
|
Вн.Чт. Сказки А.С. Пушкина.
|
1
|
|
18
|
Сказка-пословица. В.И.Даль «У тебя у самого свой ум». Поучительный смысл сказки.
|
1
|
|
19
|
Р.Р. Творческая работа: сочинение сказки-притчи по адыгейской пословице.
|
1
|
|
20
|
Х.-К.Андерсен и его сказки. Чтение сказки «Соловей». Истинные и мнимые ценности.
|
1
|
|
21
|
Поучительный смысл сказки. Автор в литературном произведении и его отношение к героям и событиям.
|
1
|
|
22
|
Саша Черный «Мирная война», смысл сказки. Что делает сказку смешной.
|
1
|
|
23
|
Вн.Чт Самостоятельное чтение: литературные сказки. Творческая игра: «Сказка на ваш вкус».
|
1
|
|
24
|
Р.Р.. Чтение и обсуждение статьи «Как стать писателем-сказочником», подготовка к сочинению сказки «Необычное в обычном».
|
1
|
|
25
|
Жанр рассказа. Сказка и рассказ. Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Начало комментированного чтения.
|
1
|
|
26
|
Сказочное в рассказе и сказке. Конкретность героев и обстановки. Автор и рассказчик.
|
1
|
|
27
|
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого как рассказ-быль. Комментированное чтение 1-2 глав.
|
1
|
|
28
|
Нравственный смысл рассказа Л.Н. Толстого. Портрет и характер. Сравнительная характеристика героев.
|
1
|
|
29
|
Р.Р. Работа с цитатным планом (по хрестоматии). Творческая работа: изложение событий от лица героя (письменное или устное).
|
1
|
|
30
|
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» как рождественский рассказ. Смысл чудесного в рассказе.
|
1
|
|
31
|
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Понятие о юморе и жанре юмористического рассказа.
|
1
|
|
32
|
Р.Р. Творческая мастерская: подготовка к сочинению рассказа на тему «Смешной случай».
|
1
|
|
33
|
О.Генри «Вождь краснокожих»: выборочное чтение по ролям. Смешное в ситуации и языке рассказа. Иллюстрирование рассказа.
|
1
|
|
34
|
Д.Лондон «Сказание о Кише»: почему Киш остался в памяти своего народа. Отражение жанра (сказание, легенда, предание) в речи автора и сюжете.
|
1
|
|
35
|
К.Паустовский «Кот-ворюга» – рассказ о животных. Средства создания образа животного. Викторина «Коты и кошки в литературе».
|
1
|
|
36
|
В.Драгунский «Девочка на шаре». Жанр детского рассказа. «Взрослая» тема детского рассказа.
|
1
|
|
37
|
Т.М. Керашев «Урок жизни». Х.А. Ашинов «Колыбельная песня».
|
1
|
|
38
|
Д.Хармс «Черная вода». Рассказ–абсурд и небылица. Смысл «бессмысленного» в рассказе. Л.Петрушевская «Пуськи бятые»: игровой прием, используемый в рассказе. «Все непонятливые»: конкурс окончаний рассказа.
|
1
|
|
39
|
Р.Р. Творческая мастерская: рассказ как эпический жанр, автор, герои и события в рассказе – обучение работе над отзывом на самостоятельно прочитанный рассказ.
|
1
|
|
40
|
Вн.Чт. Самостоятельное чтение: представление отзывов на самостоятельно прочитанный рассказ. Д.Г. Костанов «Песня», П.К. Кошобаев «Ранние арбузы».
|
1
|
|
41
|
Повесть как жанр литературы. Повесть и рассказ. «Начнем перечитывать повесть»: комментированное чтение «Барышни-крестьянки» А.С. Пушкина.
|
1
|
|
42
|
Р.Р. Герои повести Муромский и Берестов: составление сюжетного плана повести, работа над образами героев (герой и его маска).
|
1
|
|
43
|
Молодые герои повести: тема социального неравенства. Роль автора в повествовании: проблема искренности в жизни и литературе.
|
1
|
|
44
|
Вн.Чт. Вне расписания: библиотечный урок
|
1
|
|
45
|
Марк Твен «Приключения Тома Соейра»: жизнь и заботы главного героя и его друзей. Инсценирование эпизода (или чтение его по ролям).
|
1
|
|
46
|
«Приключения…» как авантюрная повесть. Жизнь и заботы Тома и его друзей.
|
1
|
|
47
|
Сюжетные линии повести. Эпизод в сюжете эпического произведения. Образ Геккльберри Финна. Том и Бекки.
|
1
|
|
48
|
Р.Р.. Творческая мастерская: сочинение и отзыв.
|
1
|
|
49
|
«Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя как сказочная повесть.
|
1
|
|
50
|
Герои и события сказочной повести. Приемы создания комического эффекта. Работа над характеристикой героев.
|
1
|
|
51
|
Сюжет и эпизод. Составление сюжетного плана по прочитанной части текста. Работа над пересказом эпизода. Образ Вакулы. Сказочное и реальное в повести.
|
1
|
|
52
|
Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»: необычность сказочного: как рождается сюжет. Сюжет и язык, понятие о нонсенсе.
|
1
|
|
53
|
Алиса в мире сказочных нелепиц. Как рождается нонсенс. Герой сказки и герой сказочной повести. Подготовка к инсценирования эпизода (или составление карты-схемы сюжета).
|
1
|
|
54
|
Вн.Чт. Урок самостоятельного чтения или урок-инсценировка сцены суда.
|
1
|
|
55
|
Р.Р.. Творческая мастерская: герой ненаписанной сказочной повести.
|
1
|
|
56
|
В.О.В. в произведениях адыгейских авторов. Ю.И. Тлюстен «Борьба аульчан с захватчиками» Х.Б. Андрухаев «Стихи».
|
1
|
|
57
|
Лирика как род литературы. А.С.Пушкин «Птичка»
|
1
|
|
58
|
А.С.Пушкин «Туча», «Еще дуют холодные ветры»: понятие об эпитете и олицетворении.
|
1
|
|
59
|
А.С.Пушкин «Бесы». Первоначальное понятие о стихотворном ритме.
|
1
|
|
60
|
М.Ю.Лермонтов. «Казачья колыбельная песня»: восприятие стихотворения – что это такое.
|
1
|
|
61
|
Стихотворения адыгейских поэтов. С.М. Яхутль, К.Х. Жане, А.М. Гадагатль, Х.Я. Беретарь, Ш.И. Куев.
|
1
|
|
62
|
М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Пейзажная лирика.
|
1
|
|
63
|
Р.Р. Творческая мастерская – практикум: лирика, стихи, ритм.
|
1
|
|
64
|
Драма как род литературы. Т.Г.Габбе «Город мастеров»: комментированное чтение афиши.
|
1
|
|
65
|
Т.Г.Габбе «Город мастеров»: проблема внешней и внутренней красоты человека.
|
1
|
|
66
|
Вн.Чт. Урок самостоятельного чтения. И.С. Цей «Красные чувяки». Понятие о новелле.
|
1
|
|
67
|
Р.Р. Урок-практикум «Как создается сценарий».
|
|
|
68
|
Итоговая читательская конференция. Фольклор и литература.
|
1
|
|
По программе: 68 часов.
7 часов.
-12 часов.