Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тематическое планирование курса астрономии для 11 класса (базовый уровень) 1 час в неделю

Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г

Автор: Усачев Р.А.

Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г.., а также дополнительных пособий: для учителя

1. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.

2. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.

3. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.

4. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.

Для учащихся:

1. Учебник Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г.

2. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.

Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность класса.


Согласно действующему учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

• в 11 классе предполагается обучение в объеме 34 часов;

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Астрономия 11 класс», БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут., в объеме 34 часов.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.



Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное».

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;


должны уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;


владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Календарно -тематическое планирование Астрономия.11класс

ЕК Страут «Дрофа» 2010


урока


дата

Тема урока

Количество часов

тип

Требования к уровню подготовки (знать/уметь)

Домашнее задание §

примерная

фактически

























Введение 2ч













1

1-3,09




Предмет астрономии




Лекция, беседа

Смысл понятий Предмет астрономии

1

2

6-10,09




Наблюдения- основа астрономии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Предмет астрономии

2










Практические основы астрономии 7ч













3

20-24,09




Звезды и созвездия

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Звезды и созвездия

3

4

27-30,09

29,09

Небесные координаты и звездные карты

1

Практикум Лекция, беседа

Смысл понятий Небесные координаты и звездные карты

4

5

4-9,10

6,10

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Видимое движение звезд на различных географических широтах

5

6

11-16,10

13,10

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

6

7

18-23,10

20,10

Движение и фазы Луны.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Движение и фазы Луны.

7

8

25-30,10




Затмения Солнца и Луны.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Затмения Солнца и Луны.

8

9

8-13,11




Время и календарь

1

Решение задач

Решение задач

9










Строение Солнечной системы 5ч













10

22-27,11




Развитие представлений о строении мира




Лекция, беседа

Смысл понятий Развитие представлений о строении мира

10

11

29,11-4,12




Конфигурация планет.синодический период.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Конфигурация планет.синодический период.

11

12

6-11,12




Законы движения планет Солнечной системы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Законы движения планет

12

13

13-18,12




Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

13

14







Движение небесных тел под действием сил тяготения

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Закон всемирного тяготения Возмущения в движении тел Солнечной системы Масса и плотность Земли Определение массы небесных тел. ПриливыДвижение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Солнечной системы

П.14










Природа тел солнечной системы 6ч












15

20-25,12




Общие характеристики планет

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Общие характеристики планет

П15

16

10-14,01




Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

П16

17

17-21,01




Система Земля-Луна

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Земля

Луна



П17

18

24-29,01




Планеты земной группы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Общность характеристик

Меркурий'

Венера

Марс



П18

19

1-5,02




Планеты –гиганты

1

Решение задач

Смысл понятий Общность характеристик планет-гигантов

Спутники и кольца планет-гигантов



П19

20

7-12,02




Планеты – карлики и малые тела

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Планеты-карлики

Кометы


Метеоры, болиды


П20

21

14-19,02




Контрольная работа №1

1

Решение задач

Решение задач













Солнце и звезды 4ч

1










22

1-5,03




Солнце – ближайшая звезда

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Энергии и температура Солнца Состав и строение Солнца

Атмосфера Солнца



П21

23

7-12,03




Расстояния до звезд




Решение задач

Смысл понятий 1 Форма и размеры Земли

2.Определение расстояний в Солнечной системе


Горизонтальный параллакс Определение размеров светил



П22

24

14-19,03




Массы и размеры звезд

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Двойные звезды. Определение массы звезд

Размеры звезд. Плотность их вещества

Модели звезд


П23

25

21-26,03




Переменные и нестационарные звезды

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Пульсирующие переменные

Новые и сверхновые звезды




П24










Строение и эволюция Вселенной 4ч

1










26

11-16,04




Наша Галактика

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Млечный Путь и Галактика

Звездные скопления и ассоциации

Межзвездная среда: газ и пыль

Движения звезд в Галактике. Ее вращение




П25

27

18-23,04




Другие звездные системы- галактики

1




Смысл понятий галактики

П26

28

25-30,04




Основы современной космологии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Основы современной космологии

П27

29

2-7,05





Контрольная работа №2

1

Лекция, беседа

Решение задач




30

9-14,05





Жизнь и разум во Вселенной

1




Дополнительные задания


П28










Резерв 4 ч

1











Тематическое планирование Астрономия.11класс

ЕК Страут «Дрофа» 2010

Введение



Практические основы астрономии



Строение Солнечной системы



Природа тел солнечной системы



Солнце и звезды



Строение и эволюция Вселенной



Резерв

4 ч

Список контрольных работ

Контрольные работы

дата

Контрольная работа №1




Контрольная работа №2




Тематическое планирование курса астрономии для 11 класс

Тематическое планирование курса астрономии для 11 класса (базовый уровень) 1 час в неделю

165.87kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебно-тематическое планирование по истории Класс

Планирование составлено на основе примерной программы общего образования по истории 10-11 класс для образовательных учреждений «Дрофа» М.,2008 г

204.23kb.

12 10 2014
1 стр.


Планирование курса «история нового времени»

Календарно-тематическое планирование курса «история нового времени» 8 класс. Учитель истории Втюрина И. И

185.68kb.

14 10 2014
1 стр.


Планирование курса «история россии XIX в»

Календарно-тематическое планирование курса «история россии XIX в». 8 класс. Учитель истории Втюрина И. И

256.04kb.

11 10 2014
1 стр.


Тематическое планирование курса 10 класс

И, в-третьих – помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций

674.93kb.

16 09 2014
4 стр.


Тематическое планирование по истории России, Татарстана и Всеобщей истории для 8 класс

Тематическое планирование по истории России, Татарстана и Всеобщей истории для 8 класса составлено на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного ст

466.69kb.

24 09 2014
1 стр.


Тематическое планирование курса информатики и икт в 11 классе

Календарно – тематическое планирование курса информатики и икт в 11 классе на профильном уровне

252.32kb.

14 12 2014
1 стр.


Тематическое планирование курса 5 класс

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника

785.17kb.

15 09 2014
5 стр.