Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г
Автор: Усачев Р.А.
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г.., а также дополнительных пособий: для учителя
1. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.
2. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.
3. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.
4. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.
Для учащихся:
1. Учебник Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г.
2. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность класса.
• в 11 классе предполагается обучение в объеме 34 часов;
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Астрономия 11 класс», БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут., в объеме 34 часов.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.
На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.
Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное».
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.
Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
№ урока |
дата |
Тема урока |
Количество часов |
тип |
Требования к уровню подготовки (знать/уметь) |
Домашнее задание § | |
примерная |
фактически |
|
|
|
|
| |
|
|
|
Введение 2ч |
|
|
|
|
1 |
1-3,09 |
|
Предмет астрономии |
|
Лекция, беседа |
Смысл понятий Предмет астрономии |
1 |
2 |
6-10,09 |
|
Наблюдения- основа астрономии |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Предмет астрономии |
2 |
|
|
|
Практические основы астрономии 7ч |
|
|
|
|
3 |
20-24,09 |
|
Звезды и созвездия |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Звезды и созвездия |
3 |
4 |
27-30,09 |
29,09 |
Небесные координаты и звездные карты |
1 |
Практикум Лекция, беседа |
Смысл понятий Небесные координаты и звездные карты |
4 |
5 |
4-9,10 |
6,10 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Видимое движение звезд на различных географических широтах |
5 |
6 |
11-16,10 |
13,10 |
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. |
6 |
7 |
18-23,10 |
20,10 |
Движение и фазы Луны. |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Движение и фазы Луны. |
7 |
8 |
25-30,10 |
|
Затмения Солнца и Луны. |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Затмения Солнца и Луны. |
8 |
9 |
8-13,11 |
|
Время и календарь |
1 |
Решение задач |
Решение задач |
9 |
|
|
|
Строение Солнечной системы 5ч |
|
|
|
|
10 |
22-27,11 |
|
Развитие представлений о строении мира |
|
Лекция, беседа |
Смысл понятий Развитие представлений о строении мира |
10 |
11 |
29,11-4,12 |
|
Конфигурация планет.синодический период. |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Конфигурация планет.синодический период. |
11 |
12 |
6-11,12 |
|
Законы движения планет Солнечной системы |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Законы движения планет |
12 |
13 |
13-18,12 |
|
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе |
13 |
14 |
|
|
Движение небесных тел под действием сил тяготения |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Закон всемирного тяготения Возмущения в движении тел Солнечной системы Масса и плотность Земли Определение массы небесных тел. ПриливыДвижение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Солнечной системы |
П.14 |
|
|
|
Природа тел солнечной системы 6ч |
|
|
|
|
15 |
20-25,12 |
|
Общие характеристики планет |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Общие характеристики планет |
П15 |
16 |
10-14,01 |
|
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
П16 |
17 |
17-21,01 |
|
Система Земля-Луна |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Земля Луна
|
П17 |
18 |
24-29,01 |
|
Планеты земной группы |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Общность характеристик Меркурий' Венера Марс
|
П18 |
19 |
1-5,02 |
|
Планеты –гиганты |
1 |
Решение задач |
Смысл понятий Общность характеристик планет-гигантов Спутники и кольца планет-гигантов |
П19 |
20 |
7-12,02 |
|
Планеты – карлики и малые тела |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Планеты-карлики Кометы
Метеоры, болиды |
П20 |
21 |
14-19,02 |
|
Контрольная работа №1 |
1 |
Решение задач |
Решение задач |
|
|
|
|
Солнце и звезды 4ч |
1 |
|
|
|
22 |
1-5,03 |
|
Солнце – ближайшая звезда |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Энергии и температура Солнца Состав и строение Солнца Атмосфера Солнца |
П21 |
23 |
7-12,03 |
|
Расстояния до звезд |
|
Решение задач |
Смысл понятий 1 Форма и размеры Земли 2.Определение расстояний в Солнечной системе Горизонтальный параллакс Определение размеров светил |
П22 |
24 |
14-19,03 |
|
Массы и размеры звезд |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Двойные звезды. Определение массы звезд Размеры звезд. Плотность их вещества Модели звезд
|
П23 |
25 |
21-26,03 |
|
Переменные и нестационарные звезды |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Пульсирующие переменные Новые и сверхновые звезды |
П24 |
|
|
|
Строение и эволюция Вселенной 4ч |
1 |
|
|
|
26 |
11-16,04 |
|
Наша Галактика |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Млечный Путь и Галактика Звездные скопления и ассоциации Межзвездная среда: газ и пыль Движения звезд в Галактике. Ее вращение |
П25 |
27 |
18-23,04 |
|
Другие звездные системы- галактики |
1 |
|
Смысл понятий галактики |
П26 |
28 |
25-30,04 |
|
Основы современной космологии |
1 |
Лекция, беседа |
Смысл понятий Основы современной космологии |
П27 |
29 |
2-7,05 |
|
Контрольная работа №2 |
1 |
Лекция, беседа |
Решение задач |
|
30 |
9-14,05 |
|
Жизнь и разум во Вселенной |
1 |
|
Дополнительные задания |
П28 |
|
|
|
Резерв 4 ч |
1 |
|
|
|
Введение |
2ч |
Практические основы астрономии |
7ч |
Строение Солнечной системы |
5ч |
Природа тел солнечной системы |
6ч |
Солнце и звезды |
4ч |
Строение и эволюция Вселенной |
4ч |
Резерв |
4 ч |
Контрольные работы |
дата |
Контрольная работа №1 |
|
Контрольная работа №2 |
|
17 12 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
16 09 2014
4 стр.
24 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
15 09 2014
5 стр.